Главные черты визы в Афганистан в 2022 году

Виды виз и их оформление

Для россиян, украинцев и белорусов предоставляется только один тип виз в Афганистан – однократная. Действует она месяц, или 30 календарных дней. Впрочем, турист вправе подать прошение о неоднократном въезде на территорию страны в МИД Республики.

Можно выделить следующие виды виз:

  • туристическая;
  • транзитная;
  • рабочая;
  • студенческая.


Официальные визовые центры Афганистана

В 2018 году есть три центра, куда россиянин может обратиться с целью оформления визы:

  • посольство Афганистана в Москве (вариант самый безопасный, но слишком много волокиты);
  • консульство в Душанбе;
  • консульство Республики в Хороге.

Получить в Таджикистане визу в Афганистан – процесс легкий, проходит обычно без трудностей, особенно если прочувствовать особенности здешних нравов, хотя с европейскими взглядами тут будет нелегко.

Не стоит забывать, что иногда в Таджикистане вспыхивают внутренние столкновения, и региональные представительства Афганистана делают паузу в работе.

Консульство в Москве

Для получения документа нужно подать в консульское отделение афганского представительства в российской столице такие бумаги:

  • загранпаспорт, действующий не меньше полугода и четкую ксерокопию первой странички (сведения о личности);
  • 2 фотокарточки 3х4 см;
  • анкета, заполняется она на английском/фарси;
  • приглашение из Республики, подтвержденное МИДом Кабула. Орган присвоит справке индивидуальный номер, направит через факс в консульство в российскую столицу;
  • письмо с маршрутом и объяснением цели поездки.

Срок подготовки визы варьируется от 1 до 7 рабочих дней. Стоимость процедуры составляет 60$.

Подаются документы по адресу:

Посольство Исламской Республики Афганистан в РФ — 121069, г. Москва, Поварская ул., д. 42.

Телефоны : +7(495) 690-67-17 , +7(495) 690-38-94

E-Mail: [email protected]

Сайт: www.afghanembassy.ru

Посольство в Душанбе

Подаются уже перечисленные бумаги.

Обратите внимание на анкету. Чтобы избежать ошибок в заполнении, стоит попросить помощи в магазине, расположенном рядом с посольством. Там за пару-тройку долларов правильно заполнят документ.

Вызов от афганской стороны в большинстве случаев заменяется маршрутом поездки, но периодически консульство делает заявления, что без документа визу не выдадут. В вышеупомянутом магазине можно спросить, как связаться с людьми, занимающимися приглашениями. Получение этой справки обойдется дороже – от 30 до 50$.

После того, как пакет документов готов, его передают в консульский отдел.

Адрес посольства: г. Душанбе, ул. Пушкина, 34.

Тел.: 221-67-35, 221-60-72

Факс: 224-63-64, 251-00-96

E-mail: [email protected]

Сайт: http://www.afghanembassy.tj

Оформляется виза в Афганистан для россиян от 2 до 7 дней. Есть шанс получить бумагу в этот же день — все зависит от работника консульства и таланта путешественника договариваться.

В консульстве Афганистана в Хороге

К оформлению визы в г. Хорог (обл. Горный Бадахшан) требования аналогичные, как и в Душанбе, только визовый сбор платят не в банке, а наличными прямо в консульстве. Виза будет готова через 1–3 дня.

Временами из-за внутренних столкновений в Таджикистане и граничащих с Республикой зонах пути в Горный Бадахшан перекрывают, а афганское консульство на время прекращает работу. Вот почему перед транзитом нелишним будет узнать, работает ли представительство и занимается ли оно в данный момент визами.


Требования к документам и сроки их рассмотрения

Чтобы оформить визу в Афганистан для россиян, нужно тщательно подойти к подготовке пакета требуемых документов. Нужно собрать:

  1. Заграничный паспорт. Срок его действия должен составлять не менее полугода со дня завершения крайнего путешествия.
  2. Ксерокопия первой страницы с информацией о личности.
  3. 2 фотоснимка 3*4.
  4. Анкета на визу в Республику.
  5. Также нужно получить приглашение, подтвержденное МИД Кабула. Министерство присвоит ему собственный номер. В московское посольство оно направляется факсом. В приглашении должна быть отметка о цели визита туриста.
  6. Письмо с маршрутом поездки.
  7. Если не достигший 18 лет ребенок едет в Афганистан с одним родителем/третьим лицом, то требуется также оформить заверенную нотариусом доверенность на выезд несовершеннолетнего. К документам нужно приложить еще и копии.
  8. Если цель поездки – командировка, гражданин России к бумагам должен добавить сопроводительное письмо от работодателя.
  9. Медицинская страховка.

Рекомендации по выбору маршрута

Прямых рейсов в Афганистан из российских аэропортов нет. Попасть воздушным путем в Республику можно лишь с пересадками в иных странах.

Оптимальный вариант – полет рейсами Turkish Airlines с остановкой в Стамбуле.

По суше добраться до Афганистана можно из Ирана, двигаясь по маршруту Мешхед–Герат. За 7 часов и 70 000 риалов получится доехать на автобусе.

Афганистан всегда отличался сложностью пересечения границы для граждан других государств, в связи с чем немногие граждане решаются посетить это государство.

Процедура оформления визового разрешения и последующего въезда на территорию страны включает в себя множество особенностей, которые нужно принимать во внимание, чтобы избежать каких-либо проблем.

В связи с этим любому, кто хочет въехать в эту страну, нужно будет подробно разобраться в том, как получить визу в Афганистан в 2022 году и что нужно учитывать, чтобы избежать всевозможных трудностей.

Образец загранпаспорта гражданина РФ

Общие формальности

Для начала стоит понять, какую именно визу нужно оформлять и как это можно сделать в 2022 году.

Выбор подходящего типа

Всего существует несколько типов визового разрешения:

Рабочая Оформляется дипломатическими представительствами этой страны за рубежом, а также представительством Министерства иностранных дел в Международном аэропорту Кабула. Такие разрешения предоставляются иностранным специалистам, врачам, инженерам и прочим лицам, которые прибывают в Афганистан с целью трудоустройства или по какой-либо дипломатической миссии.
Транзитная Предоставляется тем лицам, которые собираются пересечь Афганистан по пути своего путешествия, но только в том случае, если они предъявят визу, оформленную в страну, являющуюся пунктом назначения. Такое разрешение имеет срок действия не более одного месяца, предоставляя человеку возможность находиться в стране не более трех или шести дней.
Туристическая Оформляется только тем, кто хочет посетить в стране какие-то исторические или же туристические достопримечательности, а также тем, кто отправляется в страну, получив соответствующее приглашение или гарантийное обеспечение, предоставленное туристическими организациями.
Для члена семьи Представляет собой бесплатную однократную визу со сроком действия не более одного месяца, которая выдается всем иностранным гражданам, которые вступили в брачные отношения с гражданином Афганистана, если они предоставят соответствующие подтверждающие документы. Граждане других государств, независимо от своей половой принадлежности, состоящие в брачных отношениях с гражданином Афганистана, могут получить многократную годовую визу после того, как пройдут соответствующие проверки в Паспортном департаменте этой страны.
Для члена экипажа Имеет срок действия в один год, позволяя многократно пересекать границу государства, если человек является официальным членом экипажа определенного воздушного судна.
Виза «по прибытии» Выдается исключительно через представительство Министерства иностранных дел, находящееся в международном аэропорту города Кабул, после того как заявитель оплатит соответствующую сумму государственной пошлины. Срок действия этого документа составляет один месяц, позволяя человеку один раз въехать в страну.
Выездная Оформляется в Министерстве иностранных или внутренних дел с целью депортации человека. Выдается гражданам только после того, как они погасят все имеющиеся задолженности.
Для проживающих лиц Предоставляется Министерством внутренних дел гражданам, которые оформили обыкновенное заграничное удостоверение личности и прибыли на территорию Афганистана, имея какое-то другое визовое разрешение.
Дипломатическая Предоставляется лицам, которые посещают страну с какой-нибудь дипломатической миссией.
Служебная Оформляется лицам, которые имеют служебный или специализированный паспорт. Документ действует не более трех месяцев, позволяя при этом находиться в стране не более месяца.
Студенческая Оформляется иностранным гражданам, которые хотят получить образование в Афганистане. Для оформления такого визового разрешения человек должен предоставить уполномоченным сотрудникам дипломатического представительства документ, который подтверждает факт зачисления его на определенный курс каким-нибудь ВУЗом.

Образец свидетельства о рождении

Отсылка к закону

Закон «О таможне», регулирующий процедуру посещения Афганистана гражданами других стран, включает в себя 16 глав и 193 статьи.

Отдельное внимание стоит уделить следующим пунктам:

Глава 1 Первые две статьи формулируют основные задачи законодательства и указывают на то, что ответственность за исполнение установленных норм, а также взыскание таможенных сборов всецело лежит на Министерстве финансов этой страны. Третья статья указывает пояснение различным терминам, указанным в тексте закона, в то время как пятая и шестая устанавливают таможенное пространство страны, уточняя также определение таможенным зонам. Седьмая статья включает в себя функциональные полномочия сотрудников таможенной службы.
Глава 2 Регламентирует обязанности и порядок работы таможенных служащих. В восьмой статье указывается, что таможенная служба Афганистана представляет собой структурное подразделение Министерства финансов и представляет собой главное и региональные управления, а также отдельные таможенные пункты. Статья 14 регулирует процедуру досмотра грузов, в то время как статья 15 определяет обязанности и права экспортеров и импортеров. В соответствии со статьей 16 должны вести свою деятельность брокеры, в то время как статьи 17 и 18 дают подробное разъяснение порядку принятия и внесения корректировок, касающихся декларантов и таможенных грузов.
Глава 3 Устанавливает правила рассмотрения претензий.
Глава 4 Устанавливает понятие таможенного тарифа, а также регулирует процедуру оценки стоимости различной товарной продукции.
Глава 5 Регулирует использование специализированных таможенных преференций.
Глава 6 Устанавливает принадлежность товара к определенному государству.
Главы 7, 8, 9, 11 и 12 Регулируют алгоритм предъявления, а также последующего оформления и хранения различной товарной продукции или же транспортных средств в процессе их пребывания на специализированных складах.
Глава 10 Включает в себя описание всевозможных таможенных процедур, а также регламентирует корректировку статуса товарной продукции после того, как будет проведена ее таможенная очистка, а также порядок таможенного сопровождения специализированных льготно-растаможенных грузов.
Глава 13 Определяет номенклатуру различной товарной продукции, а также порядок, в соответствии с которым будет осуществляться взыскание пошлин и сборов за оформление товаров. Помимо этого, данной главой регулируются штрафные санкции, которые будут накладываться за нарушение действующего законодательства.
Глава 14 Распределяет возможные нарушения на две категории – административные и контрабандные.
Глава 15 Регулирует порядок, в соответствии с которым должна осуществляться процедура распределения полученных доходов.
Глава 16 Дает описание прочим таможенным вопросам, которые не были рассмотрены в положениях предыдущих глав.

Согласие родителей на выезд ребенка за границу

Куда обращаться за получением

Для того, чтобы оформить визовое разрешение перед поездкой в Афганистан, можно будет обратиться в одно из следующих учреждений:

  • консульство в Москве;
  • консульство в Душанбе (Таджикистан);
  • консульство в Хороге (Таджикистан).

Что требуют для визы в Афганистан

При подаче обращения в дипломатическое представительство важно как можно подробнее разобраться в том, что могут потребовать сотрудники данного учреждения, чтобы потом не столкнуться с какими-то трудностями и задержками.

Перечень документации

Перечень документов, необходимых для оформления афганской визы, выглядит следующим образом:

  • заграничный паспорт;
  • копия первой страницы загранпаспорта;
  • две фотографии;
  • приглашение, заверенное представителями Министерства иностранных дел;
  • запланированный маршрут;
  • сопроводительный лист, предоставленный работодателем (если осуществляется деловая поездка);
  • свидетельство о рождении ребенка, а также согласие на его выезд, оформленное родителями (если осуществляется поездка с ребенком без его родителей или хотя бы одного из них).

Помимо этого, можно будет предоставить полис медицинского страхования, который не является обязательным, но увеличит шансы на получение визы, а также исключит возможность дополнительных расходов на медицинскую помощь.

Нюансы оформления

В посольстве Афганистана можно получить однократную визу, срок действия которой будет составлять не более одного месяца, но в дальнейшем ее можно будет по желанию превратить в полноценное многократное разрешение в процессе пребывания в Кабуле.

Срок оформления разрешительной документации составляет от одного до семи дней, и при этом в обязательном порядке осуществляется взыскание консульского сбора, сумма которого составляет 60 долларов.

Если же виза нужна срочно, получить ее можно будет в этот же день, но при этом увеличится сумма консульского сбора, которая уже будет составлять 120 долларов.

Система контроля и продления

В преимущественном большинстве случаев туристам выдается однократная виза, действующая не более одного месяца, но при этом всегда можно попросить о предоставлении возможности многократного въезда, и если заявителю это удастся, ему будет выдано разрешение со сроком действия в два месяца, но и заплатить консульский сбор нужно будет в увеличенном размере.

Продлить визу можно на территории Афганистана, не выезжая при этом за границы этого государства. Если же оформить документы вовремя не получится, будет взыскана штрафная санкция. Если процесс продления визы турист полностью проигнорирует, его могут просто депортировать в родную страну.

Правительство этой страны крайне не одобряет ведение фото- и видеосъемки, в связи с чем для ее проведения предварительно нужно будет обратиться в Министерство культуры, и вполне возможно, что туристам удастся завоевать доверие уполномоченных лиц этого органа, и в таком случае можно будет без каких-либо сложностей снять все события.

На территорию страны можно ввозить и вывозить с нее любую валюту, кроме национальной и израильской, оформив при этом соответствующую декларацию.

Прочая информация

В преимущественном большинстве случаев лицам, которые оформляют визу через представительство в Таджикистане, даже не обязательно предоставлять документы о регистрации или же приглашение, оформленное одним из граждан Афганистана.

Срок оформления визы зачастую составляет не более четырех дней, но, если человеку нужно получить документ срочно, он может внести дополнительную плату, и документ будет выдан ему в тот же день.

Визовые вопросы:

Вопросы, связанные с порядком въезда и пребывания иностранцев в Афганистане, регламентируются «Регламентом визового режима Исламской Республики Афганистан для инвесторов, предпринимателей и иных иностранных граждан», регистрационный № 3752 от 07.01.2015 г. Регламент составлен на основании указа Кабинета Министров ИРА от 14 октября 2022 г. для оптимизации процедуры выдачи и продления виз иностранным инвесторам, предпринимателям и иным иностранным гражданам и опирается на законы «О миграции и иностранных гражданах» и «О трудоустройстве иностранных граждан» Исламской Республики Афганистан. Документ состоит из 15 статей.

Все иностранцы должны руководствоваться в практической работе данным Регламентом как основополагающим. В соответствии с действующим афганским законодательством существуют следующие виды афганских виз: Многократная коммерческая виза — выдается дипломатическими миссиями и консульскими загранучреждениями, а также представительством Консульского департамента (КД) МИД ИРА в Международном аэропорту г. Кабула иностранным гражданам прибывшим на территорию ИРА с целью осуществления торговых и банковских расчетов, коммерческой, торговой и инвестиционной деятельности, изучения конъюнктуры рынка, трудовой деятельности в области воздушной и наземной логистики, управления компаниями, заводами и торговым имуществом, участия в торговых выставках, мероприятиях и проч. Данная виза продлевается на территории Афганистана на основании запроса соискателя и по ходатайству министерств торговли, экономики, горных дел, финансов, транспорта, ТПП и иных государственных учреждений и продлевается МВД ИРА сроком от одного года до трех лет, с правом однократного, трехкратного и многократного въезда в страну.

Въездная рабочая — выдается дипломатическими и консульскими загранучреждениями ИРА за рубежом, а также Представительством КД МИД ИРА в Международном аэропорту г. Кабул иностранным рабочим, врачам, инструкторам, специалистам, инженерам, контрактникам международных сил, техникам и технологам, прибывшим в ИРА для работы в дипломатических миссиях, офисах ООН, международных организациях, учреждениях, фабриках и заводах, иностранных и афганских компаниях. Продление данной визы осуществляется МВД ИРА сроком на один год и правом многократного въезда на территорию страны.

Транзитная – выдается иностранным гражданам, пересекающим территорию Афганистана по пути своего маршрута, при предъявлении визы страны-пункта назначения. Действительна один месяц с правом пребывания на территории Афганистана в течение трех дней для следующих воздушным транспортом и шесть дней, если поездка осуществляется наземным транспортом. Может быть однократной или двукратной. Выдается дипломатическими миссиями и консульскими загранучреждениями Афганистана, либо Представительством КД МИД ИРА в Международном аэропорту г. Кабула после оплаты пошлины.

Продление данной визы возможно в МВД ИРА лишь при чрезвычайной ситуации по согласованию с МИД ИРА сроком от трех до шести дней в зависимости от используемого транспортного средства.

Туристическая – выдается иностранным гражданам, намеревающимся посетить туристические и исторические достопримечательности Афганистана в частном порядке либо по приглашению и гарантийному обеспечению туристических компаний. Дипломатические миссии и консульские загранучреждения, а также Представительство КД МИД ИРА в международном аэропорту г. Кабула выдают однократную туристическую визу сроком действия два месяца без права осуществления трудовой деятельности. По ходатайству Министерства информации и культуры ИРА такого рода виза может быть продлена в Паспортном департаменте МВД ИРА сроком на один месяц и правом однократного въезда в страну.

«Виза члена семьи» – дипломатические миссии и консульские загранучреждения ИРА обязаны выдать бесплатную однократную визу сроком на один месяц иностранным гражданам, состоящим в законном браке с гражданами Афганистана при предъявлении соответствующих подтверждающих документов. Гражданину иностранного государства, независимо от половой принадлежности, состоящему в законном браке с гражданином Афганистана, после проведения соответствующих проверок в Паспортном департаменте МВД ИРА, выдается многократная годовая виза без оплаты пошлины.

Виза члена экипажа – выдается сроком на один год и правом многократного въезда иностранным гражданам, являющимися членами экипажа воздушного судна: пилотам, инженерам бортового судна, стюардессам и воздушным техникам, прибывшим на территорию Афганистана в составе экипажа для выполнения своих должностных обязанностей. Может быть продлена на территории Афганистана после оплаты пошлины и по запросу авиакомпании через МВД ИРА в Министерство транспорта и авиации ИРА, сроком на один год и правом многократного въезда на территорию страны. Члены воздушного экипажа, являющиеся сотрудниками Международной организации гражданской авиации освобождаются от оплаты пошлины.

Виза «по прибытии» – выдаётся только в Представительстве КД МИД ИРА в международном аэропорту г. Кабул после оплаты пошлины, сроком на один месяц и правом однократного въезда на территорию страны иностранным гражданам, состоящим на службе в ООН, международных организациях и учреждениях на территории Афганистана. Иностранным журналистам, прибывшим с целью освещения чрезвычайных и экстренных ситуаций, спортсменам и членам их команды прибывшим для участия в спортивных соревнованиях и выступлениях, служащим МССБ, членам экипажа воздушного судна, сотрудникам гуманитарных организаций, прибывшим в связи с чрезвычайной ситуацией, лицам пересекающим территорию Афганистана транзитом и прибывшим по срочным рабочим делам, но не получившим визу за пределами Афганистана по уважительным причинам.

Выездная – выдается в МИД ИРА и МВД ИРА для депортации иностранных граждан, находящихся на территории ИРА на основании любой визы, кроме дипломатической и официальной, или прибывших без таковой. Данная виза может быть выдана иностранным гражданам лишь после погашения всех задолженностей (отбывшим срок тюремного заключения, лицам, выезд из страны которым был ограничен по решению органов юстиции, суда и иных компетентных учреждений ИРА, просрочившим визу, не оплатившим налоги или счета) или по согласованию с компетентными органами ИРА. Виза может быть выдана сроком до шести дней с учетом обстоятельств и вида паспорта.

Виза проживающего лица – выдаётся МВД ИРА иностранному гражданину, имеющему обыкновенный загранпаспорт и прибывшему в Афганистан по иной визе. Оформляется сроком от одного до шести месяцев с возможностью продления.

Дипломатическая виза – выдаётся дипломатическими миссиями и консульскими загранучреждениями ИРА за рубежом иностранным гражданам, имеющим дипломатический паспорт, сроком на три месяца и возможностью пребывания 1 месяц с момента пересечения границы. Продлевается Департаментом протокола МИД ИРА сроком на 1 год.​​

Служебная виза – выдаётся дипломатическими миссиями и консульскими загранучреждениями ИРА за рубежом иностранным гражданам, имеющим служебный или специальный паспорт, сроком на три месяца и возможностью пребывания 1 месяц с момента пересечения границы. Продлевается Консульским департаментом МИД ИРА сроком на 1 год.

Учебная (студенческая) виза – выдаётся дипломатическими миссиями и консульскими загранучреждениями ИРА за рубежом иностранным гражданам, намеревающимся получить образование в ИРА. Для оформления такого рода визы приглашающая сторона (ВУЗ) должен обратиться непосредственно в Департамент по культурным связям МИД ИРА.

Важно подчеркнуть, что, учитывая сложную военно-политическую ситуацию в ИРА, многие положения Регламента, как и иных законодательных актов, на практике не выполняются. Для полноценной имплементации положений Регламента ещё требуется время.

Обращаем внимание на то, что Представительство КД МИД ИРА в аэропорту г. Кабул работает очень не стабильно. По утверждению самих сотрудников МИД ИРА, система оформления виз в аэропорту достаточно «сырая», плохо отлажена и для ее доведения потребуется значительное время. К тому же сам консульский пункт расположен после зоны паспортного и таможенного контроля, в связи с чем не понятно как будут оформляться визы по приезду. В этой связи настоятельно рекомендуем российским гражданам, следующим в Афганистан, заблаговременно получить визы в посольстве ИРА в Москве.

Действительность паспорта:

Обычно всем гражданам Афганистана для поездок за рубеж выдается туристический (заграничный) паспорт. Паспорт старого образца, рукописный, выдавался сроком на один год с возможностью продления, паспорт нового образца, с машинописным заполнением, выдаётся сроком на 5 лет без возможности продления. Дети в возрасте от 1 года до 18 лет, выезжающие за пределы страны вместе со своими родителями, могут вноситься в паспорт старого образца одного из них. Также на ребёнка независимо от его возраста можно оформить паспорт нового образца.

В некоторых случаях для супружеских пар, принимая во внимание законы шариата, может выдаваться один паспорт, владельцем которого является супруг, а его супруга вносится в этот паспорт на отдельную страницу. Для студентов, которые выезжают на длительный срок обучения (более 5 лет) в другие страны, выдается студенческий паспорт.

Помимо вышеупомянутых паспортов в Афганистане существуют дипломатические, служебные и коммерческие паспорта. Дипломатические паспорта в соответствии с существующей практикой выдаются нижеследующим категориям госслужащих:

— членам Кабинета министров в ранге не ниже министра для официальных, рабочих либо частных поездок за границу;
— сотрудникам министерств и ведомств, занимающим должности заместителей руководителей госучреждений, для официальных и рабочих поездок за границу;
— депутатам и сенаторам афганского парламента для совершения официальных и рабочих поездок за границу (при этом руководителям обеих палат и для частных поездок за рубеж);
— офицерам высшего звена Минобороны и МВД в звании не ниже генерал-полковника только для официальных или рабочих поездок;
— дипломатическим сотрудникам МИД;
— известным общественным деятелям национального уровня при наличии специального распоряжения.
Распоряжения о выдаче дипломатических паспортов афганским гражданам входит в исключительные полномочия Президента либо Министра иностранных дел Афганистана. Срок действия дипломатического паспорта нового образца – 5.
Служебные паспорта выдаются МИД ИРА сроком на 5 лет исключительно служащим государственных ведомств и учреждений на основании поданных этими учреждениями заявок на служебные поездки за границу.
Коммерческие паспорта сроком на 5 лет оформляются МВД ИРА для частных предпринимателей на основании заявки Минторга
. Для получения этого паспорта частный предприниматель должен лично обратиться в Минторг с заявлением о выдаче ему коммерческого паспорта. К заявлению необходимо приложить его лицензию на частную предпринимательскую деятельность, оформленную и выданную Минторгом ИРА. Коммерческий паспорт позволяет афганским бизнесменам наравне с другими владельцами загранпаспортов выезжать за пределы своей страны для ведения бизнеса.
Таким образом, в Афганистане сложилась общепринятая практика оформления загранпаспортов. В настоящее время в Афганистане активно внедряются паспорта нового поколения (машинописного заполнения). Паспорта старого образца (рукописные) и по настоящее время выдаются в некоторых отдалённых провинциях. Что касается степени защищенности афганских загранпаспортов, то она остается на достаточно низком уровне, что не исключает возможности их подделки.

Таможенный
контроль:

Таможенная политика (ТП) Афганистана является составной частью внутренней и внешней политики страны. Она определяет порядок и условия прохождения экспортно-импортных грузов и транспортных средств через таможенные границы ИРА.
Основными нормативными документами, регламентирующими работу таможенных органов ИРА, являются закон «О таможне», вступивший в силу 4 апреля 2005 года, пакет ведомственных инструкций и таможенный тариф.
Действующий закон «О таможне» принят в соответствии со статьей 42 Конституции Афганистана
. Он регламентирует порядок взимания таможенных сборов в пользу государства, устанавливает рамки полномочий и обязанности сотрудников таможни, порядок досмотра, таможенного сопровождения и оформления товаров. В нем определен перечень возможных таможенных нарушений и меры ответственности за их совершение. Этот документ призван регулировать взаимоотношения таможенных органов ИРА с государственными и частными организациями, а также способствовать развитию торгово-экономического сотрудничества Афганистана с другими странами.
Закон состоит из 16 глав, 193 статей.
Глава 1 «Общие положения». В первых двух статьях дается формулировка основных целей закона и оговаривается, что ответственность за его исполнение и взимание таможенных сборов возлагается на Министерство финансов Афганистана. В третьей статье дается пояснение значений терминов, применяемых в тексте закона. Пятая и шестая статьи определяют таможенное пространство страны (наземное, воздушное, водное) и дают определение таможенным зонам страны (устанавливаются по решению Минфина ИРА в районах погранпереходов, других местах, оборудованных для проведения таможенных процедур и временного хранения товаров). В седьмой статье сформулированы функциональные полномочия сотрудников таможенных органов.
Глава 2 «Таможенная служба» регламентирует структуру, обязанности (в том числе соблюдение режима секретности) и порядок работы таможенных органов. Статья 8 определяет, что таможенная служба Афганистана является структурным подразделением Министерства финансов ИРА и состоит из Главного таможенного управления, региональных таможенных управлений и отдельных таможенных пунктов. Эта же статья определяет порядок назначения руководящего состава таможенной службы. Статья 14 устанавливает порядок досмотра грузов. Статья 15 определяет права и обязанности импортеров и экспортеров. Статья 16 регламентирует брокерское дело. Статьи 17 и 18 разъясняют порядок принятия и изменения решений в отношении таможенных грузов и декларантов.
Глава 3 касается порядка рассмотрения претензий.
Глава 4 формулирует понятие таможенного тарифа и устанавливает порядок таможенной оценки стоимости товаров. Таможенный тариф — документ, в котором определены размеры таможенных пошлин на импортные и экспортные товары согласно их тарифной классификации. Тариф разрабатывается Главным таможенным управлением Афганистана и утверждается Министром финансов ИРА.
Глава 5 регламентирует применение таможенных преференций (уменьшение размера таможенных платежей, частичное или полное освобождение от их уплаты, предоставление отсрочки таможенного платежа).
Глава 6 «Происхождение товаров» определяет принадлежность товара конкретной стране — ее производителю.
Главы 7, 8 , 9, 11 и 12 устанавливают алгоритм предъявления, оформления (декларирования), а также хранения товаров и транспортных средств на складах временного хранения (СВХ).
В главе 10 описываются таможенные процедуры, регламентируется изменение статуса товаров после их таможенной очистки (приобретение статуса местного товара), порядок таможенного сопровождения льготно-растаможенных товаров. В статье 67 рассматриваются возможные варианты определения общей стоимости так называемого смешанного груза (т.е. представленного разными тарифно-классификационными товарными группами). Смешанный груз либо условно делится на части согласно классификационным позициям тарифа, каждая часть которого отдельно декларируется и оплачивается, либо весь груз оформляется по максимальной тарифной ставке из размера ставок, применяемых к товарам, включенным в конкретный смешанный груз.
Глава 13 «Таможенные сборы» определяет номенклатуру товаров и порядок взимания пошлин, сборов за их оформление, а также штрафные санкции за нарушение положений данного закона. Статьей 137 предусматривается порядок предоставления платежных гарантий юридическими лицами.
Глава 14 «Таможенные нарушения» делит все нарушения на две группы: административные нарушения, связанные с нарушением любой из статей данного закона, за исключением статьи 170, и нарушения, связанные с контрабандой товаров (ст. 170 настоящего закона).
Глава 15 предписывает порядок распределения доходов, полученных Минфином ИРА от таможенных сборов, и выплаты премий за предоставление информации о таможенных нарушениях.
Глава 16 «Прочее» описывает другие таможенные вопросы, не предусмотренные положениями предыдущих пятнадцати статей.
Реформирование таможенной системы и унификация ее правил с действующими мировыми стандартами позволит Афганистану постепенно интегрироваться в региональную и мировую торгово-промышленную кооперацию. Продолжающееся реформирование афганской таможенной системы должно оказать влияние на снижение роли теневого сектора в экономике страны. Особенно это касается такой глобальной проблемы, как производство и контрабанда афганских наркотиков, объем которых на мировом рынке составляет около 90 % всего мирового производства.
О вывозе природных ископаемых. В условиях ограниченных бюджетных ресурсов и зависимости афганской государственной программы развития страны от финансовой помощи международного сообщества, правительство ИРА предпринимает определенные усилия по изысканию альтернативных финансовых источников.
Опираясь на оценочные и прогнозные данные иностранных экспертов о запасах природных ископаемых, расположенных в недрах ИРА, афганское правительство рассчитывает на то, что освоение местных месторождений позволит не только удовлетворять потребности внутреннего рынка, но и извлекать доходы, которые в стоимостном выражении могут покрыть до 75–80 % расходов на экономическое развитие страны.
Реализацию таких планов афганское руководство пытается осуществить в основном за счет инвестиций, в том числе иностранных. По этой причине в стране проводится целенаправленная работа по созданию предпосылок для улучшения инвестиционного климата.
Для этих же целей в 2005 году был принят ряд законодательных актов, в том числе законы о частных инвестициях и об углеводородах.
Другим важным в этой области документом, который был принят в виде Указа Президента Правительством ИРА в декабре 2005 г., является закон «О природных ископаемых» (Minerals Law of Afghanistan)
. Этот закон призван регулировать предпринимательскую деятельность по разведке запасов афганских природных ископаемых, а также по освоению таких месторождений и их последующей эксплуатации.
Данный закон закрепляет за государством право собственности на полезные ископаемые, расположенные как на поверхности территории ИРА, так и в ее недрах, а также на осуществление контролирующих функций за выполнением работ в этом секторе афганской экономики.
Основные положения данного закона, регламентирующие порядок организации и проведения геологоразведочных работ, добычи, переработки, реализации на внутреннем рынке и экспорт продукции горнодобывающей промышленности, а также вопросы   налогообложения в этой области сформулированы в 12 главах.
Экспорт продукции, добываемой и/или перерабатываемой инвестором в рамках реализуемого им проекта, возможен в соответствии с данным законом при условии получения соответствующего разрешения от министерства и действующим в стране таможенным законодательством.
Для вывоза из страны драгоценных, полудрагоценных камней или других минералов при Министерстве горных дел Афганистана создана компания «Афган санг», которая занимается оформлением документов на вывоз упомянутых минералов как для частных лиц, так и для афганских и иностранных компаний
. Следует отметить, что согласно действующему законодательству 15 % от стоимости вывозимых минералов необходимо выплатить министерству горных дел и 7 % — министерству финансов (таможенная пошлина).
Следует сказать, что помимо сотрудников таможни доступ к багажу пассажиров, прибывающих в Афганистан воздушным путём, также имеют сотрудники погранслужбы, Главного управления национальной безопасности, наркополиции и частного охранного предприятия «Олив груп» (Olive Group), что продиктовано повышенными мерами безопасности.

Опубликовано: 24.12.2012 00:03
Печать

Автор: ОКИМБЕКОВ Убайд

 Об авторе: Окимбеков Убайд Вафобекович, кандидат экономических наук, научный сотрудник ИВ РАН.

Афганистан относится к категории стран, где отсутствует точная статистика, по которой можно было бы оценить тенденции развития той или иной стороны социально-экономической жизни населения. Все экономические показатели по Афганистану, встречающиеся в научной литературе, отчетах афганских органов власти и международных организаций, отличаются друг от друга, поскольку основываются на оценочных данных, полученных в ходе выборочных исследований. Но, так или иначе, эти цифры в целом показывают, в каком направлении движется экономика страны.

Прежде чем рассмотреть вопрос состояния экономики Афганистана, необходимо сказать о численности населения страны, относительно которой существуют различные сведения.

Так, по данным «World Population Review» по состоянию на 2011 год в Афганистане проживало свыше 29835 тыс., а Всемирного банка – 35.32 млн. человек.

В ежегоднике афганского Центрального статистического офиса содержатся совершенно иные данные. В этом главном афганском статистическом документе говорится, что по состоянию на 2011-2012 годы общая численность афганского населения оценивалась в 26.5 млн. человек, из которых 19.1 млн. (72%) – сельское, 5.9 млн. (22%) – городское и в пределах 1.5 млн. (6%) – кочевое население. За последние десять лет среднегодовой темп рост численности населения, по данным того же источника, составляет 2.03 процентов. Одной из особенностей структуры населения Афганистана является то, что около 46% населения составляют дети до 15 лет, что является одним из самых высоких показателей в мире.

Мы не ставим перед собой задачу определить, какие из этих данных близки к реальности, поскольку все они свидетельствуют в пользу того, что со времени проведенной первой и последней переписи населения в 1979 году численность населения Афганистана заметно увеличилась. Эти цифры косвенно показывают, насколько важны скорейшая стабилизация политической обстановки и ускорение процесса восстановления экономики в этой стране. Выгоду от этого в конечном итоге получит как сам Афганистан, так и сопредельные страны.

Начиная с прихода к власти моджахедов в 1992 году и вплоть до начала XXI века Афганистан, находившийся в состоянии гражданской войны и внутренней междоусобицы, в той или иной степени сохранил ограниченные торговые связи с внешним миром. Экономическое сотрудничество почти полностью прекратилось, если не считать некоторые совместные с американской компанией попытки правительства талибов организовать восстановление системы телекоммуникации. По некоторым оценкам, в последний год правления режима Талибан свыше 53% афганского ВВП пришлось на долю сельского хозяйства, 28.5% — промышленности и 18.5% — сферы услуг, при этом 70% населения было занято в агарном секторе.

Внешняя гуманитарная и экономическая помощь, начавшая поступать в страну после прихода к власти в 2002 году нового правительства, принесла определенные позитивные перемены в социальной и хозяйственной жизни Афганистана. Об этом косвенно свидетельствуют макроэкономические показатели, приведенные в таблицах (см. ниже) и отражающие как номинальный, так и реальный уровень роста стоимости совокупного объема произведенных конечных товаров и услуг.

Таблица 1.
ВВП Афганистана по отраслям экономики в текущих ценах (млн. афгани)

Отрасли

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Сельское хозяйство

153754

184134

165835

196843

207301

241743

Промышленность

105496

122549

137732

133942

153608

193371

Сфера услуги

136844

184680

220764

280148

358650

436399

Всего

396094

491363

524331

610933

719559

871513

Налоги на импорт

11579

14267

17836

21782

27300

32477

ВВП по рыночным ценам

407673

505630

542167

632715

746855

903990

Промышленность в стране, за исключением нескольких предприятий и заводов (цементных заводов, цехов по обработке сельхозпродукции, производстве безалкогольных напитков, добыче каменного угля и т.д.), представлена малыми предприятиями (занимающимися производством мыла, одежды, обуви, пищевых продуктов, ковроделом и т.д.), и тенденция последней декады показывает низкие темпы ее развития.

Как показывают последние три года, в 2009 году доля промышленности в системе национального производства Афганистана составила 21%, в 2010 году – 20% и в 2011 году – 21%, то есть остается на одном и том же уровне. Дешевая продукция китайской мануфактуры, поступающая на афганский рынок, не позволяет афганским предпринимателям на основе местной продукции открыть собственное производство, так как в большинстве случаев себестоимость конечной продукции превышает цены на аналогичные ввезенные товары. Иными словами, неконкурентоспособность афганской промышлености, особенно предприятий малого бизнеса, не позволяет этой отрасли развиваться.

Напротив, сфера услуг в Афганистане показывает высокие темпы роста, поскольку за последние годы в нее вливаются значительные ресурсы, поступающие как за счет внешней экономической помощи, так и инвестиций. Помимо стабильного роста номинальной стоимости объема производства в этой сфере, растет и ее доля в системе общего показателя. Так, в 2009 году свыше 44%, а в 2010 и 2011 годах около 48% от общенационального показателя составила доля сферы услуг. Видное место в составе этой отрасли, судя по опубликованным данным, занимают транспорт и складское хозяйство, а также государственные услуги.

Хотя доля сельского хозяйства, как показывают данные таблицы 1, в системе производства афганского валового продукта относительно предыдущих десятилетий намного снизилась, Афганистан традиционно остается аграрной страной. Дело в том, что за последние годы объемы вложений в эту отрасль были сравнительно меньше, чем в сферы инфраструктуры, в первую очередь, отрасли транспорта и телекоммуникаций. Ситуация в сельском хозяйстве по этой причине, как и до 2001 года, в большей степени все еще зависит от погодных условий, а Афганистан – страна с аридным климатом и нуждается в развитой системе ирригации. Прежде всего, по этой причине за последние годы в системе ВВП страны аграрный сектор начал терять свои позиции. Если в 2006 году сельское хозяйство производило 37% от общего объема ВВП, к 2007 году этот показатель снизился на один пункт, составив 36%, а в дальнейшем продолжил падать (в 2008 и 2009 годах – примерно 30%, в 2010 году – 28%) и к 2011 году достиг уровня 27%.

Более точно картину во всех рассматриваемых отраслях отражает показатель реального уровня ВВП, который в Афганистане рассчитывается в фиксированных ценах 2002/2003 годов.

Таблица 2.
ВВП Афганистана по отраслям экономики в фиксированных ценах  2002/2003 годов (млн. афгани)

Отрасли

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Сельское хозяйство

104679

130462

108905

123248

101042

105499

Промышленность

79822

85640

91655

87146

92613

101692

Сфера услуги

120674

137773

159840

152988

180701

202655

Всего

305175

353875

360400

363382

374356

409856

Налоги на импорт

7964

9923

11709

11413

12573

13801

ВВП по рыночным ценам

313139

363798

372109

374795

386929

423657

Еще одной особенностью аграрной сферы Афганистана является то, что большая часть жителей страны живет в сельской местности и, невзирая на крайне тяжелые хозяйственные условия, занимается, прежде всего, производством сельскохозяйственной продукции, как стабильного источника доходов. Подтверждают это, в частности, статистические данные ЦРУ США, согласно которым по состоянию на 2008 год свыше 78% афганского населения было занято в сельском хозяйстве.

Таким образом, согласно данным указанных таблиц, с 2006 по 2011 годы уровень номинального ВВП Афганистана вырос в 2.2 раза, а реального – на 35%. Исходя из этих данных, можно определить влияние инфляции на величину номинального ВВП по годам. Так, в 2006 году за счет изменения общего уровня цен ВВП вырос в 1.3 раза, в 2009 году – 1.7 и в 2011 году в более, чем 2 раза.

Еще раз подчеркнем, что все указанные положительные изменения по большей части происходят под воздействием внешней помощи и определенной внутренней политической стабильности, обеспеченной также отчасти силами международной коалиции. У Афганистана собственных ресурсов для поддержания позитивных изменений пока не хватает. Поступления за счет внутренних источников составляют незначительную часть доходов афганского государственного бюджета. В целом экономика страны, как и политическая ситуация, находится в плачевном состоянии. Уровень безработицы в стране колеблется между 35%-40%, около 36% граждан живут ниже черты бедности, уровень инфляции в 2011 году составил 13.8%.

По данным Всемирного банка, 97% ВВП страны образуется благодаря помощи доноров и военным расходам сил международной коалиции в Афганистане. Это значит, что после 2022 года – даты вывода сил коалиции из Афганистана — эти расходы заметно сократятся, что неминуемо приведет к негативным последствиям для тысяч афганских семей.

Афганская армия вряд ли будет способна в ближайшие годы на всей территории страны обеспечить безопасность населения и создать нормальные условия для работы сотрудников иностранных компаний, занимающихся реализацией различных проектов. Это может в будущем привести к прекращению деятельности многих иностранных компаний и, следовательно, к потере афганцами рабочих мест.

США и их союзники по «афганскому проекту» обещают до 2024 года выделить огромную финансовую помощь афганским властям для строительства национальной армии и развития экономики. Но при ослаблении позиции центральных властей после 2022 года и еще большем ухудшении проблемы коррупции вряд ли эти ресурсы будут рационально и эффективно использованы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Экономика

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: