Как принимается решение о предоставлении гражданину жилплощади в 2020 году

Не все граждане нашей страны могут себе позволить купить квартиру. Или даже взять ее в ипотеку. Для тех, кто этого сделать не может государство предоставляет социальное жилье. Однако поскольку желающих много, а жилья явно мало, действует определенный порядок предоставления социального жилья. В чем же он заключается?

Шаг первый: Встаем в очередь на получение социального жилья

Очередность в получении жилья была всегда. Еще с советских времен люди годами стояли в таких очередях. В настоящее время ситуация не сильно отличается и рассчитывать на быстрое получение квартиры могут только льготные категории граждан. Благодаря тому, что с 2010 года работает государственная Жилищная программа, фонд социального жилья растет и смысл постоять за ним в очереди все же есть.

Итак, для начала надо определить свой статус. К льготным категориям граждан, которым в первую очередь положено социальное жилье, относятся:

— Ветераны ВОВ и труда, инвалиды войны;

— Участники боевых действий в современных горячих точках;

— Дети оставшиеся без попечения родителей, выпускники детских домов и интернатов;

— Инвалиды детства и лица, имеющие инвалидность нерабочей группы;

— Семьи, утратившие жилье по независящим от них обстоятельствам, в результате стихийных бедствий;

— Служащие силовых структур, уволенные в запас по выслуге лет;

— Иные категории граждан, в соответствии с региональными нормами.

Так, могут претендовать на льготы многодетные семьи, семьи, потерявшие кормильца при исполнении служебных обязанностей и другие.

Все остальные граждане попадают в общую очередь на получение социального жилья. Однако для этого им придется доказать свое право на его получение. Социальное жилье положено только тем, кто относится к малоимущим слоям населения.  Малоимущими гражданами может признать только орган местного самоуправления в порядке, установленном по этому поводу законом субъекта РФ. Основным критерием для отнесения к этой категории является уровень дохода. Он определяется в целом по семье, из расчета минимального прожиточного минимума, приходящегося на каждого члена семьи, в зависимости от его возраста и социального статуса. Такой минимальный прожиточный минимум рассчитывается каждый квартал на федеральном и региональном уровнях. Он отличается у детей, трудоспособного населения и пенсионеров. Кроме того, играет роль стоимость имущества, которое находится в собственности всех членов семьи и подлежит налогообложению.

Надо сказать, что при определении доходов семьи, подлежат включению абсолютно все, включая пенсии и пособия. При этом доход определяется в том размере, в котором он был начислен, а не в том, в котором был фактически получен, за минусом налога на доходы физических лиц. Доходы сравниваются с региональным прожиточным минимумом. И, если у семьи в собственности есть дорогой автомобиль или загородный дом, ее никогда не признают малоимущей, даже несмотря на уровень доходов.

Кроме того, необходимо прожить 10 лет в одном городе и в течении 5 лет не допускать намеренного ухудшения жилищных условий. То есть не продавать квартиру или комнату, не прописывать в своем жилье других лиц, намеренно уменьшая количество квадратных метров на одного человека.

Важно понимать, что на муниципальное жилье могут рассчитывать только те категории граждан, которые указаны в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ. Им органы местного самоуправления могут предоставить жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. До вступления в силу этой нормы Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 года) на социальные жилые помещения могли претендовать не только малоимущие, но и другие категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Поэтому, те граждане, которые встали на очередь до этого момента, также имеют право на получение квартиры. Снять их с очереди возможно только в случае если основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, были полностью или частично утрачены.

В силу статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса

Российской Федерации

», с 1 марта 2005 года принятие граждан на учет с целью последующего предоставления им жилья по договорам социального найма в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ. Для постановки на очередь необходимо собрать и предоставить в муниципальный исполнительный орган власти все необходимые документы. К ним относятся справки о доходах на всех членов семьи, документы о праве на льготы, справки о существующих жилищных условиях и документы о владении недвижимым и движимым имуществом. После рассмотрения всех документов орган местного самоуправления принимает решение о постановке на очередь на социальное жилье или отказе в этом.

Шаг второй: Если очередь подошла к предоставлению социального жилья

Порядок предоставления социального жилья регулируется нормами статьи 49 Жилищного кодекса РФ. Поэтому, если подходит очередь на квартиру и планируется сдача объекта с социальным жильем или освобождение квартиры из старого жилого фонда, то гражданина должны вызвать в местный орган самоуправления. При этом у него опять могут потребовать документы, подтверждающие то, что он не утратил право на социальное жилье. Исключение составляют только те граждане, которые встали на жилищный учет до 1 марта 2005 года, когда действовали другие требования на право получения и порядок предоставления социального жилья.

Если выясняется, что гражданин перед постановкой на жилищный учет намеренно ухудшил свои жилищные условия или занизил доход, он лишается права получить квартиру и повторно может быть принят на учет, не ранее чем через пять лет. При этом он должен будет доказать свою принадлежность к малоимущим слоям населения. Изменения жилищных условий членов семьи гражданина, стоящего на жилищном учете, не влечет за собой изменений в его статусе, как нуждающегося в жилье.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ определяется Федеральными законами, указами Президента

Российской Федерации

, за также законами субъектов

Российской Федерации

. В первую очередь данные нормативные акты регулируют нормы предоставления социального жилья. При этом, учетной нормой площади жилья является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого и определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения. Учетную норму устанавливают органы местного самоуправления. Ее размер не может превышать размер нормы предоставления, который был установлен данным органом.

По договору социального найма жилое помещение должно быть предоставлено гражданам по месту их постоянного жительства (в границах населенного пункта, где они постоянно проживают), при этом общая площадь на одного человека не должна быть менее нормы предоставления (обычно от 16 до 18 кв. метров).

Если проверка документов показала, что гражданин по-прежнему имеет право на предоставление социального жилья, то с ним заключается договор социального найма. В зависимости от обстоятельств, он может быть, как бессрочным, так и заключенным на определенный срок. При этом будущего нанимателя квартиры знакомят со всеми правилами пользования социальным жильем. После подписания договора наниматель получает ордер и может заселяться.

Читайте также:

 Кто имеет право встать в очередь на квартиру? 

Доклад о массовом необоснованном снятии с жилищного учета жителей города Москвы от 12 Августа 2020
Электронная версия

Пунктом 4 поручения Президента

Российской Федерации

от 2 декабря 2020 г. № Пр-2783 Генеральной прокуратуре

Российской Федерации

поручено провести проверку правомерности снятия граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания в г.Москве, с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в период с 2012 по 2020 год.

В мае 2020 г. Советом при Президенте

Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека совместно с Минстроем России создана рабочая группа

по реализации права граждан на доступное жилье

(далее – Рабочая группа).

В связи с многочисленными жалобами граждан и общественных организаций Рабочей группой проведен правовой анализ практики снятия с жилищного учета жителей города Москвы, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в предоставлении жилых помещений), и выявлены массовые нарушения закона и прав москвичей со стороны Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (далее — Департамент), во многих случаях необоснованно снимающего граждан с жилищного учета без предоставления жилья либо субсидии на его приобретение.

Даже после признания незаконности указанных действий судами (в т.ч. решениями Верховного Суда

Российской Федерации

), должностные лица Департамента продолжают их совершать и не несут за это никакой ответственности.

На данную проблему обращали внимание Уполномоченный по правам человека в г. Москве в своих докладах о соблюдении прав человека и гражданина за 2012 и 2013 гг. и Совет при Президенте

Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания от 19 июля 2013 г. на тему «Защита прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях», но надлежащих мер принято не было.

Анализ статистических данных Департамента за последние два года свидетельствует о почти двукратном сокращении семей очередников, обеспеченных жильем (соответственно 8958 семей в 2012 г. и 4932 семьи в 2013 г.), а также значительном росте количества граждан, снятых с жилищного учета в связи с признанием их «не нуждающимися» в предоставлении жилья (2316 семей в 2012 г. и 3388 семей в 2013 г.).

Рабочая группа обеспокоена тем, что при сохранении подобной тенденции уже в текущем году количество москвичей, снятых с жилищного учета без предоставления жилья, жилищные условия которых не улучшились, может превысить число получивших муниципальное жилье либо субсидии на его приобретение.

Наиболее распространенные основания необоснованного снятия очередников с жилищного учета либо отказа в предоставлении субсидии за счет средств бюджета г. Москвы на приобретение жилья сводятся к следующим:

— ошибочность вывода об утрате оснований, дающих право на получение жилья по договору социального найма;

— наличие в пользовании или собственности члена семьи жилого помещения, на которое не имеют самостоятельного права пользования остальные члены семьи — очередники;

— наличие у члена семьи деревенского, дачного либо садового дома, не отвечающего стандартам благоустройства жилых помещений в г. Москве, в т.ч. непригодного для проживания;

— при передаче бывших ведомственных общежитий в муниципальную собственность в состав комнат нанимателей включаются площади внутриподъездных нежилых помещений мест общего пользования;

— расторжение брака в случае, если жилищные условия очередников не улучшились, и одновременно не возникли основания принятия на жилищный учет бывшего члена семьи, не состоявшего на данном учете

— и др.

Подробнее:

1. Ошибочность вывода об утрате оснований, дающих право на получение жилья по договору социального найма

Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее – Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29) жители города Москвы снимаются с жилищного учета:

— при изменении жилищных условий граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений (принятые на жилищный учет до марта 2005 г.);

— при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования гражданами, признанными нуждающимися в жилых помещениях (принятые на жилищный учет после 1 марта 2005 г.).

а) незаконность снятия с жилищного учета очередников, принятых на жилищный учет до марта 2005 г.

Департамент неправомерно снимает с жилищного учета очередников, принятых на него до марта 2005 г., по основаниям, предусмотренным Законом г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса

Российской Федерации

» (далее – Вводный закон к ЖК РФ) очередники, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., могут быть сняты с него лишь в случае получения жилья по договору социального найма по норме предоставления, а также при утрате ранее вышеназванной даты оснований, дававших право на получение жилья по договору социального найма.

Очередники, принятые на жилищный учет до 1 марта 2005 г., подлежат снятию с жилищного учета только по основаниям, перечисленным в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, и к ним не применяется принятый позднее Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29.

Действовавшее до 1 марта 2005 г. законодательство не связывало постановку граждан на жилищный учет с их имущественной обеспеченностью. Учитывалось лишь проживание в жилье площадью менее учетной нормы, а проживающие в общежитиях принимались на жилищный учет независимо от площади занимаемого жилого помещения.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 1 декабря 2009 г. № 1549-О-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Вводного закона к Жилищному кодексу РФ, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Вводного закона к ЖК РФ не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 г. принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (с 2005 г. также учитывается имущественная обеспеченность).

Неприменением указанных норм права Департамент игнорирует правовую позицию, изложенную в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2013 г. № 5-кг13-99 и от 18 февраля 2020 г. № 5-кг13-137 (ответчиком в делах по которым был Департамент), согласно которой:

— при решении вопроса об обеспеченности жильем подлежат применению нормы законодательства, действующие в период принятия на учет;

— если существовавших до введения в действие Жилищного кодекса РФ оснований состоять на жилищном учете семья не утратила, то правовые основания снятия ее с жилищного учета отсутствуют.

Так, уже после опубликования указанных определений Верховного Суда РФ Департамент снял с жилищного учета:

— 16 декабря 2013 г. семью М. Ф.М., Г.Н., Н.К., И.Н. (решением Пресненского районного суда г. Москвы от 4 июня 2020 г. восстановлена на жилищном учете);

— 28 января 2020 г. семью З. Т.В., К.В., А.В. (решением Бутырского районного суда г. Москвы от 2 июля 2020 г. восстановлена на жилищном учете);

— и др.

Рабочая группа обращает внимание Генеральной прокуратуры

Российской Федерации

и на неиспользование судами предоставленных полномочий по предотвращению дальнейших аналогичных нарушений прав. При выявлении многочисленных случаев нарушения законности по спорам указанной категории суды ни разу не выносили частных определений в адрес Департамента или Правительства Москвы как собственника жилищного фонда (ст. 226 Гражданского процессуального кодекса РФ).

б) незаконность снятия с жилищного учета очередников, принятых на жилищный учет после 1 марта 2005 г.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

Департамент ошибочно распространяет названную норму к отношениям об утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, т.к. по своему буквальному толкованию она применяется только при постановке на жилищный учет.

По изложенным основаниям решением Пресненского районного суда г. Москвы от 20 мая 2020 г. по делу № 2-3254/2020 признано незаконным снятие с жилищного учета семьи А. Р.Д. и А.А.

  1. Наличие в пользовании или собственности члена семьи – не очередника жилого помещения, на которое не имеют самостоятельного права пользования остальные члены семьи — очередники

Рабочая группа отмечает, что во многих случаях Департамент незаконно включает в обеспеченность семьи очередников жилье, находящееся в собственности лиц, не являющихся очередниками.

В частности, во многих случаях учитывается жилье супруга, приобретенное им до брака, при том, что супруг не является очередником в составе данной семьи. Нередко учитывается даже жилье родственника члена семьи (как правило, родственника супруга, где он зарегистрирован по месту жительства), который не является ни очередником, ни членом семьи очередников. В данных случаях никто из членов семьи очередников не имеет самостоятельного права на данное жилье, в связи с чем оно не должно учитываться в составе их имущественной обеспеченности. Не говоря уже о том, что вступление кого-либо в брак само по себе не улучшает жилищные условия остальных очередников — членов семьи.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 января 2020 г. № 5-кг13-134 отменено определение судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 24 января 2013 г., которым отказано в признании незаконным распоряжения Департамента, снявшего с жилищного учета семью очередников М.–П.-Р., части которой (2 человека) было предоставлено другое жилое помещение, а за другими (5 человек) Департамент сохранил право пользования ранее занимаемым жильем — двумя комнатами в коммунальной квартире. Суд пришел к выводу, что предоставление жилья одной части семьи очередников не может улучшить жилищные условия другой ее части, т.к. последние не приобретают самостоятельного права пользования предоставляемым жильем и в него не вселяются. Также суд подтвердил незаконность учета Департаментом жилья супруги одного из членов этой семьи.

Аналогичные решения о незаконности учета жилья одного из членов семьи (в т.ч. бывшего), на которое не имеют самостоятельного права другие члены семьи, в отношении Департамента выносились:

— 19 июля 2013 г. Пресненским районным судом г. Москвы по делу А.В.Н. и Ж.И.В. и Н.А. № 2-4212/2013;

— 17 декабря 2013 г. Тушинским районным судом г. Москвы по делу Ш.Л.С. и Д.О.И. № 2-6293/2013;

— 13 марта 2020 г. Пресненским районным судом г. Москвы по делу Д.Е.Н. № 2-1883/2020;

— 18 апреля 2020 г. Пресненским районным судом г. Москвы по делу П.В.Ф. № 2-3179/2020;

— и др.

Вопреки многочисленным судебным решениям о незаконности подобных действий, Департамент до настоящего времени продолжает снимать москвичей с жилищного учета по изложенным основаниям.

  1. Наличие у члена семьи деревенского, дачного либо садового дома, не отвечающего стандартам благоустройства жилых помещений в г. Москве, в т.ч. непригодного для проживания

При рассмотрении вопроса обеспеченности жилым помещением в целях снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях подлежат учету только те жилые помещения, которые соответствуют стандартам благоустройства в г. Москве.

Между тем, в ряде случаев Департамент неправомерно снимает москвичей с жилищного учета при наличии у семьи в собственности дачного либо садового дома, не являющегося жилым помещением (ч. 2 ст. 15, ст. 16 Жилищного кодекса РФ) или непригодного для постоянного проживания деревенского дома (в т.ч. в связи с отсутствием одного или более видов удобств).

Так, решением Симоновского районного суда г. Москвы от 14 июня 2013 г. по делу № 2-2668/2013 признано незаконным распоряжение Департамента о снятии с жилищного учета семьи С.Л.И., Л.В., В.В. и С.В., в связи с незаконностью учета непригодного для проживания пустующего жилого дома в сельской местности, унаследованного одним из членов семьи.

Деревенские дома, в свою очередь, учитываются без оценки возможности проживания в них, нередко не принимаются во внимание решения органов местного самоуправления о непригодности пустующего дома для проживания.

Кроме того, не учитывается, что деревенские дома, как правило, переходят в собственность в порядке наследования (т.е. по безвозмездной сделке), и ни другой супруг, ни остальные члены семьи – очередники не имеют самостоятельного права пользования данным домом. При таких обстоятельствах очевидно, что жилищные условия семьи очередников не улучшены.

В целях недопущения нарушения прав граждан учетом непригодных для проживания дачных и садовых строений, Рабочая группа поддерживает предложение Уполномоченного по правам человека в г. Москве А.Музыкантского, изложенное в Докладе о деятельности Уполномоченного в 2013 г., о целесообразности при решении Департаментом вопроса о снятии с жилищного учета граждан в связи с наличием у них в собственности строения, расположенного на садоводческих и дачных участках, информировать граждан о наличии возможности проведения обследования указанного строения в целях признания его жилым (нежилым), пригодным (непригодным) для проживания, и до снятия с жилищного учета предоставлять гражданам возможность в течение определенного срока обратиться по указанному вопросу в органы местного самоуправления.

Рабочая группа считает возможным распространить данный подход и на деревенские дома.

  1. При передаче бывших ведомственных общежитий в муниципальную собственность включение нанимателям комнат площадей внутриподъездных нежилых помещений мест общего пользования

При переводе общежитий коридорного типа покомнатного заселения в жилищный фонд социального использования целые этажи преобразуются в коммунальные квартиры (по 20 – 60 комнат). После этого каждой комнате рассчитывается доля в праве на места общего пользования (нежилые помещения: внутриподъездный коридор, лифтовые холлы, кухни, санузлы и др.), и лишь на помещения увеличенной площади Департамент заключает договоры социального найма. После этого многие граждане рассматриваются как «обеспеченные» жилым помещением по 18 кв. м на члена семьи и снимаются с жилищного учета. Причем даже при своем отказе от заключения договора социального найма на несуществующее помещение.

Таким образом, вместо расселения домов коридорной планировки и их использования под административные здания, Департамент и ГУП МосгорБТИ превратили их в коммунальные дома, лишив многих жителей единственной многолетней надежды улучшить жилищные условия.

Так, в доме — корп. — по ул. Речников г. Москвы на 2 этаже в комнате № — (10) площадью 23,1 кв. м с 1986 г. проживает Е.Н.В., вселенная как работник МГТС. После включения мест общего пользования в площадь занимаемых жилых помещений комната заявителя стала расположена в восьмикомнатном помещении № IV и ее площадь (площадь жилого помещения) увеличилась до 53,4 кв. м, т.е. более чем в два раза (+ 30,3 кв. м).

В площадь жилого помещения в этой вновь образованной коммунальной квартире помимо внутриподъездного коридора и лифтовых холлов площадью 73 кв. м вошли две расположенные на этаже библиотеки, два медпункта, читальный зал, комната для занятий и кружковая площадью от 15 до 49 кв. м каждая.

Несмотря на то, что гр. Е.Н.В. как и большинство жителей этого дома договор социального найма на внутриподъездные нежилые помещения не заключала, Департамент счел ее обеспеченной жильем по норме предоставления и своим распоряжением от 15 апреля 2013 г. снял с жилищного учета, на котором она стояла 17 лет.

Между тем, действия должностных лиц по переводу общежития в жилищный фонд социального использования не могут быть основанием снятия граждан с жилищного учет при том, что своих жилищных условий граждане фактически не улучшили. И тем более, при необеспеченности семьи жилым помещением по норме предоставления (т.е. проживании в том же самом помещении с момента вселения).

Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2013 г. № 5-кг13-99 и от 18 февраля 2020 г. № 5-кг13-137.

  1. Расторжение брака в случае, если жилищные условия очередников не улучшились, и одновременно не возникли основания принятия на жилищный учет бывшего члена семьи, не состоявшего на данном учете

Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 жители г. Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи г. Москвы. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака.

По смыслу приведенных норм при предоставлении жилых помещений по договору социального найма учитывается не сам факт расторжения брака как таковой, а факт ухудшения расторжением брака жилищных условий граждан, состоящих на жилищном учете.

Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы лишь в случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, способных привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение данных норм права должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Во многих случаях Департамент не учитывает, что законодательство связывает ухудшение жилищных условий не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях бывшего члена семьи, не состоящего на жилищном учете.

Так, по изложенным выше основаниям решением Чертановского районного суда г. Москвы от 9 января 2020 г. № 2-163/2020 установлена незаконность распоряжения Департамента об отказе в признании гр. М.А.А. нуждающимся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 марта 2020 г. по делу М.Н.В. № 5-кг14-3 выявлена незаконность формального вывода об ухудшении жилищных условий лишь фактом расторжения брака. Также подтверждена обязанность Департамента при решении вопросов о предоставлении бюджетной субсидии на приобретение жилого помещения либо снятия с жилищного учета выяснять изменение жилищных условий бывшей семьи в связи с расторжением брака.

Доклад одобрен на заседании Рабочей группы 18 декабря 2020 г.

Рабочая группа СПЧ

по реализации права граждан на доступное жилье

Кому возможно предоставление жилого помещения. Признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Постановка на учет в качестве нуждающегося. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения. Порядок предоставления жилых помещений.

В силу ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта

Российской Федерации

, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Из данного положения следует, что предоставление жилых помещений по договору социального найма возможно малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Основания признания малоимущего гражданина нуждающимся в жилом помещении установлены ст.51 ЖК РФ. В соответствии с указанной статьей гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством

Российской Федерации

федеральным органом исполнительной власти. Исходя из данной статьи, нуждающимися в жилых помещениях признаются: 1) граждане, не имеющие своего жилья, то есть не являющиеся нанимателями жилья по договору социального найма или не являющиеся собственниками жилого помещения, а также являющиеся членами семьи собственника жилого помещения; 2) граждане, имеющие свое жилье, но общая площадь такого жилого помещения составляет менее учетной нормы на каждого члена семьи. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.4 ст.50 ЖК РФ). В городе Курске учетная норма установлена в размере 12 кв.м. и менее на одного человека (Решение Курского городского Собрания от 04.05.2005 №108-3-РС «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения»); 3) граждане, проживающие в помещении, непригодном для проживания. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, основания и порядок признания такого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47. 4) граждане, являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. К таким заболеваниям, в частности, относятся: активные формы туберкулеза, злокачественные новообразования, хронические и затяжные психические расстройства, эпилепсия и другие. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378.

Что касается признания гражданина малоимущим, то порядок признания малоимущим определен Законом Курской области от 29.03.2008 №15-ЗКО «О порядке признания жителей Курской области малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».
В соответствии с п.1 ст.2 указанного Закона малоимущими гражданами признаются жители Курской области, имущественная обеспеченность которых, определенная в соответствии с настоящим Законом, меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи или одиноко проживающему гражданину для обеспечения их жилым помещением по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Поскольку предоставление жилых помещений возможно только гражданам, признанным малоимущими, то для признания гражданина малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, он должен обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением, в котором указываются сведения о составе своей семьи и нуждаемости в жилом помещении. Заявление подписывается всеми дееспособными членами семьи, проживающими с ним (в том числе временно отсутствующими).

Согласно ч.2 ст.8 Закона Курской области «О порядке признания жителей Курской области малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» с заявлением представляются следующие документы: 1) паспорт гражданина или иной документ, удостоверяющий его личность; 2) документы, подтверждающие состав семьи заявителя (свидетельство о рождении, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.); 3) документы, подтверждающие правовые основания владения заявителем и членами его семьи подлежащим налогообложению движимым и недвижимым имуществом на праве собственности; 4) документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи за календарный год, предшествующий месяцу обращения заявителя о признании малоимущим, которые учитываются при решении вопроса о признании гражданина малоимущим; 5) документы, подтверждающие данные о стоимости принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему заявителю налогооблагаемого имущества.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение о признании гражданина и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, или об отказе в этом. Указанное решение принимается не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления гражданином всех необходимых документов. О принятом решении уполномоченный орган сообщает гражданину в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия (ст.52 ЖК РФ).
Отказ в признании гражданина и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должен содержать причины отказа, и может быть обжалован гражданином в судебном порядке.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1 ст.57 ЖК РФ).

Частью 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: — гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; — гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, по площади должно быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения, которая устанавливается органом местного самоуправления. Решением Курского городского Собрания от 04.05.2005 №108-3-РС «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения» норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма, установлена в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

Несмотря на то, что Жилищным кодексом РФ не установлен максимальный срок, в течение которого должно быть осуществлено предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, такой срок установлен региональным законодательством.

Так, в силу ст.3 Закона Курской области «О порядке признания жителей Курской области малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ожидаемый срок предоставления жилья — период предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ожидаемый срок предоставления жилья устанавливается органом местного самоуправления поселения (городского округа) в зависимости от темпов обеспечения жилыми помещениями, представляемыми по договорам социального найма, жителей поселения (городского округа), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но не может быть более 12 лет. Решением Курского городского Собрания от 28.11.2008 №118-4-ОС «Об ожидаемом сроке предоставления жилья» предусмотрено, что ожидаемый срок предоставления жилья по договорам социального найма малоимущих граждан жителей города Курска, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, — 12 лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА:

  • Перепланировка квартиры (основания, согласование, разрешение)
  • Раздел лицевых счетов в квартире
  • Выселение из квартиры за неуплату коммунальных услуг (платежей)
  • Предварительный договор купли-продажи квартиры (недвижимости)
  • Покупка квартиры (Как купить квартиру)
  • Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Обжалование (отмена)
  • Продажа доли в квартире, преимущественное право выкупа
  • Залив квартиры
  • Вселение в квартиру собственником других лиц
  • Предоставление жилья взамен сносимого (социальный наем)
  • Принудительный выкуп доли в квартире одним собственником у другого собственника
  • Право пользования квартирой лицом, не участвовавшим в приватизации

26.06.2015

Адвокат города Саратова и Саратовской области, Боряев Андрей Александрович      оказывает квалифицированную юридическую помощь и услуги на профессиональной основе по жилищным делам, жилищным вопросам, жилищным спорам, получению жилья, жилищному кодексу, предоставлению жилья, выселению, расселению, нуждающимся в жилье, определения порядка пользования жильем, получению жилья молодыми семьями, а также другим вопросам связанным с жильем.

Жилищные вопросы относятся к категории сложных вопросов.

Поэтому, если у Вас возник такой вопрос, то лучше Вам  обратится к специалисту, так как самому разобраться подчас бывает не просто.   

В случае если у Вас возник вопрос Вы можете проконсультироваться у меня по телефону или согласовать время очной консультации, а также задать свой вопрос,  перейдя по ссылке  «задать свой вопрос адвокату».

Также могу оказать юридическую помощь дистанционно (удаленно), для чего пройдите по ссылке Моя помощь жителям других городов 

Адрес: Россия, г. Саратов, ул Чернышевского,  д. 60/62, оф. 509. 

Здание «Фрегат» напротив бассейна «Саратов», (район ледового дворца спорта «Кристалл», район Городского парка.) 

Телефон: +7 (8452) 32- 47- 97, в федеральном формате: +7 962-622-47-97

 E-mail: [email protected] 

Статья 57Жилищного коедкса РФ.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
2
. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) утратил силу с 1 января 2013 года
. — Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
5
. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
6
. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.
7
. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта

Российской Федерации

период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов

Российской Федерации

.

Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
1. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
2
. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Не стоит забывать, что в отдельных случаях имеется возможность реализовать свое право на первоочередное получение жилья. Данное право согласуется, если до 01 марта 2005 года вы имели право на первоочередное получение жилья и были приняты на соотвествующий учет.

Право на первоочередное получение жилья существовало у широко круга нуждающихся граждан, но мало об этом кто знал и понимал. Поэтому, если вы находитесь в очереди на получение жилья, вам не стоит об этом забывать. Если вы имели такое право, но не были поставлены (включены) в список первоочередников, вы имеете право в судебном порядке требовать внести вас в данный список. 

Лицам, которые пострадали от пожара, и если они имеют право быть принятыми на учет для получения жилья, имеется право на внеочередное получение жилья. Данная позиция выражена Конституционным Судом РФ » По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса

Российской Федерации

не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении».

ОБЗОР

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2010 ГОДА

Утвержден

Постановлением Президиума

Верховного Суда

Российской Федерации

от 16 июня 2010 года

(Извлечение)

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Вопрос 3. Имеют ли право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, до 1 января 2005 г.?

Ответ. В части первой ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в

Российской Федерации

» (далее — Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством

Российской Федерации

и законодательством субъектов

Российской Федерации

.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов

Российской Федерации

.

Вместе с тем в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса

Российской Федерации

(далее — ЖК) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса

Российской Федерации

. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом

Российской Федерации

, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса

Российской Федерации

«.

Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.

Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте

Российской Федерации

порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса

Российской Федерации

.

Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Вопрос 5. Гражданин был снят с регистрационного учета по месту жительства на основании вступившего в законную силу судебного постановления, которое впоследствии было отменено в установленном законом порядке с направлением дела на новое судебное рассмотрение. Подлежит ли он восстановлению на регистрационном учете по прежнему месту жительства в связи с отменой судебного постановления, послужившего основанием для снятия его с регистрационного учета?

Ответ. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится, в частности, на основании вступившего в законную силу решения суда (ст. 7 Закона

Российской Федерации

от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан

Российской Федерации

на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах

Российской Федерации

«, пп. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан

Российской Федерации

с регистрационного учета по месту жительства в пределах

Российской Федерации

и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 17 июля 1995 г. N 713).

Если судебное постановление, в связи с вступлением в силу которого гражданин был снят с регистрационного учета, впоследствии отменено в установленном законом порядке, то право быть зарегистрированным по прежнему месту жительства должно быть восстановлено. В этой связи подлежат отмене и принятые во исполнение ранее действовавшего судебного постановления акты органов Федеральной миграционной службы, на основании которых гражданин был снят с регистрационного учета по месту жительства.

После вступления в законную силу судебного акта, которым отменено постановление суда, послужившее основанием для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, гражданин должен быть восстановлен на регистрационном учете по прежнему месту жительства с даты его снятия. Вынесение отдельного судебного постановления для этого не требуется.

 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда

Российской Федерации

за третий квартал 2007 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007) (Извлечение)

Вопросы применения жилищного законодательства

Вопрос 3: Должен ли суд при удовлетворении требования гражданина о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди определять срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение, учитывая при этом наличие других внеочередников и время постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (действующим законодательством срок, в течение которого должно в этих случаях предоставляться жилое помещение, не определен)?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса

Российской Федерации

жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса

Российской Федерации

указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом 

Российской Федерации

право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса

Российской Федерации

жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки. 

Если у Вас имеются вопросы, вы можете задать их мне по телефону, на очной консультации или на сайте, воспользолвавшись кнопкой «задать вопрос адвокату».

С уважением,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: