Компенсация при изъятии земельного участка для госнужд все больше затрагивает население. Это вызвано ростом городов и расширением городских территорий, строительством автодорог, прокладыванием ж/д магистралей, постройкой нефте- и газопроводов и прочими моментами. Часто случается так, что земля, на которой будет удобно муниципалитету возвести, например, автостоянку у торгового центра, уже принадлежит индивиду. Тогда-то и возникает потребность сделки власти с владельцем. При нахождении компромисса между ними последнему выплачивается компенсация за изъятие земельного участка для государственных нужд.
Однако для личных потребностей народонаселения государство выделяет особые категории земель:
- Активным оборотом пользуются земли сельхозназначения, а также отведенные под населенные пункты.
- Категория с/х назначения, в свою очередь, подразделяется на несколько зон. Для населения представляют интерес жилые и с/х зоны.
- Аграрные наделы, располагающиеся в жилой зоне, обладают следующими ВРИ (вид разрешенного использования) – ИЖС, личное подсобное хозяйство, дачная постройка.
- Целенаправленное применение с/х делянок для граждан состоит в персональном хозяйстве с прерогативой построек или неимением такого преимущества, дачной застройке, садоразведении, животноводстве, высадке огородных культур.
Кто производит контроль за использованием земельного участка
В стремлении сберечь естественные резервы, гармонию окружающего мира осуществляется надзор за предоставляемыми в достояние аграрными участками, в основном по критерию их направленной/нецелевой эксплуатации. Аграрная регуляция разделяется на три типа:
- общегосударственный,
- местный,
- социальный.
Вышеперечисленные типы коррелируют друг с другом и в окончательном результате служат единому ориентиру. Первый производится по закону особо уполномоченными госорганами – Федеральной природоохранной спецслужбой, кадастровой и иными. Регламентирует Министерство экономического развития Российской Федерации Приказ от 29 декабря 2012 года N П/625 «Об утверждении Перечня форм государственной и ведомственной статистической отчетности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, подлежащих сбору и автоматизированной обработке в 2013 году (с изменениями на 27 ноября 2013 года) (утратил силу с 01.01.2022 на основании приказа Росреестра от 28.02.2022 N П/97).
Местный надзор возлагается на соответствующие муниципалитеты и простирается на конкретную местность.
Общественный надзор принадлежит учреждениям регионального суверенитета, социальным организациям природоохранной направленности, в конце концов самим гражданам.
Что говорит закон об изъятии земель государством
На каких основаниях государство может изъять землю в 2022 году
Истребование земельного надела в пользу государства носит компенсационный характер и не может быть осуществлено без установленных в функционирующем законодательстве причин. Распорядок конфискации земли, основания, суммы выплат, оформление возмещения регламентирует основными НПА – Земельный Кодекс РФ и Федеральный закон от 31.12.2022 N 499-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).
Базовые моменты экспроприации сопряжены с:
- Потребностью исполнения обязательств по международным договоренностям страны.
- Постройкой или восстановлением автомобильных трасс, железных дорог, жилищных коммуникаций, объектов энергетических систем и т.п.
- Формированием или увеличением отдельно оберегаемой природной территории (заповедники, парки).
- Использованием недр (нефтедобыча).
- Оцениванием многоквартирного здания ветхим, предназначенным для ликвидации.
Какова сумма компенсации за изъятие земельного участка для госнужд
Изъятие земли всегда сопровождается немаленькими финансовыми потерями для собственника. Поэтому предусмотрена компенсация за изымаемые земли. Величину компенсации за изъятие земельного участка определяет эксперт. Сумма соответствует коммерческой ценности надела. Помимо оплаты за саму площадь, бывшему владельцу предоставляются компенсации при сносе частного дома и прочих хозяйственных строений, легально находящихся на территории.
Также полагаются:
- другие улучшения, которые не противоречат законодательству и располагаются на ней законно;
- упущенную выгоду.
В размер оплаты не включаются расходы по:
- Всем постройкам и усовершенствованиям, проведенным вопреки целенаправленному применению земли или соглашению найма.
- Изменениям, совершенным после уже известного владельцу вердикта о конфискации.
- Сделкам, осуществленным после известного владельцу факта изъятия.
Оценка рыночной стоимости изымаемого земельного участка
Компенсация за изъятие земельного участка для муниципальных нужд возможна исключительно по исходу определения коммерческой ценности специально уполномоченным лицом.
Основной характеристикой надела считается ВРИ. Именно этот показатель влияет на экономическую привлекательность. Владелец, получив проект договора о конфискации и приобщенный к нему доклад по оцениванию, стоит внимательно изучить ВРИ, при котором велось оценивание.
Изначально определяется дата, на которую учитывается тип использования. Далее устанавливается сам вид допускаемой эксплуатации. Данную информацию предоставляет ГКН. До 2015 года сведения фиксировались и в ЕГРП. Однако указанная информация может противоречить реальности, тогда необходимо добиваться внесения трансформаций в кадастр. Подлинные сведения возможно обрести на основе данных генерального плана.
Объем выплаты определяется за 2 месяца до отправки проекта соглашения владельцу участка. Кодекс фиксирует действительность установленного размера компенсации вплоть до подписания соглашения. Однако в нем не содержится положения об оспаривании этой величины собственником. Такое оспаривание возможно в тяжебном порядке, и то при осуществлении судэкспертизы, поскольку суд критично относится к отчетам оценщиков.
Порядок изъятия земельного участка у собственника для государственных нужд
Конфискация надела – небыстрая церемония, занимающая по времени не меньше полугода. Но в целом возможно выделить конкретные шаги:
- подготовка базиса и условий для осуществления процедуры (разработка различной документации);
- подача прошения заинтересованными организациями, учреждениями или самим муниципалитетом;
- определение индивидов, которым принадлежат наделы по преференции владения (осуществляются запросы в межведомственные организации, обеспечивается распространение информации о намерениях в СМИ, объявлениях, при невозможности выявить владельца происходит обращение в храм правосудия, который присуждает землю государству);
- вынесение уполномоченным учреждением вердикта об изъятии или отказе;
- подготовка и фиксирование сделки;
- завершение прерогативы бывшего владельца на участок и ее трансформация государству или муниципальной власти.
Можно ли оспорить изъятие земли в судебном порядке
Изменения 2022 года в правовых нормах привели к нереальности оспаривания владельцем принятого заключения о реквизиции участка на общегосударственные или муниципальные нужды. Единственно возможно оспорить величину выплаты, если она установлена несправедливо или занижает реальную стоимость. Правоприменительная практика ставит публичные образования и владельца в неравное положение.
То есть если государство решило забрать участок под собственные нужды, и они обоснованы должным образом, то собственник вправе только увеличить объем выплат при доказывании своей позиции.
Конституция Российской Федерации не только провозглашает принцип равенства всех форм собственности, но и гарантирует неприкосновенность имущества, принадлежащего на праве собственности, а также ее защиту. Ввиду особых свойств земли, как уникального природного ресурса, реализация этих принципов в отношении земельных участков имеет свои особенности.
Принудительное изъятие является одним из оснований прекращения вещного права на участок земли и допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Возможность такого изъятия обусловлена особыми качествами земли и ее целевым назначением.
Основания принудительного изъятия земли у собственника указаны в Земельном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ:
Федеральным законом от 31 декабря 2022 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были установлены новые правила изъятия земельных участков у правообладателей по указанным выше основаниям. Если раньше законодательство разделяло субъектов права в зависимости от конкретного вида права (собственность, аренда, иные виды пользования), то сейчас для целей изъятия участков все эти субъекты объединены понятием «правообладатели».
Одним из главных условий существования права собственности за землю является ее использование по целевому назначению и с соблюдением требований законодательства. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что нарушение этих базовых правил влечет изъятие участков в следующих случаях:
- Участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства или для целей строительства, может быть изъят при условии не использования его для указанных целей в течение более чем трех лет.
- Участок используется с грубым нарушением правил, предусмотренных законодательством (не в соответствии с установленным целевым назначением; с ухудшением качественных свойств земли).
Данные основания изъятия распространяются не только в отношении права собственности, аналогичные правила действуют в отношении иных прав (аренды и т.д.). Изъятие участков в этом случае осуществляется в следующем порядке:
- Правообладатель привлекается к административной ответственности с выдачей предписания об устранении нарушений законодательства;
- Материалы о возможности принудительного изъятия направляются в орган исполнительной власти для последующей передачи в суд;
- В случае, если основания для изъятия участка не устранены правообладателем, суд имеет право вынести решение об изъятии участка путем продажи с публичных торгов.
Начальная цена публичных торгов определяется рыночной стоимостью земли, а средства, вырученные от продажи участка на торгах, выплачиваются предыдущему собственнику за вычетом расходов на проведение торгов.
Изъятие участка по решению суда об обращении взыскания на имущество собственника производится в рамках исполнительного производства. Участок подлежит продажи путем открытых торгов, а если сумма вырученных средств превышает размер долга по судебному решению, разница выплачивается бывшему правообладателю.
Изъятие участка в виде санкции за совершение преступления (конфискация) является безвозмездным. В этом случае бывший правообладатель не имеет права на получение какой-либо компенсации за принадлежавший ему земельный участок.
Статья 51 Земельного кодекса РФ предусматривает примерный перечень условий, при которых допускается временное возмездное изъятие участка у правообладателя (реквизиция):
- Наличие чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии, эпидемии и т.д.);
- Необходимость защиты жизненно важных интересов граждан и государства от данных обстоятельств.
Реквизиция носит временный характер, после прекращения указанных выше оснований участок подлежит возвращению правообладателю с компенсацией убытков. При реквизиции и невозможности возврата, собственнику возмещается рыночная стоимость изъятого участка.
Основания для возмездного изъятия (выкупа) участков земли для государственных и муниципальных нужд предусмотрены статьей 49 Земельного кодекса РФ:
- Необходимость выполнения международных обязательств Российской Федерации;
- Необходимость размещения объектов государственного (муниципального) значения, если иные варианты их возможного размещения отсутствуют;
- Иные случаи, прямо предусмотренные федеральным законодательством.
Выкуп земли для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, решение об изъятии принимается органами исполнительной власти.
Любое решение об изъятии участка подлежит обязательной государственной регистрации.
Порядок изъятия земельного участка у арендатора
Так как арендатору принадлежит лишь право срочного владения и пользования участком земли, на него не распространяется общее правило изъятия участка, предусмотренное ст. ст. 279, 283 Гражданского кодекса РФ.
Изъятие участка у арендатора осуществляется в следующих случаях:
- По общим основаниям, предусмотренным для расторжения договора аренды имущества (ст. 619 ГК РФ): существенное ухудшение объекта аренды, существенное нарушение условий договора аренды, нарушение условий о внесении арендной платы;
- В случае изъятия участка у арендатора для государственных и муниципальных нужд (ст. 46 ЗК РФ). В этом случае возникает определенное противоречие с требованиями гражданского законодательства, ведь арендатор, в отличие от собственника, не получает выкупа за участок земли. Тем не менее, ст. 46 ЗК РФ предусматривает при изъятии участка у арендатора для государственных (муниципальных) нужд выкуп объектов, расположенных на участке и принадлежащих арендатору. Позиция ряда судебных органов о выплате арендатору выкупа за изымаемый участок на данный момент не нашла отражения в законодательстве и применяется лишь по аналогии права с возмещением арендатору убытков, вызванных изъятием.
Процедура изъятия участка у арендатора по указанным выше основаниям не отличается от аналогичной процедуры в отношении собственника, за исключением выплаты выкупной цены.
Порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд
Изъятие участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться в исключительных случаях. В отношении изъятия для муниципальных нужд статься 49 Земельного кодекса РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 499-ФЗ) предусмотрены следующие случаи:
- Строительство и реконструкция объектов местного значения при отсутствии других вариантов их размещения: объекты электро-, газоснабжения, систем теплоснабжения, автомобильных дорог и т.д.
- Иные основания, предусмотренные федеральными законами.
Решение об изъятии участка в этих случаях принимают органы местного самоуправления на основании утвержденных документов территориального планирования или проектами планировки территорий. Выплата выкупа за изымаемый участок осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования.
Возможно вам будет интересно
- Регистрация бани
- Раздел земельного участка
- Земельный участок под коммерческую застройку
- Обременение земельного участка
- Межевание земельного участка
- Уточнение границ участка
- Регистрация права собственности
- Участки многодетным семьям
- Купля-продажа участков
- Сервитут на земельный участок
- Переоформление участка земли на родственника
- Покупка земельного участка
- Договор купли продажи земельного участка
- Право собственности
- Выдел земельного участка из общей долевой собственности
- Договор аренды земельного участка
- Формирование земельных участков
- Безвозмездное пользование земельным участком
- Коэффициент застройки участка
- Категории земельных участков и виды разрешенного использования
- Вынос границ земельного участка
- Право постоянного бессрочного пользования земельным участком
- Узнаем собственника земельного участка
- Порядок согласования местоположения границ земельных участков
- Признаки самовольной постройки
- Особенности ипотеки земельных участков
- Выкуп земельных участков
- Изъятие земельного участка
- Прекращение права собственности на земельный участок
- Переход права на земельный участок
- Порядок изъятия земельного участка
- Рыночная стоимость земельного участка
- Залог земельного участка
- Отказ от права на земельный участок
- Земельный участок крестьянского хозяйства
Об авторе
Громов Александр Владимирович
В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.
Выберите нужную специализацию юриста!
- Юрист по недвижимости
- Адвокат по наследственным делам
- Юрист по земельным вопросам
- Юрист по жилищным вопросам
- Адвокат по семейным делам
- Адвокат по гражданским делам
- Адвокат по уголовным делам
- Адвокат по ДТП
- Автоюрист
- Страховой юрист
- Юрист по трудовым спорам
- Кредитный юрист
- Арбитражный адвокат
- Медицинский юрист
- Защита прав потребителей
- Военный юрист
Антон Белов, эксперт центра
Внесены поправки в Земельный кодекс. Наш эксперт, проанализировав эти изменения, пришел к выводу, что фактически речь идет о новом законе. Как себя вести, если государство позарится на вашу землю?
Механизмы изъятия земли готовы
31
декабря 2022 года был подписан Федеральный закон №499-ФЗ, вносящий очередные
поправки в Земельный кодекс. На этот раз переписан порядок изъятия земель для
государственных и муниципальных нужд. Закон вступает в силу 1 апреля 2015 г. Принятые
поправки означают, что государство может у вас отнять землю.
С
одной стороны возникает надежда на то, что данный инструмент будет применяться
для реализации инфраструктурных проектов в политике, для строительства заводов,
дорог, инженерных сетей. С
другой стороны, гордость за великие стройки страны как-то уходит на второй
план, если тебя выкинули из собственного дома. Всем понятно, что государство у
нас далеко от понятия нравственности. Потому надо уметь себя защищать. Для
этого надо знать механизмы изъятия земли.
По
итогам года можно утверждать, что произведена почти полная замена Земельного
кодекса в прежней редакции:
1)
закон 171-ФЗ от 23.06.2022 установил детальный порядок предоставления земельных
участков из государственной и муниципальной собственности лицам (о чем мы
писали в статье «Новый порядок получения земли: новый инструмент, но не новая
стратегия»)
2)
закон № 234-ФЗ от 21.07.2022 установил новый порядок земельного надзора и
контроля
3)
закон № 499-ФЗ от 31.12.2022 установил порядок изъятия земель для
государственных и муниципальных нужд.
На
подходе – проект Федерального закона N 465407-6 «О внесении изменений в
Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к
территориальному зонированию». В случае его принятия, можно без оговорок
говорить о полностью новом Земельном кодексе.
Изменения в Гражданский кодекс
Гражданский
кодекс регулирует общие нормы гражданского оборота и является более общим
актом, чем Земельный кодекс.
Он
дополняется ст. 239.2 «Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием
земельного участка для государственных или муниципальных нужд», где
—
устанавливается единство судьбы изымаемого земельного участка и строений и
сооружений на нем. Это означает, что вместе с изъятием земельного участка
изымаются и все существующие на нем объекты недвижимости. Исключение составляют
те сооружения, которые не противоречат целям изъятия (например, это может быть
трубопровод в земле). Стоит заметить, что статья написана очень грамотно, с
учетом всех прежних проблем, возникающих из-за неточности формулировок.
Детально указаны все виды недвижимости и их составных частей (здания,
сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения в них), что не
позволяет препятствовать изъятию участка, используя неточности в законе.
—
устанавливается, что объекты, принадлежащему лицу на ином праве, изымаются так
же и в том же порядке
Статья
272 «Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд»
излагается в новой редакции. В ней предусматривается:
—
общий порядок изъятия, содержащий отсылочные нормы на Земельный кодекс,
— устанавливается, что со дня
прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя
прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного
участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого
земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного
участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на
условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие
земельного участка.
В случае, если изъятие земельного участка для
государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение
правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в
том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного
участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для
государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих
обязательств
— условия изъятия участка и объектов на нем
устанавливаются в Соглашении об изъятии, который готовится и подписывается
государственным органом и самим правообладателем. В случае не достижения
согласия, такие условия устанавливаются судом.
Статья
280 излагается в новой редакции, в соответствии с которой предусматривается
порядок пользования лицом объектами недвижимости до момента прекращения их
прав. Уточнено, что затраты, произведенные лицом по улучшению этих объектов,
уже не будут учитываться в сумме возмещения за изъятие объектов. Эта норма
направлена на злоупотребления, направленные на повышение размера суммы
возмещения после того, как лицо узнало о будущем изъятии объектов.
Новая
редакция статьи 281 предусматривает порядок определения размера компенсации за
изымаемые земельный участок и иные объекты недвижимости. Установлено, что лицо
имеет выбор – получить денежную компенсацию или же получить иной земельный
участок.
Статья
282 предусматривает порядок изъятия участка по решению суда в принудительном
порядке.
Итого,
статья 3 Закона описывает общий алгоритм действий и их вариаций по изъятию
земельного участка у правообладателя.
Изменения в Градостроительный
кодекс
Так
как все последние изменения в Земельный кодекс завязаны на идею планирования
использования земельных ресурсов, которая воплощена в Градостроительном кодексе
в нормах о территориальном планировании, то внесены изменения в статью 9 ГСК
РФ, предусматривающие, что не допускается принятие решений об изъятии земель в
случае, если такие решения не обоснованы наличием документов территориального
планирования (в том числе Генерального плана города), в которых предусмотрено
размещение объектов, для которых планируется подобное изъятие.
Особо
стоит отметить, что установлен срок в 3 года на изъятие земельного участка с
момента утверждения проекта планировки территории, в котором предусмотрено
размещение объекта, для которого требуется изъятие земельного участка. В
случае, если решение об изъятии не принято в течение этого срока, проект
планировки считается недействительным в этой части.
Таким
образом на примере данного Закона и Закона 171-ФЗ мы наблюдаем твердое движения
законодателя по линии привязки использования всех земельных ресурсов к
документам территориального планирования. Земли предоставляются и изымаются
только на основе таких документов.
Изменения в Земельный кодекс
Статьей
49 ЗК устанавливаются основания для изъятия земельного участка. В основном это
объекты федерального значения и линейные инфраструктурные объекты.
Вводится
глава 7.1, устанавливающая порядок изъятия земельных участков. Надо отметить,
что структура Главы не вызывает нареканий как алгоритм-программа действий для
управленца. Ее структура точна и логична.
Статья
56.2 ЗК устанавливает субъектов принятия решения об изъятии участка (кто?)
Статья
56.3 предусматривает условия принятия такого решения (почему?):
—
решение об изъятии принимается только если такое изъятие предусмотрено
документами территориального планирования, или если обосновано
1) решением о создании или расширении
особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для
создания или расширения особо охраняемой природной территории);
2) международным договором Российской
Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного
договора);
3) лицензией на пользование недрами (в
случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с
пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств
недропользователя);
4) решением о признании многоквартирного
дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного
участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Статья 56.4 предусматривает, что помимо
изъятия участка по инициативе органа власти, такое изъятие возможно на основе
решения органа власти ходатайства следующих лиц:
1) являющиеся субъектами естественных
монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов
федерального значения или объектов регионального значения, и обеспечивающих
деятельность этих субъектов;
2) уполномоченные в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного
самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии)
осуществлять деятельность, для обеспечения которой осуществляется изъятие
земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
3) являющиеся недропользователями, в
случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с
пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств
недропользователей.
Перечень организаций, имеющих право на
обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд,
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так же устанавливается порядок подачи
ходатайства об изъятии и порядок действий органа власти после его получения.
Статья 56.5 предусматривает порядок
действий в случае наличия проблемы неопределенности правообладателя объектов,
которые следует изъять:
— орган власти обязан произвести
уведомление о предстоящем изъятии и розыск правообладателя четырьмя
предусмотренными статьей способами
— правообладатели изымаемых объектов
обязаны в течение 60 дней с даты публикации объявления об изъятии должны подать
в орган власти, уполномоченный принять решение об изъятии объектов, заявление
об учете их прав с приложением документов, подтверждающих их права
— в случае, если правообладатель не
выявлен, орган власти обращается в суд о признании права государства на этот
земельный участок
— правообладатели участка, права которых
не были выявлены в установленном порядке, все-таки имеют право на возмещение
убытка
Статья 56.6 «Решение об изъятии
земельных участков для государственных или муниципальных нужд» предусматривает:
— порядок принятия решения (КАК?)
— решение об изъятии может быть принято
как в отношении существующего участка, так и в отношении участка. Которые
следует образовать,
— неурегулированность вопросов
относительно регистрации прав и точности границ участка признано не являющимся
препятствием к изъятию
Статья 56.7 регламентирует вопросы
подготовки соглашения об изъятии и предусматривает, что все работы по уточнению
границ, формированию участка, в том числе того, который планируется
предоставить взамен, по оценке изымаемого участка, по подготовке соглашения
ведет орган, принявший решение об изъятии или лицо, по чьему ходатайству
осуществляется изъятие. Согласия правообладателя изымаемого участка не
требуется.
Статьи 56.8-56.10 предусматривают
порядок подписания соглашения об изъятии и порядок урегулирования смежных
вопросов. Установлен срок для подписания правообладателем соглашения – 90 дней
с момента получения. В случае неподписания, орган власти обращается в суд.
Переходные
положения и особые условия
Статья 26 закона предусматривает особые
условия регулирования земельных отношений по вопросам изъятия участков в
переходный период. В частности:
— если принято решение об изъятии
участка до вступления в силу этого Закона, то подготовка соглашения об изъятии
осуществляется по правилам нового закона
— если изымается земельный участок
занятый объектами недвижимости, и права на участок не оформлены, то компенсация
за него определяется как за участок, переданный в аренда на 49 лет
— если изымается участок, на который
права не оформлены, но на котором стоит дом, права на который возникли у лица
до введения в действия ЗК (2001 год) или после, но в порядке наследования, то
компенсация за участок осуществляется в размере как за участок, оформленный в
собственность. Это значит, что в других случаях компенсация меньше, как за
участок находящийся в аренде,
— если земельный участок предоставлен
гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства,
огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального
жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения,
постоянного (бессрочного) пользования или ином праве, не предусмотренном
законодательством Российской Федерации и возникшем до дня введения в действие
Земельного кодекса Российской Федерации, либо если в акте, свидетельстве или
другом документе, которые устанавливают или удостоверяют право гражданина на
земельный участок, предоставленный ему до дня введения в действие Земельного
кодекса Российской Федерации, не указано право, на котором предоставлен такой
земельный участок, или невозможно определить вид этого права, при проведении
оценки такого земельного участка применяются правила оценки земельных участков,
принадлежащих гражданам на праве собственности
Три
совета правообладателю земельного участка
Итак, все уже готово для отъема земли. Во-первых,
введен в действие оперативный и четкий механизм изъятия земельных участков.
Во-вторых, предусмотрен порядок компенсации за изъятые объекты недвижимости.
Нельзя утверждать о его особой демократичности особом учете интересов
правообладателя участка, однако в вопросе изъятия не может быть особой
демократичности. Все споры могут развернуться вокруг рыночной оценки и
предоставления аналогичного земельного участка.
Правообладателям земельного участка
можно посоветовать безотлагательно следующее:
1.
Наведите
порядок в границах и правах на свой участок, здания и сооружения. Спустя долгое
время мы все равно приходим к тому, что с документами надо разобраться, ибо от
них зависит все то, что вам принадлежит. Стоимость этих усилий в любом случае
будет меньше стоимости ваших проблем при изъятии вашего имущества.
2.
Будьте
в курсе планах властей относительно вашего города, района и т.д. Это можно
делать либо в местных СМИ, либо периодически делать запросы в местную
архитектуру, либо самостоятельно отслеживать изменения в генплан и проекты
планировки местности, где вы проживаете.
3.
Удостоверьтесь
в том, что в Едином государственном реестре прав указаны актуальные данные (адрес
и телефон для связи с вами).
Так вы сможете избавить себя от
значительной части проблем в том случае, если государство позарится на вашу
землю.
По теме:
Новый порядок получения земли: новый инструмент, но не новая стратегия
Так все ж нам землю можно или нет? А если можно, то где?
Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)
Радость от получения участка делится на два этапа. Сначала будущие новоселы радуются, что им удалось приобрести хороший земельный участок. А потом начинается головная боль, как избежать изъятия земельного участка, особенно если земля приобреталась на долгосрочную перспективу и строиться сразу вы не планировали.
3 варианта сохранить участок
3 года на строительство дома
С 1 марта 2012 года возобновилось действие Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 года № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач». А в августе 2022 года в очередной раз были внесены изменения в Указ № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» от 27 декабря 2007 года. Согласно внесенным изменениям, в 2015 году было усилено внимание государства к порядку использования земельных участков и закреплен срок осуществления индивидуального строительства в течение 3 лет с момента приобретения участка. В связи с чем были ужесточены меры по изъятию участков, которые обнаруживают нецелевое использование земли.
Как законно увеличить этот срок?
Вы можете отсрочить момент изъятия земли на 2 года, если предоставите документы об уважительных причинах, препятствующих завершению строительства, в исполком. Еще одной отсрочкой может стать консервация земельного участка по согласованию с исполкомом на срок не более 3 лет. Важно помнить, что эти меры могут производиться только один раз. Если по истечению этих суммарных 8 лет вам так и не удалось возвести дом, участок будет изъят.
Что построить, чтобы не лишиться участка?
Сейчас большое количество купленных на перспективу участков находятся либо в состоянии законсервированного строительства, либо вовсе в запущении. Изменения в Указе № 667 призваны исправить эту ситуацию. Кроме того, все земельные участки теперь будут приобретаться в рамках аукционов, а не предоставляться садоводческими хозяйствами на безвозмездной основе, как это было раньше. В соответствии с законодательством, после приобретения земельного участка, как мы уже говорили выше, он может находится в законсервированном состоянии не более 3 лет. По истечении этого срока на участке должен быть возведен обязательный минимум: фундамент, стены и крыша. Если эта постройка отсутствует, исполкомы будут производить ее оценку с последующим изъятием участка и выставлением его на аукцион. Конечно, оценка таких участков существенно ниже суммы средств, затраченных на строительство и приобретение этой земли.
Если перед вами сейчас остро стоит проблема возможного изъятия земельного участка, постарайтесь оперативно начать строительство. Мы можем построить небольшой деревянный дом для постоянного проживания или дом-баню всего за 10 дней. Чуть больше чем через неделю на вашем участке вырастет полноценный деревянный домик — и вы сохраните свой участок. Более того, вы станете владельцем полноценного деревянного домика. Теперь у вас будет место для ночевки и отдыха. В будущем вы сможете его расширить и модернизировать (добавить террасу или пристройку) или сделать баню, а рядом построить дом побольше.
Построим деревянный дом за 10 дней
Еще одним из вариантов решения щепетильного вопроса по изъятию участка может быть его продажа вместе с незаконченным строением. Но лично вам такая продажа не принесет никакой выгоды, к тому же новый хозяин должен понимать, что срок легального консервирования участка при этом не продлевается и для возведения крыши над недостроенным домом у него тоже остается всего пару месяцев. Если вы хотите продать участок и остаться в выигрыше, то можете построить полноценный деревянный дом, выгодно продать участок уже с домом и заработать сумму в 2–3 раза больше, чем вложили в участок и дом. Мы знаем, о чем говорим, потому что не раз общались с заказчиками, которые строили дом именно на продажу и удачно его продавали.
Кроме того, в связи с кризисом строительство дома сейчас оказывается более выигрышным вариантом, чем покупка квартиры. Не можете в это поверить? Тогда ознакомьтесь с детальными сравнительными подсчетами смет от наших специалистов в этом материале.
Решили купить участок сейчас? Сэкономьте 30–40%
Ужесточение контроля за целевым использованием земельных участков со стороны местных исполнительных органов приведет к учащению случаев изъятия участков. Такие действия приведут к расширению предложения на земельных аукционах и соответственно снижению стоимости участков на 30–40% по сравнению с предыдущим годом.
Знание законодательства и своевременное принятие легальных мер по предотвращению изъятия земельного участка сохранят ваши деньги, недвижимость и хорошее расположение духа.
P. S. Обращаем ваше внимание, что за всей детальной информацией по срокам и условиям изъятия земельного участка необходимо обращаться непосредственно в отделение местных органов исполнительного комитета.
Дата публикации:
25 Октября 2015 г.