Процедура утверждения схемы расположения земельного участка в 2022 году

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитет, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

    Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

    Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

    В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  2. В электронной форме в Комитет, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта Комитета, указанного в п.1.3.1.3 административного регламента, Портала, федерального Портала.

    При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

    При подаче жалобы через Портал заполнение заявления о рассмотрении жалобы производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА (возможность подать жалобу посредством Портала обеспечивается для заявителей, которыми ранее были поданы электронные заявления о предоставлении государственных услуг).

  3. Жалоба может быть подана заявителем через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ). При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

    Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2022 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом. В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (указывается адрес и справочный телефон), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным здесь.

Закрепить право собственности и в дальнейшем проводить операции с землей (законная застройка, продажа, передача по наследству) позволяет кадастровый паспорт. Получение документа невозможно без составления ряда предварительных текстовых и графических бумаг, содержащих информацию об участке, одной из которых является схема его расположения на кадастровом плане.

Порядок подготовки и содержание документа

Согласно ст.11.10 ЗК РФ указанная схема представляет собой графическое изображение установленных границ для вновь созданного участка или нескольких территорий, образованных из исходной путем разделения или выделения. Той же статьей закреплен порядок подготовки схемы и ее утверждение, обязательное соответствие установленным требованиям регламентирует Приказ Минэкономразвития РФ N 762 от 27 ноября 2022 г.

Составление схемы необходимо в случае:

  • образования участка, предназначенного для передачи в частное владение путем проведения аукциона или без торгов;
  • создания новых площадей из ранее существующей земельной территории;
  • изъятия земли для государственных нужд;
  • выделения участков в собственность при выходе из коллективного товарищества.

При первичном образовании участков инициатором создания схемы их расположения выступает орган исполнительной власти, ответственный за передачу земель в личное пользование жителям региона (п.3 ст.11.10 ЗК РФ). На практике граждане самостоятельно оформляют необходимые бумаги, что разрешено законодательством. Для начала процедуры формирования схемы участка следует обратиться с паспортом в лицензированную кадастровую службу (или к частному специалисту), заполнив заявку на проведение работ на основе полученного постановления местной администрации о выделении земли.

По предоставленным документам кадастровый инженер запрашивает необходимую информацию в соответствующих организациях (Кадастровая палата, Росреестр и т.д.) либо у заказчика работ. Неполнота или недостоверность данных позволяют специалисту отказаться от принятых обязательств по составлению схемы (ст.29.1 ФЗ N 221 от 24 июля 2007 г.). На основе анализа и систематизации материалов формируется схема расположения земельного участка, что в среднем занимает 15 дней.

Содержание схемы соответствует п.6 Приказа Минэкономразвития РФ N 762 от 27 ноября 2022 г. и включает сведения об одном или нескольких образованных участках:

  • их номера и проектные площади;
  • графическое изображение территорий с условными обозначениями;
  • перечень характерных точек, приведенный согласно принятой системе координат.

Также указывается информация о приемке схемы комиссией (наименование утверждающего органа, дата и номер решения об утверждении).

Предусмотрена разработка графического изображения в бумажном и электронном виде с применением стандартизированных программ. Случаи использования того или иного варианта, а также перечень лиц (юридических, физических) и государственных органов, имеющих право заказать составление документа, определяются пп.3-11 ст.11.10 ЗК РФ.

Порядок и сроки утверждения

Полученную схему надлежит утвердить в государственном органе, занимающемся распределением земельных территорий, для чего предоставляется:

  • графический проект с описанием, сделанный по итогам работы кадастровым инженером (схема);
  • удостоверение личности инициатора согласования;
  • заполненное по форме заявление;
  • при наличии права владения или распоряжения участком (в случае образования новых земель из ранее имеющихся в собственности, в аренде или безвозмездном пользовании) – подтверждающий документ.

По результатам рассмотрения материалов уполномоченной комиссией выносится вердикт о согласовании схемы, постановление действует 2 года (п.13, 15 ст.11.10 ЗК РФ). Решение об утверждении схемы содержит:

  • характеристику местоположения или точный адрес участка;
  • его кадастровый номер (при наличии) и площадь;
  • указание территориальной зоны и категории земель.

Решение исполнительного органа об утверждении схемы позволяет заявителю поставить участок на кадастровый учёт. Положительный результат согласования обязывает полномочного представителя утвердившей схему организации в течение 5-ти дней передать графические материалы и узаконившее их постановление в регистрационную палату для внесения сведений в Единый реестр недвижимости.

Возможные случаи отказа в утверждении схемы перечислены в п.16 ст.11.10 ЗК РФ, к ним относится:

  • несоответствие полученного документа форме и требованиям, регламентированным ст.11.9 ЗК РФ и Приказом Минэкономразвития РФ N 762 от 27 ноября 2022 г.;
  • нанесение границ участка, полностью или частично повторяющих контур территории, для которой предусмотрен проект межевания или не истек срок утверждения ранее выполненной схемы;
  • противоречие полученного графического изображения документам, учёт которых обязателен при его разработке (п.2 ст.11.10 ЗК РФ).

Лицо, подавшее заявление на утверждение схемы, уведомляется об отказе в ее согласовании с указанием недочетов, ставших причиной отрицательного решения. Устранением ошибок занимается составивший схему кадастровый инженер, после чего результат подаётся на повторное утверждение. Несогласный с отказом в утверждении схемы гражданин вправе обратиться в судебные инстанции в предусмотренном законодательством порядке.

Стоимость схемы расположения

Когда у кадастрового инженера достаточно материалов и сведений, затраты на составление схемы без выезда на местность составят 4-5 тысяч рублей. При необходимости уточнения границ участка и проведении геодезической съёмки к указанной стоимости прибавится сумма на оплату услуг инженера согласно прейскуранту.

Расценки на проведение топоработ зависят от региона, удаленности и площади земельной территории, количества необходимых для визирования точек и прочих нюансов. Поэтому до заключения договора со специализированной организацией полезно удостовериться не только в наличии лицензии на осуществление данной деятельности, необходимой квалификации и аттестации специалистов, но и поинтересоваться размером оплаты за сопутствующие составлению схемы расположения участка виды работ.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499 )350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Любой земельный участок рано или поздно находит своё отражение на кадастровом плане того района, в котором он находится.

Без такого отображения он не будет считаться полноценным, а какие-либо юридически значимые действия с ним будут запрещены. Что необходимо знать о схеме расположения участка на кадастровом плане и кто может утвердить составленный документ?

Что такое схема расположения участка и сколько она действует

Схема расположения земельного участка представляет собой особый вид документов, которые составляются для отображения законности расположения участка на той или территории.

Этот документ подразумевает под собой отражение на кадастровом плане той или иной территории границ конкретного земельного участка с учётом всех его узловых точек.

Так как расположение участка в основном относится к более или менее стабильному состоянию, а границы самого надела могут меняться только в зависимости от того, какие юридические или природные процессы происходят на рассматриваемой территории, то и говорить о том, что должно произойти изменение схемы, можно только после того, как наступили соответствующие обстоятельства. Таким образом, срок действия схемы подразумевается в постоянном варианте, если не происходит никаких иных изменений границ участка или его площади.

Однако, как и у любого юридически значимого документа, у схемы, если не произошли различные обстоятельства, срок действия может быть ограничен шестью месяцами с момента ее утверждения, если иное не предусмотрено самой схемой и теми нормативными актами, на основе которых она была создана.

Порядок подготовки

Создание схемы расположения земельного участка происходит только по заявлению владельца исследуемого участка или его уполномоченного представителя.

Изготовление этого документа осуществляет кадастровый инженер на основании соответствующего заявления и приложенных к нему документов на участок.

Прежде чем говорить о том, какой порядок подготовки схемы необходимо соблюсти, надо отметить, для каких целей эта схема может быть составлена.

Среди таких целей выделяют:

  • Если образуется участок, который в дальнейшем будет реализован (независимо от того, будет ли осуществляться реализация путём проведения торгов или без таковых);
  • Если новый участок был образован путём раздела существующего участка независимо от той формы владения, в которой он находится;
  • Если участок в дальнейшем будет изъят для государственных нужд;
  • Если было произведено перераспределение существующих земельных участков.

В зависимости от того, какие цели преследуются для составления такой схемы, будут некоторые отличия в порядке составления, а именно в том списке документов, которые должны быть предоставлены кадастровому инженеру.

При составлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане необходимо соблюсти ряд обязательных шагов, которые позволят подтвердить законность составленного документа:

Обращение к кадастровому инженеру с заявлением о составлении схемы

В тексте заявления указывается, о каком конкретно участке идет речь, а также указываются все необходимые данные, на основании которых будет составляться схема. К заявлению следует приложить все имеющиеся документы на участок, чтобы облегчить процесс составления схемы.

Непосредственно создание схемы расположения земельного участка

На этом этапе кадастровый инженер изучает все представленные документы на участок и составляет на основе полученных данных схему путем построения чертежа, который сможет отразить территориальное состояние участка, его положение и форму границ.
Утверждение составленной схемы.

Оно осуществляется органами Росреестра, а также в некоторых случаях специальными уполномоченными органами исполнительной власти субъектов федерации.

Перечисленные шаги считаются обязательными для подтверждения законной силы составленного документа. При этом очень важно, чтобы составлял схему специалист, имеющий аккредитацию на данный вид кадастровых работ.

Какими документами необходимо запастись для обращения к кадастровому инженеру

Подготовка схемы расположения участка на кадастровом плане является одним из действий, предназначенных для формирования такого земельного участка, с которым можно будет совершать абсолютно законные юридически значимые действия.

Именно по этой причине при формировании пакета документов, предоставляемых кадастровому инженеру, необходимо будет обратить особое внимание на те документы, которые смогут подтвердить законность подачи заявки на составление схемы.

К таким документам будут относиться:

  • Кадастровый паспорт ранее существовавших участков или новообразованного участка, если он был поставлен на кадастровый учёт. При этом, в таком паспорте обязательно должен содержаться кадастровый номер участка (если он прошёл процедуру первичной регистрации с присвоением такого номера в органах Росреестра);
  • Постановление или Решение руководителя уполномоченного органа о выделении или образовании земельного участка;
  • Документы, которые смогут подтвердить личность заказчика (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заказчика);
  • Все имеющиеся документы на преобразуемый участок, если он был оформлен на праве собственности или праве владения и имеет соответствующее документальное подтверждение своего статуса (например, свидетельство о праве собственности и т.д.);
  • Документы, подтверждающие составление ранее кадастровых планов или схем расположения участка или его границ.

В том случае, если по каким-то причинам будет установлено нарушение в поданных документах, кадастровый инженер вправе вернуть заявление заказчику с указанием причин отказа.

Кто утверждает схему и каков порядок

Для того, чтобы схема расположения земельного участка стала носить законный характер, необходимо ее утвердить. Как уже говорилось выше, сделать это можно в территориальных подразделениях Росреестра или уполномоченных органах государственной власти.

Для того, чтобы схема была утверждена, с соответствующим заявлением необходимо обратиться в территориальное подразделение того или иного уполномоченного учреждения.

К заявлению необходимо приложить также:

  • Собственно саму схему;
  • Заключение кадастрового инженера, подводящее итог проведённой работе;
  • Кадастровые документы на участок, на основании которых составлялась схема;
  • Квитанцию по оплате услуг (если такое предусмотрено действующим законодательством).

Кроме того, для подтверждения законности составленной схемы необходимо будет также приложить и документы, согласно которым произошло образование нового участка.

Как правило, среди таких документов следует рассматривать Постановление или решение руководителя уполномоченного органа по распределению и управлению государственным имуществом о реорганизации или образовании новых участков из уже существовавших.

В настоящее время утверждение схемы в Росреестре осуществляется бесплатно. Что касается специально уполномоченных органов, то в каждом конкретном случае они определяют самостоятельно, но с опорой на действующее законодательство, можно ли взимать плату за утверждение схемы, а также размер такой платы (с опорой на Налоговый Кодекс Российской Федерации).

Стоимость подготовки схемы

Так как подготовка схемы подразумевает под собой достаточно сложный процесс, во время которого осуществление работ будет происходить в несколько этапов, стоимость его будет колебаться в зависимости от цены каждого этапа.

В настоящее время на территории России действуют следующие расценки:

  • Для физических лиц непосредственно составление схемы будет колебаться от 7 тысяч 500 рублей до 10 тысяч. Выезд кадастрового инженера на участок для проведения топографической съёмки оплачивается в соответствии с действующим прейскурантом на выездные услуги, в котором учитывается и удаленность того места, куда необходимо выезжать. Стоимость такого выезда составит от 5 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц минимальная стоимость составления схемы начинается от 20 тысяч рублей. Выезд кадастрового инженера оплачивается по договорённости.

В каждом конкретном регионе стоимость работ устанавливается, исходя из целого ряда факторов, среди которых рассматривается также и средняя стоимость земель той или иной категории.

Кроме того, каждая организация, за исключением государственных, уполномоченных на проведение геодезических и межевых работ, вправе устанавливать самостоятельно расценки на свои услуги, поэтому говорить о фиксированной стоимости таких работ на территории всего государства достаточно сложно.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории — это документ, который должен отразить фактическое положение участка в среде конкретного района или территории.

На такой схеме обязательно отражаются границы и форма участка вместе с его узловыми точками, в которых границы будут иметь свои привязки. Утверждение такой схемы происходит в установленном законом порядке при соблюдении всех требований, предъявляемых к таким документам.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Утвержденная в установленном порядке схема расположения земельного участка входит в перечень документов, на основании которых выделяется земля. Цель документа — предоставление данных о территории для предварительного согласования с собственником. Ниже я подробно расскажу о том, как получить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Что такое схема расположения земельного участка

Cхема расположения земельного участка (СРЗУ) — это документ, который представляет собой план границ создаваемого участка или перераспределяемых территорий. Утверждается уполномоченными должностными лицами и является графическим приложением к распоряжению органа, ответственного за распределение земельных ресурсов. Схема содержит описание местоположения участка. В ней определяется конкретное расположение надела на местности (координаты), а также площадь и конфигурация границ выделяемой территории.

Для чего нужна схема расположения ЗУ

Составление СРЗУ необходимо:

  • при образовании участка с целью передачи гражданину в аренду без проведения аукциона, либо для назначения торгов в отношении земли, находящейся в собственности государства или муниципалитета;
  • при оформлении территории с целью последующего изъятия для муниципальных нужд;
  • при выделении надела, который находится в собственности муниципалитета либо государства, путем раздела и передачи этой земли гражданам или организациям на праве аренды либо бесплатного пользования;
  • при образовании земельного участка путем перераспределения территорий, которые находятся в собственности у граждан, а также у государства или муниципалитета. Эта процедура в простонародье называется оформлением прирезок к имеющемуся наделу.
  • Кроме того, схема может потребоваться при получении разрешения на строительство. В иных случаях земля выделяется уполномоченными государственными или местными органами в соответствии с проектом межевания и планировки территории.

Впоследствии составляется межевой план по созданию, разделу или перераспределению земли. На его подготовку отводится два года, именно этот период имеет силу утвержденная схема расположения участка.

Что содержит схема расположения земельного участка

Требования к содержанию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане утверждены приказом Минэкономразвития №762. Схемы имеют свои особенности, которые зависят от причины их оформления. Документ обычно составляется:

  1. для перераспределения земли;
  2. для образования участка.

Есть еще схемы, создаваемые для раздела территорий, которые находятся в собственности государства. На практике они встречаются достаточно редко. При перераспределении на плане указывают как участок, который приобретается в собственность или аренду, так и участок, к которому идет присоединение. В итоге образуется единый земельный участок, включающий «прирезку». Если надел создается обособленно, то на схеме обозначается только он.

В документе должно быть отображено:

  1. расположение земельных участков;
  2. красные линии;
  3. положение капитальных строений на местности;
  4. проекты планировки земли;
  5. границы территориальных зон со специальными условиями использования;
  6. площадь ЗУ;
  7. границы ближайших участков, которые находятся на кадастровом учете;
  8. условные номера территорий;
  9. границы оформляемого земельного надела;
  10. условные обозначения, которые использовались при составлении плана;
  11. перечень координат характерных точек и их отображение на схеме;
  12. сведения об утверждении документа уполномоченными органами.

Желательно провести топографическую съемку участка и окрестностей. Прямой ссылки в действующем законодательстве на ее обязательность нет, но должностные лица многих местных администраций считают, что топографическая съемка должна проводиться. Данная процедура влечет дополнительные расходы, но имеет и положительные черты. Например, топографическая съемка выявляет все подземные коммуникации, проходящие по участку. Это поможет избежать в будущем ряда проблем, связанных с пользованием землей, а также возведением на ней строений и сооружений.

Как подготовить схему расположения земельного участка

Документ утверждается администрацией, на территории которой расположен испрашеваевый земельный участок. А кто же составляет схему? Действующие правила наделяют таким правом ряд субъектов. Схему может оформить кадастровый инженер или орган, уполномоченный распоряжаться земельными ресурсами. Также схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории можно подготовить самостоятельно. Разберем все варианты подробнее.

Подготовка СРЗУ кадастровым инженером

Кадастровый инженер оформляет схему расположения надела на кадастровом плане без выезда на место, если в его распоряжении достаточно информации относительно объекта. В противном случае понадобится выезд специалиста и обследование участка. Инженер выезжает на место и координирует границы территории, если местоположение участка невозможно определить камерально. Результаты его измерений можно затем использовать при подготовке межевого плана в случае утверждения СРЗУ.

Если положение объекта на местности можно определить камерально и не требуется проведение топографической съемки местности, то выезд кадастрового инженера не обязателен. Стоимость услуг специалиста и сроки оформления плана в этом случае будут в несколько раз меньше.

Заказать схему расположения земельного участка можно не выходя из дома. Для этого рекомендую сервис Гарант, который присылает готовый документ в течение 2-х дней. Стоимость — 1990 рублей, данные официальные и составлены кадастровым инженером (Лицензия №52-11-320) в соответствии с постановлением №762 Минэкономразвития России.


Схема расположения земельного участка, которую я недавно заказывал через Гарант

Оформление администрацией

На районную администрацию возложена обязанность оформления схемы территории только в случае реализации земли через аукцион. Во всех иных ситуациях документ может быть представлен заинтересованной организацией или гражданином. Это значит, что все расходы ложатся на заявителя.

Цифровой документ подготавливают для межведомственного взаимодействия. Орган, который выделяет землю, готовит электронную схему и направляет ее в Росреестр. Это делается для того, чтобы до регистрации права или в течение двух лет после оформления схемы на месте описанного надела не образовался другой участок. Администрация не может требовать от заявителя представить электронную схему. В противном случае это будет нарушением закона.

Самостоятельная подготовка

Законодательство дает любому гражданину и юридическому лицу право составить схему расположения земельного участка самостоятельно. Главным условием является соблюдение утвержденных норм оформления, а также точности определения координат границ и углов. Если у заявителя есть навыки владения графическим редактором и геоинформационными программами, то он вполне может самостоятельно составить план расположения участка. На документе не нужно ставить какие-либо подписи и печати. Хотя некоторые особо «ответственные» сотрудники администраций требуют и этого.

Сначала на сайте Росреестра нужно заказать электронную версию кадастрового плана. Ее загружают в графический редактор и программными средствами обозначают границы надела. Чтобы не получить отказ, важно точно соблюдать форму обрабатываемого документа. Нельзя допускать неточности в условных обозначениях и т.п. Также следует понимать, что даже идеальное оформление полностью не застрахует от получения отказа.

Казалось бы, муниципальным органам выгодно продавать землю, но самодельные документы они принимают неохотно. Скорее всего, здесь предложат воспользоваться услугами кадастрового инженера, который быстро и грамотно составит схему территории. Но хочется ли платить за документ, когда все можно оформить бесплатно?

Сложности самостоятельной подготовки:

  • При самостоятельном составлении плана обязательно нужно пользоваться специальными программными продуктами, ведь только они дадут требуемую точность площади и координат. Ни в коем случае ничего не делайте «на глазок» с применением циркулей, линеек и других подобных приборов.
  • Большая проблема возникает, когда на кадастровом плане вблизи надела нет никаких границ. В таком случае определить местоположение земельного участка и «привязать» его к ориентирам будет крайне проблематично.

Однако не стоит радоваться заранее, если схему расположения надела приняли. Уполномоченный орган может отказать в ее утверждении не только из-за неточностей в оформлении. Закон также содержит ряд других причин для отказа.

Причины отказа в утверждении схемы расположения ЗУ

Нередко администрация, на территории которой расположен испрашеваевый земельный участок, с первого раза не принимают схемы земельных участков. Может потребоваться доработка документа. Не стоит переживать по этому поводу и спорить с ответственными сотрудниками. Следует уточнить, что именно не устраивает чиновников. Возможно, потребуется просто внести незначительные исправления в условные обозначения.

Отказывают и по надуманным причинам. Конечно, у администрации могут быть свои планы относительно испрашиваемой территории. Тогда заявителя будут «мурыжить» годами, пока он сам не откажется от претензий на землю. Оснований для отказа в утверждении плана немного, но достаточно, чтобы поиграть на нервах заинтересованных лиц.

Отказ допускается, если:

  • документ не соответствует утвержденным требованиям приказа №762 Минэкономразвития;
  • границы образуемого надела пересекают границы иного участка, который уже числится на кадастровом учете;
  • границы создаваемого участка пересекаются с границами другого надела, схема расположения которого утверждена, и срок ее действия не истек;
  • образуемый надел не соответствует требованиям действующего законодательства;
  • границы участка противоречат проекту планировки площади либо землеустроительной документации;
  • ЗУ находится в области, где утвержден проект межевания территории. Мотивом для такого решения обычно является несоответствие участка, описанного в приложенной схеме, утвержденному проекту межевания и планировки. В таком случае получить землю в указанном месте в собственность или аренду будет очень проблематично. Единственным выходом является включение участка в проект.

Выводы

Если вы уверены в своих силах и сможете точно указать координаты границ, то попробуйте составить схему самостоятельно. Скорее всего документ придется не раз подгонять под требования администрации, зато она будет бесплатной. Но когда нужны точные измерения и нет времени на самостоятельное оформление — рекомендую обращаться к лицензированному кадастровому инженеру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: