Установленные предельные максимальные размеры земельных участков в 2020 году

Правила установки минимальных и максимальных размеров земельных участков зафиксированы в двух основных нормативно-правовых актах:

  • Гражданский кодекс РФ (ч.6 ст.30);
  • Земельный кодекс РФ (п.1 ст.11.9).

Также законом регламентированы особые правила определения площади участков для выдачи земель на безвозмездной основе.

Данные правила касаются вида права собственности:

  • Если земля находится в собственности РФ (федеральная собственность), при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами федерального уровня;
  • Если земля находится в собственности субъектов РФ, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами регионального уровня;
  • Если земля находится в муниципальной собственности, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами местного (муниципального) уровня;
  • Особое внимание стоит обратить на тот факт, что субъекты РФ в рамках Земельного кодекса РФ могут устанавливать свои нормы, касающиеся формирования границ и площади земельных участков.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Предельные максимальные размеры земельных участков для ИЖС

При выделении земли под индивидуальное жилищное строительство, границы участка должны быть определены в обязательном порядке. Правила формирования таких границ устанавливаются региональными законодательными актами. Напомним, что законы субъектов РФ ни при каких условиях не должны противоречить Конституции РФ и остальным нормативно-правовым актам федерального уровня.

Давайте наиболее подробно поговорим о том, что же включает в себя понятие максимальные предельные размеры земельных наделов:

  • Сами предельные размеры участков и их площадь;
  • Внешние отступы от границ, которые необходимы для того, чтобы соседи, решившие построить рядом свой дом, соблюдали данные нормы и не начали свое строительство слишком близко;
  • Максимальные возможности застройки данного земельного участка (в процентах);
  • Предельное количество этажей в жилых домах на выделенной земле.

В каждом населенном пункте органы местного самоуправления обязаны составить и утвердить специальный градостроительный регламент, который входит в правила землепользования. Муниципальные власти, руководствуясь законами конкретного субъекта РФ, обязаны самостоятельно зафиксировать минимальные и максимальные площади земельных участков, предоставляемых гражданам.

Для уточнения размеров и границ вашего земельного надела, обратитесь с соответствующим заявлением в местную администрацию. Но имейте в виду, что если для данной территориальной зоны градостроительным регламентом предельные размеры не установлены, то в нем должно быть именно так и прописано. В таком случае, установление точных границ и размеров необязательно.

В каждой территориальной зоне может быть не один земельный участок, при этом все земли, входящие в указанную зону, могут иметь одинаковое назначение, но разные предельные максимальные размеры.

Исходя из общей практики по всей стране в целом, для участков, предназначенных для строительства жилых домов, устанавливается минимальный размер – 3 сотки земли.

Но как уже было сказано выше, наиболее точные цифры устанавливаются региональными властями, поэтому граждане, желающие получить участок под ИЖС, могут рассчитывать на гораздо большую территорию.

Не забываем и о принадлежности права собственности, т.е. если земля в собственности РФ, то и законами руководствуемся также федеральными. А вот если надел принадлежит муниципалитету, то открываем местный градостроительный регламент.

Очень часто при выделении участка под строительство жилого дома возникают споры с соседями и родственниками касательно границ участка.

Чтобы уметь отстоять свои права, внимательно изучите правовые нормы, принятые в вашем населенном пункте. Не поленитесь заглянуть и в федеральные нормы. Только зная законы, регламентирующие правила определения предельных максимальных размеров земельных участков, вы сможете защитить себя и своих близких от неправомерного вторжения на вашу территорию.

В том случае, если деления участка, который был выделен под ИЖС, избежать не удалось, то придется проводить процедуру межевания, т.е. измерять точную площадь надела, определять расположение его границ. Здесь без знания норм о максимальных и минимальных размерах земельных участков точно не обойтись.

Аналогичные правила применяются и при покупке земли. Особенно в той ситуации, когда участок находится на заброшенной территории и не имеет четко выраженных границ.

Это значит, что приобретая землю, вы должны сначала пригласить специалистов из БТИ, затем заказать процедуру межевания и только потом ставить приобретенный участок на государственный учет в Росреестре.

Предельные максимальные размеры земельных участков при перераспределении

С 1 марта 2015 года Земельный кодекс РФ претерпел ряд изменений. За столь короткое время по ряду вопросов уже успела сформироваться определенная практика.

В соответствии со вступившими в силу обновлениями, граждане РФ получили право оформить в собственность так называемые «прирезки».

Это значит, что если вы в течение длительного времени обрабатываете часть территории, прилегающей к вашему участку, и на данную зону никто не претендует, то вы можете присоединить этот бесхозный отрезок земли к вашему земельному участку.

Также с 01.03.2015 г. в Земельный кодекс РФ была включена отдельная глава, устанавливающая нормы перераспределения земель, которые находятся либо в собственности государства, либо в собственности граждан.

Порядок перераспределения границ земельного участка при оформлении «прирезков» устанавливаются двумя конкретными статьями в Земельном кодексе: ст. 39.28 и 39.29. Но стоит помнить о том, что для перераспределения границ земель существует ряд ограничений.

Конкретные ограничения заключаются в наличии строго определенных целей:

  • Изменение расположения границ земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) или частной собственности на территории, подлежащей застройке, возможно только для целей приведения площади участка в соответствие с ранее оформленным проектом межевания. При этом в обязательном порядке должно быть подписано соглашение о развитии застроенной территории;
  • Еще одна цель, для достижения которой разрешается перераспределение границ земельных наделов — это предотвращение вклинивания, изломанности и вкрапления границ. В рамках данной цели существует только одно ограничение — увеличение площади земли возможно только в пределах максимально установленных законом границ земельного участка;
  • Также изменение границ земельного надела в пользу увеличения возможно в тех случаях, когда земля предназначена для:
  • с/х работ на личном подсобном хозяйстве;
  • выращивания садов;
  • ведения огородничества;
  • строительства жилых домов для собственного проживания;
  • ведения дачного хозяйства. Ограничение по предельным максимальным размерам земельных участков здесь также присутствует;
  • Земельный кодекс РФ разрешает перераспределение государственных и частных земельных участков случае, если на них будут располагаться объекты капитального строительства, о которых говорит ст.49 вышеуказанного нормативно-правового акта, в том числе, если для данных целей планируется изъятие земли в пользу государства (национализация). Интересующие всех правила оформления «прирезков» закреплены именно в п.3 данной статьи.

Стоит упомянуть и о правиле согласованности перераспределения. Данное правило гласит о том, что процедура изменения границ участков возможна только в том случае, если между уполномоченными органами власти и собственниками земельных участков заключено соглашение, в соответствии с которым каждый из них выразил свое согласие на осуществление перераспределения.

В обязательном порядке к указанному договору прикладывается кадастровый паспорт, который формируется после изменения расположения границ земель и земельных участков.

Но прежде чем приступить к изменению границ земельных наделов, необходимо провести межевание, так как формирование новых границ государственных или муниципальных земель возможно только на основании ряда утвержденных документов:

  • проект межевания;
  • схема подробного местонахождения земельного участка.

Предельные максимальные размеры земельных участков в Московской области

Как уже было сказано выше, предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются законодательными актами сразу нескольких уровней (в зависимости от того, кому принадлежит земля).

Градостроительные регламенты, утвержденные местными органами власти, должны регламентировать все элементы застройки населенного пункта вплоть до облика конкретного здания и его постройки на определенной улице.

Каждый из таких регламентов не должен противоречить всем законам федерального уровня, но в первую очередь, не должен идти в разрез с нормами Градостроительного кодекса РФ.

В Московской области 17 июня 2003 года был принят закон «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области».

Данный нормативно правовой акт устанавливает следующие нормы для предельных размеров участков:

Вид разрешенного использования Возможный максимальный размер в сотках
Фермерское хозяйство 4000
Садоводство 15
Огородничество 10
Дачное строительство 25

На уровне муниципалитетов также были приняты местные акты, устанавливающие максимальный размер земельных участков для каждого района Московской области.

В таблице ниже приведена информация по состоянию на 2017 год:

№ района п/п Подразделение на районы в МО Вид использования земельного участка для с/х деятельности Максимальный размер, в сотках
1. Волоколамский ИЖС в Волоколамске и Сычево 12
ИЖС в селе 25
Приусадебный ЛПХ в Волоколамске и Сычево 12
Приусадебный ЛПХ в селе 25
Полевой ЛПХ 100
2. Воскресенский ИЖС в Воскресенске и поселках 15
ИЖС в селе 30
Приусадебный ЛПХ в Воскресенске и поселках 15
Приусадебный ЛПХ в селе 30
Полевой ЛПХ 30
3. Дмитровский Для ИЖС или ЛПХ 15
Для садоводства 12
4. Истринский ИЖС в Истре, Дедовске и пос. Снегири 15
ИЖС в селе 30
ЛПХ 50
5. Клинский ИЖС 30
Приусадебные ЛПХ 30
Полевые ЛПХ 100
6. Коломенский ИЖС и ЛПХ в поселке Пески 20
ИЖС и ЛПХ в селе 30
Полевые ЛПХ 20
7. Ленинский ИЖС в г. Видное 15
ИЖС кроме г. Видное 25
ЛПХ в г. Видное 15
ЛПХ кроме г. Видное 25
8. Лотошинский ИЖС в Лотошино 20
ИЖС в селе 50
Приусадебный ЛПХ в Лотошино 20
Приусадебный ЛПХ в селе 50
Полевой ЛПХ 50
9. Можайский ИЖС 12
ЛПХ 30
10. Наро-Фоминский ЛПХ, ИЖС в Наро-Фоминске 15
Прочие земли для ЛПХ, ИЖС 30
11. Ногинский ИЖС и ЛПХ в Ногинске 9
ИЖС и ЛПХ в районе 12
12. Одинцовский ИЖС 25
ЛПХ 25
13. Орехово-Зуевский ИЖС для села 30
ИЖС для городов 15
ЛПХ для села
ЛПХ для города 40
14. Пушкинский ИЖС в городах и поселках городского типа 25
ИЖС в селе 30
ЛПХ 30
15. Раменский ИЖС 40
Приусадебные ЛПХ 40
Полевые ЛПХ 100
16. Сергиево-Посадский ЛПХ, ИЖС в городских населенных пунктах 12
ЛПХ, ИЖС в селах 30
Полевые ЛПХ 200
17. Серпуховский ЛПХ, ИЖС 300
18. Солнечногорский ИЖС 25
Приусадебные ЛПХ 25
Полевые ЛПХ 100
19. Ступинский ЛПХ, ИЖС в Ступино 6
ЛПХ,ИЖС в Жилево, Малино. Михнево 8
ЛПХ,ИЖС в селах 15
20. Талдомский ИЖС в городе 2
ИЖС в селе 25
Приусадебные ЛПХ в городе 25
Приусадебные ЛПХ в селе 50
Полевые ЛПХ 150
21. Чеховский ИЖС 15
ЛПХ 25
22. Шатурский ИЖС 50
ЛПХ 50
23. Щелковский Приусадебный ЛПХ 50
Полевой ЛПХ 100
ИЖС 40

Предельные максимальные размеры земельных участков в Ленинградской области

Если говорить о Ленинградской области, то на данный момент там действует закон от 23 октября 2003 года «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство».

Он также на региональном уровне устанавливает максимально возможные площади земельных участков, которые предоставляются гражданам:

  • Для земель садоводства – 12 соток;
  • Для строительства дачи – 10 соток;
  • Для ведения животноводства – 500 соток.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный размер земельного участка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Минимальный размер земельного участка

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Минимальный размер земельного участка

Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости
В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, который не принадлежит продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части участка, занятого данной недвижимостью и необходимого для ее эксплуатации. Как следовало из п. 2 ст. 35 ЗК РФ, предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ с учетом утвержденных норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Указанные нормы утратили силу с 1 марта 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2020 N 171-ФЗ. Вместе с тем согласно ч. 20 ст. 34 данного Закона до утверждения в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу названного Закона в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Путеводитель по судебной практике. Доверительное управление имуществом
Уведомлением от 06.05.2003 ответчик сообщил истцу о приостановлении регистрации договора до 05.06.2003. Истцу предложено подтвердить право учредителей управления на заключение договора от 28.04.2003. По истечении указанного срока истцу было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на его незаключенность, поскольку его предметом является не определенное имущество, а доли в праве, передача которых реально невозможна. Учреждение юстиции сослалось также на то, что заявителем не представлен план земельного участка с установленными на местности границами с указанием его кадастрового номера, и на то, что в соответствии со статьей 22 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» минимальный размер земельных участков, формируемых из земель сельхозназначения и необходимых для сельскохозяйственного производства, составляет не менее 300 га, в то время как общий размер земельного участка, взятого трастовой компанией в доверительное управление по договору от 28.04.2003, составляет лишь 59,8 га.

Положения о размере земельных участков регулируются нормами Земельного кодекса РФ, а также федеральным законодательством нашего государства. Указанные акты действуют в отношении муниципального и государственного имущества, предоставленного в эксплуатацию гражданам.

Допустимый размер землевладения находится в непосредственной зависимости от того, каково его целевое использование, назначение и условия землепользования. Помимо сказанного, такие моменты довольно важны и при осуществлении раздела участка, одновременно находящегося во владении нескольких лиц. Также указанный вопрос может регламентироваться нормами регионального законодательства, но при этом такие акты должны неукоснительно соответствовать Земельному кодексу РФ.

Помните, что в случае деления одного надела на несколько самостоятельных, помимо максимальных и минимальных показателей, необходимо учитывать аспект, свидетельствующий о том, что не каждый участок допускает, к примеру, ИЖС или другие виды целевого назначения. Таким образом, при проведении раздела, участники процедуры часто вынуждены осуществлять перевод своей части в иную категорию.

Установление предельных показателей землевладений также определяются исходя из способа их получения. К примеру, если надел передан безвозмездно, его параметры исчисляются согласно факту их нахождения на учете определенного субъекта подобных правоотношений.

Предельные размеры земельных участков после 1 марта 2015 года

Установление закона в отношении предельных размеров участков земли продиктовано необходимостью поддержания разумного землепользования и полагается целесообразным, ведь при неимении таких ограничительных мер делить наделы можно было бы бессчетное количество раз, что привело бы к появлению микроучастков, не подходящих для эксплуатации надлежащим образом.

Обычно возникновение земель, площадь которых очень большая, тоже мешает их всесторонней и эффективной эксплуатации. Такие нюансы и стали главными основаниями для введения ограничительных мер в отношении предельных размеров землевладений.

Собственники заделов земли довольно часто оказываются в положении, когда требуется разделение участков.

Как свидетельствует судебная практика, главными основаниями для деления наделов выступают:

  • процедура раздела объектов, перешедших гражданам по наследству;
  • деление супружеской недвижимости при расторжении брачных отношений;
  • возникновение необходимости продажи принадлежащей доли у одного из совладельцев;
  • намерение владельца произвести отчуждение не целого участка, а определенной его доли.

Раздел землевладения на несколько самостоятельных частей, площадь которых не соответствует предусмотренному минимальному размеру, невозможен. Таким образом, надел, деление которого на отдельные участки не представляется возможным по причине несоответствия нормам о размере земель – неделимый.

Сегодня законодательные положения в отношении размеров землевладений подверглось серьезным изменениям. Утрачена сила пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающего положение о том, что при разделе землевладения на несколько объектов, габариты сформированных наделов должны находиться в пределах, которые предусматривает градостроительный регламент относительно максимальных параметров земель, и не должны быть ниже обозначенной минимальной нормы землевладений.

При этом предписание о необходимости соответствия параметров формируемых наделов указаниям градостроительного регламента все еще зафиксировано пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, лишилась законной силы статья 33 указанного кодекса, которой указывалось, что предельные минимальные и максимальные показатели землевладений, передаваемых населению под КФХ, садоводческую и огородническую деятельность, разведение домашнего скота, дачное строительство, регламентировались правовыми нормами органов муниципальной власти.

Судя по всему, делая такие поправки относительно допустимых параметров землевладений в законодательной базе, уполномоченные органы руководствовались необходимостью упразднения законодательства, контролирующего такого рода правоотношения, и ликвидацию аналогичных норм, одновременно содержащихся в нескольких одновременно действующих нормативных актах. К примеру, лишенный силы пункт 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ по сути дублировал пункт 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

Еще одним поводом для внесения изменений считается стремление законодателя ликвидировать разногласия, касающиеся использования правовых норм, регулирующих минимальные показатели землевладений, передаваемых в собственность населению из участков, являющихся государственной либо муниципальной собственностью, с прочими правоотношениями, не относящимися к передаче наделов.

Сегодня показатели минимального и максимального размера землевладений, касательно которых градостроительными нормами предусматривается особая регламентация, устанавливаются положениями соответствующих регламентов.

Данная позиция законодательно закреплена в пункте 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ. Отражение градостроительных регламентов происходит посредством правил землепользования и застройки муниципалитета, а утверждение их происходит при помощи представительных органов местной власти.

Не забывайте о том, что каждый самостоятельный регион нашего государства предусматривает собственные нормы относительно предельных показателей земель. Таким образом, единых положений, на которые можно ссылаться при рассмотрении подобных вопросов, на территории России не предусмотрено.  

Предельные размеры земельных участков в Московской области

В переделах Московской области указанный вопрос регулируется положениями Закона «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области», разработанного согласно предписаниям Земельного кодекса РФ, и определяющего показатели максимальных и минимальных площадей наделов, передаваемых населению во владение из земель, собственником которых выступает государство либо муниципалитет, под крестьянское (фермерское) хозяйство, садоразведение, устройство огородов, дачное строительство.

Согласно статье 1 вышеуказанного закона, предельно допустимые минимальные показатели размера землевладений, передаваемых в собственность граждан, определяются в зависимости от целей их эксплуатации и составляют:

  • для КФХ – 2,0 га;
  • под садоводческую деятельность – 0,06 га;
  • для устройства огородов – 0,04 га;
  • под дачное строительство – 0,06 га.

Статьей 2 данного правового акта регламентирована максимально допустимая площадь наделов, передаваемых населению во владение, которая, исходя из определенных целей землепользования равна:

  • для ведения КФХ – 40,0 га;
  • для садоразведения – 0,15 га;
  • под огородническую деятельность – 0,10 га;
  • под дачное строительство – 0,25 га.

В статье 3 закона, регламентирующего указанный вопрос на территории Московской области, приводятся завершающие положения, гласящие следующее:

  • указанный правовой акт подлежит применению, когда федеральное законодательство и законы Московской области не предусматривают других показателей в отношении размеров землевладений, передаваемых в собственность жителей;
  • при возникновении обстоятельств, когда площадь надела, выделенного определенному лицу на законных основаниях, ранее, чем данный закон получил юридическую силу, меньше минимальных показателей либо выше максимальных, отраженных в статьях 1 и 2 названного правового акта, то для конкретного землевладения этот параметр принимается в качестве максимального или минимального;
  • для уплаты соответствующих налогов, в качестве предельных показателей параметров наделов, в прошедшем времени выделенных лицам для пожизненного наследуемого владения, выступают следующие:
  • под садоводство – 0,12 гектара;
  • для разведения домашнего скота – 0,20 гектара;
  • под дачное строительство – 0,12 гектара.

Предельные размеры земельных участков для садоводства

Согласно Земельному кодексу РФ, на сегодняшний день допускаются такие показатели минимальных и максимальных площадей участков земли, передаваемых во владение граждан из государственных и муниципальных наделов:

  • для садоразведения: минимум – 0,05 га, максимум – 0,12 га;
  • под дачное строительство: не менее 0,05 га и не более 0,20 га;
  • для устройства огорода: минимально – 0,01 га, максимально – 0,10 га.

Предельные габариты землевладений, выделенных во владение лицам в безвозмездном порядке из государственной собственности, равны:

  • под садоводство – 0,12 гектара;
  • для огороднической деятельности – 0,10 гектара;
  • под дачное строительство – 0,20 гектара.

Перед разграничением собственности государства, безвозмездная передача землевладений населению производится согласно местным нормативным актам. Таким способом надел может быть выделен лишь единожды.

Предельные размеры земельных участков для зоны религиозного назначения

Земельные участки с религиозным назначением имеют следующие показатели минимального и максимального размера, а также предела допустимого строительства и реконструкции капитальных построек:

  • основные виды допустимого землепользования;
  • культовые строения, жилые дома, предназначенные для проживания служителей религиозных организаций, имущество по инженерно-техническому обеспечению районного и местного значения, а также улично-дорожные сети. Габариты регламентированы локальными нормативными актами, действующими в области градостроительства. Размещение храмов рекомендуется производить, соблюдая минимальный трехметровый отступ от красной линии. Если производится реконструкция имеющегося строения, указанное расстояние возможно сократить. Проекты приходских храмов желательно разрабатывать в виде одноэтажных, двухэтажных или одноэтажных, оснащенных цокольным этажом. Допускается возведение храмов, которые встроены либо встроенно-пристроены. Максимально разрешенный размер застройки составляет 80%;
  • параметры землевладений, нюансы их расположения, количество этажей и другие характеристики, устанавливаются согласно заданию на проектирование и на основании технической регламентации, а также муниципальных норм, которые предусматривает градостроительное проектирование;
  • вспомогательные ВРИ:
  • участки сельскохозяйственного назначения, зеленые насаждения, гостевые автостоянки. Параметры земель, аспекты расположения, количество этажей и иные особенности, устанавливаются согласно заданию на проектирование и на основании технической регламентации, а также местных положение, которые предписывает градостроительное проектирование;
  • размещение стоянок для автотранспорта гостевого типа производится за ограждением пределов культовой постройки. Места на стоянках, расположенных при указанных объектах, регулируется технической регламентацией и локальными актами, установленными градостроительным проектированием. Параметры надела, отведенного под стоянку должны составлять 25 квадратных метров, если же стоянка примыкает к дороге – 22,5 квадратных метра;
  • условно разрешенные ВРИ;
  • земли для размещения общественных туалетов.

Площадь землевладений, местоположение, количество этажей и другие характеристики продиктованы заданием на проектирование и определяются технической регламентацией, а также местными предписаниями градостроительного регламента.

Предельные размеры земельных участков зоны автомобильного транспорта

Выделение зоны Т-1А * произведено в целях предоставления законных оснований для размещение различных объектов автотранспорта, включая вхождение в красные линии улиц, и полосы для отведения автомобильных дорог, функционирование которых взаимосвязано с повышенными шумами и высоким загрязнением.

Допускается возведение построек и коммуникационных средств, имеющих отношение исключительно к размещению и использованию автотранспорта, объектов, относящихся к дорожному обслуживанию, дорожного функционирования, постов ОВД, размещения полос автодорог, включая объекты, отнесенные к инженерной инфраструктуре.

К специальными градостроительным регламентам относительно допустимых видов землепользования, прибегают лишь тогда, когда определенные наделы не отнесены к границам объектов, предназначенных для всеобщего использования, в отношении которых градостроительный регламент не действует, и эксплуатация которых устанавливается компетентными органами государства, а также исполнительной властью и местными администрациями индивидуально, исходя из целевого назначения участков и соответствующей технической документации.

В таких обстоятельствах предусмотрено, что габариты землевладений и характеристики возможного строительства, а также ведения работ по реконструкции, устанавливаются с учетом особенностей назначения недвижимого имущества согласно имеющихся предписаний.

Предельные размеры земельных участков для территориальных зон

Понятие территориальной зоны раскрывает статья 1 Градостроительного кодекса РФ. Указанный термин предполагает определенную зону, в отношении которой правилами по землепользованию и застройке установлены границы, а также разработана специальная градостроительная регламентация.

Помните, что установление градостроительного регламента как территориальной составляющей Правил по землепользованию и застройке происходит по такой схеме:

  • назначаемые в границах определенных территориальных зон видов разрешенной эксплуатации землевладений, а также любых объектов, располагающихся выше или ниже поверхности наделов;
  • эксплуатация при их застройке и дальнейшее использование капитальных построек;
  • минимально и максимально допустимые площади земель и возможное строительство, реконструкция капитальных объектов;
  • ограничение землепользования и капитальных строений.

Относительно любой территориальной зоны градостроительным регламентом предусматривается основа правового режима землевладений.

Правила градостроительной регламентации должны соблюдаться каждым собственником участка, землевладельцем, землепользователем либо арендатором надела. При этом не играет роли ни форма собственности, ни другие правомочия по отношению к земле.

Субъекты земельных правоотношений могут эксплуатировать наделы согласно установленной в конкретной территориальной зоне градостроительной регламентации, исходя из вида допускаемого землепользования.

Не забывайте о том, что на основании части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, землевладение и любое имущество, которое с ним неразрывно связано, в некоторых обстоятельствах могут приниматься как противоречащие действующей градостроительной регламентации территориальной зоны, если:

  • разрешенное землепользование не включено в список возможных видов допустимого землепользования;
  • габариты участка отличны от установленных предельных норм, которые предусмотрены градостроительной регламентацией.

Допустимые показатели площади наделов земли и установленные нормы возможного строительства, произведения реконструктивных работ в отношении капитальных построек, могут состоять из:

  • сведений о наибольшей и наименьшей площади землевладений;
  • информации о минимальном отступе от границы надела для установления территорий возможного возведения построек и сооружений, за чертой которой постройка объектов недвижимости не разрешается;
  • максимальной этажности либо показателя высоты недвижимых объектов;
  • наибольшей доля застройки в пределах землевладения, устанавливаемой как соотношение общей площади надела, которую можно застроить с общей площадью земли;
  • прочих данных.

Территориальные зоны, в свою очередь, могут подразделяться на подзоны с аналогичным ВРИ землевладений и капитальных построек, но с отличными показателями максимального и минимального размеров земель и допустимых показателей возможного строительства, восстановительных работ в отношении недвижимости и соотношения обозначенных моментов.

Границы территориальной зоны фиксируются посредством создания карт по градостроительному зонированию. Такие карты вместе с прочей градостроительной регламентацией считаются составляющими ПЗЗ.

Определение границ территориальной зоны должно соответствовать нормам, устанавливающим принадлежность любого землевладения лишь к одной территориальной зоне. Создание единого надела из нескольких земель, относящихся к различным территориальным зонам, не представляется возможным. Обычно установление территориальных зон относительно отдельного землевладения не производится.

О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 25.01.2018)

(в ред. Законов Тульской области от 03.07.2007 N 848-ЗТО, от 20.07.2011 N 1615-ЗТО, от 21.12.2011 N 1708-ЗТО, от 25.04.2020 N 2111-ЗТО, от 27.02.2015 N 2260-ЗТО, от 25.01.2018 N 7-ЗТО)

Принят
Тульской областной Думой
17 июня 2004 года
Постановление N 61/1745

Статья 1. Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Закон Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО.

Статья 2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Тульской области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

(в редакции Закона Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

1. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Тульской области (далее — область) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются:

(в ред. Закона Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

2. Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются:

(в ред. Закона Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

Абзац утратил силу. — Закон Тульской области от 03.07.2007 N 848-ЗТО.

3. Утратил силу. — Закон Тульской области от 03.07.2007 N 848-ЗТО.

Статья 2-1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых на территории области для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

(введена Законом Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

1. Максимальный размер земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых на территории области для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, устанавливается равным 200 га.

2. Минимальный размер земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых на территории области для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, устанавливается равным 1 га.

Предельный минимальный размер земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель устанавливается в размере, определенном Законом Тульской области от 7 июня 2004 года N 452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области».

Статья 3. Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Закон Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО.

Статья 3-1. Утратила силу. — Закон Тульской области от 21.12.2011 N 1708-ЗТО.

Статья 3-2. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых на территории области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно

(введена Законом Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

1. Предельные (максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых на территории области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим в соответствии с законами области право на предоставление таких земельных участков в собственность бесплатно, устанавливаются:

для индивидуального жилищного строительства — 0,15 га;

для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта — 0,15 га;

абзац утратил силу с 1 января 2020 года. — Закон Тульской области от 25.01.2018 N 7-ЗТО;

для ведения садоводства — 0,25 га.

2. Размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, установленные в пункте 1 настоящей статьи, не распространяются на случаи предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, а также на случаи предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам, которые реализовали право на первоочередное или внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства и в соответствии с законами области имеют право на предоставление таких земельных участков в собственность бесплатно.

3. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых на территории области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим в соответствии с федеральными законами право на предоставление таких земельных участков в собственность бесплатно, устанавливаются на уровне минимальных размеров земельных участков, предусмотренных соответствующими федеральными законами.

В случае, если федеральными законами не установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно гражданам, в отношении которых право на бесплатное получение в собственность земельных участков определено федеральными законами, такие размеры земельных участков принимаются равными размерам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 4. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство

1. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается равным 1 га.

2. Утратил силу. — Закон Тульской области от 25.04.2020 N 2111-ЗТО.

3. Утратил силу. — Закон Тульской области от 03.07.2007 N 848-ЗТО.

Статья 4-1. О порядке применения отдельных положений настоящего Закона

(введена Законом Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, установленные статьей 2 настоящего Закона, применяются для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки.

Статья 5. Приведение нормативных правовых актов области в соответствие с настоящим Законом

1. Органам государственной власти области и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

2. До истечения этого срока нормативные правовые акты области применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и настоящему Закону.

Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через один месяц после его официального опубликования.

Статья 7. Признание утратившими силу законодательных актов области

Признать утратившими силу:

решение 3-й сессии Тульского областного Совета народных депутатов 21-го созыва от 14.11.1990 «О первоочередных мерах изъятия и предоставления в пользование земель в области»;

решение 4-й сессии Тульского областного Совета народных депутатов 21-го созыва от 27.12.1990 «О выделении земли под садово-огородные участки»;

решение 6-й сессии Тульского областного Совета народных депутатов 21-го созыва от 21.03.1991 «О ходе проведения земельной реформы и подготовке к весенне-полевым работам в области»;

решение малого Совета Тульского областного Совета народных депутатов от 30.06.1992 N 3/51 «О предельных размерах земельных участков для личного подсобного хозяйства в сельской местности».

Председатель Тульской
областной Думы
О.Д.ЛУКИЧЕВ

Губернатор

Тульской области
В.А.СТАРОДУБЦЕВ

г. Тула

30 июня 2004 года

N 456-ЗТО

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: