Каков упрощенный порядок стандартного оформления земельных участков в собственность в 2020 году

Оглавление:

  1. Основные категории имущества, подлежащего «дачной амнистии»
  2. Упрощенное оформление земельных участков
  3. Особенности регистрации земли в собственность
  4. Спорные моменты
  5. Упрощенное оформление объектов недвижимости

Советские власти в свое время щедро раздавали гражданам страны садовые участки, на которых люди обустраивались и строили небольшие домики из подсобных материалов. Они обживали свои шесть соток в течение долгих лет и уже считали их своими, но фактически никаких прав на них не имели.

В результате, когда возникла необходимость в
регистрации прав на землю, оказалось, что огромное количество садоводов не могут предоставить на свои участки никаких документов, а, следовательно, не имеют права оформить их в собственность и распоряжаться ими так, как они захотят. Многие начали обращаться в суд, чтобы защитить свои непосредственные интересы и вполне предсказуемо сложилась достаточно напряженная ситуация, связанная с огромным количеством претензий потенциальных землевладельцев друг другу и к местным властям.

Именно поэтому возникла острая необходимость в поиске приемлемого решения и принятии закона, который способен бы был разрешить все имеющиеся противоречия. 30 июня 2006 года был принят закон № 93-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

В нем были значительно упрощены все процедуры по оформлению недвижимого имущества россиян. В народе этот закон получил интересное название – «дачная амнистия», сроки проведения ее первоначально были установлены до 1 января 2010 года. Но впоследствии оказалось, что далеко не все успели до этой даты воспользоваться теми преимуществами, которые предоставлял закон.

Правительство РФ решило отодвинуть срок окончания действия закона еще на пять лет, дав возможность всем желающим легализовать свое недвижимое имущество.

Основные категории имущества, подлежащего «дачной амнистии»

Главной целью проведения упрощенной регистрации объектов недвижимого имущества, было именно официальное оформление и выведение из «тени» того огромного количества самовольных построек и стихийно организованных садовых участков, которыми изобиловала наша страна в начале 21 века.

Воспользоваться правом упрощенной регистрации имеют право две категории граждан, которые либо владеют земельными участками, либо самовольными постройками. Для каждого вида имущества в законе предусмотрена своя процедура оформления и определенный пакет документов, которые необходимо будет собрать, доказывая свое право на оформление в частную собственность какой-либо недвижимости.

Упрощенное оформление земельных участков

В законе четко определены категории земель, которые можно оформить в частную собственность по упрощенной схеме. Это могут быть следующие виды земельных участков:

  • садовые, дачные;
  • предоставленные для организации подсобного хозяйства;
  • выделенные под индивидуальное строительство гаража;
  • предназначенные для ИЖС;
  • полученные в пожизненное наследуемое владение;
  • выделенные для бессрочного пользования.

Все эти категории земель подлежат «дачной амнистии», сроки окончания которой перенесены на 1 марта 2015 года.

Особенности регистрации земли в собственность

Существует два критерия, которым должен соответствовать земельный участок, чтобы его владелец мог воспользоваться правом упрощенной регистрации земли в собственность. Во-первых, он должен быть получен до 30 октября 2001 года, то есть до того момента, когда в нашей стране был принят Земельный кодекс РФ. Во-вторых, выделен участок должен быть только исключительно в целях ведения хозяйства или строительства дома. На земли, которые были предоставлены для использования в промышленных целях, этот закон не распространяется.

Чтобы оформить в упрощенном порядке земельный участок нужно будет предоставить одно из следующих доказательств того, что гражданин имеет право на эту землю:

  • документ о выделении для частного строительства этого участка;
  • свидетельство о праве на этот участок;
  • справку, в которой указаны сведения из хозяйственной книги, выданная местной администрацией и доказывающая наличие права на конкретный земельный участок;

Кроме того нужно будет предоставить
кадастровый план на участок, в том случае если он был выдан до 1 марта 2008 года. После этой даты согласно российским законам на участки выдаются уже кадастровые паспорта.

Больше никаких документов для оформления участка в частную собственность по упрощенной схеме не требуется. По крайней мере, пока не истекли сроки «дачной амнистии», земли сельхозназначения, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, достаточно просто официально зарегистрировать.

Спорные моменты

Нередко возникают ситуации, когда реальные границы земельных участков не соответствуют тем, которые указаны в официальных документах. Закон и в этом случае идет навстречу гражданам, позволяя им оформить в собственность те сотки, которые принадлежали им исключительно в реальности, а не по официальным данным.

Но это правило действует только в том случае, если при этом не будут задеты какие-либо интересы владельцев смежных участков, а размеры земель не будут значительно превышать минимально установленный размер для данной местности.

Для разрешения сложных спорных ситуаций собственникам участков придется обратиться в суд.

Упрощенное оформление объектов недвижимости

Дачная амнистия, сроки которой были продлены до 1 марта 2015 года, позволяет зарегистрировать право собственности не только на землю, но и на постройки, которые были возведены на этой земле без получения разрешения на строительство. Закон предусматривает упрощенное оформление следующих категорий недвижимого имущества:

  • жилые дома, построенные на участках, которые были выделены под частное строительство;
  • садовые домики, которые были возведены на дачных и приусадебных участках;
  • гаражи, бани, хозяйственные постройки, сооруженные на земельных участках, предназначенных для ИЖС или организации личного подсобного хозяйства.

Для того, чтобы оформить право собственности на жилой дом по упрощенной схеме, понадобятся только
кадастровый паспорт на него и документы, подтверждающие право владения земельным участком, на котором он был построен. Ни разрешения на строительство, ни подтверждение о вводе в эксплуатацию предоставлять не потребуется.

Хозяйственные постройки, крытые дворы, пристройки, сараи, бани и садовые домики оформить еще проще. Достаточно заполнить официальную декларацию об объекте недвижимости, в которой подробно описать размеры, материал и другие особенности постройки, а также представить необходимые правоустанавливающие документы на земельный участок. Декларацию можно скачать в интернете на сайте Росреестра.

В течение двух недель специалисты этого ведомства проверят все документы и выдадут свидетельство о регистрации прав собственности на недвижимое имущество.

Сразу же, как только закончится «дачная амнистия», сроки действия которой истекают уже в самое ближайшее время, для оформления частного жилого строения необходимо будет предоставлять еще и разрешение на строительство, а также документ, разрешающий его ввод в эксплуатацию.

Поэтому тем категориям владельцев недвижимости, которые еще не оформили официально свое право собственности, возможно, было бы намного проще сейчас успеть воспользоваться всеми преимуществами, которые предоставляет данный закон. Иначе в будущем придется собирать намного большее количество документов и тратить на это значительно больше времени и сил. Впрочем, каждый должен решить для себя этот вопрос самостоятельно.

Государственная регистрация прав на земельные участки в упрощенном порядке.

У большинства граждан, получивших в прошлом земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также для индивидуального жилищного строительства или гаражного строительства, отсутствовали документы, подтверждающие их права на эти объекты недвижимого имущества, что существенно затрудняло гражданский оборот данных объектов недвижимости.

В частности, граждане не имели возможности совершать сделки с такими объектами – дарить, оформлять наследство, продавать или сдавать в аренду.

Для решения указанной проблемы более 10 лет назад принят Федеральный закон от 30.06.2006 №93-ФЗ, который получил условное название «дачная амнистия». Основные изменения коснулись и других законов, которые должны были максимально облегчить процедуру оформления таких земельных участков.

Положения Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации недвижимости), вступившего в силу с 1 января 2017 года, также позволяют гражданам зарегистрировать права на определенные земельные участки в упрощенном порядке.

В соответствии с положениями ч.1 ст.49 Закона о регистрации недвижимости государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса РФ (до 29.10.2001) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:

1) акта о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

2) акта (свидетельства) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданного уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

3) выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

4) иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на указанный земельный участок. Необходимо отметить, что действие указанных положений Закона о регистрации недвижимости не распространяется на земельные участки, предоставленные до вступления в силу Земельного кодекса РФ во временное владение и (или) пользование (аренду), или предоставленные для иных целей (например, для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, для обслуживания магазина или иных объектов предпринимательской деятельности).

Таким образом, новый Закон о регистрации недвижимости сохранил возможность оформления права собственности на земельные участки по документам, в которых фактически не указан вид права, а также без вынесения какого-либо дополнительного решения органа местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок, о предоставлении данного участка в собственность.

Также необходимо отметить, что указанные положения Закона о регистрации недвижимости распространяется и на те случаи, когда к гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на указанном в ч.1 ст.49 Закона о регистрации недвижимости земельном участке здание (строение) или сооружение. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на такой земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на такой земельный участок могут быть представлены следующие документы:

1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

2) один из документов, предусмотренных ч.1 ст.49 Закона о регистрации недвижимости и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Из указанного следует, что в случае, если земельный участок, расположенный под индивидуальным жилым или садовым домом, принадлежал продавцу такого дома на основании права пожизненного наследуемого владения и данное право не было прекращено в установленном ст.53 Земельного кодекса РФ порядке, новый собственник дома также вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с приложением вышеуказанных документов.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с положениями ст.17 Закона о регистрации недвижимости за госрегистрацию прав взимается госпошлина в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Законодательством предусмотрен уменьшенный размер госпошлины за госрегистрацию права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества, подпадающие под дачную амнистию. В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ размер госпошлины за госрегистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества по-прежнему составляет 350 рублей.

В случае, если в отношении указанного земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет, рекомендуем обратиться с соответствующим заявлением о внесении сведений о таком земельном участке в кадастр недвижимости до обращения за государственной регистрацией права на него.

Регистрация права собственности на земельный участок в упрощенном порядке или, иными словами, дачная амнистия, допустима при наличии ряда выполненных условий, установленных законом. Процедура являет собой укороченный процесс, требующий подготовки минимального пакета бумаг.

Общая информация

Упрощенная процедура оформления права владения земельной территорией в народе носит название «дачная амнистия». Согласно Федеральному Закону № 93 порядок применим в отношении наделов, переданных в пользование людям до 31 октября 2001 года, иными словами, до дня вступления в силу ЗК РФ. При этом пойти кратким путем могут лишь гражданские лица, а не представители организаций. На данный момент дачная амнистия продлена до марта 2018 года.

Упрощенная процедура распространяется на участки, выделенные на основании права собственности пожизненно-наследуемого владения и бессрочного использования. Стоит уточнить, что в этом случае немаловажную роль будет играть целевое назначение территории, на которой надел расположен.

Так, возможность сократить процесс регистрации права собственности, получают лица, в чьем пользовании находятся земли для:

  • огородничества либо садоводства;
  • ведения дачного либо подсобного хозяйства в собственных целях;
  • застройки территории гаражными либо жилищными сооружениями.

В целом закон о дачной амнистии был введен по причине того, что передача земель гражданам до 2001 предусматривала вручение последним документов, в которых не имелось сведений о виде права, на основании которого пользователь эксплуатировал надел. Соответственно при отсутствии правоустанавливающих бумаг либо несоответствии таковых установленным нормам, государственная регистрация большей части участков не осуществилась. К тому же информация о границах и размерах надела в подобных документах нередко не соответствовала сведениям, занесенным в кадастр.

На основании указанных причин после начала действия закона об амнистии, процедура регистрации в упрощенном порядке стала возможна при наличии следующих бумаг:

  • документ, подтверждающий возможность пользования территорией по праву пожизненно-наследуемого либо бессрочного владения;
  • акт, где точно не обозначен вид права, на основании которого гражданин эксплуатирует надел в своих целях.

Здесь стоит уточнить, что подобная перерегистрация права собственности автоматически аннулирует право бессрочного либо пожизненно-наследуемого владения земельной площадью.

Необходимые документы

Упрощенная процедура регистрации заключается в предоставлении минимального пакета бумаг. Таковыми являются:

  • любой документ, свидетельствующий о наличии прав на землю;
  • кадастровый план участка.

Здесь стоит уточнить, что в качестве правоустанавливающего документа могут выступить следующие бумаги:

  • акт о передаче земли, выданный органом государственной власти;
  • свидетельство о правах на территорию, врученное местным самоуправлением либо органом государственной исполнительной власти;
  • выписка о наличии права собственности изхозяйственного журнала, выданная органом местной власти в случае, если надел предоставлен для ведения индивидуального подсобного хозяйства.

Иными словами, документом, подтверждающим наличие прав на надел может быть любая бумага, в том числе выданная во времена Советского Союза.

Что касается кадастрового плана, таковой необходимо получить в соответствующей инстанции в срок, не превышающий 10 дней с момента запроса. Предварительно потребуется провести процедуру межевания, самостоятельно обратившись к специалисту.

Здесь существует оговорка. Если фактические границы участка не являются предметом споров между лицами, чьи наделы так или иначе соприкасаются и всех устраивает положение вещей, то процедура межевания не требуется – кадастровый план будет учтен в неполном объеме, без наличия сведений о вновь установленных границах.

В случае если спорные вопросы между распорядителями соседствующих земель отсутствуют, дополнительно потребуется подготовить документ, подтверждающий этот факт и приложить его к кадастровому плану вместо акта о межевании.

Порядок действий

Прежде всего, гражданину следует получить разрешение на предоставление земли в собственность, для чего необходимо обратиться в орган мастной власти с соответствующим заявлением и пакетом бумаг. В течение 2 недель уполномоченные лица обязаны вынести решение относительно вопроса и предоставить заинтересованному лицу акт о таковом в письменном виде.

Далее следует процедура регистрации права владения землей, включающая следующие этапы:

  1. визит в регистрационную палату и заполнение бланка заявления;
  2. вручение регистратору пакета документов, включая паспорт, решение администрации и заявление;
  3. фиксирование сотрудником факта передачи бумаг и выдача талона с указанием даты передачи готовой правоустанавливающей бумаги.

Кроме того, предварительно потребуется провести оплату обязательного сбора в размере 350 рублей и, в качестве доказательства, приложить копию квитанции к пакету документов. При этом оригинал платежного документа рекомендовано иметь при себе.

В целом срок регистрации не должен превышать 30 дней. В редких случаях уполномоченный орган может отказать в процедуре и не зафиксировать право собственности на землю. В подобной ситуации заявителя обязаны уведомить о решении посредством письменного уведомления. Гражданин, в свою очередь, может обжаловать отказ в судебном порядке, если таковой был действительно неправомерен.

Упрощенный порядок регистрации земельного участка в качестве собственности распространяется далеко не на все земельные территории. В частности, процедура возможна для наделов, полученных в пользование до конца октября 2001 года. В таком случае заинтересованному лицу потребуется собрать минимальный пакет документов и предоставить его в соответствующий орган для фиксирования права обладания и распоряжения земельной площадью.

 
Как уже говорилось выше, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения могут быть переоформлены гражданами — субъектами данных прав либо на право собственности, либо на право аренды. Выбор права в данном случае принадлежит именно гражданину, а не публичному органу, уполномоченному на принятие решения о предоставлении соответствующего участка.
Принятие Закона о «дачной амнистии» (Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества») было вызвано тем, что значительная часть объектов недвижимости (в том числе земельных участков), используемых гражданами для удовлетворения жилищных и бытовых нужд, не прошла процедуру государственной регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов либо их несоответствия требованиям действующего законодательства.
В правоустанавливающих документах на земельные участки, выданных в период до введения в действие ЗК РФ, часто не был указан конкретный титул (вид права на землю). В соответствии с законодательством, действовавшим до принятия в силу Закона о «дачной амнистии», если в правоустанавливающем документе не был указан вид права, регистрация права собственности была невозможна.
Невозможность регистрации прав на земельные участки также была связана с расхождением сведений о границах и площади земельного участка в правоустанавливающих документах и в документах государственного органа по государственному кадастровому учету
. Такая ситуация возникла в связи с тем, что до введения ЗК РФ решения о предоставлении земельных участков принимались без проведения работ по межеванию и последующего кадастрового учета земельного участка.
Сложившаяся ситуация негативно сказывалась на развитии рынка недвижимости (в том числе ипотеки), упорядочении земельных правоотношений
. В частности, граждане не имели возможности совершать сделки с такими объектами (в том числе передавать по наследству); указанные объекты было сложно учитывать для целей налогообложения.
До принятия Закона о «дачной амнистии» в отношении государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, действовал разрешительный порядок
. Земельное законодательство предусматривало, что государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанные участки должно было предшествовать принятие решения уполномоченного публичного органа о предоставлении земельного участка в собственность.
Закон о «дачной амнистии» установил три процедуры оформления земельных участков в собственность в упрощенном порядке.
1 процедура — заявительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы на землю, то есть:
— либо документ о том, что земельный участок принадлежит заявителю на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования;
— либо документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права («неопределенное» право).
Наличие перечисленных документов автоматически наделяет граждан правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. С момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
2 процедура — разрешительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы, подтверждающие членство в садоводческом, огородническом, дачном объединении, но не имеющих документов на земельный участок, который расположен на территории данного объединения. Если раньше признание права собственности гражданина на указанный земельный участок было возможно только в судебном порядке, то со вступлением в силу Закона о «дачной амнистии» такие граждане имеют право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный им в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя
. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
— описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
— заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:
удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.
В течение двух недель после подачи необходимых документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления такого земельного участка, должен принять решение о предоставлении участка в собственность
. С этим решением нужно затем обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию, для регистрации права собственности на земельный участок.
3 процедура — возможность бесплатного приобретения в собственность садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования
. Закон о «дачной амнистии» отнес земельные участки общего пользования в состав имущества общего пользования, предназначенного для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.
Закон о «дачной амнистии» вступил в силу 1 сентября 2006 года. Впоследствии упрощенный порядок государственной регистрации прав на земельные участки был распространен также на граждан, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Указанные граждане получили также право зарегистрировать права собственности на земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность
. Теперь в ситуации, когда собственник расположенного на земельном участке жилого дома при жизни не реализовал установленное Законом о «дачной амнистии» право на оформление такого участка в собственность, его наследники вправе безвозмездно приобрести право собственности на данный участок.
Аналогичное правило было введено в отношении наследников граждан, которые обладали земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или которым земельные участки были предоставлены без указания вида права либо когда вид соответствующего права определить было невозможно.
 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: