19 статья Земельного кодекса определяет категорию муниципальных земель. К этой категории недвижимого имущества относятся земельные участки, которые находятся в собственности и в распоряжении администраций городских и иных поселений. Они необходимы для ведения хозяйственной деятельности в рамках поселения, для обеспечения инфраструктуры и коммуникаций.
Большая часть муниципальных земель находится в границах соответствующих поселений, но в некоторых случаях участки могут находиться и вне их границ, например, если там находятся объекты недвижимости, принадлежащие муниципалитету. Во владение администрации могут передаваться государственные земли.
Если участок не изъят из оборота и не является зарезервированным для государственных нужд, то его можно арендовать.
В данной статье мы подробно расскажем, как взять землю в аренду у администрации.
Необходимые условия
Согласно статье 22 ЗК, арендаторами могут выступать как юридические, так и физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без определенного гражданства. Оформить землю в аренду у администрации города или села они могут только при наличии следующих условий:
- Участок поставлен на кадастровый учет.
- Определено его разрешенное использование.
- Он отнесен к определенной категории земель.
- Участок не арендован другим гражданином или юридическим лицом.
Порядок аренды земельного участка муниципальной собственности
Как получить землю в аренду? В общем случае аренда земли у муниципалитета происходит в порядке торгов. В ходе аукциона определяются цена участка и его арендатор. Все случаи предоставления земли без организации аукциона указаны в статье 39.6, ниже приведены самые характерные условия.
Без торгов взять в аренду земельный участок у администрации могут:
- Граждане с целью строительства индивидуального жилья и ведения подсобного хозяйства в границах городского, сельского поселения или районного центра.
- Граждане с целью ведения огородного хозяйства и выпаса животных.
- Некоммерческие организации с целью ИЖС.
- Некоммерческие организации с целью организации садоводческого или огородного хозяйства.
- Собственники сооружений, расположенных на арендуемом участке.
Для получения права аренды муниципальной земли без торгов нужно оформить заявление на его предоставление.
Оно включает в себя такие реквизиты:
- Паспортные данные гражданина или информация о юридическом лице.
- Сведения об участке: его адрес, кадастровый номер.
- Цель использования ЗУ.
- Контактные данные заявителя.
К заявлению прикладываются документы и справки, которые подтверждают право заключения договора аренды без проведения аукциона.
В течение месяца заявление рассматривается администрацией, при его одобрении подготавливается договор на предоставление земли в аренду.
Его основные реквизиты:
- Сведения об арендаторе и арендодателе.
- Адрес, площадь, кадастровый номер участка.
- Предназначение ЗУ.
- Отсылка к документу, подтверждающему собственность администрации на землю.
- Данные о строениях (если имеются).
- Цена договора и способ расчета.
- Срок действия договора.
- Подписи сторон и дата заключения договора.
Если срок аренды превосходит один год, то подписанный договор необходимо зарегистрировать в Росреестре. Для этого нужно обратиться в отделение организации и оформить заявку, к ней прикладываются копии договоров и кадастровый паспорт ЗУ. Регистрация проходит только после оплаты госпошлины, ее размер в общем случае составляет 2000 рублей для физлиц.
Торги по предоставлению права аренды земли у административных властей проходят стандартным путем: устанавливается начальная стоимость, которая увеличивается на один «шаг» участниками аукциона, если цена объявляется более трех раз, право аренды переходит к участнику, повысившему цену последним.
Сведения об аукционе (его объект, дата, начальная цена и «шаг») публикуются как минимум за месяц до его проведения. Участники должны подать свои заявления и внести задаток не менее чем за 5 дней до начала торгов.
Начальная цена торгов составляет 1,5 процента кадастровой стоимости участка или равна рыночной цене аренды, установленной в ходе оценки.
Результат торгов фиксируется в протоколе, его копия прикладывается к договору. Во всем остальном порядок действий аналогичен алгоритму аренды земли без торгов.
Важные моменты
Нюансы
Сроки аренды ограничены во времени, максимальный срок составляет 49 лет, причем для некоторых разновидностей земель он еще меньше (20 лет для ИЖС в границах населенного пункта). Но арендатор имеет приоритетное право заключения нового договора аренды, если он добросовестно исполнял свои обязательства. В ряде случаев он приобретает приоритетное право выкупа земли у администрации.
Арендатор имеет право сдавать участок в субаренду без получения на то разрешения у администрации, но цели использования земли и прочие существенные условия должны оставаться теми же (ст. 22 ЗК).
Аренда некоторых видов участков имеет дополнительные условия и ограничения, большая их часть изложена в статье 39.8 ЗК.
Например, аренда земных недр подразумевает обязательную рекультивацию земель.
Когда возможен отказ?
Администрация откажет в предоставлении права аренды в следующих случаях:
- Заявление неправильно заполнено, в нем не указаны ключевые данные.
- Участок зарезервирован администрацией для муниципальных нужд или уже принадлежит другим гражданам или организациям.
- ЗУ изъят из оборота.
- На участке расположены строения, принадлежащие администрации или другим лицам.
- Не установлено разрешенное использование ЗУ.
Аренда земельного участка находящегося в муниципальной собственности – одно из оснований возникновения права пользования недвижимым имуществом. Предоставление права аренды происходит по определённой процедуре. Будущему арендатору предстоит, кроме заключения соглашения и получения разрешения на пользование наделом, внести задаток и, как правило, выиграть аукцион.
Как происходит получение в аренду наделов, находящихся в муниципальной собственности?
Как арендовать муниципальную землю?
Аренда муниципальной земли – возможность получения одного из правомочий собственника, права использования надела в своих целях. В определённых случаях земли предоставляются для возведения важных для государства построек, хранения боеприпасов, прокладки каналов связи, средств сообщения или для развития территории.
Право на пользование участком – это право удовлетворять своим потребностям с помощью земельного участка, получать с него урожай и использовать по целевому назначению. Законные арендаторы земли имеют право вести на ней хозяйственную деятельность, если на участке есть полезные ресурсы или ископаемые, добывать их и распоряжаться ими по своему усмотрению, возводить на участке постройки. Главное, чтобы действия соответствовали целевому назначению надела.
Кроме того, арендатор в случае неиспользования земли может переуступить право пользования наделом, сдав его в субаренду.
Муниципальную землю могут арендовать физические и юридические лица.
Итак, как взять в аренду надел? Приблизительный алгоритм действий следующий.
- Лицо, желающее арендовать участок, должно определиться с целевым использованием земли.
Лицо подаёт заявление о желании арендовать надел, что находится в собственности государства. Муниципалитету предоставляется месяц на то, чтобы выяснить, есть ли подходящий свободный надел в наличии, нет ли ограничений у заявителя на получение участка. Далее принимается решение о возможности удовлетворения просьбы заявителя.
Если муниципалитет имеет участок в наличии и может его предоставить, он размещает в прессе и в сети Интернет официальное извещение о сдаче земли в аренду. Опубликованная информация должна содержать детальные данные о номере кадастрового учёта, характеристиках земли, о порядке ознакомления со схемой местности, где находится надел, о процедуре внесения заявлений на участие в торгах. Заинтересованные лица на протяжении месяца с момента опубликования извещения могут изъявить своё желание участвовать в торгах.
- Торги. Этот этап не является обязательным, так как законодательство имеет достаточно большой перечень случаев, когда торги необязательны. Для участия в торгах выставляются участки, которые поставлены на кадастровый учёт. Принимают участие в аукционе и другие заинтересованные субъекты и есть вероятность, что надел заявителю не достанется, так как ставка может быть перебита.
- В случае победы на торгах потенциальный арендатор вновь подаёт заявление на получение надела, приложив к нему пакет необходимых документов.
- Между муниципалитетом и заявителем составляется договор аренды. Соглашение также заключается при отсутствии конкурентов, желающих участвовать в аукционе.
Процедура получения муниципальной земли довольно длительная. Поэтому для неё нужно тщательно подготовиться и, возможно, придётся заплатить за право использования земли немало денег.
В любом случае у желающих арендовать землю есть возможность повторного обращения с заявлением.
Участие в торгах и субъекты, освобождённые от них
Рекомендуем ознакомиться:
Проведение торгов – в определённых случаях необходимый этап в выборе претендента муниципальным органом для составления с ним договора аренды.
После изъявления желания лицом взять в аренду землю и постановки её на учёт, муниципалитет выносит эту информацию на обозрение населения. Объявляется время и место, где планируется проведения аукциона. Если на протяжении одного месяца заинтересованности участком у населения не возникло, договор об аренде заключается с желающим заявителем.
Чтобы участвовать в торгах, нужно подать следующие документы:
- заявление, в нём указывается номер счёта, на который в случае проигрыша, возвращается задаток;
- паспорт;
- квитанция, подтверждающая, что был внесён задаток;
- если заявитель является юрлицом, необходимо предъявить сведения о регистрации в Росреестре.
Обычно начальная цена составляет 1,5% от кадастровой стоимости надела. Торги ведутся до момента, пока один из заявителей не предложит максимальную цену. Остальным возвращается задаток.
Случаи, когда торги не является обязательными, возникают, если надел предоставляется:
- юрлицу на основании нормативных актов, изданных Президентом государства;
- юрлицу для постройки объектов соцкультбыта и для осуществления масштабных проектов с привлечением инвестиций (предоставление земельных наделов в этом случае выгодно государству в силу появления новых рабочих мест, увеличения налоговой базы);
- для реализации международных проектов и обязательств;
- юрлицам для прокладки путей сообщения;
- по договору развития в границах застройки или о комплексном освоении местности на основании соответствующего соглашения;
- при образовании участка из земли, предоставленной некоммерческому объединению – входящим в него членам;
- лицам, являющимся владельцами или управляющими имущества на этом наделе;
- лицам, у которых на участке остался объект недвижимости в виде незавершённого строительства;
- субъектам, которым ранее он был выдан на правах постоянного пользования;
- организациям, ведущим сельскохозяйственную деятельность;
- гражданам, имеющим первостепенное или внеочередное право на надел;
- гражданам для возведения строения, ведения подсобного хозяйствования в пределах населённого пункта;
- взамен изымаемого надела;
- религиозным и казачьим организациям или сообществами для сохранения культурной самобытности и удовлетворения потребностей за счёт сельского хозяйствования;
- для сенокоса, выпаса скота, огородничества вне пределов административных единиц;
- недропользователю для добычи ресурсов;
- резидентам зон в границах экономических территорий или относительно прилегающей местности;
- по договору концессии;
- по охотохозяйственному соглашению;
- по договору о вылове рыбы и использованию водных ресурсов;
- для возведения водохранилищ или гидротехнических строений;
- для деятельности Росавтодора и Росжелдора;
- юрлицу для постройки или размещения оборонных объектов в соответствии с актами Правительства государства;
- арендатору, который уже пользуется наделом и подал заявление до окончания срока первого договора (при отсутствии за время существования отношений аренды нарушений земельного законодательства у заявителя);
- арендатору, который имеет право заключить новое соглашение.
В вышеперечисленных случаях торги не проводятся, между муниципалитетом и заявителем заключается соглашение об аренде.
Проведение торгов – процедура, которая гарантирует равный доступ граждан к земле. Она не является обязательной для ряда случаев.
Как проводится предварительное согласование надела?
Решение о согласовании муниципалитет принимает, когда участок требуется образовать или уточнить его границы, а также когда лицо может воспользоваться возможностью арендовать надел без объявления аукциона.
Для этого необходимо подать заявление, в котором обязательно указываются такие сведения:
- паспортные данные;
- номер госрегистрации юридического лица;
- кадастровый номер надела, если его границы необходимо уточнить или участок планируется образовать на основании утверждённой проектной документации;
- если участок необходимо образовать на основании проекта межевания, необходимо указать решение, которым утверждён этот проект;
- основания для получения надела в аренду без объявления аукциона (если они появились вследствие принятия актов органами власти, нужно указать номер документа, допустим, если земля выделяется взамен изымаемой, нужно указать решение, в связи с которым участок забирают);
- целевое назначение надела;
- информация о том, как связаться с заявителем.
С заявлением подаётся документация, которая подтверждает право на аренду надела без проведения аукциона, проекты и схемы относительно участка, который нужно образовать.
В десятидневный период муниципальный орган может вернуть документы по причине нарушения формы и содержания заявления, указав причины возврата.
Если уточнить границы не нужно, надел является уже образованным, а лицо не имеет препятствий для аренды земли, компетентный орган разрабатывает проект соглашения, отдаёт или направляет его заявителю.
При возникновении конфликта интересов – ситуации, когда муниципалитету уже подавалась схема участка, и местонахождение его совпадает, принимается решение, которым приостанавливается рассмотрение поданного позже заявления. В этой ситуации сперва принимается решение относительно первого потенциального арендатора. Время приостановления зависит от результатов рассмотрения первого заявления.
В течение месяца муниципалитет рассматривает документацию.
Случаи, когда муниципалитет может отказать в предоставлении надела для аренды:
Рекомендуем ознакомиться:
- несоответствие схемы законодательству или фактической ситуации на местности;
- арендовать участок желает ненадлежащий субъект;
- надел занят или изъят из оборота;
- относительно этих земель планируется проведение аукциона;
- с заявлением о согласовании обратилось ещё одно лицо относительно того же участка.
Если участок нужно предварительно образовать, муниципалитет принимает соответственное решение, в котором указываются:
- условный номер, адрес (местонахождение) и размеры надела, который планируется образовать;
- кадастровый номер исходного участка;
- паспортные данные заявителя или информация о госрегистрации юрлица;
- категория земель, которую испрашивает заявитель (в случае отнесения исходного надела к другой категории, орган власти делает указание на изменение целевого назначения нового участка);
- указание на необходимые работы по образованию новой территории;
- вид разрешённого использования образуемого надела;
- реквизиты акта, которым утверждён проект межевания для создания нового участка.
Для уточнения границ компетентным органом также принимается соответствующее решение.
Срок действия решений – два года. За это время заявители могут без доверенности обращаться к регистратору, инициировать кадастровую деятельность, уточнять границы и проводить работы, связанные с образованием надела.
Договор аренды
Соглашение можно заключить на следующие сроки:
- получить надел сроком до десяти лет можно на возведение и реконструкцию зданий;
- максимум на 49 лет – для возведения линейных объектов, для занятия сельским хозяйством или владельцу построек, возведённых на участке;
- на двадцатилетний период – под строительство или для возможности иметь подсобное хозяйство;
- под комплексное освоение можно получить надел минимум на три и максимум на десять лет;
- субаренда земельного участка разрешается до окончания действия основного соглашения;
- на трёхлетний период – для работ по завершению строительства здания, а также для использования надела в качестве пастбища, сенокошения, для огородничества;
- если права на аренду возникли вследствие существующего соглашения (к примеру, на ведение охоты или рыбную ловлю), аренда наделов допустима лишь на время действия первичного договора;
- участок, который выдаётся вместо изъятого, не предоставляется на более длительный срок, чем был оговорён в первом договоре;
- если надел находится в местности территориального развития, он предоставляется на время, запланированное на проведение проекта.
Кроме срока, важным условием является и предмет соглашения, он должен быть точно индивидуализирован. Это значит, что детально прописывается площадь надела, его местонахождение, а к договору прилагается план-схема территории.
Деятельность на земельном наделе должна соответствовать заявленной и не может нарушать интересы других землепользователей. Арендатор имеет право сдать надел в субаренду, тогда права и обязанности переходят к субарендатору. В случае смерти лица, арендующего землю, правопреемником является его наследник.
Целевое использования надела означает и осуществление определённых договорных обязанностей. В случае если аренда земельных участков была предоставлена под дачное хозяйствование юрлицу, оно обязано провести в установленном порядке межевание, провести кадастровый учёт.
Сроки, на которые выдаётся надел под аренду, зависят от вида деятельности, которую планирует вести арендатор. Он не может использовать надел не по назначению и должен соблюдать интересы других землепользователей.
Стоимость аренды муниципального надела
Цена является ещё одним важным моментом в составлении договора аренды.
Она не может противоречить таким принципам:
- экономическая обоснованность – за основу расчёта берётся категория земли, возможность добычи с неё полезных ресурсов и их рыночная стоимость, то есть насколько большой доход может принести арендатору данный надел;
- предсказуемость расчёта – приблизительная стоимость аренды определяется локальными нормативными актами, в них также указываются случаи пересмотра ценовой политики, таким образом, арендатор может приблизительно посчитать, во сколько обойдётся ему аренда надела;
- определённость – стоимость всегда зависит от кадастровой оценки земли;
- недопустимость ухудшения экономического положения арендаторов – арендная плата не может превышать более, чем вдвое размер налога;
- поддержка значимых для государства видов землепользования;
- равенство – земельные наделы одной категории и со сходными параметрами не могут быть предоставлены арендаторам с большой необоснованной разницей в стоимости.
Арендная плата за надел, полученный в результате проведения торгов, определяется по их результатам.
К вопросу об аренде надела, необходимо сказать о его налогообложении.
Федеральные земли или участки муниципалитетов не облагаются налогом на добавленную стоимость. Другие отношения возникают при субаренде, так как арендодателем выступает частное лицо, в этом случае НДС начисляется.
При аренде наделов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, они хотя и не обязаны платить налог, но должны предоставлять отчётность. В отношении арендодателя они являются налоговыми агентами и обязаны составлять счёт-фактуру по оплате и вовремя предоставлять декларации. В этом случае в документах делается пометка «без НДС».
Процедура получения земли в аренду земли довольно сложная. Это вызвано в силу ценности ресурсов, так как земля находится под особой государственной охраной.
27.04.2017
Внимание! С 1 марта 2015 года арендовать земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно только на торгах (аукционах). Но закон предусматривает несколько исключений
По общему правилу получить в аренду земельный участок без торгов нельзя. Причем торги осуществляются только в форме аукциона (конкурс не проводится). Это следует из пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.
Но есть исключения. В отдельных случаях договор аренды участка из публичных земель можно заключить без проведения торгов. Перечень таких случаев является закрытым (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Так, к ним относится предоставление земельных участков организациям:
- для государственных и общественно полезных целей (для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, комплексного освоения территории, выполнения международных обязательств РФ, размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и др.),
- для сельскохозяйственного производства,
- на основании указа или распоряжения Президента РФ, для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и др.
Кроме того, получить землю в аренду без торгов могут (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):
- собственники зданий, сооружений, которые расположены на этих земельных участках,
- собственники объектов незавершенного строительства таких объектов, которые размещены на участках (однократно и только для завершения их строительства),
- граждане, которые имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка,
- граждане, которые приобретают участок для индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,
- граждане и организации, у которых участок был изъят для государственных или муниципальных нужд, и др.
Наконец, нужно иметь в виду, что закон установил специальный перечень случаев, когда земельный участок вообще не может быть предметом аукциона (п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ). Например, предметом аукциона не может быть земельный участок:
- границы которого подлежат уточнению,
- который не отнесен к определенной категории земель,
- предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды,
- в отношении которого принято решение о предварительном согласовании его предоставления,
- и другие случаи.
До 1 марта 2015 года порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в публичной собственности, зависел от целей, для которых его арендовали:
- для строительства
- или для целей, не связанных со строительством.
Для строительства порядок предоставления участка различался в зависимости от необходимости проведения определенных работ, то есть:
- без предварительного согласования мест размещения объектов,
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Без проведения торгов получить землю можно было с предварительным согласованием места размещения объекта. Такой порядок определяли статьи 3032 Земельного кодекса РФ. На торгах осуществлялось предоставление земельных участков для целей строительства без предварительного согласования мест размещения объектов (ст. 38 ЗК РФ). То есть до 1 марта договоры аренды государственного или муниципального земельного участка заключались по результатам проведения аукционов, конкурсов и без проведения торгов.
После 1 марта 2015 года режим предоставления участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без согласования не различается. Теперь закон различает предоставление в аренду земли в зависимости от того, по чьей инициативе это происходит (п. 34 ст. 39.11 ЗК РФ):
- государственной власти или местного самоуправления,
- гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка,
- заинтересованной организации.
Инициатор процесса оформления готовит документы на землю.
Если аукцион проводят по инициативе заинтересованного лица (гражданина или организации), то оно готовит схему расположения земельного участка. Исключение будет в случае, когда участок расположен в границах субъекта РФ города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) или в границах населенных пунктов. Тогда схему расположения земельного участка должен подготовить уполномоченный орган (абз. 2 подп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
Имеет ли арендатор публичного земельного участка преимущественное право заключить договор аренды участка на новый срок?
Нет, не имеет. Чтобы заключить новый договор аренды по истечении срока действия прежнего договора, с 1 марта 2015 года требуется проводить аукцион. Это следует из пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ.
Ранее закон предусматривал для арендатора такое преимущественное право заключения договора аренды на новый срок (п. 3 ст. 22 ЗК РФ).
Из этого следует, что отмена преимущественного права затрагивает договоры, заключенные до марта 2015 года, а не только договоры, которые будут заключены после этой даты. Однако в ряде случаев преимущественное право на заключение договора аренды у арендатора сохраняется. Так, в частности, закон устанавливает, что проводить торги не нужно, если (п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ):
- земельный участок был предоставлен без проведения торгов (см. когда проводить торги не требуется) (ст. 39.6 ЗК РФ),
- договор аренды был заключен на аукционе и землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Исключение: случаи, когда участок был предоставлен без торгов в связи с признанием аукциона несостоявшимся. То есть если только один заявитель был признан участником аукциона (п. 13, 14 и 20 ст. 39.12 ЗК РФ). В этих случаях новый договор аренды нужно заключать на торгах.
Чтобы заключить новый договор без торгов, нужно учитывать несколько условий (п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ):
- заявление о заключении нового договора арендатору нужно подать до истечения срока действия заключенного договора,
- исключительным правом на заключение договора аренды не обладает иное лицо,
- ранее заключенный договор аренды не был расторгнут.
Внимание! Для некоторых видов договоров аренды с 1 марта 2015 года закон установил ограничения по срокам заключения договоров
В зависимости от назначения использования земельного участка договор можно заключить на определенный срок в пределах, предусмотренных законом, а именно (п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ):
- для строительства или реконструкции зданий и сооружений от трех до десяти лет,
- для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства от трех до пяти лет,
- собственникам здания или сооружения до 49 лет,
- для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства до 20 лет,
- для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, огородничества до трех лет,
- для сельскохозяйственного производства от трех до 49 лет,
- в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного участка на срок, не превышающий срока аренды участка, являющегося исходным,
- для завершения строительства объекта незавершенного строительства до трех лет и др.
Кого нужно уведомлять при уступке прав по договору аренды земли, находящейся в публичной собственности: собственника или арендодателя?
Нужно уведомить арендодателя (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).
Собственник и арендодатель не всегда совпадают в одном лице. Например, собственником участка может быть администрация муниципалитета, а арендодателем муниципальное унитарное предприятие (МУП) (постановление арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2015 г. № Ф04-14360/2022 по делу № А46-6723/2022).
Поэтому в случае уступки права аренды участка, находящегося в публичной собственности, третьим лицам уведомлять об этом нужно не собственника, а арендодателя (ранее закон закреплял обязанность уведомлять собственника).
Распространяются ли новые нормы Земельного кодекса РФ на договоры аренды, которые были заключены до 1 марта 2015 года?
Нет, новые положения об аренде не распространяются на договоры, заключенные до 1 марта 2015 года. Это следует из статьи 34 Закона № 171-ФЗ.
Такие договоры будут действовать по правилам, которые существовали на момент их заключения. В частности, до 1 марта 2018 года земельный участок предоставляется в аренду в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, которые действовали в редакции до 1 марта 2015 года, без проведения торгов (ч. 1 ст. 34 Закона № 171-ФЗ):
- на основании заявления арендатора,
- если предоставление участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления участка.
- Кроме того, земельный участок, в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть:
- предметом аукциона по продаже участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
- предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
Это также следует из части 1 статьи 34 Закона № 171-ФЗ.
Земельные участки предоставляют в аренду в соответствии с редакцией Земельного кодекса РФ, которая действовала до 1 марта 2015 года, если до этой даты было опубликовано (ч. 2 ст. 34 Закона № 171-ФЗ):
- извещение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды участка либо
- сообщение о наличии участков, предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Аналогичные правила действуют, если уполномоченный орган уже утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для его предоставления в целях, не связанных со строительством или с эксплуатацией зданий и сооружений. На это указано в части 3 статьи 34 Закона № 171-ФЗ.
Вместе с тем, нужно отметить, что норма об отмене преимущественного права заключать договоры аренды распространяется в том числе на договоры, которые были заключены до 1 марта 2015 года.
В связи с тем, что изменился порядок предоставления в аренду публичных земель, поменялся и порядок определения арендной платы за такие земельные участки.
Согласование условий договора аренды публичного имущества и его государственная регистрация
В договоре аренды публичного недвижимого имущества, как и в договоре аренды любого другого имущества, стороны согласуют:
- предмет договора,
- цену арендную плату,
- срок договора аренды,
- иные условия (порядок передачи и возврата имущества, расторжения договора, права и обязанности сторон, условия о подсудности споров и др.).
Согласованный и подписанный сторонами договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ).
Обязательность регистрации зависит от такого условия, как срок договора аренды. Регистрация не требуется, если договор заключен на срок менее одного года или на неопределенный срок. Если же договор аренды заключен на срок один год или более, то регистрация нужна (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Заявление о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может подать любая из сторон договора арендатор или арендодатель. Для регистрации договора аренды нужно обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Порядок регистрации устанавливает Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (утв. приказом Минюста России от 6 августа 2004 г. № 135). Перечень документов, представляемых на государственную регистрацию договора аренды, указан в пункте 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184. Подробнее о порядке государственной регистрации договора аренды см. Что необходимо учесть арендатору, если договор аренды недвижимости требует регистрации.
Если стороны не согласуют существенные условия договора, то он признается незаключенным. Если не зарегистрировать договор аренды, который требует государственной регистрации, то он также не будет считаться заключенным.
Вместе с тем, до недавнего времени было неясно, по каким правилам можно оспаривать договоры аренды в тех или иных ситуациях: как незаключенные или недействительные.
Президиум ВАС РФ разъяснил эти вопросы в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными, утвержденном информационным письмом от 25 февраля 2022 г. № 165 (далее информационное письмо № 165).
Во-первых, Президиум указал, что если в договоре аренды отсутствует существенное условие, то он будет являться незаключенным, а не недействительным (п. 1 информационного письма № 165).
Стороны не согласовали существенные условия договора аренды публичного имущества и не получили согласия собственника субъекта РФ для передачи имущества в аренду. Договор аренды стороны не исполняли. С каким иском арендодатель может обратиться в суд с иском о признании договора недействительным или незаключенным
В таком случае в суде правильно заявить требование о незаключенности договора аренды.
Президиум ВАС РФ разъяснил: если стороны не согласуют существенные условия договора аренды, то он не считается заключенным. К такому договору неприменимы правила об основаниях недействительности сделок. Из этого разъяснения можно сделать следующий практический вывод: если стороны не согласовали существенные условия договора, то оспорить его можно только как незаключенный, а не как недействительный. Причем ошибка в выборе требования не повлечет отказа в иске. Если истец, например, арендодатель потребует признать такой договор недействительным, то суд не откажет ему в требовании, а поправит его и поменяет способ правовой защиты, признав договор незаключенным.
Во-вторых, если договор, подлежащий регистрации, не был зарегистрирован, то даже при отсутствии государственной регистрации суд может признать его недействительным (п. 2 информационного письма № 165).
Стороны заключили договор аренды публичного имущества сроком на пять лет. Однако согласия собственника имущества субъекта РФ на передачу имущества в аренду они не получили. Кроме того, они не зарегистрировали договор. Можно ли признать такой договор аренды недействительным?
Да, можно. Ведь договор аренды уже с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям влечет правовые последствия в отношениях между ними. Поэтому подобный договор можно оспорить по правилам о недействительности сделок.
Президиум подчеркнул при этом, что иное толкование привело бы к тому, что сторона недействительной сделки могла бы требовать ее регистрации в судебном порядке.
Из этого следует важный практический вывод: требование о признании договора аренды недействительным третье лицо может заявить и до осуществления государственной регистрации договора аренды.
Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества
Предоставление государственного и муниципального имущества без проведения торгов
В каком порядке заключается договор аренды государственного и муниципального имущества на новый срок в случае его возобновления
Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности
Материал Юридической справочной системы Система Юрист
Архив новостей
Пока земельная реформа на территории РФ не завершена, в стране еще имеется значительный запас неразграниченных и нераспределенных государственных и муниципальных земель. Действующим законодательством России предусмотрено, что граждане могут оформить такие земли в аренду или собственность для полезного использования с той или иной целью: под застройку, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, организации фермерского хозяйства, и др. Не все располагают достаточными средствами для выкупа государственных земель в собственность, поэтому аренда в таких случаях представляется наилучшей альтернативой.
Аренда предусматривает предоставление земельных участков во временное пользование за плату арендодателем (в данном случае в его качестве выступает государственный или муниципальный орган, в ведении которого находится земельный участок) арендатору на основе договора, не предусматривающего отчуждения имущества и перехода права собственности. В качестве арендодателя может выступать только собственник земли либо уполномоченное им лицо.
Арендатором земельного участка может быть любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ или имеющее разрешение на осуществление деятельности в пределах страны, гражданин России, иностранный гражданин либо лицо без гражданства.
Объектами аренды могут быть все незанятые земельные участки соответствующего назначения, за исключением участков, изъятых из оборота (территории заповедников, национальных парков, заказников и т.д.), поставленные на кадастровый учет.
Краткосрочная и долгосрочная аренда земли
В зависимости от сроков действия договора аренды различают:
- краткосрочную (на срок до 5 лет);
- долгосрочную (сроком 5-49 лет).
Договор краткосрочной аренды может оформляться в случаях строительства и/или реконструкции объектов недвижимости, возведения временных сооружений, благоустройства территории, размещения парковок, стоянок и т.д.
Договор долгосрочной аренды необходим, когда речь идет о длительной эксплуатации объекта недвижимости, ведении фермерского или личного подсобного хозяйства, эксплуатации промышленных зон, а также в случаях, когда в дальнейшем планируется оформление данного земельного участка в собственность.
Если в договоре аренды продолжительность его действия не указана, то считается, что договор заключен на неопределенный срок. Договор краткосрочной аренды на срок менее 1 года не требует обязательной государственной регистрации. Договоры аренды, которые заключены на более длительный срок, должны быть обязательно зарегистрированы в органах Росреестра. Регистрация является подтверждением права владения и пользования земельным участком для арендатора, выступает основой для налогообложения операций с недвижимостью.
Порядок оформления договора аренды государственных земель
Процесс оформления договора достаточно сложен, поскольку предусматривает необходимость соблюдения норм целого ряда отраслей законодательства: гражданского, земельного, градостроительного, жилищного, кадастрового, налогового права и др.
Примерный образец договора можно скачать здесь.
Основные этапы оформления:
- подготовка и утверждение распорядительного документа;
- осуществление работ по межеванию земельного участка для его последующей постановки на кадастровый учет – для участков, которые до этого там не находились;
- оформление пакета необходимых для заключения договора аренды документов;
- составление, согласование и подписание сторонами договора аренды;
- регистрация договора аренды земли в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если срок договора более 1 года).
В зависимости от вида и назначения земель, территории, наличия или отсутствия строений на земельном участке и ряда других факторов может потребоваться разное количество документов и объем действий.
Решение по вопросам предоставления в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, принимают соответствующие государственные или муниципальные территориальные органы, в которые лица, собирающиеся арендовать землю, и подают заявления.
До подачи заявления нужно согласовать с местной администрацией местоположение и площадь земельного участка, цели его использования, срок аренды и т.д. Аренда земельных участков в соответствии с нормами земельного законодательства РФ осуществляется на основе конкурсных (аукционных) торгов. Наиболее часто аукционы проводятся в крупных городах и пригородах, где земля пользуется достаточно большим спросом. В небольших населенных пунктах возможностей взять землю в аренду без аукциона больше, однако возможно ожидание в очереди в течение нормативного срока (как правило, 1 месяц с момента подачи заявления) для выявления других лиц, претендующих на аренду этого же участка.
Без аукциона можно оформить аренду участка земли, на котором расположены здания, строения либо сооружения, принадлежащие арендатору.
Расходы по межеванию участка, оформлению кадастрового паспорта и других документов, как правило, несет арендатор, если по договоренности сторон не предусмотрено иное.
Необходимые документы
- заявление арендатора;
- кадастровый паспорт земельного участка;
- план земельного участка (при необходимости – с указанием смежных границ);
- заверенная ксерокопия паспорта (для физического лица);
- выписка из ЕГРЮЛ и заверенные копии учредительных документов (для юридического лица);
- решение местного органа управления о формировании участка и все требуемые согласования;
- при наличии на участке зданий, строений и сооружений – документы, подтверждающие право собственности на них, а также технические планы;
- справка о наличии/отсутствии коммуникаций;
- справка об отсутствии обременений в отношении участка (залог, арест и др.);
- при оформлении наследства – заверенная копия свидетельства о смерти, а также справка об открытии наследственного дела;
- акт оценки стоимости земельного участка и расчет арендных платежей;
- квитанция об уплате государственной пошлины.·
Для государственной регистрации договора аренды земли дополнительно потребуется согласованный и подписанный договор аренды. После регистрации договор приобретает юридическую силу.
Размер арендной платы определяется договором исходя из кадастровой или рыночной стоимости участка.
Условия расторжения, внесения изменений и пролонгации договора
Срок действия договора указывается в его тексте. Для договора с неопределенным сроком он не может превышать 49 лет.
Досрочное расторжение возможно:
- при нарушении одной из сторон условий договора и норм действующего земельного законодательства;
- по инициативе одной из сторон – с предупреждением за 1 месяц другой стороны;
- при изменении характеристик земельного участка и его непригодности для дальнейшего использования по назначению (обвалы, оползни, затопление и др.).
Продление (пролонгация) договора аренды после истечения срока предыдущего договора возможно с обязательным проведением торгов. Однако прежний арендатор, при условии добросовестного исполнения условий договора и отсутствия оснований для завершения сделки с ним со стороны арендодателя, имеет преимущественное право перед другими возможными претендентами (ст. 22 ЗК РФ).
Если возникла необходимость внесения изменений в договор по причине: замены арендатора, изменения юридического адреса арендатора, изменения порядка внесения арендной платы, изменения границ и состояния земельного участка и т.п., то арендатор подает заявление в соответствующий государственный или муниципальный орган исполнительной власти. На основании данного заявления в срок до 20 дней с момента его подачи оформляется дополнительное соглашение к договору.