Как оформляется отказ в перераспределении земельного участка в 2022 году

Действующий Земельный Кодекс РФ регламентирует возможность для официального расширения участка земли заинтересованными гражданами. Это может быть осуществлено путем оформления прилегающих территорий. Соответствующие нормы утверждаются Федеральным Законом №171 от 23 июня 2022 года.

Под понятием прирезки понимается фактическое расширение участков земли за счет территорий, прилегающих к

границам

и находящихся в непосредственной собственности местных органов власти. Стоит отметить, что еще несколько лет назад такие действия считались незаконными.

Для понимания ключевых особенностей того, как происходит присоединение земельного участка к основному без торгов, необходимо ознакомиться с понятийным аппаратом, с основными процедурными моментами, с порядком подачи заявления и прочей документации, со сроками и стоимостью оформления, а также с возможными причинами отказа.

Что такое прирезка земли

Присоединение земельного участка к основному без торгов официально именуется прирезкой. Ранее аналогичные операции не могли осуществляться в законном порядке, однако, многие граждане не чурались охватывать дополнительные территории благодаря перестановке ограждений. Спустя некоторое время незаконно присоединённых участков стало настолько много, что компетентные инстанции приняли решение об изменении законодательства.

Благодаря этому в Земельном Кодексе Российской Федерации появилась глава №4, регламентирующая порядок перераспределения федеральных, муниципальных или частных участков земли. Стоит отметить, что земля за счет которой проводится процедура, не может относится к категории территорий общего пользования.

Другими словами, границы не могут выходить за так называемые красные линии, ограничивающие участки от дорог или иных объектов. Отдельными территориальными зонами в каждом конкретном случае считаются те территории, для которых определяются специальные границы и устанавливаются градостроительные регламенты.

Скачать бланк акта согласования границ земельного участка

Каждое заинтересованное лицо может получить актуальную информацию об отношении того или иного участка земли к территориальной зоне на официальном сайте местного муниципалитета. В подавляющем большинстве случаев на соответствующих ресурсах размещается карта с цветовыми обозначениями границ зон. Это позволяет гражданам найти пользователя земли и определить принадлежность к территориальной зоне.

Подать заявление на прирезку может непосредственный собственник участка земли, предназначаемого для ведения подсобного хозяйства, садоводства или строительства индивидуального формата. При этом после распределения площадь земли не может быть больше максимально допустимого размера, установленного нормами статьи действующего Земельного Кодекса РФ.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Процедура присоединения земельного участка к основному без торгов

Подавать заявления на присоединение участков могут только те владельцы земли, собственность которых предназначается для нужд садоводства, огородничества или строительства.

В данных рамках стоит выделить следующие три ограничения:

  • максимальный размер территории не может быть превышен не при каких обстоятельствах – другими словами, новообразованный земельный надел не может иметь параметры больше тех, которые регламентируются земельным законодательством;
  • новый участок должен в обязательном порядке находится в пределах одного города или области согласно статье 11.9 Земельного Кодекса РФ;
  • официальный процесс может осуществляться только в тех ситуациях, когда первоначальный участок имеет конкретные границы, а вся актуальная информация об этом была ранее внесена в единый кадастровый реестр.

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Прирезка обычно оформляется на основании специального соглашения, заключаемого между заявителем физическим лицом и уполномоченным учреждением, в качестве которого может выступать местный муниципалитет. В любом случае необходимо составление заявления и подготовка сопровождающей правоустанавливающей документации. Также можно предоставить проект межевания территории.

Если последний документ отсутствует, то непосредственный заявитель должен в самостоятельном порядке позаботится об изготовлении официальной схемы расположения участка. Документ выдается уполномоченным представителем кадастровой палаты на основании геодезической проверки. 

Уполномоченный орган в течение месяца уполномоченная инстанция принимает решение о предоставлении права или об отказе в осуществлении процедуры. Исчерпывающий перечень оснований для отказа содержится в статье 39.29 Земельного Кодекса РФ.

Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков

Заявление и прилагаемые документы

Стоит отметить, что каждая конкретная администрация устанавливает индивидуальную форму заявления. Она выдается на руки заинтересованного лица сразу после обращения. Перераспределение участков земли, находящихся в собственности частных лиц, происходит на основании утвержденного проекта межевания. При его отсутствии за основу принимается схема размещения участка на кадастровом плане.

Зачастую к заявлению прилагаются следующие документы:

  • выписка из единого государственного реестра о характеристиках земли и о наличии зарегистрированных прав собственности;
  • копия свидетельства о праве собственности или прочих правоустанавливающих бумаг, если право не было зарегистрировано в официальном порядке;
  • проект межевания конкретного участка земли;
  • схема расположения будущего земельного объекта, если нет указанного выше документа.

Скачать образец свидетельства о праве собственности на землю

Скачать форму межевого плана

Важно помнить о том, что схема расположения в рамках кадастрового плана должна быть в обязательном порядке подготовлена самим собственником. В подавляющем большинстве случаев такой документ можно заказать в территориальной геодезической компании или у уполномоченного кадастрового инженера из БТИ. Самостоятельно сформировать схему практически невозможно в силу того, что в данном случае требуется геодезическая съемка.

Образец выписки ЕГРН на земельный участок:

Сроки рассмотрения

Действующее федеральное законодательство, регламентирующее порядок решения земельных вопросов, устанавливает, что срок рассмотрения заявления о перераспределении территорий компетентными органами не может быть более 30 дней.

За установленные сроки местный муниципалитет выполняет следующие операции:

  • рассмотрение поданного заявления вместе с сопроводительной документацией и принятие решении об утверждении соответствующей схемы;
  • направление принятого решения в пользу заявителя;
  • направление согласия, на основе которого может быть официально заключен договор о перераспределении с учетом правил на межевание территорий.

Цена оформления

Правительство Российской Федерации в 2015 году приняло Постановление №1308 о правилах ценообразования на процедуры прирезки участков земли. В соответствии с рассматриваемым документом, функция по определению цены возлагается на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия собственника территории, входящей в федеральную собственность.

Размер выплат по данной операции может составлять 15% от общей кадастровой стоимости земельного участка, переходящего в собственность конкретного гражданина. Стоит отметить, что получить актуальную информацию о цене можно ознакомившись со сведениями действующего кадастрового

паспорта

и обратившись в территориальную кадастровую палату.

Стоимость

Стоимость участка земли, который планируется присоединить к уже существующему, устанавливается непосредственным собственником земли, в качестве которого выступает государство или органы местного самоуправления, в зависимости от принадлежности. Об этом в полной мере говорится в статье 39.28 Земельного Кодекса.

Для расчета итоговой стоимости достаточно знать общую площадь участка земли. Его кадастровую стоимость и размер выплат за прирезку, устанавливаемый владельцем земли в процентах. Информацию о кадастровой стоимости можно получить в публичной кадастровой палате или в территориальном отделении государственного реестра, а также на его официальном сайте.

Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков

Если на соответствующем сервисе не удалось обнаружить требуемые сведения, то в обязательном порядке требуется перейти в раздел со справочной информацией и поискать сведения о кадастре там. Для этого требуется иметь на руках действующий кадастровый номер, кодификацию земельного участка или по крайней мере его адрес. При желании может быть направлена электронная заявка с соответствующей просьбой в Росреестр.

Уполномоченная организация обязуется дать ответ в течение пяти дней с момента получения запроса. Заявитель имеет законные основания для самостоятельного выбора наиболее приемлемого формата получения ответа.

Это может быть, например, письмо, направленное по указанному адресу электронной почты, или бумажное уведомление. В первом случае требуется выплатить государственную пошлину в размере 150 рублей, а во втором – 400 рублей.

Цена рассматриваемых прирезок зачастую оказывается ниже рыночных показателей. Это обуславливается тем, что прочие способы для задействования земельного участка в обороте практически невозможны, хотя по факту участки уже давно используются гражданами.

В случае принятия решения о присоединении земли из муниципальной собственности, гражданину нужно будет выплатить до 15% от действующей в регионе кадастровой стоимости.

Порядок выплат и проблемы ценообразования в полной мере прописываются в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 от 3 декабря 2022 года.

Образец схемы расположения земельного участка

Причины отказа

В качестве ключевых оснований для отказа в оформлении договора о перераспределении земельных участков стоит особенно выделить следующие:

  • несоответствие поданной заявительной документации нормам действующего земельного законодательства;
  • отсутствие согласия сторонних лиц, оформленного в письменном формате, если участок земли обременяется из правами, например, программами ипотечного кредитования и прочим;
  • на прирезаемом участке земли располагается объект недвижимого имущества или объект незавершенного строительства, которые находятся в непосредственной собственности местных органов власти, государства или юридических лиц;
  • если участок относится к тем имущественным объектам, которые были ранее изъяты из постоянного оборота или к ним был ограничен доступ;
  • необходимая для присоединения земля зарезервирована под федеральные нужды;
  • по прирезаемому участку было подготовлено решение о проведении публичных торгов с последующей публикацией результатов и осуществлено согласовании предоставления, когда срок действия предыдущего договора еще не истек;
  • на землю уже было подано другое заявление с просьбой предварительного согласования, но еще не было принято актуальное решение ни о предоставлении, ни об отказе в осуществлении процедуры;
  • общая площадь присоединяемого участка земли превысит показатель в более чем 10% от максимально установленного размера территорий;
  • прирезаемая земля подлежит регистрации в качестве самостоятельного имущественного объекта, принадлежащего конкретному лицу;
  • границы основной территории, к которой планируется присоединение нового участка, необходимо уточнить – это особенно актуально для случаев, когда заинтересованные лица не провели процедуру межевания земли и количество соток остается неизвестно;
  • схема расположения участка земли не соответствует действительности.

Стоит отметить, что при обнаружении незаконных действий регулирующие органы могут подать на гражданина исковое заявление в компетентные судебные инстанции и добиться выплаты административного штрафа. Наиболее неблагоприятной ситуацией для собственника в данном случае является возможное изъятие участка земли на постоянной основе без возможности оспаривания решения.

Аукцион земельных участков

оповещается в СМИ за месяц до проведения торгов.

Узнайте далее, какие должны быть документы на земельный участок.

О порядке образования земельного участка читайте в этой публикации.

Вообщем я не попадаю под
Земельный кодекс

Статья 39.28
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков

Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Перераспределение земельных участков

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

Возможные причины:

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2022 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

  • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
  • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
  • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
  • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

  • проекта межевания территории;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане.

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

  • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
  • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
  • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

  • утверждение схемы расположения участка;
  • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
  • мотивированный отказ.

Регистрация перераспределения земельных участков

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

Законом предусмотрены способы изменения собственниками границ владений путем присоединения, выравнивания границ, уменьшения — перераспределением земельных участков.

Образование новых земельных участков происходит разными способами, один из них – перераспределение. Перераспределение земельных участков – это процедура изменения уже существующей площади путем присоединения отрезков земли. В ст. 11.7 Земельного кодекса РФ указаны порядок и условия применения данной процедуры.

По завершению перераспределения земель образуются один или несколько смежных участков, предыдущие участки аннулируются, а их собственники получают право собственности на новые земельные площади. Земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию или государству, также регламентируются ЗК РФ.

Основания перераспределения земельных участков

Перераспределение земельных участков происходит по разным причинам. Например, собственники решили изменить изломанные границы участка путем выравнивания, либо захотели получить доступ к коммуникациям, находящимся на смежной площади.

Для изменения границ земельного участка данная территория должна соответствовать некоторым критериям, т.е. участки должны:

  1. быть смежными;
  2. находится на территории одного муниципального образования;
  3. поставлены на кадастровый учет, зарегистрированы в установленном порядке;
  4. иметь установленные границы;
  5. принадлежать к одной категории, виду разрешенного использования.

Не подлежат перераспределению землевладения, если после заключения сделки нарушаются нормы действующего законодательства.

Также под запретом перераспределение земельных наделов, находящихся в собственности государства или органа местного самоуправления между собой и землями, принадлежащими частным лицам. Исключение составляют:

  1. Земельные участки образовываются для объектов капитального строительства.
  2. Земельные участки находятся в границах застроенных территорий, по которым принято решении о развитии.

Согласно ст. 29 ЗК РФ вышеуказанные земельные участки оформляются на основании соглашения между собственниками земельных участков, органами государственной власти или органами муниципалитета. Также в соответствии с п. 4 ст. 11.7 ЗК РФ в соглашении указывают возникновение право собственности на образуемый земельный участок: частная, государственная или муниципальная.

Перераспределение осуществляется путем письменного согласия собственников земельных участков. Согласие не требуется при перераспределении участков на основании решения суда.

Процедура перераспределения

Для перераспределения земельного участка установлен следующий порядок, регламентируемый ст. 39.29 Земельного Кодекса РФ

  1. Собственники участков подготавливают документы для заключения соглашения.
  2. Подают заявление в исполняющий орган власти и межевую организацию (образец заявления)
  3. Муниципальный орган выносит постановление о перераспределении участков, либо отказ в этой процедуре в течение 30 дней.
  4. Кадастровый инженер производит работы по установлению границ, подготавливает проект схемы расположения земельного участка, формирует межевое дело
  5. Гражданин производит оплату постановки на учет новообразованных площадей за свой счет.
  6. Между заинтересованным лицом и администрацией подписывается соглашение о перераспределении земель.
  7. Владелец участка оформляет право собственности путем подачи документов в Росреестр через МФЦ.

Для перераспределения земельных участков необходимо собрать пакет документов:

  1. Документы, удостоверяющие личность.
  2. Правоустанавливающие документы на землю.
  3. Соглашение сторон, участвующих в перераспределении.
  4. Кадастровый паспорт, межевой план, схема расположения участка.
  5. Иные документы, на усмотрение регистрирующих органов.
  6. Доверенность, если гражданин для предоставления своих интересов нанимает представителя (образец доверенности).

Право пользования землями лесного фонда

приналежит всем гражданам, если они не наносят ущерб окружающей среде.

Как арендовать землю у администрации сельского поселения? Узнайте об этом здесь.

При оформлении сделки купли-продажи земельного участка нужно учитывать определенные особенности. Все они подробно описаны в нашей статье.

Соглашение на перераспределение

Основным этапом в перераспределении земельного участка является заключение соглашения между заинтересованным лицом и муниципальным органом (образец соглашения).

В соглашении указываются следующие данные:

  1. ФИО участников процесса, паспортные данные, место их регистрации.
  2. Площади перераспределяемых земель.
  3. Кадастровые характеристики, категории земель.
  4. Информация из свидетельств о регистрации права.
  5. Цель перераспределения участков.
  6. Отказ в перераспределении земли.

Не всегда действия по перераспределению земли оказываются положительными, бывают случаи отказа.

Причиной отказа могут быть основания, указанные в п. 9 ст. 39,29 ЗК РФ. Самые распространенные из них:

  1. На земельном участке, подлежащем перераспределению, находится здание или сооружение третьих лиц.
  2. В общей долевой собственности не получены соглашения всех владельцев.

Перераспределение земельных участков позволяет собственникам увеличить площадь участка, убрать неровные границы, получить доступ к коммуникациям. Главное сделать все по закону и не нарушать интересы третьих лиц.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: