Требования по приобретению земельного участка из муниципальной собственности в 2020 году

В настоящее время существует следующий порядок приобретения земельного участка в собственность: приобретение участка у прежнего владельца либо выкуп из государственной или муниципальной собственности.

Приобретение земельного участка у прежнего владельца намного проще и не требует большого количества времени. Однако его цена может быть значительно выше, чем у аналогичного земельного участка, находящегося в государственной собственности.

Участок из государственной собственности можно получить бесплатно, однако категория лиц, имеющих на это право, весьма ограничена.

Для того, чтобы купить земельный участок у прежнего владельца, необходимо заключить с ним договор продажи в соответствии с требованиями, изложенными в параграфе 7 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. В договоре обязательно должны быть предусмотрены следующие существенные условия:

  • предмет договора (необходимо четко указать данные, позволяющие установить соответствие земельного участка, подлежащего продаже: категорию земли, включая целевое ее назначение, площадь территории);
  • цена договора-продажи, согласованная сторонами.

После согласования всех деталей договора купли-продажи и его подписания нужно оформить государственную регистрацию. Процедура осуществления госрегистрации регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-Ф3. Регистрировать необходимо переход права собственности на землю.

Для этого нужно обратиться в соответствующий орган юстиции по месту расположения приобретаемого участка, предоставив следующие документы:

  • заявление о регистрации;
  • квитанцию об оплате регистрации;
  • договор купли-продажи;
  • документы, удостоверяющие личность покупателя;
  • кадастровый план.

После приема заявления и документов учреждение юстиции их рассматривает и в месячный срок выносит решение о государственной регистрации. При положительном решении выдаётся свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

На этом порядок приобретения земельного участка завершен.

Намного сложнее обстоит дело с выкупом участка земли из государственной собственности. Согласно законодательству земельный участок, предназначенный для строительства, может перейти в частную собственность только в результате торгов (аукциона).

При приобретении земли необходимо:

  • подать в местные органы самоуправления заявление с просьбой предоставить земельный участок для строительства жилого дома;
  • заказать в специальной лицензированной организации топографический план участка;
  • получить выкопировку из топографического плана и подать заявление для выяснения отсутствия обременений в отношении данного участка;
  • представить с таким же пакетом документов заявление об отсутствии (либо наличии) запретов на строительство на участке;
  • подать весь пакет документов для окончательного решения в местные органы исполнительной власти или самоуправления.

На основании всех вышеперечисленных действий местные органы самоуправления должны принять решение об аукционе, предметом которого является право собственности на земельный участок. Аукцион проводится в месячный срок после принятия указанного решения. Если кроме инициатора в течении месяца никто не изъявил желания участвовать в нем, заявитель имеет право выкупить земельный участок, уплатив его номинальную стоимость.

Протокол результатов аукциона является основанием для оформления договора купли-продажи земельного участка. На практике между победителем аукциона и местным органом власти заключается договор аренды сроком на три года. В течении этого времени застройщик обязан возвести строения согласно целевому предназначению участка. Только после этого участок окончательно передаётся владельцу в частную собственность.

%PDF-1.5%
921 0 obj>endobj
937 0 obj>/Filter/FlateDecode/ID[]/Index[921 26]/Info 920 0 R/Length 92/Prev 2578046/Root 922 0 R/Size 947/Type/XRef/W[1 3 1]>>stream
hbbd«`b«~ LN`» X

Наименование: ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27.03.2020 г. № 12 Об утверждении порядка формирования и ведения реестра земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

Дата: 27.03.2020

 Российская Федерация

Администрация

Успенского сельского поселения

Новгородская область Новгородский район

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 27.03.2020 № 12

с. Успенское

Об утверждении порядка формирования и ведения реестра земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

 

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», целях организации учета земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования и ведения реестра земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

(приложение 1).

2. Назначить ответственным лицом за ведение реестра земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

, Федорову Г.В., специалиста 1 категории поселения.

3. Настоящее постановление подлежит публикации и размещению на официальном сайте Администрации

Успенского сельского поселения

в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 Глава поселения                                              Е.В. Филиппова

 Приложение 1

к постановлению Администрации

Успенского сельского поселения

от 27.03.2020 № 12

ПОРЯДОК

формирования и ведение реестра земельных участков, находящихся

в муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру формирования и ведения реестра земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

(далее – реестр земельных участков).

2. В настоящем Порядке под реестром земельных участков понимается перечень объектов учета и данных о них, как на бумажных, так и на электронных носителях.

3. Реестр земельных участков является составной частью реестра муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

(раздел учета «Недвижимое имущество»).

4. Объектами учета реестра земельных участков  (далее – объекты учета ) являются земельные участки, доли в праве общей собственности на земельные участки, на которые право муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Успенским  сельским поселением, предусмотренным гражданским законодательством, которые признаны таковыми федеральными законами, а также на основании решений судов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее —  земельные участки).

5. Данными об объектах учета  являются сведения, характеризующие эти объекты (наименование; адрес (местоположение)/наименование объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке; площадь; кадастровый номер; кадастровая стоимость; категория земель/разрешенное использование (фактическое использование); вид права, на котором используется данный земельный участок /реквизиты документа, удостоверяющего право; совместное пользование/обременения правами третьих лиц/реквизиты документа, удостоверяющего право; сведения о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок  (приложение 1).

II. Порядок учета земельных участков, находящихся

в муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

1. Учет земельных участков, находящихся в муниципальной   собственности

Успенского сельского поселения

, осуществляется путем их включения в реестр земельных участков.

2. Для учета земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

, каждому земельному участку присваивается реестровый номер.

3. На каждый земельный участок, вносимый в реестр земельных участков, открывается дело. Делу присваивается тот же реестровый номер, что и земельному участку.

4. Дело на земельный участок, на который право муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

возникло при разграничении государственной собственности на землю, формируется из:

а) копии свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

б) кадастров ого плана;

в) свидетельства о государственной регистрации прав;

г) распоряжения о внесении земельного участка в реестр земельных участков;

д) постановления о предоставлении земельного участка в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования;

е) при установлении сервитута в отношении данного земельного участка: документа, удостоверенного посредством совершения специальной регистрационной надписи в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, об установлении сервитута;

ж) при продаже земельного участка после его включения в реестр земельных участков:

— копия заявки на приобретение земельного участка;

— копия постановления о продаже земельного участка;

— копия договора купли-продажи;

— распоряжение об исключении земельного участка из реестра земельных участков.

5. Дело на земельный участок, не занятый объектами недвижимости, на который право муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

возникло в результате заключения гражданско-правовой сделки, формируется из:

а) постановления о приобретении земельного участка;

б) кадастрового плана;

в) договора купли-продажи, пожертвования, дарения;

г) свидетельства о государственной регистрации прав;

д) распоряжения о внесении земельного участка в реестр земельных участков;

е) постановления о предоставлении земельного участка в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования;

ж) при продаже земельного участка после его включения в реестр земельных участков:

— копия заявки на приобретение земельного участка;

— копия постановления о продаже земельного участка;

— копия договора купли-продажи;

— распоряжение об исключении земельного участка   из реестра земельных участков.

6. Дело на земельный участок, на который право муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

возникло в результате заключения гражданско-правовой сделки при приобретении зданий или сооружений вместе с земельными участками под ними, формируется из:

а) постановления о приобретении в муниципальную собственность сельского поселения зданий или сооружений (при его наличии);

б) кадастрового плана;

в) договора купли-продажи, пожертвования, дарения;

г) свидетельства о государственной регистрации прав собственности на земельный участок;

д) распоряжения о внесении земельного участка в реестре земельных участков;

ж) постановления о предоставлении земельного участка в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования;

к) при продаже земельного участка   после   его включения в реестр земельных участков:

— копия заявки на приобретение земельного участка;

— копия постановления о приватизации зданий или сооружений или продаже земельного участка;

— копия договора купли-продажи;

— распоряжение об исключении земельного участка из реестра земельных участков.

7. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Успенского   сельского поселения, не внесенные в реестр земельных участков, не могут быть отчуждены или обременены.

III. Порядок ведения реестра земельных участков  

1. Ведение реестра земельных участков осуществляется по территориальному признаку.

2. Ведение базы данных земельных участков означает занесение в нее объектов учета и данных о них, обновление данных об объектах учета и их исключение из указанной базы данных при изменении формы собственности на объекты учета.

3. Реестр земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

, утверждается распоряжением администрации

Успенского сельского поселения

. Изменения в реестр земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Успенского сельского поселения

, вносятся распоряжением администрации

Успенского сельского поселения

.

IV. Порядок предоставления информации, содержащейся

в реестре земельных участков

1. Информация о земельных участках, содержащаяся в реестре земельных участков, предоставляется гражданам и юридическим лицам, у которых данные земельные участки находятся в пользовании, а также иным заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новгородской области.

 2. Информация из реестра земельных участков предоставляется администрацией

Успенского сельского поселения

по запросам лиц, указанных в пункте 1 раздела IV, а также по запросам органов, которым по действующему законодательству обязаны предоставлять информацию (суд, прокуратура, правоохранительные органы и др.), в десятидневный срок.

V. Заключительные положения

Собственником реестра земельных участков является Успенское сельского поселения. Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Чудовского муниципального района, иные органы исполнительной власти Новгородской области, осуществляют владение и пользование соответствующими муниципальными базами данных, а также реализуют полномочия распоряжения ими в пределах, установленных законодательством.

 Приложение 1

к Порядку формирования и ведения

реестра земельных участков, находящихся

в муниципальной   собственности

Успенского сельского поселения

РЕЕСТР

  земельных участков, находящихся в муниципальной собственности 

Успенского сельского поселения

Реестровый номер муниципальной собственности на земельный участок наименование Адрес (местоположение)/наименование объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке Площадь (м2) Кадастровый номер Кадастровая стоимость (руб.) Категория земель, разрешенное использование (фактическое использование) Вид права, на котором используется данный земельный участок/ реквизиты документа, удостоверяющего право Совместное пользование/ обременение правами третьих лиц/ реквизиты документа, удостоверяющего право Сведения о государственной регистрации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                   
                   
                   

Земельные наделы, принадлежащие государству и муниципалитету, предоставляются гражданам и предприятиям во временное пользование и в собственность. Последние изменения земельного законодательства установили правило о невозможности предоставления физическим лицам земли в постоянную эксплуатацию.

Если такое право появилось до опубликования действующей редакции Земельного кодекса, то оно сохраняется за гражданином. Вместе с этим допускается переоформление им по желанию права бессрочного использования территории на собственное право.

Распоряжение муниципальной землей находится в компетенции местных органов. Решение муниципального органа о предоставлении надела – первичное и основное юридически значимое выражение воли владельца о передаче прав на нее.

В случае безвозмездной передачи объекта оно выступает как основание для отвода площади в натуре и осуществления регистрации прав на нее. Если отчуждение производится на безвозмездной основе, оно становится основанием для заключения соглашения.

Начальные параметры

Положения по законодательству

Пункт 1 статьи 5 Земельного кодекса установил, что в качестве участников земельных правоотношений выступают не только граждане и организации, но и государство, его субъекты, муниципалитеты.

Статья 5. Участники земельных отношений

Частная собственность – это участки, полученные предприятиями на основаниях, определенных российским законодательством. При этом статья 25 ЗК РФ отсылает к гражданскому закону и гласит, что права на земельные наделы появляются по установленным им основаниям федеральным законодательством и обязательны для государственной регистрации.

Статья 25. Основания возникновения прав на землю

Согласно статье 28 ЗК территории, принадлежащие муниципалитетам и государству, предоставляются предприятиям за определенную плату. Бесплатная передача возможно лишь в случаях, установленных законом.

Исключительным правом на приобретение участка, которым владеет муниципалитет, в собственность за плату по правилам обладает не каждое юридическое лицо, а только владелец недвижимых объектов, имеющихся на нем с одновременным отсутствием законных причин для отказа в приватизации.

Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Главные основания

Старая редакция Земельного кодекса, действовавшая до марта 2015 года, содержала довольно обширный список оснований, по которым государственные и муниципальные землевладения могли предоставляться гражданам и юридическим лицам в арендное пользование без осуществления торгов. По сути, исключительно по результатам торгов земельные наделы предоставлялись под строительство жилой недвижимости.

Другие разновидности разрешенной эксплуатации земли давали возможность приобретения земельных площадей в арендное использование без торгов, если соблюдались определенные условия, в частности, если заблаговременно осуществлена публикация о запланированной передаче земельного надела.

С 1 марта 2015 года такой порядок подвергся значительным корректировкам. Согласно части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса в действующей редакции арендные контракты на земельные территории, имеющиеся в собственности муниципалитета или государства, можно заключать только на торгах, проводимых исключительно в аукционной форме, кроме ситуаций, прямо определенных пунктом 2 рассматриваемой нормативной статьи.

Помимо этого, по пункту 7 статьи 39.11 ЗК России в случаях, когда согласно основному виду разрешенной эксплуатации земельного надела предусмотрено строительство зданий, сооружений.

Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков в аренду на торгах и без проведения торгов

Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка

Такая площадь предоставляется посредством осуществления аукциона в отношении права на заключение арендного контракта на земельный участок, кроме случаев проведения аукционных мероприятий по реализации земельного надела или аукциона на право заключения арендного контракта на территорию согласно положениям статьи 39.18 Земельного кодекса.

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков гражданам для ИЖС

Итак, следует сделать заключение о том, что общее правило предусматривает возможность любого предоставления земельных участков в арендное пользование в 2020 году только на основе проведения аукциона, за исключением ситуаций, прямо установленные основным земельных законом.

Условия предоставления

Участок земли, находящийся в собственности муниципальных властей, можно купить на основании постановления о передачи по кадастровой стоимости. Земельный кодекс требует произведения таких действий только на платной основе. При этом допускается одноразовая бесплатная приватизация уже имеющейся в пользовании территории.

Оформление документов

Законная продажа земли предполагает произведение действий по переносу прав собственности на определенную территорию.

Для этого необходимо обращение в государственный орган по месту нахождения продаваемой площади, предоставив следующий комплект обязательной документации:

  • заявление, выражающее желание зарегистрировать надел;
  • квитанцию об оплате регистрационных действий;
  • контракт с условиями покупки;
  • документы, подтверждающие личности сторон сделки;
  • кадастровый план.

Скачать образец заполнения заявления о регистрации права собственности на земельный участок

Приобретение земельного участка из государственной собственности сложнее, чем просто смена хозяина. Законодательство разрешает переход земельного участка в частное владение только по результатам торгов.

Подавать документацию для приобретения такой земли следует в определенном порядке:

  1. Подать заявление в местный властный орган для предоставления определенной площади в целях осуществления частного строительства.
  2. Заказать план топографии в специальной государственной или частной компании.
  3. Получить копию топографического плана.
  4. Обратиться с заявлением о проверке отсутствия каких-либо обременений в отношении данного надела.
  5. Со всеми этими документами сделать заявку на выдачу справки об отсутствии запретов на возведение зданий.
  6. Со всеми полученными справками и собранными документами обратиться в орган местного самоуправления для получения окончательного решения.

Образец заявления о выделении земельного участка

Инструкция по приобретению земельного участка из муниципальной собственности

Если право на бесплатную приватизацию уже использовано, то для получения земли в собственное владение придется заплатить.

Последовательность действий следующая:

  1. Обращение с заявлением и паспортом к местной администрации. Для приобретения арендованной земли потребуется предоставление договора о сделке, кадастровые выписки на отведенную территорию и копии всей имеющейся документации.
  2. В месячный срок исполнительный орган должен вынести постановление, где будет отражен размер платы за получение участка в собственность.
  3. Произведение оплаты в ближайшем банковском отделении, принимающем платежи от граждан.
  4. Предъявление копии квитанции о произведенной оплате и ее подлинника представителю органа местной власти.
  5. Обращение в ФУГРЦ с заполненным заявлением, полученными справками и их копиями. Спустя месяц будет произведена окончательная передача права собственности.

Внимание! Если предоставить в местную администрацию справку о том, что право на приватизацию не использовано, со всеми остальными документами (паспортом, заявлением, выписками) участок можно получить абсолютно бесплатно.

При покупке земельного надела, приобретенного в результате торгов на аукционе, он передается по цене равной 2,5% стоимости по кадастру.

Для этого следует предоставить документацию, подтверждающую ввод возведенного дома в эксплуатацию, паспорт, арендный договор, заключенный после торгов.

Прочие оговорки

Способы передачи прав

Для приобретения земельного участка и переоформления его в частное владение законодательством установлен определенный порядок.

Это может быть:

  • обычная покупка у прошлого частного хозяина;
  • выкуп у государства;
  • приобретение из муниципальной собственности.

Первый вариант, предполагающий простую сделку купли-продажи с конкретным частным лицом, является самым простым и обычно не занимает большого количества времени для оформления необходимой документации.

Стоимость такой земли, как правило, увеличена в разы, чем в случае получения территории из государственного или муниципального владения.

Государственным наделом можно обзавестись бесплатно. Однако, круг лиц, имеющих такое право, достаточно ограничен.

Специфика без торгов

Процедура заключения контракта без поведения торгов зависит от оснований, которые имеются у лица, желающего получить земельный участок, на такой договор.

Все эти основания условно классифицируются на три группы:

  • Заключение контракта с лицом, у которого имеется право на заключение нового соглашения без торгов (пп. 31, 31 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
  • Однократное заключение арендного договора на землю, где имеются объекты незаконченного строительства, для окончания строительных работ владельцами этого имущества (п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ).
  • Заключение договора по другим основаниям, установленным ЗК РФ.

Что характерно в случае выкупа

Выкуп земельного надела у муниципалитета значительно выгоднее, чем покупка земли у частного лица. Только процедура оформления документации отличается большей сложностью. По этой причине у многих потенциальных покупателей пропадает желание такой экономии.

Право на выкуп муниципальной земельной площади есть у всех граждан и юридических лиц. Никаких ограничений в этом плане не установлено. Однако, они возникают, когда речь заходит о правах и возможностях эксплуатации определенного земельного надела.

Законодательством предусмотрены случаи, когда выкуп муниципальных земель не допустим:

  • если земли изъяты из оборота (к примеру, являются военными объектами);
  • если территория ограничена в обороте;
  • по имущественным объектам установлен запрет на приватизацию;
  • участки зарезервированы для удовлетворения государственных или муниципальных потребностей.

Продажа земельных участков из муниципальной собственности не облагается НДС. Проводка для отражения в бухучёте их выбытия следующая: Дт 91-2 Кт 01 (выбытие надела), Дт 62 Кт 91-1 (выручка от реализации участка).

Порядок заключения договора

Приобретение земельного участка из муниципальной собственности намного сложнее, чем его покупка у прежнего частного хозяина. Но явным преимуществом в такой сделке выступает цена земли. На государственные и муниципальные площади она значительно ниже, чем стоимость, устанавливаемая частниками по своему усмотрению.

Из муниципальной или государственной собственности можно получить земельный надел на бесплатной основе. Но здесь важно учесть серьезную ограниченность лиц, которым доступна такая возможность.

Дело с выкупом земельного участка осложнено различными нюансами. По действующему российскому законодательству территория, имеющая предназначением застройку, может отправиться в частное владение лишь после успешного прохождения торгов (аукциона).

На проведение аукциона отводится месячный период, начинающий течь с момента принятия решения об их осуществлении. Если помимо инициатора в этот временной промежуток никто не заявил своего желания на принятие участия в торгах, заявитель может выкупить выставленный надел по номинальной стоимости.

Основанием для оформления договора о купле-продаже земли является протокол результатов аукциона. На практике между муниципальным органом власти и победителем в аукционе заключается контракт об аренде длительностью в три года.

Скачать договор купли-продажи земельного участка

Это время предоставляется на осуществление строительства в соответствии с целевым назначением предоставленного земельного надела. Лишь после возведения строительных объектов участок подлежит окончательной передаче хозяину в частную собственность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: