Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный размер земельного участка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Нормативные акты: Минимальный размер земельного участка
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Минимальный размер земельного участка
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости
В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, который не принадлежит продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части участка, занятого данной недвижимостью и необходимого для ее эксплуатации. Как следовало из п. 2 ст. 35 ЗК РФ, предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ с учетом утвержденных норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Указанные нормы утратили силу с 1 марта 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2022 N 171-ФЗ. Вместе с тем согласно ч. 20 ст. 34 данного Закона до утверждения в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу названного Закона в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Путеводитель по судебной практике. Доверительное управление имуществом
Уведомлением от 06.05.2003 ответчик сообщил истцу о приостановлении регистрации договора до 05.06.2003. Истцу предложено подтвердить право учредителей управления на заключение договора от 28.04.2003. По истечении указанного срока истцу было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на его незаключенность, поскольку его предметом является не определенное имущество, а доли в праве, передача которых реально невозможна. Учреждение юстиции сослалось также на то, что заявителем не представлен план земельного участка с установленными на местности границами с указанием его кадастрового номера, и на то, что в соответствии со статьей 22 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» минимальный размер земельных участков, формируемых из земель сельхозназначения и необходимых для сельскохозяйственного производства, составляет не менее 300 га, в то время как общий размер земельного участка, взятого трастовой компанией в доверительное управление по договору от 28.04.2003, составляет лишь 59,8 га.
Планируя в будущем заняться созданием частного домовладения, в первую очередь стоит задуматься о земельном участке.
В мечтах будущих владельцев на нем должны расположиться и дом, и сад, и бассейн, и хозяйственные постройки и многое другое.
Но стоит знать, что земельные участки, получаемые от муниципалитета под частную жилищную застройку, имеют предельные размеры.
То есть законодательно установлен минимум и максимум для площади надела земли под строительство.
Подобные ограничительные меры связаны с тем, что при строительстве жилого дома необходимо соблюсти требования:
- Градостроительного кодекса РФ;
- Земельного кодекса РФ;
- Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- Правил землепользования и застройки;
- СниПов.
На размер земельного участка, предоставляемого под жилую застройку, влияют такие факторы как:
- общее социально-экономическое положение субъекта Федерации;
- спрос населения;
- количество свободных земельных наделов.
Нормы и правила регулирования
Земельным Кодексом Российской Федерации определены общие показатели минимального и максимального размера и площади земельного участка ИЖС.
Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:
- для участков, находящихся в федеральной собственности нормативы устанавливаются в соответствии с федеральными законами;
- к землям, находящимся в региональной собственности применимы региональные законы;
- размеры земельных участков муниципальной собственности регламентируются муниципальными нормативными актами.
Подобное земельное регулирования целесообразно и полностью соответствует территориальной политике государства.
В условиях плотной городской застройки или на землях федерального значения невозможно выделить огромные наделы земли всем желающим, в отличие от территорий, находящихся в состоянии развития (например, Дальний Восток).
Площадь надела
Несмотря на то, что в каждом регионе и муниципалитете имеются собственные предельные значения выделяемых земельных участков под жилую застройку, существуют значения ниже или выше которых нельзя «подниматься» или «опускаться».
Так минимальный размер участка со статусом ИЖС под строительство жилого дома не может быть меньше, чем 3 сотки.
Даже если застройщик готов «ютиться» на меньшей территории, то органы государственной власти в лице Росреестра не зарегистрируют подобный надел.
Также возникнут проблемы с получением разрешительной документации на строительство. Поэтому, присматривая небольшие и недорогие куски земли под строительство, обращайте внимание на их минимальный размер.
Максимальный размер участка ИЖС существенно отличается в субъекте Федерации и даже конкретном населенном пункте. В среднем по стране он составляет 30 соток, но все же более конкретную информацию необходимо получать для каждого населенного пункта или региона индивидуально.
Превышение допустимого размера надела также приведет к тому, что государственная регистрация такого участка будет невозможна.
Чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор участка, необходимо предварительно ознакомиться с нормативами, действующими в вашем регионе. Проще всего обратиться в местную администрацию и получить нужную информацию из первых рук.
Кроме того, можно поискать необходимые законодательные акты, касающиеся вашего региона, области или населенного пункта в сети Интернет:
- В поисковой строке вашего браузера необходимо ввести запрос «Правила землепользования и застройки» и наименование населенного пункта или региона, области
- В открывшемся документе ищите статью, в названии которой фигурирует фраза «параметры разрешенного строительства». Необходимые вам сведения о предельных размерах участков ИЖС вы найдете именно там
Обратите внимание, что вас должны заинтересовать цифры, указанные для зоны ж1 (Зона малоэтажной застройки индивидуальными домами).
Минимальная
Минимальный размер земли для индивидуальной жилой застройки, составляет 3 сотки. Это обобщающий показатель по России, который установлен на основании следующих факторов:
- санитарно-гигиенические требования к расстоянию между жилыми постройками на пограничных участках земли (СНиП 31-02-2001);
- расстояние от дома до забора;
- от дома до улицы (красной линии).
Минимальный размер надела учитывается не только при определении возможности строительства жилого дома, но и при желании владельца разделить свой один большой кусок земли на несколько участков.
Например, если в вашем регионе установлен минимальный показатель для ИЖС в 4 сотки, то разделить участок в 6 соток на две равные доли не получится.
Общий минимальный показатель размера участка ИЖС практически не используется в реальном строительстве, так как каждый регион или муниципалитет принимает свои собственные нормативные акты.
Рассмотрим минимальные площади земельных наделов на примере самых популярных регионов России.
Наименование территориального объекта | Минимальная площадь (в сотках) |
Москва | Не устанавливаются |
Подмосковье | 4 |
Санкт-Петербург | 3 |
Ленинградская область | 6 в городах, 10 в селах |
Новосибирск | 6 |
Екатеринбург | 4 |
Краснодарский край | 4 |
Предельная
Ограничения в отношении площади земельного надела, предназначенного под жилую застройку, действуют только при передаче государственной или муниципальной земли гражданам на безвозмездной основе. Если вы приобретаете земельный участок за собственный капитал, никаких ограничений не существует.
При определении площади участка, выделяемого для жилой застройки, учитывается:
- наличие свободных участков в конкретном субъекте Федерации;
- спрос населения на земельные участки;
- семейное положение соискателя и наличие иждивенцев;
- проект будущего жилого строения и т.д.
Наименование территориального объекта | Минимальная площадь (в сотках) |
Москва | Не устанавливаются |
Подмосковье | 30 |
Санкт-Петербург | 15 |
Ленинградская область | 25 |
Новосибирск | 10 |
Екатеринбург | 25 |
Краснодарский край | 10 |
Строительные нормы
Для того чтобы будущий жилой дом соответствовал действующим строительным нормам и правилам, необходимо соблюсти все требования СНиПа на имеющемся земельном участке.
Для разных типов зданий и строений, типов земельных наделов разработаны различные нормы.
Если вы имеете земельный надел, полученный от муниципалитета на безвозмездной основе, то при строительстве должны учесть следующее:
- Жилая застройка не должна занимать больше 30% от общей площади участка – при минимальном размере земельного участка ваш дом должен быть не более 90 кв. м., чем больше участок земли предоставлен, тем более просторный дом может позволить себе застройщик.
- На участке размером не более 12 соток разрешено строить только одно жилое здание (это требование не относится к количеству хозяйственных построек).
- Жилой дом не может быть расположен ближе, чем на расстоянии 5 м от улицы («красная линия») и 3 м от бокового проезда.
- Важно соблюдать требования СНиПа 30-02-97 в отношении соседских границ, жилых и хозяйственных построек:
- между жилыми домами – расстояние от 6 до 15 м в зависимости от сочетания материалов несущих конструкций построек;
- от дома до межи между соседними участками – не менее 3 м;
- от хозяйственных построек до границы участка – не менее 1 м.
Если вы сможете с учетом всех этих требований возвести дом на земельном участке минимального размера, то никаких проблем с регистрацией права собственности на недвижимость у вас не возникнет.
Полезное видео
Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано как правильно распланировать постройки на участке и каких ошибок следует избежать.
Заключение
От того, какой градостроительный регламент принят в том или ином субъекте Федерации, зависит размер земельного участка, который может получить гражданин на безвозмездной основе.
Предельные размеры наделов соответствуют нормам застройки, и при правильном подходе позволяют возвести на участке жилое строение, соответствующее всем требованиям безопасности, а также санитарно-техническим нормам.
Получить информацию о предельных размерах земельных участков ИЖС можно в органах местного самоуправления (администрация, муниципалитет, департамент строительства и т.д.).
Положения о размере земельных участков регулируются нормами Земельного кодекса РФ, а также федеральным законодательством нашего государства. Указанные акты действуют в отношении муниципального и государственного имущества, предоставленного в эксплуатацию гражданам.
Допустимый размер землевладения находится в непосредственной зависимости от того, каково его целевое использование, назначение и условия землепользования. Помимо сказанного, такие моменты довольно важны и при осуществлении раздела участка, одновременно находящегося во владении нескольких лиц. Также указанный вопрос может регламентироваться нормами регионального законодательства, но при этом такие акты должны неукоснительно соответствовать Земельному кодексу РФ.
Помните, что в случае деления одного надела на несколько самостоятельных, помимо максимальных и минимальных показателей, необходимо учитывать аспект, свидетельствующий о том, что не каждый участок допускает, к примеру, ИЖС или другие виды целевого назначения. Таким образом, при проведении раздела, участники процедуры часто вынуждены осуществлять перевод своей части в иную категорию.
Установление предельных показателей землевладений также определяются исходя из способа их получения. К примеру, если надел передан безвозмездно, его параметры исчисляются согласно факту их нахождения на учете определенного субъекта подобных правоотношений.
Предельные размеры земельных участков после 1 марта 2015 года
Установление закона в отношении предельных размеров участков земли продиктовано необходимостью поддержания разумного землепользования и полагается целесообразным, ведь при неимении таких ограничительных мер делить наделы можно было бы бессчетное количество раз, что привело бы к появлению микроучастков, не подходящих для эксплуатации надлежащим образом.
Обычно возникновение земель, площадь которых очень большая, тоже мешает их всесторонней и эффективной эксплуатации. Такие нюансы и стали главными основаниями для введения ограничительных мер в отношении предельных размеров землевладений.
Собственники заделов земли довольно часто оказываются в положении, когда требуется разделение участков.
Как свидетельствует судебная практика, главными основаниями для деления наделов выступают:
- процедура раздела объектов, перешедших гражданам по наследству;
- деление супружеской недвижимости при расторжении брачных отношений;
- возникновение необходимости продажи принадлежащей доли у одного из совладельцев;
- намерение владельца произвести отчуждение не целого участка, а определенной его доли.
Раздел землевладения на несколько самостоятельных частей, площадь которых не соответствует предусмотренному минимальному размеру, невозможен. Таким образом, надел, деление которого на отдельные участки не представляется возможным по причине несоответствия нормам о размере земель – неделимый.
Сегодня законодательные положения в отношении размеров землевладений подверглось серьезным изменениям. Утрачена сила пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающего положение о том, что при разделе землевладения на несколько объектов, габариты сформированных наделов должны находиться в пределах, которые предусматривает градостроительный регламент относительно максимальных параметров земель, и не должны быть ниже обозначенной минимальной нормы землевладений.
При этом предписание о необходимости соответствия параметров формируемых наделов указаниям градостроительного регламента все еще зафиксировано пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, лишилась законной силы статья 33 указанного кодекса, которой указывалось, что предельные минимальные и максимальные показатели землевладений, передаваемых населению под КФХ, садоводческую и огородническую деятельность, разведение домашнего скота, дачное строительство, регламентировались правовыми нормами органов муниципальной власти.
Судя по всему, делая такие поправки относительно допустимых параметров землевладений в законодательной базе, уполномоченные органы руководствовались необходимостью упразднения законодательства, контролирующего такого рода правоотношения, и ликвидацию аналогичных норм, одновременно содержащихся в нескольких одновременно действующих нормативных актах. К примеру, лишенный силы пункт 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ по сути дублировал пункт 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
Еще одним поводом для внесения изменений считается стремление законодателя ликвидировать разногласия, касающиеся использования правовых норм, регулирующих минимальные показатели землевладений, передаваемых в собственность населению из участков, являющихся государственной либо муниципальной собственностью, с прочими правоотношениями, не относящимися к передаче наделов.
Сегодня показатели минимального и максимального размера землевладений, касательно которых градостроительными нормами предусматривается особая регламентация, устанавливаются положениями соответствующих регламентов.
Данная позиция законодательно закреплена в пункте 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ. Отражение градостроительных регламентов происходит посредством правил землепользования и застройки муниципалитета, а утверждение их происходит при помощи представительных органов местной власти.
Не забывайте о том, что каждый самостоятельный регион нашего государства предусматривает собственные нормы относительно предельных показателей земель. Таким образом, единых положений, на которые можно ссылаться при рассмотрении подобных вопросов, на территории России не предусмотрено.
Предельные размеры земельных участков в Московской области
В переделах Московской области указанный вопрос регулируется положениями Закона «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области», разработанного согласно предписаниям Земельного кодекса РФ, и определяющего показатели максимальных и минимальных площадей наделов, передаваемых населению во владение из земель, собственником которых выступает государство либо муниципалитет, под крестьянское (фермерское) хозяйство, садоразведение, устройство огородов, дачное строительство.
Согласно статье 1 вышеуказанного закона, предельно допустимые минимальные показатели размера землевладений, передаваемых в собственность граждан, определяются в зависимости от целей их эксплуатации и составляют:
- для КФХ – 2,0 га;
- под садоводческую деятельность – 0,06 га;
- для устройства огородов – 0,04 га;
- под дачное строительство – 0,06 га.
Статьей 2 данного правового акта регламентирована максимально допустимая площадь наделов, передаваемых населению во владение, которая, исходя из определенных целей землепользования равна:
- для ведения КФХ – 40,0 га;
- для садоразведения – 0,15 га;
- под огородническую деятельность – 0,10 га;
- под дачное строительство – 0,25 га.
В статье 3 закона, регламентирующего указанный вопрос на территории Московской области, приводятся завершающие положения, гласящие следующее:
- указанный правовой акт подлежит применению, когда федеральное законодательство и законы Московской области не предусматривают других показателей в отношении размеров землевладений, передаваемых в собственность жителей;
- при возникновении обстоятельств, когда площадь надела, выделенного определенному лицу на законных основаниях, ранее, чем данный закон получил юридическую силу, меньше минимальных показателей либо выше максимальных, отраженных в статьях 1 и 2 названного правового акта, то для конкретного землевладения этот параметр принимается в качестве максимального или минимального;
- для уплаты соответствующих налогов, в качестве предельных показателей параметров наделов, в прошедшем времени выделенных лицам для пожизненного наследуемого владения, выступают следующие:
- под садоводство – 0,12 гектара;
- для разведения домашнего скота – 0,20 гектара;
- под дачное строительство – 0,12 гектара.
Предельные размеры земельных участков для садоводства
Согласно Земельному кодексу РФ, на сегодняшний день допускаются такие показатели минимальных и максимальных площадей участков земли, передаваемых во владение граждан из государственных и муниципальных наделов:
- для садоразведения: минимум – 0,05 га, максимум – 0,12 га;
- под дачное строительство: не менее 0,05 га и не более 0,20 га;
- для устройства огорода: минимально – 0,01 га, максимально – 0,10 га.
Предельные габариты землевладений, выделенных во владение лицам в безвозмездном порядке из государственной собственности, равны:
- под садоводство – 0,12 гектара;
- для огороднической деятельности – 0,10 гектара;
- под дачное строительство – 0,20 гектара.
Перед разграничением собственности государства, безвозмездная передача землевладений населению производится согласно местным нормативным актам. Таким способом надел может быть выделен лишь единожды.
Предельные размеры земельных участков для зоны религиозного назначения
Земельные участки с религиозным назначением имеют следующие показатели минимального и максимального размера, а также предела допустимого строительства и реконструкции капитальных построек:
- основные виды допустимого землепользования;
- культовые строения, жилые дома, предназначенные для проживания служителей религиозных организаций, имущество по инженерно-техническому обеспечению районного и местного значения, а также улично-дорожные сети. Габариты регламентированы локальными нормативными актами, действующими в области градостроительства. Размещение храмов рекомендуется производить, соблюдая минимальный трехметровый отступ от красной линии. Если производится реконструкция имеющегося строения, указанное расстояние возможно сократить. Проекты приходских храмов желательно разрабатывать в виде одноэтажных, двухэтажных или одноэтажных, оснащенных цокольным этажом. Допускается возведение храмов, которые встроены либо встроенно-пристроены. Максимально разрешенный размер застройки составляет 80%;
- параметры землевладений, нюансы их расположения, количество этажей и другие характеристики, устанавливаются согласно заданию на проектирование и на основании технической регламентации, а также муниципальных норм, которые предусматривает градостроительное проектирование;
- вспомогательные ВРИ:
- участки сельскохозяйственного назначения, зеленые насаждения, гостевые автостоянки. Параметры земель, аспекты расположения, количество этажей и иные особенности, устанавливаются согласно заданию на проектирование и на основании технической регламентации, а также местных положение, которые предписывает градостроительное проектирование;
- размещение стоянок для автотранспорта гостевого типа производится за ограждением пределов культовой постройки. Места на стоянках, расположенных при указанных объектах, регулируется технической регламентацией и локальными актами, установленными градостроительным проектированием. Параметры надела, отведенного под стоянку должны составлять 25 квадратных метров, если же стоянка примыкает к дороге – 22,5 квадратных метра;
- условно разрешенные ВРИ;
- земли для размещения общественных туалетов.
Площадь землевладений, местоположение, количество этажей и другие характеристики продиктованы заданием на проектирование и определяются технической регламентацией, а также местными предписаниями градостроительного регламента.
Предельные размеры земельных участков зоны автомобильного транспорта
Выделение зоны Т-1А * произведено в целях предоставления законных оснований для размещение различных объектов автотранспорта, включая вхождение в красные линии улиц, и полосы для отведения автомобильных дорог, функционирование которых взаимосвязано с повышенными шумами и высоким загрязнением.
Допускается возведение построек и коммуникационных средств, имеющих отношение исключительно к размещению и использованию автотранспорта, объектов, относящихся к дорожному обслуживанию, дорожного функционирования, постов ОВД, размещения полос автодорог, включая объекты, отнесенные к инженерной инфраструктуре.
К специальными градостроительным регламентам относительно допустимых видов землепользования, прибегают лишь тогда, когда определенные наделы не отнесены к границам объектов, предназначенных для всеобщего использования, в отношении которых градостроительный регламент не действует, и эксплуатация которых устанавливается компетентными органами государства, а также исполнительной властью и местными администрациями индивидуально, исходя из целевого назначения участков и соответствующей технической документации.
В таких обстоятельствах предусмотрено, что габариты землевладений и характеристики возможного строительства, а также ведения работ по реконструкции, устанавливаются с учетом особенностей назначения недвижимого имущества согласно имеющихся предписаний.
Предельные размеры земельных участков для территориальных зон
Понятие территориальной зоны раскрывает статья 1 Градостроительного кодекса РФ. Указанный термин предполагает определенную зону, в отношении которой правилами по землепользованию и застройке установлены границы, а также разработана специальная градостроительная регламентация.
Помните, что установление градостроительного регламента как территориальной составляющей Правил по землепользованию и застройке происходит по такой схеме:
- назначаемые в границах определенных территориальных зон видов разрешенной эксплуатации землевладений, а также любых объектов, располагающихся выше или ниже поверхности наделов;
- эксплуатация при их застройке и дальнейшее использование капитальных построек;
- минимально и максимально допустимые площади земель и возможное строительство, реконструкция капитальных объектов;
- ограничение землепользования и капитальных строений.
Относительно любой территориальной зоны градостроительным регламентом предусматривается основа правового режима землевладений.
Правила градостроительной регламентации должны соблюдаться каждым собственником участка, землевладельцем, землепользователем либо арендатором надела. При этом не играет роли ни форма собственности, ни другие правомочия по отношению к земле.
Субъекты земельных правоотношений могут эксплуатировать наделы согласно установленной в конкретной территориальной зоне градостроительной регламентации, исходя из вида допускаемого землепользования.
Не забывайте о том, что на основании части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, землевладение и любое имущество, которое с ним неразрывно связано, в некоторых обстоятельствах могут приниматься как противоречащие действующей градостроительной регламентации территориальной зоны, если:
- разрешенное землепользование не включено в список возможных видов допустимого землепользования;
- габариты участка отличны от установленных предельных норм, которые предусмотрены градостроительной регламентацией.
Допустимые показатели площади наделов земли и установленные нормы возможного строительства, произведения реконструктивных работ в отношении капитальных построек, могут состоять из:
- сведений о наибольшей и наименьшей площади землевладений;
- информации о минимальном отступе от границы надела для установления территорий возможного возведения построек и сооружений, за чертой которой постройка объектов недвижимости не разрешается;
- максимальной этажности либо показателя высоты недвижимых объектов;
- наибольшей доля застройки в пределах землевладения, устанавливаемой как соотношение общей площади надела, которую можно застроить с общей площадью земли;
- прочих данных.
Территориальные зоны, в свою очередь, могут подразделяться на подзоны с аналогичным ВРИ землевладений и капитальных построек, но с отличными показателями максимального и минимального размеров земель и допустимых показателей возможного строительства, восстановительных работ в отношении недвижимости и соотношения обозначенных моментов.
Границы территориальной зоны фиксируются посредством создания карт по градостроительному зонированию. Такие карты вместе с прочей градостроительной регламентацией считаются составляющими ПЗЗ.
Определение границ территориальной зоны должно соответствовать нормам, устанавливающим принадлежность любого землевладения лишь к одной территориальной зоне. Создание единого надела из нескольких земель, относящихся к различным территориальным зонам, не представляется возможным. Обычно установление территориальных зон относительно отдельного землевладения не производится.
5/5 (2)
Что закреплено в законодательстве
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими на федеральном уровне минимальные и максимальные размеры участков под ИЖС, являются Земельный кодекс (ст. 11.9) и Градостроительный кодекс РФ (ст. 30). Предельные значения устанавливаются, чтобы земли использовались наиболее рационально.
Положения данных кодексов содержат требования общего характера, которые должны соблюдаться органами местного самоуправления при издании ими соответствующих нормативно-правовых актов.
Важно! Когда предоставляется земельный участок, который находится в собственности государства, на его размер влияют следующие факторы:
- в отношении участков земли, которые относятся к федеральной собственности, размеры устанавливаются актами Правительства РФ;
- в отношении участков земли, которые выделяются под строительство по льготным условиям, размеры определяются на уровне субъектов РФ;
- в отношении участков земли, которые предоставляются под частную застройку, размеры определяются администрацией муниципального образования.
На уровне субъектов Российской Федерации определяются предельные размеры участков, при этом они должны соответствовать федеральному законодательству.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Установленные параметры должны быть включены в «Правила землепользования и застройки» и градостроительные регламенты.
Как правило, предельные размеры участков под ИЖС различаются в субъектах РФ, составляют от 3-х до 30 соток. Существуют субъекты Российской Федерации, в которых минимальный размер участка в несколько раз превышает средний по стране показатель.
Факторами, оказывающими влияние на пределы площади участка земли, являются следующие:
- площадь субъекта РФ и свободной территории;
- степень развития территории;
- численность населения;
- спрос на участки.
Если вам необходимо уточнить предельные размеры тех или иных участков, обратитесь в администрацию вашего населенного пункта.
Минимальный размер земельного участка под ИЖС
Точное числовое значение минимальной площади участка под ИЖС не определено в законодательных актах. Данные размеры определяются местной администрацией для каждого муниципального образования отдельно.
Учтите! На региональном уровне устанавливается минимальный размер участка для строительства жилых домов. При этом принимаются во внимание перечисленные выше факторы.
В таблице приведены значения минимальных размеров участков по субъектам РФ
Наименование субъекта РФ | Минимальные размеры участков для строительства частного жилья |
Центральный федеральный округ | |
Москва и Московская область | 200 – 800 м2 |
Северо-Западный федеральный округ | |
Санкт-Петербург | 300 м2 |
Южный федеральный округ | |
Ростов-на-Дону | 200 м2 |
Краснодарский край | 300 м2 |
Сибирский федеральный округ | |
Томская область | 300 м2 |
Республика Хакасия | 1000 м2 |
Красноярск | 600 м2 |
Новосибирск | 600 м2 |
Алтайский край | 1000 м2 |
Забайкальский край | 1000 м2 |
Дальневосточный федеральный округ | |
Хабаровск | 500 м2 |
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кто имеет право получить земельный участок бесплатно?
Размеры земли для садоводства
Согласно нормам Земельного кодекса Российской Федерации, в настоящее время определены минимальные размеры площадей участков, которые подлежат предоставлению гражданам из государственной или муниципальной собственности для целей, связанных с обустройством сада и огорода.
Размеры следующие:
- для осуществления садоводства 0.05 га;
- для возведения дачного дома и иных объектов недвижимости: 0.05 га;
- для осуществления огородничества: 0.01 га.
Согласно законодательным нормам, перед разграничением собственности государства на землю осуществляется безвозмездная передача участков в собственность граждан. Следовательно, определенный участок земли может быть предоставлен гражданину лишь раз.
Посмотрите видео. Как получить от государства участок земли бесплатно:
Значение размера участка сельскохозяйственного назначения
Учтите! Данное значение устанавливается на региональном уровне. В частности, на территории города федерального значения Москвы минимальные размеры участков устанавливаются согласно Постановлению Правительства от 28 мая 2003 года.
На территории Москвы земельные участки, обладающие сельскохозяйственным назначением, должны быть не менее определенного значения. Оно зависит от целей, в которых участок используется.
Установлены следующие размеры:
- для осуществления садоводства не менее 0.06 га;
- для осуществления огородничества не менее 0.04 га;
- для осуществления фермерского хозяйства не менее 2 га;
- для строительства дачного дома и иных недвижимых объектов не менее 0.06 га.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Оформление земельного участка из аренды в собственность.
Земля под личное подсобное хозяйство
Участки земли под ЛПХ, как правило, предоставляются гражданам в пользование. Граждане также могут приобрести их, уплатив кадастровую стоимость.
При предоставлении гражданам участков из государственной или муниципальной собственности размеры такого участка определяются в соответствии с нормами законодательных актов соответствующего субъекта Российской Федерации.
Например, в Чебоксарах минимальный размер участка равен 1200 м2, а во Владимире такой размер составляет 0.04 га.
Участок под ЛПХ предоставляется в собственность отдельной семьи, при этом его размер не должен превышать 0.5 га согласно требованиям законодательства. Органы государственной власти в субъектах РФ вправе изменять максимальный размер данных участков, однако не более чем до 2.5 га.
Например, в Чувашии можно получить участок под ЛПХ размером не более 1 га, а во Владимирской области предоставляются земельные участки, площадь которых не превышает 2.5 га.
Размеры вновь образуемого участка земли
В статье 11.9 Земельного кодекса РФ установлены требования, которые предъявляются к вновь создаваемым участкам. В данном кодексе также содержатся понятия «минимальный предел» и «максимальный предел».
Запомните! Следовательно, минимальный размер участка земли — это наименьшая возможная площадь участка, имеющего определенное целевое назначение. Например, на территории города Москвы площадь предоставляемых дачных участков не должна быть меньше чем 0.6 га.
Площадь предоставляемых садовых участков не должна быть меньше чем 0.4 га. В иных субъектах Российской Федерации данные размеры могут изменяться.
Каждый субъект РФ вправе устанавливать собственные значения минимальной площади, однако все они должны соответствовать нормам Градостроительного кодекса и иных актов федерального уровня.
Например, максимальное и минимальное значения площади участков в поселении устанавливаются в соответствии с данными кадастровой схемы территории такого муниципального образования. Принимаются во внимание и требования проживающих в поселении граждан.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что можно строить на земле для садоводства и огородничества?
Под многоквартирными домами
Согласно положениям Земельного кодекса РФ, имеется возможность определять минимальный размер участка под многоквартирный дом.
Важно отметить, что самостоятельное определение площади участка для строительства и дальнейшего ввода в эксплуатацию многоквартирного дома нецелесообразно.
Если рассчитать оптимальную минимальную площадь участка земли под строительство многоквартирного дома, то права собственников жилых помещений дома на территорию будут ограничены лишь нормами законодательства.
В соответствии с градостроительными стандартами площадь придомовой территории определяется согласно следующей формуле: Sтер=Sж*Уп.
При этом Sтер – это площадь придомовой территории, Sж — общая площадь всех жилых помещений в доме, а Уп — удельная величина доли земли. Правила нормирования строительства содержат положения об определении размера данной территории.
На площадь придомовой территории влияет ряд факторов: количество этажей и количество квартир в доме, год ввода здания в эксплуатацию. Подробно регламентирует данный вопрос СНиП № 2.07.01/89 «Планирование и застройка городских и сельских поселений».
Посмотрите видео. Порядок предоставления земельного участка под строительство: