Установление кадастровых границ земельных участков в 2020 году

Все наделы земли, выделенные в отдельные участки, имеют границы, определённые в межевом плане участка.

Нередко возникают ситуации, когда такие границы требуют уточнения, например, территориальные споры с соседями. Процедура уточнения границ проводится кадастровым инженером по определённым правилам.

Общие сведения об установлении границ

Под установлением границ земельного надела понимают определение координат границ участка земли, на который оформлен единый кадастровый документ, а также конкретизацию размытых приграничных линий и фиксацию всех изменений в межевом плане участка.

Для чего необходимо?

Существуют различные причины, при наступлении которых установление границ придётся проводить в сжатые сроки (например, решение суда), что нередко приводит к ошибкам, поэтому ответственные землепользователи проводят установление до возникновения юридических проблем. Особенно если в нем явно есть необходимость.

Установление границ проводится в целях:

  • Прекращения разногласий с соседними землепользователями по поводу расположения смежных участков границ;
  • Предотвращения возможных юридических проблем при сделках с наделом земли в будущем;
  • Исправления ошибок, совершённых ранее кадастровой службой при определении границ данного надела земли;
  • Исполнения судебного решения об уточнении границ;
  • Удобства разделения надела (или объединения наделов) для различных целей.

Территориальные споры обычно возникают между владельцами смежных

садовых участков

или участков для ИЖС, иногда — между владельцем-частным лицом и государственным собственником.

Если сторона, имеющая претензию, не стала урегулировать вопрос путём переговоров об установлении или такие переговоры не принесли результата, то тогда установить границы может обязать суд.

Если собственник приобрёл надел земли, межевание которого проводилось много лет назад, то уточнение может существенно изменить карту участка, что особенно важно при определении места для строительства жилого дома.

Если установить границы участка после завершения строительства, может оказаться, что часть дома находится на соседнем участке.

Необходимость разбиения участка на более мелкие для различных целей также невозможно без предварительного установления границ.

Виды кадастровых работ по установлению границ

Все кадастровые работы разделяются на виды, и деятельность кадастрового инженера и геодезиста по уточнению границ относится к виду: работы по земельным участкам, проводимые при необходимости установлению границ надела земли.

По причине возникновения неточностей в межевом плане можно выделить два основных вида кадастрового установления границ надела земли:

  • Неточности возникли из-за ошибок в расчётах;
  • Неточности возникли по причине неверно проведённых ранее геодезических измерений или из-за изменившегося ландшафта.

В первом случае кадастровые работы по установлению границ сводятся к перепроверке расчётных данных в кадастровой палате и устранения допущенных неточностей в межевом плане, а во втором случае необходимо заново проводить все измерительные работы на земельном наделе.

Кадастровый специалист при проведении работ по уточнению границ осуществляет на участке следующие виды деятельности:

  • Измерение протяжённости границ;
  • Фотосъёмка;
  • Замер высот и низин;
  • Определение координат граничных точек.

При выполнении данных работ кадастровый инженер использует специальное оборудование, и при его установке на границах между участками важно предупредить соседей о такой установке заранее.

Правила установления границ надела

Установление граничных линий в межевых планах регулируется Федеральным законом № 221 «О кадастровой деятельности», Федеральным законом № 218 «О государственной регистрации недвижимости» и Земельным кодексом РФ (ЗК РФ).

Общие правила, применяемые при установлении границ надела земли, следующие:

  • Изменение площади надела земли после установления границ не может составлять более 10% от первоначальной площади при отсутствии территориальных претензий третьих лиц;
  • Если принято предварительное решение о предоставлении муниципального надела земли в пользование конкретному лицу, то такое лицо обязано организовать и оплатить все работы по установлению границ данного надела, согласно п. 15 ст 39.15 ЗК РФ;
  • Уточнённые границы наносятся на графическую часть межевого плана надела земли, в соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона № 218.

Если существуют значительные территориальные претензии соседнего частного владельца или муниципалитета, и удовлетворение таких претензий влечёт изменение первоначальной площади надела более, чем на 10%, то такие вопросы решаются в судебном порядке.

Важно помнить, что все изменения границ должны согласовываться с землепользователями-соседями, использующими свои участки на правах:

  • Собственности;
  • Аренды;
  • Пожизненного наследуемого владения;
  • Постоянного бессрочного использования.

При участии в спорах стороны должны предъявить документы, на основании которых они используют свои участки.

Процедура установления границ

Установления границ осуществляется непосредственно кадастровым инженером, который проводит необходимые измерения и расчёты. Для подачи заявления об установлении границ надела земли в кадастровую службу понадобятся следующие документы:

  • Кадастровый паспорт на данный надел;
  • Документ, на основании которого возникает право пользования наделом;
  • План застройки (если имеется);
  • Проект межевания;
  • Копия паспорта заявителя.

Документом, на основании которого используется надел, может являться свидетельство о праве собственности, договор аренды и т.д.

Порядок действий

Порядок действий при установлении границ надела следующий:

  1. Сбор всех необходимых документов;
  2. Подача заявления в кадастровую службу об установлении границ;
  3. Заключение договора на предоставление услуги по установлению границ;
  4. Определение сроков визита и порядка работы кадастрового инженера;
  5. Извещение соседей о предстоящих процедурах;
  6. Визит кадастрового инженера и проведение им необходимых измерительных геодезических работ;
  7. Обработка результатов измерений и проектирование нового межевого плана кадастровым инженером;
  8. Согласование проекта межевого плана с заказчиком и заинтересованными третьими лицами (соседями);
  9. Согласование проекта межевого плана в кадастровой службе;
  10. Внесение необходимых корректировок и утверждение нового межевого плана с изменёнными границами.

Длительность проведения геодезических работ кадастрового инженера на земельном наделе не превышают пятнадцати суток.

Во избежание конфликтов соседей лучше известить до прибытия кадастрового инженера, чтобы они могли изложить суть своих территориальных претензий (если таковые имеются) заявителю или непосредственно кадастровому инженеру, так как установления границ впоследствии через решение суда может привести к затягиванию процедуры уточнения границ на длительное время.

В договоре об оказании услуг необходимо перечислить весь перечень работ, которые будут выполнять кадастровые специалисты. Важно указать стоимость всего комплекса работ, результатом которых будет получение нового межевого плана.

В ходе обработки результатов измерений, проведённых на участке кадастровым инженером, необходимо проводить предварительное согласование будущих границ с заказчиком услуг по межеванию и соседями до подачи нового межевого плана на утверждение в кадастровую палату.

В противном случае, соседние землепользователи, не согласные с новым межевым планом, могут написать исковое заявление в суд, и тогда все работы по уточнению придётся проводить заново за счёт ответчика.

Все вычислительные и измерительные работы проводятся кадастровым инженером и при необходимости корректируются в допустимых пределах.

Требования к проведению работ

Важно помнить, что устанавливать границы можно только для надела земли, состоящего на учёте в органах кадастра, иначе, если у надела нет кадастрового паспорта, необходимо проводить не установление, а первичное определение границ такого надела.

Все работы по установлению границ может проводить только кадастровый инженер, данные о котором присутствуют в государственном реестре (списке) кадастровых инженеров, который опубликован на сайте Росреестра.

Необходимо понимать, что кадастровому инженеру нужно предоставить всю документацию (кадастровую) на земельный надел, границы которого подлежат уточнению, и сообщить достоверные сведения о данном наделе. В противном случае кадастровый инженер имеет право отказаться от проведения геодезических работ на любой стадии процесса, согласно ч. 2 п. 1 ст. 29.1 Федерального закона № 221.

Женщины, которые являются владельцами квартиры, часто интересуются,

как выписать бывшего мужа из квартиры

.

Хотите купить землю с домом? Узнайте, какие документы потребуются для этого. Подробнее здесь.

При рождении третьего ребенка семья имеет право на бесплатное получение земельного участка. Подробности в нашей статье.

Затраты

Услуги по установлению границ земельного участка предоставляются различными организациями, формирующими цены на свои услуги исходя из особенностей региона и категории земли. Раньше стоимость уточнения границ надела земли на местности рассчитывалась как произведение цены за единицу площади (сотка) участка, где необходимо произвести уточнение, на стоимость такого уточнения по региону.

В настоящее время фирмы, специализирующиеся на кадастровых работах, предлагают одну цену за установление границ участка, площадь которого не превышает установленного размера (в большинстве случаев 1 гектар).

То есть для большинства садовых, дачных и других участков, находящихся в личном пользовании, стоимость уточнения границ будет зависеть только от региона и компании-подрядчика.

Стоимость услуг по установлению границ в некоторых регионах РФ для наделов земли, площадь которых не превышает одного гектара:

  • Московская область — от 15000 р.
  • Ленинградская область — от 12000 р.
  • Кировская область — от 16000 р.
  • Челябинская область — от 6000 р.
  • Нижегородская область — от 5000 р.
  • Самарская область — от 4800 р.
  • Курганская область — от 6500 р.
  • Тюменская область — от 8000 р.
  • Пензенская область — от 7000 р.
  • Пермский край — от 7500 р.
  • Новосибирская область — от 10000 р.

Итак, установление границ земельных наделов позволяют устранить разногласия с соседями по поводу смежных границ, а также избежать многих юридических проблем при осуществлении сделок с земельным наделом. Работы по установлению границ поверхности земельного участка должен проводить лицензированный кадастровый инженер, а стоимость такой услуги будет зависеть от региона.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2015года

Головинский районный суд г.Москвы

в составе председательствующего судьи Самохиной Н.А.,

при секретаре Чуб М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-490/14 по иску ФИО2, ФИО3 к ФИО4 об установлении границ земельного участка, внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО2, ФИО3, в лице представителя, действующей по доверенности ФИО7, обратились в суд с иском к ответчику ФИО4 с требованиями об установлении границы и площади земельного участка №77:09:0006011:1013 согласно межевого плана кадастрового инженера ФИО6, внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в связи с уточнением границ и площади в размере 1320 кв.м., земельного участка кадастровый № 77:09:0006011:1013 согласно данным межевого пана кадастрового инженера ФИО6, а также признать право собственности за истцами по ? доли за каждым (по фактическому пользованию) на земельный участок расположенный по адресу: , кадастровый № 77:09:0006011:1013, расположенный на землях населенных пунктов и предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, в фактических границах, площадью 1320 кв.м.

В обоснование своих требований истцы указали на то, что им принадлежит на праве собственности по 1/3 доли жилого дома, расположенного на указанном земельном участке. Поскольку ответчиком произведено оформление земельного участка в собственность в ином порядке, истцы лишены возможности зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок в досудебном порядке.

В судебном заседании представитель истцов, действующая по доверенности ФИО7, требования поддержала в полном объеме по изложенным доводам.

Ответчик ФИО4 в суд не явилась, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще уведомлена.

С учетом положений ст. 67 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Представитель третьего лица Департамент городского имущества в суд не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще уведомлен, мнения по завяленным требованиям не представил.

Суд, выслушав представителя истца, проверив и изучив письменные материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 6 Земельного кодекса РФ, объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 20 Федерального закона от N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются:

2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ)

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истцу ФИО3 принадлежит на праве собственности 1/3 доля жилого дома по адресу: , основание возникновения права — свидетельство о праве на наследство по закону от 28.05.2009г. после смерти ФИО8 (л.д.9,10).

Истцу ФИО2 принадлежит на праве собственности 1/3 доля жилого дома по адресу: , основание возникновения права — определение суда от 12.05.1993г. народного суда (л.д.11).

народного суда от 12.05.1993г. утверждено мировое соглашение, которым также ФИО2 выделено в пользование часть земельного участка площадью 590 кв.м., ФИО9 – часть земельного участка площадью 600 кв.м., ФИО4 – часть земельного участка площадью 607 кв.м., расположенного по адресу: (л.д.14).

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости кадастрового паспорта земельного участка от 07.10.2010г. № 77/501/10-99706, по адресу: расположен земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006003:151, площадью 588 кв.м., принадлежащий на праве собственности ФИО4 (л.д.16).

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости кадастрового паспорта земельного участка от 16.02.2010г. № 77/501/10-12481, по адресу: также расположен земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006003:1013, площадью 1500 кв.м., сведения о правах отсутствуют (л.д.17).Таким образом, судом установлено, что в ГКН отсутствуют сведения о спорном земельном участке по адресу: кадастровым номером 77:09:0006003:1013, площадью 1320 кв.м., что является препятствием для регистрации заявленного права собственности, поскольку объект права не определен, а поэтому требования истцов о признании права собственности по ? доли за каждым (по фактическому пользованию) на земельный участок расположенный по адресу: , кадастровый № 77:09:0006011:1013, расположенный на землях населенных пунктов и предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, в фактических границах, площадью 1320 кв.м., удовлетворению не подлежат.

Как разъяснено в п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования: на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность)

Принимая во внимание, что доказательств, свидетельствующих о том, что наследодателем принимались меры к оформлению в собственность спорного земельного участка суду не представлено и судом не установлено, в связи с чем ссылка истцов на положение п.7 ст. 25.2 ФЗ № «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не состоятельна.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В силу ст. 39 Федерального закона от N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее — заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).

Статьей 40 Федерального закона от N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Суд не может принять во внимание и положить в основу решения суда представленный представителем истца межевой план, кадастрового инженера ФИО6 поскольку соответствующего согласования местоположения границ земельного участка, по адресу: кадастровым номером 77:09:0006003:1013, в соответствии с положениями Федерального закона от N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», истцом суду не представлено, в связи с чем требования истца об установлении границ и площади указанного земельного участка удовлетворению не подлежат и, как следствие не подлежат удовлетворению требования истца о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости в связи с уточнением границ и площади в размере 1320 кв.м., земельного участка кадастровый № 77:09:0006011:1013, согласно данным межевого пана кадастрового инженера ФИО6

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В иске ФИО2, ФИО3 к ФИО4 об установлении границ земельного участка, внесении изменений в государственный кадастр недвижимости и признании права собственности на земельный участок, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию по гражданским делам Головинского районного суда .

Судья

В редакции по состоянию на 06 декабря 2016 г.

К огромному сожалению, на уровне Верховного Суда РФ до сих пор нет единого документа с внятными руководящими разъяснениями о практике рассмотрения споров о границах земельных участков.

Есть лишь некоторые разрозненные разъяснения по конкретным судебным делам. Да и те порой вызывают больше недоумение, чем желание руководствоваться ими на практике.

Пожалуй, единственным документом, в котором собраны несколько интересных и полезных разъяснений, касающихся споров о границах земельных участков, является Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 – 2013 год (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 02 июля 2020 г.). Рассмотрим, что полезного можно почерпнуть из указанного обзора.

Непосредственно споров о границах земельных участков касается раздел «2.9. Споры об определении границ земельных участков».

Верховный Суд РФ указал, что установление местонахождения спорной границы участка осуществляется судом путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах (первичных землеотводных документах) с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов и др.) при условии, что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы.

Видно, что по мнению Верховного Суда РФ доказательственное значение имеют и планы земельных участков из органов технической инвентаризации (БТИ), которым судьи все чаще не придают серьезного значения, и в принципе любые документы, отражающие ранее существовавшие фактические границы участков. Это правильно, потому что на практике часто информации о местоположении границ земельных участков недостаточно. Ее приходится по крупицам собирать из самых разных источников.

Из этого разъяснения Верховного Суда РФ также следует, что при отсутствии точного описания границ в документе, подтверждающем право на земельный участок, или в документе, определявшем местоположение границ земельного участка при его образовании, границы устанавливаются по ранее существовавшим фактическим границам. В общем-то ничего нового. Так и обстоят дела на практике. Но, на мой взгляд, важно даже само обстоятельство, что высшая судебная инстанция подтвердила это в своем обзоре.

Много раз я встречал случаи, когда ушлый сосед намеренно занижал фактическую площадь своего участка за счет той его части, которой очевидно никто не будет пользоваться. И потом такой сосед начинал утверждать, что у него не достает площади земельного участка.

По этому поводу Верховный Суд РФ разъяснил следующее. В ситуации, когда площадь земельного участка истца с учетом фактических границ больше или меньше площади, указанной в правоустанавливающем документе, суд проверяет, за счет каких земель образовалась данная разница, производился ли кем-либо из сторон или прежних владельцев участков перенос спорной границы, осуществлялась ли истцом или ответчиком дополнительная прирезка к своему земельному участку и имеет ли данная прирезка отношение к той части участка, по поводу которой заявлен спор, а также как давно стороны пользуются участками в имеющихся границах.

В то же время следует отметить, что является правильным подход суда, в соответствии с которым точное соответствие фактической площади участка ответчика выданным правоустанавливающим документам не рассматривается судами в качестве достаточного основания для отказа в иске, поскольку оно может быть связано с добровольным отказом ответчика от части своего участка с другой стороны при одновременном захвате части участка истца. Эти же обстоятельства проверяются судом и в отношении действий самого истца.

С сожалением, я замечаю на практике, что суды нечасто следуют этим рекомендациям.

Далее в обзоре Верховный Суд РФ разъяснил, что в случае, если границы участка истца или ответчика определены в государственном кадастре недвижимости (ГКН) по результатам межевания (кадастровых работ) и требований о признании данных работ недействительными не заявлено, суды при разрешении спора руководствовались указанными границами. Доказательством нарушения прав истца в данном случае является несовпадение фактических границ его земельного участка с границами, установленными в ГКН по результатам кадастровых работ. В таких случаях суды независимо от длительности существования фактических границ принимают решения об их приведении в соответствие с результатами кадастровых работ. Следует также признать правильной позицию судов, согласно которой доводы сторон о несогласии с результатами межевания при отсутствии надлежаще заявленных требований о признании их недействительными во внимание быть приняты не могут.

Таким образом, Верховный Суд РФ указал, что преимущество имеют сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка, если они не оспорены. Это значит, что при наличии ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка истца, ответчик обязательно должен заявлять встречный иск о признании таких сведений недействительными.

Еще одно важное разъяснение Верховного Суда РФ касается того, что отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ является основанием для признания результатов межевания недействительными только в случае нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя.

В обзоре сказано, что суды учитывают, что отсутствие согласования границ земельного участка со смежными землепользователями является нарушением закона. Однако данное обстоятельство не всегда рассматривается судами как достаточное основание для удовлетворения требований о признании результатов межевания недействительными.

По своему опыту могу сказать, что эта правовая позиция уже давно и в целом единообразно применяется судами и Верховный Суд РФ просто закрепил эту позицию.

В рассмотренном обзоре судебной практики речь идет о спорах о границах земельных участков, расположенных на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Однако приведенные в обзоре разъяснения вполне применимы к спорам об установлении (определении) и восстановлении границ земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

«Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 — 2013 год»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2020 года; опубликован в Бюллетене Верховного Суда РФ», N 1, январь, 2015 года:

2.9. Споры об определении границ земельных участков

Местоположение границы земельного участка, находящегося на землях садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа — из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.

Изучение показало, что значительное число споров между членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений по установлению границ земельных участков вызвано тем, что в большей части земельные участки предоставлялись садоводам без проведения работ по межеванию и кадастрового учета. Многие земельные участки не поставлены на кадастровый учет либо поставлены на кадастровый учет декларативно, когда их границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не определены.

Рассмотрение данных споров связано с разрешением вопроса о принадлежности спорной части участка истцу или ответчику, что невозможно без точного определения границ.

В том случае, если точные границы земельного участка не установлены по результатам кадастровых работ (сведения о его координатах отсутствуют в Государственном кадастре недвижимости (далее — ГКН)), в связи с чем установить их местоположение на местности не представляется возможным, судом от истца истребуются доказательства того, что спорная часть входит в состав принадлежащего ему участка, а ответчик своими действиями создает препятствия в его использовании. Установление местонахождения спорной границы участка осуществляется судом путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах (первичных землеотводных документах) с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов и др.) при условии, что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы.

В ситуации, когда площадь земельного участка истца с учетом фактических границ больше или меньше площади, указанной в правоустанавливающем документе, суд проверяет, за счет каких земель образовалась данная разница, производился ли кем-либо из сторон или прежних владельцев участков перенос спорной границы, осуществлялась ли истцом или ответчиком дополнительная прирезка к своему земельному участку и имеет ли данная прирезка отношение к той части участка, по поводу которой заявлен спор, а также как давно стороны пользуются участками в имеющихся границах.

В то же время следует отметить, что является правильным подход суда, в соответствии с которым точное соответствие фактической площади участка ответчика выданным правоустанавливающим документам не рассматривается судами в качестве достаточного основания для отказа в иске, поскольку оно может быть связано с добровольным отказом ответчика от части своего участка с другой стороны при одновременном захвате части участка истца. Эти же обстоятельства проверяются судом и в отношении действий самого истца.

Пример. К. обратился в суд с иском к Я. о восстановлении границы между земельными участками и переносе построек.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1 статьи 60 ЗК РФ).

В соответствии со статьями 38, 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ спорного земельного участка с правообладателями смежного земельного участка является обязательным.

Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что местоположение границы земельного участка определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа — из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.

При разрешении спора судом установлено, что К. на праве собственности принадлежит земельный участок N 5, расположенный в СНТ «Ю», а Я. принадлежат земельные участки N 3 и 4 в этом же товариществе. Земельные участки сторон являются смежными.

Также судом установлено, что возведенный Я. забор, а также часть бассейна шириной 2,26 м и длиной 7,8 м находятся на территории участка N 5, принадлежащем на праве собственности истцу.

При таких обстоятельствах, поскольку доводы истца о самовольном захвате ответчиком части его земельного участка нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд обоснованно удовлетворил заявленные К. требования в части установления межевой границы и переносе спорных строений на земельный участок ответчика.

Обобщение судебной практики показало, что в случае, если границы участка истца или ответчика определены в ГКН по результатам межевания (кадастровых работ) и требований о признании данных работ недействительными не заявлено, суды при разрешении спора руководствовались указанными границами. Доказательством нарушения прав истца в данном случае является несовпадение фактических границ его земельного участка с границами, установленными в ГКН по результатам кадастровых работ.

В таких случаях суды независимо от длительности существования фактических границ принимают решения об их приведении в соответствие с результатами кадастровых работ.

Следует также признать правильной позицию судов, согласно которой доводы сторон о несогласии с результатами межевания при отсутствии надлежаще заявленных требований о признании их недействительными во внимание быть приняты не могут.

Таким образом, при рассмотрении споров о границах участков следует учитывать наличие у истца субъективного права на земельный участок (права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды земельного участка); наличие препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком (в чем заключается нарушение или угроза нарушения права); факт противоправного создания именно ответчиком препятствий к осуществлению истцом правомочий по пользованию и (или) распоряжению земельным участком и другие обстоятельства.

Отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ является основанием для признания результатов межевания недействительными только в случае нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В силу части 3 статьи 39 указанного федерального закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 названного федерального закона).

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 федерального закона, статья 64 ЗК РФ).

Проведенное обобщение показало, что при рассмотрении указанной категории дел судами устанавливается не только факт нарушения закона, выразившегося в отсутствии подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ, но и правовые последствия такого нарушения.

При этом суды учитывают, что отсутствие согласования границ земельного участка со смежными землепользователями является нарушением закона. Однако данное обстоятельство не всегда рассматривается судами как достаточное основание для удовлетворения требований о признании результатов межевания недействительными.

В связи с тем, что судебной защите в силу статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ подлежит только нарушенное право, суды правильно проверяют, в какой мере установление границ земельного участка ответчика при проведении кадастровых работ без соответствующего согласования могло нарушить права и законные интересы истца.

Пример. Д. обратился в суд с иском к М. о признании недействительным уточнения границ земельного участка в СНТ «В», произведенного в государственном кадастре недвижимости в соответствии с межевым планом.

Разрешая спор, суд руководствовался статьей 39 Федерального закона N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пунктами 11, 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 года, пунктами 8.1, 8.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, и правильно исходил из того, что соблюдение процедуры согласования действительно было необходимо и не носило формального характера, поскольку фактически существующие около 40 лет границы между смежными земельными участками не учтены, ранее существовавший проезд к соседним земельным участкам, обозначенный в том числе и на топографическом плане СНТ от 1992 года, при проведении межевания был ликвидирован, часть этого проезда присоединена к земельному участку М., что очевидно затрагивает интересы не только истца, но и других землевладельцев, использовавших данный проезд как единственное средство доступа к своим земельным участкам.

См. другие разъяснения в «Обзоре судебной практики»:

  • 1. Подсудность спора гражданина с СНТ, ДНТ, ОНТ
  • 2.1. Принятие в члены СНТ, ОНТ, ДНТ. Компетенция
  • 2.2. Уплата членских взносов членами СНТ, ОНТ, ДНТ
  • 2.3. Добровольный выход из членов СНТ, ОНТ, ДНТ
  • 2.4. Общее имущество СНТ, ОНТ, ДНТ (земли, дороги). Самовольное занятие
  • 2.5. Общее собрание членов СНТ, ДНТ, ОНТ
  • 2.6. Основания исключения из членов СНТ, ДНТ, ОНТ
  • 2.7. Плата за содержание общего имущества СНТ при ведении хозяйства в индивидуальном порядке
  • 2.8. Признание права собственности на земельный участок в СНТ, ОНТ, ДНТ
  • 2.9. Споры об определении границ земельных участков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: