Формирование (образование) земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности — это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (ОМСУ), обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Действующим земельным законодательством предусмотрены различные ситуации, когда возникает необходимость формирования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это может быть предоставление земельного участка, на котором находятся принадлежащие гражданину (юридическому лицу) здания, строения и сооружения, предоставление земельного участка для строительства, либо для целей не связанных со строительством, и ряд других ситуаций.
При этом, вне зависимости от целей предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до принятия решения о его предоставлении земельный участок должен быть сформирован в установленном порядке.
В соответствии с требованиями ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка в обязательном порядке включает в себя:
- выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровых работ);
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
В отличие от случаев образования земельных участков путем трансформации уже существующих участков (раздела, выдела, объединения и перераспределения), при формировании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности ключевым является вопрос выбора земельного участка, который будет предоставлен гражданину (или юридическому лицу)1.
Акт
выбора ЗУ(пример) |
|
Результаты выбора земельного участка для строительства оформляются актом о выборе земельного участка, приложением к которому является схема расположения земельного участка (участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ)2.
Постановление
об утвержденииСхемы (пример) |
Схема (пример) |
В отдельных случаях утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте (Схемы) соответствующей территории необходимо и в случае предоставления земельных участков на которых находятся принадлежащие заявителю здания, строения или сооружения3. В этих случаях (а также при предоставлении участка для целей, не связанных со строительством) после получения схемы, заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка за свой счет и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
В нормативных актах федерального уровня не установлено, на кого возлагается обязанность по подготовке Схемы. Минэкономразвития России в своих разъяснениях по данному вопросу акцентирует внимание на том, что на федеральном уровне норм, обязывающих ОМСУ самостоятельно осуществлять изготовление Схем (в том числе в ЗК РФ) нет. Поэтому работу по разработке Схем вправе вести любое лицо, в том числе ОМСУ, либо действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо4.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (в том числе формат Схемы в электронном виде, форма Схемы на бумажном носителе) утверждены приказом Минэкономразвиития России от 27.11.2022 № 7625.
Следующим этапом формирования земельного участка является собственно выполнение кадастровых работ, то есть межевания земельного участка, которое представляет собой целый комплекс мероприятий, в том числе включающих выезд специалистов ООО «Кадастровый центр Дона» для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ участка временными межевыми знаками.
Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта «Межевание земель».
По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412. С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта «Межевание земель».
Пример межевого плана по формированию земельного участка из государственных или муниципальных земель (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.
После выполнения кадастровых работ и подготовки межевого плана необходимым этапом формирования земельного участка из государственных (или муниципальных) земель является осуществление его государственого кадастрового учета.
При этом необходимо учитывать следующие положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (Закон о кадастре):
— внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения об образованном земельном участке будут носить временный характер6;— при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, в ГКН вносится описание его местоположения7. В части присвоения адреса следует отметить, что вариант его присвоения после выполнения кадастровых работ (но до процедуры кадастрового учета)8 является более предпочтительным, так как это сокращает временные издержки. Однако действующим законодательством не запрещается осуществление данной процедуры и после осуществления кадастрового учета.
Следует отметить, что в случае, если государственная регистрация права на сформированный и учтенный в ГКН участок не будет произведена в течение пяти лет, то в соответствии с требованиями статьи 24 Закона о кадастре сведения об участке будут аннулированы и исключены из ГКН.
Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас все необходимые работы, связанные с формированием земельного участка из государственных или муниципальных земель в Ростовской области9 и Республике Крым в оптимальные сроки.
__________________
1 Исключение составляют случаи предоставления земельных участков, на которых находятся принадлежащие гражданину (юридическому лицу) здания, строения или сооружения2 В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков (абзац 3 пункта 5 статьи 31 ЗК РФ)3 Если государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ)
4 Письмо Минэкономразвития РФ от 16.03.2011 N Д23-1073 «О лицах, уполномоченных осуществлять разработку и изготовление схем расположения земельных участков». Вместе с тем, следует принять во внимание, что в настоящее время Минэкономразвития Росссии разработан проект Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа»
5 Приказ Минэкономразвития России от 27.11.2022 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», (Зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2015 № 36018). Начало действия приказа — 01.03.2015, поэтому соответствующие региональные акты (например постановление Правительства Севастополя от 30.09.2022 № 336 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории») должны быть приведены в соответствие с данным приказом.
6 В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о кадастре исключение составляют только сведения об объектах, право на которые считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от его государственной регистрации. Во всех остальных случаях сведения утрачивают временный характер после государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
7 В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ »Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ОМСУ) поселений, городских округов и муниципальных районов (статьи 14, 15 и 16 закона № 131-ФЗ)
8 Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» при условии выдачи заказчиком соответствущей доверенности на представление его интересов, могут обеспечить обращение в ОМСУ и присвоение адреса вновь образованным земельным участкам (данная услуга оказывается дополнительно при включения в договор подряда)
9 Преимущественно мы выполняем кадастровые работы в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Батайске, Азове, Аксае, Чалтыре, Таганроге и прилегающих районах, однако возможно выполнение работ и в иных районах Ростовской области с учетом дополнительных транспортных расходов. Выполнение кадастровых работ в других субъектах Российской Федерации возможно при наличии достаточного объема и подлежит согласованию в индивидуальном порядке
Очередь на землю
Очередь на землю создают в территориальных субъектах РФ, ими занимается местная администрация.
Общие правила по приобретению земельных наделов предусматривают платную основу.
Для оформления участка безвозмездно нужно принадлежать к льготной гражданской категории или зарегистрировать давно используемый семьей надел.
Общие положения
Очередь на землю для многодетных организована благодаря специальной программе, утвержденной на федеральном уровне. Заниматься всеми земельными вопросами в регионах возложили в обязанность местной администрации.
К льготной категории принадлежат не только семьи с детьми, но и жители, включенные в список законодателями на основании различных признаков. Им предстоит доказать свою принадлежность документальным способом, затем обратиться к властям с ходатайством, его рассмотрят и примут решение.
При благоприятном исходе, если претендент на участок соответствует всем требованиям, его заявление зарегистрируют. Этот номер станет в дальнейшем точкой отчета для наступления владения этим видом имущества. Заявку подают в региональное учреждение, где выбрана земля ее, рассматривают в течение месяца, чтобы мотивировать отказ или отнести в раздел положительных решений.
Гражданин всегда может опротестовать свое несогласие в случае отрицательного постановления. Для этого предстоит повторное обращение или поиск адекватного обоснования с устранением причин, повлиявших на решение вопроса.
Соблюдение законодательных требований предоставляют заявителю постановку в очередность в правовом порядке с присвоением порядкового номера.
Отдают наделы во владение по порядку, без нарушений, срок зависит от оперативности передвижения.
Каждый район имеет свою скорость передачи земли, и нет в этом закономерности, так как влияние оказывают многие местные факторы. Прежде чем передать в собственность участок проходит через межевание, регистрацию в кадастровом учете. Сформированный законодательным образом надел отдают очереднику.
Порядок распределения
Предоставление земельных наделов
Проверить очередь на землю можно разными способами:
- посетить местный уполномоченный орган
- набрать в поисковике официальный сайт
Сама схема организована специально для предоставления земельных наделов, чтобы процедура происходила без конфликтов, споров и претензий. Существует порядок включения в список претендентов, определенные требования к ним и программе, в которой граждане участвуют в зависимости от направления нормативно-правового департамента, на основании чего формируется перечень будущих землевладельцев. Очередность создается:
- в общем порядке
- по принадлежности к льготной категории
Преимущество принадлежит льготникам, стоять в общей последовательности ни чем, не выделяясь, предстоит долго, так как желающих получить землю в нашей стране много. Законодатели Земельного кодекса РФ утвердили ФЗ под № 138 в нем указано, по каким условиям можно получить бесплатный участок, после предоставления требуемого документального подтверждения статуса, в соответствии с нормативами.
Кто имеет право первоочередности
Правительство РФ понимает неравное материальное положение граждан, пытается стереть острую грань неравенства. Существуют различные, разработанные до мелочей схемы, чтобы стать участником следует интересоваться их содержанием.
Многие от незнания законов проходят, мимо предоставленных властью возможностей. На основании открытого перечня, куда включены различные категории жителей, регионы формируют свои списки, они могут только расширяться, но ни как не исключать федеральное распоряжение. Поэтому, чтобы получить надел, следует обратиться в законодательный орган по месту жительства. Там получить районную информацию о выделении земли в частное владение.
Многодетная семья
В общий список включены граждане:
- многодетных семей, такими считаются при наличии трех родных или усыновленных детей, не достигших совершеннолетия
- нуждающиеся в улучшении жилого помещения
- воспитывающие ребят в одиночку
- выдающиеся своими героическими поступками с присвоением звания Героя России
- потерявшие кормильцев
- вдовы героев
- получившие инвалидность в боевых действиях
- принадлежавшие к ветеранам ВОВ
- направленные на работу в сельскую местность в качестве молодых специалистов
- служащие МВД и воинских частей, с десятилетним стажем
- со статусом беженцев
Региональная власть предоставит точную информацию о количестве зарегистрированных очередников, в каком порядке происходит процедура постановки на учет людей для выделения земельного надела.
Документальное обеспечение
К заявлению, правильно заполненному без ошибок и исправлений необходимо приложить подтверждающие бумаги:
- удостоверение о принадлежности к льготной категории
- собственную копию паспорта и остального семейства
- свидетельства о рождении детей
- подтверждение, что в наличии нет земельных участков
Безвозмездное выделение земли регламентирует ЗК РФ своей статьёй 39.5. Федеральное нормирование подлежит периодическому дополнению, исходящими от местных властей законодательными материалами. Где правом владения наделяют граждан, которые нуждаются в помощи по официальному признанию. Для остальных жителей предоставляется возможность выкупать или приватизировать наделы, которые семья использовала по предназначению.
Информативные способы дознания
Знания, их первоисточники, являются основным инструментом в преодолении многих бюрократических, длительных процессов. После утверждения заявки о выделении земли сразу становится ясно, какой по счету податель ходатайства, за кем предстоит находиться некоторое время.
Оформление документов на землю
Как только впереди стоящие исчезнут из списка, по причине удовлетворения своего желания, администрация, занимающаяся распределением земельных площадей, письменно сообщит, что настало время для оформления документации на владение. Контактные данные предоставят возможность сотруднику связаться с потенциальным владельцем, это может быть:
- простое письмо
- электронное сообщение
- телефонный разговор
На предложение следует отозваться своевременно, прийти в учреждение для подтверждения своего желания осваивать земледелие. Отсутствие претендента позволит воспользоваться поводом и передвинуть очередь, предоставив надел человеку, стоящему под следующим номером. А для заявителя потребуется заняться процедурой заново.
В случае, когда долго нет уведомлений от администрации, необходимо спокойно приступать к сбору информации. Прежде всего, предстоит узнать, в какой стадии находится очередь, были ли передвижения по списку. Способы существуют разные, возможно необходимо официальное обращение или достаточно телефонного разговора. В любом случае следует представиться, чтобы получить точные данные.
Если необходимо личное посещение местных органов власти, тогда понадобится подача заявления, составленного в свободной форме. В нём указывают:
- паспортные данные
- от чьего имени подана заявка
- причину ходатайства
- под каким номером заявитель зарегистрирован
На основании заявления будет осуществлена сверка и в письменном виде предоставлен ответ с указанием обновленной нумерации. Уведомление имеет официальный характер, заверено печатью и подписями ответственных лиц. Если сотрудникам не требуется текстового оформления, они сразу предоставляют свои контактные данные для последующей связи с очередником с помощью мобильного телефона. Звонок не снимает требований от предъявителя в озвучивании собственной идентификационной информации.
При наличии в административном округе официального портала, тогда станут не нужны поездки или переговоры. Необходимо создать там личный кабинет потребителя и воспользоваться электронной очередью. Форма сайта указывает на заполнение аналогичных данных, только ответ приходит сразу после нажатия на кнопку для выдачи результата.
Если подключить услугу с автоматическим уведомлением сообщение будет приходить после каждого продвижения в очереди.
Особенности льготных категорий
Принцип постановки на учет в каждых льготных случаях идентичен, он состоит из сбора документов, которые предстоит приложить к заявлению.
Земля военнослужащим
Администрации предстоит сортировать их по принадлежности к определенной льготной группе:
- Многодетные семьи должны подтвердить свой статус специальным удостоверением, предоставить документальное подтверждение о совместном проживании всей семьи в одном месте, провести топографическую съемку, составить схему.
- Военнослужащие имеют право получать землю только под строительство домовладения, но они могут выкупить участок или арендовать его. Приобретение происходит через аукцион, при этом военному предстоит самому осуществить поиск участка, его специально формируют для организации торгов.
- Сирот включают в список очередников после того, как они станут совершеннолетними, при этом их не выделяют в особую категорию, они стоят в общей льготной очереди
Своевременное обращение и постоянное напоминание о своем статусе, нуждающегося в социальной и материальной помощи, позволит, может не ускорить, хотя бы не пропустить времени вступления во владение землёй.
Очередь за бесплатной землей — на видео:
В рамках государственной программы поддержки семей, имеющих статус многодетных в 2011 г. президентом РФ был подписан законопроект, согласно которому многодетные лица, имеют право претендовать на бесплатное получение земельных территорий, используемых в различных хозяйственных целях.
Регулирование получения земли данной категорией лиц предусмотрено также статьей 39 Земельного Кодекса. В соответствии с законодательством, многодетными лицами являются граждане, имеющие более трех детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также дети, которые обучаются или проходят военную службу, но не старше двадцатитрехлетнего возраста.
Основные требования для кандидатов
Требования, предъявляемые к претендентам, не являются едиными, поскольку зависят от региональных властей. В этой статье отражены общие условия участия в программе, обязательные на всей территории России:
- обязательное наличие в семье трех и более детей (до восемнадцати лет), в отдельных субъектах также учитывается наличие в семьях падчериц, пасынков.
- не могут претендовать лица, лишенные родительских прав и при наличии эмансипированных несовершеннолетних (лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста и признанных судом полностью дееспособными);
- обязательное состояние супругов в браке (при полной семье);
- проживание в территориальном субъекте не менее одного года — пяти лет (срок проживания зависит от программы конкретного региона);
Особенно важное условие: семьи не имеют права владеть другим официально зарегистрированным участком.
Осуществление порядка и очередности выдачи территорий осуществляют органы местного самоуправления (ОМСУ), которые сами предусматривают размер и границы месторасположения участка.
Необходимый перечень документов
Для доступа к реализации программы, следует обратиться в уполномоченный орган по месту постоянной регистрации семьи. При обращении необходимо подготовить пакет документов, куда входят:
- справка, декларирующая состав семьи (можно получить в паспортном столе по месту регистрации);
- заявление претендентов;
- паспорта и их копии заявителей;
- документы, свидетельствующие о факте рождения детей и их копии, а также паспорта детей, если они достигли четырнадцатилетнего возраста (если ребенок после подачи заявления достигает совершеннолетия, семья не теряет права на участие в данной программе);
- документ, подтверждающий факт, что они не лишались родительских прав супругов (получается в органах опеки и попечительства);
- сведения из домовой книги, декларирующие фактическое подтверждение проживание семьи по месту регистрации (выдается в паспортном столе);
- свидетельство о браке и его копия (при условии, что семья является полной);
- справка об обучении ребенка в образовательном учреждении (получается по месту учебы);
- если в состав семьи входят усыновленные дети, обязательно следует предъявить документы, подтверждающие факт усыновления, а также справку из органов опеки и попечительства.
Список очереди на земельный участок многодетной семье является приблизительным, так как его содержание зависит от каждого региона. Документы могут быть поданы также и в электронном виде при наличии интернет-сайта в региональных органах местного самоуправления. После получения полного комплекта документов, уполномоченные представители проводят проверку сведений на соответствие их действительности.
Сроки и порядок постановки кандидатов в очередь
В течение тридцатидневного срока, орган рассматривает документы и заявление кандидатов, после чего принимается решение о внесении последних в список кандидатов на получение земли. В случае непредоставления полного пакета документов или несоответствия их требованиям программы, неполноты сведений, указанных в заявлении, власти обязаны в этот же временной период времени дать письменный ответ о непостановке семьи в очередь на получение земли.
При постановке семьи на учет, ей присваивается номер, и она автоматически встает в очередь. Очередность граждан публикуется в виде списков на официальном сайте и подлежит постоянному обновлению при появлении новых кандидатов и выделении им участков — именно там можно посмотреть список многодетных семей, которые могут приступать к оформлению земли.
Минимальным объемом предоставляемой территории является десять соток, максимальным – пятнадцать.
Получение участка меньшего размера, чем десять соток может быть осуществлено при нахождении земли, располагающего рядом с городским или сельским поселением, где земля является более ценной, а также наличием у заявителей участка до шести соток.
Одним из условий программы является предоставление территории исключительно в том регионе, где многодетная семья постоянно зарегистрирована. Перечень территорий утверждаются ОМСУ. Особенностью данной программы является то, что те или иные земельные территории выбирают не представители местных органов власти, а сами заявители, с учетом их личностных потребностей, целей и задач.
Процедура реализации программы
Последовательность действий по предоставлению участков выглядит следующим образом:
- Представители органов определяются с точным временем выборов участков и приглашают лиц, в соответствии с их последовательностью в списках, о чем последние извещаются не позднее, чем за две недели заказным письмом по почте.
- Решение принимается уполномоченным лицом органов, путем публикации акта, в котором должны содержаться сведения о местонахождении участка, его территориальном размере, а также подписи представителей власти и семьи, на которую оформляется земля.
- Заявители получают сведения почтовым извещением о предоставлении им земельного участка в срок до трех дней со дня издания акта.
- Территория выделяется на безвозмездной и постоянной основе, однако в некоторых регионах период владения участков ограничен (в Республике Адыгея участки выделяются на правах аренды на срок десять лет с правом последующего их выкупа).
Обратите внимание: земельный участок может быть выдан только единожды.
Он может предназначаться для сооружения на них жилья, дачных, садовых построек, фермерских угодий, ведения подсобного хозяйства или для переоформления участка в собственность, если семья уже проживала на нем, но на основании другого права (например, договор аренды). Семья также может продать полученную землю, причем он выдается в долевой собственности для всех членов семьи. Несовершеннолетние лица также имеют права его продать, однако в данном случае, их обязанностью является получения разрешения органов опеки и попечительства.
Сроки ожидания участков
Острым вопросом среди кандидатов является, как долго следует ждать получения участка. Выделение семьям земельных наделов местными органами обязано производиться в течение одного года (однако как показывает практика, оперативность выдачи участков зависит от их географического расположения, занятости и доступности земель, так шансы быстрого получения земли, жителям Московской или Ленинградской областях гораздо меньше, чем лицам, проживающим в других регионах).
Если семью предоставленная земля не устраивает, они могут письменно отказаться от нее. После этого, органы самоуправления обязаны провести вторичную процедуру конкурса участков для данных претендентов.
Всего семьи имеют право участвовать в процедуре выбора только 3 раза, однако это не лишает их дальнейшего обращения с заявлением о предоставлении участка.
Отказ в предоставлении территории может быть вызван неявкой заявителей без уважительных причин для осмотра участков, при троекратном непосещении данной процедуры, он исключается из общего списка, что, однако так же не препятствует повторному его обращению в органы. Негативным моментом в этой ситуации является то, что семье придется вставать в очередь и ждать получения земли заново.
Где посмотреть свою очередь
Проверить свою очередь возможно при личном обращении в ОМСУ, либо при наличии на его интернет-сайте функции «Электронная очередь», в которой, необходимо ввести свои инициалы и паспортные данные.
В период с 2011 по 2022 год шансом получения бесплатных земельных участков воспользовалось относительно небольшое количество семей. Согласно официальной статистике, из четырех тысяч семей воспользовались этим правом только 44%.
Наиболее частой причиной отказа является неудовлетворенность претендентов предложенными им землями. В децентрализованных районах местные власти предлагают многодетным семьям участки в отдаленных местах, лишенных инфраструктуры, отопления, канализации, а порой отсутствием мобильной связи и достойных дорог для автомобильной техники.
Некоторые нюансы получения земли на видео
На видео ниже представлен новостной материал, который прояснит некоторые основные моменты получения земли многодетной семьей.
Формирование земельного участка представляет собой образование новой территории из числа государственных или муниципальных земель. Такой способ утвержден в ст. 11.2 ЗК РФ. Правоотношения распространяются на физических и юридических лиц.
Основанием для проведения межевания может выступать необходимость в получении площади для садоводческих (ЛПХ) или строительных нужд (ИЖС). Решение об образовании новых территорий принимается распорядителями недвижимой собственности – органами государственной или местной власти.
Порядок формирования участка
Формирование земельного участка подчиняется единому порядку и не должно нарушать установленные законом правила. В первую очередь речь идет об образовании территории до того момента, как она перейдёт в руки нового собственника.
Способы формирования земельных участков:
- Выделение земли на нужды ИЖС или ЛПХ;
- Разделение территории;
- Слияние двух и более наделов;
- Перераспределение земель из фонда.
Требования к новообразованным участкам включают в себя строгое соблюдение правил, которые вытекают из земельных правоотношений. Здесь необходимо отметить два условия:
- Исполнение предусмотренного законом перечня кадастровых работ. Землеустроительные работы проводятся геодезическими службами. В ходе мероприятий формируется так называемое межевое дело, куда включаются сведения об участке.
- Кадастровый учёт. Образованные земли поступают в государственный реестр недвижимости, доступный всем субъектам земельных правоотношений. Учет позволяет создать единую базу земельных наделов для индивидуального или публичного просмотра. Присутствующие в реестре территории могут быть объектами купли-продажи, аренды, выдела и других гражданско-правовых сделок с землёй.
На заметку! Выделение, разделение, слияние и перераспределение земель существенно отличаются друг от друга. Но чаще всего формирование затрагивает именно государственную и муниципальную недвижимость.
Как происходит формирование земли?
Во время передела земельный участок подвергается кадастровой деятельности. Землеустроительные работы включают в себя несколько этапов:
- Обращение к документации (карта, геодезические данные, кадастровые сведения и др.);
- Оперативное уведомление собственников соседних площадей о проведении кадастровых работ;
- Установление межевых знаков и границ в рамках формируемого земельного надела;
- Составление новой карты с включением межевого плана границ;
- Оформление земельного дела.
Землеустроительная комиссия должна состоять из кадастровых сотрудников (геодезистов) и участников раздела земли. Уведомление всех субъектов должно быть проведено за 7 дней до начала землеустроительных работ. В случае отсутствия получения извещения, заинтересованные лица вправе обжаловать формирование новой территории. Но если уведомление было получено, а лицо не явилось в составе землеустроительной комиссии, проведение межевания считается законным.
По завершению процедуры ответственное за формирование надела лицо составляет межевой план, а при необходимости направляет копии остальным участникам дела. Собранные данные поступают в регистрирующий орган по месту нахождения земельного участка.
Документы на формирование
Регистрацией прав собственности на недвижимость занимается Государственный кадастр недвижимости (ГКН) или попросту Росреестр. Законом установлено, что формирование надела оформляется после предоставления следующих документов:
- Межевое дело – включает в себя акт установления границ;
- Картографические данные – чертеж новообразованного участка на местности;
- Акт установления межевых знаков – проводится в присутствии государственных органов.
Общая папка с документами называется землеустроительным делом. Указанные сведения понадобятся при любом из способов образования территории: выдел, раздел, слияние или перераспределение.
Документы на передел недвижимости необходимы для внесения участка в государственную кадастровую базу данных. Процедура сопровождается постановкой надела на соответствующий учёт. По итогам регистрации собственник получает кадастровый паспорт, стоимость которого составляет 200 рублей – физическим лицам, 600 рублей – юридическим лицам.
Кадастровый паспорт на земельный участок может быть оформлен в Кадастровой палате (Росреестр) или в территориальном органе МФЦ. Документ на новый участок состоит из кадастровых сведений о земле (местоположение, размеры, межевые границы, стоимость и т.д.). Срок действия паспорта не содержит конкретных временных рамок, а значит действует до того момента, когда надел утратит заявленные границы.
Возможно вам будет интересно
- Регистрация бани
- Раздел земельного участка
- Земельный участок под коммерческую застройку
- Обременение земельного участка
- Межевание земельного участка
- Уточнение границ участка
- Регистрация права собственности
- Участки многодетным семьям
- Купля-продажа участков
- Сервитут на земельный участок
- Переоформление участка земли на родственника
- Покупка земельного участка
- Договор купли продажи земельного участка
- Право собственности
- Выдел земельного участка из общей долевой собственности
- Договор аренды земельного участка
- Формирование земельных участков
- Безвозмездное пользование земельным участком
- Коэффициент застройки участка
- Категории земельных участков и виды разрешенного использования
- Вынос границ земельного участка
- Право постоянного бессрочного пользования земельным участком
- Узнаем собственника земельного участка
- Порядок согласования местоположения границ земельных участков
- Признаки самовольной постройки
- Особенности ипотеки земельных участков
- Выкуп земельных участков
- Изъятие земельного участка
- Прекращение права собственности на земельный участок
- Переход права на земельный участок
- Порядок изъятия земельного участка
- Рыночная стоимость земельного участка
- Залог земельного участка
- Отказ от права на земельный участок
- Земельный участок крестьянского хозяйства
Об авторе
Громов Александр Владимирович
В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.
Выберите нужную специализацию юриста!
- Юрист по недвижимости
- Адвокат по наследственным делам
- Юрист по земельным вопросам
- Юрист по жилищным вопросам
- Адвокат по семейным делам
- Адвокат по гражданским делам
- Адвокат по уголовным делам
- Адвокат по ДТП
- Автоюрист
- Страховой юрист
- Юрист по трудовым спорам
- Кредитный юрист
- Арбитражный адвокат
- Медицинский юрист
- Защита прав потребителей
- Военный юрист