Порядок изменения кадастрового номера земельного участка в 2020 году

Каждый земельный участок должен состоять на кадастровом учете и иметь уникальный номер. Он присваивается единожды и не подлежит изменению в результате заключения договора купли-продажи или при переходе участка по наследству. В таких ситуациях просто вносится отметка о смене собственника, а кадастровый номер остается прежним. Но в исключительных случаях требуется изменить кадастровый номер.

Основания для изменения кадастрового номера

В настоящее время процедура присвоения кадастровых номеров и их аннулирования регламентируется 218-ФЗ. В нем прописаны некоторые ситуации, при которых старый кадастровый номер требуется изменить.

Во-первых, это изменение адреса земельного участка. По своей инициативе собственник земли изменить адрес не сможет. Такое решение может быть принято только на уровне муниципального образования, на территории которого располагается земля. Изменение адреса возможно в результате объединения или раздела муниципальных образований.

Во-вторых, это изменение площади земельного участка и, соответственно, его границ. Такая ситуация обычно происходит по результатам объединения нескольких земельных участков или разделения одного крупного участка на несколько небольших.

Право на изменение кадастрового номера принадлежит:

  • собственнику земельного участка (пользователи в лице арендаторов и безвозмездно эксплуатирующие землю такого права лишены) или его уполномоченному представителю;
  • специалистам Росреестра.

Автоматически изменение кадастрового номера не происходит, для этого подается соответствующее заявление собственниками. По результатам проверки старый кадастровый номер аннулируется и не может более использоваться в едином реестре.

Изменение кадастрового номера земельного участка не требуется в следующих случаях:

  • смена собственника;
  • изменение целевого предназначения и категории участка (перевод из одной формы в другую);
  • изменение кадастровой стоимости участка;
  • регистрация на нем построек;
  • установка обременения на участок;
  • установка сервитута.

Указанные выше характеристики не зашифрованы в кадастровом номере, поэтому никак не влияют на цифровое обозначение участка земли.

Основания для аннулирования кадастрового номера

Как уже отмечалось выше, инициатива об изменении кадастрового номера может исходить как от собственника, так и сотрудников Росреестра. Последние наделены правом на аннулирование записи в принудительном порядке.

Основания для принудительного аннулирования содержатся в законе о госрегистрации. Такая ситуация возможна, если участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен уникальный номер, но его владелец не успел зарегистрировать права собственности на него в течение 5 лет. Например, если участок был поставлен на учет в 2012 году, а права на него не оформлены до 2017 года, то запись в реестре аннулируется.

Данная процедура по аннулированию временных номеров будет производиться в Росреестре вплоть до 2022 года. Если кадастровый номер был аннулирован, то восстановить его получится только на основании решения суда.

В дальнейшем подается заявление о постановке участка на учет с приложением межевого плана.

Процедура изменения кадастрового номера

Для изменения кадастрового номера требуется обратиться в Росреестр (территориальное подразделение по месту расположения земельного участка). Документы на изменение можно подать:

  • лично;
  • через доверенное лицо (выписав на его имя доверенность на представление интересов);
  • направить их по почте;
  • через интернет, заверив ЭЦП;
  • через любой удобный МФЦ.

Комплект документации, который необходимо подать для изменения и аннулирования кадастрового номера зависит от правового основания, на котором основана данная процедура. В любом случае от собственника потребуется:

  • паспорт (включая доверенность на представление интересов, если это необходимо);
  • документ, который может подтвердить правовой статус заявителя: выписка из ЕГРН, свидетельство о собственности, выписка из ЕГРП.

Если участок был образован в результате объединения или раздела, то потребуется предоставить межевой план, который выполнен квалифицированным кадастровым инженером. Если основанием для аннулирования номера является смена адреса участка, то требуется приложить соответствующее решение органов муниципальной власти. При наличии построек на участке, дополнительно прикладывается техплан и разрешение на ввод в эксплуатацию.

Госпошлина за внесение изменений в ЕГРН не предусмотрена. Эта процедура бесплатна. Пошлина уплачивается только если одновременно с изменением номера вносятся сведения о правообладателе.

В любом случае от собственника потребуется заявление на внесение изменений. Оно включает в себя:

  • указание на орган Росреестра, в который подается документ;
  • основания для аннулирования кадастрового номера;
  • ФИО заявителя и его паспортные данные;
  • способ подачи заявления: лично или через представителя;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • перечень приложений;
  • дату подачи заявления и подпись.

Образец заявления на изменение и аннулирование кадастрового номера можно скачать здесь.

С 2017 года были существенно сокращены сроки внесения изменений в ЕГРН. Для кадастрового учета они составляют 5 дней вместо 10-ти ранее. Если также регистрируются права собственности на участок, то предельный срок оказания госуслуги составляет 10 дней.

Процедура аннулирования кадастрового номера

Если собственнику стало известно об аннулировании кадастрового номера его участка, то это значит, что права собственности не были узаконены должным образом. В этом случае во избежание неблагоприятных последствий ему необходимо как можно быстрее подать заявление на регистрацию прав собственности и постановку участка на учет в ЕГРН.

Порядок действий будет следующим:

  1. Владелец передает установленный комплект документов в Росреестр и пишет заявление о постановке участка на учет в ЕГРН и регистрацию прав собственности. К нему прилагается межевой план, правоустанавливающий документ (договор купли-продажи, постановление о выделение земли в бессрочное пользование, свидетельство о приватизации и пр.). За регистрацию прав собственности уплачивается госпошлина в размере от 350 до 2000 р. в зависимости от категории участка.
  2. Указанные документы будут рассматриваться в течение 10 дней. При необходимости сотрудники Росреестра могут запросить уточняющие сведения.
  3. По результатам прохождения процедуры выдается выписка из ЕГРН, которая содержит новый кадастровый номер и сведения о собственнике.

Таки образом, собственнику в случае аннулирования его номера придется заново пройти процедуру госрегистрации. Процедуру изменения кадастрового номера требуется пройти в исключительных случаях: когда изменился адрес участка, либо его площадь в результате объединения или разъединения.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499 )350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение кадастрового номера земельного участка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Изменение кадастрового номера земельного участка

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Изменение кадастрового номера земельного участка

Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения
Регистрирующий орган в своем отказе от 19 марта 2010 года указал на то, что в Едином государственном реестре прав был зарегистрирован договор аренды от 19.06.1992 N М-09-000016, предметом которого является земельный участок площадью 30930 кв. м с кадастровым номером 77:09:02008:021. Дополнительным соглашением, поданным на государственную регистрацию, оформленным на основании распоряжения префекта САО г. Москвы от 05.10.2005 N 7101 в договор аренды от 19.06.1992 года N М-09-000016, вносятся изменения в части площади (17 539 кв. м) и кадастрового номера земельного участка (77:09:02008:061).

Федеральные законы №221-ФЗ и №447-ФЗ регулируют все нюансы кадастровой деятельности в нашей стране.

Первый был принят в 2007 году, последние изменения внесены не так давно.

Второй содержит изменения и дополнения к этому закону, самым существенным из которых является глава о комплексных кадастровых работах.

Он был принят в 2020 году, в 2016 — изменен.

Федеральный Закон №218-ФЗ от 13.07.2015 года

Этот закон напрямую касается сделок с земельными участками, поскольку они также являются недвижимостью и на них можно оформить право собственности.

Существует ряд участков, которые находятся в пользовании владельцев. По ФЗ №218 их нельзя продать до тех пор пока участок находится в собственности муниципалитета, а не настоящего владельца.

Что именно регулирует

Федеральный закон «О госрегистрации недвижимости» регулирует отношение между гражданами и юридическими лицами в связи с возникновением права собственности. Любая недвижимость должна быть юридически закреплена за собственником.

Право возникает после процедуры регистрации и внесения данных в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

Любая сделка с недвижимостью, в том числе в земельным участком, считается заключенной только при условии государственной регистрации.

Что такое государственный реестр недвижимости

Государственный реестр недвижимости — это обширная и самая достоверная база данных, в которой находятся сведения обо всех зарегистрированных объектах недвижимости.

С начала 2017 года ЕГРН объединяет госкадастр и реестр прав.

Документом, который подтверждает наличие сведений, является выписка из ЕГРН. Основная информация из реестра является общедоступной.

Вместо Свидетельства о праве собственности сейчас выдается выписка из ЕГРН. Оба документа являются одинаково юридически значимыми.

Содержание

В ЕГРН содержатся следующие данные о земельном участке:

  • кадастровый номер;
  • адрес;
  • ФИО владельца;
  • площадь;
  • кадастровая стоимость;
  • наличие обременений;
  • чертеж (при условии межевания).

Внесение данных

Для того, чтобы внести новые данные в ЕГРН нужны следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • документы, данные из которых будут внесены (например, межевой план, договор купли-продажи);
  • решение суда (при решении дела через суд).

После обработки данные вносятся в базу данных.

Исправление ошибок

Ошибки в ЕГРН могут быть техническими и реестровыми. Первые могут возникнуть при неправильном внесении записи. Они исправляются после подачи заявления в Росреестр или через МФЦ.

Таким же образом корректируются реестровые ошибки, которые сильно изменяют информацию и возникает пересечение границ. Для подтверждения своих слов нужно предоставить документы или решение суда.

Регистрация права собственности

Для того, чтобы в полной мере распоряжаться землей, нужно оформить право собственности. Законом разрешено владение на праве пользования. Но для сделки продажи, дарения или завещания земельный участок нужно зарегистрировать в Росреестре.

Документы

Для регистрации земельного участка, также как и  остальных объектов недвижимости потребуются следующие документы:

  • паспорт;
  • заявление;
  • правоустанавливающие документы;
  • межевой план (если есть);
  • квитанция об уплате госпошлины.

Кто имеет право регистрировать недвижимость

Недвижимость регистрируется в отделениях федерального органа Росреестра. Они находятся в каждом городе.

Очень удобно оформлять право собственности через офисы МФЦ или «Мои документы».

Можно ли узаконить землю без документов?

Ответ зависит от характера получения земельного участка. Если земля была предоставлена в пользование еще в советское время, но документы потеряны, то нужно заняться их поиском для выписки дубликата. Для этого стоит обратиться в архив города.

Если владение участком основано на самозахвате (на бесхозных землях СНТ) и не причиняет неудобства другим соседям, то чтобы его узаконить нужно обратиться в отдел землеустройства муниципалитета. Придется предоставить веские доказательства и основания, что вы заботились об этой земле, как о своем.

Незаконность процедуры

В случае ненадлежащего оформления документов межевание может считаться несостоявшимся и незаконным. Чаще всего нарушается процедура подписания акта согласования с заинтересованными лицами, которыми являются соседи смежных участков.

Ответственность за нарушение правил регистрации

Ответственность за межевание и составление документов для ЕГРН лежит на кадастровом инженере. В случае ошибки он несет имущественную ответственность и рискует лишиться квалификационного аттестата. Если причинен большой ущерб, то возможна уголовная ответственность.

Федеральный Закон №221-ФЗ (от 24.07.2007 года

Федеральный закон «О кадастровой деятельности» (ФЗ РФ №221) был принят и вступил в силу в 2007 году. С этого времени начался отсчет систематической кадастровой деятельности, которая стала прочно связана с регистрацией прав на земельные участки в рамках Росреестра.

Что регулирует

Государственный кадастр недвижимости был создан для того, чтобы переходящие права собственности на земельные участки организованно фиксировались на федеральном уровне.

Все детали кадастровой деятельности, в том числе межевание земельного участка, регулируются этим законом.

Согласно этому правовому акту для того, чтобы передать данные об участке в систематизированную базу данных, необходимо привлечь специалиста.

По закону право выполнять кадастровые работы имеет только кадастровый инженер.

В его обязанности входит осуществление процедуры межевания:

  • сбор и изучение документации на земельный участок;
  • проведение геодезических работ (определение поворотных точек границ);
  • осуществляет согласование местоположения границ;
  • подготовка документации для передачи в государственный кадастр.

Надзор за объединениями кадастровых инженеров возложен на Росреестр и его отделения (статья 3.2 ФЗ РФ №221). Кадастровые инженеры не подчиняются напрямую этому федеральному органу, но постоянно взаимодействуют друг с другом для улучшения качества работы.

Требования к кадастровой деятельности

Кадастровая деятельность осуществляется саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров. Это означает, что компании создаются не «сверху», а по инициативе самих кадастровых инженеров.

Организации создаются на коммерческой основе и оказывают платные услуги населению и юридическим лицам по кадастровой деятельности.

Процедура межевания — это составная часть кадастровых работ.

Она осуществляется на добровольной основе.

Все требования к последовательности и оформлению этих работ изложены в законе и дополнительных правовых актах Министерства экономического развития.

ФЗ №221 перечисляет требования к кадастровым инженерам:

  • гражданство РФ;
  • наличие квалификационного аттестата;
  • высшее образование;
  • опыт помощника кадастрового инженера от 2 лет;
  • отсутствие судимости;
  • отсутствие дисквалификации по профессии;
  • договор страхования гражданской ответственности.

Между владельцем земельного участка и саморегулирующей организацией заключается договор подряда, по которому кадастровый инженер обязуется провести кадастровые работы за установленную плату.

Для определения цены составляется подробная смета. Количество кадастровых работ в каждом случае индивидуально, поэтому их стоимость также отличается.

Сведения, которые попадают в базу данных государственного кадастра становятся общедоступными, то есть публичными.

Комплексные кадастровые работы

Кадастровые работы состоят из нескольких этапов:

  1. Подготовительные работы. Владелец участка обращается с заявлением в коммерческую организацию кадастровых инженеров. Далее заключается договор между заказчиком и исполнителем. Возможно внесение предоплаты. Кадастровый инженер изучает документы по участку.
  2. Непосредственно выезд на участок. Определение границ на местности, установка колышков, определение площади участка. В некоторых случаях оформление акта согласования.
  3. Обработка всех данных и оформление документов по ним.
  4. Передача сведений в Росреестр.
  5. Обработка всех данных, присвоение кадастрового номера, внесение сведений в ЕГРН.

Тем, чьи участки были внесены в госкадастр по упрощенной схеме, то есть без межевания, необязательно прибегать к этой процедуре.

Законодательно установленный порядок согласования границ

Порядок действий при согласовании и установлении смежных границ с соседями зависит от того, каких вы добились результатов при переговорах с ними.

Самым целесообразным является устное соглашение о том, где будет проходить граница. Оно предполагает взаимные уступки.

Согласование проводится в письменной форме.

Кадастровым инженером заполняется акт согласования, который имеют право подписать (кроме заказчика и исполнителя):

  • собственники смежных участков;
  • пользователи на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования;
  • арендаторы (при сроке аренды более 5 лет);
  • их представители (доверенность должна оформляться нотариально).

По выбору кадастрового инженера проводится собрание или вопрос решается в индивидуальном порядке. Заинтересованные лица (соседи) вызываются для согласования путем вручения извещения под расписку.

Публикация в газете

В случае, когда адрес владельцев смежных участков неизвестен, допускается другая форма извещения. В статье 39, пункте 8 ФЗ РФ №221 описываются обстоятельства, при которых можно опубликовать извещение о предстоящем собрании в газете.

Бывают случаи, когда адрес отсутствует как в Правлении СНТ, так и в базе данных ЕГРН. Значит, извещение невозможно вручить лично или направить по почте. В этом случае заказывают публикацию в газете не менее, чем за 30 дней о проведении собрания о согласовании.

Акт согласования

Акт согласования — это документ, предусмотренный статьей 40 ФЗ РФ №221. Его суть заключается в отсутствии возражений по границам участка. Подписывают акт согласования заинтересованные лица, соседи смежных участков.

При его оформлении соблюдаются следующие правила:

  • акт подписывают владельцы или пользователи соседних участков, но не их родственники;
  • в документ вписываются реквизиты каждого лица и ссылка на документ, который подтверждает их права на смежный участок;
  • акт оформляется на оборотной стороне чертежа межевого плана;
  • все возражения вписываются в документ.

Акт согласования — обязательная часть межевого плана.

Образец

Акт согласования содержит следующую информацию:

  • кадастровый номер участка заказчика;
  • площадь участка;
  • границы, которые подлежат уточнению;
  • реквизиты смежных участков: кадастровый номер;
  • ФИО заинтересованного лица, реквизиты документа, подтверждающего право собственности или номер доверенности;
  • отдельная колонка — подпись и число (для соседей);
  • напротив каждой фамилии — способ извещения.

Документ заверяется подписью и печатью кадастрового инженера и владельца участка.

Федеральный Закон 447-ФЗ от 22.12.2020 года

Федеральный закон РФ № 447 «О внесении изменений в закон «О госкадастре недвижимости» был принят в конце 2020 года, последние редакции — в 2016 году. Речь идет о поправках в правовом акте, который был издан в 2007 году, ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости».

Изменения

В правовое постановление, которое регулирует кадастровую деятельность, были внесены следующие изменения:

  1. Уменьшились сроки постановки на кадастровый учет с 10 до 3 дней.
  2. Упорядочена система исправления ошибок в кадастре.
  3. Новая глава (гл.4.1) посвящена комплексным кадастровым работам. Это бесплатные работы, которые выполняются на территории кадастрового квартала или нескольких смежных.
  4. Срок государственной регистрации права сократился до 10 дней.

Все изменения были выработаны после анализа кадастровой деятельности за предыдущие годы. Они направлены на улучшение эффективности кадастрового учета.

Является ли определение границ обязательной процедурой

Межевание не является обязательной процедурой.

Есть ряд дачных участков в СНТ, которые не были размежеваны, но стоят на кадастровом учете.

На такие участки оформлено право собственности. В этом случае их можно продать, не проводя дополнительного определения границ.

Межевание делают также при спорных границах с соседями.

Перед продажей кому-либо собственного земельного участка не обязательно проводить межевание. Но нужно понимать, что эта процедура повысит рыночную цену вашего надела.

Стоимость

Услуги по межеванию обходятся владельцу участка недешево. Цены очень сильно колеблются в зависимости от:

  • региона;
  • площади;
  • очертания участка;
  • удаленности от города.

В среднем цена на услуги кадастрового инженера по межеванию садового участка за 6 соток обойдется в 10 тысяч рублей. Если конфигурация участка правильная, надел расположен в черте города, то цена может быть около 5 тысяч.

Но даже такая сумма у пенсионеров часто отсутствует. Поэтому нужно отнестись к вопросу межевания рационально. Если получен кадастровый паспорт и оформлено право собственности на садовый участок, то свой надел можно продать без межевания. Другой вопрос — будет ли он пользоваться спросом.

Однако на разных интернет-площадках сейчас настойчиво распространяются слухи об обязательном межевании и отсутствии отсрочки, в доказательство чего приводятся Федеральный закон №477. Этот закон приведен ошибочно, речь в нем идет об изменениях в Налоговом кодексе, а не госкадастре.

Новости тоже ошибочны, в законодательстве нет статьи, обязывающей проводить определение границ участка.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается об особенностях проведения процедуры определения границ по новым законам.

Заключение

Создание кадастрового учета в том виде, в котором мы знаем его сейчас, было начато в более 10 лет назад. С тех пор он совершенствовался при помощи поправок, которые вносились в законы.

Большинство земельных участков поставлены на кадастровый учет. Межевание проведено меньше, чем в половине случаев.

09.11.2015

В соответствии с п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 (далее – Порядок ведения ГКН) сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) в соответствии с зонированием территории, в том числе на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2020 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вступил в силу с 24.12.2020.

В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2020 № 171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

При этом, до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2020 № 171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Таким образом, для изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо обратиться с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков в орган государственной власти или орган местного самоуправления. После получения решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, необходимо обратиться в межрайонный отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области, либо через многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа с заявлением о государственном кадастровом учете изменений адреса объекта недвижимости либо направить заявление почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, либо их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: