Законы РФ об изъятии земельных участков в 2020 году

В 2020 году был принят целый ряд разнообразных земельных законопроектов. Все эти законы и поправки к ним однозначно повлияют на весь земельный рынок России. Zemer.ru обратился в Минэкономразвития России, чтобы узнать, какие именно законы, с точки зрения властей, были в уходящем году самыми ожидаемыми и значимыми. Итак, представляем рейтинг самых многообещающих земельных законов с точки зрения Министерства.

Федеральный закон от 22 октября 2020 г. №318-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»

Закон устанавливает периодичность обновления картографической основы государственного кадастра за счет средств федерального бюджета. По закону картографическая основа кадастра должна обновляться не реже чем один раз в десять лет. Более точные сроки обновления карт и планов будут определяться в зависимости от характеристик территории, в том числе в зависимости от скорости ее изменения. Данный подход позволит оптимизировать затраты федерального бюджета на создание картографической основы кадастра.

Проект федерального закона №543929-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество»

Данный законопроект о комплексных кадастровых работах принят в первом чтении. Его целью является разработка правовых механизмов, направленных на реализацию мероприятий по определению и внесению в кадастр сведений о границах земельных участков и местоположении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства на них.

Именно этот законопроект устанавливает, что кадастровые работы финансируются органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ. Закон также устанавливает порядок проведения кадастровых работ в отношении участков, зданий или сооружений, учет которых был проведен раньше; определяет внесения в кадастр результатов комплексной кадастровой работы, сведений об участках, требующих уточнения земельных границ или исправления кадастровых ошибок. Кроме того, этот законопроект вводит запрет с 1 января 2018 года на совершение сделок с земельными участками, описание границ которых не соответствует кадастровым требованиям.

Целью этого закона было снижение риска ошибок в описании границ, быстрое наполнение кадастра достоверными сведениями о местоположении границ земельных участков, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в ЕГРП.

Проект федерального закона №640086-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости»

Закон о сокращении сроков учета и регистрации бесхозной недвижимости внесен на рассмотрение в Государственную думу 31 октября 2020 года. Он призван наладить работу между органами кадастрового учета и органами местного самоуправления при постановке на учет бесхозных объектов недвижимости. Кроме того, закон сокращает срок кадастрового учета и регистрации права с 18 до 10 дней, упрощает порядок предоставления согласия супруга в орган, осуществляющий госрегистрацию права. Все это вместе призвано минимизировать материальные затраты граждан при регистрации, а также ускорить весь этот процесс. Ожидается, что упрощение процесса совершения сделок с недвижимостью окажет стимулирующее действие на оформление прав на нее.

Проект федерального закона №597863-6 «О государственной регистрации недвижимости»

Данный закон принят в первом чтении 22 октября 2020 года. Во-первых, он предусматривает создание единого информационного ресурса — Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), который объединит в себе Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости. Во-вторых, закон внедряет, в случае создания объекта недвижимости, единую учетно-регистрационную процедуру. Кроме того, документы для регистрации можно будет подавать в любой офис независимо от местоположения самой недвижимости; регистрация будет проводиться органами власти и органами регистрации права без непосредственного участия заявителя, причем сроки регистрации сокращаются. Так, кадастровый учет должен осуществляться за пять дней, а регистрация права — за семь.

Все это направлено, в первую очередь, на повышение качества сведений в ЕГРН, что важно при взимании налогов на недвижимое имущество.

Закон также повышает прозрачность оборота недвижимости, что однозначно приведет к снижению рисков при инвестировании в строительство; снижает финансовые, временные и судебные издержки при оформлении прав на недвижимость; повышает защиту права собственности на недвижимость; а также увеличивает эффективность функционирования государственной учетно-регистрационной системы.

Проект федерального закона №599011-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

Так называемый законопроект об электронной закладной принят в первом чтении 22 октября 2020 года. Он регулирует порядок составления, выдачи и последующего обращения закладных в электронной форме, которые можно составить с помощью государственного электронного сервиса на официальном сайте Росреестра. Электронная закладная выдается залогодержателю в самый минимальный срок — в течение одного дня с момента обращения. Этот закон должен снизить временные, материальные и организационные издержки, связанные с подготовкой бумажного варианта закладной, ее передачи и хранения. Стандартизация содержания электронной закладной приведет, как ожидается, к упрощению и повышению качества взаимодействия участников рынка ипотеки и регулирующих органов.

Федеральный закон от 23 июня 2020 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект принят 23 июня 2020 года. Он обязует органы государственной власти и органы местного самоуправления проводить аукционы по предоставлению свободных земельных участков по заявлению граждан и юрлиц. Также он предусматривает обязанности по передаче земли, находящейся в государственной собственности, в собственность муниципалитетов, на территории которых приняты правила землепользования и застройки. Исключением являются земельные участки, необходимые для обеспечения государственных нужд. Эти участки вовлечены в хозяйственный оборот и расположены в границах особо охраняемых территорий федерального значения. Этот закон упрощает порядок предоставления земли без торгов, запрещает аренду земли без проведения торгов, за исключением особо оговоренных случаев. Закон также предусматривает предоставление земли под строительство исключительно в аренду и оформление ее в собственность после завершения всех строительных работ. В случае же незавершения этих работ недостроенный объект принудительно продается на торгах.

Проект Федерального закона №465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию»

Этот законопроект направлен на совершенствование и упрощение существующего порядка определения режима использования земель путем зонирования. Также закон отменяет определение разрешенного использования земли через категорию земельного участка. Само понятие «категория земель» исчезает из нашей жизни, а вместе с ним исчезает и необходимость перевода участка из одной категории в другую.

Этим наводится порядок в положении об установлении территориальных зон, закрепляется порядок установления видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с использованием территории. Кроме того, закон предусматривает использование сельскохозяйственных земель строго по назначению, что приведет к сохранению их площади.

По мнению властей, закон укрепит институт собственности, сделает процесс установления разрешенного использования земель единообразным и приведет к развитию всей системы планирования территорий. Это, во-первых, упростит систему управления земельными ресурсами и строительными комплексами. Во-вторых, сократит количество споров, связанных с противоречиями в определении разрешенного вида использования земельного участка.

Проект федерального закона №304493-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд»

Данный федеральный закон был принят в 2011 году, в нынешнем же году были рассмотрены поправки Правительства РФ. В результате были определены органы, принимающие решение об изъятии земельных участков, лица, уполномоченные ходатайствовать об изъятии.

Также в законе оговорены вопросы, связанные с выявлением правообладателей при изъятии участка, вопросы о размере и способе возмещения убытков; порядок подготовки и заключения соглашения об изъятии и особенности регистрации прав на недвижимое имущество при этом. Все новые поправки направлены на совершенствование порядка изъятия. Большое внимание отведено вопросам защиты прав и законных интересов собственников, упрощается порядок и сокращаются сроки изъятия.

Федеральный закон от 21.07.2020 №234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Закон уточняет понятие земельного надзора, регулирует вопросы организации и проведения проверок по соблюдению земельного законодательства, совершенствует государственный мониторинг земель и т. д. Все это должно привести к комплексному совершенствованию государственного земельного надзора, конкретизации предмета этого надзора, лучшей защите прав граждан и организаций при проведении проверок. Закон четко закрепляет полномочия органов, осуществляющих земельный надзор, упорядочивает взаимодействие органов надзора и муниципального земельного контроля, а также повышает его эффективность.

2020 год был весьма продуктивным с точки зрения земельного законодательства. Все эти перемены направлены на повышение прозрачности земельного рынка, его структуризацию и упрощение. Безусловно, мы уже привыкли к установленным порядкам, многое из нововведений кажется слишком сложным и ненужными, однако многие из этих законов ожидаемы. Реализация же их на практике покажет, оправдаются они или нет.

Источник:
Zemer.ru


1 апреля 2015 года вступает в силу  «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий правовой режим изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Читаешь данный закон как детектив. Это новый и сильный штрих к проблеме перераспределения земельной и иной недвижимости. Закон № 499-ФЗ повторяет некоторые положения прежнего законодательства об изъятии, однако новации, которые привносит закон, вызывают серьезные опасения. Главное здесь то, что право фактически изымать земельные участки и расположенную на них недвижимость получили коммерческие организации. В контексте этой ключевой новации следует прочиты вать и весь закон. Как пишет авторитетнейший следователь (в прошлом) и адвокат : «В нашей стране возможно всё». Вот это «возможно всё» и заставляет вынужденно отнестись к закону № 499-ФЗ как коррупциогенному. 
Вызывают опасения, как минимум, следующие моменты. 

1) Перечень оснований изъятия земельных участков закон оставляет открытым за счет формулировки: «иными основаниями, предусмотренными федеральными законами» (ст. 49 ЗК РФ). 

2) Кроме собственно оснований есть еще термин «условия изъятия». Фактически же под «условиями» раскрываются дополнительные основания изъятия земельных участков: изъятие для создания или расширения особо охраняемой природной территории (подп. 1 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ); в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции (подп. 4 п. 2 указ. статьи). 
Особо оговаривается возможность изъятия земельных участков и водных объектов для создания т.н. памятников природы (п. 5 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» . Решение о создании памятников природы принимается как на уровне Ро
ссийской Федерации, так и субъекта РФ. 

3) Право ходатайствовать об изъятии земельных участков (а фактически — изымать их в свою пользу) перед государственными или муниципальными органами получают организации: строительства, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, обороны, космической деятельности, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, дорожного строительства, недропользования, субъекты естественных монополий и проч. (п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ), и даже государственные унитарные предприятия и государственные учреждения (п. 3 ст. 56.4 ЗК РФ).

Таких организаций очень много, и здесь совершенно не ясно, когда и откуда может последовать удар. Когда правом изъятия участков обладало только государство, ситуация была гораздо более ясной и предсказуемой. 
Здесь важно ответить на вопрос: каков механизм определения государственных и муниципальных нужд, в особенности, частными коммерческими организациями? (Тем более что даже по закону коммерческие организации имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли! Где уж тут блюсти государственный интерес!) Почему организации, не являющиеся органами власти, имеют право определять характер государственных и муниципальных нужд? Закон на эти основополагающие вопросы ответа не дает. В п. 7 ст. 56.4 ЗК РФ дается отсылочная норма, что требования к форме и содержанию ходатайства, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти. Однако думается, что здесь речь идет о чисто технической стороне «ходатайства», равно как характер сугубо технический носит норма п. 11 ст. 56.4 ЗК РФ об отказе в удовлетворении «ходатайства». 
Перечень организаций, имеющих право «ходатайствовать» об изъятии, должен быть установлен Правительством РФ (п. 2 ст. 56.4 ЗК РФ). Однако предварительный перечень уже дан в рассматриваемом законе и может быть смело использован при отсутствии подзаконного акта Правительства РФ. Кроме того, закон и конкретно называет организации, имеющие такие права. Это «полугосударственные» госкомпания «Российские автомобильные дороги» и госкорпорация «Росатом». 
Более того, не только некие организации получают право «ходатайствовать» об изъятии земельного участка, но и сами органы власти, принявшие решение об изъятии, могут определить из числа управомоченных организаций лицо, которое будет осуществлять «действия по подготовке и заключению соглашения об изъятии недвижимости» (ч
. 2 ст. 26 закона № 499-ФЗ)! Очень попахивает возможностью сговора. 
Закон специально оговаривает такую ситуацию для собственников линейных объектов: согласно ч
. 4 ст. 26, если линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника линейного объекта отсутствуют права, а право собственности на линейный объект возникло до 1 апреля 2015 года, то «допускается принятие решения об изъятии земельного участка, необходимого для обеспечения эксплуатации данных линейных объектов, вне зависимости от наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории, предусматривающих размещение данных линейных объектов»! Это выглядит примерно так: жили вы на своем участке, где-то поблизости проходил подземный кабель, который никому не мешал и место которого было обозначено в соответствии с действующими нормами; а тут подоспел 499-й закон — и у вас изъяли ваш участок в пользу организации-собственника кабеля, с туманной формулировкой «для обеспечения эксплуатации»! 

4) Право собственности на изъятый участок возникает не только у Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, но и у той организации, которая подала ходатайство об изъятии! Поскольку в числе таких организаций большинство — хозяйственные общества (АО, ООО), то земельный участок, изымаемый для государственных и муниципальных нужд, переходит при этом в частную собственность! Данной норме существует ограничение (п. 5 ст. 56.11 ЗК РФ), но оно, как представляется, малосущественно. 

5) «Для государственных и муниципальных нужд» не только могут изыматься земельные участки в пользу частников, но изыматься участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 56.3 ЗК РФ)! Теоретически, да и практически, возможна ситуация, когда по «ходатайству» частного хозяйственного общества в его пользу изъят участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. 

6) Изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества может являться возмездным. Однако законодатель исключил отовсюду, где это было возможно, слово «выкуп», заменив выкуп возмещением (см., в частности, ст. 279 — 282 ГК РФ в новой редакции закона № 499-ФЗ). Это можно объяснить тем, что ранее выкуп осуществлялся Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ч. 1 ст. 279 ГК РФ в прежней редакции). Применительно же к организациям, «ходатайствующим» об изъятии, уместнее оказалось использовать слово «возмещение». Как видим, закон № 499-ФЗ специально, что называется, заточен на участие в деле изъятия частников. 
Закон предполагает заключение соглашения об изъятии с правообладателем изымаемой недвижимости. Для этого должны вестись переговоры с правообладателем относительно условий изъятия (подп. 6 п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ). Размер возмещения должен рассчитываться, в частности, исходя из рыночной стоимости земельных участков, рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных на изымаемых участках, и проч. Возможно предоставление других земельных участков и иных объектов недвижимости взамен изъятых. Соглашение с собственником предполагалось и ранее действующим законодательством. 
Характер (сумма) возмещения зависит от работы оценочных компаний, с которыми будет сотрудничать орган власти или «ходатайствующая» организация. Результат является трудно предсказуемым. 
Нормы, касающиеся возмещения потерь, содержат различные нюансы
. Так, например, если у лица отсутствуют предусмотренные ЗК РФ (в редакции закона № 499-ФЗ) права на земельный участок, то размер возмещения определяется в порядке, установленном для определения размера возмещения арендатору (за аренду на 49 лет). «Рыночная стоимость такого земельного участка не определяется и не возмещается» (ч. 3 ст. 26 закона № 499-ФЗ). Это как раз те садоводы, у которых, как говорят, имеется только членская книжка. Если же у лица имеются правоустанавливающие документы (для СНТ, ИЖС, ДНТ, ЛПХ, индивидуального гаражного строительства), выданные до введения в действие ЗК РФ, то при проведении оценки такого участка применяются правила оценки участков, принадлежащих гражданам на правах собственности. То есть такие лица имеют возможность рассчитывать на возмещение. За изъятое жилое помещение также полагается возмещение. 
Если участки изымаются по «ходатайству» некой организации, то возмещение за эти участки (а равно оплата всех оценочных работ) производится за счет этой организации. 
7) Решение об изъятии само по себе не влечет правовых последствий. Согласно принципу предварительного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ) оно не дает права на изъятие до момента фактической выплаты выкупной цены или возмещения за участок в натуре. Однако по закону № 499-ФЗ заключенное соглашение об изъятии уже является основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости (подп. 6 п. 1 ст. 56.11 ЗК РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости должен отстаивать свое конституционное право на предварительное возмещение, желательно путем включения соответствующего пункта в соглашение об изъятии, которое имеет гражданско-правовую форму договора купли-продажи или мены. Но при всей его гражданско-правовой природе, все-таки стороны здесь находятся в далеко не равных условиях — с фактической возможностью властной стороны навязывать условия правообладателю изымаемой недвижимости. 

Правообладателей недвижимости, подлежащей изъятию, необходимо выявить (ст. 56.5 ЗК РФ). Однако в случае, если такие правообладатели не были выявлены, орган государственной власти или местного самоуправления через суд добивается признания права государственной или муниципальной собственности на объекты недвижимости, расположенные на таких участках (п. 10 ст. 56.5 ЗК РФ). Однако «не были выявлены» — не значит «не существуют». Поэтому законодатель предусмотрел норму, согласно которой правообладатели изымаемой недвижимости, права которых не были выявлены, могут требовать возмещения от лица, которому предоставлены их бывшие земельные участки (в т.ч. частной организации), либо, при отсутствии такого лица, требовать возмещения из казны РФ, субъекта РФ или муниципалитета. При этом возврат участков и расположенных на них объектов недвижимости прежним правообладателям не осуществляется (п. 11. ст. 56.5 ЗК РФ). 

«Не выявление» может оказаться весьма удобно для того, чтобы не заключать соглашений об изъятии и не платить вообще никаких компенсаций. 

Закон содержит и другие дискриминационные для граждан нормы. Так, например, свое несогласие с проектом соглашения об изъятии в части размера возмещения правообладатель должен обосновать документально! Это значит, что на кипу заключений оценщиков (заказанных органом власти или некой организацией) он должен составить аналогичную кипу (всё это проплатить), чтобы потом, с высокой долей вероятности, его доводы были «опровергнуты». 
Порядок возмещения убытков контрагентам по сделкам закон возлагает на правообладателя изымаемой недвижимости: «Правообладатель изымаемой недвижимости осуществляет самостоятельно расчет с лицами, обременения на изымаемую недвижимость в пользу которых или договоры с которыми прекращены на основании заключенного соглашения об изъятии недвижимости либо вступившего в законную силу решения суда, а также с лицами, договоры с которыми расторгнуты в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи» (п. 8 ст. 56.11 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ при неисполнении обязательства лицо несет ответственность только при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности! Изъятие земельного участка можно было бы трактовать как обстоятельство непреодолимой силы, когда на собственника изымаемого участка не могла быть возложена ответственность за досрочно прекращение обязательств, — если бы не вышеуказанная норма ст. 56.11 ЗК РФ. 
9) Законодатель указывает (еще в Пояснительной записке к законопроекту № 304493-5), что целью закона «является устранение недостатков, неясностей и неточностей порядка правового регулирования изъятия земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд»
. Конкретики, в самом деле, стало больше! Однако в чем же главное отличие закона № 499-ФЗ от прежде действовавших норм об изъятии участков для государственных и муниципальных нужд? Думается, это можно проиллюстрировать на примере ранее действующей и новой ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации…». Так, ранее эта норма гласила: «Земельный участок, расположенный в границах морского порта, может быть изъят у собственника для государственных нужд путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 279 — 282 и 284 — 286 Гражданского кодекса Российской Федерации». С 1 апреля 2015 года норма будет иметь вид: «Земельный участок, расположенный в границах морского порта, может быть изъят для государственных нужд в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством». Как видим, исчез выкуп государством и необходимость публичных торгов, а также (и это главное) право фактически изымать участки, кроме государства, получили частники, коммерсанты! Вот этих норм в прежнем законодательстве об изъятии точно не было! 
10) Федеральный закон № 499-ФЗ представляется настолько антиконституционным, что необходима проверка его (в особенности норм, касающихся права организаций, не являющихся органами власти, «ходатайствовать» об изъятии недвижимости) на соответствие нормам Конституции РФ (ст. 17, 35, 36, 78 и т.п.) — путем подачи жалоб в КС РФ на нарушение конституционных прав и свобод от правообладателей изымаемой недвижимости. 
11) С учетом сказанного, закон № 499-ФЗ можно охарактеризовать не просто как коррупциогенный, но как провоцирующий коррупцию. 
Я не берусь рисовать детективные сюжеты, которые в изобилии маячат за статьями закона № 499-ФЗ. Увы, их нарисует сама жизнь. 

В соответствии с законодательством России, граждане, владеющие земельными участками на правах собственности вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению — продавать, обменивать, сдавать в аренду и так далее. Однако есть случаи, когда должностные лица уполномоченных органов власти вправе изъять земельные участки. Все отношения, касающиеся владения землей закреплены в Федеральном Законе № 136. По каким основаниям допустимо наступление такой ситуации, будет рассмотрено дальше в статье.

Новый закон об изъятии земель

136 Федеральный Закон «Земельный кодекс Российской Федерации» был принят депутатами Государственной Думы 28 сентября 2001 года. 10 октября того же года члены Совета Федерации одобрили законопроект. Официальная дата вступления в действие закона приходится на 25 октября 2001 года.

Закон о земельных участках регулирует процесс использования земель. Сохранение земель необходимо для ведения хозяйства и быта населения, проживающих на них.

Условия владения землями регламентируется настоящим 136 ФЗ и Гражданским Кодексом России. В соответствии с рассматриваемым земельным законом, выделяются несколько категорий земель в зависимости от целевого назначения. Земли:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, радиовещания, информатики, энергетики, телевидения, связи;
  • для осуществления космической деятельности;
  • оборонительно-стратегические земли;
  • других специальных назначений;
  • охраняемых территорий;
  • охраняемых объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Основания для изъятия земельного участка по закону

В законе о земельных участках содержится информация об изъятии земель — основания, условия и процедура.

Статья 49 ФЗ № 136

В статье 49 перечислены причины, которые могут стать основанием для изъятия земель:

  1. в соответствии с международными договорами России;
  2. в связи со строительством или реконструкцией объектов государственного значения. В перечень входят объекты:
  • энергетические системы регионального значения;
  • системы использования атомной энергии;
  • системы обороны и безопасности;
  • системы федерального транспорта;
  • космической деятельности;
  • линейного производства;
  • электрической, газовой системы, так же теплоснабжения, централизованных схем водоснабжения (горячего, холодного);
  • дорог регионального, межмуниципального и местного значения;

Изъятие земельных участков возможно по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами России. По закону, изъятие земель осуществляется для государственных и муниципальных нужд.

Статья 50 136 закона

Данная статья гласит об условиях конфискации земельного участка. Изъятию подлежит земля по решению суда. Конфискуется земельная собственность на безвозмездной основе в качестве санкций за совершенное преступление.

Статья 51 Федерального Закона «Земельный Кодекс Российской Федерации»

Положения 51 статьи обуславливают правила реквизиции земельных участков. По закону, реквизиция земель возможна в случаях стихийных бедствий, эпидемий, аварий. В общем при всех ситуациях, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок подлежит изъятию уполномоченными органами власти на определенный промежуток времени. Необходимы данные действия для осуществления защиты жизненно важных интересов населения и государства в целом.

Если по возникшим уважительным причинам, уполномоченные исполнительные органы власти не могут вернуть собственнику реквизированный земельный участок, то они обязаны возместить рыночную стоимость изъятого имущественного объекта. Если на протяжении какого-либо времени собственнику не возвращается изъятый участок земли, то он вправе обратиться с жалобой в судебную инстанцию. В случае, если по мнению владельца земли, ему возвращают низкую стоимость за объект владения, он вправе обратиться в судебную инстанцию для установления верной стоимости.

Изучите положения 159 ФЗ об особенностях отчуждения недвижимого имущества, когда речь касается детей сирот. Ведь случаи с земельными участками так же рассматриваются согласно его нормам.

Порядок изъятия земли у собственника

В 136 законе описана процедура изъятия земельного имущества (глава 7.1). Этапы изъятия участка:

  • Принимается решения уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в ЗК России;
  • Отправляется письменное уведомление собственнику. В уведомлении указываются — информация об изымаемом участке, цель изъятия, реквизиты уполномоченного учреждения;
  • Прекращение прав собственности.

В случаях изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, принятое решение должно быть обосновано. Обоснования в соответствии со статьей 56.3:

  • решение о формировании охраняемой территории;
  • международный договор;
  • лицензия на пользование недрами;
  • решение о сносе здания, в связи с признанием его состояния аварийным.

Учреждения, осуществляющие процедуру изъятия по закону:

  • с целью формирования объектов федерального значения, вправе начинать процесс изъятия федеральные органы исполнительной власти;
  • с целью установления объектов регионального значения — уполномочены исполнительные органы власти субъектов России;
  • для объектов местного значения — органы местного самоуправления.

По закону, вышеуказанные органы вправе принимать решения по изъятию земельного имущества самостоятельно и по ходатайству других учреждений. Среди этих учреждений выступают:

  • организации естественных монополий;
  • учреждения, имеющие право на данные действия в связи с наличием специальный лицензий или договоров;
  • недропользователи;
  • унитарные учреждения, принадлежащие к собственности государства.

Определяет перечень, организаций, уполномоченных осуществлять данную процедуру Правительство России.

Как сохранить права на владение землей?

Чтобы оставаться владельцем земельного участка необходимо не нарушать законы Российской Федерации, касающиеся пользования земельным имуществом. В случае изъятия земли без оснований или при не согласии с расчетом ее рыночной стоимости, собственник вправе общатиться в судебную инстанцию. Суд принимает во внимание все обстоятельства дела и выносит справедливое решение.

В суд нужно подавать пакет документов и исковое заявление. Перечень документов:

  • копия паспорта;
  • копия уведомления об изъятии земли;
  • бумага, свидетельствующие о правах собственности;
  • бумаги, свидетельствующие о ведении переговоров с организацией, уполномоченной изъять имущество;
  • иные документы по запросу суда.

В заявлении следует указать:

  • наименование судебной инстанции;
  • информация об истце;
  • информация об ответчике;
  • оглавление документа «Исковое заявление о…»;
  • описание ситуации;
  • ссылки на российские законы;
  • требования к ответчику;
  • список приложений;
  • дата и роспись истца.

Скачать образец заявления можно по ссылке.

Перед подачей искового заявления в судебную инстанцию рекомендуется ознакомиться с полной версией Федерального Закона № 136. Ознакомиться с текстом закона об изъятии земли можно здесь.

Настоящий ФЗ представлен с учетом внесения последних изменений 11 августа 2017.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 938-42-14 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-34-99 — Санкт-Петербург и обл.;
  • 8 (800) 350-31-95 — все регионы РФ.

Антон Белов, эксперт центра

Внесены поправки в Земельный кодекс. Наш эксперт, проанализировав эти изменения, пришел к выводу, что фактически речь идет о новом законе. Как себя вести, если государство позарится на вашу землю?

Механизмы изъятия земли готовы

31
декабря 2020 года был подписан Федеральный закон №499-ФЗ, вносящий очередные
поправки в Земельный кодекс. На этот раз переписан порядок изъятия земель для
государственных и муниципальных нужд. Закон вступает в силу 1 апреля 2015 г. Принятые
поправки означают, что государство может у вас отнять землю.

С
одной стороны возникает надежда на то, что данный инструмент будет применяться
для реализации инфраструктурных проектов в политике, для строительства заводов,
дорог, инженерных сетей. С
другой стороны, гордость за великие стройки страны как-то уходит на второй
план, если тебя выкинули из собственного дома. Всем понятно, что государство у
нас далеко от понятия нравственности
. Потому надо уметь себя защищать. Для
этого надо знать механизмы изъятия земли.

По
итогам года можно утверждать, что произведена почти полная замена Земельного
кодекса в прежней редакции:

1)
закон 171-ФЗ от 23.06.2020 установил детальный порядок предоставления земельных
участков из государственной и муниципальной собственности лицам (о чем мы
писали в статье «Новый порядок получения земли: новый инструмент, но не новая
стратегия»)

2)
закон № 234-ФЗ от 21.07.2020 установил новый порядок земельного надзора и
контроля

3)
закон № 499-ФЗ от 31.12.2020 установил порядок изъятия земель для
государственных и муниципальных нужд.

На
подходе – проект Федерального закона N 465407-6 «О внесении изменений в
Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к
территориальному зонированию». В случае его принятия, можно без оговорок
говорить о полностью новом Земельном кодексе
.

Изменения в Гражданский кодекс

Гражданский
кодекс регулирует общие нормы гражданского оборота и является более общим
актом, чем Земельный кодекс.

Он
дополняется ст. 239.2 «Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием
земельного участка для государственных или муниципальных нужд», где


устанавливается единство судьбы изымаемого земельного участка и строений и
сооружений на нем. Это означает, что вместе с изъятием земельного участка
изымаются и все существующие на нем объекты недвижимости
. Исключение составляют
те сооружения, которые не противоречат целям изъятия (например, это может быть
трубопровод в земле). Стоит заметить, что статья написана очень грамотно, с
учетом всех прежних проблем, возникающих из-за неточности формулировок.
Детально указаны все виды недвижимости и их составных частей (здания,
сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения в них), что не
позволяет препятствовать изъятию участка, используя неточности в законе
.


устанавливается, что объекты, принадлежащему лицу на ином праве, изымаются так
же и в том же порядке

Статья
272 «Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд»
излагается в новой редакции. В ней предусматривается:


общий порядок изъятия, содержащий отсылочные нормы на Земельный кодекс,

— устанавливается, что со дня
прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя
прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного
участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого
земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного
участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на
условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие
земельного участка.

В случае, если изъятие земельного участка для
государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение
правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в
том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного
участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для
государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих
обязательств

— условия изъятия участка и объектов на нем
устанавливаются в Соглашении об изъятии, который готовится и подписывается
государственным органом и самим правообладателем. В случае не достижения
согласия, такие условия устанавливаются судом
.

Статья
280 излагается в новой редакции, в соответствии с которой предусматривается
порядок пользования лицом объектами недвижимости до момента прекращения их
прав. Уточнено, что затраты, произведенные лицом по улучшению этих объектов,
уже не будут учитываться в сумме возмещения за изъятие объектов
. Эта норма
направлена на злоупотребления, направленные на повышение размера суммы
возмещения после того, как лицо узнало о будущем изъятии объектов
.

Новая
редакция статьи 281 предусматривает порядок определения размера компенсации за
изымаемые земельный участок и иные объекты недвижимости. Установлено, что лицо
имеет выбор – получить денежную компенсацию или же получить иной земельный
участок.

Статья
282 предусматривает порядок изъятия участка по решению суда в принудительном
порядке.

Итого,
статья 3 Закона описывает общий алгоритм действий и их вариаций по изъятию
земельного участка у правообладателя.

Изменения в Градостроительный
кодекс

Так
как все последние изменения в Земельный кодекс завязаны на идею планирования
использования земельных ресурсов, которая воплощена в Градостроительном кодексе
в нормах о территориальном планировании, то внесены изменения в статью 9 ГСК
РФ, предусматривающие, что не допускается принятие решений об изъятии земель в
случае, если такие решения не обоснованы наличием документов территориального
планирования (в том числе Генерального плана города), в которых предусмотрено
размещение объектов, для которых планируется подобное изъятие.

Особо
стоит отметить, что установлен срок в 3 года на изъятие земельного участка с
момента утверждения проекта планировки территории, в котором предусмотрено
размещение объекта, для которого требуется изъятие земельного участка. В
случае, если решение об изъятии не принято в течение этого срока, проект
планировки считается недействительным в этой части
.

Таким
образом на примере данного Закона и Закона 171-ФЗ мы наблюдаем твердое движения
законодателя по линии привязки использования всех земельных ресурсов к
документам территориального планирования. Земли предоставляются и изымаются
только на основе таких документов.

Изменения в Земельный кодекс

Статьей
49 ЗК устанавливаются основания для изъятия земельного участка. В основном это
объекты федерального значения и линейные инфраструктурные объекты.

Вводится
глава 7.1, устанавливающая порядок изъятия земельных участков. Надо отметить,
что структура Главы не вызывает нареканий как алгоритм-программа действий для
управленца
. Ее структура точна и логична.

Статья
56.2 ЗК устанавливает субъектов принятия решения об изъятии участка (кто?)

Статья
56.3 предусматривает условия принятия такого решения (почему?):


решение об изъятии принимается только если такое изъятие предусмотрено
документами территориального планирования, или если обосновано

1) решением о создании или расширении
особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для
создания или расширения особо охраняемой природной территории);

2) международным договором Российской
Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного
договора);

3) лицензией на пользование недрами (в
случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с
пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств
недропользователя);

4) решением о признании многоквартирного
дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного
участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Статья 56.4 предусматривает, что помимо
изъятия участка по инициативе органа власти, такое изъятие возможно на основе
решения органа власти ходатайства следующих лиц:

1) являющиеся субъектами естественных
монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов
федерального значения или объектов регионального значения, и обеспечивающих
деятельность этих субъектов;

2) уполномоченные в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного
самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии)
осуществлять деятельность, для обеспечения которой осуществляется изъятие
земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

3) являющиеся недропользователями, в
случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с
пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств
недропользователей.

Перечень организаций, имеющих право на
обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд,
устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так же устанавливается порядок подачи
ходатайства об изъятии и порядок действий органа власти после его получения.

Статья 56.5 предусматривает порядок
действий в случае наличия проблемы неопределенности правообладателя объектов,
которые следует изъять:

— орган власти обязан произвести
уведомление о предстоящем изъятии и розыск правообладателя четырьмя
предусмотренными статьей способами

— правообладатели изымаемых объектов
обязаны в течение 60 дней с даты публикации объявления об изъятии должны подать
в орган власти, уполномоченный принять решение об изъятии объектов, заявление
об учете их прав с приложением документов, подтверждающих их права

— в случае, если правообладатель не
выявлен, орган власти обращается в суд о признании права государства на этот
земельный участок 

— правообладатели участка, права которых
не были выявлены в установленном порядке, все-таки имеют право на возмещение
убытка

Статья 56.6 «Решение об изъятии
земельных участков для государственных или муниципальных нужд» предусматривает:

— порядок принятия решения (КАК?)

— решение об изъятии может быть принято
как в отношении существующего участка, так и в отношении участка. Которые
следует образовать,

— неурегулированность вопросов
относительно регистрации прав и точности границ участка признано не являющимся
препятствием к изъятию

Статья 56.7 регламентирует вопросы
подготовки соглашения об изъятии и предусматривает, что все работы по уточнению
границ, формированию участка, в том числе того, который планируется
предоставить взамен, по оценке изымаемого участка, по подготовке соглашения
ведет орган, принявший решение об изъятии или лицо, по чьему ходатайству
осуществляется изъятие. Согласия правообладателя изымаемого участка не
требуется
.

Статьи 56.8-56.10 предусматривают
порядок подписания соглашения об изъятии и порядок урегулирования смежных
вопросов. Установлен срок для подписания правообладателем соглашения – 90 дней
с момента получения
. В случае неподписания, орган власти обращается в суд.

Переходные
положения и особые условия

Статья 26 закона предусматривает особые
условия регулирования земельных отношений по вопросам изъятия участков в
переходный период. В частности:

— если принято решение об изъятии
участка до вступления в силу этого Закона, то подготовка соглашения об изъятии
осуществляется по правилам нового закона

— если изымается земельный участок
занятый объектами недвижимости, и права на участок не оформлены, то компенсация
за него определяется как за участок, переданный в аренда на 49 лет

— если изымается участок, на который
права не оформлены, но на котором стоит дом, права на который возникли у лица
до введения в действия ЗК (2001 год) или после, но в порядке наследования, то
компенсация за участок осуществляется в размере как за участок, оформленный в
собственность. Это значит, что в других случаях компенсация меньше, как за
участок находящийся в аренде,

— если земельный участок предоставлен
гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства,
огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального
жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения,
постоянного (бессрочного) пользования или ином праве, не предусмотренном
законодательством Российской Федерации и возникшем до дня введения в действие
Земельного кодекса Российской Федерации, либо если в акте, свидетельстве или
другом документе, которые устанавливают или удостоверяют право гражданина на
земельный участок, предоставленный ему до дня введения в действие Земельного
кодекса Российской Федерации, не указано право, на котором предоставлен такой
земельный участок, или невозможно определить вид этого права, при проведении
оценки такого земельного участка применяются правила оценки земельных участков,
принадлежащих гражданам на праве собственности

Три
совета правообладателю земельного участка

Итак, все уже готово для отъема земли. Во-первых,
введен в действие оперативный и четкий механизм изъятия земельных участков.
Во-вторых, предусмотрен порядок компенсации за изъятые объекты недвижимости.
Нельзя утверждать о его особой демократичности особом учете интересов
правообладателя участка, однако в вопросе изъятия не может быть особой
демократичности
. Все споры могут развернуться вокруг рыночной оценки и
предоставления аналогичного земельного участка.

Правообладателям земельного участка
можно посоветовать безотлагательно следующее:

1. 
Наведите
порядок в границах и правах на свой участок, здания и сооружения. Спустя долгое
время мы все равно приходим к тому, что с документами надо разобраться, ибо от
них зависит все то, что вам принадлежит. Стоимость этих усилий в любом случае
будет меньше стоимости ваших проблем при изъятии вашего имущества
.

2. 
Будьте
в курсе планах властей относительно вашего города, района и т.д. Это можно
делать либо в местных СМИ, либо периодически делать запросы в местную
архитектуру, либо самостоятельно отслеживать изменения в генплан и проекты
планировки местности, где вы проживаете.

3. 
Удостоверьтесь
в том, что в Едином государственном реестре прав указаны актуальные данные (адрес
и телефон для связи с вами).

Так вы сможете избавить себя от
значительной части проблем в том случае, если государство позарится на вашу
землю.

По теме:

Новый порядок получения земли: новый инструмент, но не новая стратегия

Так все ж нам землю можно или нет? А если можно, то где?

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: