Как в пьесе у Александра Николаевича Островского «Без вины виноватые», так и в жизни, управляющие организации априори повинны во всех смертных грехах. Иногда складывается впечатление, что органы ГЖИ перенимают опыт «палочной системы» полиции, когда от количества выданных предписаний, отдельных сотрудников ГЖИ ждет поощрение. В данной статье мы поговорим о том, подпадает ли под нарушение лицензионных требований не соблюдение управляющей организацией порядка осуществления расчетов с РСО в части исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренным частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В силу части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющие организации, которые получают плату за коммунальные услуги от потребителей, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО) в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Надлежащее исполнение обязанностей по договору управления предусматривает выполнение управляющей организацией обязательных требований, установленных жилищным законодательством, в том числе Правилами
осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года № 416 (далее – Правила № 416).
Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, выполнением такого стандарта, как осуществление расчетов с РСО за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида.
Порядок
осуществления расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» (далее — Порядок № 253).
Согласно пункта 6
Порядка № 253, платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
Исходя из п. 7 Порядка № 253, если ежедневный размер платежа, подлежащего перечислению в пользу РСО составляет менее 5 тысяч рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней.
Ранее мы публиковали статью, в которой рассматривалась ситуация, при которой суды всех инстанций признали незаконным предписание ГЖИ об обязании управляющей организации оплатить задолженность перед РСО.
Однако, хотелось бы предостеречь управляющие организации от возможных неблагоприятных последствий в виде предписаний ГЖИ об устранении нарушений лицензионных требований, выразившихся в нарушении порядка расчетов с РСО.
На сегодняшний день существует многочисленная судебная практика, согласно которой, нарушение сроков перечисления денежных средств, поступивших от потребителей в адрес РСО, является нарушением лицензионных требований.
Постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 г. по делу № А45-36119/2017
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что потребители коммунальных услуг исполняли свои денежные обязательства, однако платежи потребителей за предоставление коммунальных услуг, поступающие управляющей организации, в сроки, установленные Постановлением
№ 253, и в объеме поступивших от потребителей платежей, управляющей организацией на счет РСО не перечислены, что является нарушением части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 4 Порядка № 253 и пункта 6.1 Договора ресурсоснабжения.
Поскольку Обществом не обеспечено соблюдение вышеперечисленных норм действующего законодательства, условий Договора ресурсоснабжения и доказательств обратного в материалы дела не представлено, у заинтересованного лица имелись правовые основания для выдачи предписания и изложенные в нем требования Инспекции об устранении указанных нарушений являются законными и обоснованными.
Постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 г. № 17АП-20259/2017-АК по делу № А71-13283/2017
Основываясь на ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, ч. 6.2. ст. 155 ЖК РФ, а также подп. «ж» п. 4 Правил № 416 суд указал, что управляющая организация обеспечивает осуществление расчетов с РСО за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Порядок осуществления расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».
Таким образом, соблюдение порядка осуществления управляющей организацией расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием.
Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018 г. № 13АП-2306/2018 по делу № А56-84809/2017
Суд пришел к выводу что Правила № 253 носят обязательный характер, входят в систему жилищного законодательства, регулируют порядок обращения управляющей организацией с денежными средствами жителей многоквартирного дома при расчетах за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, на иные договоры энергоснабжения не распространяются.
Таким образом, предписание является законным, а Управляющая организация в рамках организации расчетов за поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы обязана соблюдать требования пункта 6 Правил № 253.
Необходимо добавить, что некоторые управляющие организации ошибочно полагают, что установив в договоре с ресурсоснабжающей организацией иной срок внесения платы за коммунальные ресурсы, отличный от установленного Правилами № 253, могут обезопасить себя от претензий как со стороны РСО, так и надзорного органа.
Так, Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 г. № 17АП-2729/2017-АК по делу № А60-55164/2016 установлено, что, исходя из соглашения, заключенного между управляющей организацией и РСО, оплата электрической энергии должна производиться не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
При этом согласно п. 6
Порядка № 253 платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителя исполнителю.
Вместе с тем, общество как исполнитель коммунальных услуг осуществляет платежи в пользу РСО по истечении половины месяца с даты внесения платы потребителями, что не соответствует требованиям п. 6
Порядка № 253.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в результате денежные средства, поступившие в оплату обязательств перед исполнителем коммунальных услуг, подлежащие перечислению в РСО в исследуемый период до 01 сентября 2016 года, поступают в ресурсоснабжающую организацию в сроки, отличные от установленных п. 6, п. 7
Порядка № 253.
Следовательно, Общество не обеспечивает соответствие ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации.
В завершение необходимо сказать о том, что управляющие организации должны держать ухо востро и не забывать о том, что соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.
Компания «Бурмистр.ру» предлагает своим клиентам сервис «Сайты для УК и ТСЖ». Сайты интегрированы с реформой ЖКХ и ГИСом ЖКХ, а также отвечают всем требованиям законодательства. Вся необходимая информация о сервисе тут.
Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.
Откуда возникла тема неплатежей и расщепления. Объективные и субъективные факторы.
Откуда возникла тема неплатежей и расщепления. Объективные и субъективные факторы
Формальные основания. Порядок расчетов между управляющими организациями, товариществами, жилищными и специализированными потребительскими кооперативами и ресурсоснабжающими организациями должен содержаться в устанавливаемых Правительством РФ правилах, обязательных при заключении между такими организациями договоров ресурсоснабжения (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, часть 62 статьи 155 кодекса (в ред. Федерального закона от 4 июня 2011 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») дает Правительству РФ дублирующее поручение установить требования к осуществлению расчетов управляющих организаций, товариществ, жилищных и специализированных потребительских кооперативов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими исполнителями коммунальных услуг заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления.
Одним из аргументов введения «расщепления платежей» является перечисление управляющими организациями платы за потребляемые в многоквартирных домах коммунальных ресурсов в меньшем размере, чем собрано платы от потребителей. Собрать 100% платежей за коммунальные услуги на практике невозможно. Хорошим сбором платы за коммунальные услуги является уровень 95%. Но и при этой собираемости и полном перечислении средств управляющая организация остаются должна ежемесячно, а через полгода ее можно банкротить. Это означает, что проблема неполных платежей управляющих компаний ресурсоснабжающим организациям – это, прежде всего, не свидетельство их воровства или посредничества, а объективная неурегулированность договорных отношений.
Есть незначительное число случаев, когда управляющие организации, имея неплохой уровень сбора платы за коммунальные услуги, перечисляют для расчетов за потребленные коммунальные ресурсы ресурсоснабжающим организациям плату за часть средств, полученных от собственников и нанимателей помещений, а другую часть или присваивают себе, или частично направляют на ремонт дома. Это неправомерное экономическое поведение, в результате которого у ресурсоснабжающей организацией возникают экономические проблемы по расчетов со своими смежниками, что будет иметь негативные последствия для добросовестных потребителей (например, теплоснабжающая организация не сможет расплатиться за газ и, в результате, ухудшится качество теплоснабжения).
Для устранения такой ситуации законодатель уже установил возможность перехода на «прямые платежи» собственников помещений и нанимателей муниципальных и государственных жилых помещений за коммунальные услуги, потребляемые индивидуально (без общедомовых нужд). Такие поправки внесены Федеральным законом от 4 июня 2011 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (части 61, 63, 7, 71). То есть в настоящее время меры по предотвращению недобросовестного выполнения своих обязательств управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами перед ресурсоснабжающими организациями уже приняты.
Кроме того, большая задолженность перед ресурсоснабжающими организациями складывается у управляющих организаций часто не из-за недобросовестности управляющих по перечислению платежей населения, а из-за неправильного выставления счетов ресурсоснабжающими организациями, в частности, из-за применения для определения стоимости потребленных в домах коммунальных ресурсов расчетных способов при отсутствии коллективных приборов учета отличных от расчетных способов, предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг (что бывает нередко), а, в ряде случаев (например, расчеты за тепловую энергию и горячую воду в г. Москве), из-за применения для реализации товаров и услуг ресурсоснабжающих организаций тарифов для организаций при том, что управляющие организации обязаны определять стоимость коммунальных услуг по тарифам для населения.
Нам представляется, что устранение объективно существующих проблем должно происходить в сфере совершенствования нормативно-правового поля и договорных отношений для того, чтобы дать возможность развивать нормальные экономические взаимоотношения сторон. Однако позиция Министерства регионального развития заключается в том, чтобы заменить экономические отношения административными.
Варианты решений
Помимо упомянутого выше возможности принятия решения о переходе на прямые платежи ресурсоснабжающим организациям собственниками помещений в многоквартирном доме или товариществом собственников жилья/жилищным кооперативом (61, 63 и 71ст. 155 Жилищного кодекса РФ) для выполнения поручения о принятии Правительством РФ требований по осуществлению расчетов исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг необходимо не делать перекос в сторону внедрения расщепления платежей (такого требования формально в ч. 62 ст. 155 Жилищного кодекса РФ нет), а установить порядок расчетов, основанный на разумном балансе интересов исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций.
В частности, представляется необходимым урегулировать в устанавливаемых Правительством РФ требований к расчетам:
- сроки выполнения обязательств по расчетам исполнителей коммунальных услуг (абонентов) с ресурсоснабжающими организациями;
- процедуры взаимных сверок объемов (количества) коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме, и сверок расчетов;
- порядок определения расчетным способом объемов (количества) коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме при отсутствии коллективных приборов учета. В настоящее время такого порядка по тепловой энергии, холодной и горячей воде и другим коммунальным ресурсам нет. Применение нормативов потребление, рассчитанных на 1 потребителя (позиция Высшего арбитражного Суда Российской Федерации), не могут быть применены в домах, в которых есть нежилые помещения. При установлении этого порядка очень многие проблемы согласования условий договоров ресурсоснабжения отпадут, а значит будет устранен перекос в сторону интересов экономически более сильных субъектов – ресурсоснабжающих организаций;
- типовые (предпочтительно) или примерные условия договоров ресурсоснабжения в отношении предоставления исполнителям коммунальных услуг скидок, при выполнении ими обязательств по обеспечению определенного уровня оплаты объемов (количества) коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме (например, 95%).
Что предлагается Минрегионом
Главной целью установления требований к осуществлению расчетов исполнителей коммунальных услуг (абонентов) за приобретаемые у ресурсоснабжающих организаций ресурсы является «расщепление платежа», которое по сообщениям СМИ «предполагает оплату услуг ЖКХ отдельно компаниям, поставляющим соответствующие виды услуг. В платежном документе будут перечислены все организации, участвующие в предоставлении коммунальных услуг. Таким образом, гражданин будет перечислять деньги не управляющей компании, как сейчас, а конкретным получателям платежей, и управляющая компания будет получать лишь деньги, причитающиеся ей за непосредственно оказанные услуги. Сам платежный документ при этом останется единым».
Такой подход, скорее всего, основан на следующих исходных оценках:
а) все управляющие организации являются недобросовестными контрагентами ресурсоснабжающих организаций;
б) все собственники помещений в многоквартирных домах являются неактивными, нетребовательными, недостаточно технически, экономически и юридически грамотными поэтому не в состоянии потребовать от управляющих организаций добросовестного выполнения своих обязательств перед собственниками и контрагентами;
в) обеспечение порядка в расчетах между управляющими и ресурсоснабжающими организациями можно только административным путем – запрета самостоятельной оплаты управляющими организациями стоимости потребленных в многоквартирных домах коммунальных ресурсов, установление обязательности внесения платежей за коммунальные услуги собственниками помещений в многоквартирных домами нанимателями муниципальных и государственных жилых помещений не управляющим организациям, а на счета единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ), которые будут «расщеплять» полученные суммы непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Главная ошибка, из которой вытекает предложение ввести расщепление платежей, заключается в том, что управляющая организация не оказывает никаких услуг, а только что-то организует. Значит, управляющая организация ни за что и не отвечает. А это концептуально не верно, и противоречит установленным Жилищным кодексом РФ отличиям способа управления многоквартирным домом управляющей организацией. При этом способе управления многоквартирным домом управляющей организации должна отвечать за весь комплекс мер, направленных на правления многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предоставление всех коммунальных услуг, которые только могут быть предоставлены исходя из уровня благоустройства дома.
К чему это приведет реализация предложений Минрегиона с точки зрения потребителя и рынка управления многоквартирными домами
При переходе на автоматическое расщепление платы за коммунальные услуги и потребленные коммунальные ресурсы через ЕРКЦ будут иметь место следующие недостатки:
1) введение расщепления по факту отменяет договорные отношения, потому что не остается ответственности сторон. То есть это откат от экономических отношений к административным отношениям;
2) будет существенно затруднено проведение управляющими организациями мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности многоквартирных домов. Если платежи от собственников идут напрямую ресурсоснабжающим организациям, которые не заинтересованы в повышении энергоэффективности, то управляющие организации превращается в статистов, транзитеров не имеющих экономической заинтересованности в энергосбережение и повышении энергоэффективности МКД;
3) привлечение управляющими организациями ЕРКЦ для начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в формате аутсорсинга еще можно оправдать наличием информационной базы и ЕРКЦ и единой формой платежа. Это еще может быть в пределах договорных отношений, а не в форме навязывания. Но введение безальтернативного расщепления платы, это совсем другое, находящееся за пределами паритетных договорных отношений;
4) муниципальные ЕРКЦ, как правило, являются аффилированными с органами местного самоуправления и местными чиновниками и в случае перехода на автоматическое расщепление платы за коммунальные услуги и потребленные коммунальные ресурсы через ЕРКЦ управляющие организации теряют самостоятельность при принятии решений о передаче функции начисления платы ЕРКЦ, услуги которых будут навязываться «сверху» (для сравнения, действующий Жилищный кодекс РФ предусматривает право собственников помещений на своем общем собрании принять решение о переходе на прямые платежи). Услуги ЕРКЦ сегодня зачастую являются навязанными де-факто, а при переходе к расщеплению, становятся навязанными де-юре. Из-за аффилированности ЕРКЦ стоимость их услуг часто завышена, но отказаться от услуг ЕРКЦ управляющим практически невозможно, т.к. у ЕРКЦ находится база данных о потребителях и переход на самостоятельное начисление платы может повлечь перебои с выставлением платежных документов;
5) управляющие организации не будут иметь оперативной информации о должниках, не могут оперативно принимать решения о снижении платы на некачественные коммунальные услуги;
6) введение расщепления не решает проблемы неплатежей управляющих организаций ресурсоснабжающим организациям. Поскольку недосбор платежей с населения был и будет всегда, то у управляющих организаций всегда не будет хватать средств для того, чтобы полностью рассчитаться с ресурсоснабжающими организациями. Для решения этой проблемы необходимо принимать иные меры. Например, легализации скидок, предоставляемых ресурсоснабжающими организациями управляющим организациям при выполнении ими условия об оплате потребленных ресурсов на согласованном уровне (например, 95%), или учет «нормативного» недосбора в тарифах на ресурсы. Поскольку нормы Жилищного кодекса РФ жестко устанавливают ответственность управляющей организации за предоставление коммунальных услуг (ч. 71 ст. 155, ч. 23, 11 и 12 ст. 161, ч. 2 и 3 ст. 162) и ее статус, как абонента у ресурсоснабжающей организации, то совершенно очевидно, что в случае введения расщепления платежей недосбор платежей населения будет продолжать оставаться проблемой управляющей организации;
7) введение расщепления не решает проблемы неплатежей собственников и нанимателей управляющим организациям и товариществ собственников жилья. Действенных инструментов воздействия на должников у управляющих организаций в настоящее время нет: Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, запретили ограничивать и приостанавливать предоставление коммунальных услуг электроснабжения при оплате потребителем электроснабжения (для сравнения, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, разрешали ограничивать и приостанавливать предоставление коммунальных услуг электроснабжения при оплате потребителем электроснабжения, но неоплате других коммунальных услуг). То есть, ответственность за недосбор остается у исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива), а возможности влиять на решение данной проблемы у исполнителей практически отсутствуют, а при введении расщепления платежей еще и уменьшаются;
муниципальные ЕРКЦ в настоящее время часто действуют на основании латентных административных решений и по принудительно заключаемым договорам, а после перехода на автоматическое расщепление платы за коммунальные услуги и потребленные коммунальные ресурсы через ЕРКЦ превратятся в легальных монополистов.
При проведении заседаний Госсовета Российской Федерации по вопросам ЖКХ в Сыктывкаре (2010) и в Нарьян-Маре (2011), при организации посещений Президентом РФ объектов ЖКХ организаторами и администрациями принимающих городов показывается искаженная картина проблем ЖКХ. Это, скорее всего, потому, что готовят эти мероприятия чиновники федерального, регионального и муниципального уровня. А чиновники по своей природе всегда заинтересованы в усилении административного влияния на управляющие организации («усилить контроль…», «создать и возглавить комиссию…», «расщеплять плату…» и т.п.). По существу, это еще одна развилка – договоры или административный ресурс. Экономические отношения в жилищно-коммунальном секторе или административные с их значительной в России коррупционной составляющей. Поэтому чиновники на словах предлагают «навести порядок», а на самом деле хотят получить инструмент воздействия на неподконтрольных им управляющих с целью или поставить их под свой личный контроль, или в случае неподчинения вытеснить их с рынка.
Таким образом, предложение о введении «расщепления платежей за коммунальные услуги»:
- не решает проблем, заявленных как причина появления такой меры;
- ухудшает положение жителей, поскольку делает для них неопределенным ответ на вопрос «кто виноват в предоставлении некачественных услуг?», «кто является исполнителем?», «кто продает коммунальных услуги в доме?»;
- является элементом замены рыночных отношений административными ;
- препятствует конкуренции в сфере управления многоквартирными домами;
- убивает бизнес по управлению недвижимости в жилищном секторе как бизнес оказания комплексных услуг клиенту по содержанию недвижимости организованный по принципу «одного окна», сводит его к бизнесу «по подметанию двора».
- создает непреодолимые барьеры в вопросах приборного учета и повышения энергоэффективности МКД
Журнал «Управление многоквартирным домом» | Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов управляющих компаний, ТСЖ, ЖК и ЖСК, а также СРО, ассоциаций и инициативных собственников недвижимого имущества. Подписавшись на , или его вы найдете передовой опыт, методики, стандарты и способы управления МКД, информацию о взаимодействии управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК с органами власти. |
Распоряжение от 30 апреля 2022 года №718-р. Позволит высшим органам исполнительной власти субъектов Федерации утвердить предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях.
Справка
Проект распоряжения подготовлен ФСТ России в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Документ разработан в целях реализации положений статьи 1571 Жилищного кодекса Российской Федерации об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Федерации (далее – индексы) и отклонений величин этих индексов (далее – отклонения) на период с 1 июля 2022 года по 2018 год.
Подписанным распоряжением утверждаются значения индексов на 2022 год, значения отклонений на 2022–2018 годы, а также индексы на 2015–2018 годы в виде формулы.
Значения индексов на 2022 год рассчитаны ФСТ России в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2015 и 2016 годов, а также данными, представленными органами исполнительной власти субъектов Федерации в рамках мониторингов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в 2013–2022 годах и предложениями об установлении на 2022 год индексов по субъектам Федерации.
Кроме того, при определении показателей учтены данные, представленные органами исполнительной власти субъектов Федерации:
— о поэтапном доведении уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100% от установленных экономически обоснованных тарифов;
— о реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований субъекта Федерации, реализации положений заключённых концессионных соглашений, утверждённых инвестиционных и производственных программ, направленных на повышение надёжности и качества оказываемых населению коммунальных услуг;
— о переходе к установлению долгосрочных тарифов.
Также учтены особенности топливно-энергетических балансов субъектов Федерации.
Принятые решения позволят высшим органам исполнительной власти субъектов Федерации утвердить предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, что в итоге позволит ограничить рост платежей населения за коммунальные услуги.
Как такая мера поможет решить эту неоднозначную проблему, мы попытались выяснить у заместителя главы администрации МО «Город Нарьян-Мар» по экономике и финансам Елены Кисляковой.
– Жилищный кодекс определил, что за все в многоквартирном доме отвечает управляющая организация (УО): за содержание, текущий ремонт и качество коммунальных услуг, – говорит Елена Сергеевна. – А собственники квартир должны в полной мере оплачивать эти услуги. При этом УО, помимо договоров с собственниками на оказание жилищно-коммунальных услуг, должна заключить договоры с ресурсниками на приобретение коммунальных ресурсов (тепла, воды, электроэнергии), а также с организациями, занимающимися вывозом мусора, обслуживанием газопроводов, нанять уборщиц и дворников. Ни одна УО не обойдется без бухгалтера, кассира, экономиста, юриста и руководителя. Управляющая организация должна платить банку и почте за прием платежей от населения без дополнительной оплаты, должна содержать работников, которые отвечают на обращения граждан и запросы контролирующих организаций. При этом нужно понимать, что, как правило, единственный источник покрытия всех затрат управляющей организации – это платежи граждан за содержание жилого фонда. В идеале УО, чтобы определить стоимость содержания, должна посчитать все возможные затраты по дому и разделить на общую площадь квартир. При этом нужно понимать: чем меньше дом и хуже его техническое состояние, тем больше будет плата в расчете на один квадратный метр жилья. Поэтому УО стремятся получить в управление новые многоэтажки, ведь затраты на них меньше, и есть вероятность покрыть их, собрав плату с граждан.
Окончательное решение о стоимости платы за содержание определяется на собраниях собственников жилья. К сожалению, собственники крайне редко готовы оплачивать все затраты управляющих организаций.
В результате управдомы подписывают договор управления, заранее зная, что не смогут покрыть всех своих затрат. Однако на этом проблемы УО только начинаются.
Во всем мире примерно 5% граждан ни при каких условиях не платят за жилищно-коммунальные услуги, в результате УО не собирают и тех денег, на которые рассчитывали. До марта прошлого года действовало правило: если в доме нет общедомовых приборов учета воды, то ресурсники выставляли плату на весь дом по нормативу, а граждане, установившие индивидуальные приборы учета, платили по показаниям приборов. У УО накапливалась дельта, которая никем не покрывалась. Если дом требовал ремонта или очистки выгребной ямы, а собственники не приняли решение об оплате этих работ, то по жалобе этих же жителей жилинспекция выписывает штраф УО (кстати, если штраф не будет вовремя оплачен, то его размер удвоится).
Перед УО всегда встает дилемма: в полном объеме заплатить за коммунальные ресурсы или вовремя выдать зарплату своим работникам и рассчитаться по налогам и оплатить штрафы? Все знают, что за задержку зарплаты и налоговых платежей наступят серьезные правовые последствия. Поэтому абсолютное большинство УО неизбежно накапливают задолженность перед ресурсниками.
Прекратить эту порочную практику возможно только при условии, когда деньги за коммунальные услуги будут поступать напрямую ресурсоснабжающим организациям.
– Но ведь так происходит по всей стране, неужели нельзя принять законы, которые урегулировали бы эту ситуацию?
– С сентября 2012 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 253, в соответствии с которым управдомы обязаны уже на следующий день перечислять ресурсникам платежи, поступившие от граждан за коммунальные услуги. Но проблема в том, что у большинства УО счета арестованы судебными приставами на основании исполнительных листов ресурсоснабжающих организаций и других кредиторов. Любые средства, поступающие на счет УО, банк направляет на погашение задолженности в соответствии с очередностью: сначала гасится зарплата работникам организации, затем налоговые платежи, а уже потом оплачиваются требования ресурсо-снабжающих организаций, причем в соответствии с очередностью их поступления в банк.
Поэтому, если даже УО решит жить по правилам 253-го постановления, выжить она не сможет. Однако в этом документе есть исключение, которое не применяется, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
В случае расщепления платежей ресурсники будут получать все средства, которые оплачивает население за коммунальные услуги, а УО получит деньги за содержание жилья.
– Но ведь за электроэнергию и газ мы платим напрямую, почему ПОК и ТС не может выставлять нам счета за тепло и воду?
– Действительно, еще с советских времен за электроэнергию и газ мы платили по отдельным квитанциям. В этих организациях созданы специальные службы сбыта, содержание которых предусмотрено в тарифах на электроэнергию и газ. Чтобы не разрушать сложившуюся систему, в законах о газо- и электроснабжении сделаны исключения из общего правила, разрешающие заключать договоры ресурсоснабжения непосредственно с гражданами, минуя управляющую организацию. Для тепло- и водоснабжения законом такая возможность дана только в случае выбора способа управления – непосредственное управление.
– Елена Сергеевна, как все-таки происходит расщепление платежей?
– Пилотным проектом послужили 46 многоквартирных домов, обслуживаемых ООО и ТСЖ «Служба заказчика», жильцы которых к концу января проголосовали за расщепление платежей. Жителям этих домов за январь были выставлены счета, в которых кроме обычных строк и граф после слов «всего к оплате» появились отдельные строки: с суммами оплаты в пользу ПОК и ТС и ООО «Служба заказчика», а также дополнительное извещение внизу страницы с реквизитами ПОКа.
– Какие трудности возникли при реализации этого проекта?
– Как и в любом новом деле не обошлось без проблем. В первые дни почта не принимала новые квитанции, несколько недель ушло на отработку схемы взаимодействия между ПОК и ТС и УО. Не все граждане согласны с новой системой, особенно это касается тех, кто привык платить за жилищно-коммунальные услуги через кассу управляющей организации. Кто-то всю сумму оплатил ПОКу, другие, напротив, всю сумму направили в управляющую организацию. Но постепенно все налаживается. Взаимодействие между всеми участниками процесса есть, в ближайшее время в конторе ООО «Служба заказчика» появится платежный терминал для тех, кто привык платить за коммуналку в конторе управляющей организации.
– И каковы первые итоги? Удалось ли достигнуть поставленной цели?
– Говорить о результатах пока рано. Первые квитанции с расщеплением платежей поступили жителям 46 домов только в начале февраля. Несмотря на то, что проводились собрания в домах, информация размещалась через СМИ, для многих граждан новые квитанции стали сюрпризом. Не все поняли, как оплачивать коммунальные услуги, не все захотели платить за услуги ПОК и ТС. Сюда наложилась и ситуация по изменению размера платежа с 1 января 2013 года, связанная с отменой компенсаций.
В феврале ПОК и ТС получил 1,5 миллиона рублей от жителей первых 46 домов. В ближайшее время квитанции с учетом расщепления платежей получат жители, проживающие в домах, обслуживаемых ООО «Базис-Сервис». За март такие квитанции получат жители еще 66 домов ООО и ТСЖ «Служба заказчика».
– Что можно посоветовать гражданам, которые получат квитанции с расщеплением платежей?
– Для тех, кто привык платить на почте или через кассу Сбербанка, ничего не изменится. Платите полную сумму, указанную по счету, а оператор самостоятельно произведет все действия по расщеплению. Если кто-то платит через терминал Сбербанка, а управляющей организацией является ООО «Служба заказчика», то при наборе номера вашего лицевого счета высветятся две суммы, оплату которых необходимо подтвердить. Сложнее, если люди привыкли платить через кассу управляющей организации. Здесь придется часть денег, причитающуюся ПОК и ТС, платить через банк, почту, платежный терминал или через кассу ПОК и ТС. Если же ваша управляющая – ООО «Базис-Сервис», и вам удобно платить через терминал, необходимо произвести два платежа – отдельно в ООО «Базис-Сервис» и отдельно в ПОК и ТС.
– Все ли управляющие организации будут расщеплять платежи?
– Это не обязательно. Если управляющая организация свое-временно перечисляет платежи, полученные от населения за коммунальные услуги в адрес ресурсоснабжающих организаций, то ей нет необходимости расщеп-лять платежи. К таким организациям относятся ТСЖ «Дворянское гнездо», ООО «Коми-сервис» и ООО «УК «Нарьян-Марстрой».
– Так кому же выгодно расщепление платежей?
– Выгоду получает и ресурсо-снабжающая организация – она напрямую получает плату граждан за коммунальные услуги, и управдомы, выполняющие свои обязательства по оплате за потребленные ресурсы, сокращая свои затраты на расчетно-кассовое обслуживание. Ведь за поступившие коммунальные платежи банку и почте платит ресурсо-снабжающая организация.