Подготовка заявления о разделе земельного участка в 2022 году

Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее — Учреждение) получены письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.05.2022 N 14-06006/14 и от 20.06.2022 N 14-08444/14@ (далее — Письма), содержащие разъяснения положений статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), в том числе по вопросу раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок)

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Согласно позиции, изложенной в Письмах, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы одновременно сразу все земельные участки, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, либо могут быть образованы один или несколько земельных участков, при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

То есть способ образования земельного участка может быть выбран заинтересованным лицом.

Позиция Учреждения по данному вопросу следующая: если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности либо предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, раздел такого земельного участка должен осуществляться только путем раздела с сохранением данного земельного участка в измененных границах.

Учреждение исходит из того, что в образовании земельных участков путем раздела земельных участков, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, то есть предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан или находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — Исходные земельные участки), могут быть заинтересованы различные лица, которые могут формировать земельные участки как вместе, так и по отдельности (например, члены садоводческого товарищества, которые хотят оформить свои права на используемые садовые земельные участки). По этой причине разделить Исходный земельный участок сразу на необходимое количество земельных участков сложно. Кроме того, в садоводческом товариществе в любом случае часть территории будет использоваться как земли общего пользования (улицы, проходы, проезды, участок под зданием правления садоводческого товарищества и т.п.).

Если одним из заинтересованных лиц (либо группой, состоящей из нескольких заинтересованных лиц) необходимый ему земельный участок будет образован путем раздела без сохранения Исходного земельного участка в измененных границах, произойдет следующее.

На государственный кадастровый учет будут поставлены два (или более) земельных участка, одним из которых будет земельный участок, представляющий собой оставшуюся часть Исходного земельного участка (далее — Оставшийся земельный участок).

В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о таких земельных участках будут носить временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

С учетом пункта 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок ведения ГКН), с момента государственной регистрации права на образованный земельный участок «временный» статус сведений государственного кадастра недвижимости о таком земельном участке изменится на «учтенный», а статус сведений государственного кадастра недвижимости об Исходном земельном участке — на «архивный».

В указанном случае до государственной регистрации права на образованные земельные участки иные заинтересованные лица не смогут поставить на кадастровый учет необходимые им земельные участки, поскольку по данным государственного кадастра недвижимости границы таких земельных участков будут пересекать границы Оставшегося земельного участка, что является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

Если Оставшийся земельный участок будет указан в качестве преобразуемого (исходного для земельного участка, необходимого иным заинтересованным лицам), то орган кадастрового учета примет решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, то это является основанием для отказа в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Учреждение обращает внимание, что законодательно срок, в течение которого заинтересованное лицо должно зарегистрировать права на образованный путем раздела и поставленный на кадастровый учет объект недвижимости, не ограничен. Единственное ограничение такого срока содержится в части 4 статьи 24 Закона о кадастре, согласно которой, если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости, и, следовательно, такой объект недвижимости не может быть объектом государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков. При этом положения данного пункта не применяются при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при разделе земельного участка в случае сохранения в измененных границах земельного участка, раздел которого осуществлен.

Таким образом, может возникнуть ситуация, когда государственная регистрация прав на Оставшийся земельный участок не будет осуществлена, и иные заинтересованные лица не смогут поставить на кадастровый учет необходимые им земельные участки, поскольку орган кадастрового учета будет иметь основания для приостановления осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре или для отказа в осуществлении кадастрового учета в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 27 Закона о кадастре (до момента, пока сведения о данном Оставшемся земельном участке не будут аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости).

В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения ГКН в отношении преобразуемых объектов недвижимости «учтенный» либо «ранее учтенный» статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях изменяется на «архивный» без заявления при государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.

Поскольку в действующей редакции пункта 53 Порядка ведения ГКН отсутствует указание на то, что статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях должен меняться после государственной регистрации прав на все образованные объекты недвижимости, то сведениям государственного кадастра недвижимости об Исходном земельном участке будет присвоен статус «архивный», даже после регистрации права на один из образуемых путем его раздела земельных участков.

Если по каким-то причинам права на Оставшийся земельный участок не будут зарегистрированы в течение пяти лет со дня постановки его на учет, то сведения государственного кадастра недвижимости об Оставшемся земельном участке будут аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости. То есть в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать сведения как об Исходном, так и об Оставшемся земельных участках (например, сведения о земельном участке, предоставленном садоводческому товариществу).

Учреждение полагает, что необходимо учитывать также следующие моменты:

с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии со статьей 20 Закона о кадастре может обратиться любое лицо, в том числе не имеющее необходимых документов для государственной регистрации права на такой образованный земельный участок;

даже при своевременной регистрации права на образованные земельные участки (в том числе Оставшийся земельный участок) у иных заинтересованных лиц будут возникать сложности при подготовке необходимых для кадастрового учета документов, поскольку в межевом плане, предоставляемом в орган кадастрового учета, необходимо будет указать кадастровый номер Оставшегося земельного участка, а при подаче заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости быть уверенным в «учтенном» статусе сведений государственного кадастра недвижимости об Оставшемся земельном участке, а также что ранее не было подано иное заявление о постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела Оставшегося земельного участка.

Учреждение обращает внимание, что даже если одно из заинтересованных лиц решит применить процедуру раздела, при которой Исходный земельный участок прекращает свое существование, то у иных заинтересованных лиц возникают проблемы при реализации их права на регистрацию права собственности на земельный участок (например, на используемый членом садоводческого товарищества садовый земельный участок).

С учетом изложенного, по мнению Учреждения, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, раздел земельного участка должен осуществляться только с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.

Учреждение просит пересмотреть изложенную в Письмах позицию Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о возможности выбора заинтересованным лицом способа раздела земельных участков, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ.

Директор
А.В.Голиков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Нормирование в строительстве и ЖКХ,
N 5, 2022 год

Основным документом, регулирующим раздел, выдел земельных участков, является Земельный Кодекс РФ (далее – ЗК РФ).

Раздела земельного участка – это один из способов образования одного участка или нескольких самостоятельных земельных участков.

На основании пункта 4, пункта 7 статьи 22.2 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе земельного участка. Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки подается заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. Государственная регистрация перехода или прекращения прав на указанные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, являются:

1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

3) иной документ, на основании которого в соответствии с Законом о регистрации и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки. При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений.

В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).

При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения установлен статьями 13, 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Данной нормой установлено, что, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленных ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером.

Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей, органу местного самоуправления поселения и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем земельного участка или земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.

Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации.

В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения  участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.

Ирина Спиранская,

главный специалист-эксперт Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

Требование к земле

Для того чтобы приступить к разделению участка, необходимо учесть все требования, которые к нему будут предъявлены в процессе раздела. В первую очередь, нужно понимать, что выделенные из основного, участки должны соответствовать целевому назначению земель, так же, как это вменялось общему участку, от которого производилось разделение. Кроме этого:

  1. Земли должны участвовать в обороте.
  2. На них не должно быть наложено ареста.
  3. Они не должны являться предметом залога.
  4. Не должны противоречить градостроительному регламенту.
  5. Земельный налог должен быть оплачен.
  6. Пакет документов должен быть полностью укомплектован.
  7. Земельный участок должен состоять на кадастровом учёте.

Минимальный размер земли. Самое главное – исходный участок и планируемые, производные от него участки, появившиеся в результате разделения, должны соответствовать установленному региональным регламентом, нормативу. То есть, его площади должны соответствовать минимально допустимой норме, или превышать её.

Этот стандарт устанавливается в каждом регионе, в соответствии с локально принятыми требованиями. Узнать их можно в местной администрации. Если участки после предполагаемого раздела, будут иметь площадь, меньше допустимой, документы на право собственности выданы не будут, т.е. участки не смогут пройти регистрацию.

