Принцип регистрации опекуна по месту жительства опекаемого в 2020 году

Регистрация граждан осуществляется территориальными органами ФМС (т.н. «паспортные столы»). Регистрация по месту жительства – это т.н. «постоянная» регистрация, по месту пребывания — т.н. «временная» регистрация. Правила регистрации (временной или постоянной) подопечных детей и воспитанников приемных семей установлены в пп. 28 и 29 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, и в пп. 114 — 119 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Приказом ФМС РФ от 11.09.2012 № 288. Рекомендую обязательно прочитать эти положения в оригинале.

На время нахождения ребенка под опекой — т.е. до достижения 18 лет (или на более краткий срок с последующим продлением — наиболее уместной с т.з. общей логики представляется регистрация по месту пребывания («временная» регистрация):

Во-первых, прикрепление подопечного к поликлинике возможно по месту его пребывания («временной регистрации»). Зачисление в общеобразовательные учреждения также производится либо по месту жительства, либо по месту пребывания ребенка (п. 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 22.01.2020 № 32). (Но следует отметить, что и медобслуживание по ОМС, и получение общего образования гарантированы на федеральном уровне, поэтому, возможно, вид регистрации при их получении не так важен. С теми социальными выплатами или льготами, которые отнесены к региональным, ситуация несколько сложнее (см. ниже)).

Во-вторых, в соответствии с п. 30 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, временная регистрация прекращается автоматически по истечении своего срока либо — при досрочном выбытии подопечного ребенка – по заявлению опекуна или приемного родителя в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета. Это важно потому, что по своей сути опека (попечительство) и приемная семья – это ограниченные во времени формы семейного устройства. Они прекращают свое действие:

  • либо автоматически по достижении ребенком 18 лет (и тогда ребенок возвращается либо в закрепленное за ним жилье, либо получает отдельное жилье от государства),

  • либо в любой момент до достижения подопечным совершеннолетия – по просьбе родителя или по инициативе органа опеки.

    В этих условиях упрощенный порядок прекращения временной регистрации отвечает интересам прежде всего замещающих родителей, постоянно проживающих в данном жилье.

    В-третьих, если у подопечного ребенка есть постоянная регистрация по месту выявления, то оформление временной регистрации по месту жительства опекуна или приемного родителя – это единственный способ, с одной стороны, подтвердить фактическое пребывание ребенка в семье опекуна и, с другой стороны, сохранить постоянную регистрацию ребенка по месту выявления с перспективой возвращения в закрепленное жилье по достижении 18 лет.

    Наконец, существует риск, что при обращении за постановкой на учет на получение отдельного жилья постоянная регистрация подопечного ребенка по месту жительства опекуна будет истолкована как фактическое закрепление за подопечным ребенок жилья (хотя и по месту жительства опекуна). В результате, подопечный ребенок мог быть лишен права на получения жилья от государства по достижении 18 лет, как уже якобы обеспеченный таковым. 

    (Следует отметить, что в отдельных субъектах РФ суды встают на ту позицию, что сам по себе факт регистрации подопечного ребенка в квартире опекуна по месту жительства (т.е. постоянно), не свидетельствует о том, что подопечный ребенок был вселен в жилое помещение как член семьи — и следовательно, подопечный ребенок не теряет право на получение жилья по месту фактического жительства. Например, таково Апелляционное определение Московского областного суда от 06.09.2012 по делу № 33-15970/2012. Однако обязательной силы для органов исполнительной власти и/или судов других регионов это определение не имеет).
     

    Однако, с января 2020 года ситуация усложнилась.

    Дело в том, что до 2020 года определение «места жительства» в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» звучало так:

    Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Но с 1 января 2020 года определение «места жительства» в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» было изменено:

    Место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

    По мнению автора сайта, эта поправка продиктована желанием предоставить субъектам РФ, на которых указами Президента РФ в 2012 году было возложено неподъемное бремя большинства социальных выплат, возможность ограничить число получателей льгот только постоянно зарегистрированными в данном субъекте РФ гражданами. Но для опекунов, приемных родителей и их воспитанников (особенно в тех случаях, когда ребенок был принят в семью из другого региона РФ) данная поправка создала только дополнительные проблемы.

    Новое определение «места жительства» привело к тому, что с 1 января 2020 года субъекты РФ получили законное (хотя, возможно, и антиконституционное) право обусловить назначение выплат детям-сиротам и замещающим родителям — включая выплаты на содержание подопечных детей и/или вознаграждение приемным родителям — наличием у подопечного ребенка и/или у замещающих родителей постоянной регистрации в соответствующем регионе.

    ► Возьмем, к примеру, г. Москва (подробнее о заключении договора о создании приемной семье, а также назначении выплат на содержание подопечных детей и вознаграждения приемным родителям).

    Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные в Законе г. Москвы от 30.11.2005 № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве», также формально предоставляются только тем детям-сиротам, «местом жительства которых является город Москва» (ст. 2 Закона).

    Аналогичная ситуация и с московской ежемесячной компенсационной выплатой опекунам, занятым уходом за ребенком-инвалидом. Хотя назначается она именно опекуну, а не подопечному ребенку (т.е. первостепенное значение должно иметь место жительства именно опекуна как получателя выплаты), но в п. 24(1) Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 24.01.2006 № 37-ПП, уточняется, что ежемесячные денежные выплаты от г. Москвы назначаются только при условии, что ребенок, на которого они назначаются, и заявитель имеют место жительства (постоянную регистрацию) в г. Москве.

    Также, есть прецеденты отказа регионального отделения ПФ РФ в г. Москве в назначении пенсии ребенку-инвалиду, оставшемуся без попечения родителей, рожденному в г. Москве, биологические родители живут в г. Москве, приемные родители живут в г. Москве, ребенка забирали из дома ребенка г. Москвы, но без постоянной регистрации в г. Москве. Основание то же: пенсия назначается только лицам, имеющим место жительства в РФ, а этот ребенок, по новым поправкам, места жительства не имеет, т.к. не имеет регистрации по месту жительства, только по месту пребывания.

    Получается, что рассчитывать на выплаты и льготы от г. Москвы вправе только те дети-сироты, которые имеют постоянную регистрацию в г. Москве в жилье биородителей, а фактически проживают с опекунами-москвичами в другом районе г. Москвы. Если же ребенок привезен в семью опекунов-москвичей из другого региона, где у него сохранилась постоянная регистрация, или же у ребенка вообще нет постоянной регистрации на территории РФ (например, ребенка оставили в роддоме, и в детском доме была оформлена только временная регистрация), то рассчитывать на социальную поддержку от Москвы он сможет только после оформления постоянной регистрации в г. Москве. Понятно, что постоянную регистрацию в г. Москве для ребенка-сироты из другого региона может оформить только опекун (приемный родитель) – в собственном жилье.

    Важно отметить, что защитить права приемных семей может суд: например, в начале 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда встала на сторону опекунов и признала незаконными решения территориальных органов Департамента соцзащиты г. Москвы об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом, в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих регистрации в Москве по месту жительства и принятых на воспитание в приемные семьи жителей города Москвы из других регионов.

    ► Из других регионов поступают сигналы об отказе в выписке бесплатных лекарств для подопечных детей без постоянной регистрации в данном регионе (аналогичная проблема и в г. Москве). Также, в некоторых регионах отмечают попытки отказать в постановке на учет на получение жилья, если у подопечного ребенка нет постоянной регистрации в данном регионе. В Московской области зарегистрированы случаи отказа в предоставлении путевок тем подопечным детям, которые имеют в МО только временную регистрацию (как и их опекуны). При этом в отказе отмечалось, что ответ был бы положительный, если бы хотя бы у опекунов была постоянная регистрация в МО.

    Основная проблема с регистрацией по месту жительства («постоянной» регистрацией) заключается в том, что согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета только в следующих случаях:

    а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в трехдневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

    б) — в) утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 194;

    г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

    д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

    е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

    ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

    з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

    и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме;

    к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

    Автоматического снятия с постоянного регистрационного учета при прекращении опеки (попечительства) до достижения ребенком 18 лет не предусмотрено. Напротив, в соответствии с п. 136 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Приказом ФМС РФ от 11.09.2012 № 288, снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только по письменному согласию соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.

    По достижении подопечным ребенком 18 лет может возникнуть своеобразный замкнутый круг: на учет для предоставления отдельного жилья ребенка не принимают, потому что у него есть право пользования жильем опекуна (в силу постоянной регистрации); а в выселении и снятии ребенка с учета по месту жительства у опекуна суд отказывает, потому что подопечный ребенок отдельного жилья пока не получил. Тогда опекуну или приемному родителю остается рассчитывать только на добровольное выселение бывшего подопечного (после достижения им 18 лет) и его самостоятельное заявление о прекращении постоянной регистрации.

    В законодательстве некоторых субъектов РФ можно найти способы разрешения этой коллизии. Например, в г. Москве п. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» говорится, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (например, у опекуна или приемного родителя, где они зарегистрированы постоянно), признается невозможным, в частности, если в этом жилье на законных основаниях проживают лица, не являющиеся членами семьи этих детей-сирот (например, те же опекуны и приемные родители), либо общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Москве (18 кв.м. на человека). Однако, практика применения этих положений пока не выработана, предсказать реальный подход московских властей трудно.

    В отдельных субъектах РФ суды встают на ту позицию, что сам по себе факт регистрации подопечного ребенка в квартире опекуна по месту жительства (т.е. постоянно), не свидетельствует о том, что подопечный ребенок был вселен в жилое помещение как член семьи — и следовательно, подопечный ребенок не теряет право на получение жилья по месту фактического жительства. Например, таково Апелляционное определение Московского областного суда от 06.09.2012 по делу № 33-15970/2012. Однако это определение обязательной силы для органов исполнительной власти и/или судов других регионов не имеет. Также, оно было принято до изменений в определение «места жительства» в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», поэтому с учетом нового законодательства и позиция судов может измениться.

    Такое разъяснение дано начальником Главного управления по вопросам миграции МВД России.

    В последнее время имеют место многочисленные обращения от опекунов и попечителей — жителей города Москвы, которым сотрудники территориальных подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России отказывают в регистрации по месту жительства их подопечных, опека (попечительство) над которыми установлена в других субъектах Российской Федерации, в жилые помещения в городе Москве, находящиеся в собственности опекунов (попечителей) в которых они зарегистрированы по месту жительства и проживают совместно с подопечными.

    Необходимость регистрации подопечных по месту жительства в городе Москвы вызвана тем, что дополнительные гарантии и льготы для подопечных в городе Москве предоставляются при условии наличия у них регистрации по месту жительства в городе Москве. Это касается предоставления социальных и медицинских услуг, реабилитационных услуг и средств реабилитации для подопечных, имеющих проблемы со здоровьем, дополнительного образования, бесплатного проезда городским общественным транспортом, заключения в отношении этих подопечных договоров о приемной семье.

    Отказы в регистрации подопечных в жилых помещениях, находящихся в собственности опекунов (попечителей), должностные лица территориальных подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России мотивируют необходимостью предоставить согласие органов опеки и попечительства на регистрацию по месту жительства подопечных в жилые помещения их законных представителей.

    Между тем, в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее — Правила регистрации), отсутствует требование о предоставлении согласия органа опеки и попечительства на регистрацию по месту жительства несовершеннолетних подопечных в жилые помещения, находящиеся в собственности их опекунов (попечителей).

    Согласно пункту 28 Правил регистрации, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

    Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 г. № 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — Административный регламент).

    Положения Административного регламента не могут противоречить Правилам регистрации, как правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и устанавливать ограничения и условия регистрации (в том числе для несовершеннолетних подопечных в жилые помещения их опекунов (попечителей), не предусмотренные Правилами регистрации.

    Административный регламент, также как и Правила регистрации, не предусматривает требование о предоставлении согласия органа опеки и попечительства на регистрацию по месту жительства несовершеннолетних подопечных в жилые помещения, находящиеся в собственности их опекунов (попечителей).

    Административный регламент (в отличие от Правил регистрации) предусматривает предоставление согласия органа опеки и попечительства лишь при снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания. Это согласие предоставляется на изменение места пребывания или места жительства ребенка (пункт 136).

    Пункт 136 Административного регламента логично рассматривать в системном единстве с пунктом 135, который позволяет гражданам, выбывающим к новому месту жительства, перед выездом сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

    В связи с создавшейся ситуацией, Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Российской Федерации Г.П. Хованская обратилась за разъяснениями к начальнику Главного управления по вопросам миграции МВД России О.Е.Кирилловой и Министру юстиции Российской Федерации А.В.Коновалову с вопросом о том, являются ли обоснованными требования сотрудников территориальных подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России при регистрации по месту жительства несовершеннолетних подопечных в жилые помещения, находящихся в собственности их опекунов (попечителей), предоставлять письменное согласие на такую регистрацию соответствующего органа опеки и попечительства (письмо размещено на нашем сайте в разделе «Законодательство» — «Федеральное законодательство» — «Письма и рекомендации федеральных ведомств» )

    В письме начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России от 02.03.2018 г. № 3/187701771993 (размещено на нашем сайте в том же разделе) указано:

    «Исходя из положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

    Установленный Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее – Правила), перечень документов, необходимых для регистрации, в том числе, лиц, находящихся под опекой, не может быть расширен, так как это приведет к разрешительному характеру регистрации.

    Таким образом, нормы Правил и Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 (далее – Административный регламент) не содержат требований предъявления письменного согласия соответствующего органа опеки и попечительства при регистрации по месту жительства указанной категории граждан.

    Кроме того, при переработке Административного регламента, его пункт 136, предусматривающий представление письменного согласия соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка при снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания, исключен.

    Соответствующие разъяснения направлены в ГУ МВД России по г. Москве».

    В письме заместителя Министра юстиции Российской Федерации Д.В.Новака от 28 февраля 2018 г. № 08/27472-ДН (размещено на нашем сайте, в том же разделе), в частности указано:

    «Статьей 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» закреплен перечень полномочий органов опеки и попечительства.

    При этом ни указанным перечнем, ни иными федеральными законами, а также Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее – Правила), не установлено полномочие органов опеки и попечительства по выдаче письменного согласия на регистрацию по месту жительства подопечных в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности опекунам (попечителям) и находящихся в иных субъектах Российской Федерации.

    Вместе с тем пунктом 136 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 (далее – Регламент), снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется в порядке, установленном Регламентом. При этом дополнительно представляется письменное согласие соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.

    Таким образом, полагаем, что Регламентом на опекунов (попечителей) возлагаются дополнительные обременения, связанные с предоставлением государственной услуги по регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан в их жилых помещениях, не предусмотренные федеральным законодательством.

    В настоящее время в Минюсте России ведется работа по регистрации приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2017 № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», которым признается не подлежащим применению приказ Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288.

    В представленном на регистрацию Административном регламенте требование представления согласия органов опеки и попечительства при снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания не предусмотрено».

    Указанные разъяснения, прежде всего, письмо Главного управления по вопросам миграции МВД России от 02.03.2018 г. № 3/187701771993, могут быть представлены опекунами (попечителями) при подаче заявлений о регистрации по месту жительства их подопечных в жилые помещения, находящиеся в собственности этих опекунов (попечителей).

    В случае отказа в регистрации подопечных следует обращаться с жалобами к начальнику Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве Сергиенко Дмитрию Владимировичу (адрес: 115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16/4, стр. 4, https://77.мвд.рф/ms).

    Деятельность Центра по информированию о правовых позициях органов исполнительной власти Российской Федерации осуществляется в рамках проекта «Эффективная юридическая помощь, защита прав и гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

    Регистрация граждан осуществляется территориальными органами ФМС (т.н. «паспортные столы»). Регистрация по месту жительства – это т.н. «постоянная» регистрация, по месту пребывания — т.н. «временная» регистрация. Правила регистрации (временной или постоянной) подопечных детей и воспитанников приемных семей установлены в пп. 28 и 29 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, и в пп. 114 — 119 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Приказом ФМС РФ от 11.09.2012 № 288. Рекомендую обязательно прочитать эти положения в оригинале.

    На время нахождения ребенка под опекой — т.е. до достижения 18 лет (или на более краткий срок с последующим продлением — наиболее уместной представляется регистрация по месту пребывания («временная» регистрация). Кстати, если сотрудник ФМС предлагает вам заполнить форму на постоянную регистрацию (т.е. «по месту жительства»), но с припиской «на время нахождения под опекой», такая регистрация все равно считается постоянной. Почему регистрация по месту пребывания предпочтительнее?

    Во-первых, прикрепление подопечного к поликлинике возможно по месту его пребывания («временной регистрации»). Зачисление в общеобразовательные учреждения также производится либо по месту жительства, либо по месту пребывания ребенка (п. 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 22.01.2020 № 32). (Но следует отметить, что и медобслуживание по ОМС, и получение общего образования гарантированы на федеральном уровне, поэтому, возможно, вид регистрации при их получении не так важен. С теми социальными выплатами или льготами, которые отнесены к региональным, ситуация несколько сложнее (см. ниже)).

    Во-вторых, в соответствии с п. 30 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, временная регистрация прекращается автоматически по истечении своего срока либо — при досрочном выбытии подопечного ребенка – по заявлению опекуна или приемного родителя в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета. Это важно потому, что по своей сути опека (попечительство) и приемная семья – это ограниченные во времени формы семейного устройства. Они прекращают свое действие:

    • либо автоматически по достижении ребенком 18 лет (и тогда ребенок возвращается либо в закрепленное за ним жилье, либо получает отдельное жилье от государства),

    • либо в любой момент до достижения подопечным совершеннолетия – по просьбе родителя или по инициативе органа опеки.

      В этих условиях упрощенный порядок прекращения временной регистрации отвечает интересам прежде всего замещающих родителей, проживающих в данном жилье постоянно.

      В-третьих, если у подопечного ребенка есть постоянная регистрация по месту выявления, то оформление временной регистрации по месту жительства опекуна или приемного родителя – это единственный способ, с одной стороны, подтвердить фактическое пребывание ребенка в семье опекуна и, с другой стороны, сохранить постоянную регистрацию ребенка по месту выявления с перспективой возвращения в закрепленное жилье по достижении 18 лет.

      Наконец, при обращении за постановкой на учет на получение отдельного жилья постоянная регистрация подопечного ребенка по месту жительства опекуна может быть истолкована как фактическое закрепление за подопечным ребенок жилья (хотя и по месту жительства опекуна). В результате, подопечный ребенок может быть лишен права на получения жилья от государства по достижении 18 лет, как уже якобы обеспеченный таковым. 

      (Следует отметить, что в отдельных субъектах РФ суды встают на ту позицию, что сам по себе факт регистрации подопечного ребенка в квартире опекуна по месту жительства (т.е. постоянно), не свидетельствует о том, что подопечный ребенок был вселен в жилое помещение как член семьи — и следовательно, подопечный ребенок не теряет право на получение жилья по месту фактического жительства. Например, таково Апелляционное определение Московского областного суда от 06.09.2012 по делу № 33-15970/2012).
       

      Однако, с января 2020 года ситуация усложнилась.

      Дело в том, что до 2020 года определение «места жительства» содержалось как в ст. 20 Гражданском кодексе РФ, так и в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Эти определения друг другу не противоречили.

      В ст. 20 Гражданского кодекса говорилось (и говорится сейчас):

      Статья 20. Место жительства гражданина

      1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

      2. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

      А в Законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения» оно звучало так:

      Статья 2. Основные понятия

      Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

      Подобное определение защищало интересы замещающих родителей, переехавших в другой регион вместе с подопечным ребенком и проживающих в съемном жилье. Также, оно защищало и тех детей-сирот, кто не имел постоянной регистрации и/или собственного жилья ни в одном регионе РФ (таких детей, к сожалению, немало).

      Но с 1 января 2020 года определение «места жительства» в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» было изменено:

      Статья 2. Основные понятия

      Место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

      По мнению автора сайта, эта поправка была продиктована желанием предоставить субъектам РФ, на которых указами Президента РФ в 2012 году было возложено неподъемное бремя большинства социальных выплат, возможность ограничить число получателей льгот только постоянно зарегистрированными в данном субъекте РФ гражданами. Но для опекунов, приемных родителей и их воспитанников (особенно в тех случаях, когда ребенок был принят в семью из другого региона РФ) данная поправка создала только дополнительные проблемы.

      Так, новое определение «места жительства» привело к тому, что с 1 января 2020 года в некоторых регионах дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные законами субъекта РФ, формально полагаются только тем детям-сиротам, местом жительства которых является данный регион.
       

      Основная проблема с регистрацией по месту жительства («постоянной» регистрацией) заключается в том, что согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета только в следующих случаях:

      а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в трехдневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

      б) — в) утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 194;

      г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

      д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

      е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

      ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

      з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

      и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме;

      к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

      Получается, что по достижении подопечным ребенком 18 лет опекуну или приемному родителю остается рассчитывать только на добровольное выселение бывшего подопечного (после достижения им 18 лет) и его самостоятельное заявление о прекращении постоянной регистрации.

      В законодательстве некоторых субъектов РФ можно найти способы разрешения этой коллизии. Например, в п. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» говорится, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (например, у опекуна или приемного родителя, где они зарегистрированы постоянно), признается невозможным, в частности, если в этом жилье на законных основаниях проживают лица, не являющиеся членами семьи этих детей-сирот (например, те же опекуны и приемные родители), либо общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Москве (18 кв.м. на человека). Однако, практика применения этих положений пока не выработана.

      В отдельных субъектах РФ суды встают на ту позицию, что сам по себе факт регистрации подопечного ребенка в квартире опекуна по месту жительства (т.е. постоянно), не свидетельствует о том, что подопечный ребенок был вселен в жилое помещение как член семьи — и следовательно, подопечный ребенок не теряет право на получение жилья по месту фактического жительства. Например, таково Апелляционное определение Московского областного суда от 06.09.2012 по делу № 33-15970/2012. Однако это определение было принято до изменений в определение «места жительства» в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», поэтому с учетом нового законодательства позиция судов может измениться.

      Формы документов, используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

      Понравилась статья? Поделиться с друзьями: