В июне месяце 2022 года Госдумой принят, подписан Президентом Закон о выделении земли бесплатном, всем гражданам желающим и семьям, в любом свободном месте, которое они своею волей и Душою сами изберут! И будет предоставлена земля бесплатно в пользование на 5 лет, а после освоения её – бесплатно в собственность, навечно!
Теперь осталось только утвердить к Закону общему (ЗК РФ) Закон о Родовых поместьях! Закон, который право даст такую землю по новой, упрощённой процедуре, брать для создания Поместья! Не ЛПХ, не КФХ, не ИЖС, не дачи и сады, а именно Поместья! И чтоб построить жилой дом на выбранном земли участке! И после этого – чтобы во всей стране, такую землю, избавить от налогов.
КОММЕНТАРИЙ К ПОПРАВКАМ В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ
С 1 марта 2015 года.В 2022 году по инициативе Президента и Правительства РФ в Земельный кодекс РФ были внесены значительные поправки, касающиеся бесплатного выделения земли в любом свободном месте по выбору граждан и созданных ими некоммерческих организаций.
Поправки в Земельный кодекс РФ, которые приняты Федеральным законом № 171-ФЗ от 23 июня 2022 года и вступают в силу с 1 марта 2015 года. Согласно этим поправкам, ПОД РАЗДАЧУ ПОПАДАЮТ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЛИ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ (сельхозназначения, населенных пунктов, лесного фонда).
При этом разумеется, ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ (не предоставленными в аренду, бессрочное пользование и т.д.) И НЕ НУЖНЫМИ ГОСУДАРСТВУ (не изъятыми из оборота, не зарезервированными для гос/мун. нужд и т.п). ТАКИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ БУДУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНО В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛИ В АРЕНДУ, А ПОСЛЕ ИХ ОСВОЕНИЯ – БЕСПЛАТНО ПЕРЕДАВАТЬСЯ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ.
Бесплатное предоставление земельных участков будет осуществляться В ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ, БЕЗ ТОРГОВ, по единой для всех категорий заявителей процедуре. Основная новелла – именно в том, что БЕСПЛАТНО, БЕЗ ТОРГОВ, а первоначально (на период освоения) – во многих случаях НЕ В АРЕНДУ (гл. 34 ГК РФ), а именно в БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ (гл. 36 ГК РФ). Упрощена и сама ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ ЗЕМЛИ (подробнее об этом ниже), при этом землю можно будет ВЫБИРАТЬ.
«В любом свободном месте»
СВОБОДНЫЙ ВЫБОР гражданами и организациями любых свободных ЗЕМЕЛЬ будет осуществляться ПРИ УСЛОВИИ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ В ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ПОСРЕДСТВОМ ПОДГОТОВКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ИХ ГРАНИЦ:
- для некоммерческих организаций, претендующих на выделение большого массива земли – в виде проекта межевания и проекта планировки территории (ст. 42-43 ГРК РФ)
- для граждан – в виде схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 11.10 ЗК РФ).
Это означает, что ЛЮБОЙ ГРАЖДАНИН РФ, КОТОРЫЙ ЗАХОЧЕТ ВЗЯТЬ СЕБЕ ЗЕМЛЮ, СМОЖЕТ:
1) ВЫБРАТЬ ЛЮБОЙ ПОНРАВИВШИЙСЯ ЕМУ УЧАСТОК (предполагается, что выбирать можно будет и по Интернету, через «Публичную кадастровую карту» – http://maps.rosreestr.ru/portalonline/)
2) НАЧЕРТИТЬ ЕГО ГРАНИЦЫ НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ (выдаётся в кадастровой палате или заказывается через сайт Росреестра – https://rosreestr.ru/wps/portal/)
3) И ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА (ст. 39.15 ЗК РФ) В МЕСТНУЮ АДМИНИСТРАЦИЮ или иной орган, уполномоченный на предоставление данного участка земли (ст. 39.2 ЗК РФ, п.2 ст. 3.3 ФЗ «О ЗК РФ»).
КОММЕНТАРИЙ К ПОПРАВКАМ В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ
В случае, если данный земельный участок действительно является СВОБОДНЫМ – не обременён правами третьих лиц, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд и т.д. (ст. 39.16 ЗК РФ), АДМИНИСТРАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА ОБЯЗАНА:
1) ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА (пп.7 – 17 ст. 39.15 ЗК РФ)
2) УТВЕРДИТЬ ИЗГОТОВЛЕННУЮ ГРАЖДАНИНОМ СХЕМУ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО- ГО УЧАСТКА НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ (КПТ) (пп.13-20 ст. 11.10 ЗК РФ), и
3) ОПУБЛИКОВАТЬ ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В МЕСТНОЙ ГАЗЕТЕ и разместить эту информацию на официальном сайте в Интернете (пп.1-3 ст. 39.18 ЗК РФ).
РЕШЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ предоставления земельного участка является основанием для ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ земельного участка гражданину (ст. 39.17 ЗК РФ) – при условии, что гражданин 4) ЗАКАЖЕТ МЕЖЕВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, и 5) ОБЕСПЕЧИТ ЕГО ПОСТАНОВКУ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЁТ. Сама процедура межевания и кадастрового учёта при этом не меняется, но вводится важное правило:
Чтобы гражданин, претендующий на получение земельного участка, имел право заказывать его межевание, решение о предварительном согласовании предоставления участка и является основанием (разрешением) для его межевания и кадастрового учёта.
Таким образом, существующая практика предварительного согласования впрямую возведена в закон; при этом процедура формализуется – если администрация дала добро на межевание участка, его предоставление является уже обязательным, чтобы расходы гражданина на межевание не пропали даром.
Итогом этих процедур является образование земельного участка с границами, площадью, кадастровым номером и индивидуализирующими документами (схема расположения земельного участка на КПТ, межевой план, кадастровый паспорт). После этого:
6) ГРАЖДАНИН ПОДАЁТ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА,– уже с указанием его кадастрового номера.
7) А АДМИНИСТРАЦИЯ (в течение месяца со дня подачи этого заявления)
ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ГРАЖДАНИНУ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК:
В ПОЛЬЗОВАНИЕ > ЗА ПЛАТУ На основании договора аренды.
В ПОЛЬЗОВАНИЕ > БЕСПЛАТНО На основании договора безвозмездного пользования.
В СОБСТВЕННОСТЬ > ЗА ПЛАТУ На основании договора купли-продажи.
В СОБСТВЕННОСТЬ > БЕСПЛАТНО На основании решения о предоставлении земельного участка в
собственность бесплатно.
Далее Земельным кодексом РФ подробно прописывается, кому и в каких случаях земельные участки следует предоставлять БЕСПЛАТНО, а кому – ЗА ПЛАТУ; кому – СРАЗУ В СОБСТВЕННОСТЬ, а кому – ПЕРВОНАЧАЛЬНО В ПОЛЬЗОВАНИЕ; а также – СЛУЧАИ БЕСПЛАТНОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ ПОСЛЕ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ПОЛЬЗОВАНИЯ.
В Земельный кодекс РФ введена принципиальная основа для принятия Закона о Родовых поместьях. До настоящего момента, такой основы в законодательстве РФ просто не было, – и Закон о РП туда практически не вписывался. Сейчас же, его принятие, как одного из специальных законов развивающего положения ЗК РФ о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам и созданным гражданами не коммерческим организациям, становится возможным, реальным.
Всё создано для принятия в развитие положений ЗК РФ специальных законов: Федерального закона «О Родовых поместьях» и областных законов о Родовых поместьях. Именно этими законами и будут установлены ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ и РАЗМЕРЫ земельных участков, предоставляемых гражданам и созданным ими объединениям, для обустройства Родовых поместий и организации поселений, состоящих из Родовых поместий. via
Данная статья посвящена обзору ключевых изменений, внесенных законом 171-ФЗ в Земельный кодекс.
- Все привычные нам права на земельные участки остались в новой редакции кодекса (исключили только пожизненное наследуемое владение). Так земельные участки могут предоставляться в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное пользование (ранее этот вид права назывался в законе безвозмездным срочным пользованием). Также сохраняется и сервитут. Введена новая глава, регламентирующая установление сервитута в отношении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности.
- Введено интересное правило об использовании государственных или муниципальных земель без предоставления земельных участков. Например, для размещения рекламных конструкций или нестационарных торговых объектов. Раньше для размещения таких объектов необходимо было образовывать земельный участок, ставить его на кадастровый учет и заключать договор аренды.
- Упразднен порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и с утверждением акта выбора. Вместо этого теперь орган власти будет утверждать схему расположения земельного участка с последующим предоставлением участка лицу, обратившемуся за утверждением такой схемы, либо в отношении участка будут проводиться торги, если на объявление о предоставлении участка откликнется хотя бы один желающий (ст. 39.11)
- Теперь подробно установлены случаи, когда государственный или муниципальный участок, разрешенным видом использования которого является строительство зданий, сооружений, можно приобрести в собственность, а когда — только в аренду. В основном для строительства участки будут предоставляться в аренду с торгов. В собственность можно приобрести участок если на нем расположено здание (сооружение) или если участок предоставляется гражданину на аукционе для личного индивидуального строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства, для крестьянско-фермерского хозяйства (ст.ст. 39.1, 39.18). Кроме этого, в собственность можно оформить участки, для которых предусмотрен порядок предоставления без торгов, случаи такого предоставления указаны в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
- Более подробно регламентирован порядок образования земельных участков для целей их приобретения. Статьей 11.3 ЗК РФ определено, что образование земельного участка осуществляется теперь в соответствии с одним из трех документов. Это может быть либо утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (для случаев, когда ранее границы участка не определялись), либо утвержденный проект межевания территории, либо проектная документация на лесной участок.
Схеме расположения земельного участка посвящена отдельная новая статья 11.10. Она будет интересна тем, кто намерен приобрести участок, который еще не образован, не поставлен на учет и не включен в состав утвержденного проекта межевания территории.
Раньше для приобретения участка, границы которого еще не определены, заявитель самостоятельно подготавливал у кадастровых инженеров схему расположения земельного участка, обращался за ее утверждением в орган власти, если ему не отказывали, получал утвержденную схему, заказывал межевой план и ставил участок на кадастровый учет.
Теперь вопрос утверждения схемы расположения земельного участка получил более четкую регламентацию. Во-первых, в статье 11.10 указано в какой орган и в какой форме подавать схему расположения для ее утверждения, во-вторых, приведен исчерпывающий перечень для отказа в ее утверждении (однако до 1.01.2022 г. в утверждении может быть отказано также по дополнительным основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ, об этом сказано в п. 29 ст. 34 закона №171-ФЗ), в-третьих, запрещено требовать от заявителя предварительного согласования схемы с иными лицами и органами, либо требовать предоставления дополнительных документов. В-четвертых, с учетом иных статей, регулирующих предоставление земельных участков (39.14, 39.15), теперь действует правило, согласно которому одновременно утверждается и схема расположения земельного участка и принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Это гарантирует, что участок не предоставят кому-то другому, пока Вы ставите участок на кадастровый учет.
По общему правилу схема и подготавливается и утверждается органом власти, ответственным за распоряжение земельными участками. Однако, заявители могут сами подготовить такую схему, а орган власти ее только утвердит (схема подготавливается исключительно органом власти, если участок расположен в населенном пункте или в субъекте Российской Федерации: Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе). Схема подготавливается в электронном виде, но если участок приобретается гражданином без торгов, то можно подготовить схему и в бумажном варианте (это касается, например, выкупа участка под жилыми домами).
Однако, все-таки в интересах заявителя самостоятельно подготовить схему расположения земельного участка (заказать ее у кадастровых инженеров). Во-первых, это упростит работу чиновника, а, значит, будет меньше желания отказать или затянуть процесс, а во-вторых — исключит разночтения в понимании того, где должны пройти границы участка.
После утверждения схемы расположения орган власти, утвердивший схему расположения, самостоятельно направляет такую схему в орган кадастрового учета. Сведения о границах и местоположении участка будут отображаться в публичной кадастровой карте в течение двух лет – это срок действия решения об утверждении схемы
- В целом более прозрачной стала процедура предоставления земельных участков. Введено правило о предварительном согласовании предоставления земельного участка еще до постановки его на кадастровый учет. Решение о таком согласовании одновременно и утверждает схему расположения земельного участка и является основанием для последующего предоставления земельного участка после постановки его на кадастровый учет. Таким образом, у того, кто получил решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, появятся гарантии того, что участок не передадут кому-то другому после постановки участка на кадастровый учет. Отказать в предварительном согласовании предоставления участка можно только по основаниям, приведенным в п. 8 ст. 39.15, иные мотивы будут являться незаконными. Стоит помнить, однако, что здесь, как и в случае со схемой расположения земельного участка, органам власти предоставлено право отказать в предварительном согласовании по дополнительным основаниям. Но такие основания должны быть предусмотрены законом соответствующего субъекта РФ (п. 31 ст. 34 закона №171-ФЗ).
Необходимо отметить, что заявка о предварительном согласовании предоставления участка сначала публикуется органом власти, принявшим такое заявление. Если в течение месяца кто-либо изъявит желание приобрести этот участок, то решение о предварительном согласовании предоставления участка не выносится. Вместо этого проводится аукцион по продаже участка или права на заключение договора аренды.
- В обновленном Земельном кодексе четко установлены случаи бесплатного предоставления земельных участков (ст. 39.5). Определено, в каких случаях участки предоставляются на торгах, а в каких – без торгов.
- Важно отметить, что при передаче земельных участков в аренду на торгах размер арендной платы определяется по результатам таких торгов. При этом начальная цена аренды в размере годовой арендной платы определяется либо по результатам оценки, либо в размере не менее 1,5% кадастровой стоимости участка (п. 14 ст. 39.11). Общий порядок определения размера арендной платы будет устанавливаться теперь органом власти субъекта Российской Федерации для земель, находящихся в собственности такого субъекта, а также в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена. В отношении муниципальных земель общий порядок определения размера арендной платы будет утверждаться муниципалитетом.
- Отказать в предоставлении участка без торгов будет теперь сложнее: в статье 39.16 приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа. И хотя их достаточно много – 25, но придумать что-то новое будет нельзя, отказ по основаниям, не предусмотренным этой статьей, будет незаконным. И опять же здесь действует правило «2022»: до 1.01.2022г. законным будет считаться также отказ по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ.
Статья 39.5 обновленного Земельного кодекса предусматривает следующие случаи бесплатного предоставления земельного участка в собственность:
1) лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
2) религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на земельном участке;
3) если земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;
4) гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование для личного подсобного хозяйства или крестьянско-фермерского хозяйства (п.п. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК ФР) при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;
5) гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование для личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства при условии, что гражданин работает в муниципальном образовании, где предоставлен участок по одной из специальностей, определенных законом субъекта Российской Федерации (п.п. 7 п. 2 ст. 39.10) при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;
6) гражданам, имеющим трех и более детей, при установлении законом субъекта Российской Федерации соответствующих случая и порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно;
7) иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
По общему правилу земля предоставляется в собственность или аренду на торгах, но есть и исключения (ст. 39.3). Таких случаев 10, так, в собственность без торгов предоставляются участки:
1) образованные из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта;
2) образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;
3) образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации;
4) образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;
5) образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу;
6) участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений;
7) участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных), казенных предприятий, центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (ст. 39.9).
участки, предоставляемые крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
9) участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
10) гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ. Имеется в виду случай, когда гражданин подал заявление о предоставлении участка, его заявка была опубликована и в течение 30 дней никто не заявил о покупке этого же участка. Если бы кто-то еще подал заявку на выкуп, то участок предоставлялся бы уже на аукционе.
Земельным кодексом установлено правило, что цена участка, предоставляемого без торгов, не может быть выше кадастровой стоимости участка или иной стоимости, если она установлена федеральным законом (ст. 39.4)
В аренду без торгов участки предоставляются в 34 случаях с учетом изменений, внесенных законом от 21.07.2022 N 217-ФЗ (п. 2 ст. 39.6). Например, без торгов в аренду можно приобрести участки:
1) если участок образован из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, данной некоммерческой организации;
2) если участок образован из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации;
3) если участок образован в результате раздела ограниченного в обороте земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и отнесенного к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации;
4) если на участке расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;
5) если на участке расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства, если ранее с собственниками таких объектов уже был заключен договор аренды государственной или муниципальной земли;
6) лицам, у которых участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса (то есть за исключением органов власти, учреждений (бюджетных, казенных, автономных), казенных предприятий, центров исторического наследия президентов);
7) крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
если земельный участок образован в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
9) если гражданин имеет право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, то участок тоже предоставляется без торгов;
10) гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего ЗК РФ, то есть если в течение 30 дней со дня опубликования заявки таких граждан о приобретении участка никто не изъявит желания приобрести этот же участок.
11) в случае предоставления земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
12) гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
13) для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка;
Без торгов также предоставляются участки на праве безвозмездного пользования и постоянного (бессрочного) пользования. Все случаи такого предоставления, а также лица, имеющие право на такое предоставление указаны в статьях 39.9 и 39.10 ЗК РФ. В основном эти случаи касаются государственных, муниципальных учреждений, казенных предприятий, но и граждане могут получить землю в безвозмездное пользование, например, — в виде служебного надела или по обычному договору, заключенному с другим гражданином или юридическим лицом.
- В Земельный кодекс теперь введена норма, предоставляющая органам власти право обращаться в суд с требованием о понуждении владельцев зданий, сооружений заключить договор аренды. Если договор аренды подписан некоторыми владельцами таких объектов, то закон уже прямо обязывает орган власти обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
- Новшеством является глава V.2 Земельного кодекса. Она предусматривает случаи и порядок обмена государственного или муниципального участка на частный участок. Это возможно в случае изъятия участка для государственных или муниципальных нужд, или если частный участок в соответствии с утвержденным проектом планировки или проектом межевания территории предназначен для размещения объекта социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры. Или если такие объекты уже есть на участке.
%PDF-1.5
%
1 0 obj
>>>
endobj
2 0 obj
>
endobj
3 0 obj
>/XObject>/Font>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Annots[ 38 0 R 44 0 R 68 0 R 69 0 R 77 0 R 78 0 R 79 0 R 80 0 R 90 0 R 98 0 R 99 0 R 100 0 R 101 0 R 102 0 R 105 0 R 106 0 R 107 0 R 108 0 R 109 0 R] /MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 4 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 0>>
endobj
4 0 obj
>
stream
x=ێ$u?,`HO϶a#iyX~!CVv =XszwǗ\N/?|kO~}|,|$K=sBi6_~x|`$N1x)H/yxqNol0C~zlؽ>vzĐ |$x1. q?}?h .Ng1IuE&;.vy
Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:
- органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
- органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
- органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
- органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).
Порядок предоставления земельного участка
Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2022 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:
- продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
- выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
- выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).
Федеральный закон определяет:
- сроки выделения земли;
- основания для отказа в выделении земли;
- список документов для выделения.
В собственность
Земельные участки передаются в собственность:
- посредством проведения аукциона;
- продажи земли без процедуры торгов;
- на бесплатной основе.
Торги
Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.
Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.
Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:
- подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
- обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
- госрегистрация прав на землю;
- определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении аукциона.
Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:
- подготовка лицом схемы участка;
- подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
- проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
- проведение заявителем кадастровых работ;
- кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
- подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
- обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
- получение технических условий подключения к сетям ИТО;
- принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.
По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.
Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:
- для ИЖС;
- ведения ЛПХ;
- ведения дачного хозяйства, садоводства;
- осуществления фермерской деятельности.
Без торгов
Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:
- участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
- земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
- другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.
Бесплатно
Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:
- физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
- физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
- в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.
В аренду
Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.
Аукцион
Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.
Аукцион проходит в несколько этапов:
- подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
- подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
- проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.
Без торгов
В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:
- по решению Президента РФ;
- возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года №1603);
- строительство объектов государственного и муниципального значения;
- проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
- правообладателям здания, под которым находится участок;
- религиозным организациям;
- для проведения бюджетных строек;
- льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
- лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
- физлицам для сенокошения и выпаса скота;
- переоформление из права бессрочного пользования;
- взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
- участок образован из ранее предоставленной земли.
Сроки предоставления
Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:
- не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
- не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
- не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.
Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.
Договор аренды ЗУ заключается на срок:
- от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
- до 9 лет для строительства линейных объектов;
- до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
- на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
- до 49 лет – в прочих случаях.
Основания для отказа
Основания отказа проведения аукциона:
- нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
- нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
- участок не входит в определенную категорию земель;
- объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
- земля изъята из оборота;
- земля ограничена в обороте;
- земля зарезервирована для государственных нужд;
- земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.
Основания отказа при предоставлении земли без торгов:
- заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
- земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
- разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
- ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
- предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
- площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.
Перечень документов
Для участия в аукционе заявитель подает:
- заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
- ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
- нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
- документ о внесении задатка.
Прием документов прекращается за пять дней до дня проведения аукциона.
Перечень электронных документов включает:
- схему расположения объекта;
- извещение о проведении аукциона в электронном виде;
- заявление о предварительном согласовании выделения земли;
- заявление об установлении сервитута;
- заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
- проект межевания в виде электронного документа;
- заявление о проведении аукциона;
- заявление о подтверждении схемы.
Основания для образования участка
Образование участков из земель, принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:
- проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
- документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
- схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).
Проект межевания территории
Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:
- из участка, выделенного на комплексное основание местности;
- из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
- в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
- в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
- для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.
Проектная документация о местоположении и границах
Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.
При подготовке схемы учитываются:
- утвержденная документация территориальной планировки;
- правила строительства и землепользования;
- проекты планировки местности;
- положения об особо охраняемых природных объектах;
- наличие местности с особыми условиями использования земли;
- земли общего пользования;
- красные линии;
- границы участков;
- расположение построек и объектов незавершенного строительства.
Схема содержит:
- условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
- площадь участка;
- координаты точек границы участка;
- границы формируемого участка;
- информация об утверждении.
Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2022 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.
Подготовка проводится на основании следующих документов:
- утвержденный документ территориального планирования;
- проект противопожарной защиты;
- проект планировки территории.
Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.
Утвержденная схема расположения
Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):
- решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
- решение об образовании участка.
Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.
Основания возникновения прав на земельный участок
Основания возникновения прав на землю перечислены в ст. 39.1 ЗК РФ:
- решение о предоставлении земли в собственность безвозмездно или в ПБП;
- договор купли-продажи при выделении земли в собственность за плату;
- договор аренды при передаче земли в аренду;
- договор безвозмездного пользования при выделении земли в безвозмездное пользование.
Предоставление ЗУ в безвозмездное пользование
Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, земля предоставляется в пользование на безвозмездной основе в следующих случаях:
- лицам для ведения ЛПХ, КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
- для ИЖС и ЛПХ – лицам, работающим по основному месту работы в МО, по специальностям, утвержденным законодательством субъекта;
- малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока для возведения построек с целью сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования.
Прочие случаи обозначены в вышеназванной статье.
Предварительное согласование предоставления участка
Предварительное согласование требуется при уточнении границ участка, а также при передаче земли без торгов.
Вместе с заявлением о предварительном согласовании подаются:
- документ, доказывающий право заявителя на получение земли без торгов;
- схема участка, если он только образуется и проекта межевания нет.
Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. Решение о предварительном согласовании действительно в течение двух лет.
Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов
Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.
Преимущества нового порядка
С 1 марта 2015 года сильно изменился порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности.
Плюсы нововведений:
- устанавливается порядок выделения готового участка и земли без точных границ;
- вводятся сроки принятия решений;
- вводятся основания для отказа в принятии того или иного решения;
- исключено решение об образовании земли в виде дублирующего решения об утверждении схемы;
- исключена подготовка и утверждение акта выбора земли.
Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.
Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.
В этом извещении содержатся:
- сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
- сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
- адрес, способ подачи заявки;
- срок приема заявок;
- адрес месторасположения участка;
- кадастровый номер, площадь земли;
- площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
- адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.
Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.
В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.
См. также:
- Пошаговая инструкция покупки земельного участка у собственника.
- Объясняем: как найти или проверить собственника земли.
- Дачная амнистия продлена: Как оформить земельный участок в собственность.