Разделение участка допустимо только при условии, что он оформлен в собственность. Арендуемые земли или земли, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании делить нельзя. Также, если на земли наложено ограничение, особенно в форме публичного сервитута, оно может стать препятствием для разделения участка. Категория земель не играет особой роли, если все остальные требования тщательно соблюдены.

Если вы производите разделение не на два участка, а на три или более – для вас будут установлены дополнительные требования. Вам необходимо будет предусмотреть все нюансы планирования межей заранее.

Они, в каждом конкретном случае, то есть – со стороны каждого участка, должны иметь утверждённый межевым планом выход к дороге, проезжей части и т.п. Границы участков должны быть геометрически ровными, без изгибов и «клиньев», то есть без острых углов, которые могут наслаиваться на соседствующие межи.

Разрешение на разделение. От собственника участка, при его оформлении, потребуется разрешение супруга, удостоверенное нотариусом. Если участок имеет других владельцев, которые согласны с инициативой разделения, то согласие потребуется и от них. В случае их отказа, собственник участка имеет право выступить с односторонней инициативой, только через судебное разбирательство. Получив решение суда о разрешении разделения участка, землевладелец может осуществить свои планы.

Предварительные действия

Прежде, чем приступить к разделению участка, придётся пройти достаточно сложный путь. Собственно, он предстоит всегда, когда речь идёт о земельной собственности, которая вызывает у граждан всё больший интерес. Для того чтобы все имущественные процедуры осуществлялись на полноценной правовой основе, они должны сопровождаться юридически правомочными действиями. То есть, у вас должны быть в наличии, все необходимые документы.

Документы должны быть следующие:

  1. Межевое дело.
  2. Кадастровый паспорт участка.
  3. Свидетельство о собственности на землю.
  4. Правоустанавливающий документ (купчая, дарственная и т.п.).
  5. Нотариально удостоверенное разрешение супруга (супруги).
  6. Разрешение от других собственников участка, если таковые имеются.
  7. Паспорта всех участников.

Если все перечисленные документы у вас в полном порядке, нужно написать заявление в геодезическую компанию о проведении межевых работ.

Межевание (что это такое читайте здесь) необходимо для удостоверения границ участка, их сверки по факту с данными из межевого плана. Если всё совпадает, и никаких нарушений нет – специалисты геодезической компании продолжат работу. Они выверят, рассчитают и разметят план новых участков, в соответствии с которым будет проведено межевание.

Инженерно-геодезические работы включают в себя целый комплекс мероприятий, которые позволят на основании достоверных данных определить и согласовать межевые границы, а затем составить межевой план. Новый межевой план предоставит вариант площадей и форм новых земельных участков, какими им надлежит быть после разделения. По плану, межи будут проведены на реальном участке, разграничив его на планируемые доли.

Подготовка заявления

Заявление на разграничение земельного участка пишется на имя руководителя геодезической компании вашего региона. Адрес компании можно узнать в интернете, набрав запрос в поисковике или на официальном сайте государственных услуг.

Если вас такой вариант затруднит – обратитесь в местное отделение кадастра и картографии, где вам помогут найти нужных специалистов. Перед тем, как написать заявление, будет не лишним поинтересоваться о наличии сертификатов и лицензий. Если компания не обладает надлежащими полномочиями, ваши действия по разделению земельного участка, могут не приобрести юридической силы.

В заявлении необходимо указать:

  1. Наименование организации, форму её собственности, фамилию и инициалы руководителя (в верхнем правом углу листа).
  2. Сведения о себе (чуть ниже).
  3. Наименование документа: «заявление о межевании участка» (посередине листа).
  4. В основной части укажите все данные об участке, которым вы владеете. Эти данные должны отражать характеристики из записей кадастрового учёта участка, с обязательным указанием его кадастрового номера. Поясните, когда и каким образом, этот участок вам достался и по какому праву вы можете им распоряжаться, т.е. когда он был оформлен в собственность.
  5. Далее выразите свои намерения о том, что вы планируете разделить этот участок, точно определите количество частей, на которые он должен быть разделён. Поясните, что это не противоречит положениям, установленным в вашем регионе, перечислите все указанные выше причины, которые не могут препятствовать вашему решению.
  6. Поясните причину обращения, с просьбой о проведении инженерно-геодезических работ на участке с целью его межевания, и с последующей подготовкой необходимых документов.
  7. Поставьте дату и подпись.

Образец формы доступен по ссылке.

Соглашение о разделении

Соглашение о разделении совместного участка между собственниками – самый верный вариант, который без острой необходимости, оспариваться не будет. Если по факту, земля принадлежит нескольким владельцам, то они имеют право разделить её при условии:

  1. Надлежащего правового обеспечения.
  2. Без наличия ограничений, обременений и иных препятствий.
  3. При наличии права собственности, удостоверенного в кадастровых записях.
  4. Составления соглашения между всеми собственниками.
  5. Совместного обращения в геодезическую компанию по вопросу межевания.

Соглашение составляется в свободной форме, двумя или несколькими (в зависимости от числа собственников) сторонами, которые договариваются о межевании участка. Соответственно в соглашении должны быть указаны:

  1. Полные сведения о каждом собственнике.
  2. Полные сведения об участке.
  3. Договор о принятом сторонами соглашении, о разделе участка на отдельные участки.

Составленное соглашение будет являться основанием для разделения участка путём межевания. Его необходимо приложить к заявлению и другим документам, необходимым для оформления разделения участка.

Образец соглашения находится здесь.

А вот и решение!

Решение о разделе земельного участка будет принято геодезической компанией в том случае, если она уполномочена принимать такие решения самостоятельно. Всё будет зависеть от того, какие правила существуют в вашем регионе. Здесь могут быть два варианта:

  1. Геодезическая компания сама согласовывает подобные вопросы с местным муниципалитетом.
  2. Она потребует получить предварительное разрешение в местной администрации.

Во втором случае вам придётся обратиться к главе местной администрации, который заверит ваше заявление, наложив на него резолюцию о разрешении раздела. Возможно, вам придётся написать отдельное заявление в администрацию с просьбой о разрешении на раздел участка.

Имейте в виду, что вопрос о разделении участка связан со многими факторами, которые имеют решающее значение для экономической политики региона, поэтому участие муниципалитета может быть, самым непосредственным.

Скачать образец решения собственника можно тут.

Пошаговая инструкция

Проведение межевания разделяющегося на части, участка, ещё не может считаться его разделением. Этот процесс достаточно долгий. После проведения границ и установления вешек на участке, будет подготовлено межевое дело, которое станет первым шагом к осуществлению намеченного плана. Следующим шагом будет постановка новообразованных участков на кадастровый учёт.

Постановка земли на кадастровый учёт будет осуществляться наряду с процедурой снятия базового земельного участка, с учёта. Только на основании документов выданных при постановке участка на учёт и его регистрации, осуществление разделения участка станет правовым прецедентом и приобретёт юридическую силу.

Характерной особенностью постановки участков на учёт станет выдача каждому вновь образованному участку, кадастрового паспорта с присвоением ему, уникального номера (кадастрового номера). В кадастровый паспорт будут лаконично включены все основные характеристики участка, необходимые для различного рода имущественных и иных сделок с участком.

Присвоение адресов производится в момент регистрации участка. Адресом является кадастровый номер участка, который содержит в себе цифровой шифр. По этому шифру можно узнать об участке практически все необходимые сведения.

Это вы можете легко проверить, обратившись к интерактивной кадастровой карте – плану, где по кадастровому номеру можно не только выявить искомый участок, но и – найти все разрешённые сведения об этом участке. В момент регистрации участка предыдущий адрес будет упразднён, а вместо него появятся новые адреса участков, в том количестве, в котором это будет необходимо, то есть, в соответствии с числом новых участков.

Государственная пошлина требуется для оплаты регистрации участков. Она взимается в размере 350 рублей (с 2015 года) с каждого нового участка. Также госпошлину необходимо оплатить за снятие с учёта базового участка, который подлежал делению. Оплатить её можно в любом отделении сберегательного банка, а реквизиты получить на официальном сайте государственных услуг. Квитанцию об оплате госпошлины нужно приложить к пакету документов, хотя наличие оплаты сотрудники кадастровой службы сверяют, с представленной им сбербанком, электронной базой данных.

Регистрация прав

Регистрация прав проводится в местном отделении Федеральной службы кадастра и картографии, кроме этого, можно обратиться в многофункциональный отдел. В кадастровую палату можно обратиться:

  1. Придя лично, с паспортом и документами.
  2. Воспользовавшись услугами Почты России, если земельный участок находится вдалеке от местности, где расположено отделение.

При личном обращении в отделение кадастра и картографии, нужно подойти с документами и паспортом и передать их специалисту под расписку. В расписке будет указан перечень документов, которые вы передали и дата, когда регистрация участка будет завершена. В соответствии с указанной датой, с распиской и паспортом, подойдите к специалисту кадастровой службы, который выдаст вам готовые свидетельства о собственности на новый участок.

Имейте в виду, что каждый собственник нового участка обязан оформлять регистрацию своего участка лично или через представителя, который действует по нотариально удостоверенной доверенности.

По почте, документы передаются заказным письмом с уведомлением о получении. После проведённой регистрации, документы можно получить аналогичным образом. Для этого, в заявлении необходимо указать пожелание к этому способу получения документов.

Сколько это будет стоить?

Стоимость раздела

в целом будет зависеть от цен, установленных на услуги, конкретно в вашем регионе. В различных регионах стоимость этих услуг сильно различается. По известным данным, цены на проведение работ по межеванию и изготовлению документов, варьируются от 8 тысяч – до 25 тысяч рублей. Имейте в виду, что если вы делите земельный участок не на две части, а на три и более – стоимость услуг возрастёт. Приплюсовав к этой сумме траты на оплату государственной пошлины, вы узнаете приблизительную стоимость раздела участка.

Кроме этого имейте в виду, что в некоторых региональных компаниях, выполняющих услуги по межеванию, в особенности – когда речь идёт об отдалённо расположенных участках, специалисты требуют оплату проезда до места расположения участка или предоставления собственного транспорта для их доставки.

Заключение

Как показывает практика, дело по разделению участков на 2 части и более – может стать достаточно хлопотным и затянуться надолго, а в ряде случаев, не реализоваться. Многое зависит от характеристик земель, общей площади участка и минимально допустимой нормы площади земель, утверждённой в вашем регионе. Если раздел не удастся по какой-либо из причин, его можно выгодно продать, а за счёт полученных средств, приобрести новые участки.

 Раздел земельного участка  — это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
 В результате раздела земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование (за некоторыми исключениями).
 При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки1.
 Причины принятия решения о разделе земельного участка могут быть различными. К числу наиболее распространенных причин  можно отнести следующие:

  • необходимость продать часть участка, не вступая в отношения долевой собственности;
  • раздел имущества между супругами (друзьями, родственниками), если земельный участок находится в общей совместной или в общей долевой собственности, в том числе после того как имущество было унаследовано;
  • желание использовать часть участка по другому назначению (например, для осуществления предпринимательской деятельности — магазина, автомойки, автосервиса и т.д. рядом с домом) и т.д.

  Решение о разделе земельного участка принимается собственником, а если участок находится в общей собственности – то всеми сособственниками (при наличии между ними разногласий спор разрешается в судебном порядке)2.
 Раздел производится по определенным правилам, а вновь образуемые земельные участки должны отвечать ряду критериев.
 К числу основных правил можно отнести следующее:

— сохранение категории земли (установленной для исходного земельного участка);— соблюдение требований к предельным минимальным и максимальным размерам земельных участков, установленных градостроительными регламентами или иными нормативными актами;— соблюдение правил градостроительной деятельности (для земельных участков в черте городской застройки);— границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;— должна быть обеспечена возможность сохранения разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;— образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать иные требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами3.   Вместе с тем, в конкретном случае, могут быть и иные особенности, в связи с чем, если Вы задумались о разделе принадлежащего Вам земельного участка, в первую очередь рекомендуем обратиться за консультацией к нашим специалистам, которые учтут все Ваши пожелания с учетом требований действующих нормативных правовых актов.

  В любом случае, для осуществления раздела земельного участка необходимо проведение межевания, которое представляет собой целый комплекс работ, в том числе включающих выезд к Вам специалистов ООО «Кадастровый центр Дона» для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ образованных земельных участков временными межевыми знаками. Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта «Межевание земель».   По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.   Пример межевого плана по разделу земельного участка (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.  С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта «Межевание земель».

  После выполнения кадастровых работ и формирования межевого плана необходимым этапом юридического оформления раздела земельного участка является постановка вновь образованных земельных участков на кадастровый учет4.

  При этом необходмо учитывать следующие положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (Закон о кадастре):- постановка на учет всех образуемых земельных участков осуществляется одновременно (пункт 1 статьи 24 Закона о кадастре);- внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения об образованных в результате раздела земельных участках будут носить временный характер5;- при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, в ГКН вносится описание его местоположения6.  В части присвоения адреса следует отметить, что вариант его присвоения после выполнения кадастровых работ (но до процедуры кадастрового учета)7 является более предпочтительным, так как это сокращает временные издержки заказчика. Однако действующим законодательством не запрещается осуществление данной процедуры и после осуществления кадастрового учета образованных земельных участков.  Окончательным юридическим закреплением раздела земельного участка следует считать государственную регистрацию прав на вновь образованные земельные участки, после получения информации о которой орган кадастрового учета присваивает сведениям в ГКН об исходном земельном участке статус «архивный» (за исключением отдельных случаев, установленных законом, когда исходный земельный участок сохраняется в измененных границах).

   Специалисты  ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас раздел земельного участка любой сложности в Ростовской областии Республике Крым в оптимальные сроки.

__________________

1 Если исходный участок находился в общей собственности, то на все образуемые в результате раздела земельные участки также сохраняется право всех участников общей собственности (если иное не установлено соглашением между участниками).2 Как правило, в подобных случаях судом назначается землеустроительная экспертиза, в результате которой эксперт делает заключение о возможности раздела земельного участка и возможных вариантах раздела3 Так, например в соответствии с пунктом 2.1. Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», одним из оснований принятия органом кадастрового учета решения о приостановлении учета является не обеспечение доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в том числе путем установления сервитута
4 Органом кадастрового учета в настоящее время является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», в филиале которой (в субъекте по месту нахождения земельного участка) и осуществляется кадастровый учет
5 В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о кадастре исключение составляют только сведения об объектах, право на которые считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от его государственной регистрации. Во всех остальных случаях сведения утрачивают временный характер после государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
6 В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ »Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ОМСУ) поселений, городских округов и муниципальных районов (статьи 14, 15 и 16 закона № 131-ФЗ)
7 Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» при условии выдачи заказчиком соответствущей доверенности на представление его интересов, могут обеспечить обращение в ОМСУ и присвоение адреса вновь образованным земельным участкам (данная услуга оказывается дополнительно при включения в договор подряда)
8 Преимущественно мы выполняем кадастровые работы в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Батайске, Азове, Аксае,  Чалтыре, Таганроге и прилегающих районах, однако возможно выполнение работ и в иных районах Ростовской области с учетом дополнительных транспортных расходов. Выполнение кадастровых работ в других субъектах Российской Федерации возможно при наличии достаточного объема и подлежит согласованию в индивидуальном порядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: