Обзор последней редакции правил регистрации по месту жительства в 2022 году

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2939; 1996, N 18, ст. 2144; 1997, N 8, ст. 952; 2000, N 13, ст. 1370; 2002, N 34, ст. 3294; 2004, N 52, ст. 5493; 2008, N 14, ст. 1412; 2010, N 37, ст. 4701; N 46, ст. 6024; 2011, N 44, ст. 6282; 2012, N 17, ст. 1986; N 22, ст. 2866).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

 
Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.08.2022.

Утверждены

постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 августа 2022 г. N 809

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713

1. Наименование изложить в следующей редакции:

 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

 2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

 «1. Утвердить прилагаемые:

 Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

 перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.».

 3. В Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:

 а) в пункте 2 слова «в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления» заменить словами «являются территориальные органы Федеральной миграционной службы»;

 б) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

 «3. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

 Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.

 Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

 4. Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее — лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов).

 Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.»;

 в) пункт 8 изложить в следующей редакции:

 «8. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность граждан, нанимателей (собственников) жилых помещений, должностных лиц и лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;

 г) в пункте 9:

 абзац первый изложить в следующей редакции:

 «9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:»;

 дополнить абзацем следующего содержания:

 «Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в электронной форме в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.»;

 д) в пункте 11 слова «Должностные лица, ответственные за регистрацию» заменить словами «Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов»;

 е) абзац первый пункта 12 изложить в следующей редакции:

 «12. Органы регистрационного учета не позднее 3 рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.»;

 ж) пункты 14 и 15 изложить в следующей редакции:

 «14. Регистрация гражданина по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по прибытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения на основании документов, удостоверяющих личность.

 Администрации указанных учреждений на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

 15. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

 Регистрация граждан по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, осуществляется после снятия такого гражданина с регистрационного учета по месту жительства в соответствии с подпунктом «в» пункта 31 настоящих Правил.»;

 з) в абзаце первом пункта 16 слова «должностным лицам, ответственным за регистрацию» заменить словами «лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов»;

 и) в пункте 17 слова «Должностные лица, ответственные за регистрацию» заменить словами «Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов»;

 к) пункт 30 изложить в следующей редакции:

 «30. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания.

 Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах или в иных подобных учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по выбытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения.

 Администрации указанных учреждений на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

 При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

 Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

 Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано территориальными органами Федеральной миграционной службы в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании принятого этими органами решения об отказе в признании вынужденными переселенцами.

 Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания производится органами регистрационного учета в случае выявления факта фиктивной регистрации такого гражданина по месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом его жительства, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.»;

 л) в пункте 31:

 подпункт «в» после слов «к лишению свободы» дополнить словами «или принудительным работам»;

 дополнить подпунктом «к» следующего содержания:

 «к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.»;

 м) в пункте 32 слова «подпунктами «в», «г», «д», «е» и «ж» пункта 31″ заменить словами «подпунктами «в» — «ж» и «к» пункта 31″;

 н) дополнить разделом VI следующего содержания:

 «VI. Порядок уведомления органа регистрационного учета о проживании граждан без регистрации по месту пребывания или по месту жительства

 35. В случае непредставления гражданином в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства заявления по установленной форме и иных документов в срок, установленный законодательством Российской Федерации, наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает гражданин, по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока уведомляет в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении по форме согласно приложению.

 36. Наниматель (собственник) жилого помещения вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте проживания гражданина без регистрации при личном обращении, по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал.

 37. Нарушение срока уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина без регистрации влечет за собой ответственность нанимателя (собственника) жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;

 о) дополнить приложением следующего содержания:

  4. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденный настоящим постановлением, изложить в следующей редакции:

 «Утвержден
 постановлением Правительства
 Российской Федерации
 от 17 июля 1995 г. N 713
 (в редакции
 постановления Правительства
 Российской Федерации
 от 15 августа 2022 г. N 809)

Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
 1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.

 2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

 3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.

 4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.».

Действующее законодательство устанавливает достаточно большой перечень правил, которым нужно следовать в процессе оформления регистрации по месту проживания.

Стоит отметить, что эти правила постоянно подвергаются различным корректировкам, в связи с чем людям, собирающимся сменить место прописки или просто на время покидающим свой дом, нужно следить за этими изменениями.

Многим полезно будет узнать о том, как выглядит последняя редакция правил регистрации по месту жительства и как должна проводиться данная процедура в 2022 году.

Общие условия 

После приобретения новой недвижимости ее собственник должен будет получить регистрацию по новому адресу.

Для этого ему нужно будет обратиться в территориальное подразделение миграционной службы или же паспортный стол, работающий при ближайшей управляющей компании, после чего предоставить следующий перечень бумаг:

  • гражданский паспорт;
  • военный билет;
  • документы, подтверждающие право собственности на указанную недвижимость;
  • документы с необходимой информацией обо всех близких родственниках, которые будут прописываться вместе с данным гражданином.

Для того, чтобы получить прописку, нужно будет в обязательном порядке приобрести специализированный бланк заявления, который можно получить в бухгалтерии выбранной управляющей компании.

На этом бланке владельцу указанной недвижимости нужно будет написать заявление на имя руководителя местного отделения миграционной службы с указанием просьбы об оформлении прописки для заинтересованного лица на основании права собственности на жилье. Помимо этого, вместе с ним могут также прописываться и его близкие родственники.

Прописка будет оформлена в том же подразделении, в которое было подано соответствующее обращение. При этом, если человек относится к категории военнообязанных, то в таком случае ему будет предоставлена поквартирная карта, которую в дальнейшем нужно будет обязательно предъявить в военкомате. Карта с отметкой военкома в конечном итоге должна быть возвращена обратно.

Образец заполнения заявления о регистрации по месту жительства

Если гражданин выписался по предыдущему месту жительства, у него есть десять дней для того, чтобы оформить новую регистрацию. Если же он не провел процедуру

выписки

, то такое ограничение на него не будет накладываться, и обратиться для оформления новой регистрации он может в любое удобное время.

Под местом временного пребывания подразумевается определенная недвижимость, в которой человек собирается жить на протяжении какого-то промежутка времени.

Такой недвижимостью может быть:

  • кемпинг;
  • санаторий;
  • гостиница;
  • туристическая база;
  • медицинское учреждение;
  • учреждение, в котором человек отбывает присужденное наказание;
  • какое-либо другое жилое помещение, не являющееся местом постоянной прописки гражданина.

Если в качестве основания для оформления регистрации используется составленный с владельцем недвижимости договор найма. То в таком случае заявитель имеет право не предоставлять указанные выше документы, и вполне достаточно будет перечислить необходимые реквизиты в заполняемом заявлении. Точно так же проводится процедура оформления регистрации и в том случае, если она проводится на основании свидетельства о праве собственности на указанную недвижимость.

Если заселение осуществляется без участия управляющей компании, документы сдаются регистрируемым лицом или владельцем предоставленной недвижимости. Гражданин должен в обязательном порядке оповестить регистрирующий орган о том, на какой срок он заселяется в указанную недвижимость.

Срок регистрации в данном случае является неизменным – вне зависимости от типа регистрации документы оформляются на протяжении не более восьми дней.

Справка 8 о регистрации

выдается в МФЦ или ФМС.

Что является основанием для регистрации по месту жительства в РФ — узнайте все подробности здесь.

Административный регламент и учет

В соответствии с административным регламентом осуществляется:

  • обозначение точного определения требуемых обязанностей и прав государственного органа, а также сферу его юридических обязанностей;
  • установление точного порядка, а также формы взаимодействия подразделений государственных структур между собой на каждом из этапов решения вопроса, касающегося предоставления гражданам требуемых государственных услуг;
  • предоставление возможности всевозможным компаниям, физическим лицам или общественным организациям обеспечивать контроль над рассмотрением их обращений.

Административный регламент разрабатывался с той целью, чтобы общественные организации или обычные граждане могли получить полный перечень услуг, которые предусмотрены при обращении в государственные органы.

На сегодняшний день существующее ранее понятие прописки было полностью упразднено, и вместо него действует регистрация по месту пребывания или проживания, результатом которой является отметка в паспорте или предоставление специализированного сертификата, на основании которого фиксируется информация о текущем месте жительства того или иного гражданина.

Регистрация граждан после того, как они выбирают место нового пребывания или проживания, в обязательном порядке не предусматривает необходимость снятия человека с учета по адресу постоянного проживания.

В соответствии с действующим законодательством оформление регистрации гражданина осуществляется на бесплатной основе, и проведение данной процедуры должно осуществляться на протяжении не более трех рабочих дней. Сроки могут увеличиваться до восьми дней только в том случае, если исполнительные органы требуют какой-либо дополнительной информации о прописываемом человеке.

Для того, чтобы уполномоченные сотрудники миграционной службы поставили соответствующую отметку в паспорт, нужно будет передать им адресный листок о снятии с регистрации, гражданский паспорт, а также разрешение, предоставленное собственником указанной недвижимости на оформление прописки.

Снятие по прежнему адресу будет актуальным исключительно в том случае, если человек собирается сменить место жительства на довольно длительный промежуток времени и не собирается возвращаться обратно.

Что говорится в последней редакции правил регистрации по месту жительства

Стоит отметить несколько наиболее важных моментов, которые нужно знать гражданам, собирающимся оформить прописку:

  • органы регистрационного учета – это территориальное подразделение миграционной службы;
  • место пребывания – место, в котором человек проживает на временной основе;
  • место жительства – недвижимость, в которой гражданин находится преимущественное большинство времени;
  • лица, несущие ответственность за оформление регистрации – собственник недвижимости, регистрируемое лицо, а также сотрудники территориального подразделения миграционной службы;
  • в различных территориях, на которых введено чрезвычайное положение или которые являются закрытыми, регистрируют граждан с учетом ограничений, прописанных в действующем законодательстве;
  • нарушение действующего законодательства предусматривает наложение на гражданина соответствующей ответственности;
  • временная регистрация осуществляется, если человек собирается находиться по месту, не являющемуся его основным адресом проживания, более 90 дней;
  • срок оформления временной регистрации устанавливается составленным с собственником недвижимости договором;
  • уполномоченные сотрудники государственных органов после получения всех необходимых документов должны передать их в миграционную службу на протяжении не более трех дней;
  • сотрудники миграционной службы должны на протяжении трех рабочих дней проверить документы, если нет никаких препятствий для проведения данной процедуры;
  • если человек регистрируется в санатории, гостинице или другом подобном учреждении, все необходимые мероприятия должны проводиться представителями администрации данного учреждения;
  • временная регистрация не предусматривает необходимость снятия с постоянной.

Основания для снятия

Граждан России могут снять с регистрации по следующим причинам:

  • в случае изменения своего постоянного места проживания, когда требуется предварительное снятие с учета на основании поданного заявления в миграционную службу;
  • при необходимости призыва для прохождения воинской службы, когда снятие осуществляется на основании данных, полученных от комиссара;
  • в процессе выселения из жилой недвижимости или же в случае признания факта утраты человеком права на использование этого жилья, когда процедура проводится на основании вынесенного судебного решения;
  • в случае признания гражданина безвестно пропавшим, когда процедура проводится на основании вынесенного судебного решения;
  • при смерти или вынесении соответствующего решения судом, когда в качестве основания используется свидетельство о смерти;
  • в случае осуждения и последующего отбывания срока в соответствующем учреждении, когда основанием становится судебный приговор.

В преимущественном большинстве случаев выселение осуществляется при обращении собственника недвижимости, но в некоторых случаях люди могут сниматься с регистрации и самостоятельно.

Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, а также другие особенности миграции и смены места проживания, предусматривается Федеральным законом № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”.

Поправки, внесенные в закон о регистрации граждан РФ по месту жительства

Федеральный закон № 5242-1, предусматривающий права граждан РФ на свободу перемещений и правила прописки по месту жительства, был подписан президентом и вступил в силу 25.06.1993 года.

Последние изменения в законодательстве о миграции и прописке были введены 6.04.2017 года с принятием закона № 65-ФЗ. Редакция коснулась изложения пятой статьи. Помимо этого, Госдумой вносились корректировки в Федеральный закон №224. Подробнее об этом читайте тут:

Статья 5 предусматривает следующие условия осуществления регистрации гражданина по месту проживания и снятия его с учёта:

  • Регистрация по месту нахождения производится в течении 90 дней с момента прибывания гражданина на новое жилое место. Снятие с регистрационного учёта по месту жительства для данной процедуры не требуется;
  • Если квартира или жилой дом находится в том же населённом пункте, где гражданин зарегистрирован по месту жительства, он вправе не производить запись о пребывании;
  • Также регистрирование о пребывании можно не оформлять в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, если запись по месту жительства оформлена в одном из населённых пунктов соответствующего федерального округа;
  • Регистрация по месту пребывания производится органами миграционного учёта в течение трёх дней с момента предоставления гражданином необходимых для данной процедуры документов, и в течение восьми дней, если бумаги отправляются в электронном формате;
  • В ряде учреждений (санаторий, пансионат, гостиница, медорганизации, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.) процедура регистрации и снятия с места проживания производится управляющими лицами организации по дате прибытия и убытия;
  • При выявлении нарушений правил регистрации по месту проживания, миграционные органы снимают гражданина с учёта и применяют к нему штрафные санкции.

Гражданин может быть освобождён от обязанности постоянной регистрации по месту проживания, если срок его пребывания составляет меньше 90 дней. В этом случае необходимо оформить временную прописку.

Порядок регистрации граждан РФ по месту жительства

Процедура осуществления прописки по месту проживания для российских граждан состоит из следующих шагов:

  • Составление заявления о снятии с регистрационного учёта с текущего места прописки.
  • Далее необходимо пройти процедуру снятия с учёта. Для этого требуется явиться с необходимыми документами в федеральную миграционную службу или другой компетентный орган, осуществляющий данные процедуры по месту жительства. На базе предоставленных бумаг составляется лист выбытия, после чего гражданин заполняет форму для прописки, которая подтверждает факт снятия с регистрационного учёта.
  • Следующим шагом является подача документов в соответствующие органы для регистрации по новому месту долгосрочного пребывания. Помимо пакета документов, в регистрационное учреждение ФМС должны прийти все члены семьи от 14 лет, которые участвуют в перерегистрации. После проверки бумаг, если они правильно заполнены, их передают главе отделения, который осуществляет прописку и указывает в какой срок можно забрать документы;
  • Оформленные бумаги выдаются любому члену семьи, проходящему процедуру регистрации, под роспись.

Правила регистрации по месту жительства устанавливаются следующими законодательными актами:

  • Законом № 5242-1 “О праве граждан на свободу передвижения”;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • Постановление правительства РФ № 713 от 17.07.1995 “Об утверждении правил регистрирования”.

В субъектах Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные особенности процедуры регистрации, однако перечисленные шаги являются основными и действуют на территории всей страны и её субъектов.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ № 181 по ссылке:

Сроки

Согласно законодательству № 5242-1, регистрационные органы службы миграции обязаны в течение трёх дней произвести регистрацию гражданина на новом месте и выдать в течение этого срока его паспорт с соответствующей пометкой о месте прописки.

Для регистрации можно обратиться в следующие учреждения:

  • Отделение Федеральной миграционной службы;
  • Отделение МВД, которое осуществляет функции ФМС, если она отсутствует в населённом пункте;
  • Паспортный стол;
  • Многофункциональный центр;

В соответствии с законом о прописке, граждане вправе выбирать на своё усмотрение организацию для осуществления прописки.

В соответствии со статьёй 19.15.1 КоАП РФ, проживание без временной или постоянной регистрации — недопустимо. Прописка является обязательной для всех.

При выявлении отсутствия регистрации, административным кодексом предусматриваются следующие штрафные санкции:

  • 3 тысячи рублей для проживающего;
  • 5 тысяч рублей для хозяина жилой площади;
  • в Москве и Санкт-Петербурге штраф составляет 5 и 7 тысяч рублей соответственно.

В соответствии со статьёй 322.2 УК РФ, в случае фиктивной прописки гражданина РФ или иностранца, для владельца квартиры или другого лица, совершившего правонарушение, устанавливаются следующие меры наказания:

  • штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или трёхгодичной заработной платы;
  • исправительные работы на протяжении до трёх лет с ограничениями на отдельные виды деятельности;
  • заключение на срок до 3 лет.

Если правонарушитель самолично сообщает о фиктивной регистрации, он может быть освобождён от штрафных санкций.

Проживание без прописки допускается только в случае, если жилец является близким родственником хозяина квартиры или зарегистрирован в том же городе.

Список документов

Перечень документов, необходимых для регистрации по новому месту жительства, устанавливается статьёй 6 настоящего законодательства.

Список требуемых бумаг:

  • Удостоверение личности;
  • Заявление;
  • Листки о выбытии и прибытии;
  • Документы, которые подтверждают право прописки (договор аренды или собственности).
  • Разрешение на регистрацию, если гражданин не является собственником жилья.

В заявлении на регистрацию необходимо указать следующую информацию:

  • Полное название организации, в которую оно подаётся;
  • Контактные данные заявителя и собственника жилья (фамилия, имя, отчество, номер телефона);
  • Адрес квартиры или дома;
  • Основания для прописки;
  • Сведения о выселении с предыдущего жилья;
  • Подпись владельца жилого помещения.

Образец заявления (форма № 6) можно скачать по ссылке.

Скачать действующую редакцию закона

Для детального ознакомления с положениями закона № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” можно скачать актуальную редакцию документа по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 938-46-37 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 425-14-78 — Санкт-Петербург и обл.;
  • 8 (800) 350-83-97 — все регионы РФ.

Контекст

Нина Еременко, адвокат

3 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 года N 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим актом внесены изменения в Закон РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» или «О регистрации».

Проект данного закона активно обсуждался и освещался в СМИ, поскольку необходимость его принятия назрела уже давно из-за имеющихся проблем в обществе, а законодательное регулирование, как и в ряде других социальных реалий в стране отсутствовало.

В связи с принятием вышеуказанного Закона гражданам необходимо понимать суть принятых изменений  и понимать, что такое сейчас регистрационный учет. Поскольку большинство населения воспринимают данный законодательный акт, как направленный только на узкий круг тех граждан, которые предоставляют свои жилища для регистрации приезжих в Россию. В этом и заключается заблуждение многих, так как этот закон касается всех граждан РФ.

Итак, регистрационный учет граждан РФ осуществляется по месту пребывания и по месту жительства на территории РФ и представляет собой государственную деятельность по фиксации и обобщению сведений о регистрации граждан РФ и снятию их с регистрационного учета.

Регистрационный учет граждан РФ носит уведомительный характер о пребывании или месте жительства с последующим убытием гражданина Регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета — это фиксация в установленном законом порядке органом регистрационного  учета соответствующих сведений о перемещении граждан.

Закон четко определяет, что же относиться к месту пребывания гражданина. Это могут быть гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина РФ другое жилое помещение, в котором он временно проживает.

Местом жительства гражданина РФ закон называет жилой дом, квартиру, комнату, жилое помещение специализированного жилого фонда, к которым относятся служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и прочие.

Также местом жительства гражданина может быть любое другое жилое помещение , где гражданин постоянно или преимущественно проживает являясь собственником или по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения  либо на иных основаниях, в соответствии с законодательством РФ.

Местом жительства коренного малочисленного народа РФ, ведущего кочевой или полукочевой образ жизни, то есть не имеющего места постоянного проживания, является в соответствии с законом одно из поселений, находящееся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий граждан.

В соответствии с законом граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства на территории РФ, причем эта обязанность не является каким либо ограничением прав свобод гражданина , в том числе гарантированных Конституцией РФ.

Регистрация граждан РФ является бесплатной, поэтому прибегать к помощи любых посредников, в том числе фирм, предлагающих подобные услуги, абсолютно не нужно.

Для проведения процедуры регистрации по месту жительства необходимо только предъявить в органы регистрационного учета в срок, не превышающий 90 дней со дня приезда в жилое помещение заявления и соответствующие документы.

Регистрация по месту пребывания гражданина осуществляется без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Граждане РФ могут не регистрироваться по месту пребывания, если они проживают постоянно и зарегистрированы в пределах одного субъекта РФ.

Жители Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленинградской области зарегистрированные там только по месту жительства, имеют право не регистрироваться по месту пребывания в жилых помещениях, находящихся в тех же городах и областях.

Регистрация в органах регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания производиться не позднее трех рабочих дней с момента подачи гражданином заявления и соответствующих документов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: