Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в 2020 году

%PDF-1.5
%
1 0 obj
>>>
endobj
2 0 obj
>
endobj
3 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Annots[ 19 0 R 20 0 R 21 0 R] /MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 4 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 0>>
endobj
4 0 obj
>
stream
x[K#0͡k~

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

Принят Волгоградской областной Думой 24 декабря 2015 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с пунктами 29 и 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2020 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает дополнительные основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в предварительном согласовании предоставления земельных участков и в предоставлении земельных участков без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10, статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 2. Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) отсутствие документов (сведений), подтверждающих права заявителя на здания, сооружения (помещения в них), расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено схемой расположения, за исключением случая, если с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка обратился гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 г. N 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно»;

2) наличие не устраненных на дату подачи заявления об утверждении схемы расположения земельного участка нарушений заявителем требований законодательства Российской Федерации, законодательства Волгоградской области, в отношении образуемого земельного участка, в том числе выявленных при осуществлении государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля;

3) наличие на земельном участке, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, зданий, сооружений (помещений в них), имеющих параметры (характеристики), отличные от параметров (характеристик), сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) наличие обеспечительных мер, примененных в отношении земельного участка, из которого образуются земельные участки;

5) отсутствие согласия арендаторов земельного участка, из которого образуется земельный участок, в случае если с заявлением об утверждении схемы земельного участка, предусматривающей образование земельного участка из арендуемого земельного участка, обращается один или несколько арендаторов земельного участка — собственник здания, сооружения (помещений в них) или лицо, которому это здание, сооружение (помещения в них) принадлежит (принадлежат) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

6) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, в отношении которого подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, с местоположением ранее сформированного земельного участка, границы которого определены в установленном законом порядке;

7) расположение земельного участка полностью или частично на территории, предусматривающей в соответствии с утвержденными проектом межевания и (или) проектом планировки территории формирование земельных участков в целях последующего предоставления в собственность граждан в соответствии с Законом Волгоградской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», за исключением случаев предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Волгоградской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно»;

8) наличие задолженности по арендной плате в случае образования земельных участков из земельного участка, предоставленного в аренду, если с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка обратился арендатор такого земельного участка;

9) схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, вид разрешенного использования и (или) размеры которого не соответствуют правилам землепользования и застройки, правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти Волгоградской области или уполномоченных органов местного самоуправления, определяющих в соответствии с федеральными законами использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются;

10) подача заявления об утверждении схемы расположения земельного участка в случае, если в соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Статья 3. Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) наличие не устраненных на дату подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка нарушений заявителем требований законодательства Российской Федерации, законодательства Волгоградской области в отношении испрашиваемого земельного участка, в том числе выявленных при осуществлении государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля;

2) наличие на земельном участке, в отношении которого подано заявление о предварительном согласовании его предоставления, зданий, сооружений (помещений в них), имеющих параметры (характеристики), отличные от параметров (характеристик), сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3) наличие обеспечительных мер, примененных в отношении земельного участка, в отношении которого подано заявление о предварительном согласовании предоставления;

4) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, в отношении которого подано заявление о предварительном согласовании предоставления, с местоположением ранее сформированного земельного участка, границы которого определены в установленном законом порядке;

5) отсутствие договора водопользования в случае, если земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования и содержание планируемого вида разрешенного использования которого допускает размещение объектов капитального строительства, — в случае обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка в аренду или в собственность;

6) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в статье 2 настоящего Закона.

Статья 4. Основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов

Решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) отсутствие документов (сведений), подтверждающих права заявителя на здания, сооружения (помещения в них), расположенные на земельном участке, в отношении которого подано заявление о предоставлении без проведения торгов, за исключением случая, если с заявлением обращается гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1 Закона Волгоградской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно»;

2) наличие не устраненных на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов нарушений заявителем требований законодательства Российской Федерации, законодательства Волгоградской области в отношении испрашиваемого земельного участка, в том числе выявленных при осуществлении государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля;

3) наличие на земельном участке, в отношении которого подано заявление о предоставлении без проведения торгов зданий, сооружений (помещений в них), имеющих параметры (характеристики), отличные от параметров (характеристик), сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельного участка и (или) о разрешенном использовании земельного участка и (или) о кадастровой стоимости;

5) расположение здания, сооружения частично за границами испрашиваемого земельного участка;

6) наличие обеспечительных мер, примененных в отношении земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении без проведения торгов;

7) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов, с местоположением ранее сформированного земельного участка, границы которого определены в установленном законом порядке;

8) расположение земельного участка полностью или частично на территории, предусматривающей в соответствии с утвержденными проектом межевания и (или) планировки территории формирование земельных участков в целях последующего предоставления в собственность граждан в соответствии с Законом Волгоградской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», за исключением случаев предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Волгоградской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно»;

9) вид разрешенного использования и (или) размеры испрашиваемого земельного участка не соответствуют правилам землепользования и застройки, правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти Волгоградской области или уполномоченных органов местного самоуправления, определяющих в соответствии с федеральными законами использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются;

10) пересечение границ земельного участка с красными линиями, утвержденными в составе проекта планировки территории, в случае подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов;

11) отсутствие заявлений о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов от всех собственников расположенных на земельном участке зданий, сооружений (помещений в них) в случае обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность одного из собственников расположенных на таком земельном участке зданий, сооружений (помещений в них);

12) наличие задолженности по арендной плате в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов обратился арендатор такого земельного участка;

13) отсутствие договора водопользования в случае, если земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования и содержание планируемого вида разрешенного использования которого допускает размещение объектов капитального строительства, — в случае обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка в аренду или в собственность.

Статья 5. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования и действует до 1 января 2020 года.

2. Положения настоящего Закона не применяются к отношениям, связанным с рассмотрением заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления земельных участков и о предоставлении земельных участков без проведения торгов, поданных, но не рассмотренных исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на день вступления в силу настоящего Закона.

Губернатор Волгоградской области А.И.БОЧАРОВ

29 декабря 2015 года

N 229-ОД

В государственный орган направлена на утверждение схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В утверждении было отказано, т.к., указанный на схеме объект недвижимости претерпел изменения в контуре (границах). Однако, границы объекта, указанные на схеме, соответствуют сведениям, находящимся в кадастре. Правомерен ли отказ в утверждении схемы? Каким образом согласовать утверждение схемы, если объект недвижимости, границы которого претерпели изменения, принадлежит на праве собственности другому лицу? То есть, фактически, заявитель не имеет возможности каким-либо образом повлиять на внесение изменений в кадастр.

Отказ в утверждении схемы можно обжаловать.

Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка носит закрытый характер и установлен в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Оснований для отказа в утверждении схемы на том основании, что объект недвижимости претерпел изменения в контуре, данной нормой не установлено. Но если на участке находится здание, принадлежащее другому лицу, это влечет ряд ограничений. Например, такой участок нельзя приобрести в аренду с торгов (п. 8 ст.39.11 ЗК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Как получить в аренду землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, путем проведения торгов

<…>

«Этап 1 (факультативный). Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории необходима, если участок еще только предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено его образование (подп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Такая схема должна быть подготовлена и утверждена до организации и проведения торгов.

От того, кто является инициатором их проведения, зависит то, кто будет осуществлять действия по образованию земельного участка и нести соответствующие расходы:

  • если инициатор – орган власти, он сам осуществляет действия по образованию участка, его постановке на кадастровый учет (п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ);
  • если инициатор – гражданин или юридическое лицо, то уже это лицо осуществляет указанные действия за свой счет (п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

В зависимости от этого различается и последовательность действий, необходимых для того, чтобы приобрести участок в аренду. Остановимся на случае, когда инициатором аренды участка и проведения торгов выступает гражданин или организация. Указанные лица сами готовят схему расположения земельного участка, за исключением случаев образования участка из земель городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (подп. 1 п. 4 ст. 39.11 и п. 5 ст. 11.10 ЗК РФ). При этом начиная с 1 марта 2015 года необходимо руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2020 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». Для утверждения готовой схемы нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган – администрацию муниципального образования, на территории которого находится участок, или в территориальное управление Росимущества.

В заявлении необходимо указать:

  • цель использования земельного участка;
  • площадь, адрес, кадастровый номер участка;
  • вид разрешенного использования.

Порядок и способы подачи заявления определяет приказ Минэкономразвития России от 14 января 2015 г. № 7. Уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление и принять решение в течение двух месяцев. По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган:

  • либо утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
  • либо отказывает в утверждении.

Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка носит закрытый характер. К ним относятся следующие (п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ):

  • схема не соответствует установленным требованиям к ее форме, формату или подготовке;
  • местоположение земельного участка совпадает с местоположением иного участка, образуемого согласно ранее принятому решению;
  • схема не соответствует проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
  • схема разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам;
  • участок, образование которого предусмотрено схемой, размещен в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Если заявитель получает решение об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории, то ему нужно (подп. 4 и 5 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ):

  • организовать кадастровые работы по образованию участка;
  • подать заявление о постановке земельного участка на кадастровый учет;
  • обеспечить регистрацию прав государственной или муниципальной собственности на участок».

15.08.2017

Разработка схемы расположения территориального надела в подавляющем большинстве случаев проводится в электронном формате. Однако, если данной операцией занимаются физические лица с целью образования земельного участка для публичных торгов, то в этом случае возможен выбор носителя.

Для оформления используется информация, представленная на официальном сайте территориального органа исполнительной власти, который имеет полномочия в сфере

кадастрового учета

объектов недвижимого имущества. Нередко по отношению к рассматриваемым схемам компетентные инстанции принимают решение об отказе в утверждении.

Для понимания особенностей того, на каких основаниях происходит отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, необходимо ознакомиться с актуальным понятийным аппаратом, с нюансами нормативного регулирования, с ключевыми основаниями, с возможностью обжалования, а также с судебной практикой.

Что нужно знать

Схема фактического расположения территориального надела в рамках кадастрового плана представляет собой графическое отображение пределов используемой гражданином или организацией земли. В данном документе в каждом конкретном случае происходит указание площади участка и его условного номера.

Скачать образец технического плана

Схема в обязательном порядке должна быть подготовлена в следующих случаях:

  • для образования участка земли без проведения публичного аукциона;
  • для образования нового территориального надела по результатам разделения земельного участка, который находился в государственной или муниципальной собственности;
  • для образования участка с целью его последующего изъятия для реализации федеральных или муниципальных целей;
  • для организации распределения земель между гражданами с целью ведения подсобного хозяйства или для начала мероприятий в сфере жилищного строительства индивидуального формата.

Нормативное регулирование

В 2020 году составление схемы расположения земли в полной мере регламентируется Федеральными Законами № 137 и №171. Данные нормативные акты указывают на факт того, что схема расположения территориальных наделов на кадастровом плане представляет собой специализированное графическое изображение границ конкретного участка.

Подготовка рассматриваемого документа проводится с учетом утвержденной документации в рамках планирования конкретного населенного пункта, плавил использования земли и совершения строительных мероприятий, землеустроительной документации, расположения объектов строительства и так далее.

Разработка схемы полностью регулируется представителями органами территориальной исполнительной власти. Этот норматив предусматривается статьей 39 Земельного Кодекса РФ, если прочие параметры не устанавливаются федеральным законодательством.

Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка

Что касается подготовки схемы размещения участка земли для его образования с целью предоставления без проведения аукциона, то эта операция может быть проведена как физическими, так и юридическими лицами. Согласование проводится с компетентными органами исполнительной власти.

Территориальные регистрационные органы допускают возможность подготовки рассматриваемого документа в электронном формате с учетом использования сведений, указанных на официальном сайте местного органа исполнительной власти, в сферу действия которого входит кадастровое обеспечение.

Предусматривается внесение заинтересованным лицом определенной платы за оказание услуги. Актуальный размер выплат и их порядок регламентируются уполномоченным территориальным органом власти. Срок действия официального решения об утверждении данной схемы составляет 2 года с момента выдачи письменного решения на руки заявителя.

Не при каких обстоятельствах компетентные органы не могут потребовать от заявителя дополнительные сопровождающие документы, перечень которых не был ранее закреплен в действующем Земельном Кодексе РФ.

Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка

Уполномоченные местные исполнительные органы, которые приняли решение об утверждении схемы, должны в обязательном порядке в течение 5 рабочих дней с момента принятия соответствующего постановления направить в территориальный регистрационный орган данное решение с приложением рассматриваемой схемы. Для реализации такой цели обычно используется межведомственная система электронной передачи.

Вся информация, прописанная в сформированном решении, подлежит отражению в рамках актуальной кадастровой документации, предназначенной для беспрепятственного использования неограниченным числом граждан РФ. Стоит отметить, что в некоторых случаях может последовать отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, но только на тех основаниях, которые четко прописываются в Земельном Кодекса РФ.

Важно помнить о том, что в 2009 году в федеральное законодательство были внесены некоторые изменения, касающиеся рассматриваемой проблематики. Таким образом, в случае образования новых территориальных наделов по результатам перераспределения земель, находящихся в частной, государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения проводится самими гражданами, выступающими в качестве непосредственных собственников.

Обзорная схема расположения земельных участков

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка

Существуют следующие основания для предъявления отказа в утверждении схемы размещения конкретного территориального надела:

  • несоответствие схемы размещения участка земли его конкретному формату, а также требованиям, которые предъявляются к подготовке наделов;
  • частичное или полное совпадение места размещения земли, образование которой предусматривается соответствующей схемой, с участками, которые формируются на основаниях предыдущего постановления, срок действия которого еще не был завершен;
  • разработка схемы была проведена с вопиющими нарушениями нормативов, указанных в статье 11.9 Земельного Кодекса РФ;
  • несоответствие документа установленной проектной документации, связанной с планированием территорий, а также со строительными свидетельствами и положениями об охраняемых природных объектах со стороны государства;
  • расположение земли, образование которой предусматривалось ранее рассматриваемой схемой, в пределах территории в рамках которых уже было проведено межевание.

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Как обжаловать

Отказ в утверждении схемы может быть обжалован в компетентных судебных инстанциях с использованием общего порядка, предусмотренного для аналогичных разбирательств.

В качестве ответчиков по делу будут выступать уполномоченные представители местной администрации, которые будут обосновывать принятую позицию со ссылкой на установленные территориальные границы. Другими словами, нужно будет доказать, что они не накладываются на землю.

Скачать исковое заявление на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка

В исковом заявлении рекомендуется указать все нормативные акты, которые противоречат принятому решению, а также подтвердить сведения о том, что принятое постановление нарушает законные права и свободы конкретного гражданина или определенного круга лиц. Документ должен быть обязательно составлен в трех экземплярах для передачи каждой из сторон, участвующей в процедуре.

Судебная практика

Существующая судебная практика в рамках решения рассматриваемой проблемы зачастую опирается на статью 39.18 Земельного Кодекса РФ. Данный норматив в полной мере регулирует порядок предоставления государственного или муниципального имущества в пользу граждан для реализации целей индивидуального строительства или для ведения сельскохозяйственной деятельности в пределах одного города, села или деревни.

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков гражданам для ИЖС

Существующие нормы указывают на определяющий факт того, что при поступлении заявительной документации от гражданина о предоставлении участка земли с целью реализации потребностей в индивидуальном строительстве жилья, представители уполномоченной инстанции обязуются в течение месяца со дня получения заявления совершить одну из нижеперечисленных операций:

  • опубликовать извещение о предоставлении участка земли для установленных целей по месту фактического размещения конкретного территориального надела на официальном сайте компетентной службы, в качестве которой может выступать земельный департамент местной администрации;
  • опубликовать решение на официальных ресурсах всех без исключения территориальных кадастровых органов;
  • принять компетентное решение об отказе в согласовании предоставленной заявительной документации или об отмене прошения по факту предоставления участка земли – для этого используется перечень оснований, указанный в статьях 39.15-16 Земельного Кодекса РФ.

Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка

Нужно помнить о том, что статья 39.20 Земельного Кодекса гласит, что первоочередной право на покупку участков земли или на их аренду имеют те физические и юридические лица, которые выступают в качестве непосредственных собственников строений, размещенных на этой земле. Им не может быть отказано в преобразовании территорий, а также в принятии схемы расположения участков.

Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, на котором расположены здание, сооружение

Стоит отметить, что претензия по поводу превышения размеров присоединяемых участков земли могут быть не обоснованы. Особенно это актуально в тех случаях, когда гражданин является владельцем надела и территорий, отведенных под сельскохозяйственные нужды. Оспаривание таких проблем проводится в подавляющем большинстве случаев в районных судах. В качестве ответчиков выступают органы, отвечающие за местное самоуправление.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: