Процедура расчета коммунальных платежей для потребителей в 2022 году

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

1 сентября вступают в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — новые Правила). Данные правила регулируют отношения между собственниками жилых домов или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями). В соответствии с новыми Правилами уже с 1 сентября изменится порядок расчета платы за коммунальные услуги.

Большая часть новых Правил повторяет нормы, установленные действующими в настоящее время Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее — старые Правила). Однако вводятся и новые нормы. О некоторых из них расскажем более подробно.

Коммунальные услуги на общедомовые нужды

Новыми Правилами установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно — коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее — коммунальные услуги на общедомовые нужды)   (п. 40 новых Правил). Таким образом, с 1 сентября в платежном документе, направляемом пользователю, должны быть отдельно выделены сумма к оплате за коммунальные услуги, предоставленные непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и сумма к оплате за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Напомним, в старых Правилах была установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальные ресурсы, доведенные до границы сетей, входящих в состав общего имущества (абз. 2 п. 7 старых Правил). Однако  в платежном документе не выделялись отдельно коммунальные услуги на общедомовые нужды, а также не были установлены отдельные формулы для расчета платы за такие услуги. 

По новым Правилам размер платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом (нежилом) помещении, будет рассчитываться практически в таком же порядке, как это было предусмотрено старыми Правилами.

А вот для оплаты каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды новые Правила устанавливают свой порядок расчета. К таким услугам новые Правила относят холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

Если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета коммунальной услуги, то оплата за соответствующую услугу будет рассчитываться исходя из показаний данного прибора. Если же такой прибор не установлен, то в основу расчета будет положен норматив потребления, устанавливаемый органами госвласти субъектов РФ (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»). Ресурсоснабжающая организация будет начислять для исполнителей сумму к оплате за весь многоквартирный дом.  

При этом конечный потребитель обязан будет вносить только ту часть платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, которая приходится на его жилое (нежилое) помещение. Размер платы для каждого собственника рассчитывается исходя из отношения площади его жилого (нежилого) помещения к общей площади всех жилых и нежилых помещений.

Расчет суммы к оплате будет зависеть от двух факторов:

— установлен ли коллективный (общедомовой) прибор учета той или иной коммунальной услуги;

— установлены ли индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета в жилых (нежилых) помещениях в данном доме.

Проще всего конечная плата за пользование коммунальными услугами определяется, если все помещения в многоквартирном доме оснащены индивидуальными приборами учета. В этом случае искомая сумма будет высчитываться исходя из разницы между показаниями общедомового прибора учета и всеми показаниями индивидуальных приборов учета. Сложнее всего вычислить сумму к оплате, когда часть помещений оснащена приборами учета, а другая не оснащена. Тогда для расчета платы в отношении помещений, оборудованных приборами учета, будет использоваться реально потребленный объем коммунальной услуги, а для необорудованных — норматив потребления, утвержденный органами госвласти субъектов РФ.

Заключение договора о предоставлении коммунальных услуг

Новыми правилами гораздо подробнее урегулирован порядок и условия заключения договора на поставки коммунальных услуг потребителям. В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме могут содержаться в трех возможных документах (п. 9 новых Правил):

— в договоре управления многоквартирным домом, если дом управляется управляющей организацией. Исполнителем по договору будет управляющая организация;

— в договоре о предоставлении коммунальных услуг, если дом управляется товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, либо иным специализированным потребительским кооперативом. Такие договора заключаются между ТСЖ (кооперативом) и каждым собственником жилых (нежилых) помещений в доме;

— в договоре о предоставлении определенного вида коммунальных услуг (электроснабжения, теплоснабжения и т.д.), заключаемом каждым собственником с ресурсоснабжающей организацией, если в качестве формы управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. В этом случае для упрощения процедуры заключения договоров собственники жилых помещений могут уполномочить какое-либо лицо обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения в письменной форме договора в отношении всех собственников (п. 26 новых Правил).

В п. 19 новых Правил перечислены сведения, которые должны включаться в договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг.

Отметим, что потребитель может заключить подобный договор не только в письменной форме, но и путем совершения действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (п. 6 новых Правил). Особо подчеркивается, что потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у него заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Сама процедура заключения договора о предоставлении коммунальных услуг регламентирована Новыми правилами детально, включая правила урегулирования разногласий и правила предоставления недостающих документов.

Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг

В соответствии с новыми Правилами изменится порядок ограничения или приостановления коммунальных услуг в случае их неполной оплаты.

Напомним, что по старым Правилам исполнитель мог приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг, если у потребителя возникла задолженность, превышающая три месячных размера платы за одну или несколько коммунальных услуг, и не было достигнуто соглашение о погашении такой задолженности. Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг было возможно через месяц после направления потребителю письменного предупреждения (п. 80 старых Правил).

Данный порядок в целом сохранится, однако в него будут внесены некоторые изменения. Так, будет возможно приостановление или ограничение представления только той услуги, в отношении которой имеется задолженность (п. п. 117 — 119 новых Правил). Например, за задолженность по оплате электроэнергии нельзя будет ограничить потребление холодной воды или газа.  

В новых Правилах также установлено, что если потребитель не оплачивает коммунальные услуги полностью, то исполнитель обязан учитывать задолженность по каждому виду коммунальных услуг отдельно. В ситуации, когда пользователь вносит частичную оплату, исполнитель обязан распределять полученные средства по всем видам услуг пропорционально размерам платы за каждый из них.

Размер задолженности в целях ограничения или приостановления поставки услуги, как и по старым Правилам, будет рассчитываться исходя из нормативов потребления, даже если у потребителя установлен прибор учета.  

Нежилое помещение в многоквартирном доме

Новые Правила, в отличие от старых, распространяют свое действие не только на граждан, но и на юрлица и индивидуальных предпринимателей, которые являются собственниками нежилых помещений в многоквартирных домах. Для них за некоторыми исключениями устанавливается такой же порядок взаимодействия с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, что и для граждан

Исключение, установленное п. 18 новых Правил, состоит в том, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме может самостоятельно заключать договоры об обеспечении любыми коммунальными ресурсами непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. При этом в новых Правилах нет оговорки о том, что вариант заключения договора зависит от избранного способа управления многоквартирным домом.

Если собственник нежилого помещения заключает такой договор напрямую с ресурсоснабжающими организациями, то на него, так же как и на собственников жилых помещений, ложится обязанность предоставлять исполнителю (как правило, это управляющая компания) данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период.

Отметим, что для нежилого помещения устанавливаются такие же правила расчета платы за коммунальные услуги, как и для жилого, но только при условии, что нежилое помещение оборудовано прибором учета услуг.

Если же нежилое помещение таким прибором не оборудовано, то плата за коммунальные услуги для него будет определяться иначе. Для жилого помещения, не оборудованного приборами учета, объем потребленных услуг определяется исходя из нормативов потребления, а для нежилого — исходя из расчетного объема коммунального ресурса (п. 43 новых Правил).

Впрочем, для определения расчетного объема коммунального ресурса все равно необходима информация о показаниях прибора учета хотя бы за три месяца (п. 59 новых Правил). Если же нежилое помещение никогда не оборудовалось прибором учета либо такой прибор работал менее трех месяцев, то для определения расчетного объема коммунального ресурса применяются расчетные способы, установленные либо в договоре между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, либо в соответствии с законодательством о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении.

Рассрочка уплаты и перерасчет при временном отсутствии потребителя

Новые Правила устанавливают норму, позволяющую оплатить коммунальные услуги в рассрочку в случае значительного увеличения размера платы за услугу. Если сумма, начисленная к оплате за коммунальную услугу, на 25 процентов превышает сумму,  начисленную за ту же услугу за аналогичный период прошлого года, то исполнитель будет обязан в одном платежном документе отразить два возможных способа оплаты данной услуги (п. 72 новых Правил).

Потребитель вправе по своему усмотрению оплатить предоставленную услугу либо единовременно, либо в рассрочку. Новые Правила устанавливают фиксированный размер подобной рассрочки: плату за коммунальную услугу нужно будет вносить равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка. При этом за предоставленную рассрочку взимаются проценты, максимальный размер которых не может превышать размер ставки рефинансирования ЦБ РФ на три процента и более. У потребителя, оплачивающего коммунальную услугу в рассрочку, также есть право в любой момент досрочно погасить оставшуюся часть задолженности.

Если потребитель воспользовался правом оплатить коммунальные платежи в рассрочку, то такую же рассрочку и на тех же условиях обязана предоставить исполнителю соответствующая ресурсоснабжающая организация.

Отметим, что рассрочка потребителю не предоставляется, если увеличение платы вызвано увеличением постоянно или временно проживающих в помещении потребителей.

Новыми Правилами также изменен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении. Как и ранее, такой перерасчет будет возможен только в случае, если у потребителя не установлен индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета.

Во-первых, новый порядок перерасчета касается только той части коммунальных платежей, которую потребитель уплачивает за услуги, предоставленные непосредственно в жилое помещение. Коммунальные платежи на общедомовые нужды перерасчету не подлежат.

Во-вторых, установлены формальные требования к документам, подтверждающим временное отсутствие потребителя по месту постоянного жительства. Теперь такие документы должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем) и заверены печатью такой организации, а также должны иметь регистрационный номер и дату выдачи. Данное требование не распространяется только на проездные билеты и иные документы, подтверждающие факт использования проездного документа. Сам перечень документов был открытым и ранее, однако в новых Правилах он был дополнен тремя новыми документами:

— справка учебного заведения;

— справка консульского учреждения;

— справка дачного, садового, огороднического товарищества.

В-третьих, установлены сроки, в которые потребитель вправе обратиться за перерасчетом коммунальных платежей. Он может сделать это либо до начала периода временного отсутствия (тогда перерасчет производится на срок до шести месяцев, который можно продлить еще на полгода), либо в течение 30 дней после окончания временного отсутствия.

Cм. также:

  • Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 «Об особенностях применения в 2012 — 2022 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
  • Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 25.06.2012) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам»)
  • Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 28.03.2012) «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»
  • Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» (вместе с «Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями»)
  • <Письмо> Минрегиона России от 28.05.2012 N 12793-АП/14 «О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354″
  • Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения»
    (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2012 N 23933)
  • Приказ Минрегиона РФ от 19.09.2011 N 454 «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению» (вместе с «Методическими рекомендациями по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг»)
    (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.11.2011 N 22321)

Дата публикации на сайте: 25.05.2011

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Адрес страницы, содержащей ошибку:*
Неверно заполненное поле
Текст, содержащий ошибку*
Неверно заполненное поле
Ваш браузер*
Неверно заполненное поле
Правильный текст или предложения по улучшению*
Неверно заполненное поле
Имя пользователя*
Неверно заполненное поле
E-mail пользователя*
Неверно заполненное поле
Текст сообщения*
Неверно заполненное поле
IP адрес*
Неверно заполненное поле
Код безопасности
*

Обновить код

Сегодня вопрос о расчете размера платы за жилищно-коммунальные услуги волнует многих.

Все потому, что эта оплата стала неотъемлемой составляющей нашей жизни, а узнать за что мы оплачиваем, и каким образом это для нас рассчиталось, порой остается загадкой.

С 01 сентября 2012 года вступили в силу новые правила предоставления и расчета размера платы за коммунальные услуги, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила).

Постановлениями Правительства РФ  №344 от 16.04.2013г. и №1498 от 26.12.2016г. в Правила были внесены существенные изменения.

На нашем сайте Вы не только познакомитесь с порядком предоставления и расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги, но и сможете понять методику расчета, а также рассчитать размер платы для Вашей квартиры.

Кроме того, для ознакомления мы размещаем наиболее необходимые документы, касающиеся предоставления и расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги, которые помогут Вам разобраться в этой непростой теме, а также рассказываем о порядке расчета на примерах, и предлагаем Вам воспользоваться онлайн калькулятором для расчета платы за коммунальные услуги для Вашей квартиры или жилого дома согласно действующему законодательству.

Самые популярные статьи и документы

Правительством Москвы организована действенная система контроля за объективностью и корректностью начисления платы за коммунальные услуги.

В настоящий момент в Москве работает система единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) в составе ГКУ ИС районов и ГБУ МФЦ, осуществляющая начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги населению.

Через систему ЕИРЦ осуществляется обслуживание 85% всего жилого фонда города Москвы. Данная система позволяет «расщеплять» платежи населения в адрес поставщиков коммунальных услуг при поступлении их на специальный «транзитный» счет без участия управляющей организации. Благодаря этому Правительством Москвы исключается возможность злоупотреблений со стороны управляющих организаций. Кроме того, Правительством Москвы на постоянный основе осуществляется мониторинг начислений платежей за жилищно-коммунальные услуги.

По вопросам начислению платы за жилищно-коммунальные услуги необходимо обращаться:

— В организацию, осуществляющую управление домом. : по вопросам объемов потребления воды, содержанию многоквартирного дома и т.д.

— В ГКУ ИС (МФЦ) района: по вопросам расчета и начисления за жилищно-коммунальные услуги, в случае, если дом рассчитывается через систему ЕИРЦ.

— В Мосжилинспекцию: в случае представления неполных или необоснованных ответов на обращения в управляющую организацию или ГКУ ИС (МФЦ) района.

Правительство Москвы обеспечивает горожанам социальную поддержку в сфере ЖКХ

Правительство Москвы предоставляет горожанам стабильную и разнообразную систему социальных гарантий и социальной поддержки в сфере ЖКХ.


На сегодняшний день в столице самый низкий в стране уровень допустимой доли собственных расходов граждан на оплату услуг ЖКХ –

не более 10% от доходов, тогда как федеральный стандарт допустимой доли расходов на услуги ЖКХ составляет 22%.

В случае, если расходы граждан на оплату услуг ЖКХ превышают 10% от их дохода, граждане имеют право на получение субсидии. Сейчас субсидию на оплату услуг ЖКХ получают 874, 3 тысячи человек, более 80% из них – пенсионеры.


Также в Москве льготы по оплате услуг ЖКХ получают 54 категорий граждан.

В 2011- 2012 годах адресную поддержку по оплате услуг ЖКХ получили 3, 6 млн. человек, естественно, все гарантии для льготных категорий граждан сохранятся и в 2013 году.


Прозрачная система учета коммунальных услуг гарантирует корректность начислений за услуги ЖКХ

Правительством Москвы организована действенная система контроля за объективностью и корректностью начисления платы за коммунальные услуги.


Основным фактором роста платы граждан за потребленные коммунальные услуги является увеличение объема потребления услуг со стороны жителя, что приводит к росту общей платы за коммунальные услуги выше заявленного индекса.

В связи этим, Правительством Москвы реализован ряд мероприятий по обеспечению прозрачности учета коммунальных услуг и начислений по ним
.

Основную долю в плате за жилищно-коммунальные услуги составляет водоснабжение и отопление.

Расчеты и начисления за воду и тепло в столице производятся по фактическому потреблению ресурсов, т.е. по показаниям приборов учета: индивидуальных — тех, что установлены в квартире у москвичей, и общедомовых — тех, которые фиксируют расход коммунальных ресурсов.

На сегодняшний день порядка 63% жилых помещений в Москве оснащено ИПУ, к 2015 году планируется оснастить ИПУ 90% жилых помещений.

Правительство Москвы делает все возможное, чтобы контролировать объективность начислений тех, кто платит по общедомовому прибору учета.

Как в этом случае происходят начисления? Раз в месяц управляющая организация снимает показания с ОДПУ, из них вычитается объем на общедомовые нужды (не более 5%), сумма показаний квартирных счетчиков, потребление арендаторами- юридическими лицами, если таковые есть, остаток делится по квартирам, не оснащенным ИПУ, строго по количеству проживающих в нем жителей.

Зачастую число зарегистрированных и проживающих не совпадает. Собственники сдают квартиры и не уведомляют об изменении количества проживающих управляющую организацию или ГКУ ИС (МФЦ) района. В результате воду, условно говоря, потребляют 100 человек, а счета выставляются на 10 человек.


Правительством Российской Федерации и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы разработаны методики по выявлению проживания незарегистрированных граждан, а также предложены рекомендованные действия, которые должна предпринять управляющая организация, в случае необоснованного высокого расхода коммунальных ресурсов в доме. Благодаря этим документам управляющие организации и представители ТСЖ, ЖСК получили возможность более корректно распределять плату за коммунальные ресурсы.

Кроме того, теперь принять участие в снятии показаний общедомового прибора может любой желающий
. Для этого жителю достаточно обратиться в управляющую организацию.

В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу корректности начислений за отопление и горячую воду общедомовые приборы учета по данным видам коммунальных ресурсов из ведения поставщика-моноплиста были переданы государственному бюджетному учреждению ГБУ «ЕИРЦ города Москвы».


В настоящий момент предприятием проводится крупномасштабная работа по инвентаризации и ремонту приборного парка.

Энергоэффективные решения и технологии водосбережения

Реалии сегодняшнего времени требуют бережливого отношения потребителя к энергоресурсам, что, кроме прочего, поможет уменьшить расходы жителей на оплату этих ресурсов.

Несмотря на общедоступность и повсеместность пользования ресурсом, существует не так много реально доступных обычному потребителю и одновременно энергоэффективных технологий водосбережения в сегменте «бытовое потребление».

Основными из них на текущий момент являются использование специальной водосберегающей сантехарматуры — РЕГУЛЯТОРОВ РАСХОДА ВОДЫ, устанавливаемых на каждую точку излива.

Первое решение позволит Вам сократить расход горячей и холодной воды до 60 %. Когда вы подносите непосредственно под кран руки, чашку, тарелку, подача воды автоматически включается, убираете — вода прекращает течь. Однако, энергоэффективность такого прибора (сравнительное отношение денежных затрат на приобретение (обслуживание) и получаемого эффекта водосбережения) значительно ниже, чем у второго решения.

Применение РЕГУЛЯТОРОВ РАСХОДА ВОДЫ (РРВ) позволяет автоматически лимитировать расход воды, значительно повышая коэффициент полезного действия ее использования.

Монтаж РРВ обеспечит уменьшение расхода воды до 6 л/мин для крана и до 10 л/мин для душа, при этом напор воды остается комфортным. Для сравнения, средний расход воды в квартирах жителей крупных российских городов составляет 12-18 л/мин. Устройство подходит для любых смесителей (импортных, отечественных) и полностью адаптировано к российским нормам и условиям эксплуатации. При этом РРВ никак не влияет на внешний вид смесителя, так как устанавливается внутрь и снаружи его не видно.

Помимо экономии воды, использование РРВ несет массу иных плюсов: регулируется неравномерный поток воды между верхними и нижними этажами в высотных зданиях; оптимизируется работа насосов, котлов; уменьшается нагрузка на канализацию, а самое главное -экономятся денежные средства потребителя.

Объем воды, проходящей через арматуру, определяется величиной давления безотрывного потока воды и рассчитывается с помощью так называемых «кривых расхода». Расход воды в арматурах, где используются зависящие от величины давления ограничители, отражается с помощью прогрессивно-нелинейной характеристики. В случае регуляторов расхода кривая расхода не растет, т.к. не зависит от величины давления и является линейной.

Указанная технология прошла экспертную оценку в Научно-экспертном совете при рабочей группе Совета Федерации по мониторингу практики применения Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ, Департаменте ТЭХ г. Москвы, которые подтвердили ее высокую энергоэффективность при относительно незначительных финансовых затратах, и рекомендована к применению Центром водосбережения МГУП «Мосводоканал» и «НИИ сантехники». Кроме того, она рекомендована НП «Российское водное общество» и рядом других органов (специализированных в сфере энергосбережения) к применению в ЖКХ и бюджетной сферах.

Более подробную информацию о технологиях энергосбережения Вы можете получить на портале «ЭНЕРГОСБЕРЕГАЙ.РФ», который является первым в России и единственным в своем роде информационно-практическим комплексом по доведению до жителей энергоэффективных технологий, применимых в быту, а также информированию собственников и балансодержателей зданий и сооружений о вариантах реального снижения затрат на жилищно-коммунальные услуги. Деятельность портала основывается на принципах государственно-частного партнерства и соответствует целям и задачам практической реализации положений Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…»

В Едином платежном документе за июль появится новая строка расходов – капитальный ремонт.»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: