Положения Земельного кодекса по перераспределению земельных участков в 2020 году

Земельный кодекс Российской Федерации» N 136-ФЗ в последней редакции:

Статья 11.7 ЗК РФ. Перераспределение земельных участков

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

4. Утратил силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2020 N 171-ФЗ.

Вернуться к оглавлению документа: Земельный кодекс РФ в последней редакции

Земельный кодекс>

Глава V.4. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, МЕЖДУ СОБОЙ И ТАКИХ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Кодексы РФ

Популярные материалы

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

ЗК РФ — документы Пленума и Президиума ВС

ЗК РФ — последние изменения и законы

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018)

    «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

  • Федеральный закон от 18.12.2018 N 471-ФЗ

    «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование»

  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 538-ФЗ

    «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий»

  • Федеральный закон от 01.07.2018 N 175-ФЗ (ред. от 25.12.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В Земельный кодекс РФ внесены фундаментальные поправки, которые затрагивают всех участников земельных правоотношений в России. Новации связаны с возникновением, прекращением и реализацией прав на земельные участки и направлены на вовлечение в оборот земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Учесть наиболее значимые изменения в земельном законодательстве поможет этот материал.

Поправки в Земельный кодекс РФ

Федеральный закон от 23 июня 2020 г. № 171-ФЗ вносит фундаментальные поправки в Земельный кодекс РФ. Новации связаны, в том числе, с возникновением, прекращением и реализацией прав на земельные участки. По-новому будет проходить образование земельных участков, перераспределение земель, обмен земельных участков. Вводятся новые понятия и процедуры, которые затрагивают использование земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: предоставление земельных участков в госсобственности, переход земли в постоянное (бессрочное) пользование, сервитут на земельный участок. Большая часть положений Закона № 171-ФЗ вступит в силу с 1 марта 2015 года, однако некоторые положения действуют с 24 июня 2020 года (ст. 35 Закона № 171-ФЗ). Учесть наиболее значимые изменения в земельном законодательстве, вносимые новым правовым актом, поможет эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Образование земельных участков

Процедура образования земельных участков будет уточнена с 1 марта 2015 года. Этому виду земельных отношений будет посвящена глава I.1 Земельного кодекса РФ «Образование земельных участков».

Само понятие «земельный участок» Законом № 171-ФЗ также уточнено. Земельный участок – объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю. Эта территория признается недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. При этом в случаях и в порядке, установленных федеральным законом, появляется возможность создания искусственных земельных участков (п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, вступает в силу с 1 марта 2015 года).

Предоставление земельных участков в госсобственности

Новации затрагивают особенности использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Это особенно важно для бюджетных учреждений, ведь деятельность многих из них связана как раз с такими участками. Земельный кодекс РФ с 1 марта 2015 года дополняется новой главой V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». В рамках этой главы Земельным кодексом РФ будут урегулированы:

  • основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.1);
  • случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов (ст. 39.3);
  • цены продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.4);
  • случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно (ст. 39.5);
  • случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов (ст. 39.6);
  • особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.8).

Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком

Отдельного внимания заслуживает статья 39.9 Земельного кодекса РФ, которая закрепляет основания предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование. Перечень таких оснований – исчерпывающий. В частности, определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), а также казенным предприятиям.

По общему правилу, предоставление земельных участков таким учреждениям будет возможно только на праве постоянного (бессрочного) пользования. Отступления от этого правила могут быть предусмотрены только статьями 39.10 и 39.20 Земельного кодекса РФ. В частности, статьей 39.10 Земельного кодекса РФ рассмотрены случаи, когда возможно предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование. Такое предоставление допустимо в отношении государственных и муниципальных учреждений на срок до одного года.

Обмен земельных участков

Земельный кодекс РФ дополняется также новой главой V.2 «Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности». Эта глава устанавливает случаи, когда возможен такой обмен, а также условия, которые нужно отразить в договоре мены.

Участок, находящийся в госсобственности (муниципальной собственности), допустимо обменять на земельный участок, находящийся в частной собственности, который (ст. 39.21 Земельного кодекса РФ):

  • изымается для государственных или муниципальных нужд;
  • по утвержденному проекту планировки территории и проекту межевания территории предназначен для размещения объекта социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры (если размещение объекта необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования) или уже содержит такие инфраструктурные объекты.

В силу требований статьи 39.22 Земельного кодекса РФ в договор мены включаются определенные условия. В частности, здания, сооружения, расположенные на земле, в отношении которой составляется договор мены, также становятся предметом этого договора.

Сервитут на земельный участок

В Земельном кодексе РФ с 1 марта 2015 года появляется новая глава V.3 «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Она определяет основания для установления сервитута, требования к соглашению об установлении сервитута и порядок заключения такого соглашения. Напомним, сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

Согласно статье 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в госсобственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами. Это, например:

  • размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
  • проведение изыскательских работ;
  • ведение работ, связанных с пользованием недрами.

В статье 39.24 Земельного кодекса РФ определен круг лиц, которые могут заключать соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а в статье 39.25 – требования к содержанию данного соглашения. Так, если находящийся в госсобственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается только с письменного согласия учредителя (федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, в ведении которого находится это учреждение).

Перераспределение земель

Немалое внимание в Законе № 171-ФЗ уделено регламентации перераспределения земель. Результатом стало дополнение Земельного кодекса РФ с 1 марта 2015 года новой главой V.4 «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности». В этой главе определены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (ст. 39.27). кроме того, она описывает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также в частной собственности (ст. 39.28).

Отметим, что соглашение о перераспределении земель в госсобственности не может быть заключено при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • перераспределяемые земельные участки, находящиеся в госсобственности, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, но не получено его письменное согласие на перераспределение;
  • перераспределяемые земли, находящиеся в госсобственности, выставлены на аукцион;
  • в отношении перераспределяемого земельного участка, находящегося в госсобственности, действует решение о предварительном согласовании его предоставления;
  • границы земельного участка подлежат уточнению;
  • есть основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;
  • в отношении перераспределяемого земельного участка, находящегося в госсобственности, подано заявление о предоставлении земельного участка, и по заявлению нет отказа.

Безвозмездная передача федеральной земли

Отдельного внимания заслуживает и новая глава V.5 Земельного кодекса РФ «Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации». Согласно ей, в частности, не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Это касается участков, предоставленных:

  • федеральным органам госвласти;
  • их территориальным органам;
  • федеральным казенным предприятиям;
  • федеральным государственным предприятиям;
  • федеральным государственным учреждениям;
  • созданным РФ некоммерческим организациям.

Использование земли в госсобственности

В заключение необходимо упомянуть и главу V.6 Земельного кодекса РФ «Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута». Такое использование земли возможно в случаях:

  • проведения инженерных изысканий;
  • капитального или текущего ремонта линейного объекта;
  • строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
  • геологического изучения недр;
  • деятельности в целях сохранения и развития традиционных промыслов, образа жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
  • размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.

Важно запомнить

Изменения, внесенные Законом № 171-ФЗ в Земельный кодекс РФ, затрагивают всех без исключения участников земельных правоотношений в нашей стране. Они направлены на обеспечение эффективного землепользования и вовлечения в оборот земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Также смотрите:
– Постановка участка на кадастровый учет
– Налог на имущество 2020
– Декларация по налогу на имущество организаций

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», , или подпишитесь на журнал.

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2020 года N 171-ФЗ)
2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой 5.4 настоящего Кодекса.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2020 года N 171-ФЗ.

4. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года — Федеральный закон от 23 июня 2020 года N 171-ФЗ.

Комментарий к статье 11.7 ЗК РФ

Термин «перераспределение земельных участков» долгое время использовался в законодательстве применительно к совершенно иным, нежели образование земельных участков, отношениям.

Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» земельные участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий включались в фонды перераспределения земель. Создание фонда перераспределения земель предусматривается ЗК РФ и в настоящее время (см. комментарий к ст. 80).

________________
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 1. Ст.53.

Следует согласиться с мнением некоторых авторов о том, что используемый в комментируемой статье термин не имеет ничего общего с фондом перераспределения земель. При перераспределении земельных участков осуществляется изменение месторасположения границы смежных земельных участков, что приводит к изменению их характеристик. Основанием такого изменения являются возмездные или безвозмездные сделки. Однако в юридической литературе до сих пор имеются различные суждения о юридической природе перераспределения земельных участков.

________________
См., напр.: Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Сотникова М.С. Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации: вопросы теории и практики: монография. Новый индекс, 2010.

См.: Завьялов А.А., Маркварт Э. Земельные отношения в системе местного самоуправления. М.: Статут, 2011.

Одни авторы отмечают, что «…при перераспределении происходит обмен земельными участками между их правообладателями…», а также, что «…такой обмен может быть основан на договоре мены, который заключается и реализуется в соответствии с ГК РФ либо на основании судебного решения или по иным основаниям» (см.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации, утв. Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (постатейный) / отв.ред. С.Н.Волков, науч.ред. Ю.Г.Жариков. Юстицинформ, 2009). Другие говорят, что «…наиболее близким по типу к прераспределению следует считать договор мены земельных участков, однако меной эта сделка все же не является» (см.: Лапач В., Ткаченко Т. Земля в новом измерении // ЭЖ-Юрист. 2008. N 32), а также что»…перераспределение может напоминать договор мены земельных участков (но таковым оно не является)…» (см.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Е.С.Болтанова, С.З.Женетль. РИОР, ИНФРА-М. 2010).

Перераспределение является прежде всего способом образования земельных участков, при которых несколько смежных земельных участков прекращают свое существование и образуется несколько других смежных земельных участков, что не позволяет однозначно утверждать, что перераспределение является сделкой, вид которой прямо предусмотрен в ГК РФ. Такая позиция также подтверждается существованием возможности перераспределения земельного участка и земель (см. комментарий к ст. 39.27-39.29), которые нельзя однозначно определить в качестве индивидуально определенной вещи и в качестве предмета сделки с недвижимым имуществом. Как следует из п.2 комментируемой статьи, права на вновь образованные земельные участки возникают у собственников земельных участков, которые перераспределены на основании соглашения, заключаемого между ними.

Исходя из ч.3.1 ст. 25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» под смежными земельными участками понимаются земельные участки, которые имеют хотя бы одну общую границу. Из этого следует, что перераспределение возможно в случае, если сведения о местоположении границы земельных участков, которые предполагается перераспределить, предварительно внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ч.4.1 ст. 24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, в отношении которых заключено соглашение о перераспределении или принято решение о перераспределении, исключаются из государственного кадастра недвижимости с момента государственной регистрации прав на образованный или образованные в результате этого перераспределения земельный участок, земельные участки.

Консультации и комментарии юристов по ст 11.7 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 11.7 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: