Порядок перераспределения земельных участков с разным разрешенным использованием в 2020 году

Подобные корректировки относятся к участкам с неразграниченной государственной собственностью. Суть их состоит в таких положениях:

  • любые вопросы касаемо земель сельских поселений рассматриваются местной властью;
  • в случае, если необходимо уточнение границ земельного участка сельскохозяйственного поселения, подавайте соответствующее заявление в администрацию по месту нахождения данного объекта недвижимости;
  • после того, как перераспределение завершится, установленные законодателем правомочия по эксплуатации таких земель, предоставляются их собственнику.

На сегодняшний день Земельный кодекс РФ претерпел еще ряд существенных изменений по вопросу перераспределения участков земли. Чаще всего заявители высказывают желание о прирезке какой-либо части муниципального участка к своей земле. Такие части, передающиеся частным собственникам, называются «прирезки».

Порядок перераспределения земельных участков с разным разрешенным использованием

  • выяснить, разработан или нет, в соответствии с ПЗЗ поселения, проект межевания территории (ПМТ),
  • при отсутствии ПМТ подготовить схему расположения образуемого в результате распределения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ), показывающую присоединение к существующим границам собственного исходного участка куска муниципальной или государственной земли земли (добавляемого участка) — вполне понятно, что для подготовки схемы нужно обратиться к кадастровому инженеру землеустроительной организации,
  • подать заявление о перераспределении собственного исходного участка с приложением к заявлению правоудостоверяющих документов и схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ).

Можно перераспределить участки с разным ври

Внимание

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков должны быть определены градостроительными регламентами, включаемыми в правила землепользования и застройки соответствующего муниципального образования. До утверждения указанных правил, а также в отношении земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых они не устанавливаются, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Законодательством установлен запрет на образование земельных участков в случаях, если оно приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Перераспределение с разными видами разрешенного использовани

Кроме того, не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Государственный кадастровый учет земельных участков Образованные в результате раздела, объединения, перераспределения или выдела земельные участки нуждаются в государственном кадастровом учете.

Перераспределение земель и земельных участков между собой

Указанного соглашения не требуется в случае образования земельных участков путем выдела в счет долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Порядок согласования образования земельных участков в указанном случае отдельно регламентирован ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Требования к образуемым земельным участкам и их характеристикам Одними из главных характеристик земельных участков является их категория и вид разрешенного использования
. В соответствии с земельным законодательством каждый земельный участок должен быть отнесен к отдельной категории и виду разрешенного использования, которыми и определяется правовой режим соответствующего земельного участка и допустимые параметры его использования.

Перераспределение частных и государственных земель

Кадастровую палату. Далее заявителю нужно предъявить в администрацию кадастровый план увеличенноного участка — для завершения процедуры заключения Соглашения о распределении земельного участка. По результатам заключения Соглашения о перераспределении земельных участков между органом власти и заявителем (собственником участка, к которому добавляется площадь), с участками происходит следующая трансформация:

  1. прекращается существование исходного земельного участка заявителя,
  2. образуется земельный участок с увеличенной в результате перераспределения площадью;
  3. у собственника (заявителя) возникает право частной собственности на земельный участок с увеличенной площадью,
  4. земельный участок, из которого произведена вырезка земли, продолжает существовать в изменённых границах.

Общие принципы образования земельных участков из существующих участков.

Инфо

В подобных обстоятельствах изменения границ регулируются посредством оформления специального соглашения о перераспределении земель между их владельцами. В это же время государственными органами подготавливается соответствующая разрешительная документация;

  • перераспределение касается только землевладений, находящихся в собственности муниципалитета.

Такое возможно в случаях, когда государственные земли переходят от одного ведомства к другому;

  • корректировка границ двух соседних землевладений, когда одним из них владеет частное лицо, а второй является собственностью государства. Этот момент четко регулируется законодателем, предусматривающим возможность проведения необходимых межевальных работ.
  • Также важное значение несет назначение муниципальных земель и вид целевого использования земли владельца.Запрет на перераспределение земельных участков с 1 января 2018 года С обновлением положений российского законодательства поменялись также главные условия, наличие которых может привести к отказу в исполнении вышеуказанной процедуры:

    • при выставлении земли, находящейся в собственности государства и рассматриваемой в качестве объекта межевальных работ, на аукционные торги;
    • если участки земли, которые нужно перераспределить, не являются соседними (на графической схеме их местонахождения они должны соприкасаться хотя бы в одной точке);
    • участки, требующие смены имеющихся границ путем перераспределения не были отмежеваны.
    • заранее в устной форме договоритесь с собственниками смежных земель;
    • посетите компетентный орган муниципалитета и подайте заявление о выдаче разрешения;
    • пригласите кадастрового инженера для изменения земельных границ;
    • составьте и подпишите соответствующее соглашение и представьте его в муниципальный орган;
    • при положительном исходе получите решение по утверждению плана землевладений с зафиксированными изменениями;
    • поставьте землю с измененными границами на кадастровый учет;
    • обратитесь за получением кадастрового паспорта с новыми утвержденными границами.

    Скачать образец заявления на выполнение работ по межеванию земельного участка можно здесь Обратитесь в геодезическую компанию или к компетентному кадастровому инженеру и закажите необходимые кадастровые работы.

    Можно ли перераспределить участки с разным видом разрешенного использования

    При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава государственной собственности используются следующие документы:

    • Постановление «Об утверждении Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности ( № 1308 от 3 декабря 2020 г.)
    • Прилагаемый к Постановлению «Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности», устанавливающие порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков.

    2.
    Таким же образом будут определяться целевое назначение и вид разрешенного использования земельных участков, образованных путем объединения или перераспределения нескольких участков, имеющих одно целевое назначение и вид разрешенного использования. Вместе с тем, исходя из указанного выше требования ЗК РФ, образование земельных участков из участков с различным целевым назначением и разрешенным использованием законодательством не допускается.

    Следовательно, для объединения или перераспределения земельных участков с различным целевым назначением и видом разрешенного использования необходимо осуществить комплекс организационно-правовых мероприятий, направленных на устранение такого различия. Помимо прочего, законодательством установлены некоторые требования к размеру образуемых земельных участков.

    • на возмездной основе (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ),
    • в соответствии с порядком и правилами, установленными:
    • Правительством РФ — в случае принадлежности земли государству,
    • государственной власти субъекта РФ — когда добавляемый земельный участок является собственностью субъекта РФ,
    • органом местного самоуправления — когда добавляемый земельный участок находится в муниципальной собственности.

    Непосредственно сам расчёт платы выполняет орган власти, а вот произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю, как понятно, обязан главный интересант (заявитель), причём в указанный в Соглашении срок.

    Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Перераспределение земельных участков

    Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ. В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

    Перераспределение земельных участков: определение, особенности

    Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

    Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

    В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

    Особенности перераспределения земельных участков таковы:

    • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
    • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
    • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

    Перераспределение как способ образования земельных участков

    Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

    Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

    Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

    Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

    • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
    • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
    • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

    Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

    Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

    Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

    Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

    Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

    Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

    Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

    Цель перераспределения земельного участка

    Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

    Возможные причины:

    • неудачная форма, изломанная линия границы;
    • вкрапления/вклинивания смежных участков;
    • логистические сложности;
    • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
    • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
    • неудобный подход/подъезд.

    Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

    Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

    До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2020 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

    В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

    Правила перераспределения земельных участков

    Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

    Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

    Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

    Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

    • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
    • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
    • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
    • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

    Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

    На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

    Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

    • отдельный самостоятельный договор;
    • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

    На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

    Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

    Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

    • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
    • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

    Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

    Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

    • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
    • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
    • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
    • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

    Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

    • проекта межевания территории;
    • схемы расположения участка на кадастровом плане.

    К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

    Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

    Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

    Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

    Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

    Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

    • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
    • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
    • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

    Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

    • утверждение схемы расположения участка;
    • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
    • мотивированный отказ.

    Регистрация перераспределения земельных участков

    Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

    Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

    Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

    Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

    Отказ в перераспределении земельного участка

    Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

    • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
    • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
    • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
    • границы исходного участка подлежат уточнению;
    • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
    • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

    Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

    • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
    • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

    Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

    • превышающие гранично допустимые размеры;
    • ограниченные в обороте;
    • зарезервированные для публичных нужд;
    • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
    • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

    Отказ в перераспределении может быть дан:

    • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
    • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
    • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
    • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

    Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

    Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

    Иногда у собственников землевладений возникает необходимость осуществить перераспределение и установить новые граничные точки принадлежащих им территорий. В ходе процедуры может произойти увеличение размеров владения или формирование нескольких участков из одного.

    Результаты данного мероприятия должны быть оформлены в полном соответствии с действующими законами, и изменения вносятся в план межевания участка.

    Что такое перераспределение земель

    Одним из вариантов получения новых территорий является перераспределение земель. Все требования к данной процедуре, а также порядок проведения мероприятия, четко прописаны в Земельном кодексе РФ. Данная информация содержится в статье 117. Однако стоит учесть, что данный способ могут использовать только собственники землевладений, прилегающих друг к другу.

    Результатом проведенного мероприятия по перераспределению является образование смежных земельных участков, имеющих другие граничные точки. Старые землевладения, по факту, перестают существовать.

    Если на владение было оформлено право собственности, то оно автоматически будет перенесено на образованный в ходе процедуры объект недвижимости.

    Территории, принадлежащие государственным или муниципальным властям, могут быть перераспределены в соответствии с правилами, установленными жилищным законодательством.

    Когда нужно проводить перераспределение земельных участков

    Необходимость перераспределения земель возникает при некоторых обстоятельствах:

    • При проведении коммуникационных систем по территории прилегающего владения;
    • Чтобы соблюсти между границами и возведенным на территории участка сооружением минимальное расстояние, закрепленное в законодательстве;
    • В случае, если в ходе судебного разбирательства было принято решение о перенесении граничных точек;
    • Если нужно произвести разделение территории между несколькими владельцами;
    • Для увеличения размеров землевладения за счет площади соседнего;
    • Чтобы избавиться от чересполосицы или исправить геометрически неправильные границы;
    • При планировании возведения здания на границе землевладений.

    В случае, когда необходимые коммуникации, такие как водопровод или линии электропередач нужно вести через территорию прилегающего землевладения, лучше всего воспользоваться правом на перераспределение и произвести выкуп необходимой для проведения работ части земель у собственника участка, находящегося по-соседству.

    В нормативных правовых актах зафиксировано положение, устанавливающее минимальное расстояние между возведенным жилым помещением и граничными точками землевладение. Ели данное указание не выполнено, а строительство уже началось, нужно задуматься о возможности перенесения границ.

    Перераспределение можно применить также в случае, когда земля должна быть разделена между наследниками, каждый из которых оставил собственные планы на ее использование и не собирается отказываться от причитающейся ему части. Распределению долей крестьянско-фермерского хозяйства также предшествует процедура изменения границ: только после нее участники могут получить причитающийся им земельный участок из общего владения.

    Если использовать землевладение для определенных целей довольно трудно, вследствие его неправильной формы (ломаных границ или острых углов), или расположенных полос земли, принадлежащей другому владельцу (чересполосицы), то на помощь также придет перераспределение, позволяющее установить более ровные границы владения.

    Требования по перераспределению земельных участков

    Произвести перераспределение земель можно только между смежными землевладениями. Обязательно перед этим удостовериться, что земля не арестована и на нее не наложены какие-либо санкции.

    Помимо этого, к территориям выдвигаются и другие требования:

    • Обязательная регистрация в кадастровом реестре;
    • Находится на территории одного итого же административного округа – нарушать границы данных образований даже при перераспределении запрещено;
    • Имеют одинаковые категории целевого землепользования.

    На самом деле, перераспределение применяется довольно редко. В основном, оно требуется в тех случаях, когда собственников не удовлетворяет состояние границ (например, присутствие острых углов, препятствующих запланированному использованию земель). Если заключить договоренность, то можно провести перераспределение земель без лишних проволочек.

    Данную задачу можно решить и по-другому. Всегда существует вариант объединения землевладений и их последующее разделение на участки, которые размером и формой будут полностью удовлетворять их владельцев. Но для проведения данного мероприятия потребуются немалые денежные и временные затраты, которые может позволить себе далеко не каждый. Перераспределение – менее длительное мероприятие, не требующее финансовых влияний.

    Но иногда сделать перераспределение не представляется возможным. Запрещена данная процедура в том случае, если в ходе ее проведения будет нарушен действующий закон РФ или любой из его пунктов.

    К подобным случаям можно отнести формирование участков с увеличением или уменьшением их площади, а также перекрытие доступа владений к дороге в проделанных изменения владений, наложение земель. К запрещенным действиям также относится перераспределение землевладений, находящихся в собственности государства или муниципалитета, причем как друг с другом, так и с частными территориями, если только данная процедура не требуется для внесения исправлений в план кадастра, которых требует, например, застройка.

    В некоторых случаях осуществление подобных действий требует разрешения некоторых граждан: арендаторов, собственников, землепользователей и держателей залога.

    Как оформить соглашение о перераспределении земельных участков

    Для того чтобы провести перераспределение выполните следующие действия:

    • Подумайте, есть ли надежда на получение нужного результата. Перед тем, как заключать соглашение, владельцам участков следует тщательно просмотреть все бумаги на собственность, которая будет участвовать в запланированной процедуре. Лучше сделать запрос в органы государственного кадастра, где можно получить все важные сведения. Начинать проведение процедуры можно только в том случае, если территории прилегают друг к другу и находятся в одном административном округе;
    • Оформите соглашение между сторонами. Так как в сделки принимает участие несколько сторон, то вся процедура должна начинаться с заключения соглашения. При его отсутствии процедура становится судебной. В законодательстве неуказанно, сколько участников может быть задействовано в перераспределении.

    При заключении договора в нем обязательно прописывается:

    • Информация о владельцах земель – ФИО, паспортные сведения, адрес фактического проживания;
    • Корректные данные о землевладениях, в отношении которых проводится перераспределение (размеры территории, номер участка в реестре кадастра, адрес местоположения, вид разрешенного пользования, дата, когда было оформлено право собственности и место регистрации, реквизиты бумаги, подтверждающей право на владение);
    • Сведения указывается о каждом землевладении, участвующем в процедуре;
    • Рассчитайте возможную выгоду и определите имеющиеся риски. Если поле перераспределения владелец одного из участков получит в свое распоряжение меньшую территорию, то он вправе претендовать на возмещение стоимости утраченной земли. Компенсационная денежная сумма должна быть прописана в отдельном пункте соглашений, который лучше всего оговорить заранее.

    Образец соглашения о перераспределении земельных участков

    Владельцы прилегающих земельных участков, которые хотят произвести изменение граничных точек, заключают соответствующее соглашение и оформляют его в простой письменной форме.

    В нем прописываются:

    • Данные о лицах, имеющих право собственности;
    • Информация об участках, относящаяся к разряду технической;
    • Указание на права лиц, задумавших перераспределение, на участвующие в нем зоны;
    • Цель проведения процедуры.

    Оформленная бумага направляется ответственному за геодезическую съемку кадастровому инженеру. Она также необходима для подачи запроса в органы государственной власти и используется для оформления получившихся в результате перераспределения владений, а также документации на них, например паспорта кадастра.

    Порядок перераспределения земельных участков

    Для проведения данной процедуры предусмотрен определенный порядок действий, зафиксированный в нормативных правовых актах.

    Перераспределение проводится в несколько этапов:

    • Собственники земель оформляют письменное соглашение, включающее в себя все сведения, нужные для предстоящего мероприятия. Также проводится сбор документов;
    • Пишется ходатайство, которое в дальнейшем направляется в отделение Росреестра и в организацию, которая будет выполнять землеустроительные работы;
    • Орган гос. власти, имеющий соответствующие полномочия, принимает решение по возникшему по поводу перераспределения земель вопросу;
    • Кадастровый инженер выполняет все необходимые работы по межеванию территории: производит геодезическую съемку и оформляет результаты в виде межевого дела, согласующегося с общим планом кадастра;
    • Полученные в ходе перераспределения участки проходят процедуру регистрации в Росреестре. Это означает, что созданным владениям присваивается собственный номер кадастра, площади заносятся в ГКН, оформляется протокол, где указывается факт образования новых землевладений, их собственникам выдается кадастровый паспорт;
    • В последнюю очередь производится оформления участков земель в собственность каждого из граждан, принимающих участие в данной процедуре.

    В различных этапах перераспределения принимают участие собственники владений, работники геодезических организаций и должностные лица, работающие в Росреестре. Данная процедура, как и другие подобные мероприятия по образованию новых владений, занимает некоторое количество времени – примерно 2 месяца.

    Заявление о перераспределении земельных участков

    Ходатайство является документом, который выступает основой проведения запланированной процедуры. Оно заполняется по соответствующему образцу, который можно получить в органах власти.

    Заявление содержит в себе следующую информацию:

    • Название органа власти, уполномоченного принимать решения по данным вопросам, куда подается прошение и прилагаемые к нему бумаги;
    • Информация о гражданине, подавшем запрос, и об основаниях, которые дают ему право принимать решения по поводу проведения запланированного мероприятие – о праве собственности;
    • Сведения о землевладении, участвующем в перераспределении;
    • Основания, по которым возникла необходимость в проведении перераспределения. При необходимости нужно также предоставить расшифровку причин;
    • Перечень бумаг, подаваемых вместе с прошением (документы кадастрового учета, свидетельства, на основании которых владелец обладает правом собственности, бумаги, которые помогут удостовериться в необходимости проведения подобной процедуры);
    • Подпись лица, оставившего ходатайство и дата его написания. Если подача документа производится доверенным лицом владельца, то он обязан предоставить данные документа, подтверждающий его полномочия в решении подобных вопросов, которыми наделил его собственник.

    Документы для перераспределения земельных участков

    Чтобы начать запланированное перераспределение, соберите комплект бумаг:

    • Паспорта собственников землевладений;
    • Соглашение, заключенное участниками планируемого мероприятия;
    • Ходатайство в органы Росреестра, указывающие на необходимость перераспределения;
    • Документы технического плана на все занятые в перераспределении владения;
    • Свидетельства, подтверждающие установление права владения;
    • По требованию сотрудников Кадастровой палаты в список могут быть включены и другие бумаги.

    Стоимость перераспределения земельных участков

    Чтобы иметь представление о полной стоимости процедуры, необходимо учитывать, что она состоит из некоторого количества составляющих:

    • Стоимость земель, которые будут присоединены. Денежная сумма, которую необходимо будет внести, зависит от непосредственного собственника участка – им может быть как государство, так и частное лицо. В последнем случае за основу будет взята рыночная цена участка, а при присоединении федеральной земли, величина взноса будет рассчитана исходя из стоимости, прописанной в кадастре;
    • Оплата работы сотрудника геодезической фирмы и стоимость межевания новообразованных земель. Придется заплатить примерно 15-50 тысяч рублей – денежная сумма напрямую зависит от субъекта РФ, где находятся перераспределяемые территории;
    • Государственная пошлина, которая взимается как за снятие земель с учета (2 тыс. р.), так и за регистрацию новых землевладений (2 тыс. рублей собственника-гражданина и 22 –с организации).

    Что делать после получения схемы перераспределения земельных участков

    После формирования нового плана землевладений и регистрации всех изменений в органах кадастра, зарегистрируйте получившийся участок в собственность. Данную процедуру проводит Росреестр, который принимает ответствующие заявления от граждан, проводящих перераспределение земель. К ходатайству прикрепляются в виде приложения документы, которые отображают внесенные изменения, а также бумаги, удостоверяющие в наличии права собственности на землю, соглашение участников процедуры перераспределения и заключение должностного лица, проводящего землеустроительные работы.

    Цель перераспределения – формирования удобного для использования владения, и иногда для этого требуется произвести присоединение смежных территорий.

    Но все требования к проведению процедуры четко определены законами РФ, и возможность получения отказа в ее реализации крайне мала. Однако если все же получен неудовлетворительный ответ, устраните нарушения, которые послужили основанием для отказа и подавайте ходатайство снова.

    Отказ в перераспределении земельных участков

    Обычно отказать в перераспределении могут по следующим причинам:

    • Владелец одного из участков не дал своего разрешения на процедуру;
    • На земли, которые планируется использовать при перераспределении, имеют свои планы муниципалитет или государство;
    • На территории имеются постройки, находящиеся в собственности муниципальных или государственных органов власти;
    • В данном месте ограничен землеоборот;
    • Земли подлежат передаче физическому или юридическому лицу, имеющему приоритетное право на их получение и воспользовавшемуся им;
    • При присоединении территории площадь участка превысит максимально разрешенную.

    Составить соответствующее ходатайство владелец участка, в отношении которого запланировано перераспределение может только в том случае, если нарушения, повлекшие отказ, были устранены.

    Пример перераспределения земельных участков между двумя собственниками

    Две женщины, которые являются владельцами смежных территорий – Анна и Дарья, подали запрос в геодезическую фирму на проведение работ по межеванию и геосъемке на своих участках. При этом окончательная цель – перераспределение земель – нигде упомянута не была. Заплатив необходимую денежную сумму и получив на руки результаты работ, женщины подали запрос в Ростреестр, содержащий просьбу о регистрации земель.

    По прошествии некоторого времени Дарья и Анна получают отказ. Основанием для него явился тот факт, что вновь образованные владения не соответствовали требованиям, предъявляемым земельным законодательством и нормам локальных законодательных актов (городских).

    Нарушения выражалось в том, что владение Дарьи в результате проведенной процедуры уменьшилось и перестало соответствовать размерам, которые по закону должен иметь участок, где располагается жилое строение – 0,6 гектара.

    Поле получения отказа, соседки подали запрос в организацию, занимающуюся межеванием, где содержалась просьба о повторном проведении землеустроительных работ или возврате уплаченных за них денежных средств. Сотрудники пошли навстречу женщинам и провели межевание заново, уже с учетом новых требований. По прошествии двух месяцев обе соседки получили новые документы на землю.

    Перераспределение земельных участков — это определение, относящееся к изменениям границ наделов. Его проводят при объединении участков, изменении их размеров, разделении на несколько собственников. Мы расскажем, что это такое, как провести процедуру и какие особенности в ней есть.

    Перераспределение земельных участков — изменение границ смежных наделов с согласия двух собственников, с установлением новых границ. Процедура регламентируется статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон о перераспределении земельных участков определяет упрощенную процедуру — достаточно заключить соглашение между собственниками смежных наделов и зарегистрировать сделку в местном муниципальном органе, а также поставить новые участки на кадастровый учет.

    Согласно классификации, предложенной законодательством, есть три типа возможных изменений границ — с участием собственников:

    📍 Юридических и физических лиц. В этом случае нужно заключить соглашение между собственниками наделов и получить разрешение государственных органов.

    📍 Муниципальных структур. Этот тип сделок используют только для передачи надела от одного государственного учреждения к другому.

    📍 Муниципальных структур и физических лиц. Здесь действует особо жесткий регламент размежевания, а к наделам предъявляется ряд дополнительных требований. Это — исключение из правил, мы расскажем о нем ниже.

    ФЗ №344 от 03.07.2016 года внес ряд изменений в регламент процедуры. Основные нововведения:

    📎 Все решения по территориям сельских поселений принимаются на уровне местных органов самоуправления.

    📎 Если при корректировке границ используются земли сельских поселений, нужно обратиться в администрацию района, к которому территориально относится надел.

    📎 С момента перераспределения границ все полномочия по использованию наделов переходят к их владельцам.

    Законодательство предусматривает четкие основания, при которых возможно перераспределение границ земельного участка с изменением площади.

    Исключение ломаных границ

    Ломаные границы доставляют неудобство собственникам надела и государственным органам. В этом случае происходит перераспределение с сохранением первоначальной ширины участка и выравниваем ломаных границ.

    Перераспределение проводят по программе развития территории, в том числе с землями с недвижимостью или под застройку. Собственники перераспределяют наделы для удобного расположения границ и выполнения требований к строительству дома.

    Перераспределение наделов в кооперативе

    Чаще всего перераспределение проходит по причине определения четких смежных границ или урегулирования требований и пожеланий владельцев участков ЛПХ, ИЖС.

    Вмешательство строительных мероприятий, федеральных программ.

    Перераспределение происходит в случае, если в наделах будут проходить строительные работы по федеральным программам — например, прокладка железной дороги, строительство моста, образование водоема.

    Частные случаи перераспределения наделов включает в себя другие основания. Собственники могут провести процедуру:

    🔹 при объединении нескольких участков, расположенных по соседству, в один надел;

    🔹 по решению суда, в случае споров по границам земельных участков;

    🔹 при необходимости прокладки коммуникаций по нескольким смежным наделам;

    🔹 для соблюдения требований к строительству жилой и нежилой недвижимости;

    🔹 при разграничении участков между несколькими собственниками;

    🔹 при продаже доли земельного участка, разделяя его на несколько отдельных наделов.

    Перераспределение земельных участков между двумя собственниками, одним или несколькими владельцами по статье 11.7 Земельного кодекса доступно только физическим или юридическим лицам. Причем юридические лица могут согласовывать процедуру с физическими и наоборот, юридические лица могут перераспределять наделы с юрлицами, физические — с физическими.

    Но в документе есть исключения, согласно которым в сделке может участвовать муниципалитет. Это:

    🔻 Образование новых наделов для капитального строительства по статье 49 Земельного кодекса. В этом случае муниципалитет выделяет участки собственникам — чаще всего физическим лицам.

    🔻 Перераспределение в рамках Градостроительного кодекса с обязательным развитием территории. В этом случае изменяют границы участков, собственниками которых являются юридические/физические лица и муниципалитет. Участки, которые остались в собственности государства, облагораживают — например, прокладывают асфальтированную дорогу.

    Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, обязано соответствовать ряду требований. Процедуру можно провести, если она соответствует следующим условиям:

    ✅ Наделы должны располагаться по соседству, то есть соприкасаться хотя бы в одной точке, в идеале — иметь одну или несколько общих границ.

    ✅ На земельных участках не должно быть ограничений, арестов, обременений — например, при невыплаченной ипотеке.

    ✅ Владельцы смежных земель, перераспределение которых будет происходить, согласны со всеми условиями сделки.

    ✅ Все собственники земельного участка, в том числе супруг владельца, согласны с перераспределением.

    ✅ Участки, которые участвуют в перераспределении, имеют одинаковое назначение — например, ИЖС.

    ✅ Наделы расположены в одной территориальной зоне.

    ✅ На наделах, перераспределение которых будет происходить, выполнено межевание, и собственники имеют все необходимые документы.

    ✅ Собственники земельных участков предоставили в Росреестр весь пакет документов, составили заявление и оплатили услуги кадастрового инженера.

    ✅ Процедура не будет затрагивать интересы третьих лиц — собственников других участков, граничащих с вашим.

    Если хоть одно из условий не выполнено, государственный орган откажет в проведении перераспределения.

    Например: Петя хочет провести перераспределение наделов с соседом, но он — собственник ½ участка. Жена Пети против. Государство откажет в процедуре, потому что не получило согласие всех собственников недвижимости.

    Если вы хотите провести перераспределение, обязательно предварительно договоритесь с владельцем соседнего участка, который тоже будет участвовать в процедуре. Если не знаете, кому принадлежит надел, запросите выписку из органов государственной регистрации одним из следующих способов:

    🔖 Получите данные из Публичной кадастровой карты Росреестра

    🔖 Закажите выписку из ЕГРН онлайн, на сайте Росреестра

    🔖 Закажите выписку в местном отделении Росреестра или через МФЦ

    Получение выписки из государственного реестра облагается пошлиной. Ее размер отличается в зависимости от сведений, которые вы хотите получить. Оплачивать пошлину рекомендуем заранее, если подаете заявление лично, или после подачи заявки, если обращаетесь в Росреестр онлайн.

    Заключите соглашение

    Встретьтесь с собственником соседнего участка, который тоже будет участвовать в перераспределении. Договоритесь об условиях изменения границ и зафиксируйте их в соглашении. Укажите в документе:

    🚩 Информацию о собственниках перераспределяемой недвижимости — фамилию, имя, отчество, серию, номер, дату и место выдачи паспорта гражданина РФ. Если второй собственник — юридическое лицо, укажите учредителей, название организации, данные правоустанавливающих документов.

    🚩 Информацию обо всех наделах, которые будут участвовать в перераспределении. Укажите номер кадастрового паспорта, площадь надела, вид участка, сведения о правоустанавливающих документах и свидетельств права собственности.

    🚩 Данные об основаниях процедуры. Укажите, на каких основаниях хотите провести перераспределение границ.

    В конце документа обязательно поставьте дату и подписи всех сторон сделки с расшифровкой. Также укажите согласие всех собственников участков со сделкой, если один из наделов находится в долевой собственности.

    Соберите пакет документов

    После заключения соглашения проверьте, все ли документы на месте. Для регистрации сделки в государственных органах вам понадобятся:

    📋 Схема участка — ее нужно взять в местных органах самоуправления, в отделе по земельным делам.

    📋 Кадастровый паспорт.

    📋 Документы, подтверждающие право собственности — выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, договор дарения или другие.

    📋 Документация на постройки, расположенные на участки — например, план жилого дома.

    Приложите заключенное ранее соглашение с собственником другого участка. Каждый собственник, участвующий в сделке, должен предоставить полный пакет документов. Если какой-то собственник действует через посредника, он должен иметь нотариально заверенную доверенность на осуществление подобной сделки с недвижимостью.

    Внимание! В государственные органы нужно предоставлять оригиналы документов. Если не хотите или не можете предоставить оригиналы, предъявите копии. Если при подаче документов не возьмете с собой оригиналы, копии должны быть нотариально заверены.

    Подготовьте заявление

    Соберите необходимый пакет документов и составьте заявление на образование земельного участка путем перераспределения либо изменение границ участков. Укажите в нем:

    📒 Данные заявителя — фамилию, имя, отчество, место проживания и данные паспорта.

    📒 Кадастровые номера участков, границы которых будут перераспределены.

    📒 Данные проекта межевого дела на все наделы, которые участвуют в процедуре.

    📒 Список документов, который прилагается к заявлению.

    Подайте заявление вместе с собранным ранее пакетом документов в местный орган управления. Срок рассмотрения заявления — не больше месяца.

    Пригласите кадастрового инженера

    Обратитесь в государственные органы, к геодезическим компаниям или частным кадастровым инженером. Обязательно проверьте, есть ли у компании лицензия на осуществление подобной деятельности и есть ли сведения о частном специалисте в федеральном списке на официальном сайте Росреестра.

    Кадастровый инженер должен провести целый ряд работ и выдать план с утвержденными изменениями границ. Стоимость его услуг отличается в зависимости от региона, репутации специалиста, объема работ. В среднем она составляет 15 000–50 000 рублей.

    Получите постановление

    Обратитесь с планом, полученным от кадастрового инженера, в местный орган самоуправления и получите разрешение — постановление — на перераспределение. В постановлении будут указаны данные участков, в границы которых внесены изменения, данные о их собственниках и другая информация. Документ понадобится для регистрации наделов с обновленными данными в государственных органах.

    Обратитесь в Росреестр

    Возьмите с собой пакет документов:

    📁 план с утвержденными изменениями границ земельных участков, полученный от кадастрового инженера;

    📁 постановление о перераспределении земельных участков, полученное в местном органе управления;

    📁 свидетельства о праве собственности на наделы и документы на земельные участки.

    Оплатите государственную пошлину за перерегистрацию наделов и внесение изменений в сведения. Для физических лиц она составляет 2 000 рублей, для юридических — 22 000 рублей. Пошлину должны оплачивать оба участника сделки — собственники наделов.

    Напишите заявление о внесении изменений в сведения, передайте специалисту Росреестра оригиналы или нотариально заверенные копии документов. Следите, чтобы в документах не было помарок, ошибок, исправлений, иначе такие документы не примут к рассмотрению.

    Получите документы

    Сроки внесения изменений и выдачи новых документов могут отличаться в каждом регионе, в среднем они составляют 1–2 недели. За это время государственный орган:

    📌 сформирует протокол об образовании новых земельных наделов;

    📌 присвоит индивидуальные номера каждому вновь образованному участку;

    📌 оформит кадастровый паспорт на каждый надел;

    📌 поставит земельные участки на учет в ЕГРН, внесет изменения;

    📌 оформит выписку из ЕГРН.

    Выписка из ЕГРН с печатью и подписью сотрудника Росреестра послужит документом, который подтверждает право собственности. Остальные бумаги — кадастровый паспорт — понадобятся при любых сделках с недвижимостью в дальнейшем.

    Срок проведения сделки может отличаться в каждом регионе. В среднем он превышает 2 месяца. Если органы Росреестра или местного самоуправления намеренно «затягивают» проведение процедуры или отказывают в перераспределении без видимых причин, обратитесь в суд.

    Закон о перераспределении земельных участков гласит, что в случае с расширением границ надела процедура проходит на возмездной основе. Выгодоприобретатель — тот, надел которого в результате увеличивается, чаще всего это заявитель — должен заплатить за полученную землю. Сумма оплаты рассчитывается по следующей формуле:

    📱 15% от кадастровой стоимости прирезаемого земельного участка, если размеры вашего надела не выходят за установленные государством нормативы;

    📱 100% кадастровой стоимости, если размер вашего надела выше норматива, установленного государством, более, чем на 10%.

    Чаще всего оплату требуют при перераспределении двух участков — муниципалитетного и частного. В этом случае физическое лицо, если он инициировал процедуру, платит государству. Если сделка проходит между физическими лицами, инициатор платит государству пошлину, второму участнику сделки — сумму, оговоренную заранее.

    Порядок перераспределения земельных участков без изменения площади не предусматривает оплаты. Если участок не увеличивается, нужно будет заплатить только государственную пошлину.

    Государственные органы могут законно отказать в проведении процедуры. Основные основания для отказа:

    🔹 Один из собственников участка, участвующего в сделке, не согласен с перераспределением, или с процедурой не согласен собственник одного из наделов.

    🔹 На наделе, который хотят перераспределить, есть здания, которые принадлежат органу местной власти или государству.

    🔹 В отношении участков установлены ограничения — например, наложен арест или обременение.

    🔹 Надел имеет муниципальную, государственную бронь или выставлен на аукцион.

    🔹 Земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче третьим лицам по приоритетному праву.

    🔹 В результате процедуры будет превышен максимально допустимый размер участка.

    🔹 Надел относится к категории земель с ограниченным оборотом либо назначения участков не совпадают.

    🔹 Заявитель не предоставил полного пакета документов либо сведения в них неверны.

    🔹 В результате процедуры будут изменены границы участков третьих лиц, которые не давали согласия на перераспределение.

    🔹 Границы участков не соприкасаются друг с другом, либо наделы находятся в разных территориальных зонах.

    Если заявитель устранит суть претензий — например, проведет межевание или снимет обременение с надела — он сможет снова обратиться в местный орган управления с заявлением.

    Перераспределение позволяет изменить параметры наделов по упрощенной схеме — например, сделать так, чтобы из двух получилось три, или один участок увеличился, а другой — уменьшился. У процедуры есть множество тонкостей и нюансов: лучше обратиться к профессионалам, чтобы ускорить процесс и избежать фатальных ошибок.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: