Одним из направлений развития земельного и градостроительного законодательства РФ является переход от точечной застройки территорий к комплексной.
В 2004 году в Земельный кодекс РФ (далее – ЗК РФ) был включен институт комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, предполагающий предоставление в аренду для комплексной застройки по результатам открытого аукциона незастроенных (свободных) земельных участков.
В 2006 году похожий институт (развитие застроенных территорий) был включен в Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ). В отличие от комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства этот институт действует в отношении застроенных территорий, на которых расположены многоквартирные жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, либо снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ.
В 2022 году ГрК РФ был дополнен институтами освоения территории в целях строительства жилья экономического класса и освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального или коммерческого использования.
С 1 марта 2015 года вступят в силу нормы института комплексного освоения территории (статья 46.4 ГрК РФ).
Осуществляя мероприятия по развитию застроенной территории, девелоперы зачастую сталкиваются с необходимостью освобождения земельных участков от прав и находящихся на них объектов, принадлежащих третьим лицам. В ситуациях, когда договориться о выкупе на взаимоприемлемых условиях не удается, спор может стать предметом судебного разбирательства. Одно из подобных дел в октябре 2022 года рассмотрел Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ).
На основании муниципальной адресной программы по результатам открытого аукциона между администрацией муниципального образования и застройщиком в соответствии со статьями
46.1–46.3 ГрК РФ был заключен договор о развитии застроенной территории. Согласно одному из условий договора застройщик обязался приобрести права на земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах застроенной территории и не подлежащие изъятию для муниципальных нужд в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
В границах территории, подлежащей застройке, находился принадлежащий ряду граждан на праве общей долевой собственности жилой дом. По иску застройщика суды общей юрисдикции со ссылкой на статью 46.1 ГрК РФ возложили на одного из собственников дома обязанность заключить с застройщиком договор купли-продажи принадлежащей этому собственнику части дома и земельного участка.
Полагая, что нормы ГрК РФ с учетом сложившейся правоприменительной практики противоречат Конституции РФ, поскольку допускают принудительный выкуп земельных участков и расположенного на них имущества, находящихся в частной собственности, для целей, не связанных с изъятием такого имущества для государственных и муниципальных нужд, собственник обратился с жалобой в КС РФ.
Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС РФ в Определении от 07.10.2022 № 2026-О отметил, что положения частей 4 и 5 статьи 46.1 и части 6 статьи 46.2 ГрК РФ, определяя объекты, которые могут находиться на застроенной территории, подлежащей развитию, а также устанавливая возможность приобретения прав на земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах застроенной территории, в соответствии с гражданским и земельным законодательством, не наделяют лицо, заключившее с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, правом требовать в обязательном порядке заключения договора о выкупе недвижимого имущества, находящегося в частной собственности граждан, на выдвигаемых им в одностороннем порядке условиях.
В этом же Определении КС РФ обратил внимание на закрепленные в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ) принципы свободы договора, равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников гражданского оборота, отметив, что принудительное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества допустимо только по основаниям, прямо перечисленным в пункте 2 статьи 235 ГК РФ, и перечень таких оснований сформулирован исчерпывающим образом.
Частным случаем принудительного изъятия недвижимого имущества, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 статьи 235 и статьей 239 ГК РФ, является изъятие у собственника земельного участка в публично-правовых интересах (для государственных или муниципальных нужд) либо в качестве гражданско-правовой санкции за ненадлежащее использование земли как особо ценного природного ресурса. Порядок и форма возмещения стоимости имущества, принудительно отчуждаемого для государственных и муниципальных нужд, определены статьями 49, 55, 57 и 63 ЗК РФ и статьями 279–283 ГК РФ.
Согласно статье 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств РФ и с размещением непосредственно перечисленных в указанной статье объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (таких как объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта и др.). Случаи изъятия земельных участков в целях развития застроенных территорий для нужд частных лиц федеральным законодательством не предусмотрены.
В Определении от 07.10.2022 № 2026-О КС РФ отметил также ранее сформулированные им правовые позиции, указав, в частности, что в силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных имущественных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота. Возможные же ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, носить общий абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав (постановления КС РФ от 21.04.2003 № 6-П и от 12.07.2007 № 10-П).
Конституция РФ не исключает ограничение права частной собственности (часть 3 статьи 55) и лишение имущества (часть 3 статьи 35), при этом возможность перераспределения собственности уравновешивается конституционно-правовым принципом неприкосновенности частной собственности, который может быть выведен из совокупности конституционно-правовых положений и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения частным собственникам возможности свободного использования принадлежащего им имущества, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения права собственности. В то же время положение части 1 статьи 35 Конституции РФ о том, что право частной собственности охраняется законом, предполагает обязанность законодателя обеспечить неприкосновенность права частной собственности (Постановление КС РФ от 24.02.2004 № 3-П), в том числе путем установления надлежащих юридических процедур принятия решений об изъятии имущества у собственника (Определение от 05.06.2022 № 1209-О).
Правовые позиции, сформулированные в Определении КС РФ от 07.10.2022 № 2026-О, должны приниматься во внимание как девелоперами, участвующими в реализации проектов комплексной застройки, так и правообладателями земельных участков и объектов недвижимости, попадающих в границы зон перспективного развития.
Не исключено, что эти принципы будут учтены в ходе доработки законопроекта о развитии застроенных территорий, которым предполагается определить порядок выкупа застройщиками принадлежащего третьим лицам имущества, и обсуждение которого в настоящее время ведется с участием Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
11 Июля 2017
Консультируют специалисты Управления Росреестра по Оренбургской области:
Чем вызвана необходимость изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?
У государства или муниципалитетов может возникнуть необходимость строительства крупных инфраструктурных объектов на земельных участках, находящихся в собственности граждан и компаний. Такие участки могут изыматься у собственников, если иного способа решения задачи нет. Эта процедура называется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Пример — Сочи во время строительства олимпийских объектов. В качестве другого примера может служить необходимость строительства крупных автотранспортных магистралей и железнодорожных веток. Изъятие земельных участков для государственных нужд – процесс длительный и занимает по времени не менее полугода.
Условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:
— для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов;
— для создания или расширения особо охраняемой природной территории;
— для выполнения международного договора;
— для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;
— после признания аварийного состояния многоквартирного дома.
Единственной категорией земель, которая не может быть изъята, являются земли особо охраняемой природной территории, предоставленные федеральным госбюджетным учреждениям, осуществляющим управление такими природными территориями, «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».
Кто принимает решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Ходатайство может быть подано отношении одного или несколько участков. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия. Ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ).
С чего начинается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?
Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).
Как уведомляется правообладатель о решении об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд ? В течение 10 дней после принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» — со дня опубликования решения об изъятии). Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).
Соглашение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ). При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд О принудительном изъятии речь пойдет в том случае, если властям не удалось договориться мирным путём с собственником (правообладателем) о выкупе его земли. Тогда производится принудительное изъятие, но по решению суда. В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене. Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.
Цена земельного участка, изъятого для государственных и муниципальных нужд Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ). Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Размер возмещения определяется не позднее, чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. В размер возмещения включаются:
• рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием;
• убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды);
• упущенная выгода. Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.
Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, за счет средств указанной организации. Законом конкретизированы и объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Так, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).
Государственная регистрация и кадастровый учет земельных участков, изъятых для государственных и муниципальных нужд Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Эта норма действует и в отношении земельных участков, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии. Законодателем предусмотрены сроки для исключения по решению государственного регистратора прав из Единого государственного реестра недвижимости дополнительных сведений о решении об изъятии – по истечении трех лет со дня принятия решения об изъятии.
ИСточник
Конституция РФ устанавливает следующие гарантии права частной собственности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 3 статьи 35)
.
Гражданский кодекс РФ также закрепляет принцип неприкосновенности собственности и предусматривает исчерпывающий перечень оснований принудительного прекращения права собственности. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 235 ГК РФ
принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:
— обращение взыскания на имущество по обязательствам;
— отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
— отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка;
— выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных;
— реквизиция;
— конфискация;
— отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252
, пунктом 2 статьи 272
, статьями 282
, 285
, 293
ГК РФ.
На практике нередки случаи, когда при строительстве автодороги, реконструкции микрорайона, проведении трубопровода и т. д. недвижимое имущество, расположенное на соответствующем земельном участке, попадает под снос, а собственники и иные правообладатели этого имущества в принудительном порядке лишаются своего имущества.
Порядок изъятия имущества в пользу государства
Предметом настоящей статьи является выявление законного порядка принудительного изъятия недвижимого имущества у собственников, а также гарантии прав собственников в случае такого изъятия. При этом необходимо отметить, что в рассматриваемых случаях изъятие происходит не вследствие ненадлежащего поведения собственника (иного правообладателя), а, напротив, обусловлено лишь государственными или общественными интересами (подпункт 3 пункта 2 статьи 235 ГК РФ
).
Как отмечалось выше, основания изъятия имущества против воли собственника, перечисленные в пункте 2 статьи 235 ГК РФ, являются исчерпывающими. Следовательно, недвижимое имущество может быть отчуждено у собственника только при изъятии земельного участка, на котором это имущество расположено, в порядке статьи 239 ГК РФ
. Земельный кодекс (далее — ЗК РФ) в статье 44
также устанавливает возможность принудительного изъятия земельного участка для государственных нужд или муниципальных нужд. Причем в статье 55 ЗК РФ
содержится отсылочная норма о том, что порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственн
ых или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Для собственника изымаемого земельного участка и/или объектов недвижимого имущества, расположенных на нем, пункт 1 статьи 239 ГК РФ
предусматривает следующие гарантии:
— имущество, расположенное на земельном участке при его изъятии, подлежит выкупу государством в соответствии со статьями 279—282
ГК РФ, что гарантирует право собственника на предварительное равноценное возмещение;
— государственный орган или орган местного самоуправления обязан доказать в суде, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.
Несмотря на тот факт, что статьи 279—282 ГК РФ
устанавливают порядок выкупа земельных участков при их изъятии, такой порядок применим и к выкупу недвижимого имущества, расположенного на соответствующем земельном участке. Следует обратить особое внимание на то, что этот порядок применим и в тех случаях, когда собственник недвижимого имущества не является собственником земельного участка.
Возникает вопрос —
всегда ли при прекращении права собственности на недвижимое имущество в случае изъятия земельного участка необходимо судебное решение?
Представляется, что обращение соответствующих органов в суд обязательно при несогласии собственника на выкуп. В том случае, если с собственником недвижимого имущества достигнуто соглашение о выкупе, последний может происходить в административном порядке. На возможность решения вопроса о выкупе в административном порядке указывает и статья 282 ГК РФ, в соответствии с которой только при несогласии собственника с решением об изъятии у него земельного участка, либо при недостижении с ним соглашения о выкупной цене или о других условиях выкупа может быть предъявлен иск о выкупе.
Неясными остаются вопросы о том,
кто вправе принимать решение об изъятии земельного участка, кто вправе обращаться в суд с требованием о выкупе недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, а также кто правомочен непосредственно производить выкуп.
Ответы на эти вопросы неоднозначны, что обусловлено непоследовательностью самого законодателя. Так, согласно Конституции РФ принудительное отчуждение имущества, принадлежащего лицу на праве частной собственности, может быть произведено
только для государственных нужд.
В то же время в статье 239 ГК РФ
установлена возможность изъятия земельного участка, а следовательно, и недвижимого имущества на нем как для государственных, так и для муниципальных нужд, что находит свое подтверждение и в пункте 1 статьи 279 ГК РФ
— земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Тем не менее само решение об изъятии правомочны принимать в соответствии с пунктом 2 статьи 279 ГК РФ только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Итак, принудительное изъятие может осуществляться для государственных и/или муниципальных нужд. Решения об изъятии принимаются федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. Выкуп производится Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Существует мнение, что изъятие земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд противоречит Конституции РФ. Органы местного самоуправления не обладают правом на принудительное изъятие земельных участков и отчуждение недвижимости на нем. Муниципальное образование может для собственных нужд выкупить земельный участок, принадлежащий на праве собственности гражданину или юридическому лицу, только при условии их согласия на выкуп. Тем не менее абзац второй пункта 1 статьи 239 ГК РФ предусматривает право органа местного самоуправления обращаться в суд с требованием об изъятии земельного участка и доказывать невозможность использования земельного участка без прекращения права собственности на недвижимое имущество на нем. Налицо явное противоречие — в соответствии с ГК РФ решения о выкупе орган местного самоуправления не принимает (пункт 2 статьи 279), а право на подачу иска об изъятии недвижимого имущества имеет.
Высказывается предположение, что в случае обращения в суд органа местного самоуправления с требованием об изъятии недвижимого имущества суды в удовлетворении подобных исковых требований должны отказать.
В целях разрешения указанного противоречия в случае необходимости изъятия земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд представляется возможным обращение органа местного самоуправления в орган государственной власти субъекта РФ с требованием о соответствующем изъятии и обращении в суд.
Условия и порядок выкупа недвижимости
Порядок выкупа земельного участка, а также недвижимого имущества на нем для государственных и муниципальных нужд установлен в статьях 279—281 ГК РФ
.
Решение об изъятии земельного участка в зависимости от того, для чьих нужд он изымается, принимается федеральными органами исполнительной власти — при изъятии участка для нужд Российской Федерации, и органами исполнительной власти субъектов РФ — при изъятии для нужд этого субъекта или муниципального образования.
Собственник земельного участка не позднее чем за год до предполагаемого изъятия должен быть уведомлен об этом в письменном виде. В обязательном уведомлении об изъятии видится дополнительная гарантия прав собственника — участок не может быть изъят без воли собственника в течение одного года с момента получения им такого уведомления. В этот период собственнику предлагается достичь соглашения о выкупной цене земельного участка и/или недвижимости. В случае несогласия собственника с предполагаемым изъятием он вправе обратиться в суд с требованием о признании решения недействительным в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ
(главой 25 ГПК РФ
), как не соответствующего закону и нарушающего его права и законные интересы.
Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. В соответствии с Законом РФ от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции от 30.12.04) права на земельные участки подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Органом, осуществляющим регистрацию прав на земельные участки, является Федеральная регистрационная служба в лице ее территориальных органов. Однако указанный Федеральный закон не устанавливает правил регистрации подобных решений. Представляется, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит регистрации в ЕГРП в качестве ограничения (обременения) земельного участка. Перечень ограничений(обременений) недвижимого имущества в данном законе является о
ткрытым. Ограничение (обременение) — это наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других). По своей же сути решение об изъятии земельного участка и является своего рода стесняющим правообладателя обстоятельством, то есть обременением.
Тем не менее существенным препятствием, ставящим под угрозу правомерность изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, является то обстоятельство, что право на земельный участок возникло до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ и не зарегистрировано по установленным в нем правилам. В этом случае государственная регистрация решения об изъятии земельного участка невозможна до соответствующего оформления прав на этот участок. Выкупная цена при изъятии (выкупе) земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, а также условия такого выкупа устанавливаются соглашением, заключаемым с собственником земельного участка. Выкупная цена земельного участка в соответствии со статьей 281 ГК РФ
складывается из двух составляющих: (1) рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества; и (2) убытки, причиненные собственнику земельного участка, включая тот ущерб, который он несет в связи с досрочным
прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода. Рыночная стоимость земельного участка и объектов недвижимости на нем, подлежащих изъятию, определяется в соответствии с Законом РФ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» .
Возмещение убытков при выкупе изъятого имущества
Спорным является вопрос о выплате выкупной цены собственнику земельного участка и/или недвижимого имущества на этом участке в связи с его изъятием. В соответствии с пунктом 1 статьи 281 ГК РФ соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. В то же время ЗК РФ в пункте 3 статьи 57
допускает возможность возмещения убытков как соответствующими бюджетами, так и лицами, в пользу которых изымаются земельные участки.
Налицо противоречие: следуя положениям ЗК РФ, одну из составляющих выкупной цены (убытки) допускается выплачивать лицам, отличным от органов государственной власти и местного самоуправления, в то время как ГК РФ обязывает включать в соглашение обязательство соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления по выплате выкупной цены, а значит, и убытков. Гражданский кодекс предусматривает применение правил о порядке выкупа для лиц, обладающих земельным участком на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования (статья 282 ГК РФ)
, по аналогии с собственниками — на основании статей 279—281 ГК РФ
. Тем не менее Кодексом прямо не установлены право выкупа земельного участка у арендатора земельного участка и, соответственно, возмещение убытков арендатору, вызванных изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Указанный пробел восполняется Земельным кодексом, в ст
атьях 46, 57, 63 которого предусмотрены гарантии прав, в том числе и арендаторов земельных участков, при изъятии последних для государственных или муниципальных нужд. Это положение тем более важно, что именно арендатор земельного участка может являться собственником недвижимого имущества на этом участке. На практике зачастую происходит таким образом, что подлежащий изъятию земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, а орган государственной власти при принятии соответствующего решения об изъятии зачастую «забывает» включить в решение положение об изъятии участка у арендатора, принимая решения лишь об изъятии недвижимого имущества на этом участке. Такое решение не соответствует закону и подлежит отмене.
Правомерность перехода права собственности на имущество
Гражданским кодексом установлено, что переход права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает у покупателя только с момента такой регистрации. Следовательно, лицо, в чью пользу происходило изъятие земельного участка и объектов недвижимости, обязано зарегистрировать за собой право собственности на это имущество. В противном случае складывается ситуация, при которой земельный участок и/или объекты недвижимости остаются в собственности первоначального лица, в то время как полномочия по распоряжению этим имуществом осуществляются лицом, в пользу которого имущество изъято.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена, казалось бы, четкая схема принудительного прекращения права собственности на недвижимое имущество:
1. Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение об изъятии земельного участка и о прекращении права собственности на недвижимое имущество на этом участке.
2. Собственник (правообладатель) уведомляется об изъятии земельного участка.
3. Решение регистрируется в Едином государственном реестре прав, о чем сообщается собственнику (правообладателю).
4. С собственником земельного участка заключается соглашение о выкупе земельного участка, а при недостижении такого соглашения выкуп происходит в судебном порядке.
5. Государственная регистрация прав на земельный участок и/или
недвижимое имущество на этом земельном участке осуществляется
лицом, в пользу которого происходило изъятие.
Однако в этой схеме прослеживается ряд несоответствий: противоречие земельного и гражданского законодательств относительно выплат собственнику (правообладателю) убытков; неопределенность роли органа местного самоуправления в принятии решения об изъятии земельного участка и т. д. Наличие таких несоответствий ставит под вопрос как правомерность изъятия земельного участка и недвижимого имущества на нем, так и гарантии собственника на равноценное возмещение стоимости изъятого имущества.
Кроме того, существенным нарушением прав собственников и правообладателей недвижимого имущества, изымаемого для государственных и муниципальных нужд, является нечеткое соблюдение государственными органами и органами местного самоуправления порядка изъятия, как, например, при несоблюдении требования о государственной регистрации решения об изъятии земельного участка.
По мнению редакционного совета, автор исследует весьма актуальные и интересные правовые вопросы. Однако изъятие имущества для государственных и общественных нужд представляет собой сложную юридическую конструкцию, каждый элемент которой трудно поддается однозначному толкованию. В частности, представляется слишком категоричным мнение автора о том, что не соответствует закону и подлежит отмене решение об изъятии недвижимого имущества на арендуемом земельном участке. Поскольку арендные отношения земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, подлежащий изъятию, строятся на договорной основе, наряду с вопросом об изъятии недвижимого имущества, должен быть решен вопрос о прекращении правоотношений сторон по аренде земельного участка в установленном законом и договором порядке. Приглашаем заинтересованных авторов к дискуссии по затронутым в статье Е. Ю. Журбиной вопросам.
Е. Ю. Журбина, юрист юридической компании Legas, Москва
В соответствии с нормами действующей Конституции РФ, частная собственность считается неприкосновенной. Однако в некоторых случаях земельные участки могут быть изъяты у действующих собственников в пользу государства или для реализации нужд местного муниципалитета.
Именно поэтому нужно знать все без исключения юридические тонкости рассматриваемого вопроса. В подавляющем большинстве случаев основанием для изъятия могут считаться государственные нужды. Например, может потребоваться прокладывание инженерных коммуникаций через территорию собственника.
Для понимания особенностей того, как производится выкуп недвижимого имущества при изъятии земельного участка, необходимо ознакомиться с нормами действующего законодательства, с порядком отчуждения земли, с ключевыми причинами, с условиями, а также с требуемой документацией.
О чем говорит Закон
Действующая Конституция РФ устанавливает следующие гарантии.
Распространяемые на права собственности:
- ни один гражданин не может быть лишен своего имущества без наличия у заинтересованных государственных органов специального судебного постановления;
- изъятие имущественных объектов может быть произведено только при условии равноценного возмещения;
- взыскание невозможно за исключением тех обстоятельств, которые прописываются в действующем законодательстве.
Отчуждение земли происходит в тех ситуациях, когда:
- имущество в силу закона не может принадлежать конкретному лицу;
- производится изъятие участка для нужд муниципалитета;
- происходит выкуп культурных или исторических ценностей.
Практика показывает, что достаточно часто встречаются ситуации, когда при строительстве транспортных развязок, реконструкции района, проведении трубопровода требуется использование частной собственности граждан. В этих случаях собственники или правообладатели лишаются прав на имущество в принудительном порядке, с учетом выплаты выкупа.
Свидетельство о государственной регистрации права
Порядок отчуждения земли в пользу государства
Основания для изъятия собственности у граждан, перечисленные в статье 235 Гражданского Кодекса РФ, являются исчерпывающими. Они указывают на факт того, что объект недвижимого имущества может быть конфискован у действующего владельца только с учетом изъятия участка земли, на котором расположено конкретное здание.
Статья 235. Основания прекращения права собственности
Кроме того, Земельный Кодекс РФ определяет возможность принудительного изъятия территорий для нужд государства или региональных муниципалитетов. В статье рассматриваемого Кодекса содержится отсылка к тому, что порядок выкупа и прегрешения прав пользования устанавливается действующим гражданским законодательством.
Стоит отметить, что для собственников участков предусматривается следующий перечень гарантий:
- имущество, расположенное на земле при его изъятии, подлежит выкупу со стороны государственных органов на основании статей 279-282 Гражданского Кодекса;
- в любом случае будет осуществлено равноценное возмещение;
- собственник не может лишиться своего участка без прекращения соответствующих прав в судебном порядке.
Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд
Статья 281. Возмещение за изымаемый земельный участок
Статья 282. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда
Стоит обратить особое внимание на факт того, что порядок выкупа применяется и в тех случаях, когда собственник имущественного объекта не является фактическим владельцем земли.
Причины и процедурный порядок
Выкуп недвижимого имущества при изъятии земельного участка может быть осуществлен в пользу государства или муниципалитета. Данное условие в полной мере прописывается в статье 49 Земельного Кодекса РФ.
Владельцы имущественных объектов должны в обязательном порядке получить на руки письменное уведомление о том, что происходит инициирование процедуры изъятия.
Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Информация об этом должна поступить гражданину не позднее чем за 12 месяцев до момента осуществления мероприятия.
В качестве основных причин стоит выделить следующие:
- государство выполняет свои обязательства по международным соглашениям;
- осуществляется процедура отчуждения земельного участка для размещения федеральных объектов;
- осуществляется изъятие в прочих случаях, регламентируемых действующим законодательством.
Важно помнить о том, что земельные участки изымаются для нужд государства очень редко и только в исключительных случаях, каждый из которых указывается в статье 49 Земельного Кодекса.
Выкуп производится самим государством или ответственным федеративным субъектом. Постановление о необходимости получения конкретного участка принимается федеральными или региональными органами исполнительной власти.
Порядок осуществления процедуры заключается в следующем:
- действующий правообладатель и представители органов государственной власти должны обсудить условия и прийти к консенсусу;
- сумма и нюансы возмещения прописываются в соответствующем соглашении;
- собственник имеет законные основания для получения компенсационных выплат по всем типам имущества, которое было изъято и по которым гражданин понес убытки;
- изымаемый участок может быть заменен на любой другой равноценный имущественный объект – на замену может быть предоставлен и земельный участок больших размеров.
Нюансы выкупа недвижимого имущества при изъятии земельного участка
Объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, изъятие которых предусматривается на основании государственного постановления, выкупается у фактического собственника или реализуется в рамках публичных торгов на основании решения компетентных судебных инстанций. Об этом говорится в статье 239 Гражданского Кодекса РФ. Что касается более подробного порядка выкупа, то он регламентируется статьями 279, 447-449 Гражданского Кодекса.
В каждом конкретном случае принудительного взыскания, собственники имеют законное право на получение предварительного и равноценного финансового или имущественного возмещения. Владельцу может быть выплачена стоимость построек, жилых объектов, памятников культурно-исторического наследия, производственных цехов и прочего имущества.
Статья 447. Заключение договора на торгах
Статья 448. Организация и порядок проведения торгов
Статья 449. Основания и последствия признания торгов недействительными
Оценка вышеуказанных объектов осуществляется с учетом сметной стоимости по типовой документации. Что касается незавершенного строительства, то оно может оцениваться только исходя из фактически осуществленных ремонтно-строительных мероприятий и затрат на момент взыскания участка земли.
Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится
Постановление судебных инстанций выносится по требованию органов государственной или муниципальной власти, которые должны позаботится о предоставлении убедительной доказательной базы по факту необходимости изъятия конкретного участка и располагающихся на нем имущественных объектов. В подавляющем большинстве случаев суд утвердит необходимость компенсационных выплат в пользу фактического владельца.
Условия и порядок
Порядок выкупа земель и объектов недвижимого имущества в полной мере регламентируется в статьях Гражданского Кодекса РФ. Решение об изъятии принимает местное самоуправление или учреждения, представляющие интересы федеральной власти. Собственники участков должны не менее чем за год быть уведомлены о начале процедуры. Соответствующий документ отсылается владельцам в письменном виде.
В этом уведомлении указываются сведения о дополнительных гарантиях, распространяемых на права собственника. Другими словами, земля не может быть изъята компетентными органами в течение 12 месяцев с момента получения уведомительной документации. В течение указанного срока действующий собственник может заключить соглашение с муниципалитетом о выкупе земли и недвижимого имущества.
В тех ситуациях, когда конкретный владелец отказывается удовлетворять требование, вопрос будет решаться исключительно в порядке судебного разбирательства. Это предусматривается нормами, содержащимися в главе 25 Гражданского-Правового Кодекса РФ.
Решение государственных учреждений об изъятии участков земель из собственности в пользу федеральных или муниципальных нужд должно быть в обязательном порядке зарегистрировано в территориальном отделении государственного реестра.
В соответствии с положениями Федерального Закона №122 от 21 июля 1997 года о государственной регистрации прав и соответствующих сделок, связанных с имущественными объектами, права на участки земли подлежат регистрации в едином государственном реестре – ЕГРП.
Необходимые документы
Для получения выкупа заинтересованным лицам нужно предоставить в компетентные органы следующий пакет документов:
- свидетельства или арендные соглашения, подтверждающие наличие прав собственности на имущественный объект;
- справки из территориального отдела БТИ на объект недвижимого имущества – это могут быть выписки из технического паспорта, экспликации, поэтажные планы и так далее;
- разрешение на осуществление мероприятий, связанных с перепланировкой – если они имеются в наличии у владельца;
- сведения о наличии разнообразных обременений у имущественного объекта – например, залоговое обеспечение или долговые обязательства, наличие арендаторов или оговорок юридического характера, наличие дополнительных соглашений (контрактов, налоговых обложений и так далее);
- свидетельство, подтверждающее наличие права на использование участка земли;
- сведения о балансовой стоимости и взносам по коммунальным платежам.
Стоит отметить, что приветствуется предоставление сведений о смете по проведенным ремонтным мероприятиям, о платежах, выплаченных в пользу непосредственных арендаторов путем перечисления на банковский счет и так далее.