Правила и порядок регистрации граждан по месту жительства в 2020 году

C 03 января 2020 года вступают в действие изменения в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Место пребывания и место жительства, в чем отличия?

Место пребывания — жилое помещение, в которых гражданин проживает временно. В качестве таковых закон называет в том числе гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристские базы, медицинские организации или другие подобные учреждения.

Место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение служебное или в общежитии, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения, и где он зарегистрирован по месту жительства.

С какого момента гражданин обязан регистрироваться по месту пребывания?

Обязанность регистрироваться по месту пребывания возникает у граждан РФ, прибывших по месту временного проживания в жилое помещение на срок свыше 90 дней. Такие граждане обязаны, до истечения этого срока обратиться к должностным органам, ответственным за регистрацию и предоставить паспорт, заявление о регистрации установленного образца, а также документ — основание для временного проживания (договор аренды, социального найма, и пр.). Данный порядок содержится в Правилах «Регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.

За несоблюдение данного требования установлена административная ответственность:

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

  • для нанимателей жилья — от 3000 рублей до 5000 рублей,
  • для собственников жилья — от 5000 рублей до 7000 рублей;

В других регионах Российской Федерации

  • для нанимателей жилья — от 2000 рублей до 3000 рублей,
  • для собственников жилья — от 2000 рублей до 5000 рублей.

Исключения из этого правила:

— если временные жильцы прибыли на временное проживание в тот же субъект Российской Федерации, где они имеют постоянное место жительства;

— если временные жильцы постоянно зарегистрированы в Москве или одном из населенных пунктов Московской области, и место временного проживания также расположено в городе Москве или одном из населенных пунктов Московской области;

— если временные жильцы постоянно зарегистрированы в городе Санкт-Петербурге или одном из населенных пунктов Ленинградской области, и место временного проживания также расположено в городе Санкт-Петербурге и одном из населенных пунктов Ленинградской области;

— если непрерывный срок пребывания данного гражданина в соответствующем месте не превышает 90 дней со дня его прибытия.

Фиктивная регистрация и постановка на учет

Введена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации по ст.322.2 УК РФ.

За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Аналогичная ответственность установлена за фиктивную постановку на учет по ст.322.3 УК РФ.

Лицо освобождается от уголовной ответственности, при условии, если оно способствовало раскрытию этого преступления, и, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Часто мне задают вопросы: Что является фиктивной регистрацией? Будет ли считаться фиктивной постановкой на учёт, если гражданин зарегистрирует на свою площадь лицо, которое не будет проживать? Считается ли фиктивной регистрация, когда лицо проживает не постоянно, а периодически в течении непродолжительных периодов?

Закон прямых ответов на данные вопросы не содержит.

ВАЖНО: чтобы органы, осуществляющие регистрацию, не обвинили Вас в фиктивной постановке на учет, необходимо делать ссылку, что в момент Вашего обращения с заявлением о регистрации, лицо было намерено временно проживать на Вашей жилплощади. Причиной того, что впоследствии это лицо по каким-то причинам передумало переезжать к Вам могут быть разные, но Вам о них ничего не известно, и лицо о своем отказе от временного пребывания Вас не уведомило. То, что после этого Вы не аннулировали регистрацию, всегда можно объяснить тем, что просто не успели этого сделать, поскольку строгих сроков, в течение которого собственник должен обратиться с заявлением о прекращении регистрации в Законе «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правилах «Регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» не установлено.

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства — регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Федеральный закон от 21.12.2013 N 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2939; 1996, N 18, ст. 2144; 1997, N 8, ст. 952; 2000, N 13, ст. 1370; 2002, N 34, ст. 3294; 2004, N 52, ст. 5493; 2008, N 14, ст. 1412; 2010, N 37, ст. 4701; N 46, ст. 6024; 2011, N 44, ст. 6282; 2012, N 17, ст. 1986; N 22, ст. 2866).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

 
Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.08.2020.

Утверждены

постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 августа 2020 г. N 809

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713

1. Наименование изложить в следующей редакции:

 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

 2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

 «1. Утвердить прилагаемые:

 Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

 перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.».

 3. В Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:

 а) в пункте 2 слова «в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления» заменить словами «являются территориальные органы Федеральной миграционной службы»;

 б) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

 «3. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

 Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.

 Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

 4. Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее — лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов).

 Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.»;

 в) пункт 8 изложить в следующей редакции:

 «8. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность граждан, нанимателей (собственников) жилых помещений, должностных лиц и лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;

 г) в пункте 9:

 абзац первый изложить в следующей редакции:

 «9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:»;

 дополнить абзацем следующего содержания:

 «Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в электронной форме в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.»;

 д) в пункте 11 слова «Должностные лица, ответственные за регистрацию» заменить словами «Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов»;

 е) абзац первый пункта 12 изложить в следующей редакции:

 «12. Органы регистрационного учета не позднее 3 рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.»;

 ж) пункты 14 и 15 изложить в следующей редакции:

 «14. Регистрация гражданина по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по прибытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения на основании документов, удостоверяющих личность.

 Администрации указанных учреждений на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

 15. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

 Регистрация граждан по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, осуществляется после снятия такого гражданина с регистрационного учета по месту жительства в соответствии с подпунктом «в» пункта 31 настоящих Правил.»;

 з) в абзаце первом пункта 16 слова «должностным лицам, ответственным за регистрацию» заменить словами «лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов»;

 и) в пункте 17 слова «Должностные лица, ответственные за регистрацию» заменить словами «Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов»;

 к) пункт 30 изложить в следующей редакции:

 «30. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания.

 Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах или в иных подобных учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по выбытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения.

 Администрации указанных учреждений на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

 При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

 Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

 Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано территориальными органами Федеральной миграционной службы в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании принятого этими органами решения об отказе в признании вынужденными переселенцами.

 Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания производится органами регистрационного учета в случае выявления факта фиктивной регистрации такого гражданина по месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом его жительства, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.»;

 л) в пункте 31:

 подпункт «в» после слов «к лишению свободы» дополнить словами «или принудительным работам»;

 дополнить подпунктом «к» следующего содержания:

 «к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.»;

 м) в пункте 32 слова «подпунктами «в», «г», «д», «е» и «ж» пункта 31″ заменить словами «подпунктами «в» — «ж» и «к» пункта 31″;

 н) дополнить разделом VI следующего содержания:

 «VI. Порядок уведомления органа регистрационного учета о проживании граждан без регистрации по месту пребывания или по месту жительства

 35. В случае непредставления гражданином в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства заявления по установленной форме и иных документов в срок, установленный законодательством Российской Федерации, наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает гражданин, по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока уведомляет в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении по форме согласно приложению.

 36. Наниматель (собственник) жилого помещения вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте проживания гражданина без регистрации при личном обращении, по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал.

 37. Нарушение срока уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина без регистрации влечет за собой ответственность нанимателя (собственника) жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;

 о) дополнить приложением следующего содержания:

  4. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденный настоящим постановлением, изложить в следующей редакции:

 «Утвержден
 постановлением Правительства
 Российской Федерации
 от 17 июля 1995 г. N 713
 (в редакции
 постановления Правительства
 Российской Федерации
 от 15 августа 2020 г. N 809)

Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
 1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.

 2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

 3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.

 4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.».

Регистрация подразумевает под собой внесение данных гражданина на учет. Таким образом, он реализует свои права и свободы с одной стороны, и обязательства, с другой. Правила регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства являются обязательными для исполнения всеми. Рассмотрим подробности, как проводится одна и другая процедура.

Регистрационный учет

По действующему закону каждый гражданин должен стоять на учете по месту жительства. Иными словами, быть зарегистрированным. Это положение регулируется статьей 3 закона России от 25 июня 1993 года под номером 5242-1 в современной редакции «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства» Регистрация, или прописка (сегодня этот термин утратил актуальность и вместо него применяется «регистрация») бывает:

  • постоянной;
  • временной.

Под первой понимается постоянное проживание гражданина на одном месте. Как правило, ее оформляют собственники помещений и члены их семей. Редко когда соглашаются прописать на жилой площади стороннего человека на постоянной основе. Ведь количество жильцов, в том числе, влияет и на размер оплаты за квартиру.

Временная регистрация оформляется на срок до 90 дней. Часто она необходима для студентов, сотрудников фирмы, приехавших работать в иногородний филиал, при командировке, лицам, отбывающим наказание за совершенное правонарушение и в других случаях.

Ни один, ни другой вид регистрации не влияет на право собственности недвижимостью. Но каждый гражданин обязан обозначать свое место жительства. Обычно, регистрационный учет осуществляется в территориальных органах ФМС. Вся процедура реализуется согласно порядку, который регламентируется в ПП №713 от 17 июля 1995 года в современной редакции «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с учета» (далее Правила).

Порядок регистрации является единым для всех граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства. Тем не менее, в зависимости от принадлежности жилья и характера регистрации (первичной или вторичной), он имеет некоторые особенности.

Регистрация по месту жительства

Чтобы понимать все нюансы, нужно сначала разобраться с понятием. Что подразумевается под местом жительства гражданина? Это квартира, комната или иное жилое помещение, относящееся к жилому фонду, где физическое лицо проживает постоянно или находится там большую часть времени.

При этом необязательно, чтобы человек имел его в собственности. Он может проживать, например, по договору найма или на других основаниях, которые предусматривает в законодательстве Российская Федерация.

Гражданин, относящийся к одному из малочисленных народов, может вести кочевнический образ жизни в соответствии со своими традициями. Это означает, что постоянное проживание у него отсутствует. Тогда, по действующим законам, таким место считается поселение, находящееся в том районе города, где он кочует.

Если место жительства меняется, то в течение 7 дней гражданин обязан уведомить об этом тех, кто принимает и доставляет документы в соответствующие органы. При этом, при себе гражданин должен иметь:

  • паспорт;
  • заявление, которое заполняется по специальной форме;
  • документ, являющийся основанием для законного вселения на жилую площадь (это договор найма или иной документ, где имеется соглашение о жилье в помещении).

Особенности процесса

Заселение может произойти и без ЖЭО. Тогда гражданин обязан предоставить вышеперечисленные документы собственнику или организации, которая осуществляет контроль за эксплуатацией. Но в отдельных случаях он вправе не предоставлять указанные документы. Это возможно, когда вся необходимая о нем информация содержится в гос. органах или ОМС.

Так, если гражданин отказывает предоставить свои данные сотрудникам регистрационного учета, в учреждение направляется запрос о том, чтобы получить их оттуда. На этом или одном из других оснований, предусмотренных действующим законодательством, проводится процедура регистрации. Для этого отводится определенный срок, в который необходимо уложиться. Сотрудники регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина в течение восьми рабочих дней. Отсчет начинается с момента направления заявления вместе с другими документами.

Бумаги могут быть предоставлены лично или через электронную службу «Единый портал государственных и муниципальных услуг» в интернете. В этом случае заявление оформляют на том же ресурсе, и к нему прикладывают отсканированные копии всех нужных бумаг.

Через три дня документы передаются в органы учета. К этому времени должен быть собран полный пакет, которые предусматривают Правила регистрации граждан России по месту пребывания и по месту жительства. Помимо этого, предоставляются адресные листки прибытия с формами учета.

В конце проводится непосредственно регистрация. Для процедуры также отводится три последующих дня после подачи документов. В результате совершеннолетнему гражданину делают соответствующую отметку в паспорте, а несовершеннолетнему выдают свидетельство о регистрации. Это делается в тот же день, когда в орган регистрационного учета предоставят свои документы лица, которых вселяют и тех, благодаря которым они вселяются.

Регистрация по месту пребывания

Как и в предыдущем случае, выясним сначала, что означает место пребывания. Под ним подразумевается место, где планируется жить определенное время. Им может быть:

  • гостиница;
  • кемпинг;
  • санаторий;
  • база для туристов;
  • медучреждение;
  • учреждение, где гражданин отбывает наказание за совершенное правонарушение;
  • иное жилое помещение, кроме места его постоянной регистрации.

В соответствии с Правилами, гражданин обязан обратиться в органы регистрационного учета. При этом он предоставляет:

  • паспорт;
  • заявление, заполненное в специальной форме;
  • документ, на основании которого временное проживание разрешается (речь в данном случае идет о тех же бумагах, как и для регистрации по месту жительства).

Если основанием является договор социального найма, то заявитель вправе не предоставлять вышеперечисленных документов. Тогда он лишь указывает свои реквизиты в заявлении. Он может поступить тем же образом в случае, если регистрация реализуется на основе свидетельства о гос. регистрации права на помещение.

В этом случае сотрудники органа направляют запрос с целью получить необходимую информацию. После того как данные поступят, осуществляют регистрацию. Как и в предыдущем случае, на весь процесс отводится восемь дней. При этом отсчет начинается со дня подачи заявления.

Особенности процесса

В случае, когда заселение проводится без участия ЖЭО, соответствующие документы сдает гражданин, который регистрируется, собственник жилого помещения или законный представитель юр. лица, который несет ответственность за его эксплуатацию. Гражданин извещает соответствующий орган о сроке, в течение которого он будет пребывать, и месте лично или посредством электронной связи на упоминавшемся выше портале.

Срок регистрации граждан по месту пребывания является тем же, что и по месту жительства, то есть на это отводится восемь дней. Следует учитывать, что имеются ввиду только рабочие дни. Вопрос о регистрации по месту пребывания согласуется:

  • с собственником жилья;
  • с нанимателем и всеми проживающими с ним лицами — членами семьи; при этом свое согласие должны дать и те, кто отсутствует;
  • с управлением жилищных кооперативов, но лишь в случае, когда они — не собственники недвижимости.

После предоставления жилья, физические или юридические лица обязаны передать перечень документов в соответствующие органы (смотрите Правила регистрации и снятия граждан, пункт 10). Срок для этих действий — три дня. Еще столько же дней дается государственной инстанции, чтобы зарегистрировать заявителя и выдать ему свидетельство. При этом срок может быть увеличен. Основания регулируются абзацем 5, 6, 9 девятого пункта Правил.

Заявитель не обязан являться лично для получения свидетельства. Он вправе запросить его направление через почтовую связь. В таком случае документ отправляется по адресу регистрации. В то же время в течение трех дней владелец жилья получает уведомление о регистрации по месту пребывания.

Отдельно стоит сказать о детях, не достигших совершеннолетнего возраста. Их регистрируют вместе с родителями, опекунами или усыновителями. Для этого необязательно иметь согласие тех лиц, согласие которых необходимо при осуществлении процедуры в общем порядке.

Вопрос о регистрации по месту пребывания необходимо решать сразу после того, как гражданин прибыл. Это осуществляется администрацией учреждения, где он останавливается. Основанием является паспорт гражданина.

Администрация всех учреждений, список которых представлен выше, на безвозмездной основе предоставляют в органы миграционной службы данные о регистрации по месту пребывания гражданина. Это реализуется как личным посещением органов, так и посредством электронной связи, а также телекоммуникационных сетей.

Исключением из этого правила регистрации являются учреждения, где граждане отбывают наказание. Администрация в таком случае представляет  в миграционную службу данные о регистрации по месту пребывания физического лица в течение семи дней. Порядок процедуры отдельно регулируется Правилами.

Регистрация для пребывания и проживания

В каком бы порядке ни проходила постановка на учет, при регистрации по месту пребывания, основная регистрация — по месту жительства продолжает иметь законную силу и не аннулируется.

Рассмотрев, как происходит порядок о регистрации граждан по месту жительства и пребывания, можно сделать вывод о том, что обе процедуры схожи. И в одном, и в другом случае нужны одинаковые документы, а также наличие времени. В то же время регистрация осуществляется просто. Поэтому особого внимания к ней не потребуется. Нужно лишь соблюсти порядок, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

Таким образом, все что нужно от гражданина, это (при личном присутствии) отстоять очередь, а также предоставить необходимые документы. Все остальное делают сотрудники государственного органа. Гражданин получает на руки документ, свидетельствующий о регистрации по месту пребывания.

Снятие с учета: основания

При регистрации по месту пребывания граждане автоматически считаются снятыми с учета, когда истечет срок, указанный в заявлении о регистрации. А если речь идет о санаториях, отелях, базах отдыха, медицинских и иных учреждениях, то выписка происходит с момента их убытия. В этом случае нет необходимости писать какое-то заявление ни со стороны гражданина, который был зарегистрирован по месту пребывания, ни со стороны владельца помещения или администрации учреждения.

Снятие с учета тех граждан, которые получили отказ ФМС, МВД в признании их в качестве вынужденных переселенцев, реализуется посредством уведомления органов, осуществляющих регистрацию.

Российский гражданин снимается с учета в следующих случаях.

  1. При изменении своего постоянного места жительства — процесс осуществляется по его заявлению о регистрации по новому месту жительства или заявлении о выписке по прежнему месту жительства. Если он обратился в государственный орган по новому адресу, но при этом еще не снялся с учета по старому, сотрудники отправляют уведомление в тот орган, который относится к старому месту жительства гражданина. Это проводится в трехдневный срок.
  2. При призыве на прохождение военной службы. Основанием являются данные от военного комиссариата.
  3. При выселении из жилого помещения, где он находился, или в случае признания права пользования утратившим законную силу. Осуществляется на основании судебного решения.
  4. При признании гражданина отсутствующим безвестно. Для этого также необходимо судебное решение.
  5. При смерти или решении суда, признавшего гражданина таковым. Основанием снятия является свидетельство о смерти.
  6. При осуждении к отбыванию срока наказания за совершенное правонарушение. Осуществляется по приговору суда.

В отдельных случаях, для того чтобы снять с учета по месту жительства, заинтересованные лица предоставляют документы, на основании которых происходит дальнейший процесс. Если после проведенной проверки выяснится, что зарегистрированные ранее граждане имеют не снятую или непогашенную судимость, то вместе с уведомлением о снятии с учета по месту жительства, необходимо выслать карточки учета лиц в органы внутренних дел.

Снятие с учета и новая регистрация по месту жительства

Часто бывает, когда нужно выписаться с прежнего места проживания и регистрироваться в новом. Рассмотрим, какие документы тогда необходимо предоставить. Данным вопросом также занимается ФМС — миграционная служба по месту жительства граждан в новом помещении. Но сначала аннулируют регистрацию по старому адресу. Для этого обращаются в соответствующий орган ФМС и предоставляют следующие документы:

  • заявление установленного образца (форма №6);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о праве собственности на помещение;
  • для дома — домовая книга;
  • если собственник — другое лицо — заявление о его согласии.

Когда регистрацию оформляет гражданин, состоящий на учете в военкомате, бывает, что сотрудники регистрирующего органа требуют от него снятия с регистрационного учета в комиссариате по прежнему месту жительства и встать на учет в новом. Однако данный процесс законом не предусмотрен. Такие действия государственных служащих являются неправомерными. В то же время не каждый решится обратиться с иском в суд, чтобы доказать свою правоту. Поэтому многие соглашаются на требование и проходят процедуру.

Детей, не достигших совершеннолетнего возраста, вообще не снимают с учета без последующей регистрации по другому адресу. Даже если собственник будет настаивать, по закону это невозможно. Когда же регистрация проводится «из адреса в адрес» то процедура с детьми является аналогичной той, что предусмотрена для взрослых.

Снятие с регистрации

Иногда бывает необходимость снятия с регистрационного учета, не становясь на другой. Для этого приходят в миграционную службу по месту жительства и предоставляют следующие документы:

  • удостоверение личности;
  • заявление;
  • листки убытия и учета.

Новым адресом может быть любой, вне зависимости от того, планируется ли проживание там или нет. В указанный государственным служащим срок, гражданин приходит за паспортом. В нем ставят штамп снятия с регистрационного учета. Как процедура регистрации, так и снятие является бесплатной. Все сроки четко прописаны в законе.

Портал «Госуслуги»

С недавних пор стартовал ресурс в интернете, где можно без личного посещения и стояния в очередях, совершить много действий юридического характера. Так, на сайте можно подать заявку, чтобы встать на регистрационный учет, например, по месту жительства. Посетить регистрирующий орган, конечно, потом придется в любом случае. Однако первичное заявление подается в электронном виде. В нем необходимо ввести следующие данные:

  • ФИО;
  • полученное образование;
  • положение женат/не женат, замужем/не замужем;
  • прежнее место регистрации;
  • будущий адрес регистрации;
  • владелец помещения, где планируется жить;
  • другая информация.

Электронный документ будет обработан в течение трех дней (рабочих). Если по нему принимается положительное решение, то заявителя приглашают посетить миграционную службу в определенное время. При себе необходимо иметь все документы, которые предоставляют, когда проводится регистрация граждан по месту жительства или месту пребывания в обычном режиме.

Важно! Не стоит беспокоиться тем, кто имеет постоянную регистрацию по одному месту жительства и собирается временно зарегистрироваться в другом городе. Как указывалось выше, временная регистрация не является основанием для снятия с регистрационного учета по постоянному адресу.

Поэтому достаточно просто предоставить документы в орган миграционной службы по месту временного пребывания. В соответствующий орган, относящийся к адресу постоянного места проживания, никаких документов относить или отсылать не нужно.

В соответствии с
Конституцией Российской Федерации и
международными актами о правах человека
каждый гражданин Российской Федерации
имеет право на свободу передвижения.

Ограничение права
граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской
Федерации допускается только на основании
федерального закона.

Лица, не являющиеся
гражданами Российской Федерации и
законно находящиеся на ее территории,
имеют право на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации. В целях реализации положений
Конституции Российской Федерации с 1
октября 1993 года введен в действие Закон
Российской Федерации «О праве граждан
Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской
Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1
.

Данным законом был
отменен существовавший до этого
разрешительный институт прописки.
Вместо нее была введена уведомительная
регистрация граждан по месту их жительства
либо по месту пребывания.

Место жительства-
это жилой дом, квартира, служебное жилое
помещение, специализированные дома
(общежитие, гостиница-приют, дом
маневренного фонда, специальный дом
для одиноких престарелых, дом-интернат
для инвалидов, ветеранов и другие), а
также иное жилое помещение, в котором
гражданин постоянно или преимущественно
проживает в качестве собственника, по
договору найма (поднайма), договору
аренды либо на иных основаниях,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации.  

Место пребывания-
это гостиница, санаторий, дом отдыха,
пансионат, кемпинг, туристская база,
больница, другое подобное учреждение,
а также жилое помещение, не являющееся
местом жительства гражданина, и в котором
он проживает временно.

Граждане Российской
Федерации обязаны регистрироваться по
месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации. В то
же время регистрация или отсутствие
таковой не могут служить основанием
ограничения или условием реализации
прав и свобод граждан, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации,
законами Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации (например, право
на работу, учебу и т
. д.).

Право граждан
Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской
Федерации в соответствии с законами
Российской Федерации может быть
огра­ничено:

• в пограничной
полосе;  

• в закрытых военных
городках;

• в закрытых
административно-территориальных
образованиях;

• в зонах
экологического бедствия;

• на отдельных
территориях и в населенных пунктах, где
в случае опасности распространения
инфекционных и массовых неинфекционных
заболеваний и отравлений людей введены
особые условия и режимы проживания
населения и хозяйственной деятельности;
 

• на территориях,
где введено чрезвычайное или военное
положение.

Действия или
бездействие государственных или иных
органов, предприятий, учреждений,
организаций, должностных лиц и иных
юридических и физических лиц, затрагивающие
право граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации, могут быть
обжалованы гражданами в вышестоящий в
порядке подчиненности орган, вышестоящему
должностному лицу либо непосредственно
в суд.

Правила регистрации
и снятия граждан Российской Федерации
с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации, а также
перечень должностных лиц, ответственных
за регистрацию, утверждаются Постановлением
Правительства Российской Федерации.  

В настоящее время
действует Постановление Правительства
РФ от 17 июля 1995 года № 713 (в ред. от 16 марта
2000 года)
.

В городах, поселках,
сельских населенных пунктах, закрытых
военных городках, а также в населенных
пунктах, расположенных в пограничной
полосе, или закрытых административно-территориальных
образованиях, в которых имеются органы
внутренних дел, органами регистрационного
учета граждан Российской Федерации по
месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации являются
органы внутренних дел, а в остальных
населенных пунктах — местная администрация.

Регистрация
гражданина Российской Федерации по
месту пребывания производится без
снятия с регистрационного учета по
месту его жительства.

Регистрация и
снятие гражданина Российской Федерации
с регистрационного учета по месту
пребывания в гостинице, санатории, доме
отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской
базе, в больнице, другом подобном
учреждении производятся по его прибытии
и выбытии администрацией соответствующего
учреждения.

В иных случаях
регистрация и снятие гражданина с
регистрационного учета по месту
пребывания осуществляются органом
регистрационного учета в соответствии
с правилами, утвержденными Правительством
Российской Федерации.

Граждане, прибывшие
для временного проживания в жилых
помещениях, не являющихся их местом
жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны
в трехдневный срок со дня прибытия
(исключая выходные и праздничные дни)
обратиться к должностным лицам для
регистрации и предъявить:

• документ,
удостоверяющий их личность;

• заявление
установленной формы о регистрации по
месту пребывания;

• документ,
являющийся основанием для временного
проживания гражданина в указанном жилом
помещении (договоры найма (поднайма),
социального найма, аренды (субаренды)
жилого помещения или заяв­ление лица,
предоставляющего жилищное помещение
гражданину.  

Органы регистрационного
учета в трехдневный срок со дня поступления
документов регистрируют в установленном
порядке граждан по месту пребывания в
жилых помещениях, не являющихся их
местом жительства, и выдают им свидетельство
о регистрации по месту пребывания.  

Контроль за
соблюдением гражданами Российской
Федерации и должностными лицами правил
регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по
месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации
возлагается на органы внутренних дел.
 

За регистрацию
граждан Российской Федерации по месту
жительства в пределах Российской
Федерации взимается государственная
пошлина в размере 1 процента от минимального
размера оплаты труда Российской
Федерации.

Гражданин Российской
Федерации, изменивший место жительства,
обязан не позднее семи дней со дня
прибытия на новое место жительства
обратиться к должностному лицу,
ответственному за регистрацию, с
заявлением по установленной форме.

При этом предъявляются:

• паспорт или иной
заменяющий его документ, удостоверяющий
личность гражданина;

• документ,
являющийся основанием для вселения
гражданина в жилое помещение (ордер,
договор, заявление лица, предоставившего
гражданину жилое помещение, и т. д.).

Орган регистрационного
учета обязан зарегистрировать гражданина
по месту жительства не позднее трех
дней со дня предъявления им всех
необходимых документов для регистрации.

В случаях,
предусмотренных федеральным законом,
гражданину отказывается в регистрации
по месту жительства. Это случаи, если:
 

• дом (жилое
помещение) грозит обвалом;

• размер жилой
площади, приходящейся на одного
проживающего, окажется менее нормы
жилой площади, установленной жилищным
феде­ральным законом, — при заключении
договора найма (поднайма), за исключением
случаев, установленных нормативными
актами (например, несовершеннолетние
дети регистрируются на жилую площадь
родителей независимо от размера жилой
площади);

• в судебном порядке
признано невозможным совместное
проживание лишенного родительских прав
гражданина с детьми, не достигшими
18-летнего возраста;

• ордер на вселение
в жилое помещение, а также сделка,
связанная с установлением или изменением
права владения, пользования и (или)
распоряжения жилым помещением (договоры
найма (поднайма), социального найма,
аренды (субаренды), купли-продажи,
дарения, мены и т. п.), либо иной документ,
удостоверяющий право собственности на
жилое помещение, в установленном порядке
признаны недействительными
.  

В регистрации
граждан по месту жительства отказывается
и по другим основаниям, предусмотренным
действующим законодательством (например,
если гражданин самоуправно занял чужое
жилое помещение).

В случае отказа
гражданам в регистрации по месту
жительства органы регистрационного
учета обязаны в трехдневный срок со дня
получения документов письменно уведомить
их о причинах отказа. Отказ органов
регистрационного учета в регистрации
граждан по месту жительства может быть
обжалован ими вышестоящему должностному
лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности
орган регистрационного учета или
непосредственно в суд.

50. Коммунальные и иные платежи в жилищной
сфере.

Одной из обязанностей нанимателя жилого
помещения является внесение платы за
пользование жилым помещением и оплата
коммунальных услуг (водоснабжение, газ,
телефон и т. д.).

Собственник жилого помещения обязан
вносить только плату за предоставляемые
ему коммунальные услуги.  

Если договором не установлено иное,
наниматель и собственник обязаны
самостоятельно вносить коммунальные
платежи.  

Наниматель обязан вносить квартирную
плату ежемесячно не позднее десятого
числа следующего за прожитым месяца.

Плата за коммунальные услуги взимается
помимо квартирной платы по утвержденным
в установленном порядке тарифам.

Ставки и тарифы на жилищно-коммунальные
услуги (кроме тарифов на электрическую
энергию и газ), а также нормативы
потребления жилищно-коммунальных услуг,
утверждаются органами местного
самоуправления Российской Федерации.
 

Оплата жилья и коммунальных услуг по
договору найма устанавливается в
размере, обеспечивающем возмещение
издержек на содержание и ремонт жилья,
а также на коммунальные услуги.

В договоре коммерческого найма размер
платы за жилое помещение устанавливается
по соглашению сторон договора (ст. 682 ГК
РФ). Предельный размер платы в отношении
коммерческого найма законода­тельством
не установлен
.

В настоящее время происходит переход
на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг, целью которой
является обеспечение к 2003 году уровня
платежей граждан в размере полного
возмещения издержек на содержание и
ремонт жилья, а также на коммунальные
услуги.

Структура платежей населения за жилье
всех форм собственности должна включать:

• первый платеж — за содержание и ремонт
(включая капитальный ремонт) мест общего
пользования в жилых зданиях;  

• второй платеж — за коммунальные услуги;
 

• плата за наем помещения (собственник
жилого помещения должен платить налог
на имущество).

Повышение размера оплаты жилья и
коммунальных услуг должно осуществляться
с одновременным применением мер
социальной защиты граждан в виде
предоставления им компенсаций (субсидий)
на оплату жилья и коммунальных услуг в
пределах социальной нормы площади жилья
и нормативов потребления коммунальных
услуг с учетом прожиточного минимума,
совокупного дохода семьи и действующих
льгот.  

Сбор платежей за коммунальные услуги
и оплата жилья, предоставляемого в наем,
производятся собственником жилья или
организацией, уполномоченной выполнять
эти функции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: