Порядок внесения изменений в договор аренды земельного участка в 2020 году

%PDF-1.5
%
1 0 obj
>>>
endobj
2 0 obj
>
endobj
3 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 4 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 0>>
endobj
4 0 obj
>
stream
xXMo61)`rd9)Z`=TCgHʦdnE$73o4|ǗoINLjiV ‘ӿ?weU>߽IvzߩIҏjrN
GG$_KNwG «._oL/y:h:3G/kzs{}8q|

Fܘ>7B!7n8ez3=][)N4ƚ3LJ鯽i eAP&!RH[c]mD`9z.:gBؓk%q»H>Gm$5hamlP#PsÓ,’aQ2hZB줖b&KT+1
,c趫j&h8sqbUؼυTBUuURXK0(C

:LhEjk`|&VKe
[\ɐ?-8_\HK1S`Nn6̳?9㨻E,_IVP5焱[$o/M]EAm=?լ3
/燵t#[email protected]^b;Z,hd|_lJ:tj4 iA:H99?A3{5#lI+5{eHР[AjӯIL!W&
XG>&NM4:=`݅9LΝ7(jAFg[c-MK;X7q6′:hKtEwtv_/_lmUW%sCuFނJ5-Q;SN
wAeB-_n$H8i[email protected]|V2 q(!YQ(?Pjø(NyF1˨6o+#9
e5o#(۶65#LHY

Административный регламент Услуга доступна в электронном виде Подача документов осуществляется в подразделениях службы «Одного окна»(только для физических лиц и нерезидентов)

Срок предоставления услуги — не более 25 рабочих дней

Заявитель:

— Физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в городе Москве,

— Собственники и арендаторы зданий, сооружений, помещений, расположенных на земельном участке.

В случае необходимости:

— внесения изменений в договор аренды в части смены стороны в договоре аренды земельного участка; 

— изменение юридического адреса стороны по договору аренды; 

— изменения в части площади и (или) границ земельного участка, изменения адреса земельного участка, изменения расчета арендной платы за земельный участок, изменения цели предоставления земельного участка и других изменений, если такие изменения вносятся в договор аренды земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством (реконструкцией) и эксплуатацией объекта капитального строительства, а также в договор аренды земельного участка, предоставленного для целей, связанных со строительством (реконструкцией), если строительство (реконструкция) завершены. 

С 1 августа 2015 г. прием запросов на предоставление государственной услуги от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, осуществляется только в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.

Интересы заявителей могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке. 

Документы, которые необходимо представить:

1. Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (далее — запрос). Запрос оформляется согласно приложению 1 к настоящему Регламенту (в случае, если собственниками зданий, строений, сооружений являются несколько лиц, запрос подписывается и подается всеми собственниками совместно либо их уполномоченным представителем). (в ред. постановления Правительства Москвы от 22.12.2020 N 791-ПП)

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

3. Документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя.

4. Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на земельный участок, а также на здания, сооружения, если права на земельный участок, здания, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляются при наличии на земельном участке зданий, сооружений и при отсутствии сведений о правах на такие здания, сооружения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним). (в ред. постановления Правительства Москвы от 14.05.2015 N 271-ПП)

5. Документы, подтверждающие переход прав по договору аренды земельного участка, в случае, если такие сведения не содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним

6. Передаточный акт (представляется в случае, если реорганизация юридического лица в форме слияния, присоединения и преобразования осуществлена до 1 сентября 2020 г.) или разделительный баланс (представляется в случае, если реорганизация юридического лица в форме разделения и выделения осуществлена до 1 сентября 2020 г.). (п. 2.5.1.1.6 введен постановлением Правительства Москвы от 14.05.2015 N 271-ПП)

7. Передаточный акт (представляется в случае, если реорганизация юридического лица в форме разделения и выделения осуществлена с 1 сентября 2020 г.). (п. 2.5.1.1.7 введен постановлением Правительства Москвы от 14.05.2015 N 271-ПП)

8. Заявители из числа иностранных юридических лиц дополнительно представляют заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства. (п. 2.5.1.1.8 введен постановлением Правительства Москвы от 14.05.2015 N 271-ПП)

9. Разрешение залогодержателя права пользования земельным участком на внесение изменений в договор аренды земельного участка (представляется при наличии залога земельного участка).

Документы, которые запрашиваются посредством межведомственного взаимодействия (заявитель вправе не представлять): 

— Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей) 

— Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) 

— Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на здания, сооружения, находящиеся на земельном участке 

— Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на земельный участок 

— Кадастровый паспорт земельного участка 

— Документы, подтверждающие принадлежность заявителя к льготной категории, выдаваемые Департаментом социальной защиты населения города Москвы в установленном порядке (при необходимости учета в договоре аренды льгот, установленных законодательством) (для физических лиц). 

— Утвержденное в установленном порядке свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства.

Землепользование в электронном виде. Инструкция по применению для юридических лиц

Бланки заявлений:

Для физических лиц Образец заполнения заявления

Для юридических лиц Образец заполнения заявления

Бланки отзыв:

Для физических лиц Образец заполнения отзыва

Для юридических лиц

Образец заполнения отзыва

Калькулятор. Арендная плата за период строительства
Единая справочная служба города Москвы: +7(495) 777-77-77.
Порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента и его должностных лиц
.
Контроль за исполнением административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы осуществляет Главное контрольное управление города Москвы: + 7(495)633-63-99.

Согласно требованиям законодательства договорные отношения, связанные с арендой земли, между сторонами фиксируются в письменном виде. В тексте соглашения приводятся все необходимые данные о заключенной сделки, а также права и обязанности её участников. Положения соглашения сохраняют свою силу в течение всего срока его действия.

Нередко имеют место случаи, когда в ранее заключенное соглашение об

аренде земельного участка

необходимо внести какие-либо поправки.

Если вносимые поправки не приводят к изменению практически всех пунктов договора, то смысла расторгать соглашение и заключать новое — нет. В этом случае можно ограничиться документом, который будет являться дополнением к договору, и где будут оговариваться все вносимые поправки.

Обязательные условия и атрибуты образца

В большинстве случаев поправки в соглашение об аренде земли вносятся либо при изменении срока действия соглашения (когда необходимо его продление), либо при изменении стоимости аренды (которая зачастую имеет тенденцию на повышение, но в некоторых случаях возможно понижение).

Требования законодательства устанавливают, что дополнительное соглашение должно заключаться теми же сторонами, которые подписывали основной договор. Если одна из сторон является юридическим лицом, то подписантом дополнительного соглашения может выступать любое лицо, которому были предоставлены соответствующие полномочия от имени организации.

Обязательными атрибутами дополнительного соглашения являются:

  • его порядковый номер;
  • город, где оно заключается;
  • дата подписания.

Образец договора аренды земли:

Принцип дополнительного соглашения

Основная суть дополнительного соглашения заключается в том, что оно не приводит к изменению основного договорного документа, а только лишь корректирует некоторые его положения, поправки в которые необходимо внести.

Законодательные нормы не предписывают каких-либо требований, обязательных для соблюдения при заключении дополнительного соглашения. В Гражданском кодексе (ст.425) и земельном праве (ст.22) говорится только о том, что оформление дополнительного соглашения осуществляется аналогично договору.

Статья 425. Действие договора

Статья 22. Аренда земельных участков

Случаи внесения изменений в договор аренды земельного участка

Помимо срока аренды и величины ренты внесение изменений в договор аренды земельного участка осуществляется на основании следующих факторов:

  • передача прав владения третьему лицу;
  • изменение адреса участка (например, в случае переименования улицы либо населённого пункта);
  • новые установленные сроки внесения арендной платы;
  • изменение реквизитов юридического лица;
  • изменение назначения, по которому предоставляется земля;
  • изменение границ участка, предоставляемого в пользование;
  • новые правила осуществления текущего либо капитального ремонта;
  • прочие основания.

Выписка из ЕГРЮЛ

Содержание документа

Структура дополнительного соглашения мало чем отличается от основного договора. В нём также должны быть вводная, основная и заключительная части. Образец дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка можно найти в сети.

В вводной части документа указываются личные либо официальные регистрационные сведения о каждой стороне. При участие в сделке юридического лица помимо наименования организации указывается уполномоченный представитель, а также ссылка на документ, подтверждающий правомерность действия данного лица.

Скачать бланк договора аренды земельного участка

В 1-м разделе дополнительного соглашения также упоминается его предмет, то есть приводится ссылка на основное соглашение об аренде земельного участка (указывается номер/дата).

В основном разделе раскрывается суть вносимых договор изменений. При этом указанные в дополнительном соглашении сведения об имуществе, предоставляемом в аренду, должны полностью совпадать с данными о нём, приведенными в основном договоре.

В документ могут также вноситься изменения об ответственности сторон, то есть штрафные санкции за невыполнение новых положений договора, а также способ их возмещения. В конце основного раздела, как правило, приводится пункт о том, что все условия основного договора, не затронутые дополнительное соглашением, остаются в силе.

В заключительном разделе приводятся реквизиты сторон. Рекомендуется их указывать в таком же виде, как и в основном договоре.

Чтобы основное соглашение об аренде не попало под категорию «ничтожная сделка», необходимо, чтобы стороны составили его правильно. Заключенное соглашение не должно противоречить действующим на момент заключения нормативным актам.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

В случае если после подписания соглашения вступил в силу закон, который устанавливает какие-либо иные правила, обязательные для выполнения сторонами, то все положения заключённого соглашения сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда в законе оговаривается распространение действия принятого нормативного акта в том числе и на ранее заключенные соглашения (статья 422 ГК).

Статья 422. Договор и закон

В основном договоре должны быть указаны следующие обязательные данные:

  • данные о сторонах;
  • параметры участка (площадь, категория, номер по кадастру, местонахождение);
  • размер ренты;
  • регулярные сроки внесения арендной платы;
  • способы расчёта;
  • ответственность сторон.

Важные нюансы сделки

При заключении дополнительного соглашения необходимо учесть следующие моменты:

  • Изменения могут вноситься только после достижения обоюдного согласия участников сделки.
  • В случае если стороны, которые подписывали основной договор, не могут прийти к договорённости по поводу новых условий, тогда инициатору внесения поправок имеет смысл рассмотреть возможность обращения в суд.
  • В соответствии с действующим законодательством составление дополнительного соглашения в одностороннем порядке не допускается.
  • Возможно внесение фундаментальных изменений по части:
    • арендной платы (ст.614 ГК) — Статья 614. Арендная плата;
    • сторон договора (ст.617) — Статья 617. Сохранение договора аренды в силе при изменении сторон;
    • предмета соглашения (ст.607) — Статья 607. Объекты аренды;
  • Если основной договор подлежал регистрации в госорганах, значит, таким же образом должен быть зарегистрировано и дополнительное соглашение.

Случаи, когда собственность переходит к другому владельцу в период действия соглашения, встречаются достаточно часто. Чтобы договор не утратил свою силу, необходимо внести в него изменения, указав дополнительном соглашении нового владельца земельного участка.

Тем не менее, практика показывает, что иногда новый землевладелец не горит желанием вносить изменения в действующий договор, так как все текущие условия его полностью устраивают. В этом случае в целях защиты своих интересов арендатору рекомендуется в настоятельной форме потребовать внесения изменений в основное соглашение. Если новый владелец участка предоставит отказ, то решать вопрос нужно в судебном порядке.

То же самое касается случаев, когда одно юридическое лицо утрачивает право владения земельным участком, и его приобретает другое юридическое лицо. Если юридическое лицо-арендодатель присоединилось к какой-либо другой организации, земельный участок переходит новому владельцу на основании передаточного акта. В результате подписи передаточного акта также переходят права и обязательства от прежнего арендодателя к новому.

В отношении реорганизуемого юридического лица действует аналогичное правило: обновленное предприятие получает статус правопреемника. В этом случае также подписывается передаточный акт, на основании которого в соглашение об аренде вносятся изменения относительно участников сделки.

Скачать бланк акта приема-передачи по договору аренды земельного участка

Такие дополнительного соглашения, как правило, проходят госрегистрацию. При этом в регистрационную запись вносятся данные нового правопреемника на основании его заявления. Ранее внесенная запись, в которой фигурирует лицо, изначально подписавшие соглашение об аренде участка, ликвидируется.

Регистрационные действия в отношении дополнительного соглашения осуществляются таким же образом, как и при регистрации основного договора, то есть в территориальный уполномоченный орган подаются ксерокопии документов в соответствии со следующим перечнем:

  • паспорт физлица либо учредительная документации фирмы;
  • выдержка из ЕГРЮЛ;
  • документ, подтверждающий полномочия действующего от имени организации лица;
  • квиток об уплате пошлины (стоимость услуги в 2020 году – 200 руб.);
  • кадастровый паспорт;
  • дополнительное соглашение в 4-х экземплярах.

Переданные документы рассматриваются Росреестром на протяжении месяца. Вступление дополнительного соглашения в силу происходит только после регистрации документа, так как именно в результате данной процедуры договорные отношения приобретают законный статус.

Изменения в договоре аренде земли чаще всего происходят ввиду необходимости внесения корректировки в размер арендной платы. При этом арендная плата в одностороннем порядке по инициативе арендодателя может изменяться только в случае, если такая возможность предусмотрена условиями договора.

На основе взаимного согласия законодательство допускает внесение изменений по части размера арендной платы не чаще одного раза в год. При этом если в договор изначально внесён пункт о том, что арендодатель имеет право по своему усмотрению менять стоимость аренды чаще чем раз в год, то такой договор, скорее всего, будет признан ничтожным, так как ст.614 ГК чётко прописывает периодичность изменения арендной платы.

Предмет договора меняется не так часто. Тем не менее, стороны путём подписания дополнительного соглашения могут оговорить изменения квадратуры земли, предоставляемой в аренду, либо замену одного участка на другой.

Достаточно часто на практике у арендаторов земельных участков, нахо­дящихся в государственной и муниципальной собственности, возникает  необходимость изменения разрешенного вида использования земельно­го участка. Происходит это по разным причинам: изменение предполагаемого вида деятельности на земельном участке в связи с экономическими причинами, отсутствие намерения изначально осуществлять на участке оговоренный вид деятельности. Актуален данный вопрос был и для случаев переуступки прав и обязанностей арендатора третьим лицам.

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) одним из принципов правового регулирования землепользования является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принад­лежности к определенной категории разрешенного использования в соответ­ствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. По общему правилу разрешенный вид использования земельных участков определяется градостроительным регламентом, который содержится в правилах землеполь-зования и застройки (п. 9 ст. 1, пп. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, далее —  ГрК РФ). На данное обстоятельство прямо указывается в письме Минэкономразвития России от 08.04.2010 № Д23-1219.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. При этом в соответствии с п.3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения ми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

По вопросу об изменении разрешенного вида использования земельных участков  арендаторами неоднократно высказывался и ныне упраздненный Президиум ВАС РФ от 15.06.2005 № 2479/05.

Пример

Прокурор Воронежской области обратился в Арбитражный суд Воронежской области  в интересах муниципального образования «Город Воронеж» в лице Воронежской городской Думы с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Воронежа от 13.08.2003 № 1837 «О разрешении закрытому акционерному обществу «СП ВИПЛАСТ» проектирования и строительства культурно-развлекательного и торгового комплекса, включающего 5-7-зальный кинотеатр, по ул. Кирова, 6». Распоряжением главы города Воронежа «О предоставлении в целевую аренду имущества (основные средства) парка, расположенного между домами № 4 и № 8 по ул. Кирова» обществу предоставлено в целевую аренду с постановкой на баланс имущество (основные средства) парка, расположенного по названному адресу, для организации досуга  жителей города сроком на 10 лет. Впоследствии администрацией  внесено постановление о разрешении обществу проектирования и строительства культурно-развлекательного торгового комплекса на ранее представленном в аренду земельном участке. Суды всех инстанций отказали в удовлетворении заявленного требования.

Президиум отметил, что согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места разме­щения объекта.

Как установлено судом первой инстанции, генерального плана застройки города  Вороне­жа и плана застройки спорного земельного участка не имеется, поэтому предоставление этого участка под строительство объекта могло быть произведено в соответствии с п. 5ст. 30 ЗК РФ, т. е. с предварительным согласованием места размещения объекта, о чем должно быть принято соответствующее решение. В материалах дела документов, свидетельствующих о принятии администрацией г. Воронежа решения о проведении предварительного согласования места размещения объекта строительства — культурно-развлекательного и торгового комплекса, нет. В связи с изложенным ранее принятые по делу судебные акты были отменены (см. постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2005 № 2479/05 по делу № А14-9592/03-342/23).

Данная позиция предполагала в целом возможность изменения разрешенного вида использования при условии соблюдения требований действующего законодательства. Однако впоследствии, через несколько лет, Президиум ВАС РФ скорректировал свой подход.

Общество с ограниченной ответственностью «БАСТА» обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом Курской области (далее — Комитет) об отказе в изменении целевого исполь­зования земельного участка площадью 1429 кв. м с «эксплуатации временной автостоян­ки» на «строительство административно-офисного здания». Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций заявленные требования удовлетворили. Президиум ВАС РФ указал, что п. 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участ­ков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в со­ответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градострои­тельным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения. Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арен­датором является предоставление ему участка по договору аренды. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроитель­ным регламентом для соответствующего земельного участка. Согласно п. 1 ст. 615 Граж­данского кодекса РФ (далее — ГК РФ) арендатор обязан пользоваться арендованным иму­ществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены,- в соответствии с назначением имущества.

В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение исполь­зования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение условий соответствующего договора и невоз­можно без изменения такого договора. Общество как арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать Комитет, выступающий арендо­дателем по договору аренды, изменить вид разрешенного использования арендован­ного земельного участка по выбору арендатора. Воля арендатора как обладателя обя­зательственного права, направленная на использование земельного участка иным об­разом, нежели установленным в договоре, в т. ч. и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений ст. 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о пра­вах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.

В соответствии с положениями ст. 421 ГК РФ условия договора оп ределяются по усмотре­нию сторон. Статьи 450 и 451 ГК РФ предусматривают, что договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке. Изме­нение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит обще­ственным интересам либо влечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Руководствуясь представленной логикой, Президиум ВАС РФ все состоявшиеся по делу судебные акты, которыми заявленные требования были удовлетворены, отменил и при­нял по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Суд так­же отметил, что действия общества направлены на обход установленных законодательством процедур для предоставления земельных участков, которые различны для целей строи­тельства и для целей, не связанных со строительством, в связи с чем отказ от изменения разрешенного вида использования участка является законным (см. постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 № 1756/13 по делу№А35-765/2012).

Таким образом, изменение указанного в договоре разрешенного вида исполь­зования земельного участка по требованию арендатора невозможно, а в случае, если оно производится в обход установленных законом процедур, такое изме­нение может быть признано незаконным.

Схожего подхода к рассмотрению указанной категории дел придерживались и судьи Верховного Суда РФ.

Пример

В одном из споров Верховный Суд РФ указал, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным ре­гламентом при условии соблюдения требований технического регламента (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ). Разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании террито­рии, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

ЗК РФ установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством. Так, ст. 30.1 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно п. 2 которой продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на за­ключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осу­ществляется на аукционах.

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное измене­ние вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмо­тренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое из­менение не соответствует установленным законом правилам оборота земель (см. опре­деление Верховного Суда РФ от 10.09.2020№ 18-КП4-95).

Таким образом, до 1 марта 2015 г. в практике сложился определенный подход, который был относительно недавно закреплен законодательно. Федеральным законом от 23.06.2020 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федера­ции» в ЗК РФ был внесен ряд новых статей, урегулировавших в т. ч. и вопросы изменения разрешенного вида использования земельного участка в договоре аренды. Так, согласно п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного ис­пользования такого земельного участка не допускается. Любое изменение, совершенное в нарушение установленного законом требования, будет недей­ствительным в соответствии с правилом о недействительности сделок согласно ст. 168 ГК РФ.

Тем не менее решение данной проблемы есть. Представляется, что при за­ключении договора аренды земельного участка по результатам аукциона необ­ходимо предусмотреть в договоре разрешенные виды использования земельных участков, которые могут потребоваться в дальнейшем. Такой перечень может быть как максимально широким, так и предельно узким, включающим всего один вид использования земельного участка.

Конечно, такое «расширительное» закрепление разрешенных видов земель­ных участков имеет существенные недостатки.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об ос­новных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» одним из принципов определения стоимости арендной платы за пользование земельным участком является принцип экономической обоснованности, в соот­ветствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом госу­дарственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и суб­сидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.

В свою очередь, кадастровая стоимость в соответствии с приказом Минэко­номразвития России от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» в случае образования нового или включения в государственный кадастр недви­жимости сведений о ранее учтенном земельном участке с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.

Иными словами, виды разрешенного использования участка будут оказывать прямое влияние на формирование размера арендной платы в сторону ее уве­личения.

 по материалам журнала «Практика муниципального управления» 

P.M. Попов, юрист, консультант отдела судебной и арбитражной практики админи­страции г. Дубны

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: