Основной принцип сноса гаражей в 2020 году

Снос гаражей продолжается уже много лет. За это время было ликвидировано множество построек, но окончательное решение данного вопроса ещё далеко.

Особенно актуален данный процесс для быстро растущих городов, например, для Москвы. Земельные участки на территориях, застроенных ещё в советское время, стоят больших денег. И городские власти желают найти им лучшее применение, чем хранение автомобилей.

Владельцы гаражей категорически не согласны со сносом. Поэтому изъятие земель, где размещены такие строения, каждый раз вызывает ожесточённые споры и протесты собственников.

Общие замечания

Россия, как и любое другое государство, предоставляет гражданам землю на различных основаниях. В определённых случаях такие объекты недвижимости могут быть изъяты при строгом соблюдении процедуры.

Цель и планы ликвидации

Логика развития городов по всему миру подразумевает всё большее уплотнение территорий в черте населённых пунктов. И Москва — не исключение. Во многих мегаполисах жители вынуждены отказываться от личных автомобилей. Поэтому снос индивидуальных гаражей является неизбежным следствием урбанизации.

В каждом конкретном случае разрабатывает план развития территории. На месте гаражей планируется возвести жилые дома, офисные здания, торговые центры, поликлиники или дороги и транспортные развязки. В некоторых случаях постройки сносят для строительства многоуровневых паркингов, которые смогут вместить гораздо больше автомобилей.

Гаражи – наименее ценные постройки, если их сравнивать с иными объектами. Снос жилых домов чреват слишком большими компенсациями, а строительство на территории парков или скверов ухудшит экологическую ситуацию в населённом пункте.

Законодательные акты

Для того, чтобы уяснить правовые аспекты данного процесса, нужно разобраться с правами гражданина на строение. Собственность гражданина – это гараж. А земельный участок, на котором он расположен, обычно предоставляется в пожизненное владение или аренду. Лишь в некоторых случаях человек имеет право собственности на весь комплекс.

Процедура изъятия земель регламентируется положениями ЗК РФ в статьях 56.2–56.12 и ГК РФ в статьях 279-282.

Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.4. Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.7. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества

Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков

Статья 56.9. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.10. Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Статья 56.11. Прекращение и переход прав на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества

Статья 56.12. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества

При необходимости реализации определённых проектов муниципального или федерального значения, гражданин может быть лишён права собственности на землю. За это ему положена денежная компенсация соответствующего размера. Список причин для изъятия содержится в статье 49 ЗК РФ.

Если же земля была предоставлена в аренду, и её срок подошёл к концу, то у гражданина просто прекращается право пользования участком.

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Снос конкретного гаража производится, если на местном уровне был утверждён план развития городской территории, в соответствии с которым земля под строением предназначена для строительства иного объекта. Для этого нужно соответствующее решение государственного или муниципального органа.

Свидетельство о государственной регистрации права на гараж

Что входит в зону риска

Все постройки для хранения автомобилей, снос которых наиболее вероятен, можно разделить на несколько категорий:

  • гаражи, построенные без разрешения;
  • строения, расположенные на участке земли, срок аренды которого подходит к концу;
  • здания, расположенные в зоне строительства магистралей, метро и иных важных объектов.

Если строения возведены незаконно, то городские власти подают в суд, после чего быстро получают решение о сносе. Владельцев официально уведомляют о том, что они должны снести самовольные постройки. При необходимости работы проводятся в принудительном порядке. Компенсации владельцам в этом случае не полагается.

Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

При завершении срока временного пользования землёй муниципальный орган самоуправления не продлевает решение о представлении участков на новый срок. Гаражи подлежат сносу автоматически. Причинение ущерба имуществу граждан компенсируются на основании независимой оценки.

Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд

Фактически гаражи, не подлежащие сносу, — это строения, расположенные на территории, которая предназначена для размещения строений для хранения автомобилей.  В определённый момент может быть изменён план застройки, и участки будут изъяты.

Чтобы узнать судьбу своего гаража, владельцу стоит обратиться в местную администрацию. Там ему нужно запросить план будущей застройки территории и посмотреть, собираются ли власти возводить иные объекты на том месте, где сейчас располагается строение для хранения машины.

Статья 281. Возмещение за изымаемый земельный участок

В 2020 году у каждого муниципального образования есть сайт, где публикуются наиболее важные решения. Собственникам строений для хранения автомобилей рекомендуется регулярно посещать такой информационный ресурс и знакомиться с актуальными новостями.

Причины недовольств

В первую очередь многих собственников волнует денежный вопрос. Компенсация за снос гаража выплачивается на основании проведённой оценки. При этом учитывает возраст и состояние строения. За полученные деньги практически невозможно приобрести другой гараж. В том числе и из-за дефицита мест для хранения автомобилей.

Владелец гаража не только оставляет там свой автомобиль. Часто строение используется для ремонта машины, хранения автозапчастей, предметов домашнего обихода и даже продуктов питания. Гараж для многих стал своеобразным погребом и сараем. Этот фактор при сносе не учитывает.

Статья 282. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда

На практике граждане практически не имеют альтернативы гаражам. Хотя при изъятии земель власти указывают, где можно разместить автомобили, на практике всё гораздо сложнее. Многие стоянки существуют только в виде проектов, до реализации которых далеко. Также гражданам предлагают платные паркинги, которые не каждому по карману.

Также в некоторых случаях решение местных властей, по мнению собственников гаражей, не всегда обосновано с точки зрения закона. Примером этому может служить случай в районе Братеево, который находится в ЮАО г. Москвы. Префектура утверждает, что существующая гаражная застройка самовольная, однако, на этой территории функционирует кооператив «Автоград».

Если владельцам не удастся доказать свою правоту, они не получат возмещение за снос. Граждане вынуждены нанимать юристов, обращаться в суд, нести временные и материальные издержки.

Образец договора о купле-продаже гаража:

Как действовать при сносе гаражей

При принятии решения о сносе таких объектов, местные власти обязаны известить владельцев. Делается это посредством официальных заявлений в СМИ. Также задействуют администрацию ГСК.

Если человек узнал, что его гараж подлежит сносу, то ему следует собрать все документы, подтверждающие его права на объект недвижимости. При обнаружении отсутствия каких-либо бумаг, стоит срочно заняться их восстановлением.

Некоторые граждане пишут жалобы, устраивают акции протеста против сноса. Однако решения по изъятию земель обычно не отменяются. Гражданин направляется в местную администрацию и пишет обращение о желании получить компенсацию. Образец заявления можно получить на месте.

К нему прилагается:

  • свидетельство о праве собственности (выписка из ЕГРН);
  • документ, на основании которого человек приобрёл гараж (например, договор купли-продажи);
  • документ члена ГСК (если есть);
  • документ, на основании которого предоставлен земельный участок.

На сбор заявлений отводится определённый срок, около 1-2 месяцев. Конкретный период устанавливается в решении об изъятии земельных участков.

После этого проводится оценка стоимости объектов. На основании таких сведений назначается компенсация, деньги перечисляются владельцам гаражей. Далее проводится снос застройки.

В некоторых случаях практикуется выкуп гаража властями. Это такая же купля-продажа, только недвижимость приобретает муниципальное образование. При этом бывшему собственнику предоставляется другой гараж взамен сносимого.

Обращаться в суд для оспаривания решения о сносе стоит только после предварительной консультации с юристом. В области изъятия земельных участков существует большое количество нюансов, не урегулированных на уровне кодексов.

Прочие детали процедуры

Каждый снос гаража имеет свои особенности. Собственнику следует уточнить правовой статус земельного участка, на котором находится гараж, чтобы не получить меньшую компенсацию.

Возможные проблемы

Гражданин не получит денег, если гараж был построен самовольно. Многие владельцы пользуются строениями, которые получили очень давно их родственники, и не изучают правоустанавливающие документы.

Однако за самовольное строение гражданин получит штраф и предписание демонтировать постройку. Если владелец этого не сделает в оговоренный срок, то снос и вывоз строительного мусора будет произведён принудительно. А человеку потом будет предъявлено требование о компенсации расходов.

Чтобы получить возмещение, нужно иметь на руках бумаги, подтверждающие законность владения гаражом. Если их нет, то нужно обратиться в Росреестр или в администрацию ГСК для получения дубликатов.

Также гражданин может не успеть с обращением за компенсацией. Если человек не читает местную прессу, не следит за сайтом муниципального органа самоуправления, существует вероятность пропустить установленный срок подачи обращения.

В таком случае вопрос о получении денежных средств будет решаться в рамках судебного разбирательства.

Уплата налога

Все доходы граждан облагаются соответствующим налогом. И получение выплат при сносе гаража не является исключением. В случае, когда человеку перечисляется денежная компенсация, то ему необходимо уплатить 13% от стоимости. Именно такая ставка НДФЛ действует сегодня. Выплата производится после истечения календарного года, в котором было проведено изъятие собственности.

В случае, когда происходит изъятие гаража с предоставлением другого объекта недвижимости, в качестве налоговой базы принимается рыночная стоимость получаемого строения.

Как получить компенсацию

В Москве сегодня действует постановление Правительства города № 63-ПП от 09.03.2011 г., которым регулируется порядок выплат гражданам средств за сносимые гаражи.

Получение денег можно разделить на несколько этапов:

  1. Принятие решения об изъятии земель.
  2. Обращение владельцев гаражей в префектуру.
  3. Независимая оценка стоимости.
  4. Заключение соглашений о компенсации.
  5. Перевод средств.

Как правило, существует график решения вопросов по всем сносимым гаражам на определённой территории. Поэтому все указанные этапы проводятся централизовано. Компенсационные выплаты будут произведены после урегулирования всех предыдущих вопросов.

Если гараж относится к движимому имуществу, то может быть разработан механизм вывоза такого объекта на иной участок. Однако на практике такой способ компенсации не применяется.

Размер возмещения и этапы получения

Все компенсации проводятся на основании независимой оценки стоимости строения.

При этом учитывается:

  • год постройки гаража;
  • его площадь, высота потолка;
  • материал, из которого возведено строение;
  • степень износа;
  • вещное право, по которому используется участок;
  • месторасположение;
  • иные факторы.

Оценка проводится аттестованными специалистами. Если собственник не согласен с их заключением, то ему следует обращаться в суд. При наличии уважительных причин будет назначена повторная оценка. И уже на основании нового исследования будет произведён перерасчёт полагающейся компенсации.

После установления действительной стоимости следует оформление специального соглашения. Сторонами выступают собственник индивидуального гаража и государственный заказчик, который инициирует снос. Денежные средства будут перечислены гражданину в течение нескольких дней после подписания.

Собственникам гаражей нужно сосредоточиться на получении справедливой компенсации при изъятии земельных участков и сносе строений. Для этого нужно участвовать в мероприятиях по проведению независимой оценки, исследовать акты осмотра.

Оформление покупки гаража

требует от продавца наличие кадастрового паспорта.

Узнайте далее, нужно ли ставить гараж на кадастровый учет.

Какие нужны документы для покупки гаража в ГСК — читайте в этой статье.

До конца января в Мосгордуму будет внесен проект нового закона о правах владельцев гаражей в Москве на земельные участки. Как рассказал «Известиям» депутат Мосгордумы, член фракции КПРФ Владимир Святошенко, документ подготовили члены фракции КПРФ в Мосгордуме совместно с москвичами-активистами. Кроме того, коммунисты в ближайшее время инициируют проведение референдума — на обсуждение собираются вынести вопрос о моратории на снос гаражей в столице. 

Также около 3 тыс. собственников уже подписали открытое письмо Путину, в котором требуют дать поручение мэру Москвы ввести мораторий на снос гаражей в городе и позволить автомобилистам оформить в собственность земельные участки под боксами. В случаях, когда земля все-таки изымается под строительство, владельцы гаражей просят предоставлять компенсацию, соответствующую реальной рыночной цене.

По словам Святошенко, сейчас при сносе гаражей их владельцы не получают ни новых боксов, ни адекватной денежной компенсации. По его мнению, проблема состоит в том, что земельные участки под строениями не оформлены в собственность. 

— Мы подготовили проект закона «О правах москвичей — владельцев автомобилей, гаражей и машино-мест на плоскостных автостоянках на земельные участки в Москве». Речь в первую очередь идет об объединениях собственников — членов гаражно-строительных кооперативов (ГСК). Большинство из них построили еще в советское время, тогда же были оформлены документы на право пользования гаражами, — говорит Святошенко. — Но примерно 10 лет назад гаражи начали активно сносить. Людей больше всего возмущает, что на этих местах, как правило, организовывают плоскостные стоянки, огораживают их сеткой, ставят будку охраны, и ежемесячный взнос за машино-место достигает трех и более тысяч рублей. А за гараж автомобилисты платят в среднем 400–500 рублей в сутки — разница более чем ощутима.

По словам депутата, один из вопросов на референдуме, проведение которого инициируют коммунисты, будет посвящен проблеме сноса гаражей: «Считаете ли вы необходимым ввести в Москве с 1 октября 2020 года мораторий на снос гаражей и любых конструкций для оформления земельно-имущественных отношений и прав собственности на гаражи, а в дальнейшем не допускать сноса гаражей без предварительного равноценного возмещения владельцам гаражей?»

— Запрет должен действовать до того момента, пока не будет урегулирован вопрос с компенсациями и не будет четко сформулирован перечень оснований для сноса, — пояснил Святошенко.

Депутат добавил, что нередко снос гаражей напоминает спецоперацию: ночью или рано утром приезжают бульдозеры, приходят рабочие, присутствует ОМОН. Как правило, после таких акций пропадает собственность, хранившаяся в гаражах. 

— Сейчас все гаражные объекты — и гаражи, и автостоянки — находятся вне правового поля, — говорит руководитель аппарата фракции КПРФ в Мосгордуме Олег Маркин. — Где-то снос происходит по решениям судов, где-то — по указанию префектур и управ. В результате машины стоят во дворах и на дорогах. Это ухудшает транспортную ситуацию, кроме того, машины периодически угоняют, поджигают, разбирают на запчасти.

В пресс-службе департамента городского имущества Москвы пояснили, что владельцы гаражей, у которых земельный участок не в собственности, платят арендную ставку в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка. Для владельцев боксов в гаражных комплексах ставка выше — 1,5%. Кадастровая стоимость индивидуальна для каждого участка.

Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе считает, что только право собственности на земельные участки позволяет получать адекватную рынку компенсацию.

— Это краеугольный камень в российском праве. Землю, оформленную в собственность, владелец вправе продавать или не продавать, — говорит эксперт. — Если государство хочет построить что-то на вашей земле, оно вынуждено заплатить вам рыночную стоимость как здания, так и участка. Причем на выкуп своих помещений правительство Москвы устанавливает вполне рыночные цены. 

По мнению Трапаидзе, собственники гаражей имеют право на оформление в собственность участков под гаражами без каких-либо выплат или по символической цене.

— Люди строили эти гаражи в то время, когда землю не отдавали в собственность только потому, что вся она принадлежала государству. Сейчас право собственников на эти участки очевидно, так как гаражи стоят на них по 20, 30, 40 лет, — считает юрист. — Сейчас, даже если компенсация производится, она условная и ее размер определяется городом. Даже если у вас гараж в центре Москвы, не стоит рассчитывать больше чем на 300–400 тыс. рублей. При этом в новом доме место на парковке стоит порядка 2,5 млн рублей. 

Эксперт отметил, что владельцы гаражей платят арендную ставку на землю под строением. 

— Земля в Москве разделена на более чем 1 тыс. кадастровых участков, ставка отличается в зависимости от престижности района и приближенности к центру, — говорит юрист.

Руководитель проекта «Дом и двор» Павел Степура полагает, что авторам законопроекта не удастся изменить ситуацию.

— Это действительно проблема, собственность не должна висеть в воздухе. Но большинство гаражей строилось без учета планов по развитию территорий. Они появлялись там, где было место и где они никому не мешали на тот момент, — говорит эксперт. — Невозможно запихнуть эту хаотичную застройку в правовое поле. К сожалению, Москва не сможет развиваться без сноса гаражей. 

По мнению эксперта, город не может предоставить новые гаражи взамен сносимых, потому что их просто нет. Проблему отчасти могли бы решить народные гаражи, так как это многоярусные строения, соответственно, требуют меньше места.

— Сейчас их строит город и выставляет гаражи на продажу по 350 тыс. рублей за машино-место. Проект должен развиваться по другой логике: объединяясь, жители сами должны искать место для этих гаражей и самостоятельно их строить, — считает Степура. 

Эксперт добавил, что есть две категории, чьи права на гаражи, как правило, соблюдаются:  это инвалиды или участники ВОВ. Даже если строения сносятся, им предоставляют равноценную замену. 

Очень неожиданные решения принял Верховный суд, рассмотрев этим летом практически подряд два дела о частных гаражах граждан.

Известно, что власти больших и малых городов уже несколько лет воюют с гаражами и в большинстве случаев воюют успешно. Схема этих «гаражных» битв примитивна — чиновники объявляют автовладельцам, что частный гараж мешает их планам и поэтому гараж будет убран. Как правило, уничтожаются гаражи по решениям местных судов, которые в абсолютном большинстве встают на сторону чиновников.

Но судя по последним решениям Верховного суда, «гаражные» приговоры местных судов далеко не всегда безупречны и вынесены на основании закона. Важность двух этих вердиктов том, что Судебная коллегия по гражданским делам разъяснила — когда и при каких обстоятельствах гаражи граждан трогать нельзя и почему отдельные судебные решения, вынесенные местными судами, нарушают права автовладельцев.

Итак, префектура обратилась в Гагаринский суд столицы с иском о сносе гаража гражданки Грызловой.

В нем гараж назывался металлическим боксом, и у владелицы не было «оформленных в установленным порядке документов на землю». Снос гражданка должна была провести за неделю, в противном случае префектура сделает это сама, но расходы взыщет с ответчицы. Суд вынес решение в пользу чиновников.

Мосгорсуд с таким вердиктом согласился полностью. Судебная коллегия по гражданским делам заявила, что закон нарушили и районный, и городской суды.

Верховный суд начал с истории гаражного вопроса. В далеком 1975 году было решение исполкома Октябрьского района — выделить инвалиду-фронтовику Грызлову и его соседям место под строительство «в порядке исключения временных металлических боксов». По решению местных чиновников и письму районного архитектора Грызлов возвел гараж для хранения автомобиля «Запорожец», бесплатно предоставленного фронтовику государством. Ветеран умер в 1988 году, и тогда же управление соцобеспечения разрешило его дочери оставить у себя «Запорожец». Уже раритетный автомобиль еще жив и обитает там, где и был — в боксе N22.

Райсуд рассуждал так. У ответчицы нет доказательств, что она пользуется землей под гаражом законно. И нет документов, что ей разрешили построить гараж. А разрешение от 1975 года было временным. Да и давалось оно ее отцу, что не дает дочери никаких прав на землю.

На эти заявления Верховный суд ответил разъяснением порядка сноса объектов. Он прописан в нашем гражданском законодательстве. Суд напомнил, что в 2010 году совместный пленум Верховного и Высшего Арбитражного судов разбирал иски о признании права собственности на самовольную постройку. Там подчеркивалось, что отсутствие разрешения на строительство не может быть основанием для отказа в признании права собственности. И если единственный признак самовольной постройки — отсутствие разрешения на строительство или акта ввода в эксплуатацию, то постройку надо признать. При условии, что она не нарушает строительные нормы и не угрожает жизни окружающих. А гараж у фронтовика в 1975 году появился законно. Нынешние суды, ни районный, ни городской не заикнулись, а какие нормы при строительстве гаража были нарушены.

Суды не назвали нормы, которые пенсионер нарушил во время постройки гаража и долгих лет его использования

Верховный суд напомнил — гараж никогда за свою многолетнюю историю не признавался самовольной постройкой: ни когда строился, ни когда эксплуатировался, ни когда помешал чиновникам уже сейчас. Никаких других оснований для сноса в законе просто — нет. Райсуд сказал: нет доказательств, что гараж — объект недвижимости и на него есть право собственности. Ни одного доказательства, заметил Верховный суд, почему бокс — не объект недвижимости, суды не привели.

Так как гараж появился давно, до введения в действие Гражданского кодекса, то регистрация права собственности на бокс тогда была не обязательна. Но и отсутствие регистрации — не препятствие для признания гаража объектом недвижимости. «Временное» размещение не аргумент. Ни в каких документах не назван срок, до которого действует разрешение. И в установленном порядке этот срок не отменяли.

А еще местные суды забыли, что, решая спор, надо применять нормы права, действовавшие в то время. Ответил Верховный суд и на довод коллег, что разрешение давалось лишь инвалиду-фронтовику. Суд напомнил про совместный Пленум. По нему наследник вправе просить о переходе прав собственности. Право пользования участком — это имущественное право, оно переходит по наследству. Верховный суд распорядился пересмотреть «гаражное» дело заново с учетом его разъяснений.

Героем второго «гаражного» дела стал ветеран войны и инвалид Алексей Тыщенко. Он живет в Южном округе столицы и попросил признать за ним право собственности на свой кирпичный гараж. Таких как у него гаражей было 18 штук. И существовали они с 1980 года. Гаражи были капитальными, «Мосэнерго» еще в те годы в гаражное объединение поставило счетчик, и автолюбители платили за свет. Но Чертановский суд ветерану войны в оформлении права собственности отказал. Мосгорсуд согласился. А вот Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда изучила доводы ветерана и сказала, что прав он, а не судьи.

Исполком решение о строительстве гаражей вынес законно еще в 1973 году. Уже в наше время в 2003 году было заседание гаражной комиссии управы района , где рассматривалось заявление ветерана об оформлении участка земли под его гаражом. Ветерана уважили и разрешение дали. Префект подписал распоряжение о предоставлении пенсионеру земли в аренду под кирпичным гаражом. Но Чертановский суд, отказывая ветерану, заявил, что истец «не представил разрешительной документации, подтверждающей его право на создание либо занятие спорного объекта». А гараж , по мнению суда, точно попадает под определение самовольной постройки. И вновь Верховный суд напомнил коллегам о совместном пленуме, посвященном защите прав собственности. И подчеркнул, что отказывая ветерану, суды района и города не потрудились назвать нормы, которые пенсионер нарушил в то время, когда гараж строился в начале 70-х годов прошлого века и потом десятилетиями эксплуатировался. Право ветерана на предоставление участка и строительство на нем гаража никто никогда не оспаривал. И его права не отменяли. Суд еще раз подчеркнул — отсутствие бумажки с разрешением на строительство не может быть основанием для отказа в признании прав собственности.

И еще важный штрих — по Гражданскому кодексу (статья 234), если человек владел открыто любой вещью не будучи ее собственником пять лет, а недвижимостью — 15 лет, то он приобретает на нее право собственности. Это так называемая «приобретательная давность».В связи с этим Верховный суд подчеркивает — фронтовик владел гаражом 34 года. И все эти десятилетия местные чиновники не ставили вопрос о сносе якобы самовольной постройки. Допущенные судами ошибки Верховный суд назвал серьезными и велел полностью пересмотреть и это «гаражное» дело.

Об утверждении порядка демонтажа, сноса, вывоза металлических гаражей и тентов типа «Ракушка», самовольно установленных, бесхозяйных, а также оставленных по окончании права пользования земельными участками на территории городского округа Железнодорожный

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа Железнодорожный, Нормами и правилами благоустройства территории городского округа Железнодорожный, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Железнодорожный от 29.08.2012 N 03/31, Положением о порядке оформления бесхозяйного движимого имущества в муниципальную собственность городского Железнодорожный, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Железнодорожный от 18.06.2020 N 04/56,

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок демонтажа, сноса, вывоза металлических гаражей и тентов типа «Ракушка», самовольно установленных, бесхозяйных, а также оставленных по окончании права пользования земельными участками на территории городского округа Железнодорожный. Приложение.

2. Опубликовать настоящее постановление в газете «Мой город Железнодорожный» и разместить на официальном сайте Администрации городского округа

3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава городского округа
Е.И.Жирков

Приложение. Порядок демонтажа, сноса, вывоза металлических гаражей и тентов типа «Ракушка», самовольно установленных, бесхозяйных, а также оставленных по окончании права пользования земельными участками на территории городского округа Железнодорожный

Приложение
к постановлению Администрации
городского округа Железнодорожный
от 17.07.2020 N 1370

1. Общие положения

1.1. Порядок демонтажа, сноса, вывоза металлических гаражей и тентов типа «Ракушка» самовольно установленных, бесхозяйных, а также оставленных по окончании права пользования земельными участками на территории городского округа Железнодорожный (далее — Порядок) разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа Железнодорожный, Нормами и правилами благоустройства территории городского округа Железнодорожный, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Железнодорожный от 29.08.2012 N 03/31, Положением о порядке оформления бесхозяйного движимого имущества в муниципальную собственность городского Железнодорожный, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Железнодорожный от 18.06.2020 N 04/56.

1.2. Настоящий Порядок разработан в целях организации благоустройства территории городского округа Железнодорожный, обеспечения потребностей жителей в парковочных местах, соблюдения прав граждан на свободный доступ к местам общего пользования и на проживание в благоприятных условиях.

1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:

гаражная конструкция — временные металлические конструкции (без фундамента, цоколя), предназначенные для укрытия транспортных средств (металлические гаражи и тенты типа «Ракушка»);

бесхозяйное имущество — имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо имущество, от права собственности на которое собственник отказался (ст. 225 ГК РФ).

2. Мероприятия по демонтажу гаражных конструкций

2.1. Основанием для принятия решения по демонтажу гаражной конструкции является её установка в месте, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, и отсутствие у владельца действующих разрешительных документов на размещение гаражной конструкции в данном месте.

Первоочередному демонтажу подлежат гаражные конструкции, установленные в охранных зонах городских инженерных сетей; в недопустимой близости от земельных участков детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ; в местах, где установка гаражной конструкции создаёт препятствия проезду специального транспорта (противопожарного, скорой помощи, инкассации и др.), не позволяет оперативно проводить ремонтные и аварийные работы, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения; в скверах, на газонах, на внутриквартальных дорогах, в недопустимой близости от жилых домов; в зонах перспективного строительства; а также о сносе которых поступило ходатайство от заинтересованных лиц.

2.2. Постановлением Администрации городского округа Железнодорожный (далее — Администрация) утверждается состав Комиссии по выявлению самовольно установленных, бесхозяйных, а также оставленных по окончании права пользования земельными участками металлических гаражей и тентов типа «Ракушка» на территории городского округа Железнодорожный (далее — Комиссия), на которую возлагается обязанность по обеспечению проведения мероприятий, связанных с демонтажем гаражных конструкций. Комиссия действует на основании Положения, утвержденного постановлением Администрации.

2.3. Предупредительные действия.

Администрация организует инвентаризацию гаражных конструкций, которые подлежат демонтажу, и принимает меры к установлению владельцев данных гаражных конструкций.

С этой целью Администрация:

— направляет запрос в УМВД России по городскому округу Железнодорожный;

— расклеивает объявления по форме согласно Приложению N 1. Факт размещения объявления подтверждается составленным актом (Приложение N 2), а также путём фотофиксации;

— размещает информацию об установлении владельца в средствах массовой информации, на официальном сайте Администрации.

2.4. Если в течение двух месяцев с даты начала действий указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка владелец гаражной конструкции не будет установлен, Администрация вступает во владение такой гаражной конструкцией в соответствии с постановлением Администрации и обращается в суд с заявлением о признании такой гаражной конструкции бесхозяйной и передаче ее в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.5. После вступления в силу решения суда о признании движимого имущества бесхозяйным и передачи его в муниципальную собственность, принимается постановление Администрации о принятии движимого имущества в муниципальную собственность и в состав муниципальной казны.

2.6. Если собственник гаражной конструкции установлен и отказывается от демонтажа гаражной конструкции или не производит его в указанные сроки, Администрация:

— в случае нахождения гаражной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, а также на земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, подает исковое заявление в суд о демонтаже самовольно установленной гаражной конструкции;

— в иных случаях направляет соответствующую информацию в уполномоченные органы для принятия необходимых мер.

3. Порядок демонтажа и перемещения самовольно установленных, бесхозяйных гаражных конструкций

3.1. При выявлении самовольно установленной гаражной конструкции в случае, когда недопустимо размещение таковой на конкретном земельном участке, ее владелец приглашается на заседание Комиссии для решения вопроса об освобождении самовольно занятого земельного участка.

3.1.1. Решение Комиссии о демонтаже самовольно установленной гаражной конструкции с размещенным в ней имуществом и благоустройстве занятого ею земельного участка направляется ее владельцу в течение 3 (трех) дней со дня принятия данного решения. Комиссия определяет срок выполнения данного решения, но не менее 15 дней с даты получения владельцем гаражной конструкции данного решения.

3.1.2. Демонтаж и перемещение гаражной конструкции с размещенным в ней имуществом, освобождение и благоустройство земельного участка, на котором она была самовольно установлена, осуществляется силами и за счет владельца гаражной конструкции.

3.1.3. В случае неисполнения владельцем самовольно установленной гаражной конструкции полученного решения Комиссии, указанного в п. 3.1.1 настоящего Порядка, Комиссия может принять решение о демонтаже и перемещении этого имущества Уполномоченной организацией на специально отведенный для временного хранения гаражных конструкций охраняемый земельный участок.

3.2. Мероприятия по выполнению решения, указанного в п. 3.1.3 настоящего Порядка, выполняются Уполномоченной организацией в присутствии собственника, сотрудника Управления внутренних дел и представителя Комиссии, о чем составляется соответствующий акт.

В случае отказа владельца самовольно установленной гаражной конструкции или уполномоченного им представителя от подписи в вышеуказанном акте об этом делается отметка с указанием мотива отказа.

В случае отказа владельца самовольно установленной гаражной конструкции присутствовать при проведении мероприятий по исполнению решения Комиссии, указанного в п. 3.1.1 настоящего Порядка, эти мероприятия осуществляются без его участия. В вышеуказанном акте делается соответствующая отметка и после принятия на ответственное хранение Уполномоченной организацией гаражной конструкции ее владельцу письменно сообщается место ее временного хранения.

3.3. При выявлении факта самовольной установки гаражной конструкции в случае, если владелец гаражной конструкции не установлен или отказывается добровольно освободить земельный участок в установленные настоящим Положением сроки, Комиссия принимает решение о перемещении этой гаражной конструкции.

Данное решение публикуется в средствах массовой информации, а уведомление о принимаемых по его исполнению мерах наклеивается на гаражную конструкцию.

В вышеуказанном решении указываются:

— сроки, в которые должно быть осуществлено перемещение гаражной конструкции;

— наименование Уполномоченной организации, осуществляющей демонтаж, перемещение и ответственное хранение гаражной конструкции;

— место и порядок хранения гаражной конструкции и находящегося в ней имущества на момент демонтажа;

— материально ответственное лицо за хранение;

— порядок компенсации материальных расходов Уполномоченной организации, связанных с перемещением и хранением конкретной гаражной конструкции.

3.3.1. Решение Комиссии, указанное в п. 3.3 настоящего Порядка, передается для выполнения Уполномоченной организации, которая производит демонтаж и перемещение данной гаражной конструкции с имуществом, находящимся в ней, на специально отведенный охраняемый земельный участок.

3.3.2. Принудительное перемещение гаражной конструкции с находящимся в ней имуществом осуществляется Уполномоченной организацией в течение 15 дней со дня принятия Комиссией решения, указанного в п. 3.3 настоящего Порядка.

3.4. Владелец гаражной конструкции, принятой на ответственное хранение Уполномоченной организацией, имеет право востребовать перемещенную гаражную конструкцию и имущество, находившееся в ней на момент демонтажа.

3.5. Выдача указанного имущества производится в течение трех дней после оплаты владельцем гаражной конструкции компенсации по расходам, понесенным Уполномоченной организацией, связанным с перемещением и хранением данной гаражной конструкции и имущества, размещенного в ней.

3.5.1. По истечении срока, указанного в п. 3.5 настоящего Порядка, выдача имущества владельцу осуществляется после оплаты услуг Уполномоченной организации по его хранению.

Приложение N 1. Объявление

Приложение N 1
к Порядку

Уважаемый владелец гаражной конструкции!

Администрация городского округа Железнодорожный уведомляет Вас, что в данном месте Вы самовольно установили объект, предназначенный для хранения автомобиля (металлический гараж, тент-«ракушка» и т.п.) без получения разрешения в установленном порядке.

Предлагаем Вам в срок до «___»________________201__г. заявить о своих правах на этот объект, предназначенный для хранения автомобиля или убрать его в добровольном порядке.

Сведения необходимо представить в:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

В случае если Вы не заявите о праве собственности на данный объект, предназначенный для хранения автомобиля или не примите мер по его демонтажу в добровольном порядке в установленный срок, в суд будет подано исковое заявление о признании данного объекта бесхозяйным.

Администрация городского округа

Приложение N 2. АКТ выявления гаражной конструкции (металлического гаража, тента типа «Ракушка»), обладающей признаками самовольно установленного временного объекта

Приложение N 2
к Порядку

«__» ________ 201___ года Время: _____ ч. _____ мин.

Настоящий акт составлен __________________________________________________________________

(указывается наименование органа, ФИО, должность лица, составившего акт)

____________________________________________________________________________

________________________________________________________

О том, что на земельном участке (территории)___________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(указывается адрес объекта либо привязка к близлежащим объектам капитального строительства, временным объектам, земельным участкам, имеющим адресную привязку)

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

расположен самовольно установленный объект (металлический гараж, тент типа «Ракушка»).

Описание:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(вид, назначение, технические характеристики, цвет, наличие номера и т.д.)

Владелец объекта:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

(в случае если владелец не был установлен, указывается «не установлен»)

По результатам обследования объекта предприняты следующие действия (нужный вариант подчеркивается):

1. Владельцу объекта _________201___г. вручено письменное объявление о необходимости сноса (демонтажа) гаражной конструкции;

2. Копия объявления о необходимости сноса (демонтажа) гаражной конструкции _________201___г. размещена на объекте и направлена владельцу объекта по почте;

3. Письменное объявление о необходимости сноса (демонтажа) объекта _______201__г. размещено на гаражной конструкции (металлическом гараже, тенте типа «Ракушка») без направления по почте в связи с невозможностью установления владельца гаражной конструкции (тента).

Особые отметки:______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Подпись, ФИО лица (лиц), составившего акт: ______________________________________

____________________________________________________________________________

Подпись владельца гаражной конструкции (металлического гаража, тента типа «Ракушка») о вручении ему объявления (в случае его

установления)_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

(подписи, Ф.И.О., адрес места жительства владельца)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: