Порядок присоединения земельного участка к основному без проведения торгов в 2020 году

Оформление — прирезок — к земельным участкам: новые возможности

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). «Для расчета итоговой цены «прирезаемого» земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за «прирезку», который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости», – объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Прайм Лекс» Александр Агафонов.

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2020 г. № 106/2020-ОЗ). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Как увеличить принадлежащий участок посредством присоединения

  • когда необходимо застроить и улучшить территорию, требующую развития;
  • когда требуется возведение капитальных построек;
  • при необходимости разведения овощных и плодовых культур на участке, расположенном в СНТ;
  • в случае, когда землевладелец желает построить частное домовладение или заняться ведением ЛПХ.

Увеличить площадь своей недвижимости можно как за счет дачных и садоводческих земель, так и участков, в пределах которых располагаются жилые постройки. Если присоединяемая территория относится к местам общего пользования либо оформлена в собственность другого лица, расширить границы своей земли будет невозможно.

Как оформить прирезку к земельному участку

Для территорий, которые являются областными владениями либо неразграниченными землями государственной собственности, сумма определяется муниципальными органами, в зависимости от местоположения, однако обычно она аналогична оценке землевладений, находящихся в федеральной собственности, и составляет 15% от оценки по кадастру (если объект соответствует предписаниям о допустимых пределах размера земель).

Разрешение вопроса происходит быстро в случаях, если площадь увеличивается не более, чем на 10 процентов от зарегистрированной государственным кадастром, однако узаконить участки, относящиеся к лесному фонду или береговой полосе, сегодня не представляется возможным.

Как присоединить к своему участку свободную землю

1 марта 2015 года вступил в свои права закон, который позволяет оформить присоединенную землю в собственность. Присоединить земельный участок могут как землевладельцы в целях личного пользования землей, так и юридические лица, и застройщики (правда, каждый на своих условиях).

Конечно, с одной стороны не хочется переплачивать специалисту, если можно это сделать самому, но с другой стороны, кадастровый инженер сразу учитывает все нюансы, и способствует большей вероятности получить именно ту землю, которую вы хотите, с границами, которые вас устроят.

Порядок проведения прирезки земельного участка

  1. Составление и сдача заявления. В нем должны содержаться следующие сведения:
    • паспортные данные заявителя либо реквизиты юридического субъекта;
    • кадастровая нумерация земельных площадей, участвующих в прирезке;
    • сведения о проекте межевания наделов (если она будет производиться на основании проекта);
    • контакты обратившегося лица.
  2. Подготовка необходимой документации. Её направление вместе с заявлением в местный муниципалитет. Бумаги могут отправляться на электронном или бумажном носителе.
  3. Рассмотрение обращения и принятие решения по нему. При отсутствии нарушений требований, установленных земельным законодательством, может быть вынесено постановление об утверждении схемы расположения угодий. При этом заявителю направляется согласование оформления договора о присоединении дополнительной земли на основании проекта межевания. Муниципальные власти могут отказать в перераспределении земли по причинам, установленным в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
  4. После получения одобрения, лицо обеспечивает осуществление необходимых работ для учета земельных объектов, образовавшихся в результате увеличения. Для этого необходимо обратиться в кадастровую палату с соответствующим заявлением.
  5. На протяжении одного месяца готовится соглашение о присоединении дополнительного пространства и направляется обратившемуся лицу для проставления подписей. Это должно быть сделано в срок не позднее тридцати дней.
  6. Подписанный договор необходимо сдать на регистрацию в Росреестр и получить выписку из единого реестра о получении правомочий собственника на вновь образованный участок.

После оплаты работы и получения готовой документации, мужчины подготовили и сдали в Росреестр заявление о регистрации площадей, проведя при этом их перераспределение. В установленный срок им был выдан отказ, так как новые площади не соответствовали требованиям земельного законодательства и подзаконных муниципальных актов.

Как оформить «прирезку» по новому Земельному кодексу

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

Способы увеличения площади земельного участка

Поскольку увеличение площади в период уточнения границ со стороны закона является одним из вариантов приобретения нового надела, законодательство предприняло попытку ограничить число способов, при которых увеличение территории, являющейся самозахватом возможно.

  • Федеральный закон № 221 – дает разъяснение уточнению границ земельного надела;
  • Федеральный закон № 93 – предусматривает возможность амнистировать надела как одна земля;
  • ст. 7.1 КоАП РФ – предусматривает привлечении к административной ответственности лиц, которые совершили самозахват земельных наделов.

Закон о присоединении земли к своему участку

Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

  1. Основанием для прирезки надела служит написанное заявление, которое подано местному УО.
  2. УО на протяжении месяца, после принятия заявления, выносит вердикт, отказывающий или дающий согласие на прирезку участка.
  3. Плата за прирезку угодья установлена в виде 15% от кадастровой стоимости надела, который будет присоединён.

Присоединение земельного участка из муниципальной собственности, личный опыт

Шестое – я подала новое повторное заявление в местную Администрацию с просьбой предоставить мне в собственность участок 2.4 сотки путем перераспределения земли из муниципальной собственности за плату по полной кадастровой стоимости, то есть 55 000 рублей на тот момент за 1 сотку. Уже к этому заявлению я приложила все новые документы, Протокол, кадастровый паспорт на вновь образованный участок 12.4 сотки.

Первое, что я сделала, это выяснила, что по Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) в моем городе минимальная площадь вновь образованных участков – 6 соток, значит, я могу претендовать на покупку участка 2.4 сотки без торгов, так как площадь меньше норматива.

Порядок присоединения земельного участка к основному без проведения торгов

  • выписка из единого государственного реестра о характеристиках земли и о наличии зарегистрированных прав собственности;
  • копия свидетельства о праве собственности или прочих правоустанавливающих бумаг, если право не было зарегистрировано в официальном порядке;
  • проект межевания конкретного участка земли;
  • схема расположения будущего земельного объекта, если нет указанного выше документа.

Правительство Российской Федерации в 2015 году приняло Постановление №1308 о правилах ценообразования на процедуры прирезки участков земли. В соответствии с рассматриваемым документом, функция по определению цены возлагается на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия собственника территории, входящей в федеральную собственность.

26 Июн 2018     
stopurist    
   
171      

Присоединение земельного участка.

Приветствую вас, уважаемые риэлторы и  другие пользователи моего сайта! В этой статье я делюсь личным опытом присоединения небольшого участка 2.4 сотки к уже существующему участку 10 соток, который оформлен в частную собственность и на котором расположен домик 1963 года постройки. Оба участка находятся в категории населенных пунктов в городской черте.

В прошлом году, благодаря закону РФ 171-ФЗ, я решила присоединить к своему небольшому участку добавочно еще немного земли, так как за забором была полоска «ничейной» земли, а по факту мы уже на ней сажали огород. Присоединить можно было только путем выкупа у Администрации по кадастровой стоимости, по новым законам, или можно было взять в аренду. Этот опыт мне был очень важен в моей деятельности как риэлтора и как преподавателя.

Первое

Что я сделала, это выяснила, что по Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) в моем городе минимальная площадь вновь образованных участков – 6 соток, значит, я могу претендовать на покупку участка 2.4 сотки без торгов, так как площадь меньше норматива.

Второе

Надо было выяснить свободна ли эта земля и не находится ли она в аренде или в общем пользовании, а также в какой зоне использования по ПЗЗ находится этот свободный участок. Для этого я написала заявление в местную Администрацию с просьбой предоставить мне Выписку из ПЗЗ на конкретный участок 10 соток с определенным кадастровым номером и прилегающий к нему участок. К заявлению я приложила распечатку с Публичной карты Росреестра со своими рисунками.  Каждый риэлтор должен уметь работать с Публичной кадастровой картой. Ровно через 30 дней я получила официальный ответ со схемами, из которого я поняла, что земля, на которую я претендую абсолютно свободна и можно начинать процедуру оформления.

Третье

Я заказала у кадастрового инженера Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за две тысячи рублей в течение трех дней Схема была готова. Дело в том, что к заявлению о присоединении участка должна прилагаться только Схема установленного образца и никакая друга не принимается во внимание.

Четвертое

Вот только теперь я подала заявление в Администрацию с просьбой о присоединении земельного участка к моему собственному, путем перераспределения из муниципальной площади с приложением правоустанавливающих документов на старый участок и Схемой на новый участок. Можно было, конечно сразу же подать заявление в Администрацию, а потом ждать согласия или отказа, но я решила сначала выяснить, что присоединяемый участок подходит для этой цели, а потом начать процедуру оформления в собственность, чтобы быть уверенной в положительном результате.

Пятое

Через 30 дней меня пригласили на подписание Протокола земельной комиссии, из которого я узнала о положительном решении вопроса. Я подписала Протокол, только после этого мне выдали Постановление об утверждении Схемы присоединяемого участка и только потом, на основании этого Постановления кадастровый инженер провел геодезическую съемку и подготовку межевого дела не на маленький участок 2.4 сотки, а на весь будущий большой участок 12.4 сотки. Прошло еще 45 дней.

Шестое

Я подала новое повторное заявление в местную Администрацию с просьбой предоставить мне в собственность участок 2.4 сотки путем перераспределения земли из муниципальной собственности за плату по полной  кадастровой стоимости, то есть 55 000 рублей на тот момент за 1 сотку. Уже к этому заявлению я приложила все новые документы, Протокол, кадастровый паспорт на вновь образованный участок 12.4 сотки.

Седьмое

Через 30 дней мне позвонили из Администрации и предложили подписать Соглашение о присоединении участка путем перераспределения муниципальной земли, и оплатить стоимость, выкупаемого  участка, в  течение 10 дней после подписания Соглашения.

Восьмое

Подача документов на регистрацию права собственности на новый участок 12.4 сотки  в Росреестр. Сначала я написала заявление об аннулировании старого участка , и тут же новое заявление на регистрацию права собственности на новый участок 12.4 сотки. Через 30 дней я получила новое Свидетельство о регистрации права собственности на новый участок. Госпошлина составила 2000 рублей, а не 350 как на участок без строения, так как на этом участке уже увеличенном стоит жилой домик.

Вся процедура оформления заняла 9 месяцев, расходы всего вместе с выкупом получились 153 000 рублей, выкуп 137 000 рублей, а остальное побочные расходы на оформление, межевание, аренду. Вот еще есть нюанс, меня, можно сказать, заставили оплатить аренду за выкупаемый участок с 2009 года, так как именно столько я владею этим домом, Администрация посчитала, что я фактически пользовалась этим участком все это время. Так как аренда была недорогая, всего 7 800 рублей я не стала спорить, хотя до сих пор не могу понять насколько это правомочно это со стороны Администрации.

Я поделилась своим личным опытом, который будет полезен всем, желающим присоединить дополнительный земельный участок, а также риэлторам, занимающимся оформительской деятельностью.

Расширить площадь принадлежащего участка путем присоединения — так называемой прирезки, может любой владелец земли, отведенной под жилую застройку, личное подсобное хозяйство, дачное строительство, садоразведение и огородничество. Для этого необходимо знать порядок совершения данной процедуры и ее особенности.

Определение

В целях упорядочивания мероприятий по присоединению земель, высший исполнительный орган Российской Федерации внес в земельное законодательство ряд поправок, которые начали действовать с 1 марта 2015 года. В итоге проведенной реформы, Земельный кодекс РФ был дополнен новой главой, регламентирующей порядок прирезки землевладений, которая обеспечила право на узаконение земель, занятых в самовольном порядке.

Таким образом, под процедурой присоединения земель понимается процесс прирезки участков к принадлежащей собственнику территории, осуществляемый в соответствии с положениями закона.

Присоединение может потребоваться в таких ситуациях, когда, к примеру, форма принадлежащего участка является изломанной.

Довольно сложно не только уточнить границы такого объекта недвижимости, но и возвести на его территории постройки.

Основания присоединения

Благодаря проведенной земельной реформе, прирезать землю к дачному, садовому участку, а также предназначенному для дачной или жилой застройки, стало гораздо проще. Торгов такая процедура не предусматривает, однако исполняется она на платной основе.

Основанием для присоединения земельного участка выступает соглашение, которое заключается собственником земли с органами местного самоуправления. Происходит это согласно утвержденному проекту межевания, а при его отсутствии — утвержденной схеме расположения земли, оформить которую можно как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами кадастрового инженера.

Присоединение земли возможно в случаях:

  • когда необходимо застроить и улучшить территорию, требующую развития;
  • когда требуется возведение капитальных построек;
  • при необходимости разведения овощных и плодовых культур на участке, расположенном в СНТ;
  • в случае, когда землевладелец желает построить частное домовладение или заняться ведением ЛПХ.

Увеличение участка за счет прилегающей территории

Присоединение земли возможно тогда, когда прирезаемый участок находится в государственной или муниципальной собственности, а также в случае необходимости выпрямления границ оформленной в собственность территории.

Для осуществления данной процедуры, право собственности на землю должно быть зарегистрировано, а сам объект недвижимости — размежеван и поставлен на кадастровый учет.

Увеличить площадь своей недвижимости можно как за счет дачных и садоводческих земель, так и участков, в пределах которых располагаются жилые постройки. Если присоединяемая территория относится к местам общего пользования либо оформлена в собственность другого лица, расширить границы своей земли будет невозможно.

Прирезать дополнительную площадь к принадлежащей земле не составит труда, если она соответствует требованиям Правил землепользования и застройки, утверждаемым местными органами власти.

Согласно положениям Земельного кодекса РФ, образуемое путем присоединения землевладение должно отвечать установленным нормативам.

Также к формируемому за счет прирезки земельному участку предъявляются следующие требования:

  • он должен находиться в пределах конкретного поселения, садового товарищества или муниципалитета;
  • образуемый объект не должен являться территорией, отведенной для всеобщего пользования;
  • необходимо, чтобы участок находился в пределах красных линий, то есть не пересекал линейные объекты, расположенные на данной территории.

Узнайте,

можно ли уволить мать одиночку

.

Узнайте больше о плавающих окладах, их плюсах и минусах в нашем материале.

Что такое налоговый вычет на ребенка и как им пользоваться в свою пользу? Наша статья посвящена этому вопросу.

Процедура увеличения территории

1. Подготовка заявления, содержание которого должно отображать информацию в отношении:

  • паспорта заявителя, его ФИО и места регистрации;
  • кадастрового номера принадлежащего участка и того, который будет присоединяться;
  • почтового адреса заявителя или его электронной почты;

2. Сбор необходимых документов, включающих:

  • выписку из ЕГРН на землю;
  • копию правоутверждающего документа на землевладение (свидетельства о государственной регистрации права);
  • копию документации, на основании которой объект недвижимости принадлежит владельцу (различные договоры, свидетельства о праве на наследство, акты государственных и муниципальных органов и прочее);
  • проект по межеванию территории, в пределах которой находится земля. При его отсутствии к проекту приобщается схема размещения формируемого участка;
  • документа, удостоверяющего личность заявителя.

3. Подача заявления в уполномоченный и сформированного комплекта требуемой документации (на личном приеме в бумажном варианте либо в электронной форме посредством сети Интернет);

4. Рассмотрение представленных документов местной администрацией, в результате которого в тридцатидневный срок выносится одно из возможных решений:

  • об утверждении схемы расположения земли. При этом владельцу земли направляется соответствующая документация;
  • об удовлетворении ходатайства касаемо присоединения земли и заключение договора;
  • об отказе в присоединении участка. Извещение со ссылкой на норму закона отправляется заявителю.

5. При положительном решении об увеличении земельного участка, уполномоченный орган организует необходимые кадастровые работы по учету образуемой территории. Для этого потребуется кадастровый паспорт землевладения.

6. В течение месяца после подачи документации, кадастровым органом подготавливается проект договора о присоединении земли, который направляется заявителю на подпись.

7. После подписания указанного соглашения, необходимо посетить органы Росреестра и зарегистрировать право собственности на сформированное землевладение.

Процедура увеличения земельного участка путем присоединения важна как для собственников такой недвижимости, так и для государства, которое таким образом получает дополнительные финансы, связанные с оформлением прирезок.

Перейдя по ссылке, можете ознакомиться с образцом заявления о перераспределении земельных участков.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:

  • органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
  • органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
  • органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
  • органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).

Порядок предоставления земельного участка

Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2020 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:

  • продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
  • выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
  • выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).

Федеральный закон определяет:

  • сроки выделения земли;
  • основания для отказа в выделении земли;
  • список документов для выделения.

В собственность

Земельные участки передаются в собственность:

  • посредством проведения аукциона;
  • продажи земли без процедуры торгов;
  • на бесплатной основе.

Торги

Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.

Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:

  • подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
  • обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
  • госрегистрация прав на землю;
  • определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • принятие решения о проведении аукциона.

Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:

  • подготовка лицом схемы участка;
  • подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
  • проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
  • проведение заявителем кадастровых работ;
  • кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
  • подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
  • обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
  • получение технических условий подключения к сетям ИТО;
  • принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.

По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.

Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:

  • для ИЖС;
  • ведения ЛПХ;
  • ведения дачного хозяйства, садоводства;
  • осуществления фермерской деятельности.

Без торгов

Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:

  • участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
  • земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
  • другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.

Бесплатно

Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:

  • физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
  • физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
  • в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.

В аренду

Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.

Аукцион

Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Аукцион проходит в несколько этапов:

  • подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
  • подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
  • проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.

Без торгов

В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:

  • по решению Президента РФ;
  • возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 года №1603);
  • строительство объектов государственного и муниципального значения;
  • проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
  • правообладателям здания, под которым находится участок;
  • религиозным организациям;
  • для проведения бюджетных строек;
  • льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
  • лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
  • физлицам для сенокошения и выпаса скота;
  • переоформление из права бессрочного пользования;
  • взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
  • участок образован из ранее предоставленной земли.

Сроки предоставления

Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:

  • не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
  • не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.

Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.

Договор аренды ЗУ заключается на срок:

  • от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
  • до 9 лет для строительства линейных объектов;
  • до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
  • на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
  • до 49 лет – в прочих случаях.

Основания для отказа

Основания отказа проведения аукциона:

  • нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
  • нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
  • участок не входит в определенную категорию земель;
  • объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
  • земля изъята из оборота;
  • земля ограничена в обороте;
  • земля зарезервирована для государственных нужд;
  • земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.

Основания отказа при предоставлении земли без торгов:

  • заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
  • земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
  • разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
  • ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
  • предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
  • площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.

Перечень документов

Для участия в аукционе заявитель подает:

  • заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
  • ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
  • нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
  • документ о внесении задатка.

Прием документов прекращается за пять дней до дня проведения аукциона.

Перечень электронных документов включает:

  • схему расположения объекта;
  • извещение о проведении аукциона в электронном виде;
  • заявление о предварительном согласовании выделения земли;
  • заявление об установлении сервитута;
  • заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
  • проект межевания в виде электронного документа;
  • заявление о проведении аукциона;
  • заявление о подтверждении схемы.

Основания для образования участка

Образование участков из земель, принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:

  • проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
  • документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
  • схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).

Проект межевания территории

Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:

  • из участка, выделенного на комплексное основание местности;
  • из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
  • в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
  • в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
  • для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.

Проектная документация о местоположении и границах

Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.

При подготовке схемы учитываются:

  • утвержденная документация территориальной планировки;
  • правила строительства и землепользования;
  • проекты планировки местности;
  • положения об особо охраняемых природных объектах;
  • наличие местности с особыми условиями использования земли;
  • земли общего пользования;
  • красные линии;
  • границы участков;
  • расположение построек и объектов незавершенного строительства.

Схема содержит:

  • условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
  • площадь участка;
  • координаты точек границы участка;
  • границы формируемого участка;
  • информация об утверждении.

Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2020 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.

Подготовка проводится на основании следующих документов:

  • утвержденный документ территориального планирования;
  • проект противопожарной защиты;
  • проект планировки территории.

Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.

Утвержденная схема расположения

Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):

  • решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
  • решение об образовании участка.

Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.

Основания возникновения прав на земельный участок

Основания возникновения прав на землю перечислены в ст. 39.1 ЗК РФ:

  • решение о предоставлении земли в собственность безвозмездно или в ПБП;
  • договор купли-продажи при выделении земли в собственность за плату;
  • договор аренды при передаче земли в аренду;
  • договор безвозмездного пользования при выделении земли в безвозмездное пользование.

Предоставление ЗУ в безвозмездное пользование

Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, земля предоставляется в пользование на безвозмездной основе в следующих случаях:

  • лицам для ведения ЛПХ, КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • для ИЖС и ЛПХ – лицам, работающим по основному месту работы в МО, по специальностям, утвержденным законодательством субъекта;
  • малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока для возведения построек с целью сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования.

Прочие случаи обозначены в вышеназванной статье.

Предварительное согласование предоставления участка

Предварительное согласование требуется при уточнении границ участка, а также при передаче  земли без торгов.

Вместе с заявлением о предварительном согласовании подаются:

  • документ, доказывающий право заявителя на получение земли без торгов;
  • схема участка, если он только образуется и проекта межевания нет.

Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. Решение о предварительном согласовании действительно в течение двух лет.

Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов

Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.

Преимущества нового порядка

С 1 марта 2015 года сильно изменился порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности.

Плюсы нововведений:

  • устанавливается порядок выделения готового участка и земли без точных границ;
  • вводятся сроки принятия решений;
  • вводятся основания для отказа в принятии того или иного решения;
  • исключено решение об образовании земли в виде дублирующего решения об утверждении схемы;
  • исключена подготовка и утверждение акта выбора земли.

Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.

Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.

В этом извещении содержатся:

  • сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
  • сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
  • адрес, способ подачи заявки;
  • срок приема заявок;
  • адрес месторасположения участка;
  • кадастровый номер, площадь земли;
  • площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
  • адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.

Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.

В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.

См. также:

  • Пошаговая инструкция покупки земельного участка у собственника.
  • Объясняем: как найти или проверить собственника земли.
  • Дачная амнистия продлена: Как оформить земельный участок в собственность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: