Характеристика кадастрового учета земельных участков в 2020 году

Кадастровый учет земельных участков – это, прежде всего систематизированная и структурированная система учета, классификации и описания, как самого земельного участка, так и прав и правовых отношений, связанных с ним.

Такой учет выполняется при помощи автоматизированной системы ведения государственного кадастрового учета, и включает в себя следующую информацию:

  • Форма и месторасположение;
  • Координаты поворотных точек, линейные размеры сторон и площадь;
  • Целевое назначение;
  • Почвенные характеристики;
  • Права собственности, пользования, ограничения и обременения на земельный участок;
  • Основания получения права собственности, пользования и пр.

В процессе формирования земельного участка, каждому присваивается уникальный кадастровый номер, не повторяющийся на всей территории страны, и содержащий в своей структуре информацию о территориальной принадлежности.

Кадастровый учет на местах осуществляется «Кадастровыми палатами», реорганизованными по субъектам Российской Федерации.

Федеральный закон определяет проведение в отношении к земельным участкам, ставящимся на учет, следующих процедур:

  • Регистрация земельных участков в государственном земельном кадастре;
  • Внесение информации о ранее зарегистрированных земельных участках;
  • Учет любого вида изменений, происходящих с участком;
  • Снятие объекта недвижимости с учета в государственном кадастре;
  • В порядке осуществления обмена информацией с органами местного самоуправления и государственной власти, внесение изменений, в соответствии с поступающими документами;
  • Исправление технических (графических, семантических) ошибок, обнаруженных в элементах существующего, либо проходящего определенный этап регистрации, кадастрового учета.

Процесс постановки земельного участка на кадастровый учет

В Кадастровую палату подается заявление собственником объекта, либо другими лицами.

Плата за осуществление учета в кадастровой системе с граждан не взимается, однако, необходимо учитывать, что эта процедура требует проведения определенных подготовительных работ, которые выполняют юридические и физические лица – предприниматели, за соответствующую оплату.

Вместе с заявлением в Кадастровую палату подаются следующие документы:

  • Межевой план утвержденной формы;
  • Документ, подтверждающий личность заявителя, либо полномочия представлять интересы заявителя другим лицом;
  • При объединении, разделе, перераспределении находящихся в собственности земельных участков, документ, подтверждающий волеизъявление собственников;
  • Письменные заявления пользователей, залогодержателей (в том числе, банки), арендаторов, чьи права относятся к участкам, в отношении которых подается заявление.

Информация о публичной кадастровой карте Росреестра

Сроки

Закон РФ устанавливает следующие сроки:

  • Срок постановки на учет объекта, внесение изменений, исправление ошибок, не превышают 20 рабочих дней со дня подачи соответствующей заявки.
  • Срок предоставления сведений из государственного кадастра в виде выписок и паспортов земельных участков не превышает 5 рабочих дней.
  • Срок предоставления сведений из государственного кадастра, как то кадастровые планы территории квартала не превышает 15 рабочих дней.

Не следует забывать, что учитывать нужно именно рабочие дни, и обязательно контролировать проставление отметки о дате принятия поданных вами документов в работу чиновником Кадастровой палаты.

Внесение изменений

В случае изменения уникальных данных земельного участка, либо других его характеристик, проводится процедура внесения изменений. Учет изменений производится на основании:

  • Предоставленных соответствующих документов и заявления;
  • Документов, поступивших в Кадастровую палату, в результате информационного взаимодействия между государственными органами.
  • В случае прекращения существования земельного участка, производится процедура снятия последнего с кадастрового учета.

Обратите внимание на материал, где описан процесс проведения межевания.
А здесь узнайте, как получить кадастровый паспорт земельного участка.

Снятие

Снятие участка с кадастрового учета производится на основании соответствующего заявления и необходимых документов. В этом случае нет необходимости в оформлении межевого плана и окончательный перечень документов комплектуется в зависимости от исходных данных.

Причины снятия:

  • Срок образования нового участка достиг двух и более лет, но права и обременения на него не были зарегистрированы;
  • Возникают накладки либо разрывы между границами соседних (смежных) участков;
  • В связи с технической ошибкой, обнаруженной в кадастровой системе учета.

Отказ

В процессе постановки могут возникать ситуации с получением отказа в проведении учета. Существует достаточное количество причин такого отказа. Однако не следует забывать, что в решении об отказе осуществления кадастрового учета земельного участка, такая причина должна быть указана в обязательном порядке, причем со ссылкой на соответствующую правовую норму действующего законодательства РФ.

Решение об отказе оформляется в срок, не превышающий двенадцати рабочих дней, с момента принятия соответствующего заявления и может быть обжаловано в судебном порядке.

И в заключении, хотелось бы сделать акцент на проверенном на практике правиле. Если вы не уверенны в своих силах, не располагаете необходимым количеством свободного времени для прохождения данной процедуры, доверьте эти действия профессионалам.

Описание ситуации: Обществу на праве собственности принадлежали 2 земельных участка, на которых расположены промышленные объекты общества.

Кадастровая оценка данных участков была проведена по состоянию на 01.01.2007, ее результаты были утверждены Постановлением администрации соответствующего субъекта от 28.04.2008; по результатам массовой оценки кадастровая стоимость данных земельных участков составляла 20 930 133,90 руб. и 41 991 048 руб. соответственно.

12.12.2013 было получено заключение эксперта, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2007 составила 5 957 029 руб. и 11 784 960 руб. соответственно.

В ходе судебных разбирательств Решением арбитражного суда от 27.12.2013 кадастровая стоимость данных участков была признана равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007. Постановлением апелляционного суда от 19.03.2020 Решение суда было оставлено без изменений.

В рамках программы развития общества данные участки были объединены в один с кадастровым номером 61:46:0010201:5546.

Согласно полученному кадастровому паспорту от 05.03.2020 N 61/001/14-180569:

– дата внесения номера участка в госкадастр – 05.03.2020;

– местоположение;

– разрешенное использование;

– площадь;

– кадастровая стоимость – 62 931 785,7 руб.;

– номера участков, подлежащих снятию с учета, – 61:46:0010201:213 и 61:46:0010201:5180.

Таким образом, объединенный участок был образован путем объединения двух земельных участков, кадастровая стоимость которых уже была оспорена в суде в части их оценки. При этом каких-либо изменений по земельному участку в части его назначения, площади, которые могли бы сказаться на его кадастровой стоимости, не произошло, то есть без изменения его характеристик.

При этом согласно полученному кадастровому паспорту стоимость объединенного ЗУ была указана Росреестром в размере 62 931 785,7 руб. – сумма кадастровых стоимостей объединенных земельных участков до оспаривания их стоимости на 01.01.2007 в суде (20 930 133,90 руб. + 41 991 048 руб. = 62 921 181,9 руб.).

Установление рыночной стоимости уже объединенного ЗУ вновь и ее оспаривание в суде, учитывая долгосрочность данного процесса, приведут к тому, что общество утратит возможность применения уже полученной рыночной оценки при исчислении земельного налога за 2020 г. и, возможно, за последующие налоговые периоды.

Предыдущая кадастровая оценка была проведена на 01.01.2007, ее результаты были утверждены Постановлением главы администрации области от 28.04.2008, вступившим в силу 01.01.2009. На эту же дату обществом была оспорена рыночная стоимость двух земельных участков. Обозначенные правилами 5 лет истекли 01.01.2020.

Вопрос: Просим оценить сложившуюся ситуацию и предложить порядок дальнейших действий общества.

Определите, на какую дату стоимость двух земельных участков (до объединения) признается в размере рыночной и с какой даты стоимость в размере рыночной может применяться в том числе для определения стоимости объединенного участка: 01.01.2007, 27.12.2013, 19.03.2020.

Ответ:

  1. В отношении “ретроспективного” применения рыночной стоимости земельных участков (61:46:0010201:213 и 61:46:0010201:5180) до вступления в силу решения суда и объединения участков

Решением арбитражного суда от 27.12.2013 кадастровая стоимость земельных участков 61:46:0010201:213 и 61:46:0010201:5180 была признана равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007. Решение суда вступило в законную силу и имеет обязательную силу с момента вынесения апелляционной инстанцией Постановления от 19.03.2020 (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).

Дата, по состоянию на которую в отчете оценщика была определена рыночная стоимость указанных земельных участков, – 01.01.2007 – совпадает с датой, на которую была определена кадастровая стоимость при государственной кадастровой оценке, утвержденная Постановлением Главы администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212, что полностью соответствует требованиям ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.

Считаем, что определение рыночной стоимости по состоянию на конкретную дату должно позволить налогоплательщику с этой же даты использовать указанную рыночную стоимость в целях исчисления земельного налога (в вашем случае можно вести речь об уточнении налоговых обязательств “ретроспективно” начиная с налогового периода за 2011 г.). Только такой подход будет соответствовать принципу экономической обоснованности налога (ст. 3 НК РФ).

Вместе с тем вопрос о “ретроспективном” применении кадастровой стоимости в размере рыночной является крайне спорным.

Судебная практика федеральных округов по данному вопросу складывается негативно для налогоплательщиков (например, Постановления ФАС Уральского округа от 13.03.2013 по делу N А60-36593/2011, от 16.08.2013 по делу N А60-47430/2012).

И если в ФАС Уральского округа такая негативная позиция сложилась достаточно давно и положительные решения по первой и второй инстанциям уже не выносятся, то в ФАС Северо-Кавказского округа (округ, к которому относится Ростовская область) имеются положительные судебные акты первой и апелляционной инстанций, которые были отменены судом кассационной инстанции относительно недавно (например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.10.2020 N Ф08-5083/14 по делу N А63-7808/2013).

На уровне Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ конкретных дел по данному вопросу до сих пор рассмотрено не было. Однако можно говорить об общей негативной тенденции ВАС РФ и ВС РФ по данному вопросу, что следует из определений ВАС РФ и ВС РФ об отказе в передаче дел для пересмотра в порядке надзора (Определения ВАС РФ от 11.07.2013 N ВАС-8250/2013, от 08.11.2013 N ВАС-14957/2013 “Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации”, Определения ВС РФ от 06.10.2020 N 309-КГ14-2609 по делу N А60-30884/2013, от 26.09.2020 N 309-КГ14-1319 по делу N А60-30950/2013 “Об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации” и др.), а также из ряда постановлений Президиума ВАС РФ, на которые уже ссылаются представители налоговых органов в судебных процессах.

Так, например, Президиум ВАС РФ уже пришел к выводу, что указание в нормативном акте даты, на которую проведена оценка, не есть придание ему обратной силы, что косвенно подтверждает позицию судов о невозможности “ретроспективного” применения рыночной стоимости (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.05.2020 N 2868/14).

На уровне Конституционного Суда РФ также состоялось рассмотрение данного вопроса, и КС РФ не нашел оснований для вывода о том, что оспариваемое заявителем положение п. 1 ст. 391 НК РФ нарушило в конкретном деле его конституционные права (Определение КС РФ от 03.07.2020 N 1555-О).

Вместе с тем мы находим поддержку своей позиции в особом Мнении судьи Конституционного Суда РФ К.В. Арановского, который отмечает, что существенное отклонение кадастровой стоимости, определенной в результате государственной кадастровой оценки, от рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, само по себе является нарушением прав налогоплательщика. Таким образом, судья Конституционного Суда РФ полностью не исключает возможность восстановления нарушенного права налогоплательщика в ситуации, подобной вашей. Однако спрогнозировать развитие ситуации и дать гарантии положительного разрешения дела на уровне Конституционного Суда РФ не представляется возможным.

  1. В отношении кадастровой стоимости объединенного земельного участка (61:46:0010201:5546) после вступления решения суда в силу

Как указано в п. 1 ст. 391 НК РФ, в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Вопросы определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков рассмотрены в Методических указаниях по определению кадастровой стоимости вновь образуемых участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222; далее – Методические указания).

Согласно п. 2.6 Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

В рассматриваемой ситуации земельный участок 61:46:0010201:5546 был образован в результате объединения двух земельных участков.

Согласно кадастровому паспорту от 05.03.2020 дата внесения номера земельного участка 61:46:0010201:5546 в государственный кадастр недвижимости – 05.03.2020.

Решение Арбитражного суда вступило в силу 19.03.2020 (дата принятия Постановления по данному делу апелляционной инстанцией). Согласно кадастровым справкам от 28.04.2020 кадастровая стоимость участков 61:46:0010201:213 и 61:46:0010201:5180 в размере рыночной внесена в государственный кадастр также 19.03.2020.

Таким образом, формально орган кадастрового учета правомерно определил кадастровую стоимость единого участка 61:46:0010201:5546 в кадастровом паспорте по состоянию на 05.03.2020 (дата внесения номера участка в государственный кадастр недвижимости) без учета результатов судебного процесса на 19.03.2020.

Вместе с тем, по нашему мнению, после того как решение суда об установлении кадастровой стоимости двух участков в размере рыночной вступило в силу (19.03.2020), соответствующие изменения должны были быть внесены в кадастр, но уже в отношении вновь образованного участка.

Данный вывод мы делаем на основании следующего.

Во-первых, как указано в ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон N 221-ФЗ) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона, вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом, как указано в ч. 4 ст. 24 Закона N 221-ФЗ, такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Таким образом, на момент вступления Решения суда в силу (19.03.2020) сведения об объединенном кадастровом участке с номером 61:46:0010201:5546, имеющиеся в государственном кадастре, носили временный характер. О временном характере сведений была также сделана запись в кадастровом паспорте данного земельного участка от 05.03.2020.

При этом согласно кадастровым справкам от 28.04.2020 кадастровая стоимость исходных земельных участков с номерами 61:46:0010201:213 и 61:46:0010201:5180 в размере их рыночной стоимости нашла свое отражение в записях государственного кадастра (т.е. участки не были исключены из информационной базы ввиду их объединения, запись об изменении их кадастровой стоимости была внесена в кадастр 20.03.2020).

И только 10.04.2020 (дата регистрации права собственности на земельный участок с номером 61:46:0010201:5546), т.е. уже после вступления в силу Решения суда об установлении рыночной стоимости исходных земельных участков и внесения указанных сведений в государственный кадастр, сведения об объединенном земельном участке получили постоянный статус.

Таким образом, у органа кадастрового учета была в распоряжении информация о рыночной стоимости исходных земельных участков (61:46:0010201:213 и 61:46:0010201:5180) до момента осуществления окончательной записи о кадастровой стоимости объединенного земельного участка (61:46:0010201:5546).

Во-вторых, согласно п. 2.3.1 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

В п. 2.1.15 Методических указаний установлен метод для определения кадастровой стоимости единого землепользования. Так, в случае образования нового или выявления ранее учтенного единого землепользования его кадастровая стоимость определяется как сумма кадастровых стоимостей входящих в его состав обособленных (условных) земельных участков.

Однако в рассматриваемой ситуации стоимость одного квадратного метра земли в границах объединяемых земельных участков изменилась, поскольку изменилась кадастровая стоимость объединяемых участков – была приравнена к их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007.

Следовательно, при любом подходе к методике определения кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка (через удельный показатель или через сложение стоимостей отдельных участков) должны быть учтены значения кадастровых стоимостей преобразуемых земельных участков, которые были изменены решением суда.

В-третьих, общество обратилось в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав в результате многократного превышения кадастровой стоимостей земельных участков (61:46:0010201:213 и 61:46:0010201:5180) над их рыночной стоимостью, и суд удовлетворил требования общества.

Вместе с тем неприменение органом кадастрового учета сведений о рыночной стоимости преобразуемых земельных участков приводит к ситуации, когда решение арбитражного суда фактически является неприменимым на практике, что противоречит основным принципам арбитражного судопроизводства (ст. 3 АПК РФ).

Иными словами, несмотря на внесение в государственный кадастр изменений относительно кадастровой стоимости преобразуемых участков, общество лишено возможности применять эти изменения, поскольку формально в отношении вновь образованного участка рыночная оценка не проведена. Фактически общество вынуждено обращаться за новой рыночной оценкой нового участка, что приводит к дополнительным расходам и убыткам, т.е. к ситуации, когда права общества опять нарушаются.

Таким образом, по нашему мнению, является неправомерным со стороны органа кадастрового учета определение кадастровой стоимости объединенного земельного участка (61:46:0010201:5546) без учета результатов судебного процесса по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной объединяемых земельных участков (61:46:0010201:213 и 61:46:0010201:5180).

На основании вышеизложенного считаем, что в рассматриваемой ситуации у общества имеются два невзаимоисключающих варианта действий:

1) обратиться к независимому оценщику, получить новый отчет о рыночной стоимости земельного участка 61:46:0010201:5546 по состоянию на 01.01.2007 (тот факт, что участка с таким номером не существовало на 01.01.2007, – не проблема, о возможности такой оценки было разъяснено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11).

При этом заявление о пересмотре кадастровой стоимости данного земельного участка необходимо подать в комиссию при Росреестре по области до 01.01.2015. В этом случае если заявление будет удовлетворено комиссией в 2015 г., то, на основании положений ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (в ред. Федерального закона от 21.07.2020 N 225-ФЗ, вступил в силу с 22.07.2020), рыночную стоимость участка можно будет применять в целях налогообложения с 05.03.2020 (даты постановки земельного участка на учет).

Однако если в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссией будет отказано и общество будет вынуждено в 2015 г. обратиться в суд с отдельным заявлением, то применить рыночную стоимость с 05.03.2020 общество уже не сможет (поскольку не будет соблюдено условие о периоде подачи заявления по ст. 24.20 Федерального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”).

Таким образом, недостаток данного варианта действий заключается в ограниченности сроков для подачи заявления и в отсутствии гарантий удовлетворения соответствующего заявления в административном порядке;

2) обратиться в орган кадастрового учета (ФКП по области) с заявлением об учете изменений в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка 61:46:0010201:5546 в соответствии с судебным решением. При этом, на наш взгляд, к заявлению необходимо будет приложить копию решения суда с гербовой печатью, а также копию заверенного документа, на основании которого произведено объединение участков.

Как вариант, можно обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об исправлении технической ошибки в порядке ст. 28 Закона N 221-ФЗ, ссылаясь на решение суда, а также на данные о кадастровой стоимости преобразуемых земельных участков, внесенные в государственный кадастр 19.03.2020.

В случае вынесения органом кадастрового учета решения об отказе в учете изменений кадастровой стоимости земельного участка или об отказе в исправлении технической ошибки полагаем, что общество вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта органа кадастрового учета (решения об отказе).

Содержание

No votes yet.

Please wait…

Просмотров: 179

Для постановки на учет искусственно созданного земельного участка в орган кадастрового учета представляются заявление о кадастровом учете искусственного земельного участка и следующие необходимые для кадастрового учета документы:

  1. межевой план искусственного земельного участка;
  2. документация по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка;
  3. копия разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию;
  4. документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя лица, имеющего право на обращение с заявлением о кадастровом учете (если с данным заявлением обращается представитель такого лица);
  5. копия решения о создании искусственного земельного участка.

Для постановки на учет искусственно созданного земельного участка требовать иные документы, за исключением указанных в части 1 настоящей статьи документов, не допускается.

В отношении искусственно созданного земельного участка не применяются правила, установленные частью 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

В срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета искусственно созданного земельного участка орган кадастрового учета предоставляет кадастровую выписку об искусственно созданном земельном участке в орган, выдавший разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте.

Кадастровый учет земельных участков – это систематизированная и структурированная система учета, классификации и описания как самого земельного участка, так и прав и правовых отношений, связанных с ним. Такой учет выполняется при помощи автоматизированной системы ведения государственного кадастрового учета и включает в себя следующую информацию: форма и месторасположение; координаты поворотных точек; линейные размеры сторон и площадь; целевое назначение; почвенные характеристики; права собственности, пользования, ограничения и обременения на земельный участок; основания получения права собственности, пользования и пр.

В процессе формирования земельного участка каждому присваивается уникальный кадастровый номер, не повторяющийся на всей территории страны и содержащий в своей структуре информацию о территориальной принадлежности.

Кадастровый учет на местах осуществляется Кадастровыми палатами.

Кадастровый учет

Постановка на кадастровый учет – это процедура описания, сопровождающаяся выделением отличительных характеристик объекта. Объектом описания и постановки на учет может быть земельный участок или другой объект недвижимости. Кадастровый учет земельных участков выполняется в Едином государственном реестре земель. Таким образом, процедура постановки на учет предполагает внесение записи о земельном участке, его основных параметрах в Единый реестр с присвоением ему кадастрового номера и получением земельного кадастрового паспорта.

Согласно действующему законодательству, процедура постановки на государственный кадастровый учет должна быть произведена в отношении всех участков вне зависимости от их целевого назначения, а также формы собственности. Учет земельного участка и иного объекта недвижимости позволяет владельцу совершать с ним различного рода сделки.

В соответствии с законодательством при образовании участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, кадастровый учет возможен без одновременной регистрации прав, поскольку такой случай попадает под исключения, предусмотренные законом. А при подаче заявления о постановке на кадастровый учет участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на участок из земель сельхозназначения, необходимо осуществить кадастровый учет одновременно с регистрацией прав на образованные участки в соответствии с положениями закона. С заявлением должен обратиться собственник исходного земельного участка.

Законодательство РФ позволяет совершать сделки исключительно с участками, внесенными в Единый реестр и получившими кадастровый паспорт. Процедура постановки выполняется в случае, если участок или другой объект разделяется на несколько отдельных частей для дальнейшего совершения с ними сделок. Производится межевание, и вновь образованные участки в обязательном порядке описываются с целью фиксирования в Едином государственном реестре, и на каждый из этих новый участков выдается кадастровый паспорт.

Для того чтобы поставить объект недвижимости на кадастровый учет и на него был выдан кадастровый паспорт, необходимо представить в полномочный орган кадастрового учета пакет документов. Количество документов изменяется в зависимости от того, какую именно процедуру планируется производить: первичную постановку на учет, учет изменений, произошедших с объектом недвижимости, учет некоторой части объекта или снятие объекта с учета.

В процессе постановки могут возникать ситуации с получением отказа в проведении учета. Существует достаточное количество причин такого отказа. Однако не следует забывать, что в решении об отказе осуществления кадастрового учета земельного участка такая причина должна быть указана в обязательном порядке, причем со ссылкой на соответствующую правовую норму действующего законодательства РФ. Решение об отказе оформляется в срок, не превышающий 12 рабочих дней с момента принятия соответствующего заявления, и может быть обжаловано в судебном порядке.

В случае изменения уникальных данных земельного участка либо других его характеристик проводится процедура внесения изменений. Учет изменений производится на основании предоставленных соответствующих документов и заявления, документов, поступивших в Кадастровую палату, в результате информационного взаимодействия между государственными органами, а в случае прекращения существования земельного участка производится процедура снятия его с кадастрового учета.

Границы

До 2018 года необходимо провести межевание земельного участка, чтобы быть его полноправным владельцем. Это значит, что с 1 января следующего года устанавливается запрет на распоряжение земельными участками, границы которых не установлены.

С 2018 года нельзя будет распоряжаться по собственному усмотрению землей с неустановленными границами. То есть невозможно будет продать, подарить, завещать такой участок. Кроме того, отсутствие межевания сделает невозможным регистрацию возведенных на участках построек. Наличие четких границ участков в государственном кадастре недвижимости является гарантией прав собственников, сводит к минимуму возникновение земельных споров с соседями и позволяет уплачивать налог на имущество исходя из реальной площади земельного участка. Под действие закона, регламентирующего значимость установления границ, попадают и земли дачников и садоводов, владельцев частных домов и гаражей.

Межевание – проведение геодезических работ для установления границ земельного участка на местности и изображение их в горизонтальном варианте. Важно юридически закрепить данные о зафиксированных границах.

Самостоятельно провести межевание собственник не может – необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Владельцу участка потребуется подготовить документы, подтверждающие право собственности. Далее – заключить договор на оказание услуг с кадастровым инженером или землеустроительной организацией. Затем, когда владелец участка получит в руки межевой план, эти документы следует сдать на учет и регистрацию.

Как выбрать кадастрового инженера

Операции с недвижимостью – сложный процесс, требующий компетентных знаний специалиста. Чтобы поставить имущество на кадастровый учет, владельцам квартир и домов, дачных и земельных участков необходима услуга кадастрового инженера. Специалист занимается подготовкой таких документов, как: межевой план – для постановки на учет одного или нескольких земельных участков, учета изменений или его части; технический план – для постановки на учет помещения или объекта незавершенного строительства, учета его изменений или его части, акт обследования – для снятия объекта с кадастрового учета.

Кадастровая палата по региону советует проверять сведения о кадастровом инженере перед заключением договора на выполнение работ. Сведения о кадастровых инженерах содержатся в реестре кадастровых инженеров на сайте Росреестра. Чтобы проверить, есть ли у специалиста квалификационный аттестат, достаточно знать ФИО кадастрового инженера. Если инженер имеет действующий аттестат и право вести кадастровую деятельность, в поле «Статус» будет стоять галочка. Пометка в виде красного крестика означает, что специалист лишен аттестата и не может заниматься кадастровыми работами.

В декабре прошлого года закон обязал всех кадастровых инженеров вступить в саморегулируемые организации. Организация контролирует деятельность вступивших инженеров, что является гарантом качества и компетентности специалиста для заказчиков.

Постановка на кадастровый учет земельного участка нужна каждому, кто планирует распоряжаться землей. Кроме того, благодаря постановке на кадастровый учет земельного участка собственник получит уверенность в том, что в будущем не будет разногласий относительно его границ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: