Перейти к следующей статье
Аукционы, как и конкурсы, ─ одна из форм публичных торгов, проводимых в соответствии с определенными правилами. Предметом аукционных торгов могут быть объекты недвижимости, в т. ч. земельные участки.
Если иное не предусмотрено законом, форма торгов определяется собственником продаваемой земли. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а конкурса ─ сумевшее предложить лучшие по заключению заранее назначенной организатором торгов конкурсной комиссии условия.
Аукцион или конкурс, привлекший внимание только одного участника, признается несостоявшимся. Аукционы, как и конкурсы, бывают открытыми и закрытыми. В открытом аукционе участвуют все желающие. В закрытом ─ только специально приглашенные для этой цели участники.
Купить земельный участок на аукционе
Возможность купить земельный участок через аукцион ─ один из важнейших результатов земельной реформы, проводимой в России.
Аукцион земельных участков ─ способ возмездного (за плату) приобретения земли. Торги, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представляют значительный интерес для инвесторов. Покупка земли ─ необходимое условие для начала строительства, а покупка права аренды участка ─ зачастую первый шаг к открытию торгового бизнеса.
В проведении аукционов по предоставлению земельных участков заинтересованы государственные и местные администрации. Аукционы позволяют найти эффективных собственников, что с одной стороны позволяет земле более активно «работать» на благо развития экономики, а с другой ─ снижает издержки на ее администрирование со стороны властных структур. Продажа земельных участков через аукцион ─ один из способов пополнения бюджета. Важнейшее экономическое значение аукционы по аренде земельных участков имеют для муниципалитетов. Продажа через открытые аукционы прав на аренду городской земли – один из наиболее эффективных способов создания новых рабочих мест, улучшения городской инфраструктуры и получения дополнительных средства для финансирования социальных программ.
Аукционы земельных участков ─ новое явление в современной России. В Земельном кодексе РСФСР 1991 г. возможность купить участок на аукционе или иных торгах не предусматривалась. Слово «аукцион» в этом документе не упоминалось вовсе. И вообще, правовое регулирование оборота земельных участков через процедуру торгов фактически отсутствовало. В действующем Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ) слово «аукцион» встречается достаточно часто ─ более 70 раз. С разницей с ЗК РФ в год вышло Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» (не действует с 1 марта 2015 г).
Говорится об аукционах и в принятом в том же 2002 году чрезвычайно важном для земельного законодательства Федеральном законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В частности, в статье 10 сказано об аукционах по предоставлению земельных участков: «Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах)».
1 300 000 руб.
Продажа участка
Земельный участок как предмет торгов
Земельные участки, выставленные на аукцион, должны отвечать определенным требованиям. Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды земельного участка. (О проведении работ по формированию земельного участка подробно сказано в подпункте 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ).
Решение о проведении торгов (аукциона, конкурса) может приниматься после подготовки проекта границ земельного участка, их установления на местности и определения разрешенного использования участка. Разумеется, участок должен иметь кадастровый номер и план расположения на местности, недопустимо наличие запрещения на его отчуждение (арест, например).
Продавец и организатор аукциона
Продавцом земельных участков из числа земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью, или права на заключение договоров их аренды является исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Организатором торгов (конкурсов, аукционов) ─ собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Например, в Ленинградской области (ЛО) продажу государственного имущества, включая земельные участки, осуществляет ГП ЛО «Фонд имущества Ленинградской области», действующий согласно Распоряжению Правительства ЛО №797-р от 30 декабря 2011 года. Одно из важнейших направлений его деятельности ─ аукционы по продаже земельных участков.
В северной столице государственным имуществом, находящимся в городской собственности, управляет и распоряжается Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, в состав которого входят 16 районных агентств. Аукционы на земельные участки в 2022 году объявлялись 162 раза, количество завершенных аукционов составило 104.
Значительный объем приходится на торги на заключение договора аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством (прежде всего, для организации торговли).
Продавец определяет начальную цену земельного участка (начальный размер арендной платы) в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Помимо этого, он устанавливает сумму задатка (обычно в размере нескольких десятков процентов от начальной цены предмета аукциона) и существенные условия договора купли-продажи или аренды, в т. ч. срок аренды.
Организатор аукциона определяет время, место и порядок его проведения, присваивает земельным участкам номера лотов, устанавливает форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона», обычно составляющий от одного процента до пяти процентов начальной цены).
Назначить и отменить аукцион
Законодательство детально регламентирует информационное обеспечение аукционов. Оно должно быть своевременным и достаточно полным. О предстоящем аукционе организатор сообщает не позднее, чем за тридцать дней до его проведения.
Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме аукциона, его предмете ─ земельном участке (местоположении, площади, границах, обременениях и ограничениях использования, кадастровом номере, разрешенном использовании). Кроме того, если например, объявляется аукцион земельных участков для строительства жилья, его будущие участники имеют право знать технические условия подключения (технологического присоединения) строительных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и размер платы за это подключение. А если речь идет о многоэтажном строительстве ─ еще и установленные на основании инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Обязательная составляющая объявления о предстоящем аукционе ─ информация о наименовании органа государственной власти или местного самоуправления, принявших решение о его проведении, с указанием реквизитов этого решения.
Потенциальные участники предстоящего аукциона по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе загодя знать о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе, форме заявки, размере задатка и порядке его внесения и возврата.
Информация о проведении аукциона должна быть бесплатной и доступной всем заинтересованным лицам. Чтобы она нечаянно или умышленно не затерялась в информационном пространстве, ее размещают в соответствующих официальных органах массовой информации и на специальных сайтах, содержащих сведения об аукционах по предоставлению земельных участков. Периодическое печатное издание для публикации таких объявлений определяется Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или главой муниципального образования.
Организатор вправе отказаться от проведения аукциона. При этом он обязан возместить участникам понесенный ими ущерб.
Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается его организатором в тех же периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона.
Документы, которые необходимо представить для участия в аукционе земельных участков
Для участия в аукционе заявители представляют в срок, установленный в извещении о проведении аукциона, следующие документы:
- заявку на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;
- для физических лиц – копии документов, удостоверяющих личность;
- документы, подтверждающие внесение задатка.
У заявителей из числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашиваются сведения, подтверждающие факт внесения сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона.
1 856 000 руб.
Продажа участка
1 650 000 руб.
Продажа участка
Как проводится аукцион земельных участков
Перед началом проведения аукциона его участников или их представителей регистрируют, проверяют у них документы и полномочия. Одно и то же лицо не может быть представителем двух и более участников аукциона. Нельзя быть представителем участника аукциона, если тот сам участник аукциона.
Аукцион проводится аукционистом. Его объявления о начальной цене лота служит стартом начала торгов. Каждое поднятие карточки участником аукциона является его заявлением о цене лота.
Аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления цены лота ни один участник аукциона или его представитель не поднял карточку.
Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену лота.
Во время процедуры проведения аукциона участники не должны вступать в переговоры между собой. Они имеют право осуществлять аудио- и видеозапись, известив организаторов до начала процедуры аукциона.
Победитель аукциона и его организаторы подписывают протокол о результатах, имеющий силу договора. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения. Признание аукциона недействительным влечет недействительность договора, заключенного с его победителем.
Один из экземпляров Протокола о результатах аукциона передается в местную администрацию. Передача победителю аукциона земельного участка (в собственность или в аренду) оформляется постановлением главы муниципального образования.
Право собственности или право аренды земельного участка, возникающее на основании заключенного договора, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Аукционы и порядок предоставления земельных участков для строительства
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться как с предварительным согласованием мест размещения объектов, так и без него.
В первом случае органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) вправе самостоятельно устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов за небольшим исключением осуществляется исключительно на торгах.
Согласно статье 30.1. ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды таких земельных участков за некоторыми исключениями осуществляется на аукционах.
Если исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления получил заявление от гражданина, желающего получить в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), он в течение двух недель может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора его аренды. Другой вариант ─ для привлечения внимания потенциальных арендаторов в соответствующем периодическом печатном издании публикуется сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду. Указываются его местоположение, площадь и разрешенное использование. Аналогичная информация размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ или муниципального образования в Интернете. В случае поступления заявлений о предоставлении земельного участка в аренду проводится аукцион по продаже права на заключение договора его аренды.
Аукцион лесных участков
На аукционах могут продаваться права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Эти аукционы проводятся путем повышения начальной цены предмета аукциона, каковым являются размеры арендной платы или цены заготавливаемой древесины.
Результаты аукциона оформляются протоколом, подписанным его организатором и победителем в день проведения аукциона.
Организатором аукциона является продавец (органы государственной власти) либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.
Могут проводиться аукционы по аренде лесных участков, по результатам которых заключается договор аренды, предусматривающий начало срока внесения арендной платы по истечении первых пяти лет срока договора аренды.
Продажа земельных участков на торгах, в т. ч. продажа участков через аукционы для России чрезвычайно актуальна. До сих пор государство остается самым крупным собственником земли, сосредотачивая в своих руках основную часть земельных ресурсов. Чтобы маховик экономического развития не останавливался, а продолжал набирать обороты, необходима передача значительной части этих земель в частную собственность. Таким образом, удастся расширить базис для развития производства (и не только аграрного), часть земельных ресурсов обретет эффективного собственника, наличие гражданского оборота земельных участков будет способствовать росту деловой активности. Одной из самых эффективных форм перехода земли в частные руки (к физическим и юридическим лицам) являются торги и такая их форма, как аукционы по продаже участков земли.
10 марта 2015 г.
Лот 1 (Продажа)405 м²Не определен
Лот 1 (Аренда)1 350 м²Не определен
Лот 1 (Аренда)43 334 м²Договор аренды
Лот 1 (Аренда)1 226 м²Договор аренды
Лот 1 (Продажа)1 500 м²Договор купли-продажи
Лот 1 (Аренда)138 м²Договор аренды
Лот 1 (Аренда)208 м²Договор аренды
Лот 1 (Аренда)929 м²Договор аренды
Лот 1 (Продажа)620 м²Договор купли-продажи
Лот 1 (Аренда)856 м²Договор аренды
Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:
- органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
- органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
- органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
- органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).
Порядок предоставления земельного участка
Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2022 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:
- продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
- выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
- выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).
Федеральный закон определяет:
- сроки выделения земли;
- основания для отказа в выделении земли;
- список документов для выделения.
В собственность
Земельные участки передаются в собственность:
- посредством проведения аукциона;
- продажи земли без процедуры торгов;
- на бесплатной основе.
Торги
Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.
Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.
Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:
- подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
- обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
- госрегистрация прав на землю;
- определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении аукциона.
Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:
- подготовка лицом схемы участка;
- подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
- проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
- проведение заявителем кадастровых работ;
- кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
- подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
- обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
- получение технических условий подключения к сетям ИТО;
- принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.
По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.
Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:
- для ИЖС;
- ведения ЛПХ;
- ведения дачного хозяйства, садоводства;
- осуществления фермерской деятельности.
Без торгов
Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:
- участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
- земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
- другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.
Бесплатно
Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:
- физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
- физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
- в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.
В аренду
Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.
Аукцион
Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.
Аукцион проходит в несколько этапов:
- подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
- подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
- проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.
Без торгов
В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:
- по решению Президента РФ;
- возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года №1603);
- строительство объектов государственного и муниципального значения;
- проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
- правообладателям здания, под которым находится участок;
- религиозным организациям;
- для проведения бюджетных строек;
- льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
- лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
- физлицам для сенокошения и выпаса скота;
- переоформление из права бессрочного пользования;
- взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
- участок образован из ранее предоставленной земли.
Сроки предоставления
Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:
- не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
- не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
- не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.
Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.
Договор аренды ЗУ заключается на срок:
- от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
- до 9 лет для строительства линейных объектов;
- до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
- на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
- до 49 лет – в прочих случаях.
Основания для отказа
Основания отказа проведения аукциона:
- нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
- нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
- участок не входит в определенную категорию земель;
- объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
- земля изъята из оборота;
- земля ограничена в обороте;
- земля зарезервирована для государственных нужд;
- земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.
Основания отказа при предоставлении земли без торгов:
- заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
- земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
- разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
- ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
- предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
- площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.
Перечень документов
Для участия в аукционе заявитель подает:
- заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
- ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
- нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
- документ о внесении задатка.
Прием документов прекращается за пять дней до дня проведения аукциона.
Перечень электронных документов включает:
- схему расположения объекта;
- извещение о проведении аукциона в электронном виде;
- заявление о предварительном согласовании выделения земли;
- заявление об установлении сервитута;
- заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
- проект межевания в виде электронного документа;
- заявление о проведении аукциона;
- заявление о подтверждении схемы.
Основания для образования участка
Образование участков из земель, принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:
- проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
- документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
- схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).
Проект межевания территории
Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:
- из участка, выделенного на комплексное основание местности;
- из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
- в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
- в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
- для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.
Проектная документация о местоположении и границах
Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.
При подготовке схемы учитываются:
- утвержденная документация территориальной планировки;
- правила строительства и землепользования;
- проекты планировки местности;
- положения об особо охраняемых природных объектах;
- наличие местности с особыми условиями использования земли;
- земли общего пользования;
- красные линии;
- границы участков;
- расположение построек и объектов незавершенного строительства.
Схема содержит:
- условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
- площадь участка;
- координаты точек границы участка;
- границы формируемого участка;
- информация об утверждении.
Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2022 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.
Подготовка проводится на основании следующих документов:
- утвержденный документ территориального планирования;
- проект противопожарной защиты;
- проект планировки территории.
Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.
Утвержденная схема расположения
Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):
- решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
- решение об образовании участка.
Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.
Основания возникновения прав на земельный участок
Основания возникновения прав на землю перечислены в ст. 39.1 ЗК РФ:
- решение о предоставлении земли в собственность безвозмездно или в ПБП;
- договор купли-продажи при выделении земли в собственность за плату;
- договор аренды при передаче земли в аренду;
- договор безвозмездного пользования при выделении земли в безвозмездное пользование.
Предоставление ЗУ в безвозмездное пользование
Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, земля предоставляется в пользование на безвозмездной основе в следующих случаях:
- лицам для ведения ЛПХ, КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
- для ИЖС и ЛПХ – лицам, работающим по основному месту работы в МО, по специальностям, утвержденным законодательством субъекта;
- малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока для возведения построек с целью сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования.
Прочие случаи обозначены в вышеназванной статье.
Предварительное согласование предоставления участка
Предварительное согласование требуется при уточнении границ участка, а также при передаче земли без торгов.
Вместе с заявлением о предварительном согласовании подаются:
- документ, доказывающий право заявителя на получение земли без торгов;
- схема участка, если он только образуется и проекта межевания нет.
Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. Решение о предварительном согласовании действительно в течение двух лет.
Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов
Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.
Преимущества нового порядка
С 1 марта 2015 года сильно изменился порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности.
Плюсы нововведений:
- устанавливается порядок выделения готового участка и земли без точных границ;
- вводятся сроки принятия решений;
- вводятся основания для отказа в принятии того или иного решения;
- исключено решение об образовании земли в виде дублирующего решения об утверждении схемы;
- исключена подготовка и утверждение акта выбора земли.
Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.
Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.
В этом извещении содержатся:
- сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
- сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
- адрес, способ подачи заявки;
- срок приема заявок;
- адрес месторасположения участка;
- кадастровый номер, площадь земли;
- площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
- адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.
Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.
В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.
См. также:
- Пошаговая инструкция покупки земельного участка у собственника.
- Объясняем: как найти или проверить собственника земли.
- Дачная амнистия продлена: Как оформить земельный участок в собственность.
Если вы решили обзавестись землей, то ее можно приобрести разными путями: купить у частного лица, у юрлица, в коттеджном поселке, а можно и через аукцион. Периодически наше государство или муниципалитеты продают участки через свои аукционы, зачастую, такое предложение оказывается дешевле рыночной стоимости. Но… здесь есть много подводных камней, которые Realestate.ru решил поднять на поверхность.
Если вы решили обзавестись землей, то ее можно приобрести разными путями: купить у частного лица, у юрлица, в коттеджном поселке, а можно и через аукцион. Периодически наше государство или муниципалитеты продают участки через свои аукционы, зачастую, такое предложение оказывается дешевле рыночной стоимости. Но… здесь есть много подводных камней, которые Realestate.ru решил поднять на поверхность.
Законодательная основа
Участки, которые мы с вами можем использовать под строительство дачного дома, относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Соответственно на них распространяются общие положения для торгов землями сельскохозяйственного назначения.
Правовое регулирование земельных торгов осуществляется рядом документов: Земельным кодексом РФ, Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. №808, ст.10 ФЗ «101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
По словам Анны Гирман, адвоката областной коллегии адвокатов города Одинцово, при проведении земельных торгов организатором выступают исполнительный орган государственной власти, либо орган местного самоуправления. «При продаже земельных участков находящихся в федеральной собственности – это отделения Российского фонда федерального имущества, — уточнила она. Также организатором торгов может выступать специализированная организация по договору с указанными органами».
Как формируется цена?
Никто не ограничивает собственника, в данном случае государство, в формировании первоначальной стоимости участка. «Впрочем, — по словам Анны Гирман, — при выставлении на торги земельных участков, находящихся в федеральной собственности, Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 №808 обязывает Росимущество определять начальную стоимость участка или начальный размер арендной платы на основании отчета независимого оценщика».
Порядок проведения торгов:
• Принятие решения о проведении торгов;
• Публикация извещения о проведении торгов в СМИ;
• Принятие заявок от претендентов, их регистрация в журнале приема заявок;
• Рассмотрение заявок и документов претендентов, установление факта поступления задатков от претендентов, принятие решения о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске, оформление протокола о признании претендентов участниками торгов;
• Проведение торгов в месте, в день и час, указанных в извещении;
• Оформление результатов торгов протоколом;
• Публикация информации о результатах торгов, в тех же СМИ, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов;
• Заключение договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Где искать информацию о торгах?
По словам Анны Гирман, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством РФ, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения:
• форму торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы;
• срок принятия решения об отказе в проведении торгов;
• предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные данные позволяющие индивидуализировать земельный участок;
• наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;
• наименование организатора торгов;
• начальную цену предмета торгов или начальный размер арендной платы, «шаг аукциона», размер задатка и реквизиты счета для его перечисления;
• форму заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах;
• условия конкурса;
• место, дату, время и порядок определения участников торгов;
• место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов;
• срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка;
• дату, время и порядок осмотра земельного участка на местности;
• проект договора купли-продажи или аренды земельного участка;
• сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
Между тем, по словам генерального директора Группы Компаний «Земер» Ильи Терентьева, найти информацию по предстоящим аукционам достаточно трудно. «Надо точно знать, где и как искать объявления о торгах, — рассказал он RealEstate.ru. – Например, организатор может разместить информацию в областной газете среди прочих объявлений, напечатав ее мелким шрифтом, так что простой обыватель даже и не обратит внимание на эту информацию».
Часто информация о торгах вывешивается на сайтах местных администраций, если участки находятся в муниципальной собственности. Также есть общероссийская торговая площадка, где также можно присмотреть интересное предложение. Речь идет о torgi.gov.ru. Там, конечно же, есть участки на территории Московской области и, скорее всего, земли в Новой Москве еще под видом Москоской области. Потому что столичный департамент земельных ресурсов пока еще не внес в свой «Перечень земельных участков по административным округам для реализации на торгах в 2012 году» новые округа – Новомосковский и Троицкий. А перечень находится здесь: dzr.mos.ru/zemelnye_aukciony/list/.
Кроме того, можно следить за сайтами территориальных управлений Росимущества. В частности, если речь идет о госземлях, реализуемых в Подмосковье, то имеет смысл периодически заглядывать на данный ресурс: tu-rosim-mo.ru, в раздел «Аукционы».
Извещение об отмене в проведении торгов публикуется также в газетах и на электронных торговых площадках не позднее 5 дней со дня принятия этого решения в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов.
Необходимые документы
Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя): заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка для подтверждения перечисления претендентом задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков (или права на заключение договоров аренды таких земельных участков) и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов.
Заявка и опись документов составляются в двух экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой у претендента.
Перечень документов является открытым, организатор аукциона имеет право требовать любой список документов по каждому конкретному участку. Один претендент имеет право подать только одну заявку на участие в торгах. При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.
После чего заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.
Для участия в торгах претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет (счета) организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов.
Ограничения
Есть категории лиц, которые к торгам не допускаются: :
• иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, если в их в уставном (складочном) капитале содержится доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, которая превышает 50 %. Такие лица и компании могут только арендовать госземлю;
• лица, представившие неправильно оформленные документы или не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы);
• лицо, не уполномоченное претендентом на осуществление таких действий;
• если претенденты не подтвердили поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.
Проведение аукциона
Торги проводятся в указанном в извещении месте, в соответствующие день и час. Аукцион, начинается с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы, «шага аукциона» («шаг аукциона» устанавливается в размере от 1-5% от начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы и не изменяется в течение всего аукциона) и порядка проведения аукциона.
После чего участникам выдаются пронумерованные билеты, которые они поднимают после оглашения аукционистом начальной цены или начального размера арендной платы и каждой очередной цены или размера арендной платы в случае, если готовы купить земельный участок или заключить договор аренды в соответствии с этой ценой или размером арендной платы.
Если аукцион на повышение цены (а видов торгов довольно много), то каждую последующую цену аукционист назначает путем увеличения текущей цены на «шаг аукциона». После объявления очередной цены аукционист называет номер билета участника аукциона, который первым поднял билет. Затем называется следующую цену.
При отсутствии участников аукциона, готовых купить земельный участок в соответствии с названной аукционистом ценой или размером арендной платы, аукционист повторяет эту цену три раза. Если после этого ни один из участников не поднял билет, аукцион завершается. Победителем признается тот участник, номер билета которого был назван аукционистом последним.
После торгов
Результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов. Протокол о результатах торгов составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов.
В протоколе указываются:
• регистрационный номер предмета торгов;
• местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок;
• предложения участников торгов;
• имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина);
• цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы;
• срок уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа);
• порядок, сроки и размеры платежей, если земельный участок продается в рассрочку (график платежей).
Протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка. Договор подлежит заключению в срок не позднее пяти дней со дня подписания протокола. Внесенный победителем торгов задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка или в счет арендной платы.
Организатор торгов обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить задаток участникам торгов, которые не выиграли их.
Информация о результатах торгов публикуется в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов, в месячный срок со дня заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Несостоявшиеся аукционы
Торги признаются несостоявшимися, если в торгах участвовало менее двух участников; ни один из участников торгов при проведении аукциона, после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы, не поднял билет; победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия. Организатор торгов может снизить начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы и уменьшить «шаг аукциона» не более чем на 15% без проведения повторной оценки.
В чем подвох?
На первый взгляд, плюсом приобретения земельного участка у власти является относительно невысокая цена. По словам Ильи Терентьева, стоимость может быть ниже рыночной примерно в три раза. Однако не стоит забывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. «Найти качественный земельный участок, пригодный для строительства, не так просто, — уточнил он, — иногда на открытые торги выставляются участки, которые потребуют существенных денежных вливания для их освоения».
Быть осторожнее с приобретением земли через аукционы советует и участник рынка недвижимости, пожелавший остаться неназванным. Так, по словам анонима, на открытые торги обычно выбрасывают неликвидные земли, с какими-лбио проблемами. «Хорошие земли разыгрываются на закрытых аукционах, — добавил он, — да и то в этом случае заранее известно, кому достанется участок».
Мария Матвеева