Что говорится в законе о земельных участках в 2020 году

В 2020 году был принят целый ряд разнообразных земельных законопроектов. Все эти законы и поправки к ним однозначно повлияют на весь земельный рынок России. Zemer.ru обратился в Минэкономразвития России, чтобы узнать, какие именно законы, с точки зрения властей, были в уходящем году самыми ожидаемыми и значимыми. Итак, представляем рейтинг самых многообещающих земельных законов с точки зрения Министерства.

Федеральный закон от 22 октября 2020 г. №318-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»

Закон устанавливает периодичность обновления картографической основы государственного кадастра за счет средств федерального бюджета. По закону картографическая основа кадастра должна обновляться не реже чем один раз в десять лет. Более точные сроки обновления карт и планов будут определяться в зависимости от характеристик территории, в том числе в зависимости от скорости ее изменения. Данный подход позволит оптимизировать затраты федерального бюджета на создание картографической основы кадастра.

Проект федерального закона №543929-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество»

Данный законопроект о комплексных кадастровых работах принят в первом чтении. Его целью является разработка правовых механизмов, направленных на реализацию мероприятий по определению и внесению в кадастр сведений о границах земельных участков и местоположении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства на них.

Именно этот законопроект устанавливает, что кадастровые работы финансируются органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ. Закон также устанавливает порядок проведения кадастровых работ в отношении участков, зданий или сооружений, учет которых был проведен раньше; определяет внесения в кадастр результатов комплексной кадастровой работы, сведений об участках, требующих уточнения земельных границ или исправления кадастровых ошибок. Кроме того, этот законопроект вводит запрет с 1 января 2018 года на совершение сделок с земельными участками, описание границ которых не соответствует кадастровым требованиям.

Целью этого закона было снижение риска ошибок в описании границ, быстрое наполнение кадастра достоверными сведениями о местоположении границ земельных участков, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в ЕГРП.

Проект федерального закона №640086-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости»

Закон о сокращении сроков учета и регистрации бесхозной недвижимости внесен на рассмотрение в Государственную думу 31 октября 2020 года. Он призван наладить работу между органами кадастрового учета и органами местного самоуправления при постановке на учет бесхозных объектов недвижимости. Кроме того, закон сокращает срок кадастрового учета и регистрации права с 18 до 10 дней, упрощает порядок предоставления согласия супруга в орган, осуществляющий госрегистрацию права. Все это вместе призвано минимизировать материальные затраты граждан при регистрации, а также ускорить весь этот процесс. Ожидается, что упрощение процесса совершения сделок с недвижимостью окажет стимулирующее действие на оформление прав на нее.

Проект федерального закона №597863-6 «О государственной регистрации недвижимости»

Данный закон принят в первом чтении 22 октября 2020 года. Во-первых, он предусматривает создание единого информационного ресурса — Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), который объединит в себе Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости. Во-вторых, закон внедряет, в случае создания объекта недвижимости, единую учетно-регистрационную процедуру. Кроме того, документы для регистрации можно будет подавать в любой офис независимо от местоположения самой недвижимости; регистрация будет проводиться органами власти и органами регистрации права без непосредственного участия заявителя, причем сроки регистрации сокращаются. Так, кадастровый учет должен осуществляться за пять дней, а регистрация права — за семь.

Все это направлено, в первую очередь, на повышение качества сведений в ЕГРН, что важно при взимании налогов на недвижимое имущество.

Закон также повышает прозрачность оборота недвижимости, что однозначно приведет к снижению рисков при инвестировании в строительство; снижает финансовые, временные и судебные издержки при оформлении прав на недвижимость; повышает защиту права собственности на недвижимость; а также увеличивает эффективность функционирования государственной учетно-регистрационной системы.

Проект федерального закона №599011-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

Так называемый законопроект об электронной закладной принят в первом чтении 22 октября 2020 года. Он регулирует порядок составления, выдачи и последующего обращения закладных в электронной форме, которые можно составить с помощью государственного электронного сервиса на официальном сайте Росреестра. Электронная закладная выдается залогодержателю в самый минимальный срок — в течение одного дня с момента обращения. Этот закон должен снизить временные, материальные и организационные издержки, связанные с подготовкой бумажного варианта закладной, ее передачи и хранения. Стандартизация содержания электронной закладной приведет, как ожидается, к упрощению и повышению качества взаимодействия участников рынка ипотеки и регулирующих органов.

Федеральный закон от 23 июня 2020 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект принят 23 июня 2020 года. Он обязует органы государственной власти и органы местного самоуправления проводить аукционы по предоставлению свободных земельных участков по заявлению граждан и юрлиц. Также он предусматривает обязанности по передаче земли, находящейся в государственной собственности, в собственность муниципалитетов, на территории которых приняты правила землепользования и застройки. Исключением являются земельные участки, необходимые для обеспечения государственных нужд. Эти участки вовлечены в хозяйственный оборот и расположены в границах особо охраняемых территорий федерального значения. Этот закон упрощает порядок предоставления земли без торгов, запрещает аренду земли без проведения торгов, за исключением особо оговоренных случаев. Закон также предусматривает предоставление земли под строительство исключительно в аренду и оформление ее в собственность после завершения всех строительных работ. В случае же незавершения этих работ недостроенный объект принудительно продается на торгах.

Проект Федерального закона №465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию»

Этот законопроект направлен на совершенствование и упрощение существующего порядка определения режима использования земель путем зонирования. Также закон отменяет определение разрешенного использования земли через категорию земельного участка. Само понятие «категория земель» исчезает из нашей жизни, а вместе с ним исчезает и необходимость перевода участка из одной категории в другую.

Этим наводится порядок в положении об установлении территориальных зон, закрепляется порядок установления видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с использованием территории. Кроме того, закон предусматривает использование сельскохозяйственных земель строго по назначению, что приведет к сохранению их площади.

По мнению властей, закон укрепит институт собственности, сделает процесс установления разрешенного использования земель единообразным и приведет к развитию всей системы планирования территорий. Это, во-первых, упростит систему управления земельными ресурсами и строительными комплексами. Во-вторых, сократит количество споров, связанных с противоречиями в определении разрешенного вида использования земельного участка.

Проект федерального закона №304493-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд»

Данный федеральный закон был принят в 2011 году, в нынешнем же году были рассмотрены поправки Правительства РФ. В результате были определены органы, принимающие решение об изъятии земельных участков, лица, уполномоченные ходатайствовать об изъятии.

Также в законе оговорены вопросы, связанные с выявлением правообладателей при изъятии участка, вопросы о размере и способе возмещения убытков; порядок подготовки и заключения соглашения об изъятии и особенности регистрации прав на недвижимое имущество при этом. Все новые поправки направлены на совершенствование порядка изъятия. Большое внимание отведено вопросам защиты прав и законных интересов собственников, упрощается порядок и сокращаются сроки изъятия.

Федеральный закон от 21.07.2020 №234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Закон уточняет понятие земельного надзора, регулирует вопросы организации и проведения проверок по соблюдению земельного законодательства, совершенствует государственный мониторинг земель и т. д. Все это должно привести к комплексному совершенствованию государственного земельного надзора, конкретизации предмета этого надзора, лучшей защите прав граждан и организаций при проведении проверок. Закон четко закрепляет полномочия органов, осуществляющих земельный надзор, упорядочивает взаимодействие органов надзора и муниципального земельного контроля, а также повышает его эффективность.

2020 год был весьма продуктивным с точки зрения земельного законодательства. Все эти перемены направлены на повышение прозрачности земельного рынка, его структуризацию и упрощение. Безусловно, мы уже привыкли к установленным порядкам, многое из нововведений кажется слишком сложным и ненужными, однако многие из этих законов ожидаемы. Реализация же их на практике покажет, оправдаются они или нет.

Источник:
Zemer.ru

В Земельный кодекс РФ внесены фундаментальные поправки, которые затрагивают всех участников земельных правоотношений в России. Новации связаны с возникновением, прекращением и реализацией прав на земельные участки и направлены на вовлечение в оборот земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Учесть наиболее значимые изменения в земельном законодательстве поможет этот материал.

Поправки в Земельный кодекс РФ

Федеральный закон от 23 июня 2020 г. № 171-ФЗ вносит фундаментальные поправки в Земельный кодекс РФ. Новации связаны, в том числе, с возникновением, прекращением и реализацией прав на земельные участки. По-новому будет проходить образование земельных участков, перераспределение земель, обмен земельных участков. Вводятся новые понятия и процедуры, которые затрагивают использование земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: предоставление земельных участков в госсобственности, переход земли в постоянное (бессрочное) пользование, сервитут на земельный участок. Большая часть положений Закона № 171-ФЗ вступит в силу с 1 марта 2015 года, однако некоторые положения действуют с 24 июня 2020 года (ст. 35 Закона № 171-ФЗ). Учесть наиболее значимые изменения в земельном законодательстве, вносимые новым правовым актом, поможет эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Образование земельных участков

Процедура образования земельных участков будет уточнена с 1 марта 2015 года. Этому виду земельных отношений будет посвящена глава I.1 Земельного кодекса РФ «Образование земельных участков».

Само понятие «земельный участок» Законом № 171-ФЗ также уточнено. Земельный участок – объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю. Эта территория признается недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. При этом в случаях и в порядке, установленных федеральным законом, появляется возможность создания искусственных земельных участков (п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, вступает в силу с 1 марта 2015 года).

Предоставление земельных участков в госсобственности

Новации затрагивают особенности использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Это особенно важно для бюджетных учреждений, ведь деятельность многих из них связана как раз с такими участками. Земельный кодекс РФ с 1 марта 2015 года дополняется новой главой V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». В рамках этой главы Земельным кодексом РФ будут урегулированы:

  • основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.1);
  • случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов (ст. 39.3);
  • цены продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.4);
  • случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно (ст. 39.5);
  • случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов (ст. 39.6);
  • особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.8).

Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком

Отдельного внимания заслуживает статья 39.9 Земельного кодекса РФ, которая закрепляет основания предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование. Перечень таких оснований – исчерпывающий. В частности, определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), а также казенным предприятиям.

По общему правилу, предоставление земельных участков таким учреждениям будет возможно только на праве постоянного (бессрочного) пользования. Отступления от этого правила могут быть предусмотрены только статьями 39.10 и 39.20 Земельного кодекса РФ. В частности, статьей 39.10 Земельного кодекса РФ рассмотрены случаи, когда возможно предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование. Такое предоставление допустимо в отношении государственных и муниципальных учреждений на срок до одного года.

Обмен земельных участков

Земельный кодекс РФ дополняется также новой главой V.2 «Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности». Эта глава устанавливает случаи, когда возможен такой обмен, а также условия, которые нужно отразить в договоре мены.

Участок, находящийся в госсобственности (муниципальной собственности), допустимо обменять на земельный участок, находящийся в частной собственности, который (ст. 39.21 Земельного кодекса РФ):

  • изымается для государственных или муниципальных нужд;
  • по утвержденному проекту планировки территории и проекту межевания территории предназначен для размещения объекта социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры (если размещение объекта необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования) или уже содержит такие инфраструктурные объекты.

В силу требований статьи 39.22 Земельного кодекса РФ в договор мены включаются определенные условия. В частности, здания, сооружения, расположенные на земле, в отношении которой составляется договор мены, также становятся предметом этого договора.

Сервитут на земельный участок

В Земельном кодексе РФ с 1 марта 2015 года появляется новая глава V.3 «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Она определяет основания для установления сервитута, требования к соглашению об установлении сервитута и порядок заключения такого соглашения. Напомним, сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

Согласно статье 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в госсобственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами. Это, например:

  • размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
  • проведение изыскательских работ;
  • ведение работ, связанных с пользованием недрами.

В статье 39.24 Земельного кодекса РФ определен круг лиц, которые могут заключать соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а в статье 39.25 – требования к содержанию данного соглашения. Так, если находящийся в госсобственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается только с письменного согласия учредителя (федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, в ведении которого находится это учреждение).

Перераспределение земель

Немалое внимание в Законе № 171-ФЗ уделено регламентации перераспределения земель. Результатом стало дополнение Земельного кодекса РФ с 1 марта 2015 года новой главой V.4 «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности». В этой главе определены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (ст. 39.27). кроме того, она описывает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также в частной собственности (ст. 39.28).

Отметим, что соглашение о перераспределении земель в госсобственности не может быть заключено при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • перераспределяемые земельные участки, находящиеся в госсобственности, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, но не получено его письменное согласие на перераспределение;
  • перераспределяемые земли, находящиеся в госсобственности, выставлены на аукцион;
  • в отношении перераспределяемого земельного участка, находящегося в госсобственности, действует решение о предварительном согласовании его предоставления;
  • границы земельного участка подлежат уточнению;
  • есть основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;
  • в отношении перераспределяемого земельного участка, находящегося в госсобственности, подано заявление о предоставлении земельного участка, и по заявлению нет отказа.

Безвозмездная передача федеральной земли

Отдельного внимания заслуживает и новая глава V.5 Земельного кодекса РФ «Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации». Согласно ей, в частности, не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Это касается участков, предоставленных:

  • федеральным органам госвласти;
  • их территориальным органам;
  • федеральным казенным предприятиям;
  • федеральным государственным предприятиям;
  • федеральным государственным учреждениям;
  • созданным РФ некоммерческим организациям.

Использование земли в госсобственности

В заключение необходимо упомянуть и главу V.6 Земельного кодекса РФ «Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута». Такое использование земли возможно в случаях:

  • проведения инженерных изысканий;
  • капитального или текущего ремонта линейного объекта;
  • строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
  • геологического изучения недр;
  • деятельности в целях сохранения и развития традиционных промыслов, образа жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
  • размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.

Важно запомнить

Изменения, внесенные Законом № 171-ФЗ в Земельный кодекс РФ, затрагивают всех без исключения участников земельных правоотношений в нашей стране. Они направлены на обеспечение эффективного землепользования и вовлечения в оборот земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Также смотрите:
– Постановка участка на кадастровый учет
– Налог на имущество 2020
– Декларация по налогу на имущество организаций

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», , или подпишитесь на журнал.

Основным правовым актом, регулирующим использование земельного фонда Российской Федерации, является Федеральный закон 136 ФЗ. Земельный кодекс РФ регламентирует все общие вопросы, связанные с эксплуатацией земель и их охраной. Регулируется право собственности на участок, порядок его возникновения и передачи иным лицам. Предписываются требования по использованию в соответствии с видом и классификацией земли.

Изучите так же 101 ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Земельный кодекс РФ – описание

Земельный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года. С момента утверждения закона в него вносились многочисленные изменения, направленные на приведение закона в актуальное состояние в связи с нововведениями и реформами. Последние поправки были внесены в июле 2017. (Изучите в дополнение 137 ФЗ о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации).

Актуальная редакция Закона 136 ФЗ состоит из ряда глав, регламентирующих правовые аспекты землепользования. Основные положения определяют принципы законодательства в сфере землепользования, а также применение международных договоров. Регулируются участники и объекты земельных отношений, состав и категоризация земель. Предписываются полномочия федеральных, региональных и местных органов власти.

Закон о земле определяет процедуру образования участков, учитывается их выделение, разделение, перераспределение и объединение. Предписываются требования к образуемым наделам, указание схемы расположения, возникновение прав и обременения на земельный участок.

В охране земель закон определяет цели и содержание обеспечиваемой защиты. Предписывается порядок использования территорий, загрязненной химическими или радиоактивными веществами, а также микроорганизмами.

Закон о земле предусматривает порядок формирования права на собственность и владение участком. Учитывается принадлежность территорий государству, субъектам РФ, муниципальным образованиям, физическим или юридическим лицам. В отдельном порядке предписывается ограниченное использование чужих участков – право сервитута.

Земельный кодекс РФ особое внимание уделяет возникновению права собственности на выделенный участок. Предписываются основания для владения, а также документы, которые подтверждают имущественную принадлежность территории. Учитывается и порядок перехода права собственности.

Законом о земле регламентируется процедура предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, во владение физическим и юридическим лицам. Регулируются основания для таких действий, а также особенности оформления временного использования участков. Учитывается порядок проведения аукциона, выявление победителя и заключение соглашения об аренде или продаже.

В отдельном порядке Законом о землепользовании предусматривается обмен участков, а также перераспределение территорий, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Предусматривается возможность безвозмездной передачи земель в собственность регионам или муниципиям, в некоторых ситуациях — и гражданам РФ.

Законом регулируются случаи использования государственных земель без установления сервитута или выделения участка. Определяются права и обязанности собственников и арендующих, а также порядок прекращения и ограничения владения. Законом предписывается и процедура изъятия земли для государственных или муниципальных нужд.

Главы Земельного кодекса РФ, касающиеся охраны земель, можно выделить в следующем порядке:

  • проведение оценки и экспертизы территорий;
  • возмещение убытков, связанных с ухудшением качества используемой земли;
  • земельный надзор на государственном, муниципальном и общественном уровне;
  • определение ответственности за нарушения предписаний.

В отношении использования земель закон определяет следующие виды:

  • территории сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • участки под промышленность, транспорт, энергетику, иные коммуникационные и производственные объекты;
  • особо охраняемые территории и объекты;
  • земли лесного и водного фонда, а также фонда запаса.

В отношении данных территорий закон дает определения, а также устанавливает ограничения и условия в использовании и эксплуатации.

Есть и другой закон, посвященный освоению земель Дальнего Востока. Читайте ФЗ 119 в последней редакции по ссылке: 

Общие положения

Общие положения Закона о земле регламентируют правовую базу для данной сферы законодательства. Документ предписывает основные принципы, на которых базируется землепользование:

  • понимание земли как основы жизнедеятельности человека;
  • приоритет на охране земельных территорий, как важнейшей составляющей окружающей среды;
  • акцент на охране жизни и здоровья граждан;
  • участие граждан и иных собственников в решении вопросов, возникающих в связи с их правами на землю;
  • единство земельных участков и расположенных на них объектов;
  • сохранение особо ценных территорий;
  • платность использования участков кроме определенных законом случаев;
  • категоризация территорий по назначению;
  • разграничение государственной, региональной и муниципальной собственности;
  • дифференцированный подход к определению правового статуса территорий;
  • баланс между интересами общества и граждан;
  • разграничение норм гражданского и земельного законодательства.

Участниками земельных отношений по закону могут быть физические и юридически лица, государство, субъекты РФ, а также муниципальные образования. В качестве объектов землепользования рассматривают землю как природного объекта в целом, а также земельные участки и их части.

А вы знаете какие территории относятся к особо охраняемым? Подробности в ФЗ 33.

Последние изменения

Последние изменения в Закон о землепользовании были внесены 29 июля 2017 двумя документами. Поправки коснулись следующих положений:

  • в пункт 4 статьи 11.2 добавлен подпункт 4 об образовании участков в связи с возникновением временных поселений;
  • в статью 39.5 введен подпункт 11 об участке, включенном в состав научно-технического центра;
  • п 2 ст 39.6 дополнился подпунктом 37 аналогичного содержания;
  • статья 39.15 Закона о землепользовании была дополнена пунктом 7.1 об особенностях согласования схемы расположения надела, в эту же статью в п 9 введен подпункт 11.1 о сведениях особо охраняемой территории;
  • полностью изменена редакция подпункта 2 пункта 5 статьи 39.18 о принятии решения о предварительном согласовании выделения земельного участка;
  • статья 39.29 дополнена пунктом 8.1 о согласовании схемы выделяемого участка с иными законодательными актами.

Скачать Земельный кодекс РФ

Скачать Земельный кодекс Российской Федерации можно здесь. Документ представлен в редакции, актуальной на август 2017. Закон будет востребован гражданами и юридическими лицами, юристами и сотрудниками соответствующих учреждений, занимающихся вопросами землепользования.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 938-42-14 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-34-99 — Санкт-Петербург и обл.;
  • 8 (800) 350-31-95 — все регионы РФ.

Антон Белов, эксперт центра

Внесены поправки в Земельный кодекс. Наш эксперт, проанализировав эти изменения, пришел к выводу, что фактически речь идет о новом законе. Как себя вести, если государство позарится на вашу землю?

Механизмы изъятия земли готовы

31
декабря 2020 года был подписан Федеральный закон №499-ФЗ, вносящий очередные
поправки в Земельный кодекс. На этот раз переписан порядок изъятия земель для
государственных и муниципальных нужд
. Закон вступает в силу 1 апреля 2015 г. Принятые
поправки означают, что государство может у вас отнять землю.

С
одной стороны возникает надежда на то, что данный инструмент будет применяться
для реализации инфраструктурных проектов в политике, для строительства заводов,
дорог, инженерных сетей. С
другой стороны, гордость за великие стройки страны как-то уходит на второй
план, если тебя выкинули из собственного дома. Всем понятно, что государство у
нас далеко от понятия нравственности
. Потому надо уметь себя защищать. Для
этого надо знать механизмы изъятия земли.

По
итогам года можно утверждать, что произведена почти полная замена Земельного
кодекса в прежней редакции:

1)
закон 171-ФЗ от 23.06.2020 установил детальный порядок предоставления земельных
участков из государственной и муниципальной собственности лицам (о чем мы
писали в статье «Новый порядок получения земли: новый инструмент, но не новая
стратегия»)

2)
закон № 234-ФЗ от 21.07.2020 установил новый порядок земельного надзора и
контроля

3)
закон № 499-ФЗ от 31.12.2020 установил порядок изъятия земель для
государственных и муниципальных нужд.

На
подходе – проект Федерального закона N 465407-6 «О внесении изменений в
Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к
территориальному зонированию». В случае его принятия, можно без оговорок
говорить о полностью новом Земельном кодексе.

Изменения в Гражданский кодекс

Гражданский
кодекс регулирует общие нормы гражданского оборота и является более общим
актом, чем Земельный кодекс.

Он
дополняется ст. 239.2 «Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием
земельного участка для государственных или муниципальных нужд», где


устанавливается единство судьбы изымаемого земельного участка и строений и
сооружений на нем. Это означает, что вместе с изъятием земельного участка
изымаются и все существующие на нем объекты недвижимости. Исключение составляют
те сооружения, которые не противоречат целям изъятия (например, это может быть
трубопровод в земле)
. Стоит заметить, что статья написана очень грамотно, с
учетом всех прежних проблем, возникающих из-за неточности формулировок.
Детально указаны все виды недвижимости и их составных частей (здания,
сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения в них), что не
позволяет препятствовать изъятию участка, используя неточности в законе.


устанавливается, что объекты, принадлежащему лицу на ином праве, изымаются так
же и в том же порядке

Статья
272 «Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд»
излагается в новой редакции. В ней предусматривается:


общий порядок изъятия, содержащий отсылочные нормы на Земельный кодекс,

— устанавливается, что со дня
прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя
прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного
участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого
земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного
участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на
условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие
земельного участка.

В случае, если изъятие земельного участка для
государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение
правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в
том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного
участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для
государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих
обязательств

— условия изъятия участка и объектов на нем
устанавливаются в Соглашении об изъятии, который готовится и подписывается
государственным органом и самим правообладателем. В случае не достижения
согласия, такие условия устанавливаются судом.

Статья
280 излагается в новой редакции, в соответствии с которой предусматривается
порядок пользования лицом объектами недвижимости до момента прекращения их
прав. Уточнено, что затраты, произведенные лицом по улучшению этих объектов,
уже не будут учитываться в сумме возмещения за изъятие объектов. Эта норма
направлена на злоупотребления, направленные на повышение размера суммы
возмещения после того, как лицо узнало о будущем изъятии объектов
.

Новая
редакция статьи 281 предусматривает порядок определения размера компенсации за
изымаемые земельный участок и иные объекты недвижимости. Установлено, что лицо
имеет выбор – получить денежную компенсацию или же получить иной земельный
участок
.

Статья
282 предусматривает порядок изъятия участка по решению суда в принудительном
порядке.

Итого,
статья 3 Закона описывает общий алгоритм действий и их вариаций по изъятию
земельного участка у правообладателя.

Изменения в Градостроительный
кодекс

Так
как все последние изменения в Земельный кодекс завязаны на идею планирования
использования земельных ресурсов, которая воплощена в Градостроительном кодексе
в нормах о территориальном планировании, то внесены изменения в статью 9 ГСК
РФ, предусматривающие, что не допускается принятие решений об изъятии земель в
случае, если такие решения не обоснованы наличием документов территориального
планирования (в том числе Генерального плана города), в которых предусмотрено
размещение объектов, для которых планируется подобное изъятие.

Особо
стоит отметить, что установлен срок в 3 года на изъятие земельного участка с
момента утверждения проекта планировки территории, в котором предусмотрено
размещение объекта, для которого требуется изъятие земельного участка. В
случае, если решение об изъятии не принято в течение этого срока, проект
планировки считается недействительным в этой части
.

Таким
образом на примере данного Закона и Закона 171-ФЗ мы наблюдаем твердое движения
законодателя по линии привязки использования всех земельных ресурсов к
документам территориального планирования. Земли предоставляются и изымаются
только на основе таких документов
.

Изменения в Земельный кодекс

Статьей
49 ЗК устанавливаются основания для изъятия земельного участка. В основном это
объекты федерального значения и линейные инфраструктурные объекты
.

Вводится
глава 7.1, устанавливающая порядок изъятия земельных участков. Надо отметить,
что структура Главы не вызывает нареканий как алгоритм-программа действий для
управленца
. Ее структура точна и логична.

Статья
56.2 ЗК устанавливает субъектов принятия решения об изъятии участка (кто?)

Статья
56.3 предусматривает условия принятия такого решения (почему?):


решение об изъятии принимается только если такое изъятие предусмотрено
документами территориального планирования, или если обосновано

1) решением о создании или расширении
особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для
создания или расширения особо охраняемой природной территории);

2) международным договором Российской
Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного
договора);

3) лицензией на пользование недрами (в
случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с
пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств
недропользователя);

4) решением о признании многоквартирного
дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного
участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Статья 56.4 предусматривает, что помимо
изъятия участка по инициативе органа власти, такое изъятие возможно на основе
решения органа власти ходатайства следующих лиц:

1) являющиеся субъектами естественных
монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов
федерального значения или объектов регионального значения, и обеспечивающих
деятельность этих субъектов;

2) уполномоченные в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного
самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии)
осуществлять деятельность, для обеспечения которой осуществляется изъятие
земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

3) являющиеся недропользователями, в
случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с
пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств
недропользователей.

Перечень организаций, имеющих право на
обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд,
устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так же устанавливается порядок подачи
ходатайства об изъятии и порядок действий органа власти после его получения.

Статья 56.5 предусматривает порядок
действий в случае наличия проблемы неопределенности правообладателя объектов,
которые следует изъять:

— орган власти обязан произвести
уведомление о предстоящем изъятии и розыск правообладателя четырьмя
предусмотренными статьей способами

— правообладатели изымаемых объектов
обязаны в течение 60 дней с даты публикации объявления об изъятии должны подать
в орган власти, уполномоченный принять решение об изъятии объектов, заявление
об учете их прав с приложением документов, подтверждающих их права

— в случае, если правообладатель не
выявлен, орган власти обращается в суд о признании права государства на этот
земельный участок 

— правообладатели участка, права которых
не были выявлены в установленном порядке, все-таки имеют право на возмещение
убытка

Статья 56.6 «Решение об изъятии
земельных участков для государственных или муниципальных нужд» предусматривает:

— порядок принятия решения (КАК?)

— решение об изъятии может быть принято
как в отношении существующего участка, так и в отношении участка. Которые
следует образовать,

— неурегулированность вопросов
относительно регистрации прав и точности границ участка признано не являющимся
препятствием к изъятию

Статья 56.7 регламентирует вопросы
подготовки соглашения об изъятии и предусматривает, что все работы по уточнению
границ, формированию участка, в том числе того, который планируется
предоставить взамен, по оценке изымаемого участка, по подготовке соглашения
ведет орган, принявший решение об изъятии или лицо, по чьему ходатайству
осуществляется изъятие. Согласия правообладателя изымаемого участка не
требуется.

Статьи 56.8-56.10 предусматривают
порядок подписания соглашения об изъятии и порядок урегулирования смежных
вопросов. Установлен срок для подписания правообладателем соглашения – 90 дней
с момента получения
. В случае неподписания, орган власти обращается в суд.

Переходные
положения и особые условия

Статья 26 закона предусматривает особые
условия регулирования земельных отношений по вопросам изъятия участков в
переходный период. В частности:

— если принято решение об изъятии
участка до вступления в силу этого Закона, то подготовка соглашения об изъятии
осуществляется по правилам нового закона

— если изымается земельный участок
занятый объектами недвижимости, и права на участок не оформлены, то компенсация
за него определяется как за участок, переданный в аренда на 49 лет

— если изымается участок, на который
права не оформлены, но на котором стоит дом, права на который возникли у лица
до введения в действия ЗК (2001 год) или после, но в порядке наследования, то
компенсация за участок осуществляется в размере как за участок, оформленный в
собственность. Это значит, что в других случаях компенсация меньше, как за
участок находящийся в аренде,

— если земельный участок предоставлен
гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства,
огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального
жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения,
постоянного (бессрочного) пользования или ином праве, не предусмотренном
законодательством Российской Федерации и возникшем до дня введения в действие
Земельного кодекса Российской Федерации, либо если в акте, свидетельстве или
другом документе, которые устанавливают или удостоверяют право гражданина на
земельный участок, предоставленный ему до дня введения в действие Земельного
кодекса Российской Федерации, не указано право, на котором предоставлен такой
земельный участок, или невозможно определить вид этого права, при проведении
оценки такого земельного участка применяются правила оценки земельных участков,
принадлежащих гражданам на праве собственности

Три
совета правообладателю земельного участка

Итак, все уже готово для отъема земли. Во-первых,
введен в действие оперативный и четкий механизм изъятия земельных участков.
Во-вторых, предусмотрен порядок компенсации за изъятые объекты недвижимости.
Нельзя утверждать о его особой демократичности особом учете интересов
правообладателя участка, однако в вопросе изъятия не может быть особой
демократичности
. Все споры могут развернуться вокруг рыночной оценки и
предоставления аналогичного земельного участка.

Правообладателям земельного участка
можно посоветовать безотлагательно следующее:

1. 
Наведите
порядок в границах и правах на свой участок, здания и сооружения. Спустя долгое
время мы все равно приходим к тому, что с документами надо разобраться, ибо от
них зависит все то, что вам принадлежит
. Стоимость этих усилий в любом случае
будет меньше стоимости ваших проблем при изъятии вашего имущества.

2. 
Будьте
в курсе планах властей относительно вашего города, района и т.д. Это можно
делать либо в местных СМИ, либо периодически делать запросы в местную
архитектуру, либо самостоятельно отслеживать изменения в генплан и проекты
планировки местности, где вы проживаете.

3. 
Удостоверьтесь
в том, что в Едином государственном реестре прав указаны актуальные данные (адрес
и телефон для связи с вами).

Так вы сможете избавить себя от
значительной части проблем в том случае, если государство позарится на вашу
землю.

По теме:

Новый порядок получения земли: новый инструмент, но не новая стратегия

Так все ж нам землю можно или нет? А если можно, то где?

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: