Алгоритм обмена земельного участка, находящегося в государственной собственности в 2020 году

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Обмен участка из государственных или муниципальных земель на частный участок

Земельный участок — это объект правовых сделок, предусмотренных российским законодательством.

В 2020 году вступил в силу Федеральный закон РФ под № 171, который собой в значительной степени модифицировал ЗК РФ. В частности, были затронуты и смежные вопросы земельного, лесного, градостроительного законодательства. Кроме того, были заполнены некоторые правовые пробелы, которые касались обмена земельного участка, находящегося в государственной или же муниципальной собственности.

Понятие и случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Перед тем как рассмотреть данный вопрос более детально, следует остановиться на самом определении земельного участка. Опираясь на ЗК РФ, можно вывести следующую дефиницию:

Земельный участок — это объект правовых сделок, предусмотренных российским законодательством, который официально признается недвижимым имуществом.

Иными словами, земельный участок — это вещь, которая обладает определенными характеристиками, что установлено ст. 6 ЗК РФ.

Земельный надел, находящийся в государственной или же муниципальной собственности, может представлять собой объект сделок обмена, купли-продажи, мены, дарения и пр.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательством РФ предусматривается возможность обмена земельных объектов, находящихся в муниципальной или государственной собственности, на наделы, которые принадлежат субъектам правоотношений на праве частной собственности.

Однако следует помнить о том, что подобный обмен недвижимых объектов возможен лишь в том случае, если происходит изъятие территории для обеспечения государственной или муниципальной нужды, в том числе передача осуществляется с целью строительства на территории объектов социальной инфраструктуры.

При этом нормативный порядок подразумевает, что обмен земельных объектов должен происходить на основании документации, с прописанными в ней целями, с учетом которых и осуществляется изъятие. Собственник объектов, передача которых происходит на законодательном основании со стороны государства или же муниципалитета, получает новый земельный надел, по правилам, которые установлены законом.

Изъятие земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд

Изъятие надела, находящегося в частной собственности, происходит с учетом условия, которое закреплено в действующих российских нормативно-правовых актах. Подобный обмен может быть осуществлен только по решению уполномоченных на то органов муниципальной или же государственной власти.

Передача земельного участка подразумевает целый перечень дополнительных юридических действий, в частности:

  • Прекращение права собственности владельца подобного надела (это может быть как физическое, так и юридическое лицо);
  • Прекращение права собственности на земли, которые принадлежали собственнику на праве безвозмездного пользования или полученные в качестве наследства, но которые причисляются к рангу муниципальной или же государственной собственности;
  • Прекращается и безвозмездная или возмездная аренда земельного участка, о чем у субъектов правоотношений был ранее заключен договор.

Кроме того, изъятие надела подразумевает также полное прекращение действия сервитута, залога и иных ограничений объектов, в отношении которых происходит безвозмездная или возмездная передача. Но законодательный порядок предусматривает и некоторые исключения из общего правила, в частности, передача земельного участка, находящегося в частной собственности, возможна и без снятия сервитута.

Особенности этого обмена состоят в том, что сервитут не должен ограничивать цели, с которыми надел из частной собственности переводится в муниципальную или же государственную.

При этом собственник должен быть заранее оповещен о решении органов государственной или муниципальной власти, в котором прописана безвозмездная или возмездная передача объектов для обеспечения государственных нужд. Законодательный порядок при этом должен быть соблюден.

Условия, которые подразумевает безвозмездная или же возмездная передача объектов обмена, прописываются в соглашении об изъятии земельных наделов. В частности, указываются условия: временные сроки, денежная компенсация и иные выплаты. Если безвозмездная или возмездная передача объектов происходит принудительно, то особенности обмена прописываются в судебном решении.

Понятие договора мены земельных участков

Особенности мены участка состоят в том, что между участниками правоотношений, заключается соглашение, в котором прописывается главное условие передача участка, находящегося в собственности, другой стороне-контрагенту, но в обмен на иную землю или же интересуемую вещь.

Это правило закрепляется Гражданским кодексом РФ, а именно, ст. 567.

В результате обмена участка, находящегося в государственной собственности, на частную землю у участников возникает право собственности на приобретенные объекты.

Договор мены земельных участков — это официальный документ, который закрепляет собой легитимность осуществленной сделки. Образец договора можно получить как в уполномоченном на то органе, так и на портале государственных услуг.

Соглашение, которое заключается между участниками, подразумевает, что земля имеет равноценную стоимость, что является гарантом того, что ни один из субъектов не будет ущемлен в своих правах и интересах.

Процедура мены земельными участками, находящимися в собственности у участников контракта, не всегда подразумевает единовременную передачу надела лицу. В юридической практике распространены случаи, когда право собственности на участок сначала переходит к одному лицу, а спустя время, второй субъект правоотношений также выступает в свои законные права.

В подобном случае гарантией защиты прав считается ст. 328 ГК РФ, которая подразумевает встречное выполнение обязательств.

Предмет договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Как и любое другое правовое соглашение, договор мены подразумевает четкую регламентацию того, какой объект будет признаваться предметом этого контракта. Иными словами, указание предмета договора — это одно из ключевых условий, чтобы документ вступил в юридическую силу. Образец оформления данного пункта можно посмотреть в типовом договоре мены.

Предмет договора мены участками, находящимися в различной собственности, должен включать следующую информацию:

  • точный адрес земельного участка;
  • категорию надела, а также целевое предназначение земли;
  • сведения о находящихся на территории участка объектах недвижимости;
  • конечную цель использования территории;
  • кадастровый номер участка, который был подвергнут межеванию;
  • наличие притязаний со стороны третьих лиц и обременений;
  • итоговую площадь земельного участка.

При этом следует отметить, что предметом мены не могут выступать участки, которые были изъяты из оборота или ограничены в своем обращении. Вопрос, который касается территорий, взятых в ипотеку, решается в каждом конкретном случае индивидуально. Несмотря на наложенные ограничения, если залогодатель даст свое согласие, то надел может подлежать процедуре мены.

Обязательная оценка участка при заключении договора мены

Договор мены земельных наделов и его регистрация подразумевает соблюдение всего законодательного порядка проведения юридических сделок. Одним из таких условий, которое возводится в ранг обязательных, считается оценка участка.

Это нормативное правило зафиксировано в земельном законодательстве, а именно, в ст. 39.22 ЗК РФ.

Оценке подвергаются как сами земельные наделы, которые выступают в качестве предмета договора мены, так и все объекты недвижимого имущества, расположенные на указанной территории. Оценка стоимости земельного участка осуществляется на основе законодательной базы, которая разрабатывалась как на федеральном, так и местном уровне.

При этом производить оценочную деятельность могут только уполномоченные на то специалисты, которые имеют лицензию на данный тип работ. Образец оценочного листа можно посмотреть в Интернете, так как он содержит в себе типичные пункты.

Следует отметить, что регистрация мены земельного участка невозможна, если оценка будет не произведена, так как государственная регистрация подразумевает указание истинной стоимости надела.

Цена обмениваемых земельных участков

Договор мены по сравнению с договором о свершении сделки купли-продажи (образец можно найти в Интернете в свободном доступе) имеет существенные отличия. Именно поэтому все правовые нюансы должны учитываться при оформлении подобного обмена. В частности, в договор мены обязательно включается стоимость земельных участков, которые подлежат мене. При этом учитываются два основания:

  • Кадастровая стоимость. В этом случае определение цены происходит на основе данных, полученных из кадастрового паспорта объекта. Это необходимо для того, чтобы рассчитать финансовые издержки на уплату госпошлины и работу нотариуса.
  • Справедливая стоимость. Это основание подразумевает включение в договор информации о том, какую цену за меняемый участок хотят получить законные владельцы.
    Если цена обмениваемых объектов не фиксируется договором и не обговаривается сторонами правоотношений, то подобные наделы, согласно законодательству, считаются полностью равноценными
    . При этом все бремя издержек ложиться на плечи лица, которое заинтересовано в проведении подобной сделки.

2903

Основания для обмена муниципальной земли на частную

В России, законодательно закреплены случаи обмена земельного надела, состоящего в распоряжении госорганов или муниципалитета на частные владения. Данный момент обозначен в ст. 39.21 ЗК РФ. Обмен земельными участками с администрацией возможен при наличии следующих оснований:

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

  1. Если меняется муниципальная или государственная собственность на частные земли, изымаемые для нужд госорганов или городской управы.
  2. Когда владения госорганов или муниципалитета обмениваются на земли находящиеся в частной собственности и предназначенные для размещения объектов социальной инфраструктуры или транспортного пункта, где данные объекты будут располагаться.

Образец договора мены

Стороны данной сделки равноправны и подразумевается, что участки также равнозначны. В качестве одного участника – стороны А выступает администрация или госорган, распоряжающиеся территориями, а стороной Б является собственник другой площади.

Предметом данного соглашения выступают земельные участки, которые в дальнейшем будут подлежать обмену, а именно, собственность стороны А и владения другого участника. Помимо самих земель, предметом сделки могут быть объекты недвижимости, которые находятся на этих участках. Если надел и постройки находятся в собственности одного и того же лица, допускается оформление акта мены совместно с безвозмездной передачей недвижимости в госсобственность или в распоряжение городской управы.

Территории различных целевых назначений также могут участвовать в сделках подобного вида.

Договор заключается в письменном виде с указанием всех существенных моментов. Земельные участки должны быть равноценны и официально зарегистрированы в официальном порядке. Заключенный договор мены (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора мены земельными участками]) также должен пройти обязательную госрегистрацию в Росреестре. Обязательным требованием к договору мены, если на площади находятся постройки, является то, что требуется проведение оценки построек, которые не подлежат безвозмездной передаче в распоряжение уполномоченного ведомства.

Стоимость наделов, подлежащих обмену, должна быть равнозначной, за исключением случаев, когда при изъятии надела, взамен гражданину предлагается другой участок, но стоимостью ниже. В этом случае, владельцу выплачивается разница между выкупной ценой и стоимость предлагаемой территорией в срок не более 3-х месяцев с момента перехода прав на отчужденный участок.

Порядок обмена муниципальной земли на частную

Обмен земельными участками осуществляется в соответствие с установленным регламентом. Этапы процедуры следующие:

  1. Сторонами, желающими произвести обмен, собираются необходимые бумаги.
  2. При наличии законных оснований, между участниками заключается соглашение мены.
  3. В том случае, когда на территории имеются постройки, не передающиеся администрации или госорганам безвозмездно, проводится официальная оценка этой недвижимости.
  4. После оформления договора мены, производится ее госрегистрация сделки в Росреестре.
  5. На финальном этапе составляется передаточный акт, подтверждающий условие сделки о проведении обмена.
  6. После подписания указанного документа сделка считается завершенной, и участки переходят от одного распорядителя другому.

Регистрация прав собственности осуществляется в течение месяца, соответственно период времени, необходимый для проведения данной сделки может быть от одного – двух месяцев и больше.

Список документов

В рамках земельного кодекса определен перечень обязательных бумаг, необходимых для оформления сделки мены. К таковым относятся:

  • личные документы участников – паспорта, уставные документы, реквизиты;
  • правоустанавливающие бумаги на земельные территории, которые подлежат обмену;
  • технические документы – кадастровый паспорт участка, справка из БТИ о постройках, межевая схема;
  • справки об отсутствии задолженностей и обременений;
  • оценочный акт, при необходимости;
  • разрешение супруга (ги) на обмен, в отношении частного участка.

Пример по обмену муниципальной земли на частную

Борис Андреев получил уведомление о необходимости обмена его садового участка на территорию в другом месте и был составлен договор мены. Участки были равнозначны, и никаких доплат не требовалось, однако, через несколько месяцев после оформления сделки мужчина потребовал компенсации, аргументировав свою претензию тем, что рядом расположенные наделы резко возросли в цене и, следовательно, он упустил выгоду.

Администрация отреагировала на требования гражданина официальным письмом, где сообщалось, что поскольку сделка уже оформлена, никаких прав на территорию в текущем времени Андреев уже не имеет, а в связи с этим и требований об уплате недополученной выгоды тоже.

Борис обратился к юристу и с его помощью составил исковое заявление на действия администрации. В результате судебного заседания, в отношении иска Андреева было вынесено отрицательное решение, поскольку сделка была заключена на законных основаниях и соблюдения установленного регламента. По решению судьи, администрация также не нарушила закона своими действиями.

Заключение

На основании вышесказанного можно сделать ряд выводов:

  1. Обмен госвладений или территорий города на частные земли является законным деянием, если на это имеются правовые основания и все действия, произведенные сторонами договоренности, происходят согласно действующему регламенту.
  2. Соглашение мены является документальным оформлением правоотношений данного вида и представляет собой типовой бланк, заполненный сторонами.
  3. В сделке принимают участие две стороны, одна из которых – это уполномоченное ведомство, которое распоряжается одним наделом и вторая – владелец другой площади.
  4. В соглашении участвуют равнозначные земли, и доплата предусмотрена только в исключительных случаях.
  5. Предметом соглашения выступают сами территории и постройки, которые на них находятся. Здания и сооружения передаются в безвозмездном порядке, или за них совершается доплата после проведения обязательной оценки.
  6. В случае изъятия площадей для нужд города или госорганов и предложения гражданину площади стоимостью ниже отчужденного надела, производится выплата разницы в течение 3 месяцев после изъятия.
  7. Порядок оформления соглашения мены также закреплен земельным кодексом и включает в себя этапы передачи площадей и обязательной постановки на учет.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по обмену муниципальной земли на частную

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Ольга. Совсем недавно мне пришло уведомление о том, что мою землю, на котором расположен небольшой дачный домик, будут изымать для нужд города. Там построят автобусную станцию.

Взамен мне предложили другой надел. Новая площадь расположена в хорошем месте, однако меня интересует ряд других вопросов. Во-первых, допускается ли обмен участков разного целевого назначения и будет ли сделка в дальнейшем законной, потому что моя земля предназначалась для дачного хозяйства, а эта площадь ИЖС. И во-вторых, мой участок стоит чуть дороже, чем предлагаемый, и на территории имеется домик. Должны ли мне возместить разницу между стоимостями земель, выплатить средства за дачный домик и что нужно для этого сделать? Какой период времени дается на произведение выплаты?

Ответ: Здравствуйте, Ольга, в вашей ситуации следует обратиться в администрацию и потребовать пояснений по будущему обмену относительно двух вопросов:

  • размера возмещения за разницу между стоимостями наделов;
  • сумму выплаты за постройку, расположенную на вашей территории.

Прежде чем это делать, потребуется произвести оценку надела и дома и выяснить рыночную стоимость имущества. В том случае, если администрация откажет в возмещении, вы имеете право подать иск в судебную инстанцию и предъявить там заключение оценщиков, а также справку из БТИ о существовании на изымаемой площади строения.

Что касается целевого использования, то данный момент не является причиной признания сделки ничтожной, так что можете заключать соглашение. Все эти вопросы регулируются ст. 39.22 ЗК РФ, поэтому обращаясь в администрацию и в суд, вы можете ссылаться именно на это положение.

Список законов

  • Статья 39.21 ЗК РФ
  • Статья 39.22 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам прямо сейчас

Позвоните по телефонам горячих линий и получите юридическую консультацию:

Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее — Учреждение) получены письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.05.2020 N 14-06006/14 и от 20.06.2020 N 14-08444/[email protected] (далее — Письма), содержащие разъяснения положений статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), в том числе по вопросу раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок)

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Согласно позиции, изложенной в Письмах, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы одновременно сразу все земельные участки, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, либо могут быть образованы один или несколько земельных участков, при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

То есть способ образования земельного участка может быть выбран заинтересованным лицом.

Позиция Учреждения по данному вопросу следующая: если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности либо предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, раздел такого земельного участка должен осуществляться только путем раздела с сохранением данного земельного участка в измененных границах.

Учреждение исходит из того, что в образовании земельных участков путем раздела земельных участков, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, то есть предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан или находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — Исходные земельные участки), могут быть заинтересованы различные лица, которые могут формировать земельные участки как вместе, так и по отдельности (например, члены садоводческого товарищества, которые хотят оформить свои права на используемые садовые земельные участки). По этой причине разделить Исходный земельный участок сразу на необходимое количество земельных участков сложно. Кроме того, в садоводческом товариществе в любом случае часть территории будет использоваться как земли общего пользования (улицы, проходы, проезды, участок под зданием правления садоводческого товарищества и т.п.).

Если одним из заинтересованных лиц (либо группой, состоящей из нескольких заинтересованных лиц) необходимый ему земельный участок будет образован путем раздела без сохранения Исходного земельного участка в измененных границах, произойдет следующее.

На государственный кадастровый учет будут поставлены два (или более) земельных участка, одним из которых будет земельный участок, представляющий собой оставшуюся часть Исходного земельного участка (далее — Оставшийся земельный участок).

В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о таких земельных участках будут носить временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

С учетом пункта 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок ведения ГКН), с момента государственной регистрации права на образованный земельный участок «временный» статус сведений государственного кадастра недвижимости о таком земельном участке изменится на «учтенный», а статус сведений государственного кадастра недвижимости об Исходном земельном участке — на «архивный».

В указанном случае до государственной регистрации права на образованные земельные участки иные заинтересованные лица не смогут поставить на кадастровый учет необходимые им земельные участки, поскольку по данным государственного кадастра недвижимости границы таких земельных участков будут пересекать границы Оставшегося земельного участка, что является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

Если Оставшийся земельный участок будет указан в качестве преобразуемого (исходного для земельного участка, необходимого иным заинтересованным лицам), то орган кадастрового учета примет решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, то это является основанием для отказа в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Учреждение обращает внимание, что законодательно срок, в течение которого заинтересованное лицо должно зарегистрировать права на образованный путем раздела и поставленный на кадастровый учет объект недвижимости, не ограничен. Единственное ограничение такого срока содержится в части 4 статьи 24 Закона о кадастре, согласно которой, если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости, и, следовательно, такой объект недвижимости не может быть объектом государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков. При этом положения данного пункта не применяются при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при разделе земельного участка в случае сохранения в измененных границах земельного участка, раздел которого осуществлен.

Таким образом, может возникнуть ситуация, когда государственная регистрация прав на Оставшийся земельный участок не будет осуществлена, и иные заинтересованные лица не смогут поставить на кадастровый учет необходимые им земельные участки, поскольку орган кадастрового учета будет иметь основания для приостановления осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре или для отказа в осуществлении кадастрового учета в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 27 Закона о кадастре (до момента, пока сведения о данном Оставшемся земельном участке не будут аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости).

В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения ГКН в отношении преобразуемых объектов недвижимости «учтенный» либо «ранее учтенный» статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях изменяется на «архивный» без заявления при государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.

Поскольку в действующей редакции пункта 53 Порядка ведения ГКН отсутствует указание на то, что статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях должен меняться после государственной регистрации прав на все образованные объекты недвижимости, то сведениям государственного кадастра недвижимости об Исходном земельном участке будет присвоен статус «архивный», даже после регистрации права на один из образуемых путем его раздела земельных участков.

Если по каким-то причинам права на Оставшийся земельный участок не будут зарегистрированы в течение пяти лет со дня постановки его на учет, то сведения государственного кадастра недвижимости об Оставшемся земельном участке будут аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости. То есть в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать сведения как об Исходном, так и об Оставшемся земельных участках (например, сведения о земельном участке, предоставленном садоводческому товариществу).

Учреждение полагает, что необходимо учитывать также следующие моменты:

с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии со статьей 20 Закона о кадастре может обратиться любое лицо, в том числе не имеющее необходимых документов для государственной регистрации права на такой образованный земельный участок;

даже при своевременной регистрации права на образованные земельные участки (в том числе Оставшийся земельный участок) у иных заинтересованных лиц будут возникать сложности при подготовке необходимых для кадастрового учета документов, поскольку в межевом плане, предоставляемом в орган кадастрового учета, необходимо будет указать кадастровый номер Оставшегося земельного участка, а при подаче заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости быть уверенным в «учтенном» статусе сведений государственного кадастра недвижимости об Оставшемся земельном участке, а также что ранее не было подано иное заявление о постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела Оставшегося земельного участка.

Учреждение обращает внимание, что даже если одно из заинтересованных лиц решит применить процедуру раздела, при которой Исходный земельный участок прекращает свое существование, то у иных заинтересованных лиц возникают проблемы при реализации их права на регистрацию права собственности на земельный участок (например, на используемый членом садоводческого товарищества садовый земельный участок).

С учетом изложенного, по мнению Учреждения, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, раздел земельного участка должен осуществляться только с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.

Учреждение просит пересмотреть изложенную в Письмах позицию Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о возможности выбора заинтересованным лицом способа раздела земельных участков, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ.

Директор
А.В.Голиков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Нормирование в строительстве и ЖКХ,
N 5, 2020 год

В
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ,

НА
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, НАХОДЯЩИЙСЯ В ЧАСТНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ

(введена
Федеральным законом от 23.06.2020 N 171-ФЗ)

Статья
39.21. Случаи обмена земельного участка,
находящегося в государственной или
муниципальной собственности, на земельный
участок, находящийся в частной
собственности

Обмен
земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной
собственности, на земельный участок,
находящийся в частной собственности,
допускается при обмене:

1)
земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной
собственности, на земельный участок,
находящийся в частной собственности и
изымаемый для государственных или
муниципальных нужд;

2)
земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной
собственности, на земельный участок,
который находится в частной собственности
и предназначен в соответствии с
утвержденными проектом планировки
территории и проектом межевания
территории для размещения объекта
социальной инфраструктуры (если
размещение объекта социальной
инфраструктуры необходимо для соблюдения
нормативов градостроительного
проектирования), объектов инженерной
и транспортной инфраструктур или на
котором расположены указанные объекты.

Статья
39.22. Условия договора мены земельного
участка, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, на
земельный участок, находящийся в частной
собственности

1.
Здания, сооружения, расположенные на
земельных участках, являющихся предметом
договора мены, также должны быть предметом
этого договора мены.

2.
В случае, если земельный участок и
расположенные на нем объекты социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур
находятся в частной собственности
одного лица, договор мены может
предусматривать безвозмездную передачу
в государственную или муниципальную
собственность указанных объектов.

3.
Различие видов разрешенного использования
земельных участков не является
препятствием для заключения договора
мены таких земельных участков.

4.
При заключении договора мены земельных
участков в соответствии с настоящей
статьей земельные участки и расположенные
на них объекты недвижимого имущества,
за исключением объектов недвижимого
имущества, передаваемых безвозмездно
в государственную или муниципальную
собственность, подлежат обязательной
оценке для установления их рыночной
стоимости в соответствии с законодательством
Российской Федерации об оценочной
деятельности.

5.
При заключении договора мены земельных
участков в соответствии с настоящей
статьей цена обмениваемых земельных
участков, в том числе с расположенными
на них объектами недвижимого имущества
(за исключением объектов недвижимого
имущества, передаваемых безвозмездно
в государственную или муниципальную
собственность), должна быть равнозначной,
за исключением случая, предусмотренного
пунктом
6
настоящей статьи.

6.
В случае изъятия земельного участка,
находящегося в частной собственности,
для государственных или муниципальных
нужд с согласия собственника такого
земельного участка по договору мены
ему может быть передан в собственность
земельный участок, который находится
в государственной или муниципальной
собственности и цена которого ниже
выкупной цены изымаемого земельного
участка. В этом случае собственнику, у
которого изымается земельный участок,
возмещается указанная разница в срок,
не превышающий трех месяцев со дня
перехода права собственности на изъятый
земельный участок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: