Нарушение вида разрешенного использования земельного участка (ВРИ) — в 2020 году

%PDF-1.5
%
1 0 obj
>>>
endobj
2 0 obj
>
endobj
3 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Annots[ 28 0 R 29 0 R 30 0 R 31 0 R] /MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 4 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 0>>
endobj
4 0 obj
>
stream
x\Kd| MAPlGKFQEXk]W߯_~p__?}//߾Npyy&B0/’JX&߿{%CR0>~8lᕆ3?xӁ7˃lRKb%\jϥpiI6|gι:=9~tzX 7xꤎrzǴ[email protected] |ezd_O

vD=wg`-^;Nȴ9pg%_k!Su»2ã.=UUt>}f$*\Zs~{qR]EVִAL.EemV+qE+,.&-)-VoMuuuu&>&mN`&Rw//uHa\ZFWF]`2ýWXyIcWfW0kn/;I^[email protected]&%0ja#`NUf^=#d#%3ɾu#e=ba

i4CC_p7\#2’18#s\HE,S>QhjS4jstTt’wy#[Q֦tT1.lFh0HJ\l%(•=c#ps-Yh.1FNF+X

Что значит использование земельного участка не по целевому назначению?

Каждый надел, переданный гражданам в собственность или на ином титульном основании владения, относится к соответствующей категории. Сведения о категории земель вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) на основании Федерального закона № 221-ФЗ, от 24.07.07 г.

Исходя из установленной категории, производится классификация земель по целевому назначению (Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2020 г. № 540), то есть массивы каждой категории допускают только один вид использования (ст. 42 ЗК РФ).

Юридическим и физическим лицам предоставляются наделы только из числа земель следующих категорий:

  • населённых пунктов;
  • сельскохозяйственного назначения;
  • промышленного назначения.

Остальные категории массивов остаются в собственности государства или передаются в пользование муниципалитетам.

Каждый вид разрешенного использования ЗУ предназначен для конкретного применения. Например, если земли переданы садовому товариществу, то участок недопустимо использовать под животноводческую ферму, выпасая скот на прилегающих землях. И наоборот – пространство лугов, где жители населённого пункта выпасают скот, нельзя использовать под строительство дачных домиков.

Дробная дифференциация классификации применяется к землям населённых пунктов, которые распределяются соответственно правилам зонирования территории. Отдельные зоны предназначены под застройку многоэтажными зданиями, другие – под частный сектор.

В них включаются инфраструктурные объекты, торговые площади. Здесь так же недопустимо построить коттедж между высотками, и наоборот – без получения специального разрешения или изменения вида целевого назначения.

Земли промышленного назначения так же требуют зонирования. Например, если зона застройки отчуждается под возведение металлургического комплекса, здесь недопустимо возводить складское помещение под нефтехранилище, с последующим использованием в коммерческих целях.

Регламент целевого использования тех или иных зон устанавливается администрацией населённого пункта соответственно классификатору, вступившему в юридическую силу в 2020 году. В ведении муниципалитета так же находится надзор за исполнением установленного регламента использования земель.

Как доказать факт незаконного владения ЗУ?

Доказательство использования ЗУ не по целевому назначению требуется проводить в течение трёх лет с момента получения сведений о допущенных нарушениях (ст. 196 ГК РФ).

Иначе оформление документации допускает признания опровержения, при условии, что уполномоченные инстанции знали о нарушении, но не принимали соответствующих не была осуществлена проверка использования земельных участков, попустительствуя деяниям правообладателя.

Сведения могут быть получены письменным заявлением от соседей нарушителя или обнаружены в результате административных проверок и иных фактов, сопутствующих предоставлению информации.

Пошаговая инструкция

Обнаружив на территории соседнего надела нарушение вида разрешенного использования земельного участка, следует подойти в административный орган к уполномоченному лицу и написать заявление, в котором указывают:

  • сведения о заявителе;
  • сведения о месте расположения участка заявителя;
  • сведения о нарушителе;
  • перечень допущенных нарушений;
  • просьба о проведении административной проверки.

Заявление о нецелевом использовании ЗУ.

Проверка

На основании поданного третьим лицом заявления, требуется провести проверку на ненадлежащее использование земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, которым может выступить начальник земельного департамента (отдела) администрации, или департамента градостроительства и архитектуры, приказом назначает комиссию, с указанием сроков проведения проверки.

Административная комиссия посещает собственника, в сторону действий которого поступила жалоба на использование земельного участка не по назначению, проверяя фактическое состояние дел на наделе. При проверке обязательно составляется акт проверки, в котором рассматриваются указанные в жалобе причины нарушений и выявляются иные возможные неправомерные виды деятельности. Внесение таковых в акт подписывается членами комиссии.

Акт передаётся уполномоченному должностному лицу для выявления фактов нарушений. Здесь проводится сверка нормативов, допускающих те или иные виды работ, в соответствии с установленным целевым назначением участка. При выявлении нарушений правообладатель ЗУ привлекается к ответственности.

Акт проверки использования ЗУ.

Нецелевое использование земельного участка: ответственность

После принятия решения по вопросу, нарушителю направляется официальное письмо, с вложением в виде административного акта, указывающего на недопустимость проведённых действий. Регламент назначения санкций и предупредительных мер по прекращению проводимых работ, не соответствующих нормам законодательства, опирается на статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.

По регламенту статьи 8.8 КоАП (ч. 2, 2.1, 3) нарушение за неиспользование земельного участка по назначению сельскохозяйственного назначения, влечет:

  1. Физическим лицам штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не ниже десяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1 до 1,5%, но не ниже, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам – от 1,5 до 2%, но не ниже ста тысяч.

Кроме этого, дается предписание с требованием приведения земельных участков в надлежащий, правоспособный вид, с установлением сроков.

По прошествии установленного срока, уполномоченная административная комиссия проводит повторную проверку состояния дел на участке, с составлением нового акта.

По результатам вторичной проверки решение администрации признается выполненным или применяются дополнительные меры.

Наказание за последующее нарушение

Меры воздействия на нарушителя усиливаются:

  • при повторном нарушении регламента;
  • при игнорировании предписания.

Если собственник ЗУ не уложился в установленный срок, ему следует обратиться в администрацию с заявлением об отсрочке повторной проверки. В заявлении следует дать перечень проведённых работ по внесению исправлений и указать причины, которые помешали выполнить объём установленных работ.

Заявление об отсрочке исполнения решения.

Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания. Размер штрафа в данном случае следующий:

  1. Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – 100-200 тысяч.
  3. Юридическим лицам – 200-400 тысяч.

В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке. В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.

За счёт собственника ЗУ проводятся принудительные работы по приведению участка в надлежащий вид.

Ответственность за использование ЗУ без документов

Правоустанавливающая документация не имеет срока давности и считается правоспособной с момента выдела земель владельцу. Поэтому утерянные документы требуется восстановить:

  • обращением в администрацию;
  • через суд.

Самовольное использование земельного участка без оформления документации вменяет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Здесь начисляются штрафы в следующих объёмах:

  1. Для физических лиц – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости ЗУ, но не ниже пяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1,5 до 2%, но не менее, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — 2-3%, но не менее ста тысяч.

Если кадастровая стоимость не установлена (подробнее о том, как ее установить здесь), определяются суммы за использование земельного участка без документов в объёме:

  • 5-10 тысяч – гражданам;
  • 20-50 тысяч – руководителям;
  • 100-200 тысяч – учредителям (юр. лицам).

Кроме штрафов администрация выносит постановление об аннулировании последствий использования земель.

Смотрите также видео о том, как бороться с нецелевым использованием земельных участков:

В статье показаны меры взыскания к лицам, нарушающим установленные правила землепользования. Во избежание мер пресечения нарушений и вменения штрафных санкций, таковые требуется соблюдать разрешенное использование ЗУ.

Регламент назначения санкций и предупредительных мер по прекращению проводимых работ, не соответствующих нормам законодательства, опирается на статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.

По регламенту статьи 8.8 КоАП (ч. 2, 2.1, 3) нарушение за неиспользование земельного участка по назначению сельскохозяйственного назначения, влечет:

  1. Физическим лицам штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не ниже десяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1 до 1,5%, но не ниже, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам – от 1,5 до 2%, но не ниже ста тысяч.

Кроме этого, дается предписание с требованием приведения земельных участков в надлежащий, правоспособный вид, с установлением сроков.

Категории и виды разрешенного использования земли

Разрешенное использование земельного участка — что это такое? Нормативными актами, регулирующими отношения по поводу разрешенного использования участка, являются:

  • Градостроительный кодекс;
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2020 года № 540 «Об утверждении классификатора…».

Четкой трактовки разрешенного использования земли в законе не приводится. Поэтому понятие выводится из анализа имеющихся законодательных положений. Разрешенное использование земельного участка – это характеристика земли, основанная на зонировании территории с целями назначения.

Иными словами, вид разрешенного использования устанавливает функциональное назначение территории. Например, для строительства высотных домов. Отличие категории земли от вида разрешенного использования Территория страны разделена на определенные категории земель и виды разрешенного использования участков.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (ври)

Каждый вид разрешенного использования ЗУ предназначен для конкретного применения. Например, если земли переданы садовому товариществу, то участок недопустимо использовать под животноводческую ферму, выпасая скот на прилегающих землях. И наоборот – пространство лугов, где жители населённого пункта выпасают скот, нельзя использовать под строительство дачных домиков.

Внимание

Дробная дифференциация классификации применяется к землям населённых пунктов, которые распределяются соответственно правилам зонирования территории. Отдельные зоны предназначены под застройку многоэтажными зданиями, другие – под частный сектор. В них включаются инфраструктурные объекты, торговые площади.

Здесь так же недопустимо построить коттедж между высотками, и наоборот – без получения специального разрешения или изменения вида целевого назначения. Земли промышленного назначения так же требуют зонирования.

Вид разрешенного использования земельного участка

Стоит учитывать, что подобные меры взыскания являются актуальными не только в случае повторной реализации нарушения, но и при игнорировании решения административных органов. Поэтому при возникновении предпосылок к нарушению установленных предписанием сроков, нарушитель должен обратиться в соответствующие структуры с заявлением о предоставлении отсрочки перед проведением повторной проверки комиссией. При этом в запросе необходимо отразить уважительные причины несоответствия пунктам решения, по которым уполномоченные сотрудники смогли бы принять документ к рассмотрению.
Дополнительно при возникновении рецидива и получении повторного предписания нужно понимать, что нарушение закона в третий раз будет рассматриваться уже в ходе судебного разбирательства
. В таком варианте развития событий с виновного будут стребованы все невыплаченные суммы штрафов с учетом процентов за несвоевременный взнос.

Виды разрешенного использования земельного участка: можно ли поменять?

Важно

Изменение вида разрешенного использования осуществляется также в соответствии с классификатором. Изменение считается оформленным с момента внесения сведений в государственный кадастр. Основные ВРИ расположены в документе по разделам, характеризующимся целевым назначением участка.

Это земли:

  1. сельскохозяйственного назначения;
  2. жилой застройки;
  3. для осуществления предпринимательской деятельности;
  4. рекреационные;
  5. производства;
  6. транспорта;
  7. предназначенные для обороны и безопасности;
  8. охраняемые государством;
  9. лесов;
  10. водных объектов;
  11. общественного использования.

Каждый раздел состоит из подразделов.

Земельный участок обладает особой ценностью среди прочего возможного имущества. Важно понимать, что при оформлении недвижимости в собственность на хозяина накладывается определенные обязательства, связанные с целевым использованием приобретенной площади. Для регулирования деятельности собственника существует отдельные статьи в нормативно-правовой системе страны.

В случае нарушения их аспектов гражданин будет привлечен к административной ответственности с последующим наложением штрафных санкций. Важно понимать нюансы допустимой деятельности и тонкости возможных изменений, так как наказание может иной раз приобретать значительные суммы. Определение понятий В положениях статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земельного участка устанавливается на основании принадлежности к той или иной группе и статуса к эксплуатации.

Использование земельного участка не по виду разрешенного использования

Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

  • Участки должны находиться в одном кадастровом квартале, иметь одинаковую категорию земли и ВРИ.
  • Необходимо согласие собственников на объединение земель.

Потребуются следующие бумаги:

  • заявление о проведении объединения земель;
  • кадастровая документация на участки;
  • выписка о праве собственности;
  • письменное согласие собственников на проведение процедуры.

Процедура:

  • сбор необходимой документации;
  • подача бумаг кадастровому инженеру;
  • получение плана на объединение земель;
  • подача документов в Росреестр или МФЦ;
  • получение выписки о праве собственности и кадастровой документации.

Разрешенное использование земельных участков – это конкретизирующее понятие, позволяющее более детально раскрыть целевое назначение земельного участка.

Использование земельного участка не по виду разрешенного использования коап

Деление имеет юридическую силу и закреплено в земельном законодательстве. Цель создания классификации – сохранение свойств земельных участков. Понятие «категория земель» — более широкое значение, а разрешенное использование носит уточняющий характер. Например, участок в СНТ имеет следующие характеристики:

  • категория земли – сельскохозяйственного назначения;
  • разрешенное использования (что на участке можно делать) – занятие садоводством и огородничеством;
  • основание – право собственности на землю или ее аренда.

Виды разрешенного использования земельных участков Законодатель выделяет 3 вида разрешенного использования:

  • основное;
  • условно разрешенное;
  • вспомогательное.

Вспомогательный вид, как правило, используются одновременно с основным или условно разрешенным.
То есть, после 24 декабря 2020 года вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен только в соответствии с классификатором. Анализируя классификатор, можно, например, сделать следующие выводы:

  • для такого вида разрешенного использования земельного участка, как «сельскохозяйственное использование», предусмотрено размещение только зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • такие виды разрешенного использования, как «малоэтажная жилая застройка» и «приусадебный участок личного подсобного хозяйства», дают возможность разместить на таком земельном участке жилой дом, гараж, подсобные сооружения, а также выращивать сельскохозяйственные культуры.

При этом при оформлении участка под сельскохозяйственные нужды заявитель был осведомлен о необходимости поддерживать землю в соответствующем состоянии. Что касается времени для выполнения такой деятельности, то его было достаточно – в распоряжении общества был период с октября по май. При рассмотрении дел, касающихся непосредственно понятия «нецелевое использования», можно сказать, что в данной сфере также нет общепринятых норм.

Инфо

К примеру, один суд определяет целевое пользование как непротиворечивое задачам его приобретения. Иной же в первую очередь определяет допустимость небольших изменений – главное, чтобы направление работ происходило в рамках установленной цели. Как итог: какого-либо существенного основания для привлечения к административной ответственности нет.

Так, фирма смогла опровергнуть административное решение о привлечении к ответственности.
При условно разрешенном использовании требуется получение согласия органов местного самоуправления. Для этого проводятся публичные слушания, на которых принимается решение. Смотрите также: Градостроительный план земельного участка – где получать ГПЗУ? Основные Основные виды устанавливаются новым классификатором ВРИ.

В нем не только упорядочили имеющуюся информацию, но и внесли новые виды:

  • малоэтажная квартирная застройка;
  • земли для строительства гаражей;
  • участки для строительства поликлиник и больниц;
  • территории, предназначенные для строительства детских садов и школ;
  • земли для строительства высших профессиональных учебных заведений различных уровней;
  • земли для оборудования метеослужб.

Согласно законодательству ВРИ земельного участка, не предусмотренные классификатором, в кадастр вноситься не будут.

12.12.2017

Зиннур Зиннятуллин

адвокат
московская коллегия адвокатов «Князев и партнеры»

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК), виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее — Классификатор) утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2020 № 540.

В соответствии с частью 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2020 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ) до 01.01.2020 г., орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными соответствующим классификатором. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

При этом следует учитывать, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения его в действие, решение об изменении одного ВРИ земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 191-ФЗ), с учетом результатов публичных слушаний (п. 3 ч. 1 ст. 4Федерального закона № 191-ФЗ).

Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11 статьи 34 Закона № 171-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс), изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, до введения классификатора видов разрешенного использования земельных участков и до введения градостроительных регламентов Главы местной администрации выносили решения о присвоении любого вида разрешенного использования, не учитывая соответствие данного вида земельного участка определенной категории земель.

Сделки с подобными земельными участками.

Сложности проведения, риски, последствия


Расхождение вида разрешенного использования и категории земель не влияет на совершение сделки в отношении земельного участка.

Согласно ст. 550 ГК РФ «Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434)».

Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

Согласно п. 1 ст. 551 ГК РФ «Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации».

Последствия: При совершении сделок в отношении земельного участка новый собственник может столкнуться с проблемами, связанными с использованием земельного участка по назначению.

Расторжение договора аренды. 

Земельный участок был предоставлен органом власти.

Приморский краевой суд от 29 апреля 2015 г. по делу № 33-2986 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, ООО «ВладСтрой» о признании недействительным распоряжения о предоставлении земельного участка, договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки.

Суд указал:

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 37.1 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 г. 462 (в ред. от 19 декабря 2013 г.), указанная зона является территорией общего пользования и определена для сохранения и рационального использования существующего природного ландшафта, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, для организации отдыха и включает территории, занятые городскими парками и скверами, а также другими объектами, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны.

Вид разрешенного использования указанного земельного участка не соответствует установленному градостроительному регламенту, размещение склада на указанном земельном участке недопустимо.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу, что размещение склада в территориальной зоне П — 6, которая определена территорией общего пользования, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную и безопасную, чистую среду обитания, использование территории в интересах здоровья и отдыха.

Поэтому распоряжение и договор аренды спорного земельного участка заключен с нарушением требований закона.

Ответственность за несвоевременное изменение 
вида разрешенного использования

На собственнике лежит обязанность по внесению соответствующих сведений в кадастр недвижимости: если изменение основного вида разрешенного использования по сравнению с данными кадастра произошло, но в кадастр не было внесено соответствующих изменений, то собственник должен быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ; сформирована устойчивая судебная практика по данному вопросу (например, Постановление Верховного Суда РФ от 11.03.2016 г. № 304-АД16-220 по делу № А45-11841/2015, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 г. № 13АП-15656/2016 по делу № А56-5983/2016). Новый Закон о государственной регистрации недвижимости, как и утративший силу Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусматривает проведение кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пп. 6 п. 5 ст. 14).

Как исправить ситуацию

Для приведения в соответствие разрешенного использования земельного участка, указанного в свидетельстве, с Классификаторомследует подать заявление об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору. Процедура установления соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору прямо предусмотрена ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2020 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч.13 ст.34 Земельного кодекса РФ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», уполномоченные органы обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Как проверить участок

  1. Получить выписку из ЕГРН, где указаны данные на участок.

  2. Получить кадастровый паспорт и выписку из кадастрового паспорта.

  3. Запросить в органе местного самоуправления информацию о наличии генерального плана, запросить Правила землепользования и застройки (если утверждены).

Всегда ли это нарушение

В соответствии с п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2020 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Согласно позиции Верховного суда РФ, указанной в Постановлении от 11 марта 2016 г. № 304-АД16-220, объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.

Таким образом, если использование земельного участка производится на основании решения органа власти, то отсутствует состав административного правонарушения.

Источник: — Аналитическое агентство RWAY

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: