Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен ряд изменений, ужесточающих ответственность граждан и должностных лиц за нарушение существующих правил регистрации и вводящих уголовную ответственность за фиктивную регистрацию. Данные изменения вступили в действие 2 января 2022 г.
Указанный Федеральный закон вносит изменения в следующие законодательные акты:
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;
Уголовный кодекс Российской Федерации;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные изменения вводят ряд новых понятий и определений, направленных на ликвидацию имевших место пробелов в действующем законодательстве Российской Федерации, позволявших существовать такому явлению, как «резиновые» дома и квартиры. Т.е. ситуации, когда в жилых помещениях, находящихся в собственности физических лиц могли беспрепятственно регистрироваться неограниченное количество Российских граждан, не имеющих ни возможности, ни намерения там реально проживать.
Также законодателем вводится новое понятие «фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства», под которым понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
В случае выявления данного факта подразделения миграционной службы наделяются полномочиями по снятию гражданина с регистрационного учета на основании принятого органом регистрационного учета соответствующего решения. Конкретизация данной процедуры требует внесения изменений в правительственные и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие регистрационный учет граждан Российской Федерации.
Ужесточается ответственность как непосредственно граждан, фиктивно регистрирующихся в жилом помещении, так и собственников данных жилых помещений (физических лиц) и должностных лиц, допустивших фиктивную регистрацию.
Так в Уголовный кодекс Российской Федерации вводится новая статья 322.2, предусматривающая уголовную ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Ужесточается и административная ответственность за проживание граждан Российской Федерации без регистрации или без документа, удостоверяющего личность (либо по недействительному документу, удостоверяющему личность. Административный штраф за данные правонарушения составляет теперь от 2 до 3-х тысяч руб. для граждан, для нанимателей, собственников жилых помещений (физических лиц) – от 5 до 7 тыс. руб., для юридических лиц – от 250 до 750 тыс. руб.
За нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 –х тыс. руб., на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 750 тыс. руб.
Вместе с тем гражданин РФ вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации (т.е. если гражданин РФ имеет регистрацию по месту жительства по Архангельской области, то в г.Мирный по месту пребывания он может не регистрироваться).
Помимо указанной выше категории граждан от административной ответственности за проживание без регистрации по месту пребывания или по месту жительства освобождаются:
граждане, являющиеся супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица, являющиеся по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.
Напоминаем, что заявления о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства могут быть поданы как лично, так и в форме электронного документа посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.
УФМС России по Архангельской области в городе Мирный
На регистрацию по месту жительства или пребывания теперь потребуется минимум времени — всего три дня. А если у вас нет на руках всех необходимых документов, их паспортист запросит в соответствующих госорганах. И тогда на регистрацию уйдет максимум 8 рабочих дней.
Федеральная миграционная служба утвердила новый административный регламент (взамен действовавшего с 2007 года) о порядке предоставления государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства.
В регламенте дан исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить при регистрации. Это документ, удостоверяющий личность (как правило, паспорт), заявление установленного образца (см. приложения к регламенту), а также документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение или для временного проживания.
В случае, если гражданин хочет временно зарегистрироваться, то его заявление должно быть подписано не только им самим, но и собственником (или нанимателем) жилья, указанного в заявлении. Подписи заявителя и собственника заверяются должностным лицом, ответственным за регистрацию. Документом, который является основанием для временного проживания, может быть договор найма, социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление человека, который предоставляет гражданину жилое помещение для временного проживания. Для регистрации достаточно представить один из этих документов.
Если же речь идет о постоянной регистрации по месту жительства, то потребуются иные документы.
Основанием для вселения в жилое помещение может быть: заявление лица, предоставившего жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением. Для регистрации по месту жительства достаточно представить один из перечисленных документов.
При обоих видах регистрации совершеннолетние пользователи жилого помещения должны дать согласие в письменной форме на временное или постоянное проживание гражданина.
Административный регламент предусматривает, что в случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин, который собирается зарегистрироваться, имеет полное право не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации сведения о данном договоре или свидетельстве. На основании представленных сведений орган регистрационного учета запрашивает информацию о документах в полномочном в сфере жилищных отношений органе или органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и производит регистрацию гражданина по месту пребывания.
В этом случае у того, кто хочет зарегистрироваться, меньше хлопот, но времени на оформление «прописки» уйдет больше — до 8 рабочих дней. Аналогичное положение существует и для тех, кто намеревается получить постоянную регистрацию по месту жительства.
Особо подчеркивается в документе, что должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства. Никаких оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации по месту жительства или пребывания нет.
Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета производится бесплатно.
Максимальное время ожидания в очереди установлено так: при первичной подаче документов — 30 минут;
при подаче документов на регистрацию по предварительной записи — 15 минут с момента времени, на которое была осуществлена запись; при подаче дополнительных (недостающих) документов на регистрацию, запроса на получение информации, получение документов — 10 минут; при ожидании в очереди на прием к должностному лицу для получения консультации — 30 минут.
Прием граждан должностными лицами структурных подразделений территориальных органов ФМС, участвующими в предоставлении государственной услуги, производится в рабочие дни с утра или после обеда, а также каждую первую и третью субботу месяца, если они не попадают на праздничные дни. Понедельник после рабочей субботы является выходным днем. Прием ведется с помощью электронной системы управления очередью или по предварительной записи по телефону либо при личном обращении, либо по электронной почте, а также через систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
Постоянная прописка для граждан РФ за 3 дня
Регистрация по месту жительства – это определение, заменившее собой понятие «прописка», широко используемое в советское время и в 90-ые года. Сейчас есть 2 вида регистрации – по месту жительства (постоянная прописка) и по месту пребывания (временная прописка). Постоянная прописка подразумевает, что человек живет постоянно по одному адресу.
Регистрацию по месту жительства для граждан РФ чаще всего проходят собственники жилых помещений, прописывать на своей жилой площади посторонних лиц опасно, это влечет увеличение квартплаты и множество иных проблем с правами собственности. Регистрацией занимается Федеральная миграционная служба, нарушение правил регистрации приводит к административной ответственности.
Статья преследует целью описание правил регистрации по месту жительства граждан РФ, документов для подачи в органы регистрационного учета, порядок снятия с регистрации и тонкости законодательства в области постоянной прописки.
Документы для постоянной регистрации
Документы для постоянной регистрации
Оформление прописки в регистрационных органах требует наличия следующих документов:
- Удостоверение личности заявителя, в качестве которого выступает паспорт гражданина РФ или свидетельство о рождении для лиц младше 14 лет. Может использоваться и паспорт гражданина СССР по образцу 1974 года, но в практике по понятным причинам используется крайне редко. Использование недействительного паспорта для постоянной регистрации невозможно, пока он не будет заменен.
- Заявление формы № 6 о регистрации по месту жительства (ссылка на скачивание в конце статьи). Если заявитель не является собственником жилья, то в графе «подпись лица, предоставившего жилое помещение» отображается согласие собственника или нанимателя жилья на вселение.
- Документ-основание для вселения и проживания в жилом помещении. Если прописываемый человек – не собственник жилья, таким основанием служит письменное заявление собственника о согласии на проживание в его квартире заявителя. Когда собственников несколько, требуется согласие каждого из них. Заявление пишется в свободной форме.
Какой паспорт признается недействительным?
- Гражданин достиг возраста смены паспорта (20 и 45 лет);
- Ошибочные записи о месте или дате рождения, иные ошибки;
- Непригодность из-за плохого физического состояния паспорта;
- Изменение имени, фамилии, отчества без отображения новых данных в паспорте.
Внимание
Регистрация по месту жительства невозможна по загранпаспорту гражданина РФ и по временному удостоверению личности гражданина РФ формы 2П.
При регистрации по месту жительства в паспортном отделе ФМС должностные лица потребуют личное присутствие собственника (собственников). С собой им следует взять удостоверение личности (паспорт гражданина РФ) и документ на право пользования жилым помещением (свидетельство о регистрации прав собственности).
Основанием для вселения может служить договор, составленный у нотариуса и заверенный им, или решение суда о праве пользования жилым помещением.
Для собственников жилья основанием для регистрации служит документ о праве собственности на жилье (постановление суда, договор или свидетельство о праве собственности).
Инфо
Для многих документов-оснований вселения в жилое помещение, если они прошли государственную регистрацию, действует право заявителя отказаться от их предоставления в орган регистрации (п. 30 Административного регламента). Сотрудники паспортного стола должны будут сами запросить сведения о них в течение 8 рабочих дней с момента подачи заявления
Если заявитель недавно снялся с регистрационного учета по другому адресу, он может предоставить листок убытия формы № 7. Заявления и копии документов, дающих право на вселение, могут быть отправлены в электронном виде через Единый портал госуслуг.
Куда обратиться для получения регистрации?
Куда обратиться для получения регистрации?
Регистрацию граждан по месту жительства проводят отделения Федеральной миграционной службы. С 5 апреля 2016 года функции ФМС переданы Министерству внутренних дел РФ. Полная передача прав закончится к 1 июня 2016 года. Административный регламент и приказ ФМС № 288 от 11.09.2012 года устанавливают обязанности лиц, принимающих документы на регистрацию. Среди них:
- Первичный прием документов;
- Подготовка документов для регистрации и передача в другие службы;
- Снятие с учета по месту жительства или пребывания.
Функции регистрации предоставлены должностным лицам на местах:
- Жилищные кооперативы;
- Коммерческие организации и предприятия, владеющие жилым фондом;
- Организации муниципальных и государственных жилищных фондов;
- Иные организации, имеющие права управления хозяйственным и жилым фондом.
Собственники жилых помещений регистрирует себя или других людей в отделениях службы миграции (паспортных столах) по месту расположению жилого помещения.
При соблюдении правил по регистрации по месту жительства на всю процедуру уходит не более недели и осуществляется она бесплатно. Регламентом установлены сроки ожидания в очереди при различных процедурах:
- Подача документов на первом этапе – 30 минут;
- Подача документов по предварительной записи – 15 минут;
- Подача дополнительных документов, запрос на информацию, получение документов – 10 минут;
- Очередь на консультацию к должностному лицу – 30 минут.
Снятие с регистрационного учета
Снятие с регистрационного учета
Основания для снятия с постоянной регистрации:
- Собственник принудительно выселяет с жилой площади;
- Квартира арестована за невыплаченные кредиты и другие долги;
- Продажа жилья и покупка нового;
- Выселение из квартиры по постановлению суда;
- Переезд в другое жилое помещение.
Снятие с регистрации по собственному желанию предполагает поход в паспортный стол или отдел миграционной службы для написания заявления о снятии. К заявлению прикладывают паспорт и копии документов о праве проживания в жилом помещении (свидетельство на право собственности, договоры на аренду и пр.).
Полезный совет!
Графу «причина снятия с учета» в заявлении заполнять не обязательно. Сотрудник паспортного стола обязан принять заявление, даже если поле останется пустое.
Принудительное выселение предполагает прикладывание к стандартным документам основания для выселения (акт ареста, договоры продажи и пр.). Потребуется и письменное согласие на выселение иных собственников квартиры.
Ограничения на оформление постоянной регистрации
Ограничения на оформление постоянной регистрации
Государственные органы не имеют право отказать в регистрации по месту жительства гражданам РФ ни под каким предлогом (п. 35 Административного регламента). Тем не менее, право граждан на свободное перемещение и выбор места пребывания и жительства в пределах России ограничивается:
- В зонах, граничащих с другими государствами;
- В зонах экологических бедствий;
- На закрытых административных территориях;
- В закрытых военных городках;
- В регионах распространения опасных инфекций и болезней;
- В районах с военным или чрезвычайным положением.
Этот список на ограничение права постоянной регистрации полный и подлежит изменению и дополнению только на основании Федеральных законов. Он не подлежит вольной трактовке, любой иной повод в отказе от регистрации является незаконным и подлежит обжалованию в суде.
Скачать
Скачайте бланк заявления о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета:
Заявление о реигстрации по месту жительства и снятии с учета
Об авторе
Иван Дмитров
Опыт работы — с 2001 года. С 2005 является почетным членом Московской городской коллегии адвокатов. Эксперт в области миграционного права.
На сегодняшний день в законодательстве достаточно четко прописано, какой порядок должен соблюдаться в процессе оформления регистрации.
Несоблюдение данного порядка и установленных требований может привести не только к отказу в предоставлении услуги, но еще и наложению административной ответственности.
В частности, важно знать о том, какие существуют основания для регистрации граждан по месту жительства.
Нормативная база
В соответствии с действующим законодательством каждый гражданин должен в обязательном порядке проживать по месту своей официальной регистрации. Стоит отметить тот факт, что данный законопроект был разработан по причине регистрации огромнейшего наплыва рабочих из различных государств, которые в преимущественном большинстве случаев пользовались фиктивной регистрацией, чтобы получить разрешение на ведение трудовой деятельности, что в конечном итоге привело к возникновению множества «резиновых домов», в которых регистрировалось несколько тысяч людей.
Новый закон о регистрации предусматривает внесение соответствующих изменений в действующий Кодекс об административных правонарушениях, так как именно им регулируются статьи, на основании которых накладываются соответствующие наказания на нарушителей.
При этом, несмотря на то, что представители правительства говорят о том, что закон о регистрации никоим образом не затронет собственников недвижимости, которые проживают по какому-либо другому адресу, на данный момент неизвестно, каким образом и к кому будут применяться указанные меры наказания.
Действующий закон о временной регистрации предусматривает возможность наложения достаточно крупных штрафов. Таким образом, частным лицам нужно будет платить за нарушения от 2 000 до 5 000 рублей (а в Москве или Санкт-Петербурге сумма увеличится до 7 000 рублей), в то время как юридическим лицам и вовсе нужно будет платить от 250 000 до 800 000 рублей в зависимости от региона, в котором они ведут свою деятельность.
В особо тяжелых случаях административный штраф в конечном итоге может быть заменен на лишение свободы или проведение принудительных работ с последующим лишением права вести деятельность в определенной области на срок до трех лет.
Образец заполнения заявления о регистрации по месту жительства (форма 6)
Основания для регистрации граждан по месту жительства
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Жилищного кодекса владелец недвижимости имеет право на то, чтобы распоряжаться своим имуществом в соответствии с его предназначением, а также предусмотренными законодательством пределами его использования. В частности, владелец имеет право на то, чтобы предоставить свою недвижимость каким-либо другим гражданам в соответствии с составленным договором найма или безвозмездного пользования, а также на каких-либо других законных основаниях.
Также собственник имеет право на то, чтобы вселять в занимаемую жилую недвижимость членов своей семьи. Определение, которым устанавливаются лица, входящие в данную категорию, не уточняется в действующем законодательстве, в связи с чем данный вопрос регулируется на основании судебной практики.
В частности, речь идет о пункте 11 Постановления №14, принятого Верховным судом 2 июля 2009 года, в котором говорится, что в качестве членов семьи владельца недвижимости являются его супруги, родители и дети, проживающие вместе с ним, а также другие родственники вне зависимости от установленной степени родства или же иждивенцы, официально признанные нетрудоспособными.
Семейные отношения, в частности, должны характеризоваться взаимной заботой и уважением, личными правами и обязанностями, ответственностью перед друг другом, общими интересами, а также ведением общего хозяйства.
В процессе определения перечня лиц, которые могут относиться к категории нетрудоспособных иждивенцев, судебные органы должны основываться на пунктах 2 и 3 статьи 9 Закона №173-ФЗ, принятого 17 декабря 2001 года, где указывается полный перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются возможные признаки, на основании которых лица могут признаваться как граждане на иждивении.
Заявление собственника
В преимущественном большинстве случаев при регистрации используется именно этот документ, когда заинтересованные лица имеют какие-либо родственные связи с владельцем недвижимости, но это еще не говорит о том, что на основании этой бумаги могут прописывать только родственников.
Действующее законодательство не указывает каких-либо ограничений касательно того, какие документы должны использоваться в процессе оформления прописки для родственников или чужих лиц, в связи с чем выбор этого основания зависит исключительно от требований уполномоченных сотрудников паспортного стола.
В процессе оформления временной регистрации зачастую этот документ выбирается в качестве основания в том случае, если заинтересованное лицо будет прописываться на срок менее полугода, но при этом в данном случае также в законе не предусматривается каких-либо ограничений по документам, связанным со сроками регистрации.
Договор безвозмездного пользования жилым помещением
Эта бумага в преимущественном большинстве случаев используется в том случае, если на территории недвижимости собственника собираются зарегистрироваться лица, не имеющие никаких родственных связей с владельцем. В процессе предоставления постоянной прописки данный договор в обязательном порядке должен являться бессрочным, в то время как временная регистрация предусматривает возможность ограниченного срока этой бумаги, на основании которого будет определяться и срок, на который выдается свидетельства.
В преимущественном большинстве случаев уполномоченные сотрудники паспортного стола требуют от заинтересованных лиц нотариального заверения указанной бумаги, но на самом деле данное требование является необязательным, в связи с чем заявитель имеет полное право на то, чтобы обжаловать его в дальнейшем.
Если есть какие-либо трудности с заполнением документа, то в таком случае можно предварительно обратиться в паспортный стол для того, чтобы получить уже распечатанный шаблон договора, после чего просто от руки вписать в образец всю необходимую информацию и поставить подписи всех участников соглашения, после чего оно автоматически вступит в юридическую силу.
Помимо этого, можно скачать образец из интернета, после чего заполнить на компьютере, но при этом подписывать его стороны должны в обязательном присутствии уполномоченного паспортиста.
Многие лица, которые впервые сталкиваются с проведением данной процедуры и не имеют какой-либо юридической практики, могут ошибочно подумать, что договор нужно будет обязательно заверить у нотариуса, так как это делает соглашение более надежным, но на самом деле это никоим образом не зависит от заверения, потому что нотариус имеет право только на удостоверение подписи владельца недвижимости и регистрируемого гражданина, а также проверяет соглашение на предмет передачи денег и предмета сделки. На самом деле точно такие же операции проводятся сотрудниками паспортного стола, и делают они это абсолютно бесплатно.
Образец заявления собственника о согласии на регистрацию
Необходимые документы для постановки на учет
Для того, чтобы оформить регистрацию в территориальном подразделении миграционной службы, нужно будет предоставить следующий перечень бумаг:
- Удостоверение, подтверждающее личность заявителя, которым может быть гражданский паспорт или же свидетельство о рождении, если регистрация осуществляется для несовершеннолетнего ребенка младше 14 лет.
- Заявление, составленное в соответствии с формой №6. Если заинтересованное лицо не является владельцем недвижимости, то в таком случае подпись лица, которое предоставляет недвижимость, должна быть поставлена собственником или нанимателем, дающим свое согласие на вселение указанного гражданина.
- Документ, на основании которого человек вселился и собирается проживать на протяжении определенного срока в указанной недвижимости. Если прописываемое лицо не является владельцем предоставленной недвижимости, то в таком случае в качестве документа-основания должно будет использоваться заявление, написанное от руки собственника. Если у квартиры несколько владельцев, согласие должно быть предоставлено каждым из них.
Скачать бланк заявления по форме №6 на регистрацию гражданина РФ по месту жительства
Возможные причины отказа
Отказать в оформлении регистрации могут в том случае, если действующее законодательство устанавливает определенные ограничения на проживание в указанной зоне.
В частности, к таким зонам относятся:
- закрытые военные городки;
- закрытые административные образования;
- территории экологических бедствий;
- пограничные зоны;
- территории, на которых есть большой риск получения отравления или болезни;
- территории, на которых было введено чрезвычайное или военное положение;
- постройки, которые признаны аварийными;
- постройки, в которых жилая норма не будет соответствовать установленным критериям после регистрации.
Помимо этого, могут не прописать лиц, которым запрещено проживать с несовершеннолетними детьми (человек был лишен родительских прав), а также лишившихся прав на жилье.
Также стоит отметить тот факт, что в некоторых случаях отказывают в оформлении регистрации детей, если это приводит к нарушению их законных прав, то есть ухудшению жилищного или материального положения.